Графики по изо. Изобразительное искусство
Графика как вид изобразительного искусства
Графика – самый древний вид изобразительного искусства, который существует и по сей день. Сегодня графические произведения мы встречаем повсюду. Откройте газету, книгу и вы увидите рисунки, карикатуры, иллюстрации. На стене в комнате, в классе, в залах – плакаты, эстампы, оттиски гравюр. На упаковке, на часах, авторучках, альбомах – фирменные знаки. В магазинах есть рекламные проспекты, созданные художником-графиком. Одним словом, графика окружает нас повсюду.
Первые графические работы появились на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Это первобытные наскальные изображения. Рисунки фиксировали не только какие-либо события и окружающий мир, но и служили средством общения между людьми. Долгое время графические изображения не имели самостоятельного значения и были только украшением дома, либо предметов.
Термин “графика” первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии, т.к. являлся основой создания рукописных текстов. Однако, позже стали появляться иллюстрации к книгам, визуально отображающие текст в них содержащийся. Появилась профессия переписчика и копииста, а затем рисунок вышел за рамки книг. Началось развитие промышленности, а вместе с ним и промышленной полиграфии и распространение чёткого, контрастного линейного рисунка, который получил в конце XIX – начале XX вв. несколько новых значений. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, и уголь или другой красящий материал.
Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с поверхностью бумаги – основного материала графики. В основе графики всегда лежит рисунок. Применяется и цвет, но он не является главным, а играет лишь вспомогательную роль. Искусство графики включает в себя рисунок в собственном смысле слова во всех его разновидностях.
Графические работы подразделяются на:
1. станковые (самостоятельны по назначению и форме: станковый рисунок, эстамп, лубок)
2. прикладные (этикетки, марки и т. п ).,
3. книжные (служащие для оформления или иллюстрирования печатной продукции: иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка )
По сравнению с живописью у графики более ограниченные средства, но по своей распространенности и действенности она превосходит остальные виды пластического искусства.
Графика делится на два вида:
– единичный рисунок на бумаге – рисунки, сделанные акварелью, гуашью, карандашом, углем, сангиной (палочки красного и коричневого цвета). Воспроизводятся один раз.
– печатная графика – позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров.
Печатная графика бывает нескольких видов:
1. Книжная графика – оформление книг и журналов;
2. Прикладная графика – оформление открыток, марок, грамот;
3. Гравюра – (от франц. gravure),
a) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины (“доски”), на которой нанесён рисунок.
б) Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки “досок” и печатания с них оттисков. Специфические особенности гравюры заключаются в её тиражности (т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков), а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твёрдых материалах. Возникновение гравюры связано с ремёслами, где применялись процессы гравировки: ксилография – с резьбой, в том числе на досках для набойки; резцовая гравюра – с ювелирным делом; офорт – с украшением оружия. Бумага – материал для оттисков – появилась в начале н. э. в Китае (где гравюры упоминается с VI-VII вв., а первая датированная гравюры относится к 868), в Европе – в средние века.
Гравюру на дереве называют ксилографией, на камне — литографией, на линолеуме — линогравюрой, на металле — офортом, на картоне – гравюра на картоне.
Ксилография. Гравюру на дереве создают следующим образом: задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева — самшита или пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами — штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые не тронул резец художника. Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра. Черным и белым цветом гравюра может передать и яркий солнечный день, и туманный, пасмурный, с тяжелыми тучами, и весеннюю прозрачность неба. Бывают гравюры и цветные, когда на бумагу наносится по очереди несколько слоев разной краски.
Литография — гравюра на камне (от греческого “литос” — “камень”). Гравирование делается на особом известковом камне. Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью. Затем камень обрабатываются специальными составами, и рисунок на камне как бы “закрепляется”. Когда рисунок готов, на камень кладут бумагу и под прессом делают оттиск — эстамп. В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, а остается ровной.
Линогравюра — гравюра на линолеуме, по которому художник режет как по дереву.
Офорт — гравюра на металле. Медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву или линолеуму. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Кислота выедает углубления в процарапанных местах, потому что их уже не защищает лак. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск.
В гравюре на дереве и линолеуме углубленные места остаются на оттиске белыми. В офорте наоборот: углубленные места на оттиске — черные, все остальное белое. Такую технику изобрели в XVII веке. А самым замечательным мастером офорта был великий голландский художник Рембрандт.
4. Монотипия – графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования. Бывает цветная и одноцветная. Цветная монотипия – художник пишет масляными красками на гладкой поверхности стекла, затем сверху кладут увлажненную бумагу и прокатывают на печатном станке.(можно получить только один оттиск).
Одноцветная монотипия – диатипия. На стекло наносят слой краски, верху накладывают лист и начинают рисовать. На стороне, которая была прижата к стеклу, получается оттиск – зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой.
5. Граттография – техника царапания рисунка. натирают лист бумаги свечой, сверху наносят гуашь перемешанную с тушью, наносят карандашом рисунок и острыми предметами процарапывают по рисунку изображение.
Графика как вид изобразительного искусства: примеры
Графика как вид искусства зародилась еще во времена наскальной живописи, хотя само слово имеет греческие корни и означает “пишу”, “черчу”. В наше время это самостоятельный и многогранный вид, имеющий свои жанры и каноны.
Виды графического искусства
По своему назначению графические работы подразделяются на такие виды:
- Станковая графика. Как вид искусства приближена к живописи, так как передает видение и эмоциональный мир художника. Причем мастер достигает этого не за счет многообразия палитры красок и различных техник их нанесения на холст, а с помощью линий, штрихов, пятен и тона бумаги.
- Прикладная графика как вид изобразительного искусства. Примеры ее окружают нас повсюду, она имеет конкретное предназначение. Например, иллюстрация книг помогает читателю легче воспринимать ее содержание, плакаты и афиши несут знания или рекламную информацию. Сюда же относятся этикетки на товары, оформление конвертов, марок, карикатуры и многие другие.
Любые виды изобразительного искусства (графика, картинки не исключение) начинаются с наброска рисунка. Все художники используют его как первую ступеньку перед написанием основного полотна. Именно в нем создается проекция положения объекта живописи в пространстве, которая в дельнейшем переносится на холст.
Графический рисунок
Графика как вид изобразительного искусства, виды графики любого направления начинаются с рисунка, как и полотна в живописи. Для графического рисунка используют бумагу, чаще всего белую, хотя возможны варианты.
Главной его отличительной чертой является контраст двух или нескольких цветов – черный, белый, серый. Возможны другие виды контрастов, но даже если мастер использует черный карандаш на белой бумаге, то оттенки штрихов богаты разнообразием от мягкого черного цвета до глубокой черноты.
Эмоционально сильными являются рисунки черно–белого оттенка с добавлением одного контрастного цвета. Это притягивает взгляды, и фокусировка взгляда зрителя сосредоточена на ярком пятне. Такая графика как вид изобразительного искусства (фото очень ясно это показывает) становится ассоциативным произведением, когда яркий акцент вызывает у зрителя воспоминания личного характера.
Инструменты для создания графического рисунка
Самыми простыми и доступными средствами являются графитные карандаши и обычная шариковая ручка. Также мастера любят применять тушь, уголь, пастель, акварель и сангину.
Графитный карандаш – самый популярный инструмент. Это деревянный или металлический корпус, в который вставлен либо графитный серовато-черный стержень, либо цветной, в который добавлены красители.
Пастельные карандаши не имеют корпуса, но их цвета можно смешивать, чтобы получать новые оттенки.
Тушь имеет насыщенный черный цвет, легко ложится на бумагу, применяется для каллиграфии, черчения и рисования. Наносить ее можно пером или кистью. Чтобы получать различные оттенки черного цвета, тушь разводят водой.
Графика как вид искусства не обошла стороной такой инструмент, как уголь. Древесный уголь для рисования применяли еще в древности, а в 19 веке был создан художественный уголь из спрессованного порошка угля и клеящих материалов.
Современные мастера графики применяют также фломастеры с различным по толщине стержнем.
Печатная графика
В эту категорию изобразительного искусства входят:
- Ксилография – это гравюра на дереве, с которой печатают изображение с помощью нанесенной на нее краски. Зародилась в Китае еще в 6 веке н.э., появилась на Востоке в 9, а в Европе – в 15 столетии.
- Гравюра на металле, для которой использовались пластины из латуни, меди или свинца, делилась на углубленную, рельефную и резцовую. В зависимости от метода рисунок наносился на металл, покрывался краской и затем переносился на бумагу.
Это далеко не все виды, применяемые в печатном деле.
Книжная графика
К этому виду изобразительного искусства относятся следующие:
- Книжная миниатюра. Древний способ оформлять рукописи, который применялся еще в Древнем Египте. В Средневековье основной темой миниатюры были религиозные мотивы, и только с 15 века стали появляться светские сюжеты. Основные материалы, которые использовали мастера миниатюры, – это гуашь и акварель.
- Оформление обложки – это передача эмоционального посыла книги, ее основная тематика. Здесь гармоничным должны быть и шрифт, и размер букв, и рисунок, соответствующий ее названию. Обложка представляет читателю не только автора произведения, его труд, но и издательский дом и самого оформителя.
- Иллюстрации используют как дополнение к книге, помогающее создавать зрительные картинки у читающего для более точного восприятия текста. Эта графика как вид искусства зародилась во времена книгопечатания, когда сменились ручные миниатюры на гравюры. С иллюстрациями человек сталкивается в самом раннем детстве, когда еще не умеет читать, а познает сказки и их героев через картинки.
Книжная графика как вид изобразительного искусства в ДОУ познается через иллюстрированные книги, несущие информацию в картинках для самых маленьких детей, и через текст с поясняющими изображениями для старшего возраста.
Плакат как вид искусства
Еще один представитель графической живописи – это плакат. Основная его функция – передача информации с помощью короткой фразы с усиливающим ее изображением. По области применения плакаты бывают:
- Политические, предназначение которых – призыв к действию. Тематика политической агитации многообразна – от защиты (мира, животных, демократии, экологии) до разоблачения.
- Социальные плакаты призывают человека что-то менять или присоединиться к тем, кто это делает.
- Рекламная плакатная графика несет информацию о товаре, событиях и их участниках. Как пример, это кино- и театральные афиши, рекламные стенды. Их основная задача – привлечь к себе интерес зрителя и желание приобрести то, о чем они информируют. Их отличают яркие цвета и звучные слоганы, которые легко запомнить.
Плакат является одним из самых распространенных видов графики.
Прикладная графика
Еще один вид графического искусства – это оформление этикеток, конвертов, марок и обложек для видео и музыкальных дисков.
- Этикетка – это вид промышленной графики, главное назначение которой – дать максимальное количество информации о продукте при минимальном размере изображения. При создании этикетки учитывается цветовая гамма, которая должна вызывать у зрителя симпатию и доверие к товару.
- Обложки для дисков несут максимальную информацию о фильме или музыкальной группе, передавая ее через рисунок.
- Графическое оформление марок и конвертов имеет многолетнюю историю. Сюжетами для них чаще всего становятся события, происходящие в разных странах, окружающий мир и большие праздники. Марки могут выпускаться как отдельными экземплярами, так и целыми сериями, объединенными единой тематикой.
Марка, пожалуй, самый распространенный вид графического искусства, который стал предметом коллекционирования.
Современная графика
С появлением компьютерных технологий стал развиваться новый вид графического искусства – компьютерная графика. Ее применяют для создания и коррекции графических изображений на компьютере. Вместе с ее возникновением появились новые профессии, например дизайнер по компьютерной графике.
графика как вид изобразительного искусства.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Конспект урока ” графика как вид изобразительного искусства”
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возможная деятельность учащихся
1. Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Давайте с чувством добра и хорошего настроения начнем урок.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами с графикой как видом изобразительно искусства.
3. Работа над новым материалом
5.Закрепление изученного материала.
Ребята, кто может дать определение слова искусство? Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством. Ещё когда наши предки обитали в пещерах, одевались в звериные шкуры, а пищу добывали охотой, уже тогда они стремились украсить свою жизнь. Пусть грубо и неумело, но ведь их этому никто не учил! Уже тогда, во времена первобытных художников появились все виды изобразительного искусств
Скульптура – когда высекали из камня и лепили фигурки из глины
Живопись – когда украшали скалы росписями
Графика – когда на стенах пещер рисовали сажей или углем
Декоративное искусство – когда вырезали узоры по камню и кости, изготавливали и
расписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камушков
Через много тысяч лет рядом с художниками появились искусствоведы, т.е. люди ведающие (знающие) искусство. Вот они, чтобы было удобнее изучать виды и дали им названия и нашли у каждого из них свои отличительные особенности, о которых мы и поговорим:
Страна пластических искусств имеет свой особый язык. Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке :(слайд 8 Приложения 1 )
Живопись – цветом на плоскости
Графика – линией и пятном на плоскости
Скульптура – на языке объёмов и форм,
Архитектура – конструкции и пространства,
Дпи – и объёма, и цвета, и линий, и пространства…
Помнишь, как в поисках пищи Буратино сунул свой нос в котелок и проткнул в нём дырку – и котелок и очаг были нарисованы на куске старого холста. С каким видом искусства познакомился Буратино?
Я знаю что Алексей подготовил информацию о живописи…….
Они написаны красками.( Эти работы разноцветные, главный исполнитель в них цвет, цветовые сочетания).
– если художник рисует дома, деревья, реки, природу. Как называются эти картины? ( пейзаж)
– когда на картине изображено лицо человека, как называется эта картина?( портрет )
– что мы видим на этой картине? Как она называется? О чем рассказывает?( натюрморт )
– натюрморт нам рассказывает не только об особой жизни предметов, но и о людях, об их отношении к вещам, и о том, что особенно дорого художнику.
– теперь рассмотрим графику . Чем, каким материалом выполнены эти работы? (карандашом, углем). Чем отличаются эти картины от предыдущих? (Они не цветные, они выполнены одним цветом, и главный исполнитель в них линия)
Точка, точка, два крючечка, ротик, носик, оборотик , палка, палка, огуречик получился. (человечек)
Такого же человечка рисовал на стене пещеры углем и самый первый художник на свете. Рисовал, не подозревая о том, что открывает новый вид искусства.
Ученик Графика – искусство в первую очередь рисунка. Её название происходит от греческого “графо” – пишу, черчу, рисую. Именно этот вид искусства был наиболее древним. График использует сочетание черного и белого, (белая – бумага, черный – карандаш, уголь, другой сухой материал)
Линия и сочетание черных и белых пятен – язык графики. Она может быть и цветной – например работы пастелью.
теперь рассмотрим графику. Чем, каким материалом выполнены эти работы? (карандашом, углем). Чем отличаются эти картины от предыдущих? (Они не цветные, они выполнены одним цветом, и главный исполнитель в них линия)
Живописцы, например, родную природу пишут красками, мастерски пользуясь цветом.
Графики своё любование природой часто передают с помощью черного и белого цветов.
Имея белый лист и черный карандаш, график может выполнить, правдоподобно изобразить черточками любой предмет.
Почему черточками?
Черточка – основа рисунка. Она бывает короткая, длинная, жирная и тонкая: именно от черточки (линии, штриха) получил название этот вид искусства.
Графика в переводе с греческого языка означает «черчу, пишу, рисую».
Зачирикать бумагу можно действительно быстро, а вот создать черточками рисунок – для этого нужно время, терпение и мастерство.
– Посмотрите на эти рисунки. (Показать иллюстрации, презентация)
– Узнаете материалы, которыми они нарисованы? Здесь есть работы, сделанные цветными карандашами, восковыми мелками, а вот эта работа выполнена сангиной. Этот материал похож на мягкий мелок рыжевато-коричневого цвета. (Показать иллюстрацию).
– Рисунок тушью, углём, карандашом, сангиной, ручкой, называется графикой.
– В графике, действительно, часто используются белые и черные пятна и линии. Но разве в жизни их нет?
– Вот ваза у окна. На фоне солнечного света она кажется темной, почти черной. А поставьте ее против темной стены – сразу посветлеет. Сочетание темного и светлого очень помогает художнику-графику передавать предметы правдоподобно. Однако, он вправе выбрать и другие цвета карандашей. Черный не обязателен. График может нарисовать картину синим цветом, используя разные его оттенки.
Рисунки, выполненные углем, намного ярче, точнее, графичнее, чем карандаш. Кроме угля и карандаша, в графике используется тушь. Ею рисовать труднее, нужно ловко владеть пером. Давайте рассмотрим произведения графиков и ответим на вопросы:
– C помощью каких выразительных средств художник изображает красоту земли?
Что делает черно-белые картины «живыми» и выразительными?
– С помощью какого выразительного средства (линия, пятно, силуэт, свет и тень, ритм) график изображает родную природу?
– Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и черного цвета. Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным – печальное, тревожное, жуткое. Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, резко противоположны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным.
– А вот что о черном и белом цветах говорят русские поговорки и пословицы:
Черная корова, да белое молочко.
Черен мак, да бояре едят.
Черная земля, да хлеб родит.
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
А сейчас я расскажу вам сказку…..
– Какие деревья бывают по характеру? (Елка пушистая, густая; березка – стройная, гибкая; дуб – корявый, ветвистый, мощный, толстый; ива – поникшая, длинноволосая, гибкая).
– Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый тон бумаги.
Чтобы нарисовать пятно карандашом, необходимо класть штрихи плотно друг к другу.
– Посмотрите и назовите, что я сейчас сделала. (Провела линию на доске мелом).
– Да, я провела линию. Посмотрите и определите характер этих линий. (На доске – образцы линий, сделанных разным графическим материалом).
– Действительно, они могут быть прямыми, кривыми, наклонными, извилистыми, узкие, широкие, а также добрые, злые, переменчивые и т.д.
– Попробуйте провести линии у себя в альбомах. (Учитель показывает детям особенности работы пастелью (мелками), останавливаясь на исполнении разных оттенков одного цвета, возможностях перекрытия, смешивания, работы штрихом и плашмя).
– Какое дерево у меня получилось? Почему оно нагнулось? А снег разлетается в сторону? (Дует ветер)
Ветер дует нам в лицо, (махи руками на себя)
Закачалось деревцо (махи руками над головой)
Ветер тише, тише, тише (руки плавно опускаются)
Деревцо всё выше, выше (встаем, потягиваясь на носочках).
Представьте, что вы деревья, а ваши руки – веточки. Попробуйте изобразить: могучий дуб, плаксивую березу, стройный тополь, кудрявый клен. (При показе детьми деревьев следует обратить их внимание на расположение рук-веточек, на особенности строения каждого дерева).
Изобразите зимний лес мелками, пастелью, углем, цветными карандашами, сангиной. Подумайте, как передать разное расположение деревьев. Нарисуйте ветки со снегом, можно изобразить сам ветер, используя линии.
Показ работ. Что вам понравилось? Что такое графика? Молодцы! Спасибо за урок! До свидания.
Источники:
http://megaobuchalka.ru/1/7351.html
http://fb.ru/article/186810/grafika-kak-vid-izobrazitelnogo-iskusstva-primeryi
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2016/12/31/grafika-kak-vid-izobrazitelnogo-iskusstva