Гранд-дама советской эпохи. Мариэтта Шагинян
Гранд-дама советской эпохи. Мариэтта Шагинян
К Мариэтте Сергеевне Шагинян знавшие ее люди относились по-разному. Одни были от нее без ума. Другие воспринимали ее добродушно, но с легкой иронией. Третьи терпеть ее не могли. Четвертые считали ее выдающейся писательницей и крупнейшей общественной деятельницей эпохи. Пятые рассказывали про нее анекдоты. И так далее. Но никто не был к ней равнодушен.
Последние годы жизни она жила в небольшой московской двухкомнатной квартире на первом этаже обычного жилого дома. Обходилась безо всяких изысков и роскоши, пользовалась стандартным советским набором мебели, бытовых предметов и одежды. Единственным “предметом роскоши” в ее доме было старенькое пианино.
С юности (после перенесенной тяжелой болезни) Шагинян страдала глухотой, которая к старости сделалась почти полной, и потому никогда не расставалась со слуховым аппаратом. При этом была любительницей и знатоком классической музыки и завсегдатаем филармонических залов. Несмотря на слабое зрение и очень сильные очки-“объективы”, много читала и еще больше писала – простой перьевой ручкой, макая ее в школьную чернильницу-невыливайку. А писать ей было про что – ведь она прожила на свете 94 года и была свидетельницей и активной участницей всех событий, происходивших в России на протяжении трех четвертей ХХ века.
В 1925 году поэт Владислав Ходасевич, познакомившийся с Шагинян в 1906-м, написал о ней небольшой мемуарный очерк, в котором были такие слова: “Мне нравилась Мариэтта. Это, можно сказать, была ходячая восемнадцатилетняя путаница из бесчисленных идей. В идеях, теориях, школах, науках и направлениях она разбиралась плохо, но всегда был чем-нибудь обуреваема. Так же плохо разбиралась и в людях, в их отношениях, но имела доброе сердце, и, размахивая картонным мечом, то и дело мчалась кого-нибудь защищать или поражать. “
Для юной девушки такая порывистость, горячность и широчайший круг интересов неудивительны. Любопытно, однако, что Мариэтта Сергеевна оставалась по характеру примерно такой же до самого конца своих дней.
Нелегкий жизненный опыт ее, конечно, остудил и многому научил. Но склонность увлекаться, взрывчатость и бескомпромиссность в ней остались.
В юные годы она лично общалась со многими людьми, чьи имена составляют гордость русской культуры – с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, с Андреем Белым, с Сергеем Рахманиновым. Состояла с ними в переписке – но, увы, долгие годы не могла по цензурно-идеологическим условиям ничего толком опубликовать ни из своего архива, ни из личных воспоминаний; все приходилось корежить, резать и приспосабливать к условиям эпохи. Даже ее последняя автобиографическая книга “Человек и время: История человеческого становления” (1980) полна всевозможных обходов и умолчаний.
Большевистскую революцию 1917 года Шагинян приняла не сразу. Первоначальное ее отношение к происшедшему было смутное, восприятие мистическое. Однако в самом начале 1920-х она поняла, что новая власть шутить не любит, и что с ней надо сотрудничать. Тем не менее в компартию Шагинян вступила только в 1942-м, когда ей было уже крепко за пятьдесят.
Работала она истово, с полной верой и полной отдачей, и чем только ей не приходилось заниматься. Она писала авантюрные романы сатирического плана (“Приключение дамы из общества”, “Месс-Менд”), соцреалистическую прозу (“Гидроцентраль”), выступала с лекциями, работала инструктором текстильного производства (для чего досконально изучила технологическую сторону этого дела), публиковала немалое количество публицистических и агитационных статей и очерков по вопросам индустриализации, участвовала в создании серии книг “История фабрик и заводов”. Поэт-пародист Александр Архангельский не преминул отметить всестороннюю деятельность Шагинян колкой эпиграммой:
Одной из первых Шагинян решилась взяться за создание цикла историко-биографических книг о Ленине. И это начинание едва не подвело ее под монастырь: работая в архивах, писательница обнаружила, что отец вождя имеет в своей генеалогии калмыцкие корни, а дед со стороны матери вообще еврей – правда, крещеный. Этот ужасный компромат был немедленно заперт на сто замков, в адрес Шагинян прогремело специальное постановление ЦК (правда, секретное), а писательницу не тронули только в силу личного расположения к ней самого Сталина. Гроза миновала.
После войны Шагинян продолжала много и неутомимо работать. Написала биографии Тараса Шевченко, Гёте (она глубоко интересовалась немецкой культурой и свободно владела немецким, французским и английским языками), биографию полузабытого композитора, “чешского Моцарта” Иозефа Мысливечка, биографию баснописца Ивана Крылова. Сделала новый перевод известного романа Уилки Коллинза “Лунный камень”. Создала огромное количество путевых очерков о поездках по СССР и Западной Европе. Завершила, наконец, начатую еще до войны тетралогию о Ленине (которую все же пришлось публиковать в “подчищенном” виде).
Ей уже забралось за семьдесят, а она по-прежнему была энергична, активна и громогласна. Осмеливалась перебивать самого Хрущева во время его выступлений. Публиковала в центральных газетах резкие статьи о недостатках промышленных проектов, после которых проектировщики, кляня “въедливую старуху”, вынуждены были свои решения пересматривать и уточнять.
В 1967-м, побывав на автомобильных заводах концерна ФИАТ в Италии, Шагинян напечатала в газете “Известия” большую статью про то, как здорово организовано производство у проклятых капиталистов-эксплуататоров. Итальянские коммунисты и профсоюзники жутко возмутились таким “ударом в спину” от советских товарищей. Но контракт на строительство в СССР завода легковых автомобилей, по итальянскому проекту и с итальянской технологией, был уже подписан, а владельцам концерна ФИАТ статья очень понравилась.
В 1976-м Мариэтте Шагинян присвоили звание Героя Социалистического Труда. В последние годы жизни она ничего масштабного не публиковала – возраст был почти библейский, здоровье препятствовало работе. Собрала только книгу публицистики “Столетие лежит на ладони”. А 20 марта 1982 года, не дожив две недели до 94-летия, ушла из жизни.
Скажем честно: после того, как времена в очередной раз переменились, Мариэтту Сергеевну Шагинян помнят весьма немногие. И совсем немногое из ее творческого наследия дает, что называется, себя читать.
В написанном ею слишком велика доля публицистических однодневок. Ко многим темам, которые она поднимала, интерес потерян – заслуженно или нет, но потерян.
А вот образ темпераментной и энергичной дамы, никому не позволявшей за себя платить (“Я старая богатая писательница, а вы молодой бедный дебютант, так что никаких разговоров!”) – этот образ жив.
Писательница Мариэтта Шагинян: биография, творчество, интересные факты
Советская писательница Мариэтта Шагинян считается одной из первых русских писательниц-фантастов своего времени. Журналистка и писательница, поэтесса и публицистка, эта женщина обладала даром литератора и завидным мастерством. Именно Мариэтта Шагинян, стихи которой при ее жизни были очень популярны, по мнению критиков, внесла свой незаурядный вклад в российско-советскую поэзию конца девятнадцатого-начала двадцатого веков.
Осознание себя как литератора и художника человеку приходит от природы. А когда в одном человеке удивительным образом сочетаются талант и жажда жизни, тяга к знаниям и удивительная работоспособность, то эта личность занимает в истории особое место. Именно такой и была Мариэтта Шагинян.
Биография
Родилась будущая писательница в Москве, в семье армянских интеллигентов двадцать первого марта 1888 года. Ее отец, Сергей Давыдович, был приват-доцентом МГУ. Мариэтта Шагинян получила полноценное образование. Сначала она училась в частном пансионе, а позже – в Ржевской гимназии. С 1906 года она начала публиковаться. В 1912 году Мариэтта заканчивает историко-философский факультет на Высших женских курсах В. И. Герье. Она едет в Санкт-Петербург. Именно здесь, в городе на Неве, будущая писательница и публицистка знакомится и в дальнейшем сближается с такими корифеями, как З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковский.
С 1912 по 1914 год девушка изучает философию как науку в Гейдельбергском университете в Германии. На формирование ее творчества оказала очень сильное влияние поэзия Гете. В 1913-м вышел первый сборник, автором которой была тогда еще никому не знакомая Шагинян Мариэтта Сергеевна. Стихи Orientalia, собственно, и сделали ее известной.
С 1915 по 1919 год Мариэтта Шагинян живет в Ростове-на Дону. Здесь она работает корреспондентом сразу нескольких газет, таких как «Трудовая речь», «Приазовский край», «Ремесленный голос», «Черноморское побережье» и т. д. Одновременно писательница преподает в Ростовской консерватории эстетику и историю искусств.
После 1918 года
Мариэтта Шагинян с энтузиазмом восприняла революцию. Позже она говорила, что для нее это стало событием, имеющим «христианско-мистический характер». В 1919 году она работает инструктором Доннаробраза, а затем ее назначают директором ткацкой школы. В 1920 году Шагинян переезжает в Петроград, где три года сотрудничает с газетой «Известия Петроградского Совета», по 1948 год она является спецкором газет «Правда» и «Известия». В 1927 году Мариэтта Шагинян переезжает на свою историческую родину – в Армению, но в 1931-м возвращается в Москву.
В тридцатые годы она оканчивает Плановую академию Госплана. Годы войны Шагинян проводит на Урале. Отсюда она пишет статьи для газеты «Правда». В 1934-м проходит Первый съезд советских писателей, где Мариэтта Шагинян избирается членом правления.
Творчество
Литературные интересы этой талантливой женщины охватывали самые разные области жизни. В ее творчестве особое место занимают научные монографии, посвященные Гете, Тарасу Шевченко, Иозефу Мысливечеку. Именно Шагинян является автором самого первого детективного советского романа «Месс Менд». Она была и выдающейся советской журналисткой. Ее перу принадлежат многие проблемные статьи и очерки. При этом журналистику Шагинян воспринимала не столько и не только средством для заработка, сколько возможностью непосредственно изучать жизнь.
В ее книге под названием «Путешествие в Веймар» в первый раз отчетливо проявились особенности ее прозаического стиля. Критики считают, что именно в этом произведении можно увидеть удивительное умение автора через реальность бытовых деталей раскрывать личность человека и его связь человека с временем. «Путешествие в Веймар» – первая работа этой писательницы в форме путевых очерков – в жанре, которому будет верна всю свою жизнь Мариэтта Шагинян.
Книги
Первый свой большой роман она начала в 1915-м, а закончила в 1918 году. «Своя судьба» – книга философская. Шагинян была и знатоком музыки, и литературным критиком, ее можно смело называть и беллетристом, и исследователем-путешественником. Но в первую очередь Шагинян была писателем и публицистом. Она оставила после себя много литературных произведений, таких как «Гидроцентраль», «Дневник депутата Моссовета», «Урал в обороне», «Путешествие по Армении» и т. д.
Ее перу принадлежат также четыре сборника стихов, некоторые из которых входили даже в школьную программу. На протяжении долгих лет Мариэтта Сергеевна Шагинян создавала литературные портреты тех людей, с которыми была близко знакома – Н. Тихонова, Ходасевича, Рахманинова, а также описывала жизнь и творчество дорогих ей авторов – Т. Шевченко, И. Крылова, Гете.
Семья
Мужем Мариетты Шагинян был филолог и переводчик с армянского Яков Самсонович Хачатрян. У них росла дочь Мирэль. Девочка не захотела пойти по стопам родителей. Ее больше интересовала живопись. Мирэль Яковлевна была членом Союза художников. У Шагинян остались внук и внучка.
Умерла Мариэтта Сергеевна в 1982-м в Москве. Ей было девяноста четыре года. В конце жизни она не выходила из своей небольшой двухкомнатной квартиры, находящейся на первом этаже вполне обычного жилого московского дома. Некогда популярная писательница обходилась без роскоши и изысков. В ее квартире стоял стандартный советский набор мебели, обычные бытовые предметы. Единственной роскошью в ее доме было старенькое расстроенное пианино.
Интересные факты
Долгая жизнь, которую прожила Мариэтта Сергеевна Шагинян, была заполнена малыми и большими историческими событиями, о которых писательница всегда говорила заинтересованно и горячо. Особое место в ее огромном творчестве занимает ленинская тема. Ее романы-хроники «Семья Ульяновых», «Первая Всероссийская» не всегда воспринимались однозначно. Биографические материалы о вожде пролетариата и его близких Мариэтта Шагинян собирала многие годы.
Первое издание книги-хроники «Семья Ульяновых» увидело свет в 1935-м и сразу же вызвало резкое недовольство Сталина. Гнев «отца всех народов» был вызван публикацией Шагинян фактов о том, что в жилах Ленина есть калмыцкая кровь. Более того, роман был назван ошибкой и два раза обсужден на президиуме Союза писателей СССР, где подвергся критике за показ семьи вождя как мещанской.
Всё об Армении
Мариэтта Шагинян
Известная армянская писательница советской эпохи Мариэтта Сергеевна Шагинян (Մարիետա Սերգեյի Շահինյան) родилась 2 апреля 1888 года. Она вошла в историю советской литературы как одна из первых писательниц-фантастов.
Шагинян родилась в Москве, ее отец был доцентом в МГУ. Как и положено девочке из хорошей семьи в дореволюционной России, получила домашнее образование, а затем училась в частном пансионе и в гимназии. В 24 года Мариэтта закончила историко-философский факультет Высших женских курсов.
Примерно в это время Шагинян, которая уже делает первые литературные опыты, знакомится с Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским, начинает вращаться в богемных кругах. Затем будущая писательница на два года уезжает в Германию, где изучает философию в Гейдельбергском университете. Вернувшись в Россию, Шагинян селится в Ростове-на-Дону, преподает историю искусств в местной консерватории и работает корреспондентом нескольких региональных газет.
Октябрьскую революцию Шагинян приняла с энтузиазмом. В 1920 году переехала в Петроград, где продолжила преподавать историю искусств и заниматься журналистской работой. С 1922 по 1948 год Шагинян была специальным корреспондентом газеты «Правда», писала и для «Известий». В 1927 году она переезжает на несколько лет в Армению, а в 1931 возвращается в Москву.
Современники, в частности, поэт Владислав Ходасевич, описывали Мариэтту как натуру крайне восторженную и постоянно увлекающуюся какими-то новыми идеями или людьми.
Мариэтта Шагинян на почтовой марке СССР
В 1930-х годах Шагинян получила еще одно образование — закончила Плановую академию Госплана, где изучала ткацкое дело, затем некоторое время работала на фабриках. В то же время вступила в Союз писателей и стала членом его правления. В 1941 году получила степень доктора филологических наук за книгу о Тарасе Шевченко. Великую Отечественную войну провела на Урале, продолжая писать для «Правды».
Литературным творчеством Шагинян занималась с 15 лет, начинала со стихов и еще до революции опубликовала два сборника стихов и два — рассказов. Эти книги пользовались большой популярностью у читающей публики. Всего за свою карьеру писательница опубликовала более 70 романов, повестей, рассказов, очерков и стихотворных сборников.
В 1920-х годах Шагинян выпустила успешную серию фантастических повестей «Месс-Менд или Янки в Петрограде», которую первоначально опубликовала под псевдонимом Джим Доллар. Эти книги принесли писательнице большую известность.
Памятная доска на доме, в котором жила Мариэтта Шагинян. Улица Арбат, 43
Из-за некоторых работ у Шагинян были неприятности с властью. Например, книгу «Семья Ульяновых» запретили и изъяли из библиотек из-за того, что там упоминались калмыцкие корни Владимира Ленина. Впрочем, в целом советская власть любила Мариэтту Шагинян, о чем свидетельствуют Ленинская и Сталинская премии и набор трудовых орденов. Примечательно, что Ленинскую премию она получила за ту самую «Семью Ульяновых», которую позже сочли крамольной. Сталинскую Шагинян дали за книгу очерков «Путешествие по советской Армении». За книгу «Воскрешение из мертвых» писательница получила Большую золотую медаль Чехословацкой республики.
Шагинян была замужем за филологом и переводчиком Яковом Хачатрянцем. Пара воспитывала дочь Мирэль, которая взяла фамилию матери.
Мариэтта Шагинян умерла в 1982 году, похоронена на Армянском Ваганьковском кладбище.
Источники:
http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/3075636_grand_dama_sovetskoy_epohi_marietta_shaginyan
http://fb.ru/article/322334/pisatelnitsa-marietta-shaginyan-biografiya-tvorchestvo-interesnyie-faktyi
http://barev.today/news/marietta