0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гринев и швабрин. В помощь ученикам

Гринев и Швабрин в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Береги платье снову, а честь смолоду.

«Береги честь смолоду» — этот нравственный завет является лейтмотивом романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Именно через отношение к этому завету раскрываются характеры двух героев произведения — Петра Гринева и Алексея Швабрина.
Казалось бы, Гринев и Швабрин очень похожи. Оба они дворяне, оба молоды и получили приблизительно одинаковое воспитание. Эти герои служат в Белогорской крепости в оном и том же — офицерском – звании.
Судьба распоряжается так, что оба персонажа влюбляются в дочь коменданта крепости – Машу Миронову. Но и на этом их «связь» не заканчивается – молодые люди становятся свидетелями и участниками страшных событий – восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачева. Позже, за их поступки во время и после осады Белогорской крепости, Гринева и Швабрина ожидает суд.
Однако «похожесть» героев лишь внешняя, формальная. По своей сути Гринев и Швабрин – антиподы, и эта противоположность героев начинает проявляться практически сразу. Так, Петр попадает в Белогорскую крепость по воле своего отца: «Нет, пускай … будет солдат, а не шаматон». Швабрин же был переведен в Оренбургскую губернию в наказание за убийство на дуэли.
Резко отличает молодых героев их отношение к семье коменданта крепости и к капитанской дочке. Семья Мироновых – простые, малообразованные люди, но очень добрые и сердечные. Петр сразу проникся к ним симпатией: «Муж и жена были люди самые почтенные». Этого нельзя сказать о Швабрине – Алексей Иванович смотрел на семейство Мироновых «сверху вниз»: «Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились…»
Оба героя влюблены в Машу Миронову. Но Швабрин, в отличие от Петра, ставит превыше всего не честное имя и счастье Маши, а собственное уязвленное самолюбие, ведь капитанская дочка оказала ему. Именно поэтому Алексей Иванович считает возможным всячески очернять Машу: «Швабрин описал мне Машу совершенною дурочкою».
Однако явственнее всего противоположность героев проявляется в событиях, связанных с захватом Белогорской крепости Пугачевым. Гринев не может допустить даже мысли о том, чтобы присягать на верность самозванцу: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Швабрин же, испугавшись, тут же переходит на сторону Пугачева: «…увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане».
Важно, что все время общения с самозванцем Петр относится к нему, как к преступнику, покусившемуся на святое – государственную власть. И это несмотря на то, что Пугачев несколько раз спасал Гриневу жизнь. Швабрин же просто переходит на сторону того, кто сильнее, не размышляя о нравственной стороне дела. Он готов пресмыкаться перед самозванцем, когда тот силен («С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака»), и готов предать его, когда Пугачева настигает кара.
Несмотря на то, что Гринев и Швабрин воюют по разные стороны, оба они, после разгрома пугачевцев, оказываются под следствием. Но как отличается их поведение! Алексей Иванович смертельно боится решения суда («Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена»). Гринев же держится спокойно и с большим достоинством, думает не только о себе, но и о честном имени Маши: «Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова».
Пушкин показывает, что, только заботясь о своей чести, можно выйти победителем из всех испытаний: в итоге Гринева полностью оправдывают, а Швабрина справедливо приговаривают к заключению.
Таким образом, в романе Пушкина «Капитанская дочка» Гринев и Швабрин являются нравственными антиподами. Оба они – «живые люди», со своими достоинствами и недостатками (вспомним, как проигрался в карты, обидел Савельича Гринев, или как жалок и несчастен Швабрин во время суда). Однако по своим нравственным «взглядам» эти герои противоположны друг другу: если Гринев находится на стороне добра, то Швабрин, несомненно, на стороне зла.

Читать еще:  Я, домашний козел. Скрытые смыслы

Сравнение Гринева и Швабрина

Повесть «Капитанская дочка» А. С. Пушкина рассказывает о приключениях молодого дворянина Петра Андреевича Гринева во время его военной службы:

  • о его любви к дочери капитана крепости Маше Мироновой;
  • о его конфликтах с одним из сослуживцев – Швабриным;
  • о знакомстве и встречах с самым примечательным человеком своего времени Емельяном Пугачевым.

Приехав в Белогорскую крепость, располагавшуюся в Оренбургской губернии, Гринев познакомился со Швабриным на следующее утро.

Дружба и дуэль между Гриневым и Швабриным

Швабрин сам пришел к Гриневу, чтобы познакомиться с ним. Это был офицер, разжалованный из гвардии и сосланный в дальнюю крепость. Молодых людей дворянского сословия здесь больше не было, и Гринев быстро сошелся со Швабриным. Офицеров сближало происхождение, небольшая разница в возрасте, общность интересов, знание французского языка, на котором они обычно беседовали.

Но как покажет дальнейшее повествование, на этом сходство между Гриневым и Швабриным заканчивается, и начинаются противоположности, различия. Здесь мы попытаемся сделать сравнительную характеристику Гринева и Швабрина, показать, как они вели себя, оказавшись в одинаковых условиях.

Пока Швабрин оставался единственным, относительно молодым человеком в крепости, он мог не бояться конкуренции и надеялся сломить упорство Маши и жениться на ней. Но появление Гринева его не на шутку испугало. Он понимал, что Петр Андреевич был моложе его и привлекательнее внешне. Поэтому он с первых же дней выставил Машу «совершенною дурочкою», создав во мнении молодого человека предубеждение против девушки. Но Маша не была таковой. В конце концов, она обратила на себя внимание Гринева, который стал все чаще разговаривать с нею, и пришел к выводу, что Маша – благоразумная и чувствительная барышня.

Когда Гринев написал свое стихотворение, упомянув в нем Машу, Швабрин испугался того, что любовь между Гриневым и Марьей Ивановной окажется взаимной. Он спровоцировал конфликт и вызвал Петра Андреевича на дуэль. Фактически, дуэль между Гриневым и Швабриным была из-за капитанской дочки, хотя формально, Швабрин сделал вид, что Петр Андреевич оскорбил его. Швабрин хотел, во что бы то ни стало избавиться от соперника. Но применял для этого низкие, недостойные звания дворянина методы. На дуэли Швабрин нанес удар Гриневу, воспользовавшись замешательством Петра Андреевича, когда того окликнул Савельич. Швабрину не удалось убить соперника. Тогда он написал письмо отцу Петра Андреевича, в котором сообщил о дуэли, исказив истинные причины. Он надеялся, что старый майор потребует перевода Петра из крепости. Но и этого не случилось. Правда, Швабрин бесстыдным доносом все-таки добился своего – старый Гринев не дал благословения на брак Петра Андреевича с Машей, и Маша отдалилась от молодого человека.

Гринев и Швабрин во время пугачевского бунта

Делая сравнительную характеристику Гринева и Швабина. Необходимо также разобрать, как они вели себе во время пугачевского бунта. Когда произошел захват крепости, Швабрин один из первых присягнул Пугачеву, забыв о своем дворянском долге и о чести. Бесчестие Швабрина, клятвоотступничество до глубины души возмутило Гринева. Пугачев назначил Швабрина управлять Белогорской крепостью. Гринев, напротив, несмотря на свою молодость, посчитал для себя ниже своего достоинства кланяться и тем более «целовать ручку» мужику. Для него дворянская честь, верность долгу была превыше всего, о чем он и заявил Пугачеву. Верность присяге и долгу, проявленные капитаном Мироновым и другими защитниками гарнизона, только укрепили дух молодого офицера.

Читать еще:  Мойдодыр вот теперь. Стихотворение Чуковского К

Не сумев завоевать сердце девушки, Швабрин пытался склонить ее к замужеству силой. Но Маша никогда не любила этого человека, интуитивно чувствуя низость его души, столь проявившуюся во время пугачевского бунта. Петр с помощью Пугачева освободил и увез капитанскую дочку из крепости.

Когда бунт был подавлен, началось расследование и поиск виновных, Швабрин и здесь продемонстрировал низость своей души. Он прекрасно знал, что Гринев не примкнул к пугачевскому движению, но оговорил его, чтобы только разлучить с Машей и отомстить.

Надо заметить, что Гринев всегда вел себя достойно, как настоящий дворянин, даже когда общался с разбойником. Он пытался уговорить Пугачева прекратить мятеж и «прибегнуть к милосердию государыни». Петр Андреевич искренне верил в то, что Императрица помилует бунтовщиков, если те сложат оружие и повинятся перед Ее Величеством.

Таким образом, сравнение характеров Гринева и Швабрина в повести «Капитанская дочка» показывают честность, искренность Гринева и бесчестие Швабрина. И как бы Швабрин ни пытался испортить жизнь и карьеру Гриневу, правда оказалась сильнее. Швабрин был наказан, а Гринев благодаря заступничеству Маши перед Ее Величеством, был оправдан и прожил долгую счастливую жизнь.

В помощь ученикам

  • Jump to:
  • Content
  • Navigation

Готовимся к сочинению

Гринёв и Швабрин
(сравнительная характеристика героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Сравнить — установить черты сходства или различия, сопоставить (Толковый словарь русского языка С. Ожегова).

Сравнительную характеристику можно построить двумя способами:

  1. Последовательное сравнение (после вступления рассказать об одном герое, потом о другом, сделать выводы)
  2. Параллельное сравнение (после вступления герои сравниваются по разным позициям: воспитание одного и другого, отношение к Маше, поведение во время приступа, судьба героев и т.д.)

Чтобы написать вступление, попробуйте ответить на вопросы:

  • Вспомните эпиграф ко всему произведению. Какие проблемы поднимает автор в романе?
  • Кто из героев верен долгу и идёт дорогой чести?
  • Кто пренебрегает понятиями долга и чести?
  • Выбор кого из героев можно назвать нравственным?

Готовясь к сочинению, выполните тестовые задания.

    Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Итак, Гринёв и Швабрин – герои-антиподы, но в них есть и общее:

  1. оба офицеры
  2. оба молоды
  3. оба любят Марью Ивановну

Герои проявляют себя в следующих эпизодах:

  1. знакомство Гринёва и Швабрина
  2. их разговоры о Маше
  3. дуэль
  4. взятие Белогорской крепости
  5. спасение Маши Мироновой
  6. арест и допрос

Сравните героев по следующему плану:

    Воспитание и образование.

Гринёв воспитывался в условиях провинциальной дворянской семьи, получил скромное образование, испытал на себе влияние человека из народа. С детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.

Швабрин получил столичное воспитание и образование.

Как Гринёв и Швабрин оказались в крепости?

Отношение к воинскому долгу.

Как повёл себя Швабрин во время взятия Белогорской крепости? А Гринёв? Как такое поведение характеризует героев?

Отношение к Маше Мироновой.

Попробуйте данные словосочетания «распределить» между Гринёвым и Швабриным.

глубина и искренность чувства, способность на героические поступки во имя любви, низменный характер чувства, глубокое уважение к женщине, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине.

Читать еще:  Исследование внутреннего мира героев.

Комментарий.

Всё в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича и Марьи Ивановны Мироновой в основном любовь – милосердие. Не любовь – страсть, не любовь – восхищение, а любовь – милосердие.

Любит и слёзно жалеет сироту, у которой не осталось никого в целом мире, Гринёв. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна. Автор подчёркивает такие добродетели, как верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.

Обычно любовь пробуждает в человеке лучшие качества: доброту, милосердие, щедрость. Швабрина не украшает даже любовь. В своём стремлении устранить соперника он готов отправить его даже на смертную казнь.

Отсутствие всяких убеждений порождает откровенный цинизм. Трудно говорить о том, что влюблённость его в Машу – это подлинное большое чувство. И действительно, отношение его к Марье Ивановне (он низко клевещет на неё Гринёву, а потом, когда она в его власти, просто мучает беззащитную девушку) раскрывает нам всю низменную суть его любовного чувства, которое оказывается не чем иным, как эгоистической чувственной страстью.

  • Отношение к людям.
    • Для кого из героев характерны озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие, способность к клевете, мстительность?
    • Для кого из героев характерны доброта, правдивость и великодушие, душевная щедрость, глубокая справедливость?
    • В каких эпизодах это проявляется?
    • Согласны ли вы с мнением поэтессы М.И.Цветаевой. утверждающей, что Швабрин –«мелкий завистник и доносчик», «низкий злодей»?
    • Обратите внимание на то, как сложилась судьба двух героев. Закономерен ли такой финал?
  • Подумайте, как можно построить заключение. Возможно, вы скажете об отношении автора к своим героям. Или напишете о своём отношении к ним. В любом случае подумайте о нравственных уроках произведения.

    План

    I. Вступление. Проблема чести и долга в повести.
    Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

    II. Гринев и Швабрин.

    1. Общее в героях.
    2. Гринёв и Швабрин – герои-антиподы.
      а) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.
      б) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
      в) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
      г) Судьба Гринёва и судьба Швабрина.
      д) Отношение автора к своим героям.

    III. Заключение. Нравственные уроки повести.

    Речевая подготовка.

    Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова (наоборот, напротив) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний (так как, доказательством этого служит, это подтверждает, вот отчего), а также вводных слов (значит, таким образом, итак, наконец), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно (если. то другой. ).

    Выбираем эпиграф

    Честь дороже жизни.
    Ф. Шиллер

    Я всякую беду согласен перенесть,
    Но я не соглашусь,
    Чтоб пострадала честь.
    П. Корнель

    Мнение критика

    «Он [Гринёв] русский дворянин, человек ХVIII века, с печатью своей эпохи на челе….он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени. Для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью… В этом глубокое отличие Гринёва от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени. Гринёв у пугачёвцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь их врага, у правительства – как друг Пугачёва. Он не «пришёлся» ни к одному лагерю; Швабрин – к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугою Пугачёва» (Ю.М. Лотман)

    Источники:

    http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/kapitanskaya-dochka/6188-grinev-i-shvabrin-v-romane-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka
    http://poetpushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/sravnenie-grineva-i-shvabrina.html
    http://omironova.ru/index.php/lessons-preparation/essay-grinev-and-shvabrin

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector