43 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грасиан бальтасар. Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп

О писателе

Информация

Биография

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracián y Morales; 1601, Бельмонте — 6 декабря 1658, Тарасона) — испанский писатель, философ и теоретик литературы, иезуит. Крупнейший представитель литературы барокко.

Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании. В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.

В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия). Начало литературного…

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracián y Morales; 1601, Бельмонте — 6 декабря 1658, Тарасона) — испанский писатель, философ и теоретик литературы, иезуит. Крупнейший представитель литературы барокко.

Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании. В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.

В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия). Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску — один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе. Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.

В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию — на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.

«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» — отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).

В России Грасиана публиковали в период 1742—1792 г. — потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании.
В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.
В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия).
Начало литературного творчества Грасиана относится к 1636 г., когда он переехал в Уэску — один из культурных центров Арагона, где получил должность проповедника и исповедника местной иезуитской коллегии. Уже через год выходит его первое значительное произведение, моральный трактат «Герой», который с интересом был встречен в Испании и в Европе.
Поскольку в те времена существовал запрет для членов ордена иезуитов печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, своё сочинение Грасиан издал под именем своего двоюродного брата Лоренсо Грасиана.
В 1657 году после выхода в свет III Части «Критикона», ректор сарагосской коллегии выносит публичный выговор Бальтасару, его лишают кафедры, запрещают преподавать, высылают из Сарагосы, и приговаривают к строгому покаянию — на воде и хлебе. Последний год жизни Грасиана был переполнен унижениями, бедами и отчаянием.
«Склонность к меланхолии, желчный характер, вечно раздражённый, всеми недовольный, язвительный критикан» — отзыв современников (из обязательных доносов друг на друга в иезуитском ордене).
В России Грасиана публиковали в период 1742—1792 г. — потом 200-летний перерыв. Благодаря Артуру Шопенгауэру, в Германии, начиная с 1861 года уже было 14 переизданий.

Библиография

1637 Герой
1640 Политик
1642 Остроумие, или Искусство Изощренного Ума
1646 Благоразумный
1647 Карманный оракул, или Наука благоразумия // (фр. «Homme de cour» (Придворный); рус. «Придворный человек»)
1651 Критикон: Часть I
1653 Критикон: Часть II
1657 Критикон: Часть III
1655 Размышления о причастии // (единственное произведение, подписанное настоящим именем)

Русский перевод

1741 Придворной человек // Пер. С. С. Волчкова. Санкт-Петербург; второе издание — 1760.
1984 Карманный оракул. Критикон // Пер. и комм. Е. М. Лысенко и Л. Е. Пинского. Москва, «Наука», 1981 (серия «Литературные памятники»).
1977 Остроумие, или искусство…

1637 Герой
1640 Политик
1642 Остроумие, или Искусство Изощренного Ума
1646 Благоразумный
1647 Карманный оракул, или Наука благоразумия // (фр. «Homme de cour» (Придворный); рус. «Придворный человек»)
1651 Критикон: Часть I
1653 Критикон: Часть II
1657 Критикон: Часть III
1655 Размышления о причастии // (единственное произведение, подписанное настоящим именем)

Русский перевод

1741 Придворной человек // Пер. С. С. Волчкова. Санкт-Петербург; второе издание — 1760.
1984 Карманный оракул. Критикон // Пер. и комм. Е. М. Лысенко и Л. Е. Пинского. Москва, «Наука», 1981 (серия «Литературные памятники»).
1977 Остроумие, или искусство изощренного ума// Пер. Е. Лысенко, стихи с испанского и португальского в переводе П. Грушко. «Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение». Москва, «Искусство», 1977 (серия «История эстетики в памятниках и документах»).

«Критикон»: Часть I — 1651; Часть II — 1653; Часть III — 1657.
«Размышления о причастии» (1655) — единственное произведение, подписанное настоящим именем.
Obras completas. Estudio, bibliogr. y notas de A. del Hoyo. Madrid, Aguilar, 1960.
Правила Бальтасара Грасиана Как управлять судьбой

Бальтасар Грасиан: афоризмы и биография

Бальтасар Грасиан – выдающийся испанский писатель 17 века. Он успешно сочетал духовную и мирскую деятельность – был иезуитом и философом одновременно. В наследство он оставил великолепные книги, которые составили антологию испанской литературы и до сих пор являются классическими произведениями эпохи барокко.

Биография

По скудным сведениям, Бальтасар Грасиан родился в 1601 году в Бельмонте, в Испании. Он был сыном бедного сельского врача, и с ранних лет ему была уготовлена судьба священника. Известно, что в 1619 году его дядя помог поступить ему в школу иезуитов Калатаюде и Уэски. После окончания школы Грасиан Бальтасар самостоятельно изучал грамматику и философию в городах Каллатаюда и Херона, в 1623 году ему посчастливилось стать студентом университета Сарагосы, где он посвятил себя изучению теологии.

Окончив университет, будущий писатель становится преподавателем риторики и грамматики в колледже Калалютуда. В 1631 году он проходит дополнительное обучение в школе ордена иезуитов, где готовили проповедников и исповедников.

Литературное окружение

В 1636 году Бальтасар Грасиан начал новый этап своей жизни. Он был связан с переездом в город Уэску, который в те времена являлся важнейшим культурным центром провинции Арагон. Переезд был связан с новым назначением – в местном храме Грасиану предстояло служить проповедником. Именно здесь зарождались новые имена в сфере культуры, литературы и искусства, и, возможно, именно под влиянием такой атмосферы Бальтасар Грасиан решился написать свой первый литературный труд.

Трактат “Герой”

Свой первый трактат Грасиан назвал «Герой». Данный литературный труд был написан очень быстро, буквально за год после переезда в Уэску. Неоценимую помощь в написании трактата будущему писателю оказал богатый и влиятельный друг, имевший прекрасную библиотеку. «Герой» – прекрасный образец средневековой дидактической прозы, в котором, как в зеркале, отражаются достоинства и моральные качества, которые должны иметь те, кто стремится получить признание среди своих сверстников. С помощью этой работы Грасиан начинает разрабатывать тему моральной философии. Трактат увидел свет под именем Лоренцо Грасиана, который являлся кузеном Бальтасара, ведь, согласно орденскому уставу, иезуиты не имели права публиковать свои труды, которые не прошли внутреннюю цензуру.

“Карманный оракул”

Наибольшую известность философу принес сборник его собственных цитат и афоризмов, известных под именем «Карманный оракул». В нем приведены афоризмы Бальтасара Грасиана и Моралеса, которые в остроумной форме предлагают собственному читателю быть благоразумным и терпеливым. Например, известны такие сентенции Грасиана, как:

  • “мертвого льва даже зайцы лягают”;
  • “к благоприятному случаю ведут долгие дороги времени”;
  • “скоро свершается – скоро разрушается”;
  • “не следует постоянно острить: вечная потеха – для дела помеха”;
  • “не справиться с делом – меньшая беда, нежели не начинать дела вовсе, ведь портится стоячая вода, а не проточная”.

Таких коротких нравоучительных рассуждений в книге достаточно много. Бальтасар Грасиан, афоризмы которого были такими живыми и остроумными, быстро стал известным и популярным. На фоне унылой богословской литературы его изречения были тем самым глотком живой воды, которого так не хватало испанскому просвещению. Карманный оракул был очень популярен и в Испании, и за ее пределами – еще при жизни Бальтасара Грасиана небольшое литературное произведение было переведено на многие европейские языки.

Вершина таланта

И сам Грасиан Бальтасар, и его критики заслуженно считали основным произведением этого писателя роман «Карпер». В нем Грасиан показывает собственное видение того, каким должен быть окружающий мир. Литература такого толка была весьма распространена в эпоху поздней античности, и вот, через тысячу лет, Бальтасар решает вернуться к этой форме повествования. Главные герои олицетворяли собой природу и культуру как символы осторожного отражения и спонтанного импульса. В конце повествования делается вывод, что природа несовершенна, и в конце концов культура спасает мир и приводит к бессмертию. Как и другие его произведения, этот роман будет подписан именем другого человека.

Наследие Бальтасара

Последние десять лет своей жизни Грасиан посвятил написанию «Критикона» -объемного труда, рассказывающего о месте человека в современной жизни. Светское творчество приносило автору большую известность и почет, но и сильно настораживало иезуитский орден, руководство которого было недовольно литературным творчеством священника.

В конце своей жизни священник напишет одну единственную вещь, подписанную его собственным именем – Бальтасар Грасиан. Книги, выпущенные ранее, уже вовсю ходили по стране, но формально их авторами являлись другие люди. В трактате «Размышления о причастии» автор на фоне сугубо религиозных размышлений отрекается от собственных литературных произведений. Это следовало сделать, так как терпение руководства ордена иезуитов подходило к концу. Тем не менее вскоре выходит последняя часть «Критикона», несомненно принадлежавшая перу Бальтасара, и автора привлекают к суду.

Бальтасар Грасиан

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracian , 8 января 1601, Бельмонте около Калатаюда — 6 декабря 1658, Таррагона) — известный испанский писатель, мыслитель, арагонский иезуит.

Он жил в ту эпоху, когда “гонгоризм” (см. Гонгора) всецело овладел испанской прозой. Первый трактат его “El Heroe” (1630) имел значительный успех. Тут нет собственно характеристики героя, а дается как бы рецепт для его изготовления в форме кратких и сжатых сентенций, переполненных риторичнейших метафор и вычурных оборотов. В 1648 г., чтобы выяснить и оправдать свою литературную манеру, Г. издал трактат “Agudeza” и “Arte de ingenio” – остроумный учебник риторики, приспособленный к целям “гонгоризма”. Самым замечательным произведением Г. считается “El Criticon” (1650-1653). Это – аллегория человеческой жизни; три части соответствуют трем ее периодам: “Primavera de la Niñez” (“Весна детства”), “Otoño de la edad viril” (“Осень зрелого возраста”), “Invierno de la vejez” (“Зима старости). “Criticon” важен для характеристики испанской жизни XVII в. Тут слог менее вычурен, много остроумия и красноречия, но выведенным автором туманным и фантастическим личностям недостает жизненности. Большинство произведений Г. переведено на французский и итальянский языки, а некоторые – на английский и латинский. М. В.

Содержание

Основные события Бальтасара Грасиана [ править ]

  • 8 января 1601 — В церковно-приходской книге селения Бельмонте сделана запись о крещении Бальтасара Грасиана-и-Моралеса, сына местного лекаря.
  • 1616 — 1619 — получив начальное образование в коллегии иезуитов в Толедо, продолжает его в сарагосской коллегии этого ордена.
  • 30 мая 1619 — поступает в качестве послушника в иезуитский «испытательный дом» в г. Таррагоне.
  • 26 апреля 1620 — литературный дебют — панегирика-дидактический некролог брата по ордену.
  • 21 мая 1621 — конец срока послушничества; его посылают в г. Калатаюд для изучения философии.
  • Весна 1623 — Лето 1627 — продолжает образование в сарагосской коллегии; он изучает философию, исполняя с 1626 г. обязанности секретаря вице-ректора коллегии.
  • Осень 1627 — Весна 1630 — после экзамена, на котором он признан достойным преподавать философию и теологию, возвращается в Калатаюд и ведет в местной коллегии занятия по латинской словесности.
  • 30 марта 1630 — Март 1631 — еще год испытательного срока в валенсийской обители иезуитов.
  • Лето 1631 — Весна 1633 — читает курс моральной теологии в коллегии г. Лериды.
  • Весна 1633 — начинает преподавание философии в коллегии г. Гандии. (Валенсия).
  • 25 июля 1635 — принес «четыре обета» и принят в орден.
  • Лето 1636 — переезд в г. Уэску (Арагон); проповедник и исповедник в местной иезуитской коллегии; знакомится с меценатом В. Ластаносой.
  • Лето 1637 — в Калатаюде напечатан моральный трактат «Герой» под псевдонимом Лоренсо Грасиан.
  • Начало 1640 — назначен духовником вице-короля Арагона герцога Ночеры и переезжает в Сарагосу.
  • Конец 1640 — в Сарагосе выходит его второй трактат «Политик» под тем же псевдонимом.
  • Июль 1641 — приезжает в Мадрид (вероятно, сопровождая Ночеру, которого 4 июля арестовывают и заточают в тюрьму).
  • Февраль 1642 — публикация в Мадриде трактата-антологии «Искусство изощренного ума».
  • Март 1642 — возвращается в Сарагосу.
  • Осень 1642 — назначение на должность вице-ректора «испытательного дома» в Таррагоне.
  • Осень 1644 — снова переведен в валенсийскую обитель.
  • Август 1646 — в Уэске выходит этический трактат «Благоразумный».
  • Сентябрь 1646 — приступает к исполнению священнических обязанностей в армии маркиза де Леганес, направляющегося на помощь осажденной французами Лериде.
  • 21 ноября 1646 — успешный штурм заканчивается снятием осады. Падре Грасиан, напутствовавший воинов перед боем, получает прозвание «Отец Победы».
  • Декабрь 1646 — возвращается в Уэску; преподаёт Священное Писание и в то же время усиленно работает над своими литературными произведениями.
  • Март 1647 — выходит «Карманный оракул» (Уэска).
  • Весна 1648 — второе, значительно расширенное издание трактата-антологии под названием «Остроумие, или Искусство изощренного ума» (Уэска).
  • Лето 1651 — выходит первая часть «Критикона» (Сарагоса) под псевдонимом Гарсиа де Марлонес.
  • Сентябрь 1651 — получает кафедру Священного Писания в сарагосской коллегии.
  • Весна 1653 — выход второй части «Критикона» (Уэска) под прежним псевдонимом Лоренсо Грасиан.
  • Весна 1655 — «Размышления о причастии» — единственное произведение чисто религиозного характера и опубликованное под его настоящим именем.
  • Лето 1657 — Третья часть «Критикона» (Мадрид).
  • Начало 1658 — получает публичный выговор, его высылают из Сарагосы в захолустный Граус и приговаривают к покаянию.
  • Апрель 1658 — частичное прощение; его переводят в коллегию Таррагоны и отказывают в просьбе о переходе в другой орден.
  • 6 декабря 1658 — Бальтасар Грасиан скончался в возрасте 58 лет.

Афоризмы [ править ]

Жизнь — трагедия [ править ]

  • Мир обманывает,
  • Жизнь лжёт,
  • Фортуна надувает,
  • Здоровье подводит,
  • Юность проходит,
  • Злыдни теснят,
  • Добра не видать,
  • Годы летят
  • Радости не приходят,
  • Время мчится,
  • Жизнь кончается,
  • Смерть хватает,
  • Могила пожирает,
  • Земля накрывает,
  • Тлен разрушает,
  • Забвенье уничтожает;
  • Вчера человек,
  • Сегодня прах,
  • Завтра ничто.

«Критикон». — Сарагоса 1651, — Уэска 1653, — Мадрид 1657.

Злоба и Снисходительность [ править ]

… два чудища, столь же сходные, сколь различные, — дабы крайности были виднее. У первого был глаз дурной, как у косоглазого, на всех смотрел искоса: если

  • кто молчит, обзывал дураком;
  • кто говорит — болтуном;
  • кто смиренен — малодушным;
  • кто знает себе цену — спесивцем;
  • кто терпелив — трусом,
  • кто суров — извергом;
  • кто серьезен — гордецом;
  • кто любезен — льстецом;
  • кто щедр — мотом;
  • кто бережлив — жмотом;
  • кто воздержан — ханжой;
  • кто остроумен — наглецом;
  • кто скромен — болваном;
  • кто вежлив — шаркуном.

— О, этот дурной, злобный взгляд. Другой, напротив, хвалился, что у него хороший глаз, на все он смотрел снисходительно:

  • бесстыдство называл галантностью;
  • беспутство — вкусом к жизни;
  • лживость — изобретательностью;
  • дерзость — отвагой;
  • мстительность — щепетильностью;
  • лесть — любезностью;
  • злоязычие — остроумием;
  • коварство — проницательностью;
  • притворство — благоразумием.

— Сколько глупости в двух этих извращениях: люди обычно впадают в крайности, никак не найдут разумную середину, а еще зовутся существами «разумными».

«Критикон». — Сарагоса 1651, — Уэска 1653, — Мадрид 1657.

Прозрение и Обольщение [ править ]

«Разнообразны и разительны нелепости, что повседневно открываются нам в опасном странствии по жизни человеческой. И самая разительная нелепость та, что

  • Обольщение стоит при входе в мир, а
  • Прозрение — при выходе.

Роковая сия несообразность способна загубить всю жизнь человеческую».

«Критикон». — Сарагоса 1651, — Уэска 1653, — Мадрид 1657.

Духовная жвачка [ править ]

  • «…пусть извергает знания из закоулков памяти и передает их разуму;
  • пусть усердно пережёвывает то, что глотал без разбора, без размышления;
  • пусть повторяет не торопясь то, что усвоил быстро.
  • Да, пусть
    • думает,
    • размышляет,
    • вникает,
    • углубляет да взвешивает,
    • прикидывает да умом раскидывает и раз и два,
    • соображает, что говорить, и того прилежней — как поступить.
  • Так что его, человека жвачка — это многократное размышление,
  • жить он должен разумом и рассуждением».

«Критикон». — Сарагоса 1651, — Уэска 1653, — Мадрид 1657.

Источники:

http://www.livelib.ru/author/181310-baltasar-grasian
http://fb.ru/article/255160/baltasar-grasian-aforizmyi-i-biografiya
http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%80_%D0%93%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%BD

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: