2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Город за эти апрельские дни стал чист. Бунин И

Бунин «Легкое дыхание»: анализ произведения. Сюжет рассказа Ивана Бунина «Легкое дыхание»

В 1916 году написал Иван Алексеевич Бунин «Легкое дыхание». Анализ этого рассказа позволяет сделать вывод о том, что он относится к жанру новеллы. Автору удалось передать в короткой форме историю жизни гимназистки Оли Мещерской, но не только ее. Согласно определению жанра, новелла в уникальном, малом, конкретном событии должна воссоздать всю жизнь героя, а через нее — жизнь общества. Иван Алексеевич посредством модернизма создает уникальный образ девушки, которая еще только грезит о настоящей любви.

Об этом чувстве писал не только Бунин («Легкое дыхание»). Анализ любви проводили, пожалуй, все великие поэты и писатели, очень разные по характеру и мировоззрению, поэтому в русской литературе представлено множество оттенков этого чувства. Открывая произведение очередного автора, мы всегда находим что-то новое. У Бунина тоже есть своя «философия любви». В его произведениях нередки трагические финалы, заканчивающиеся смертью одного из героев, но она скорее светла, чем глубоко трагична. С подобной концовкой мы сталкиваемся, дочитав рассказ Бунина «Легкое дыхание».

Первое впечатление

На первый взгляд события кажутся грязными. Девушка играет в любовь с некрасивым офицером, далеким от того круга, к которому принадлежала героиня. В рассказе автор использует так называемый прием «доказательства от возвратного», поскольку даже при столь пошлых внешних событиях любовь остается чем-то нетронутым и светлым, не касается будничной грязи. Придя на могилу Оли, классная руководительница спрашивает себя о том, как все это соединить с чистым взглядом на «то ужасное», что теперь ассоциируется с именем гимназистки. Вопрос этот не требует ответа, который присутствует во всем тексте произведения. Им насквозь пронизан рассказ Бунина «Легкое дыхание».

Характер главной героини

Оля Мещерская представляется воплощением юности, жаждущей любви, живой и мечтательной героиней. Ее образ, вопреки законам общественной морали, увлекает почти всех, даже младшие классы. И даже блюстительница нравов, учительница Оли, осуждавшая ее за раннее взросление, после гибели героини приходит на кладбище к ее могиле каждую неделю, постоянно думает о ней и при этом даже чувствует себя, «как все преданные мечте люди», счастливой.

Особенность характера главной героини рассказа в том, что она жаждет счастья и может найти его даже в столь уродливой действительности, в которой ей пришлось оказаться. Бунин «легкое дыхание» использует как метафору естественности, жизненной энергии. Это ощущение так называемой «легкости дыхания» неизменно присутствует у Оли, окружая ее особым ореолом. Люди чувствуют это и поэтому тянутся к девушке, при этом даже не умея объяснить, почему. Она всех заражает своей радостью.

Контрасты

Произведение Бунина «Легкое дыхание» построено на контрастах. С первых же строк возникает двоякое ощущение: пустынное, грустное кладбище, холодный ветер, серый апрельский день. И на этом фоне — портрет гимназистки с живыми, радостными глазами — фотография на кресте. Вся жизнь Оли также построена на контрасте. Безоблачному детству противопоставляются трагические события, произошедшие в последний год жизни героини рассказа «Легкое дыхание». Иван Бунин часто подчеркивает контраст, разрыв между реальным и кажущимся, внутренним состоянием и внешним миром.

Фабула рассказа

Фабула произведения довольно проста. Счастливая юная гимназистка Оля Мещерская сначала становится добычей друга своего отца, пожилого сластолюбца, после чего — живой мишенью для вышеупомянутого офицера. Ее гибель подвигает на «служение» ее памяти классную даму — одинокую женщину. Однако кажущуюся простоту этого сюжета нарушает яркое противопоставление: тяжелый крест и живые, радостные глаза, невольно заставляющее сжаться сердце читателя. Простота сюжета оказалась обманчивой, поскольку рассказ «Легкое дыхание» (Иван Бунин) не только о судьбе девушки, но и о несчастной доле классной дамы, которая привыкла жить чьей-то чужой жизнью. Интересны и взаимоотношения Оли с офицером.

Взаимоотношения с офицером

Уже упомянутый офицер по сюжету рассказа убивает Олю Мещерскую, введенный поневоле в заблуждение ее игрой. Он это сделал потому, что был близок с ней, верил в то, что она его любит, и не мог пережить разрушение этой иллюзии. Далеко не любой человек может вызвать в другом столь сильную страсть. Это говорит о яркой личности Оли, считает Бунин («Легкое дыхание»). Поступок главной героини был жесток, но ведь она, как нетрудно догадаться, обладая особым характером, одурманила офицера неумышленно. Оля Мещерская в отношениях с ним искала мечту, но ей не удалось ее найти.

Виновата ли Оля?

Иван Алексеевич считал, что рождение не является началом, а следовательно, смерть — не конец существования души, символом которой и является определение, которое использовал Бунин, — «легкое дыхание». Анализ его в тексте произведения позволяет сделать вывод о том, что это понятие — синоним жизни, души. Она не исчезает бесследно после смерти, а возвращается к источнику. Об этом, а не только о судьбе Оли, произведение «Легкое дыхание».

Иван Бунин не случайно затягивает объяснение причин смерти героини. Возникает вопрос: «Может быть, она виновата в случившемся?» Ведь она легкомысленна, кокетничает то с гимназистом Шеншиным, то, пусть неосознанно, с другом отца Алексеем Михайловичем Малютиным, соблазнившим ее, затем почему-то обещает офицеру выйти за него замуж. Для чего ей понадобилось все это? Бунин («Легкое дыхание») анализирует мотивы поступков героини. Постепенно становится ясно, что Оля прекрасна, как стихия. И столь же вненравственна. Она стремится во всем дойти до глубины, до предела, до сокровенной сути, а мнение окружающих не интересует героиню произведения «Легкое дыхание». Иван Бунин хотел сказать нам о том, что в поступках гимназистки нет ни чувства мести, ни осмысленного порока, ни твердости решений, ни боли раскаяния. Получается, что ощущение полноты жизни способно быть губительным. Трагична (как у классной дамы) даже неосознанная тоска по ней. Поэтому каждый шаг, каждая деталь жизни Оли грозят катастрофой: шалость и любопытство могут привести к серьезным последствиям, к насилию, а легкомысленная игра с чувствами других людей — к убийству. К такой философской мысли подводит нас Бунин.

«Легкое дыхание» жизни

Сущность героини в том, что она живет, а не просто исполняет роль в спектакле. В этом же и ее вина. Быть живым, не соблюдая при этом правил игры, — значит быть обреченным. Среда, в которой существует Мещерская, полностью лишена целостного, органического чувства прекрасного. Жизнь подчинена здесь строгим правилам, нарушение которых ведет к неизбежной расплате. Поэтому трагичной оказывается судьба Оли. Ее гибель закономерна, считает Бунин. «Легкое дыхание», однако, не умерло вместе с героиней, а растворилось в воздухе, наполнив его собою. В финале звучит таким образом мысль о бессмертии души.

Иван Бунин, «Легкое дыхание»: анализ, краткое содержание

Центральное место в творчестве Бунина занимает цикл рассказов, составивших сборник «Темные аллеи». Когда книга в 1943 году вышла в печать, она стала единственной в русской литературе, где все рассказы были о любви. В тридцати восьми новеллах автор представляет читателю перипетии любви. Короткой, ослепительной, озарившей души влюбленных, как вспышка. Любви, посетившей этот мир на мгновение, как легкое дыхание, и готовой исчезнуть в любой миг.

Тема любви в творчестве писателя

Творчество Бунина уникально. Внешне, по тематике, оно выглядит традиционно: жизнь и смерть, одиночество и любовь, прошлое и будущее, счастье и страдание. Бунин то разводит эти крайние точки бытия, то стремительно сближает. И заполняет пространство между ними одними ощущениями, глубокими и сильными. Суть его искусства точно отражают слова Рильке: «Он, как металл, обжигает и режет своим холодом».

Читать еще:  Бунин его рассказы. Бунин рассказы

Вечные темы, к которым обращается писатель, выражены в его произведениях с предельной яркостью и напряжением. Бунин буквально рушит рутинные и привычные представления, и с первых строк погружает читателя в подлинную жизнь. Не просто раскрывает полноту чувств своих героев, их сокровенные мысли, а не боится показать истинную сущность.

О любви сложено немало гимнов, прекрасных и трогательных. Но Бунин осмелился не только говорить об этом возвышенном чувстве, но и показать, каким опасностям оно подвергается. Бунинские герои живут в ожидании любви, ищут ее и зачастую гибнут, опаленные ее легким дыханием. Иван Бунин показывает, что любовь-страсть ослепляет человека и приводит к опасной черте, не разбираясь, кто перед ней – молодая девушка, впервые столкнувшаяся с этим чувством, или человек, многое познавший в жизни, элегантный помещик или мужичок, не имеющий даже добрых сапог.

Бунин, пожалуй, первый писатель, в творчестве которого чувство любви играет столь значительную роль – во всех его переливах и переходах, оттенках и нюансах. Жестокость и одновременно очарование подлинного чувства в равной степени определяют душевную жизнь бунинских героев и объясняют происходящее с ними. Любовь может быть счастьем и может быть трагедией. История такой любви показана в одном из известных рассказов Бунина «Легкое дыхание».

История замысла

В начале XX века в литературе широко обсуждался вопрос о смысле жизни. Причем установленный ранее общий для всех образец в виде ясной цели сменился новым. Наиболее популярной стала живая жизнь, которая призывала проникнуться чувством ценности жизни, которая, независимо от содержания, сама по себе ценность.

Эти идеи воплощали в своих творениях многие писатели того времени, отразились они и в творчестве Бунина. Произведение «Легкое дыхание» одно из них. Автор рассказал и историю этой новеллы. Однажды зимой, гуляя по Капри, он случайно забрел на одно маленькое кладбище, где увидел могильный крест с фотографией молодой девушки с живыми и радостными глазами. Тотчас сделал ее мысленно Олей Мещерской и стал с восхитительной быстротой создавать рассказ о ней.

Легкое дыхание

В своем дневнике Бунин писал об одном воспоминании из детства. Когда ему было семь лет, умерла младшая сестренка, любимица всего дома. Он бежал по снежному двору и, на бегу, глядел в темное февральское небо и думал, что ее маленькая душа летит туда. Во всем существе маленького мальчика был какой-то ужас, чувство непостижимого события.

Навсегда зацепились в сознании писателя девочка, смерть, облачное небо, зима, ужас. И стоило писателю увидеть фотографию юной девушки на могильном кресте, как в нем ожили и отозвались воспоминания детства. Возможно поэтому, и смог написать Иван Бунин «Легкое дыхание» с восхитительной быстротой, потому что внутренне уже был готов к этому.

«Легкое дыхание» – известная и самая чувственная новелла Бунина. К. Паустовский, прочитав этот рассказ в одном из апрельских номеров газеты «Русское слово», где впервые в 1916 году тот был опубликован, писал о глубоком эмоциональном потрясении, что все внутри него дрожало от печали и любви.

Паустовский несколько раз перечитывал одни и те же слова о легком дыхании Оли Мещерской. Ознакомившись с рассказом Бунина «Легкое дыхание», с содержанием этой трогательной новеллы, слова Паустовского могли бы повторить и многие читатели: «Это не рассказ, а озарение, самая жизнь с ее трепетом и любовью».

Беспечная юность

Оля Мещерская была шумной и веселой гимназисткой. Шаловливая и беспечная, Ольга к пятнадцати годам заметно похорошела. Тонкая талия, стройные ноги и шикарные волосы делали из нее красавицу. Она лучше всех танцевала и каталась на коньках, слыла любимицей первокурсниц, но стала головной болью начальницы и своей классной дамы.

Однажды утром директриса вызвала Олю к себе, стала отчитывать за шалости и заметила, что не к лицу юной девушке взрослая прическа, дорогие гребни и туфли. Оля перебивает ее и говорит, что она уже женщина. И рассказывает изумленной даме, что виноват в этом друг папы, а ее, начальницы гимназии, брат, 56-летний Алексей Михайлович Малютин.

Дневник Оли Мещерской

Через месяц после признания Оли начальнице гимназии офицер Малютин стреляет в молодую девушку на платформе. На суде он заявил, что она соблазнила его и обещала стать ему женой. Но вдруг заявила, что не любила его, а разговоры о браке всего лишь насмешка над ним, и дала прочесть свой дневник, где о нем, о Малютине, было написано. Он прочел этот дневник и тут же на платформе выстрелил в нее.

Девушка писала в своем дневнике, что летом семья отдыхала в деревне. Родители и брат уехали в город. К отцу приехал его друг – казачий офицер Малютин — и очень огорчился, не застав своего приятеля. На улице только прошел дождь, и Ольга пригласила Малютина в гости. За чаем он много шутил и говорил, что влюблен в нее. Оля, немного уставшая, прилегла на тахту, Малютин начал целовать ее руку, затем губы, и Оля не могла понять, как все произошло. Но теперь она чувствует к нему сильное отвращение

Фарфоровый медальон

Весенний город стал опрятен. По чистой приятной дороге каждое воскресенье женщина в трауре ходит на кладбище. Она останавливается у могилы с тяжелым дубовым крестом, на котором фарфоровый медальон с фотографией юной гимназистки с поразительно живыми глазами. Женщина смотрела на медальон и думала, можно ли совместить этот чистый взгляд с тем ужасом, что соединен теперь с именем Оли?

Классная дама Ольги – немолодая уже, живущая в придуманном ею мире. Сначала все ее мысли занимал брат, ничем не примечательный прапорщик. Но после его гибели место в ее сознании заняла Оля, на могилу которой она приходит каждый праздник. Подолгу стоит, смотрит на дубовый крест и вспоминает, как невольно стала свидетельницей разговора Оли с подругой.

Ольга рассказывала, что прочла в одной книге, как выглядит красивая женщина – кипящие смолой глаза, черные, как ночь ресницы, стройный стан, длиннее обычного руки, покатые плечи. А главное – у красавицы должно быть легкое дыхание. И оно у нее, у Оли, было.

Дверь в вечность

Увертюра новеллы Бунина «Легкое дыхание», анализ которой мы сейчас рассмотрим, несет в себе трагическую развязку сюжета. В первых строках произведения автор представляет вниманию читателя суровую картину – холодное утро, кладбище и сияющие глаза юного создания на фото. Это сразу создает дальнейшую установку, что читатель будет воспринимать все события под этим знаком.

Автор сразу же лишает сюжет непредсказуемости. Читатель, зная, что произошло в конечном итоге, переключает свое внимание на то, почему это случилось. Затем Бунин сразу переходит к экспозиции, полной жизнелюбия. Медленно, насыщенно описывает каждую деталь, наполняя ее жизнью и энергией. И в момент наивысшего читательского интереса, когда Мещерская говорит, что она женщина и случилось это в деревне, автор обрывает свое повествование, и сражает читателя следующей фразой: девушку застрелил казачий офицер. Что читатель видит далее в новелле Бунина «Легкое дыхание», анализ которой мы продолжаем?

Автор лишает эту историю столь необходимого развития. Земной путь Оли обрывается в момент, когда она вступила на тот путь, для которого и была создана. «Нынче я стала женщиной», – в этом голосе звучит как ужас, так и ликование. Эта новая жизнь может встретить пронзительным счастьем, а может обернуться болью и ужасом. Естественно, у читателя возникает много вопросов: как развивались их отношения? И развивались ли вообще? Что толкнуло юную девушку к старому ловеласу? Постоянно разрушая последовательность событий, чего достигает Бунин в «Легком дыхании»?

Читать еще:  Что является главным в притче. Что означает притча

Анализ этого произведения показывает, что автор разрушает причинно-следственную связь. Не важно ни развитие их отношений, ни мотив девушки, отдавшейся воле грубого офицера. Оба героя в этом произведении всего лишь орудия судьбы. И обреченность Ольги в ней самой, в ее стихийных порывах, в ее очаровании. Эта неистовая страсть к жизни неизбежно должна была привести к катастрофе.

Автор, не удовлетворив интереса читателя к событиям, мог вызвать негативную реакцию. Но этого не произошло. Именно в этом мастерство Бунина. В «Легком дыхании», анализ которого мы рассматриваем, автор плавно и решительно переключает читательский интерес от стремительного бега событий к вечному покою. Оборвав внезапно течение времени, автор описывает пространство – городские улицы, площадь — и знакомит читателя с судьбой классной дамы. Повествованием о ней распахивает дверь в вечность.

Холодный ветер в начале рассказа был элементом пейзажа, в последних строках он стал символом жизни – легкое дыхание рождено природой и туда же вернулось. Мир природы замирает в бесконечности.

ПоЭма. Лёгкое дыхАние по рассказу Бунина Ивана

\ Лёгкое дыхание //
Рассказ Ивана Алексеевича Бунина, написанный в марте 1916 года
и впервые опубликованный в газете «Русское слово».
В основе сюжета — история гимназистки Оли Мещерской, застреленной казачьим
офицером на вокзале среди толпы народа. Произведение, названное критиками
«самым знаменитым» и «самым чувственным» рассказом.
Автор: Иван Бунин. Жанр: рассказ. Количество страниц: 256

На кладбище,
над свежей глиняной нАсыпью
стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, глАдкий.
Апрель, а дни в сЕрое кАпище..
Памятники кладбища, просторного, уездного, смАзанного,
ещё далеко видны сквозь голые деревья клАдки,
и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком
у подножия креста жАлобно.
.
В самый же крест вделан довольно большой,
выпуклый фарфоровый медальон,
а в медальоне – фотографический портрет гимназистки
с радостными, поразительно живыми глазами счастлИвой артИстки.
* ************* *
|/ Это Оля МещЕрская.|/
*************
Девочкой она ничем не выделялась в толпе
коричневых гимназических плАтьиц:
что можно было сказать о ней, кроме того, что к веснЕ
она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек-прокАзниц,
что она спосОбна,
но шаловлива и очень беспечна к тем наставлЕниям,
которые ей делает классная дАма?
Затем она стала расцветать ахо-бутОном,
развиваться не по дням, а по часам спонтАнно.

В четырнадцать лет у неё,
при тонкой талии и стройных нОжках,
уже хорошо обрисовывались груди и все те формы,
очарование которых ещё и тОмно
никогда не выразило человеческое слОво.

В пятнадцать она слыла ужЕ красАвицей!
Как тщательно причёсывались некоторые её подрУги;
как чистоплотны были друг-к-дрУжке в лёгкой зАвисти;
как следили за своими сдержанными движениями в потУге!

А она ничего не боялась –
ни чернильных пятен на пальцах,
ни раскраснЕвшегося лица, ни растрёпанных волОс,
ни заголИвшегося при падении на бегу колена в разбрОс.

Без всяких её забот и усИлий,
и как-то незаметно пришло к ней всё то,
что так отличало ее в последние два года от всех гимназИсток, –
изящество, нарядность, ловкость, ясные блесков глаз напОр!

Никто не танцевал так на балАх,
как ОленЬка МещЕрская,
никто не бегал, как она, так на коньках,
ни за кем на балАх не ухаживали столько «кавалЕрья»,
сколько за ней в слезАХ.

И, почему-то никого не любили так младшие классы, как её!
Незаметно стала она дЕвушкой,
и незаметно упрочилась её гимназическая слава в улёт!,
и уже пошли тОлки, что она вЕтрена,
не может жить без поклОнников,
что в неё безумно влюблён гимназист ШеншИн,
что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним,
что он покушался на самоубийства чин
из-за сопЕрников и сторОнников…

Последнюю свою зИму
Оля МещЕрская совсем сошла с ума от весЕлья,
как говорили в гимназии бЕгло.
Зима была снежная, солнечная, в морозную паутИну,
рано опускалось Солнце
за высокий ельник снежного гимназического сада,
неизменно погожее, лучистое в соборАх и погОстах,
обещающее и на завтра мороз и солнце на пАру;
гулянье на СобОрной улице,
каток в городском саду, розовый вечер,
музыку и эту во все стороны скользящую в весёлых пУтаницах
на катке толпу, с дыхАниями, как свечи,
в которой Оля МещЕрская
казалась самой беззаботной, самой счастливой и беспЕчной

И вот однажды, на большой перемЕне,
когда она вихрем носилась по сборному зАлу
от гонявшихся за ней и блаженно визжавших первоклАссниц,
её неожиданно позвали к начальнице спЕшно.

Она с разбегу остановилась,
сделала только один глубокий вздох,
быстрым и уже привычным женским движением спохватИлась,
оправила волос, разметАвшийся всклок,
дёрнула уголки передника к плечам и,
сияя глазами на малышАт, побежала наверх.

Начальница, моложавая, но седая, со взглядом совЫ,
спокойно сидела с вязаньем в руках
за письменным столом, как насЕдка на птенцАх,
под царским портретом.
Аура от неё исходИла не привЕтно…
*
– Здравствуйте, mademoiselle МещЕрская, –
сказала она по-французски,
не поднимая глаз от вязанья, но глаз сщУрился нЕрвно..

– Я, к сожалению, уже не первый раз принужденА призывать вас сюда,
чтобы говорить с вами относительно вашего поведения..
– Я слушаю, madame, – ответила МещЕрская, подходя к столу скользя,
глядя на неё ясно и живо, но без всякого, как бы, на лице выражения,
и присела так легко и грациозно, как только она умела одна.
– Слушать вы меня будете плохо, я, к сожалению, убедилась в этом, –
сказала начальница и, потянув нитку сполнА,
и завертев на лакированном полу клубок с поддЕвом,
на который с любопытством посмотрела МещЕрская, подняла глаза. –
Я не буду повторяться, не буду говорить пространно, – сказала она.

ффффффффффффффффффффффффффф
Лёгкое дыхание. 2 частъ (( Серж Фико ))
(ПеревОд в микро-поЭмность рассказа Ивана Бунина «Лёгкое дыхание»)

Ольге МещЕрской от душИ
очень нравился этот необыкновенно чистый и большой кабинет,
так хорошо дышавший в морозные дни
теплом блестящей голлАндки и свЕжестью ландышей на письменном столе.
И она посмотрела на молодого царя,
во весь рост написанного среди какой-то блистательной зАлы;
взглянула на ровный пробор, скользЯ,
в молочных, аккуратно гофрированных волосах
начальницы и выжидательно молчала.

– Вы уже не девочка, –
многозначительно сказала начальница, втайне начиная раздражаться.
– Да, madame, – просто, почти весело ответила Оля МещЕрская.
– Но и не женщина, – ещё многозначительнее сказала начальница,
и её матовое лицо слегка заалЕло. –
..Прежде всего, что это за причёска? Это женская причЁска!
(сказАла, врОде бы степЕнно, а получИлось,- хлёстко..)

– Я не виновата, madame, что у меня хорошие волосы, –
ответила МещЕрская и чуть тронула обеими руками
свою красиво убранную голОвку.

– Ах, вот как, вы не виноваты! – сказала начальница чуть жёстко. –
Вы не виноваты в причёске, не виноваты в этих дорогих грЕбнях,
не виноваты, что разоряете своих родителей в своих молодых брЕднях..
на туфельки аж в двадцать рублей.
Но, повторяю вам, вы совершенно упускаете из виду,
что вы пока только гимназистка по чИну…

И тут Оля, не теряя простоты и спокойствия, вдруг вежливо перебила её:
– Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина.
И виноват в этом – знаете кто?
Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович МалЮтин!
(сказала и обличИтельно и увЕренно!)
Это случилось прошлым летом в деревне…

Читать еще:  Сказки про животных. Сказки о животных

(..НачАльница задёргалась и поперхнУлась нЕрвно..)

А через месяц после этого разговора казачий офицЕр,
некрасивый и плебЕйского вИда,
не имевший ровно ничего общего с тем кругом и нравом манЕр,
к которому принадлежала Оля Мещерская, его дИва,

. застрелил её на платформе вокзала,
среди большой толпы народа,
только что прибывшей с поездом, который встречАли.
. . .
И, невероятное, ошеломившее начальницу
признание Оли МещЕрской
совершенно подтвердилось: офицер заявил не смущАясь
судебному следователю,
что Ольга завлеклА его, была с ним близкА не в мЕру
и поклялась быть его женой,
а на вокзале, в день убийства, кокЕтничая рОлью-игрой,
провожая его в НовочеркАсск,
вдруг сказав ему, что она и не думала никогда любить его,
и что роль её чИстый фарс.
И что все эти разговоры о браке – одно её издевательство над ним,
и дала ему прочесть ту страничку дневника движЕнием одним,
в пОлном сознАнии и благоразУмии,
где говорилось о какОм-то МалЮтине.
. . .
– ..Я пробежал эти строки и тут же, на платформе,
где она гуляла, поджидая, пока я кончу читать…
И выстрелил в неё. –
сказал офицер в пОлной военной форме. –
Дневник этот вот он, взгляните, извОльте взять
и оценить какого он рОда,
..что было написано в нем десятого июля прошлого гОда.

В дневнике было написано следующее:

«Сейчас второй час ночи.
Я крепко заснула, но тотчас же проснулась…
Нынче я стала женщиной!
Боже, где были Твои Очи.
Папа, мама и Толя, все уехали в город, я осталась одна.
Я была так счастлива, что одна! Как в сиянии лунА!

Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу,
мне казалось, что я одна во всём мире, и я думала так хорошо,
как никогда в жизни.
Я и обедала одна, потом целый час играла ..в лисУ,
под музыку у меня было такое чувство, что это всё моё!
и что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто.

Потом заснула у папы в кабинете,
а в четыре часа меня разбудила Катя,
сказала, что приехал Алексей МихАйлович.
Я ему очень обрадовалась, мне было так приятно
принять его и занимать, как в лёгкий прАздник!

Он приехал на паре своих вЯток, очень красивых,
и они все время стояли у крыльца,
он остался, потому что был дождь без конца,
и ему хотелось, чтобы к вечеру просохло и не было плаксИво..

Он жалел, что не застал папу,
был очень оживлен и держал себя со мной кавалером,
много шутил, что он давно влюблён в меня срАзу.

Когда мы гуляли перед чаем по садУ,
была опять прелестная погОда,
через весь мокрый сад солнце блестело в отрАду!,
хотя стало совсем холодно, но в настроЕние — разговОрно
и он вел меня под руку и говорил неприкрЫто,
что он Фауст с МаргарИтой.

Ему пятьдесят шесть лет,
но он еще очень красив и всегда хорошо одет –
мне не понравилось только, что он приехал в крылАтке, –
пахнет английским одеколоном, в белых перчАтках,
и глаза совсем молодые, чёрные,
а борода изящно разделена на две провОрные
длинные части и совершенно серЕбряная.
За чаем мы сидели на стеклянной веранде, пили мЕдленно..

я почувствовала себя как будто нездоровой и прилегла на тахтУ,
а он курил, потом пересел ко мне, «Чтобы не быть за верстУ..»
стал опять говорить какие-то любЕзности,
потом рассматривать и целовать мою руку в нЕжности.

Я закрыла лицо шёлковым платком,
и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок…
. Я не понимаю, как это могло случиться.
Я сошла с ума, я никогда не думала, что жизни я плохАя ученИца!
Теперь мне один выход… Роль нелЕпая..
Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого. »

ффффффффффффффффффффффффффф
Лёгкое дыхание. Третья частъ (( Серж Фико ))
(ПеревОд в микро-поЭмность рассказа Ивана Бунина «Лёгкое дыхание»)

Город за эти апрельские дни стал чист, сух, камни его побелЕли,
и по ним легко и приятно идти похОдкой МАугли..
Каждое воскресенье, после обЕдни,
по Соборной улице, ведущей к выезду из гОрода,
направляется маленькая женщина в трАуре,
в черных лайковых перчатках – «лЕйках»,
с зонтиком из черного дерева, под крылья вОрона.

Она переходит по шоссе грязную площадь,
где много закопчённых кузниц и свежо дует полевой воздух;
дальше, между мужским монастырем и острОгом,
белеет облачный склон неба и серЕет весеннее поле,
а потом, когда проберешься среди луж
под стеной монастыря и повернешь налево уж,
увидишь как бы большой низкий сад,
обнесённый белой оградой, над воротами которой написано так:
«Успение Божией Матери».
Не хватало только виду глаз скромной пАперти..

Маленькая женщина мелко крЕстится и привычно идет по аллЕе глАвной.
Дойдя до скамьи против дубового крестА,
она сидит на ветрУ и на весеннем холоде час, два,
пока совсем не зазЯбнут её ноги в лёгких ботинках и рука в узкой лАйке.

Слушая весенних птиц, сладко поющих и в хОлод,
слушая звон ветра в фарфоровом венкЕ,
она думает иногда, что отдала бы полжизни, гОды,
лишь бы не было перед ее глазами венкА её нигдЕ..

Этот венок, этот бугор, дубовый крест!
Возможно ли, что под ним тА,
чьи глаза так бессмертно сияют окрЕст
из этого выпуклого фарфорового медальона на всех..
И как совместить с этим чистым взглядом то ужасное,
что соединено теперь с именем Оли МещЕрской?
Но в глубине души маленькая женщина счастлива,
как все прЕданные какой-нибудь страстной мечте мадАм и милЕди.

Женщина эта – классная дама Оли Мещерской,
немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь вЫдумкой,
заменяющей ей действительную жизнь.
Сперва такой выдумкой был ее брат вЕтренный,
бедный и ничем не замечательный прапорщик-«вЫхухоль», –
она соединила всю с его бУдущностью свою душу с ним,
которая почему-то представлялась ей блестящей.
Ах, напАсть и нелЕпость,- блестящее – не в настоящесть.

Когда его убили под МукдЕном,
она убеждала себя, что она – идейная трУженица.
Смерть Оли Мещерской пленила ее новым плЕном.
Теперь Оля МещЕрская – её новомУченица,-
предмет её неотступных дум и чувств.
Она ходит на ее могилу каждый праздник,
по часам не спускает глаз с дубового креста в грусть,
вспоминает бледное личико Оли Мещерской в гробу в ненАстьях,
среди цветов – и то, что однажды не дУмая
неожиданный разговор двух воспИтанниц подслушала:

однажды на большой перемЕне,
гуляя по гимназическому сАду, Оля МещЕрская быстро,
быстро говорила своей любимой подруге свои мысли,
полной, высокой СуббОтиной – «ГулливЕрке»:

« – Я в одной папиной книге – у него много старинных,
смешных книг – прочла, какая красота должна быть у женщины…
Там, понимаешь, столько наскАзано, что всего не упОмнишь мИгом:
ну, конечно, чёрные, кипящие смолой глаза, ей-Богу грЕшница,
так и написано: кипящие смолой! –
чёрные, как ночь, ресницы, нежно играющий румЯнец;
тонкий стан, длиннее обыкновенного руки в прострАнстве, –
понимаешь, длиннее обыкновенного! – Боже мой..;
маленькая нОжка, в мЕру большая грудь,
правильно округлённая фигура, колена цвета рАковины,
покАтые плечи, – я многое почти выучила наизусть,
так всё это верно! – но главное, знаешь ли что глАвное.
****************
Легкое дыхание!
******************
А ведь оно у меня есть, – ты послушай,
как я вздыхаю, – ведь правда, есть? СлУшай! Ну же!! »
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Теперь это лЁгкое дыхАние
снова рассеялось в мире, в этом облачном нЕбе,
в этом холодном весеннем ветре Архи-расстояния.
И навЕрное Бог её ТАМ встрЕтил!

Источники:

http://fb.ru/article/167588/bunin-legkoe-dyihanie-analiz-proizvedeniya-syujet-rasskaza-ivana-bunina-legkoe-dyihanie
http://www.syl.ru/article/356800/ivan-bunin-legkoe-dyihanie-analiz-kratkoe-soderjanie
http://www.stihi.ru/2019/04/13/4850

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector