Графомания и графоманы. Графомания
Графомания: почему она возникает и как с ней бороться?
Графоман в каждом своём литературном опусе видит поцелуй Бога. Самодовольство, самонадеянность и необычайное тщеславие – движущие силы его бездарного промысла. Неуёмная, гипертрофированная жажда славы, безусловного признания и почестей составляют основу его мотивации, становятся смыслом всего его существования. Так погибает творческая составляющая разума. Почему возникает графомания, как с ней бороться – попробуем разобраться.
Что это такое?
Графомания – патологически выраженное, навязчивое стремление к написанию текстов, «трактатов» и «произведений», претендующих на опубликование в литературных изданиях.
По определению, страдающий пристрастием к литературному сочинительству автор может писать о том, в чём слабо разбирается, амбициозно рассчитывая на свои, якобы исключительно высокие литературные таланты. Однако его творческие возможности в значительной степени ограничены. Зачастую написанные графоманом тексты крайне наивны и бессмысленны.
В контексте заболевания рассматривают и её эротическую разновидность – эротографоманию, наблюдающуюся у психопатичных натур, пишущих на любовные темы. Отдельные «продвинутые» эротографоманы сочиняют такие письма в целях возбуждения и получения полового удовлетворения.
Термин «графомания» широко бытует в двух контекстах – психиатрическом (психологическом) и литературном.
Для первого случая существует комплекс признаков, относящихся к теме заболеваний. Во втором – рассматриваются аспекты, касающиеся уровня литературного профессионализма пишущего, степени социальной ценности и полезности написанного. В этом смысле в силу ряда причин грань, разделяющая графоманство и истинный литературный талант, нередко носит размытый характер.
Одной из самых распространённых причин заболевания учёные-психологи называют гиперкомпенсацию комплекса неполноценности, что означает, что её истоки надо искать в личности автора и истории его жизни. Нередко болезнь возникает как следствие бредовой или сверхценной идеи, идентификации себя с выдающимися писателями.
С научной точки зрения графомания нередко развивается в паре или на основе более явных психических заболеваний – шизофрении, паранойи (сутяжные психопаты), гипоманиакальных состояний и иных расстройствах. Известен и так называемый синдром Кандинского-Клерамбо (явление психического автоматизма), при котором больные ссылаются на то, что к сочинительству их принуждают некие потусторонние, сакральные силы.
Патологическая страсть к банальному и бессмысленному писательству проявляется по различным причинам. Нередко таковыми становятся острая необходимость в гиперкомпенсации комплексов неполноценности, а иногда и наличие у автора каких-либо сверхценных бредовых идей.
Условно выделяют 3 группы графоманов.
- Пишут ни о чем, витиевато и красиво, с претензией на создание высокохудожественных образов. Авторы с неплохим образованием.
- Сочиняют лихо закрученные сюжеты, но корявым языком, который можно, но трудно редактировать.
- Имитируют создание произведений с использованием словесного мусора – типичные графоманы.
Неконтролируемая потребность к писательству, неуёмная жажда признания приводит графоманов к атакам многих издательств с уверенной надеждой на издание своих «шедевров», пусть даже за свой счёт. При этом мнение других людей по поводу таких сочинений их не интересует, поскольку они уверены в непогрешимости «творений». Своей аудитории графоманы по понятным причинам собрать не могут. Вследствие этого их одиночество и болезнь усугубляются.
Исторические факты
Вероятно, что в числе первых графоманов находился римский писатель Гай Юлий Гигин, банально переписавший чужие мифы и поставивший под ними свою подпись.
Пожалуй, наиболее известным примером графомании являлся Йозеф Геббельс, оставивший «наследие» объёмом в 16000 страниц машинописного текста, посвящённого субъективному и тенденциозно изложенному видению событий Второй мировой войны.
Эксперты полагают, что такая плодовитость Геббельса была вызвана необходимостью компенсации физических недостатков, которыми автор обладал.
Эталоном графомании из авторов пушкинской поры считался поэт Д. И. Хвостов. Как автор он прославился выраженной архаичностью поэтического стиля и совершенным отсутствием интереса к актуальным проблемам того времени (отстранённость).
Его имя, как запредельного графомана, пишущего абсолютно бездарные и неуклюжие стихи, звучало на всю Россию. Граф страстно так же, как и писал свои опусы, издавал «творения» тысячными тиражами за свои деньги.
Умопомрачительная плодовитость Хвостова оставила в истории благодарную «память» о нём в виде множества анекдотов и эпиграмм.
Характерно, что граф был и военным, и чиновником, но ни на одном из поприщ преуспеть не смог. Наконец, уединившись в своём имении, граф самозабвенно предался стихосложению:
«То изломаю ямб, то рифму зацеплю,
То ровно пополам стиха не разделю,
То, за отборными гоняяся словами,
Накрою мысль мою густыми облаками.
Однако муз люблю на лире величать,
Люблю писать стихи и отдавать в печать!»
По своему стилю русская графомания, и, в частности, хвостовская, полна стилистической архаикой для придания тексту особой важности и значимости. По меткому выражению В. Кюхельбекера творения Хвостова представляются как «возвышенность глупости».
В среде русской эмиграции гремел славой графомана некто Виктор Колосовский, также выступавший на поэтическом поприще.
Ныне, в век цифровых технологий и компьютерного бума, проблема графомании приняла глобальный характер. Явление приобрело массовые масштабы. Во многом этому способствует падение уровня гуманитарной культуры, уровня художественности, а зачастую и низкий уровень грамотности.
«Ноне всякий индивид
Но не всякий твердо знает,
Что такое алфавит.»
Между тем обвинять в графомании необдуманно, без соответствующего внимательного анализа текста и творческой деятельности претендующего на писательский Олимп автора, его личностных качеств, не следует. Этап графомании, оттачивая своё перо, закономерно проходят многие начинающие писатели.
Найти себя, свой стиль, свой тематический ряд – сложный, нередко мучительный труд.
Так, прежде чем стать известным писателем, Михаил Зощенко освоил 15 профессий, а к своему успеху продвигался постепенно.
Границы продуктивного и непродуктивного творчества весьма размыты. Сочинительство может быть способом самовыражения, преодоления, замещения или восполнения недостающего. Мучительно рождённый текст способен избавить человека от боли и отчаяния, помочь переосмыслить ошибки и переживания. И при этом быть написанным талантливо.
Непрофессиональность текстов и масса недостатков не означают отсутствие литературных способностей. Для них необходимы знания, опыт и упорство. Игнорирование этого, упрощённый подход к писательскому ремеслу, определённый психологический склад характера – предпосылки развития графомании.
Причины возникновения
Нередко графомания развивается на основе внутреннего одиночества. Изливая свои сокровенные мысли на всё терпящую бумагу, графоман испытывает чувство облегчения, снижая уровень дефицита общения. Постепенно наступает период подмены, когда в процессе «творчества» на смену тяжким переживаниям одиночества приходит потребность писать.
К основным причинам графомании относят:
- попытки компенсации комплексов неполноценности;
- наличие бредовых идей различного толка типа сакральных побуждений к писательству «свыше»;
- наличие сверхценных идей;
- формы проявления шизофрении или паранойи (часто у сутяжных психопатов);
- составляющий элемент маниакальных или гипоманиакальных состояний;
- элемент на фоне синдрома психического автоматизма;
- срабатывание компенсационного механизма интенсивных переживаний одиночества и отчуждённости.
Признаки
Отличить графомана можно по ряду признаков.
- Неоправданно серьёзное, болезненное отношение графомана к своим «шедеврам», когда малейшая критика или юмор по поводу его произведений категорически не принимается.
- Чрезвычайно сильное стремление к изданию своих опусов. Публичность – непременное условие творчества графомана.
- Доминирующая тематика произведений – о себе. Знаний, впечатлений и опыта писать на иные темы, как правило, у автора нет. При этом в описаниях себя любимого содержатся бессознательно изложенные красивые, но, как правило, позитивно искажённые места – попытки объективного изложения отсутствуют полностью.
- Графоман демонстративен, он преданнейший ценитель своего «труда» (самопоклонение). Нередко представляет истероидный тип характера. Самореклама всегда и везде!
- Привычка поучать и, как правило, менторским тоном. Менторство в природе графомании.
- Графоман никогда не подвергает написанный текст переделкам или исправлениям, хотя бы частичным. Это выглядит для него кощунственным.
- Настоящий, тяжёлый труд ума для графомана чужд. Усидчивость и трудолюбие – это не про него.
- Отсутствие творческих кризисов по причине отсутствия реального творчества.
- Завышенная самооценка и непонимание юмора.
Как правило, тексты графомана имеют ряд отличительных черт:
- наличие лишь внешних признаков словесного искусства, не приводящих к рождению настоящих, творческих художественных смыслов;
- обилие мелких, излишних подробностей, засоряющих текстуру;
- частая повторяемость, нередко неуместная, ряда эпитетов к словам;
- злоупотребление речевыми штампами и стереотипными выражениями без их творческого, логичного осмысления;
- излишнее применение разных способов выделения слов и предложений (шрифты, курсивы, зажирнения, заглавные и прописные буквы), для выделения своих сверхценных мыслей;
- нелогичность сюжетов и поступков персонажей, не соответствующих их образному построению и ткани изложения;
- заимствование образов, плагиат;
- несвязность изложения, нарушения стиля и синтаксиса.
Как лечить?
При лёгкой форме болезни полезно просто вернуть человека к полноценному общению, помогающему в преодолении барьеров одиночества. Желательно стимулировать его к поиску иных хобби или работы, на которой заболевший смог бы сконцентрироваться.
В случаях устойчивых форм заболевания применяют медикаментозные средства (психотропы и нейролептики) и сеансы психотерапии.
В этом контексте довольно эффективно зарекомендовала себя когнитивно-поведенческая терапия. Имеются данные о том, что хорошие результаты коррекции поведения показывает опыт семейной психотерапии, если у графомана имеется семья.
При отсутствии выраженной причины развития графомании применяют также методики символ-драмы, позволяющие эффективно отработать внутренние переживания больного в образных представлениях.
Возможные последствия
Человек, страдающий графоманией, не отличается асоциальным поведением, поскольку болезнь носит относительно спокойный характер. В своей лёгкой форме она вполне преодолима.
Без своевременного лечения болезнь прогрессирует, приводя к полной социальной изоляции «писателя», поскольку автор полностью погружается в свои сокровенные опусы.
Постоянные отказы при попытках издания шедевров нередко рождают у неудачника всплески агрессивного поведения, ухудшающего его и без того бедственное положение.
При её запущенных, длительно протекающих формах графомания может рассматриваться как признак более серьёзных психических заболеваний (шизофрения, паранойя и других). Поэтому обращение больного к психотерапевту показано однозначно.
14 способов отличить графомана от наст. писателя
14 способов отличить графомана от настоящего писателя
1. Графоман очень болезненно переносит критику и как правило принимает ее в штыки. Он ассоциирует критику с личным унижением и оскорблением, а не с возможностью исправить ошибки и извлечь уроки. Собственно критика ему не нужна, это пустая трата сил и времени. Зачастую такие люди не находя контраргументов, переходят на личность критикуемого, таким образом пытаясь заставить его замолчать и оставить последнее слово за собой.
2. Графоман очень любит рассказывать всем о своем творчестве и не прочь продекламировать стихи или главы из нового романа даже там, где это абсолютно неуместно, и хочет этого собеседник или нет. Настоящий труженик слова – напротив, испытывает затруднения, когда оказывается, вынужден, что-то озвучить прочитать, привлечь общее внимание к своей персоне.
3. Истинный писатель подвержен сомнениям, он склонен самым тщательным образом переписывать и обновлять свое творение, графоман же уверен, что шедевр создастся его гением, без особого труда. Для этого ему достаточно лишь взять в руки ручку или сесть за компьютер.
4. Знатоки человеческих душ имеют в создаваемых произведениях свою манеру обращения, отличающийся своеобразием язык, уникальный стиль, который выделяет их среди прочих. Вспомните Толстого, Чехова, Достоевского, Шолохова, Хемингуэя, – разве можно их спутать прочитав даже незнакомый текст. Однако при чтении творения графомана у читателя появляется стойкое ощущение: “где-то я все это уже видел, слышал, читал!” и появляется желание отложить книгу в сторону.
5. Графоман не редкость заносчив, крикливо одет, любит употреблять словосочетание “мое творчество” и называть себя при случае и без случая, писателем. Ему нравится похвалиться знакомствами с «Великими мира сего», «вхожестью» в тусовки. В его обществе необходимо слушать только его.
6. Настоящий мастер остерегается громких слов. Он прост в общении, любит людей. исподволь наблюдает за Вами, изучает, оценивает, примеривает. Возможно – Вы материал для его творчества. Вы ему интересны. Его отличает здоровая доля самоиронии.
7. Истинный труженик слова ставит на первое место качество написанного, и он в этом беспощаден, вплоть до того, что сжигает или уничтожает уже полностью написанную вещь. (Гоголь). Для графомана важно количество в ущерб качеству.
8. В талантливом произведении вы обязательно найдете интересные мысли; графоман же склонен сыпать цитатами известных людей или литературными штампами, самобытность в его творчестве отсутствует.
9. Инженеры человеческих душ стремятся сделать мир чище, лучше посредством своего творчества, главная же задача графомана – собственное тщеславие, красочные обложки, хлесткие названия, тиражи, появление в СМИ.
10. Истинно творческий человек готов годами писать в стол, а графоману нужен непрерывный успех и восхваление его мнимых талантов, иначе он опускает руки.
11. Писателю не столько важны слава и деньги, как возможность быть понятым, услышанным, а денег лишь бы хватало на самое необходимое, на то, что бы не отвлекаться от главной цели – творчества.
12. Настоящих литераторов отличает всемерная помощь молодым талантам, чего не скажешь про графоманов, которые видят в них конкурентов, которые могут их обойти на повороте, отодвинуть на периферию.
13. Писателя отличает обостренное чувство справедливости, нежелание сотрудничать с властями. денежными мешками и тупыми редакторами, они не хотят развивать модные темы, смаковать жареные факты и копаться в чужом нижнем белье. Графоман ради тиража, призрачной славы перешагнет через все.
14. Писателями не рождаются, у многих людей есть задатки, генетическая предрасположенность к творчеству. Только упорный каждодневный и многолетний труд, оттачивание мастерства, беспощадная критика к себе, рождают поистине великих мастеров слова и знатоков человеческих душ.
Авторский анонс “Откровенные романы” https://www.litres.ru/grigoriy-zhadko/otkrovennye-romany/
Вот информация по справочникам. Кое что интересное на мой взгляд по теме.
Что такое графомания и кто такой графоман
Вспомните, как Цветик учил Незнайку стихи сочинять: «Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи». При этом он ругал Незнайку за то, что тот в качестве рифмы подбирает несуществующие слова. В итоге Незнайка все-таки придумал стихи: «Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный». Но стихи ли это? Скорее, графомания во всей своей красе. Давайте разберемся, почему возникает графомания, что это такое и как с этим бороться.
Что такое графомания
Каково значение слова «графомания»? Название образовано от греческих слов grapho – пишу и mania – сумасшествие, безумие, страсть, влечение. Это одержимость сочинительством. В наше время понятие «графомания» имеет негативный оттенок, но так было не всегда. Раньше так называли всех писателей, ведь творец не может создавать без маниакальной тяги к написанию. Лев Толстой сам называл себя графоманом. Современное значение слова несколько иное, так называют бездарных писателей с сумасшедшей тягой к сочинительству.
Графомания – это патологическая тяга к написанию, сочинению при отсутствии соответствующих способностей и знаний. Это многословное, но бессодержательное и бессмысленное написание текстов. Чаще всего графомания встречается в поэзии. Графоман пишет банальные или бессмысленные строки. Он пишет стихи, не обладая творческими и литературными способностями.
Графомания в психологии – это бесконтрольная тяга к сочинительству. Автор постоянно что-то пишет, но вместо ценных продуктов творчества получается бессмыслица. Его труды неинтересны ни читателям, ни критикам, ни редакторам.
Примеры графомании
Грань между талантом и графоманией настолько тонка, что даже некоторые из авторов прошлого удостоились звания графомана в настоящем. Один из них – И.А. Бродский. У него много поклонников, но и не меньше тех, кто не просто не признает его творчество, но и жестко критикует. В графоманстве обвиняли Пастернака, Маяковского, Есенина и много кого еще. Среди современных творцов в графоманстве обвиняют И. Губермана.
Восприятие графомании субъективно, однако можно назвать несколько популярных ошибок, которые допускают графоманы (примеры графомании):
- придумывание новых слов;
- искажение слов для соблюдения рифмы;
- употребление слов и выражений в неверном значении;
- примитивные, разговорные слова и сочетания;
- плагиат (чаще всего берут две строчки из произведения автора и дополняют своими строчками);
- несовместимые сравнения;
- пропуск частей речи;
- мат, пошлости, ругательства;
- использование слов и частей речи, которые признаны устаревшими;
- необоснованное использование иностранных слов;
- двусмысленность;
- искажение ударений;
- тавтология («масло масляное», «говорить ртом»);
- неправильное склонение и спряжение;
- грамматические, смысловые, речевые ошибки;
- отсутствие логики.
Пример графоманского стиха одного из современных писателей Е. Грачева:
«Ты же замужем ни разу
Не была, я был женат.
На тебе б женился сразу –
Стал бы счастлив, но – не факт».
Графоманскими называют такие произведения, которые не представляют культурной, научной ценности. Они не помогают людям в интеллектуальном, духовном, художественном и ином развитии. Это словесный мусор.
Вспомните людей в караоке, которые не умеют, но любят петь, или тех, кто приходит на музыкальные конкурсы и поет так, что уши в трубочку сворачиваются. Это пример «графомании» в музыке. Примерно так же неприятно читать и слушать то, что написал графоман. Примеры графомании в современном мире преследуют нас на каждом шагу. Например, большинство блогеров, особенно инстаблогеров являются графоманами. Они пишут бессмысленный, бесполезный, неуникальный текст, но считают себя учителями, наставниками других. Некоторые копирайтеры тоже грешат графоманством.
Графомания в психиатрии
Психиатры рассматривают графоманию как психическое расстройство, болезнь души. Притом нередко она выступает симптомом других патологий, например, шизофрении, психопатии, паранойи, маниакального синдрома. Некоторые больные говорят, что их заставляют писать высшие силы, голоса. В психиатрии часто рассматривают еще одно похожее явление – эротографоманию. Это патологическая тяга к написанию любовных, эротических писем.
Кто такой графоман
Значение слова графоман: тот, кто страдает графоманией. Графоман – это человек, который пишет стихи, не имея соответствующих способностей. Он рифмует строки или пишет текст без смысла, структуры и логики, не заботится о содержании и правилах написания.
Графоман – кто это такой, как его называют в народе (не без доли иронии):
- писака,
- человек с недержанием пера,
- бездарность,
- бумагомарака,
- человек количества, а не качества.
Маньяки пера встречаются не только в поэзии, в прозе тоже хватает патологических литераторов. Продукты их «творчества» называют мусором, вбросами, и это еще самые мягкие эпитеты из тех, что встречаются. Согласно словарю Д.Н. Ушакова, графоман – это бездарный, но плодовитый писатель. Не всегда графоманство относится к психиатрии, иногда речь идет исключительно об отсутствии литературных способностей и таланта.
Литературные способности – это свойства личности, позволяющие добиться успеха в литературе. К ним относится:
- впечатлительность;
- эмпатия;
- развитое чувство эстетики;
- умение легко находить ассоциации между образами и словами;
- художественная наблюдательность;
- тонкая душевная организация;
- специфический внутренний мир;
- чувствительность к ритму речи;
- склонность острее реагировать на слова, нежели на действительность, факты, события.
Отдельное внимание психологи уделяют критериям вербального интеллекта (он тесно связан с литературными способностями):
- познавательная мотивация;
- острая восприимчивость к языку;
- способность выражать переживания словами;
- острая восприимчивость к окружающему миру;
- развитое воображение;
- ассоциативное мышление;
- синтетичность памяти.
Признаки наличия творческих способностей:
- высокий уровень интеллекта;
- познавательная мотивация, интеллектуальные интересы;
- способность четко излагать мысли;
- красноречие;
- свобода личности и независимость;
- умение воздействовать при помощи эстетических методов;
- высокая продуктивность;
- острая потребность в самовыражении;
- заинтересованность философскими проблемами;
- творческое мышление;
- умение находить нестандартные ассоциации;
- широкий кругозор, разнообразие интересов;
- умение заинтересовать, привлечь внимание (быть интересной личностью);
- открытость в общении;
- честность;
- соблюдение этических норм.
Графоманы чаще всего не попадают ни под один из вышеназванных пунктов. Они наделены другими чертами:
- неспособность принимать критику, учиться на ошибках, развиваться;
- нежелание слушать мнение других людей;
- убежденность в своей гениальности;
- агрессивность, особенно в отношении издающихся авторов;
- неразвитое чувство юмора;
- неспособность посмеяться над собой;
- непонимание иронии.
Чаще всего писаки сочиняют про себя, потому что для другого у них не хватает знаний и опыта. Хотя некоторых графоманов это не останавливает, они пытаются выдать себя за специалиста, профессионала в каком-то деле. Они пишут “научные” труды в той сфере, где ничего не понимают. Если человек описывает себя, то отражает образ Я-идеального, а не Я-реального. Он описывает себя таким, каким хотел бы быть в глазах других людей.
Графоманы стараются издать свою книгу, чаще всего у них получается. В наше время в этом помогают интернет-издания и интернет-издательства. Можно самому выбрать дизайн, напечатать текст, заказать тираж. В интернете можно обойтись без услуг редакторов и корректоров. Такая возможность дала толчок к новому этапу активного развития графомании. Любой желающий может с легкостью, не выходя из дома, издать свое произведение. И никто не обратит внимания на содержание, научность, достоверность написанного. Книга окажется на прилавках магазинов и библиотек.
Признаки графомании
Как распознать графомана? Кто-то предлагает сравнивать количество и качество, якобы одержимые люди всегда пишут много и бессодержательно. Практика же опровергает это. Успешные писатели тоже могут писать много, быть активными и продуктивными. А у графоманов иногда проскальзывают содержательные стихи, написанные по всем правилам литературного жанра.
Как же отличить графомана от начинающего неопытного писателя? Было проведено немало исследований, наблюдений, которые позволили выявить истинные признаки графомании:
- Непринятие критики. Настоящий писатель всегда выслушает критику, поблагодарит, останется при своем мнении или что-то изменит. Он может расстроиться или обрадоваться критике, но он всегда реагирует адекватно, спокойно, уважительно. Всегда выслушает другого человека. Графоманы категорически не принимают критику и не видят в своем творчестве недостатков. Они отказываются слушать мнение других людей, реагируют агрессивно и бурно.
- Одержимость идеей известности. Графоманы везде и всюду продвигают продукты своей деятельности. Они читают стихи знакомым, отправляют образцы в издания, публикуются в группах в социальных сетях, на форумах, сайтах. Они очень амбициозны и самоуверенны. Настоящие писатели всегда терзаются душевными муками, сомнениями, они склонны к самокопанию, очень самокритичны.
- Нежелание перечитывать, вычитывать, перепроверять и совершенствовать тексты. Не потому что «и так сойдет», а потому что «это идеально, лучше и не скажешь».
Графоманы обожают свое творчество. Если кто-то высказывает пожелания с целью помочь молодому творцу, то тот обвиняет окружающих в зависти, непонимании. Главный клинический признак графомании – очень серьезное отношение графомана к своему творчеству.
Причины графомании
Основная причина – комплекс неполноценности, который запускает защитный механизм реакцию гиперкомпенсации.
Другие причины развития графомании:
- неуверенность,
- отчужденность,
- асоциальность,
- одиночество,
- заниженная самооценка,
- нерешенные внутренние конфликты.
Написание строк – попытка человека избавиться от боли, освободить душу, заявить о себе, почувствовать себя активным и ценным членом общества. Бессмысленное сочинение – суррогат общения. Чем больше человек пишет, тем меньше он нуждается в реальных контактах, тем меньше ощущает одиночество.
Графомания не всегда используется как психотерапия. Иногда этим страдают здоровые, но чрезмерно темпераментные люди, лентяи и бездельники, индивиды с повышенной сексуальной активностью. Согласно теории З. Фрейда, нереализованная сексуальная энергия выходит через творчество (сублимация).
Лечение графомании
Программа коррекции подбирается индивидуально, зависит от особенностей проявления графомании. При расстройстве легкой степени тяжести можно использовать метод переключения внимания, то есть предложить клиенту новый вид творчества, новое увлечение. Неплохо перед этим выявить, к чему у него есть склонности.
Если мы имеем дело с графоманией как тяжелым психическим расстройством, то поможет только психотерапевт и медикаментозная терапия. Используется когнитивно-поведенческая психотерапия, семейная психотерапия. Психолог помогает клиенту избавиться от комплексов, душевных травм, неуверенности, робости, заниженной самооценки. Специалист помогает клиенту адаптироваться в социуме, научиться взаимодействовать с людьми, найти новые способы самореализации. В лечении графомании важна поддержка друзей и близких. Больному не хватает любви, внимания, тепла, принятия, ощущение ценности и значимости.
Если речь идет о графомании как результате отсутствие таланта, то нужно его развить. Талант – это следующая стадия развития способностей. Но сначала нужно определить, есть ли у вас литературные задатки. Для этого можно использовать любую психодиагностическую методику, например, диагностику В.П. Ягунковой «Сочинение по картине как одна из методик изучения литературных способностей». Если способности есть, то их нужно превращать в талант.
Схема развития таланта такая: задатки – способности – талант – гениальность. Талант на 99 % состоит из труда, на 1 % из задатков. Многие известные писатели и поэты прошли через стадию графомании. Они набирались мастерства и опыта, развивали свои способности, смогли преодолеть этот этап. В этом случае графоманию можно сравнить с переходным возрастом.
Источники:
http://vplate.ru/manii/grafomaniya/
http://www.proza.ru/2015/02/13/1513
http://onona.online/samorazvitie/grafomaniya