0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хакасы или кыргызы? Хакасы.

Откуда киргизы пришли на Тянь-Шань, что их связывает с енисейскими кыргызами

Все мы знаем, что в Центральной Азии, в западной и центральной части Тянь-Шаня, расположена Республика Киргизия, или по-киргизски Кыргыз Республикасы. Ее жители, а их число в 2015 году перевалило за 6 миллионов, называются киргизами или кыргызами, что исторически и лингвистически правильнее.

При этом считается, что прародина киргизов находится далеко на северо-востоке в среднем течении Енисея, в Минусинской низменности. Однако сейчас там проживают хакасы, которых раньше называли енисейскими кыргызами, а в советское время — енисейскими татарами.

Так какая связь между енисейскими хакасами и тянь-шаньскими киргизами?

Начать рассматривать историю киргизов следует с далекой древности.

Часто енисейских кыргызов ошибочно отождествляют с динлинами. Это неверно.

Енисейские кыргызы являются генетическими потомками афанасьевцев, проживавших в территории юга Западной Сибири в III-II тысячелетии до н.э. Происхождение афанасьевцев, по мнению ученых, связано с автохтонным неолитическим населением.

Афанасьевцы, как и последующие андроновцы имели европеоидный антропологический тип. Если быть более точным, они принадлежат палеоевропейскому или кроманьонскому типу, отделившегося от основной европейской ветви еще в каменном веке. Попытки установить генетическую преемственность афанасьевцев от носителей южно-уральской ямной культуры выглядят неубедительно. Против их преемственности выступают не только различие в погребальных обрядах, но и генетический материал (без конкретизации гаплогрупп R1a у палеосибирского населения и R1b у населения Южного Урала).

Окуневская культура бронзового века связана с миграцией в Минусу населения из Северного Казахстана и Барабы. Однако окуневская культура не получила повсеместного распространения, некоторое время существуя параллельно с андроновской. И именно андроновская культура под влиянием мигрантов с юга трансформировалась в карасукскую. Это была первая волна миграции монголоидного элемента в Минусу, которая, однако, не смогла существенно изменить генетический состав населения.

Здесь следует заметить, что эти южные мигранты именовались в китайских летописях «жун-ди». Как и андроновцы, жун-ди имели в целом европеоидную внешность, однако из-за многовековых контактов с китайцами в их облике монголоидный элемент был выражен довольно сильно.

В середине I тысячелетия до н.э. В степях Евразии складываются культуры скифского типа. В Минусе это была тагарская культура, в Туве – уюкская, на Алтае – пазырыкская, в Казахстане – сакская. Параллельно в севере Гоби складывается народ хунну (сюнну). Если скифские культуры формировались на базе автохтонного андроновского населения, то хунны являются потомками восточной ветви жун-ди. Подробно о формировании хуннов написано в статье «Хунну — тюркоязычные европеоиды с монголоидной внешностью» ( ссылка ).

Племена жун-ди в это время в китайских летописях уже именуются чи-ди. Под натиском хунну скифские культуры прекратили существование. Потеснили хунны и чи-ди. Часть из них ушла на север в Минусу, где, смешавшись с местным тагарским населением, стала носителями таштыкской культуры. Другая часть чи-ди под именем ди-ли отошла на восток, где после падения Юэбани, последнего осколка империи хунну, создала свое государство Гаогюй в центральном Тянь-Шане, сами же ди-ли, в очередной раз транскрибировав в китайских источниках свое имя, стали известны как динлины или гаогюйские динлины.

В Минусу динлины попали в хуннское время, в III веке. Таким образом, возвращаясь к написанному, енисейские народы нельзя отождествлять с динлинами. Собственно динлины жили южнее: от северной окраины Гоби до предгорий Саяно-Алтая. Конечно, проникновение динлинов в Минусу происходило и ранее хуннского времени. Но правильно было бы говорить не о том, что динлинское влияние выходило за рамки Минусы, а что Минуса входила в ареал динлинского вляния. Подробнее о сложении и истории динлинов написано в статье «Динлины — европеоидная раса в самом сердце Азии» ( ссылка ).

И вот здесь в относящейся к завоеванием шаньюя Модэ летописи «Ши цзи» впервые возникает этноним «кыргыз» в форме «гэгунь» («гаогюй»). Таким образом, этноним «кыргыз» появляется в III веке, однако появляется он не в Минусе, а в предгорьях Тянь-Шаня, а затем, много позже, укрепляется в Минусе. Народы же от Тянь-Шаня до Ордоса, ранее называвшиеся динлины, в очередной раз транскрибировали в китайских источниках свое имя на «теле», став основой для древнетюркского этноса.

Динлины в Минусе положили начало сложению древнетюркского субстрата в этом регионе. В тюркское время (начиная с VI века) они были носителями так называемой культуры чаа-тас, во времена кыргызского великодержавия (существования Кыргызского каганата, IX-X век) – тюхтятской, а затем вплоть до монгольского завоевания – аскизской археологической культуры. При этом неизменно в китайских летописях именно Минуса именуется страной кыргызов, которые в очередной раз сменили название на «хягяс», сохранив его до наших дней.

Таким образом, четко прослеживается вполне определенная последовательность: жун-ди -> чи-ди -> ди-ли (динлины) -> теле. И если «ди-ли» в хрониках Сымя Цянь в форме «гэгунь» возводятся к этнониму «кыргыз», то предки киргизов появились на Тянь-Шане еще в V веке, где и проживали с тех пор вплоть до современности сначала под общим этнонимом «теле», затем, уже утратив самоидентичность, входили в состав Уйгурского, Кыргызского каганата, Западного Ляо, Монгольской империи, Золотой орды, Казахского и, наконец, Джунгарского ханства. Однако китайцы уже с образования Тюрского каганата отказываются от термина «гэгунь» («гаогюй») и называют жителей центрального Тянь-Шаня, как и Синьцзяна, и Монголии собирательным этнонимом «теле», но переселившихся на Енисей динлинов они с завидным постоянством продолжают называть «кыргызы» в вариации «хягяс».

Что же касается современных киргизов, то существует несколько версий.

Бездоказательно считается, что енисейские кыргызы мигрировали на Тянь-Шань, правильнее было бы сказать, вернулись. Ни причин, ни времени, ни пути, ни фактов – вот мигрировали и все тут. Однако здесь существует значительное расхождение в датировках. По одной версии, это произошло во времена Монгольской империи (в XIV-XV веке), по другой – во времена Ойратского (Джунгарского) ханства (в XVIII веке). Однако нет никаких источников, подтверждающих переселение кыргызов с Енисея на Тянь-Шань ни в домонгольское, ни в монгольское время, к слову, для такого переселения тогда не было и никаких исторических предпосылок. Лишь в начале XVIII века, в 1703 году, джунгарский хан Цэван-Рабдан, опасаясь захвата Минусы Циньским Китаем или Россией, переселил своих подданных кыргызов из Минусы на юг. По оценкам, тогда было переселено порядка 15-20 тысяч человек. Однако переселенные кыргызы не были переселены на территорию современной Киргизии, а распределены по всей территории Джунгарии, преимущественно вдоль границ для их защиты. Таким образом, нет подтверждения миграции или принудительного переселения енисейских кыргызов на Тянь-Шань ни до XVIII века, ни в XVIII веке, ни позже, нет их ни в Российской, ни в Советской истории.

Читать еще:  История башкиров. Этногенез башкир

Таким образом, я принимаю версию, что кыргызы на Тянь-Шань ни откуда не пришли, они попросту оттуда не уходили. История кыргызов восходит ко II тысячелетию до н.э., когда Енисей и Тянь-Шань входили в единую этнокультурную общность. Наибольшее сходство в культурном отношении для обоих районов относится к андроновскому этапу, различия появляются к скифской эпохе. Затем это этнокультурное единство было разорвано вторжением хуннов. С этим временем и связано расчленение предков киргизов на две ветви: «тянь-шаньскую» и «енисейскую». При том, что никогда связи двух регионов не прерывались, нет никаких подтверждений переселения или миграций ни в ту, ни в другую сторону, ни в эпосе, ни в археологическом материале.

Так, следует согласиться с А.Н.Бернштамом: киргизы – это не столько реально существовавшая средневековая тюркоязычная народность, сколько «голубоглазые и рыжеволосые» потомки динлинов. Однако исторические динлины не обитали ни на Енисее, ни на Тянь-Шане, а жили в Монголии, откуда часть их ушла на Енисей, став кыргызами, а другая – на Тянь-Шань, став гяогюйскими динлинами, что в терминологии Сымя Цянь суть одно и то же, правда, по названию, но не сущности.

Что же касается современного названия киргизов, то возникло оно не на исторической почве. Так киргизами (киргиз-кайсаками) в царской России и в первые годы Советской власти именовали казахов, существовали также «киргиз-калмыки» и многие другие. То есть, этноним «киргиз» употреблялся в таком же широком смысле, как и «татары». После административной реформы в СССР киргиз-калмыки стали калмыками, киргиз-кайсаки – казахами, енисейские киргизы – хакасами, а кара-киргизы – просто киргизами.

Взгляд из объектива прошлого: Хакасы

Хакасы это тюркоязычный народ Южной Сибири, одни из потомков енисейских кыргызов. Этнос складывался из многих этнических компонентов: саянских самодийцев, тюрков, монгольских народов и европеоидов, обитавших на территории Хакасии с бронзового века вплоть до средневековья. Поэтому современных хакасов относят к южносибирской расе, которое имеет смешанное происхождение (европеоидов и монголоидов).

В подтверждение этого факта говорят погребальные таштыксие маски (это практически предсмертный портрет лица человека), которые имели распространения на территории Хакасии. В древних ликах мы видим монголоидные черты, так и европеоидные.

Для мужчин таштыкской эпохи преобладали чёрный и синий цвета погребальных масок, для женщин — красный.

К концу девятнадцатого века хакасы делились на четыре субэтнические (диалектные) группы: качинцы, койбалы ( говорившие на диалекте камасинского языка, принадлежавшего к южной подгруппе самодийской группы языков), кызыльцы, сагайцы (сейчас составляют 70% современных хакасов).

В начале двадцатого века началось национальное объединение субэтносов в одну нацию, решающий вклад в пробуждение национального самосознания хакасов, принадлежит ученому этнографу Степану Майнагашеву, основателю хакасской письменности и автономии.

Кроме своих научных трудов, Степан Майнагашев оставил коллекцию бесценных фотокадров. Запечатлев виды Хакасии, быт, культуру и традиции хакасов.

Майнагашевы. Иресов аал. 1912 г. Проводы Степана Дмитриевича на учёбу в Москву. Фотореставрация: Лариса Баканова

Хакасы в объективе Степана Майнагашева:

Сагайцы всегда почитали себя прямыми потомками енисейских кыргызов, о чем свидетельствует хакасский фольклор.

Сагайцы в традиционных костюмах

Сложение сагайского субэтноса относится к 18— 19 в., когда на месте Алтырского улуса (одного из княжеств енисейских кыргызов) была образована первоначально Сагайская землица, а позднее Степная дума соединенных разнородных племен.

Группа детей. Сагайцы

Название Сагайской землицы 18 в. произошло от сеока (рода) «сагай», который составлял там абсолютное большинство. В 19 в. этноним «сагай» распространился на племенные группы бирюсинсцев, бельтыров и верхотомцев (тюльберов).

Сагайцы в традиционных костюмах.

У сагайцев очень много обычаев и праздников связных с земледелием, что говорит о древности работы с землей. Так в посевную страду сагайцы придерживались различных суеверных обычаев. С первого дня работы на пашне они не умывались, иначе можно смыть счастье. Запрещалось спать вместе с женой, иначе посев будет с сорняком. Нельзя было делать талкан, иначе зерно будет с сажей и т.д.

Сагайцы разъезжаются после жертвоприношения.

После завершения посевной в поле организовывали «ӱрен хурты» — праздник убивания земляного червя. Земледельцы окропляли засеянные пашни хлебным вином, сделанным из остатков зерна, и просили землю оградить молодые побеги от уничтожения червями и дать хороший урожай.

Цитата из журнала «Живая старина»

» Сагайцы — ловкие зверопромышленники, а все вообще хакасы — прекрасные наездники. Никогда русскому так не справиться с диким конем, как справляется с ним здешний хакас. На всем скаку, в степи, кидает он такому коню волосяной аркан на шею или под ноги, и мигом останавливает его. Как бы тот смел и строптив ни был, поневоле должен покориться опытной руке. Тогда, сделав из того же аркана узду, хакас стреноживает коня, привязывает его к столбу, изредка поглаживает ему гриву и крестец и, прикрикивая на коня, седлает его. «

Девушка, ездившая за брусникой.

Несмотря на относительную изоляцию, кызыльцы сохранили представления о своем родстве с хакасами.

Одна часть кызыльцев возводила себя и сагайцев к двум братьям Кызылаху и Сагаяху, другая часть считалась «одного происхождения с качинцами».

Кызыльцы, портрет семьи.

Кызыльцы сформировались в 18 — 19 вв. отдельно от других хакасских родоплеменных групп в составе Ачинского уезда на месте бывшего Алтысарского улуса (княжество енисейских кыргызов).

Ведущее положение в 18 в. занимал один из бывших аймаков Алтысарского улуса — род «хызыл», по имени которого была названа землица, а позже и степная дума (см. Кызыльская Степная дума). Кызыльский род являлся консолидирующим, вследствие чего этноним был принят остальными родами .

Кызыльцы, протерт мужчин.

В 1794 кызылыцев насчитывалось 2109 душ муж. пола. К ним относилось около 200 различных фамилий. Кроме местных родов, в состав этнических групп кызыльцев вошли выходцы из Алтая и часть сибириских татар.

Внутренний вид юрты.

Кызыльцы традиционно занимались рыболовством и охотой. Согласно хакасскому фольклору, древние кыргызы испытывали отвращение к речной рыбе и, чтобы пользоваться питьевой водой, проводили специальные каналы. До сих пор среди степного населения рыбу иносказательно называют «суғ хурты» — водяные черви. У таежных жителей рыба являлась неотъемлемой частью пищевого рациона.

Русское название » качи»(или «качинцы») происходит от реки Кача протекающая вблизи Красноярска, там качинцы проживали до переселения на свободные земли по pекам Июсы и Абакан. Русская форма «качи» затем была перенята хакасским населением как «хааш» (хаас), но уже в значении общего обозначения скотоводов Качинской степной думы. Общим же самоназванием качинцев, являлся этноним «ызыр».

Качинцы, протерт семьи.

Среди хакасов качинцы оставались чистыми скотоводами , которые в 1890 г. сосредоточивали в своих руках около 60% всего поголовья скота.

Качинцы в традиционных костюмах.

Сагайцы называли качинцев дербетами, что указывает на происхождение из северо-западной Монголии. Существует легенда, по которой один из ханов отдал целое племя в качестве приданого кыргызскому князю Оджен-бегу. Качинцы предположительно составляли часть населения Джунгарского ханства, которое было разгромлено в 1756 году. Тогда часть из них переселилась на территорию современного Красноярска.

Читать еще:  Волшебные сказки кто их написал. Старт в науке

Частые контакты с кыргызами привели к тому, что в начале 19 века многие качинцы отождествляли себя с енисейскими кыргызами.

Качинцы в традиционных костюмах.

Так вплоть до начала XX века качинцы, ядро которых составили сеоки господствовавших кыргызов, гордились своим происхождением и считали сагайцев, кызыльцев и койбалов ниже себя но достоинству, презрительно называя их «пора сӧӧк» — т.е. серая кость, а себя относили к былой родовой аристократии «хасха сӧӧк», т.е. белая кость.

Качинцы, мужская половина в юрте.

Качинцы упорнее всех сопротивлялись крещению, о чем свидетельствуют донесения проповедников.

В 1707 койбальские князцы присягнули на верность русскому царю. После этого на всех жителей Тубинского княжества распространяется административное название «койбал» (по хак. «хойбал»), со временем ставший самоназванием.

Койбалы, лечение глаз.

Однако сагайцы и кызыльцы продолжали называть койбалов «туба» вплоть до этнографической современности. И считались они среди хакасов самыми древними жит. Хак.-Минусинского края.

В настоящее время к потомкам койбал себя относит группа хакасов, проживающая в деревнях Алтайского и Бейского р-нов.

В 1918 году, на II съезде инородцев в улусе Чарков Степан Майнагашев предложил для всех коренных жителей Хакасско-Минусинской котловины общее название «хакасы».

В марте 1920г. был арестован Степан Майнагашев, а спустя месяц, после скорого суда, его с братом Василием расстреляли по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Хакасы — история, уклад жизни, древние обычаи

Хакасы — немногочисленный народ, имеющий тюркские корни. Раньше их называли енисейскими татарами. Родственными им являются алтайцы, шорцы, сибирские татары. Происхождение этого народа уходит в глубокую древность. Многие века их жизнь была тесно связана с религиозными культами, построенными на взаимодействии с природой.

Численность

В настоящее время общее число хакасов составляет примерно 75 000 человек. Народ имеет несколько этнографических групп:

  1. Кызыльцы. Проживают в Ширинском, Орджоникидзевском регионах Хакасии.
  2. Сагайцы. Впервые упомянуты персидским ученым в рукописях 14 века.
  3. Качинцы. Русские летописцы писали об этом субэтносе с начала 17 века.
  4. Койбалы. Включали этногруппы, говорящие на самодийских языках. В настоящее время ассимилировались качинцами.

Где живут

Хакасцы живут на территории Республики Хакасия, входящей в Сибирский федеральный округ. Там их находится около 63 000. В Красноярском крае живет 4 000 человек, на территории Республики Тыва — около 900.

Народ разговаривает на хакасском языке, относящемся к восточнотюркской ветви тюркских языков. Некоторые ученые выделяют его в отдельную хакасскую группу. Язык включает несколько диалектов: качинский, сагайский, шорский, кызыльский.

Религия

Официальной религией считается православие, которое было внедрено насильственно (19 век). Изначально был распространен шаманизм с культом духов, древними обрядами. Эти обычаи еще сохранились на территории проживания хакасов.

Название

Сами себя представители этого народа называют тадар. Раньше применялись наименования: минусинские, абаканские, ачинские татары. Китайцы называли их термином «хягасы», который позже трансформировался в «хакасы».

История

Распространенная версия происхождения хакасов говорит о том, что они являются потомками енисейских киргизов, населявших Саяно-Алтайский регион. Еще до нашей эры с ними вели войны древние китайцы. Постепенно племена динлинов (прародителей енисейских киргизов) были вытеснены в Джунгарию, оттуда на Алтай, Минусинскую котловину. Там они смешивались с местными жителями. Внешность этих людей описывалась как европеоидная: светлая кожа, белокурые или рыжие волосы, серые, голубые глаза. Несколько веков подряд древние кыргызы воевали с тюрками, уйгурами. Затем был образован Кыргызский каганат, подчинивший себе Центральную Азию (9 век). Период с 13 по 15 века был периодом властвования Монгольской империи, которая включила в свой состав разгромленные княжества Кыргызского каганата.

16 век стал началом освоения Сибири. Русские войска присоединили Хакасию и разделили ее на 4 региона: Томский, Кузнецкий, Красноярский, Ачинский. Население было обращено в христианство. После революции 1917 года официально появился термин «хакасы». Республика Хакасия образовалась после распада Советского Союза и вошла в состав РФ.

Внешность

Антропологи разделяют представителей этого народа на два типа: уральский и южносибирский. Оба они относятся к переходному типу между европеоидной и монголоидной расами. Хакасы имеют широкие округлые лица с узкими глазами. У них красивые объемные губы, небольшие прямые носы. Представители этого народа обладают смуглой кожей, черными волосами, темными глазами. Девушки носят длинные волосы, которые заплетают в косы. Мужчины среднего роста, худощавые.

Жизнь

Издавна хакасы вели полукочевой образ жизни. Поэтому земледелие было развито слабо и не во всех районах. Традиционными занятиями в древности были:

Хакасы разводили овец, коров, лошадей. Часто выращивали домашнюю птицу. Женщины выделывали овечью кожу, из которой затем шили одежду, обувь. Также занимались валянием войлока. Из коровьей, лошадиной кожи изготавливали посуду, сундуки, латы. Шкуры предварительно коптили, обрабатывали на кожемялке. В результате получался прочный твердый материал. Из шерсти овец катали войлок. Из него делали ковры, покрывала для юрт, спальные принадлежности.

Рыбную ловлю кызыльцы стали практиковать уже в результате заимствования у русских. Ведь все же регион, в котором они жили, был богат речной и озерной рыбой. Это было своего рода подсобным занятием некоторой части хакасов. В одиночку ловля осуществлялась с помощью гарпунов, подводных ловушек. Во время осенне-весеннего сезона рыбу добывали группами, используя большие сети. Улов распределялся поровну между всеми участниками промысла. Сетями также ловили водоплавающую птицу. Водоем, возле которого располагалось поселение, считался собственностью его жителей. Посторонние могли рыбачить там за определенную плату.

Женщины и дети занимались собирательством. Выкапывали съедобные коренья, собирали ягоды, орехи. Важное значение имел промысел кандыка и саранки — луковичных растений. Их сушили и перемалывали в муку. Осенью разыскивали норки мелких грызунов с запасами корешков и зерен. На Бейском озере добывали соль. Позднее там было создано солеваренное производство.
Хакасские женщины знали ткачество. Они пряли овечью шерсть. На основе шерсти и растений ткали разные виды материалов:

  • льняной;
  • конопляный;
  • крапивный;
  • сукно.

Хакасское национальное украшение

Из тканей делали повседневную и праздничную одежду, из овчины и меха животных — верхнюю одежду, головные уборы. У хакасов было развито гончарство. Они делали горшки, керамические вазы. Существовала добыча железной руды, кузнечное дело. Из железа ковали инструменты, элементы упряжи, оружие. Важным промыслом было ювелирное дело. В Средние века ценились хакасские серебряные изделия, украшения.

В хакасских семьях сохраняется патриархальный уклад. Родители обычно заводили много детей, которых очень любили. До вступления в брак дети жили в родительском доме. Женатому сыну отец должен был поставить отдельную юрту. Молодоженам давали наследство из скота и имущества. Все родственники были сплочены, подчинялись отцу. Вся работа разделялась на женскую и мужскую. Мужским делом считалось добывание пищи, строительство жилищ, женской — домашнее хозяйство, изготовление одежды.

Читать еще:  Венецианов биография. Художник венецианов биография

Жилище

Хакасы образовывали селения, состоящие из 10-15 жилищ. Они назывались аалы. Часто их составляли родственные семьи. Традиционным жильем хакасов считается юрта. Строения делали просторными, с большой конусообразной крышей. Ранее они были переносными, так как племена кочевали с места на место. Их делали из жердей, войлока и бересты. С 19 века стали строить деревянные юрты. Стены складывали из бревен, крышу покрывали досками или корой. Юрты имели форму правильного многоугольника (с количеством углов от 6 до 12). В середине располагался очаг, обложенный камнями, над которым было отверстие для дыма. Пол утаптывали, ничем не покрывая. Входная дверь всегда выходила на северную сторону.

Справа была женская половина, слева — мужская. На женской располагали домашнюю утварь, ткацкий станок, принадлежности для шитья. В мужской развешивали оружие, раскладывали рабочие инструменты. Пищу принимали за низким столиком. Для хранения вещей использовались сундуки. Хакасские семьи имели множество посуды, которая была деревянной, медной, берестяной, глиняной. Ее расставляли на полках. Девушки имели богатое приданое. Они приходили в дом мужа с несколькими сундуками утвари, ковров, одежды.

Одежда

Повседневная одежда мужчин состояла из рубахи и штанов, заправляемых в сапоги. Рубаха имела большой отложной воротник, свободные рукава, которые заканчивались узкими манжетами. Сверху надевался халат из сукна или шелка (праздничный). Его подпоясывали широким цветным поясом. Головным убором служила меховая шапка цилиндрической формы.

Женские национальные костюмы отличаются красотой и изяществом. Основная деталь женского гардероба — длинное платье в пол. Заднюю часть делают длиннее передней, за счет чего достигается эффект шлейфа. Под низ надеваются штаны, которые не должны видеть мужчины. Поэтому их заправляли в сапоги. Платья традиционно шьют из тканей ярких расцветок. Сверху наряд дополняется безрукавкой, имеющей приталенный крой. Ее делают контрастного оттенка, дополняют вышивкой, тесьмой. Верхней одеждой является кафтан или шуба.

На праздники хакасские замужние женщины надевают национальное украшение — пого. Оно представляет собой нагрудник округлой формы, расшитый бисером, кораллами, перламутровым декором. Интересен женский головной убор. Он выполняется в виде высокой округлой шапочки с расширением кверху. Передняя часть украшена вышивкой, ажурной тесьмой. Зимние шапки, сделанные из меха, имеют такую же форму. Такой покрой головного убора удачно гармонирует с расклешенным платьем, добавляя женственности образу.

Хакасская кухня разнообразна и питательна. Она составлена на основе мяса домашних животных, молочных продуктов, рыбы, даров леса. Мясо заготавливали впрок, для этого его вялили, сушили, делали колбасу. У хакасов существует множество вкусных блюд на основе баранины, конины, лесной дичи. После того как забивали скот, делали мясные заготовки — ысты. Брали ребра, позвоночник, лопатки, сало, печень, сердце и делали из них наборы. Части туши заворачивали в желудок, замораживали. Так оно хранилось длительное время.
На основе коровьего, овечьего молока делается сметана, творог, масло, различные сорта сыров. Эти продукты употребляются отдельно и входят в состав других блюд. В качестве гарнира используются картофель, выращивать который хакасы научились у русских, корнеплоды, ячмень. Ягоды, орехи, мед служат для приготовления десертов. Популярные блюда хакасской кухни:

  1. Хыйма. Домашняя колбаса из конины с чесноком и приправами. Рубленый фарш набивают в кишки и варят. Колбасу подают горячей, политой бульоном.
  2. Мюн. Бульон из мяса дичи. Утку или куропатку варят до готовности, добавляют овощи, приправы. Затем мясо убирают, подают отдельно. Мюн едят из пиал.
  3. Потхы. Горячее блюдо на основе пшеничной муки и сметаны. Сметану кипятят, затем всыпают муку, добавляют яйцо.
  4. Чулма. Туша барана, запеченная целиком. Сначала тушу опаливают над костром, затем удаляют внутренности, закапывают ее в угли. Там мясо томится в собственном соку.
  5. Харбан. Мясное блюдо на основе баранины. Мясо мелко нарезают вместе с салом, варят в казане с луком.
  6. Хандых потхы. Каша из кандыка. Клубни сушеного растения толкут до получения муки, заливают сметаной, кипятят до готовности. Это блюдо готовят на праздники.

В качестве напитков используются айран, кумыс, травяные чаи. На основе айрана традиционно делали молочную водку — арака. Напиток изготавливался с помощью самогонных аппаратов. Водку применяли на праздниках для угощения гостей, а также в религиозных обрядах. Употреблять напиток разрешалось мужчинам с 25 лет, женщинам — после рождения 2-3 детей.

Традиции

До прихода христианства хакасы поклонялись духам природы. У них был распространен шаманизм. Многие обряды связаны с земледелием и скотоводством. На хакасской земле множество мест, где совершались жертвоприношения богам, общественные моления. Шаманы выполняли не только роль посредника между богами и людьми, но и лечили население от разных болезней.
Существовал культ священного скота. В основном священным животным была лошадь (ызых ат). В каждой семье выбирали ызых ат, в ее гриву вплетали разноцветные ленты. Шаман исполнял специальный обряд по посвящению лошади. Ызых ат ограждал остальных животных от различных неприятностей, болезней. Также был распространен культ гор. Каждый род хакасов имел свою священную родовую гору. Духи гор считались предками рода. Шаманы совершали обряды жертвоприношения горам, на вершине устанавливали священный камень для моления. Также хакасы поклонялись:

  • огню;
  • водной стихии;
  • небесным светилам;
  • великому небу;
  • умершим предкам.

Одним из самых важных был культ огня. Огненный дух представляли в виде женщины. Многие старики рассказывают, что видели красивую обнаженную женщину с рыжими волосами, которая разговаривала с ними. Иногда она предстает в облике старой женщины, одетой во все черное. Хозяйка огня показывалась только людям с чистой душой. С существованием духа связаны некоторые запреты: нельзя ворошить огонь острыми предметами, плевать в него, перескакивать через костер, кидать в него мусор. Богиня огня дает людям свет, тепло, защищает от злых демонов, очищает жизненное пространство.

Огонь необходимо уважать, ежедневно кормить его. Во время приготовления пищи огонь всегда кормили, подкладывали туда кусочки еды. Перед тем, как употреблять спиртные напитки, сначала угощали огонь. Если его дух обижался на хозяина, он мог устроить пожар. Существовало поверье, что, если поленья свистят, это хозяйка огня хочет кушать. В честь огненного духа совершались жертвоприношения. Это были бараны, лошади. Таким образом люди просили защитить их от несчастий, просили благополучия.
Духи гор, воды, огня помогали мужчинам на промысле. Если они уважали духов, те давали легкую дорогу, за добычей не нужно было далеко идти. Шаманы всегда опирались на духов, как на своих помощников. Без их разрешения не совершали ритуалы, не отправлялись в дальний путь. При постройке дома всегда соблюдается обычай кормления огня, чтобы защитить жилье от бед и болезней. Уважение хакасов к силам природы указывает на их духовность, понимание естественного порядка вещей. Мифологические персонажи играют большую роль в формировании целостной картины мира этого древнего народа.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5bfb707c83ae4500aa3dc553/5dc295c90ce57b00af4af013
http://pikabu.ru/story/vzglyad_iz_obektiva_proshlogo_khakasyi_7096703
http://travelask.ru/articles/hakasy-istoriya-uklad-zhizni-drevnie-obychai

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector