1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грасиан и моралес. Бальтасар грасиан-и-моралес

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (Gracian y Morales) (1601-1658

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (Gracian y Morales) (1601, Бельмонте – 06. 12. 1658, Тарасона), испанец. Знаменитый писатель и теоретик литературы, ректор Таррасонской коллегии. Грасиан развивал литературное направление “концептизма” (conceptismo), стремившегося к смысловой перенасыщенности слова и фразы, к много-смысленности слова. Идеи концептизма, самым крупным представителем которого был Франсиско де Кеведо-и-Вильегас (1580–1645), нашли своё теоретическое обоснование в трактате Грасиана “Остромыслие и искусство изощрённого ума” (La agudeza y arte de ingenio, 1642; 2-е изд. — 1648).

В философско-этических воззрениях Грасиана отразились его эпоха и его личная судьба. Он родился в арагонском селении Бельмонте, в семье простого лекаря. Не исключено, что его родители были из “новых христиан”, т. е. крещёных евреев. Есть мнение, что сама фамилия “Грасиан” представляет собою “перевод” древнееврейского “хен” — “милость”. С детства Бальтасару прочили духовную карьеру. Вступив в Общество Иисуса, он сумел занять там достаточно высокое положение. Вместе с тем Грасиан не раз вступал в конфликт с настоятелями: так, за год до смерти ему назначили строгое покаяние на хлебе и воде за “высокомерие” и и успехи на литературном поприще (свои сочинения, принесшие ему всеевропейскую известность, он публиковал без разрешения настоятелей).

Грасиан был автором нескольких этических трактатов: “Герой” (1637), “Политик” (1640), “Благоразумный” (1646), а также сборника афоризмов “Карманный оракул” (1647). Мышление Грасиана парадоксально, оно исходит из напряжённого согласования антиномических представлений. Его этический идеал (“Герой”, “Политик”) — Личность, сотворившая самоё себя, наделённая такими качествами, как скрытность, проницательность, рассудительность и способность к “мимикрии”. Все эти качества, по Грасиану, объединяются под общим понятием: Благоразумие. Оно даёт Герою возможность противостоять всем превратностям Фортуны.

Самое известное произведение Грасиана — аллегорико-философский роман, “эпопея в прозе” под названием “Критикон” (El Criticon, 1651–1657) в трёх томах. Современные исследователи относят это произведение к жанру мениппеи, то есть философско-аллегорического произведения, популярного в эпоху поздней античности. Герои “Критикона” — Критило и Андренио — воплощают собою противоречивое единство разума и чувственности, культуры и природы, опыта и заблуждений. Наряду с небесным блаженством, уготованным праведникам, героев Грасиана ожидает в конце их жизненного пути вполне языческий Остров Бесмертия, куда попадают лишь немногие избранные. В “Критиконе” представлен весь цикл человеческой жизни — от рождения до смерти — разделённый на четыре “возраста”, уподобленные четырём временам года. Каждая из главок носит характерное название “кризис” и повествует освобождение мужающего Андренио, а подчас и его более умудрённого спутника, от какой-нибудь иллюзии. Одновременно Грасиан проводит героев по дорогам современной ему Испании и других стран Европы, разворачивая широкую панораму мира, который не годится “для людей выдающихся в ратных делах или подвигах”. Мир полон “всяческих гадов”, так что “люди истинно достойные не смеют показаться, живут уединённо, замкнувшись в своей умеренности и скромности”. Однако всесильное время уничтожит всё, кроме плодов Великого Духа.

Читать еще:  Как называют людей проживающих в индии. Индийцы

Грасиан включён в “Каталог авторитетов языка”, изданный Королевской Испанской Академией.

Сочинения: Obras completas. Estudio, bibliogr. y notas de A. del Hoyo. Madrid, Aguilar, 1960.
Русский перевод: Карманный оракул. Критикон. Пер. и комм. Е. М. Лысенко и Л. Е. Пинского. М., “Наука”, 1981 (серия “Литературные памятники”).

Цитаты Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Из сострадания к неудачнику не навлекать на себя немилость удачливого. Счастье одних нередко зиждется на несчастье других; не будь поверженных, не было бы и вознесенных. Неудачники обычно внушают жалость — этой жалкой милостыней мы как бы возмещаем немилость Фортуны.

О человеке судят по его друзьям.

Правда опасна, но человек чести не может не высказать ее: здесь-то и надобно искусство.

Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.

Мир полон дураков, да никто глупости своей не замечает, даже не подозревает.

Разум без благоразумия — двойное безумие.

Глупец тот, кого губит избыток ума.

Поступки — плоды помыслов. Были разумны помыслы — будут хороши поступки.

Речи — тени поступков: речи женского пола, поступки — мужского.

Лучший способ достигнуть желаемого — пренебречь.

То, что приятнее всего было бы забыть, мы лучше всего помним.

Завистник не один раз умирает, а столько, сколько похвал слышит сопернику.

Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума, — она-то достойна личности.

Искренних любят, но обманывают.

К каждому подбирать отмычку. В этом — искусство управлять людьми. Для него нужна не отвага, а сноровка, умение найти подход к человеку. У каждого своя страстишка — они разные, ибо различны природные склонности. Все люди — идолопоклонники: кумир одних — почести, других — корысть, а большинства — наслаждение. Штука в том, чтобы угадать, какой у кого идол, и затем применить надлежащее средство, ключ к страстям ближнего. Ищи перводвигатель: не всегда он возвышенный, чаще низменный, ибо людей порочных больше, чем порядочных. Надо застать натуру врасплох, нащупать уязвимое место и двинуть в атаку ту самую страстишку — победа над своевольной натурой обеспечена.

Не лгать, но и всей правды не говорить. Ничто не требует столь осторожного обращения, как правда, — это кровопускание из самого сердца нашего.

Господство над своими страстями — свойство высшего величия духа. Сама эта возвышенность ограждает дух от чуждых ему низменных влияний. Нет высшей власти, чем власть над собой, над своими страстями, чем победа над их своеволием.

Всегда чего-то желать — дабы не стать несчастным от пресыщения счастьем. Тело дышит, дух жаждет. Обладай мы всем, нам всё было бы немило, скучно; даже уму должно приберегать нечто ему неведомое, возбуждающее любознательность. Надежда вдохновляет, пресыщение губит. Даже награждая, не удовлетворяй вполне; когда нечего желать, жди зла: счастье это — злосчастное. Кончаются желания, начинаются опасения.

Читать еще:  Толкование имени: Илона. Илона — значение имени

Никогда не показывай полдела — пусть любуются в законченном виде. Начало всегда нескладно, и нескладный этот образ остается в воображении: память о нем мешает насладиться вещью, уже завершенной.

Лучше быть безумным со всеми, чем благоразумным в одиночку.

Книги Бальтасар Грасиан-и-Моралес: Карманный оракул

Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Краткая биография

Бальтасар Грасиан-и-Моралес — испанский писатель, выдающийся представитель литературы барокко, теоретик литературы, основатель жанра афористической литературы, философ, моралист, иезуит, священник. Был уроженцем испанского селения Бельмонте, появился на свет 8 января 1601 г. в многодетном семействе, главой которого был бедный сельский врач. Детские годы Бальтасара прошли в атмосфере бедности. Материальное положение во многом предопределило и дальнейшую судьбу Бальтасара, его братьев и сестер: их всех отдали послушниками в монастыри, принадлежавшие разным орденам. В 1619 г. дядя Бальтасара, который служил капелланом в соборной церкви Толедо, помог племяннику попасть на обучение в школу иезуитского ордена. В городах Херона и Каллатаюда он постигал философию, грамматику, а в 1623 г. Грасиан становится студентом Сарагосского университета и изучает теологию.

Окончив это учебное заведение, Грасиан становится преподавателем грамматики и риторики в каллатаюдском колледже. В 1631 г. ему довелось отучиться в Валенсии, специальной школе проповедников и исповедников ордена иезуитов. 30-летний Грасиан-и-Моралес работал преподавателем в Лериде, вел теологию, в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия) учил слушателей философии.

В 1636 г. в биографии Грасиана начинается новый этап. Связан он был с переездом на новое место – Уэску, город, который в то время слыл в Арагоне одним из культурных центров. В городской иезуитской коллегии ему предстояло служить проповедником и исповедником. Здесь Грасиана окружали не только братья по вере: он вращался среди людей, страстно увлекающихся искусством, литературой, философией, и пребывание в этой среде сыграло огромную роль в том, что Грасиан-и-Моралес стал всерьез заниматься литературной деятельностью.

Нравоучительный трактат «Герой», который стал первым крупным произведением, представленным общественности, был написан буквально через год после переезда в Уэску, в 1637 г. В этом городе у него был друг – очень состоятельный и при этом образованный человек, собравший в своем дворце богатую библиотеку. В ней Грасиан проводил почти все свободное от службы время, в ее стенах и написал дебютный трактат, который тепло приняли читатели не только родной Испании, но и других европейских стран. Книга увидела свет под именем Лоренсо Грасиана, двоюродного брата Бальтасара, т.к. члены ордена иезуитов не имели права публиковать что-либо без прохождения внутренней цензуры.

В 1642 г. из-под пера Грасиана вышел трактат-антология «Остроумие, или Искусство изощренного ума», в 1646 г. — трактат «Благоразумный», посвященный аристократическому воспитанию. Еще через год вышло новое произведение, которое впоследствии перевели на множество европейских языков — «Карманный оракул, или Наука благоразумия», представлявшее собой сборник авторских афоризмов.

Последний десяток лет в творческой биографии Грасиана был посвящен, главным образом, «Критикону» (1651–1657) — большому роману-притче, аллегории, в центре которого была жизнь человека в современном социуме. Творчество Грасиана приносило ему все больше известности и почета, но в то же время ослабляло его позиции как члена иезуитского ордена, ставило в двусмысленное положение. В 1651 г. состоялось назначение писателя на должность руководителя кафедры Святого писания в Сарагосском университете, а в 1653 г. была опубликована вторая часть «Критикона», что вызвало огромное возмущение нового, менее лояльного, руководства ордена.

Читать еще:  Завтрак в монастыре. Любовь проценко

В 1655 г. священник написал «Размышления о причастии» — произведение сугубо религиозного характера, единственное в творческом наследии подписанное настоящим именем. В этой книге он отрекся от того, что является автором приписываемых ему книг сомнительного содержания. Однако уже в 1657 г. появляется третья часть «Критикона», и чаша терпения руководства переполняется окончательно. Грасиана осуждают, лишают права преподавания и сочинительства, отправляют в заштатный городок, где под присмотром иезуитов он вынужден соблюдать строгий пост, где ему не дозволяют иметь бумагу, чернила и перо, следят буквально за каждым шагом. После суда Бальтасар Грасиан-и-Моралес прожил меньше года, скончавшись 6 декабря 1658 г.

Биография из Википедии

Бальтасáр Грасиáн-и-Морáлес (исп. Baltasar Gracián y Morales; 8 января 1601, Бельмонте-де-Грасиан, Арагон — 6 декабря 1658, Тарасона, Арагон) — испанский прозаик, философ и теоретик литературы, иезуит. Крупнейший представитель литературы барокко.

Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначили к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании.

В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.

В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия).

Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску — один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе.

Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.

В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона» ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию — на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.

«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» — отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).

В России Грасиана публиковали в период 1742—1792 г. — потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.

Источники:

http://jesuit.ru/%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%80-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%BD-%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%81/
http://bbf.ru/quotes/?author=41680
http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/grasian-i-morales

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector