1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гоголь николай васильевич. Тайный вояж гоголя

Гоголь: Мистика или миф

Николай Васильевич Гоголь – один из самых великих классиков русской литературы. Его биография окутана тайнами и загадками.

Возможно, это и сказалось на творчестве писателя, ведь его произведения также полны мистических образов и мотивов. Жизнь Гоголя была насыщена и полна трагическими моментами. Ещё при жизни писатель сталкивался со слухами, зачастую приукрашенными. Причин этому было множество, Гоголь был известен как личность замкнутая, он осознанно сторонился общества, поддерживая отношения лишь с немногочисленными друзьями. И пусть после смерти писателя прошло более полутора веков, по сей день о его жизни практически ничего не известно.

По сведениям биографов, мать Гоголя, Мария Ивановна, до появления Николая Васильевича рождала мёртвых детей. В те времена на всю Диканьку шла слава о чудесах по молитвам перед иконой святого Николы Чудотворца в Никольской церкви. Икона эта была явлена в лесу на дубовом пне, местные жители перенесли её в ближайшую церковь, но на следующий день вновь обнаружили её на обломке дуба. Икону трижды возвращали в церковь, но каждый раз находили её на явленном месте. Тогда было решено на этом месте построить церковь, а из пня сделать крест, который оказался в алтарной части. Перед иконой Николы Чудотворца Диканьского Марья Ивановна много молилась и дала обет, если у неё родится сын и будет жить, она назовёт его в честь святого.

Ко дню памяти святого Николая Чудотворца (22 мая) мы встретились с Ольгой Штыгашевой, доцентом кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета СВФУ, чтобы рассказать нашим читателям, так ли велика роль мистики в жизни великого писателя, или это всё-таки в большей степени мифы, основанные на непроверенных фактах, легендах и преданиях.

Однажды по дороге на богомолье юному Василию Афанасьевичу, отцу Николая Васильевича, приснился сон, в котором он увидел Богородицу. Царица Небесная указала ему на девочку, которая будет его будущей женой. Через какое-то время Васюта гостил у соседей и увидел их семимесячную дочку Машу, в которой узнал младенца, на которого ему во сне указала Богородица. Василию Афанасьевичу тогда было 14 лет, и он стал ждать, когда его избраннице исполнится столько же, чтобы просить её руки.

Как только Маша достигла указанного возраста, Василий Афанасьевич сделал предложение своей избраннице, но получил отказ. Это не сломило упорства Васюты, и он выкрал её. Они тайно обвенчались и явились родителям, которым ничего не оставалось, как благословить молодоженов. Однако согласно другой версии, родители Марии сразу дали согласие на брак, и молодые обручились, а ещё через год обвенчались. Версия эта вызывает сомнение, потому что известно, что на момент замужества Марии Ивановне было 14 лет, тогда как обручаться в тринадцатилетнем возрасте в России было запрещено. Да и какие здравомыслящие родители выдадут замуж в таком возрасте своего ребёнка?!

Конечно, это всего лишь легенда, но матери Гоголя на момент его рождения действительно едва минуло 16 лет, и обстоятельства рождения писателя тоже окутаны странностями и совпадениями, опять-таки не подтверждёнными документально. Однако чего стоят споры биографов о точной дате появления на свет Николая Васильевича!

Получается, некое потустороннее вмешательство или, правильнее сказать, Божье Провидение в жизни Гоголя проявилось задолго до его рождения, что породило множество неправдоподобных и правдивых одновременно домыслов и слухов. Пожалуй, Гоголь один из единственных писателей России, жизнь и смерть которого обросли таким огромным количеством легенд.

С детства Николай Васильевич отличался большой религиозностью, которую привила ему его мать Мария Ивановна, сама женщина глубоко верующая и почти фанатично набожная. После нескольких мертворожденных детей перед иконой Николая Чудотворца она дала обет провести оставшуюся жизнь в богоугодных деяниях и молитвах, если ей будет послан сын. Через какое-то время Бог осуществил её мечту, и в семье Гоголей родился здоровый малыш, названный в честь Николая Угодника.

Свой обет Мария Ивановна действительно соблюдала до конца дней своих, приучая к этому и детей. Как и в любой другой семье того времени религиозной стороне жизни отводилось большое значение: свято чтили все христианские традиции, искренне верили в существование ада и рая, соблюдали посты и хранили духовную верность православным обычаям.

Но благодаря фанатичной вере Марии Ивановны перегибы, безусловно, случались. Скорее всего, поэтому в творчестве Гоголя мы не увидим прозрачного отношения к вопросам религии, он был перманентно запуган в детстве, чтобы осознанно освоить христианские постулаты и вывести их на страницы своих произведений. В религии его больше привлекало мистическое начало, потусторонняя борьба добра и зла, которая впечатляла больше, потому что давала эмоции несравнимо яркие, впечатления, будоражащие фантазию и пугающие своей близостью к действительности.

В доме Гоголей на самом видном месте висела картина Страшного Суда. Марья Ивановна постоянно приводила её в пример, что может случиться с безбожниками и греховодниками. Конечно, это пугало маленького впечатлительного Николеньку: «Если ты будешь грешить, после смерти попадешь в ад, и тебя постигнут те же муки, какие изображены на этой картине». «Я помню: я ничего в детстве сильно не чувствовал, я глядел на всё, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне. Никого особенно не любил, выключая Вас, и то только потому, что сама натура вдохнула это чувство. — я живо, как теперь, помню этот случай, — я просил Вас рассказать мне о страшном Суде, и Вы мне, ребёнку, так понятно, так трогательно рассказывали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так страшно описали вечные муки грешников, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли», — писал Николай Васильевич потом матери.

Существует легенда, что и ветхозаветные рассказы о первородном грехе тоже оставили глубокий отпечаток в сознании Гоголя. Общеизвестен факт его более чем прохладного отношения с женщинами. Хотя исследователи его биографии предполагают истинную причину внезапного отъезда в Италию якобы за таинственной незнакомкой из высшего общества, о которой он намеками писал матери. Но оговорюсь, это лишь предположение биографов.

В подтверждение этого можно сказать, что в его произведениях практически нет положительных женских образов, наделенных не только физической, но и нравственной красотой. Никого подобного Наташе Ростовой или Татьяне Лариной мы в его произведениях не найдём! «Женский» вопрос в то время стоял очень остро, и Гоголь не мог этого не видеть и не реагировать художественно… Одни прекрасные ведьмы, капризные Оксаны, провоцирующие на сделку с нечистой силой, да Коробочки живут на его гениальных страницах.

Вообще, мотив смерти в творчестве Гоголя очень развит, причём развит почти на интуитивном уровне. Умерший человек с точки зрения язычества может принести в реальный мир зло, с точки зрения христианства может быть призван к Богу и получить вечную благодать. Много ли в его произведениях таких будущих «благодатных покойников»? Да их и нет совсем! Его герои живут здесь и сейчас, не думая о Судном Дне, не боясь адовых мук, не заботясь о Всевышнем прощении. Высмеивать порок нарочитым добродушием и легкой иронией, да ещё и с лирическим аккомпанементом подвластно только Гоголю! Легкомысленные обманщики, алчные пьяницы, неверующие в добродетель обыватели, чревоугодники и чванливые чиновники на фоне фольклорного колорита превращались в образы незабываемые и затейливые… Чего нельзя сказать о самом Николае Васильевиче, который, вероятно, всё-таки верил в смерть как в инобытие. Смерть как постземное существование человека, конечно, пугала Николая Васильевича, ничего величественного и божественного в процессе умирания, скорее всего, он и не предполагал. Но, терзаемый религиозными догмами, искренней верой христианина и кощунственной с точки зрения православия мыслью о невозможности существования после смерти, он впадал иногда в глубокое уныние, усугубленное творческими простоями и жизненными неурядицами. Страх умереть и принести в мир живых зло, физическое ли, творческое ли, стал постоянным его спутником на протяжении последних нескольких лет жизни мятежного гения русской литературы…

Бремя страха. Летаргия

К концу жизни Николая Васильевича стал преследовать страх быть погребённым заживо. Гоголь в письмах друзьям говорил, что иногда у него случаются приступы, когда он не чувствует своего тела, пульс не прощупывается и сердцебиение практически невозможно заметить. В завещании, содержащемся в «Выбранных местах из переписки с друзьями», он завещал похоронить его только тогда, когда появятся признаки разложения. В этом же завещании он просил не ставить на его могиле никаких памятников.

Читать еще:  Пейзажи природы картины. Картины маслом

Сейчас стало модным ставить диагнозы многим известным людям по истечении времени. Не избежал этой участи и Николай Васильевич. Боязнь Гоголя быть похороненным в летаргическом сне медики сейчас называют тафифобией, что породило огромное количество нелепых слухов и домыслов. По утверждению этих же медиков, эта фобия Гоголя была вызвана маниакально-депрессивным психозом. Чем же была вызвана эта депрессия? Возможно, здесь сыграло несколько факторов.

Во-первых, общеизвестен тот факт, что мать Николая Васильевича была не совсем душевно здорова. Глубокая религиозность словно отрывала её от реального мира, Мария Ивановна страдала от частых перемен настроения, истово верила в вещие сны, которые, по её признанию, снились ей постоянно, впадала в состояние глубокой задумчивости, длящейся иногда по несколько часов. Она обладала чрезвычайно впечатлительной натурой. Вполне возможно, вместе с религиозностью Гоголь в детстве получил и какую-то долю материнского мистицизма. Николай Васильевич привык с юных лет доверять матери, во всем полагаться на её мнение. Тем более Мария Ивановна была едва ли не единственным источником пополнения знаний писателя фольклорных сюжетов и малоросских традиций.

Во-вторых, после возвращения из-за границы последние несколько лет Гоголь болел. Причём чувствовал себя настолько плохо, что просил мать в письме заказать молебен о своем выздоровлении. В 1845 году в письме к Н. М. Языкову Гоголь писал: «Здоровье моё стало плоховато. Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всем теле пугают меня самого». Также следует отметить и возросшее в последнее время огромное влияние на писателя его духовника о. Матфея (Константиновского), который считал недуг Гоголя болезнью более духовного происхождения, чем физического. В связи с этим он требовал от Николая Васильевича неукоснительного и строгого соблюдения религиозных действий (молитвы, пост) для телесного и духовного очищения. Литературное творчество, как считал неистовый духовник, тоже относилось к числу неправедных занятий, как и плоды его. В связи с этим о. Матфей настоятельно рекомендовал Гоголю расстаться на время с писательской деятельностью, дабы не усугублять и без того ухудшающееся с каждым днём состояние Николая Васильевича. Мы не можем сейчас сказать, насколько роль духовника в судьбе гения литературной мысли оказалась фатальной. Возможно, действительно обеспокоенный душевным нездоровьем Гоголя в большей степени, чем болезнью тела, о. Матвей посчитал, что мозг писателя находится в крайнем напряжении, а внутренние ресурсы истощены. Нужна была передышка… На что Николай Васильевич отреагировал по-своему, впрочем, как и всегда…

Также стоит упомянуть и тот факт, что в январе 1852 года умерла жена друга Гоголя Е. Хомякова, которую лечили популярной в то время каломелью (ртутносодержащее вещество, в малых количествах употребляемое от расстройства пищеварительной системы). Смерть эта произвела на Николая Васильевича неизгладимое впечатление. Екатерина Михайловна была одной из единственных женщин, кому доверял Гоголь безоговорочно! На панихиде (опять-таки по легенде) писатель услышал таинственный шёпот, который звал его по имени, неясно откуда исходивший. Николай Васильевич пришёл в совершеннейший ужас и, вернувшись домой, впал в лихорадочное состояние, из которого уже не выходил почти последующие четыре недели… Смерть Хомяковой, разговоры о каломели, которой Гоголя тогда тоже лечили, панихида, таинственный шёпот, собственное ещё более пошатнувшееся состояние, душевные и телесные муки — всё это привело к трагедии, случившейся спустя две недели.

В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». Причём о том, что он сжигает его во второй раз, не всем известно. Первый раз он сжёг черновики поэмы в 1845 году, за семь лет до этого. Существует легенда, что второй том «Мёртвых душ» был кем-то сохранён, но не напечатан. Возможно, его слугой Семёном, который был рядом с Гоголем на протяжении последних лет жизни и относился к нему с необычайной преданностью и любовью. В таком случае возникает вопрос, куда же делась рукопись? Черновой вариант нескольких первых глав второго тома был найден спустя два месяца после смерти Гоголя. И опять вопрос. Если Гоголь хотел полностью уничтожить своё творение, то почему оставил черновики, дающие представление о дальнейшей судьбе Чичикова? Эти вопросы спровоцировали рождение ещё одной удивительной версии о том, что никакого второго тома и не было! Что жег в ту ночь писатель что-то другое, перепутав с рукописью «Мёртвых душ». А сама поэма была только начата незадолго до его душевного кризиса. Но фактов, подтверждающих это предположение, не существует. Только вопрос, почему же сохранились страницы черновика второго тома, остаётся, да, пожалуй, и останется без ответа…

Мучительное существование, а иначе это не назовешь, продолжалось ещё десять дней, в течение которых врачи пытались определить причину столь быстрого угасания организма великого писателя. Причина его смерти тоже до сих пор существует на уровне версий, что также породило множество фантастических предположений. Несомненно одно. Роковая ошибка, совершенная Николаем Васильевичем ночью 12 февраля, активизировала все необратимые процессы в его организме. Гоголь настолько ослабел физически и духовно, что почти с радостью ждал приближения кончины как избавления от земных страданий. Он причастился и, несмотря на усилия врачей, с готовностью и смирением ждал перехода в мир иной, которого он уже не боялся. Страх Страшного Суда больше не преследовал страдальца, ведь он сделал все по Божьему велению – и жил, и творил, и умирал с молитвой… И он так верил всегда в своего небесного покровителя Николая Чудотворца!

Новость отредактировал LjoljaBastet — 23-10-2016, 08:07

Гоголь николай васильевич. Тайный вояж гоголя

«Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно» — Н.В.Гоголь

Тайна жизни и смерти Гоголя вызывает многочисленные споры литературоведов, историков, психологов, врачей и ученых. Со временем, подобно многим своим персонажем, он и сам стал полуфантастической фигурой.

Еще ребенком, маленький Гоголь слушал рассказы бабушки о лестнице, по которой души людей поднимаются в небо. Этот образ глубоко отложился в памяти мальчика, Гоголь пронес его через всю свою жизнь. Лестницы разного рода то и дело встречаются нам на страницах гоголевских произведений. Да и последними словами писателя, по словам очевидцев, был крик «Лестницу, поскорее давай лестницу!»

Гоголь был сладкоежкой. Мог, например, без посторонней помощи съесть в один присест банку варенья, гору пряников и выпить целый самовар чаю… «В карманах брюк у него всегда был запас конфет и пряников, он жевал, не переставая, даже в классах во время занятий. Забирался куда-нибудь в угол, подальше от всех, и там уже поедал свое лакомство», — описывает Гоголя его товарищ по гимназии. Эта страсть к сладкому сохранилась до конца дней. В карманах Гоголя всегда можно было отыскать уйму всяких сладостей: карамелек, крендельков, сухариков, недоеденных пирожков, кусочков сахара…

Еще оной из любопытных особенностей была страсть к катанию хлебных шариков. Поэт и переводчик Николай Берг вспоминал: «Гоголь либо ходил по комнате, из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач. Когда он скучал за обедом, то опять же катал шарики и незаметно подбрасывал их в квас или суп рядом сидящих… Один друг собрал этих шариков целые вороха и хранит благоговейно…»

Первым произведением, превратившимся в пепел, была поэма в духе немецкой романтической школы «Ганс Кюхельгартен». Псевдоним В.Алов спас имя Гоголя от обрушившейся критики, но сам автор воспринял провал очень тяжело: скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их. Писатель до конца своей жизни так никому и не признался, что Алов — это его псевдоним.

В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал. Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том «Мертвых душ». Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих пор неясно.

Читать еще:  Творчество Н.М. Карамзина (портрет

Аскетичный образ жизни, который вел Гоголь, и чрезмерная религиозность писателя давали повод возникновению множества небылиц. Современников писателя удивляло и пугало подобное поведение. Из вещей он имел при себе всего пару сменного белья и все это хранил в одном чемоданчике… Довольно нелюдимый, он редко допускал до себя общество незнакомых женщин, и всю жизнь прожил девственником. Подобная обособленность породила расхожий миф о гомосексуальных наклонностях писателя. Подобное предположение выдвинул американский славист, историк русской литературы профессор Семён Карлинский, заявивший в своей работе «Сексуальный лабиринт Николая Гоголя» об «угнетённой гомосексуальности» писателя, предполагающей «подавление эмоционального влечения к представителям своего пола» и «отвращение к физическому или эмоциональному контакту с женщинами».

По мнению литературоведа И.П. Золотусского, Гоголь был неравнодушен к женщинам, в том числе к А.М. Вильегорской, которой в 1840 году сделал предложение, но получил отказ. Представителям психоаналитического метода возражал и Владимир Набоков. В своём эссе «Николай Гоголь» он писал: «Обострённое ощущение носа в конце концов вылилось в рассказ „Нос“ — поистине гимн этому органу. Фрейдист мог бы утверждать, что в вывернутом наизнанку мире Гоголя человеческие существа поставлены вверх ногами и поэтому роль носа, очевидно, выполняет другой орган, и наоборот», но «лучше начисто забыть о всякой фрейдистской ерунде» и мн. др.

Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года. А 24 февраля 1852 года он был предан земле на кладбище у Данилова монастыря. Согласно завещанию, памятника ему не ставили — над могилой возвышалась Голгофа. Но спустя 79 лет прах писателя был извлечен из могилы: советским правительством Данилов монастырь был преобразован в колонию для малолетних преступников, а некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих «счастливчиков» наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь… На перезахоронении присутствовал весь цвет советской интеллигенции. Среди них был и писатель В. Лидин. Именно ему Гоголь обязан возникновению многочисленных легенд о себе.

Один из мифов касался летаргического сна писателя. По словам Лидина, когда гроб извлекли из-под земли и вскрыли, то присутствующих охватило недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Вспомнились рассказы о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». Увиденное повергло присутствующих в шок. Неужели Гоголю пришлось пережить ужас подобной смерти?

Стоит заметить, что в дальнейшем эта история была подвержена критике. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом» позвонке.

Однако этим эпизодом буйная фантазия Лидина не ограничилась. Последовал более страшный рассказ – оказывается, при вскрытии гроба у скелета вовсе не оказалось черепа. Куда же он мог деться? Эта новая выдумка Лидина породила и новые гипотезы. Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Предположили, что именно тогда и могли похитить череп писателя. Было высказана догадка, что его выкрали по просьбе фанатика русского театра, купца Алексея Александровича Бахрушина. Поговаривали, что у него уже был череп великого русского актера Щепкина…

Голова Гоголя и поезд-призрак

Рассказывают, что голова Гоголя была украшена Бахрушиным лавровым венцом из серебра и помещена в застекленный палисандровый футляр, обшитый изнутри черным сафьяном. Согласно этой же легенде, внучатый племянник Николая Васильевича Гоголя — Яновский, лейтенант российского императорского флота, узнав об этом, пригрозил Бахрушину и отнял голову. Якобы, молодой офицер хотел отвезти череп в Италию (в страну, которую Гоголь считал своей второй родиной), но эта миссию не мог выполнить сам и поручил ее одному итальянскому капитану. Так голова писателя оказалась в Италии. Но это не конец этой невероятной истории. Младший брат капитана, студент Римского университета, отправился с компанией друзей в увеселительную железнодорожную поездку; решив подшутить над своими друзьями, открыв коробку с черепом в туннеле под Ла-Маншем. Говорят, в момент, когда крышка была открыта – поезд пропал… Легенда гласит, что поезд – призрак исчез не навсегда. Якобы, его иногда видят то где-то в Италии…то в Запорожье…

Мистика Гоголя: «Никто не разгадает меня совершенно»

Он верил в вещие сны благодаря отцу, увлекался вязанием и растениями и боялся быть похороненным живьемПортрет Гоголя, сделанный художником Фёдором Моллером в 1840 году. С сайта ru.wikipedia.org

Николай Гоголь, который остается одним из самых загадочных писателей, родился 1 апреля 1809 года. Он умел одновременно быть светлым и мрачным, ироничным и грустным. И всегда – магическим. И жизненный путь, и творчество, и необъясненная смерть писателя окутаны секретами и противоречиями. «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно», — писал Николай Васильевич Гоголь.

Мама рассказала про Вия
Детство мастера фантасмагории прошло в живописном селе Сорочинцы Полтавской губернии. Великий писатель имеет интересную родословную, восходящую к казацкой династии Гоголь-Яновских. Согласно семейному сказанию, дедушка Николая, Афанасий Демьянович Яновский, прибавил к своей фамилии вторую часть, чтобы доказать кровные узы с казацким гетманом Остапом Гоголем, жившим в XVII веке.
Мать Николая Васильевича была женщиной очень набожной. Она верила в сверхъестественное и постоянно рассказывала удивительные истории, приукрашенные выдумками. Некоторые литераторы полагают, что благодаря Марии Ивановне творчество Гоголя наделено фантастикой и мистицизмом. И из-за матери страх перед загробной жизнью у Гоголя укоренился еще в детстве. С этим страхом он не расставался всю жизнь и перенес его в мистическую повесть «Вий».
Впрочем, писатель говорил, что он лишь записал народное предание, не изменив в нем ни единого слова. Однако позже литературоведы и фольклористы не нашли никаких упоминаний о легендах, которые хотя бы отдаленно напоминали сюжет гоголевской повести. Между тем, известно, что Николай Васильевич страдал нервным расстройством — слышал голоса, рассказывающие ему об ужасах загробного мира. Возможно, именно так возник образ кошмарного Вия.
Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и Жуковским. Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные житейским юмором, произвели впечатление на знаменитых поэтов. Поговаривают, что именно Пушкин подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» (1842) и комедии «Ревизор» (1836). В 1835 году Гоголь становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель».
Галерея его героев поражает художественной точностью. Одни из них берут взятки борзыми щенками, получают навар с мертвых крепостных и опасаются «значительных лиц». Другие борются с поляками и ради любимой темной ночью, оседлав черта, летят к царице за черевичками. В его книгах много веселого, но между строк мы читаем о «невидимых миру слезах».Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». С сайта 24smi.org.

«Хитер лукавый!» Сожжение «Мертвых душ»
В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжег рукопись второго тома своего великого романа «Мертвые души». В ту злополучную ночь Гоголь пребывал в особняке графа Александра Толстого. Писатель позвал к себе мальчика-слугу Семена и приказал принести портфель, в котором хранились тетради с продолжением произведения. «Между тем перебирал свои бумаги: некоторые откладывал в портфель, другие обрекал на сожжение. Эти последние велел мальчику связать трубкою и положить в камин. Семен бросился на колени перед ним и слезно убеждал его не жечь их, говоря ему, что он будет сожалеть о них, когда выздоровеет. «Не твое дело!» — отвечал он.
Сам зажег бумаги. Когда обгорели углы, огонь стал потухать. Мальчик обрадовался. Но Николай Васильевич заметил это, велел развязать связку, еще подложить огня и ворочал бумаги до тех пор, пока они не превратились в пепел. В продолжение всего сожжения он крестился. По окончании дела, от изнеможения опустился в кресло.
Мальчик плакал и говорил: «Что вы это сделали?» — «Тебе жаль меня», — сказал ему, обнял его, поцеловал и заплакал сам. Крестясь по-прежнему, возвратился он в спальню, лег на постель и горько заплакал. Поутру рано узнал о происшедшем граф Толстой и пришел к нему. Он сознался ему в том, что сделал, и говорил о том с раскаянием, приписывая это дело влиянию нечистого духа. «Хитер лукавый! — говорил он, — я хотел сжечь одни только ненужные бумаги, и вместо того сжег и нужные». (Письмо С. П. Шевырева М. Н. Синельниковой о последних днях и смерти Н. В. Гоголя, «Русская старина», 1902, №5)
Исследователи до сих пор задаются вопросом: почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»? Некоторые считают, что причиной стало знакомство писателя с протоиереем Матвеем Константиновским, духовным наставником графа Толстого. Константиновский, отличавшийся резкостью суждений, со временем стал духовником и Гоголя. А когда писатель показал протоиерею свою рукопись, над которой работал 9 лет, то услышал отрицательный отзыв. Возможно, именно жестокие слова священника побудили писателя уничтожить свое творение.
Предполагается, что писатель сжег книгу, будучи в не совсем адекватном состоянии. На следующий день он скажет друзьям, что сделал это, повинуясь велению злого духа. Надо сказать, что примерно за месяц до этого Гоголем овладел неизъяснимый страх смерти, он бросил перо и проводил целые ночи в молитвах. Впрочем, бытует мнение, что таинственных голосов не было, а рукописи писатель сжег случайно, перепутав с другими бумагами.
Ходили слухи и о том, что Николай Васильевич незадолго до смерти приезжал в свое имение и закопал там второй том «Мертвых душ» во дворе. Сделал насыпь – небольшой курган – и сказал крестьянам, что, мол, если будет тяжелый, неурожайный год, то раскопаете, продадите рукопись и будете счастливы. Конечно, эту версию можно назвать совсем фантастической. Но стоит ли отвергать любое, даже самое нереальное предположение, когда речь идет о Гоголе?Леонид Куравлев и Наталья Варлей в фильме «Вий», 1967 год. С сайта 24smi.org.

Любовь, хулиганство, вязальные спицы
Однако было в жизни Гоголя также много забавного и трогательного. Одним из главных увлечений писателя было рукоделие. Возможно, этим хобби писатель обзавелся с легкой руки своих сестриц, но впоследствии он не только не уступал им в мастерстве, но даже шил для девушек некоторые предметы гардероба. Кроме того, Гоголь виртуозно вязал на спицах и вышивал по канве. Хотя в XIX веке отношение к мужскому рукоделию не было предвзятым, Гоголь все же старался не вдаваться в подробности, чему именно посвящает долгие зимние вечера. Однако если внимательно изучить его литературные произведения, можно обнаружить, что в вопросах рукоделия Гоголь разбирался весьма неплохо. В «Мертвых душах» он саркастически описал «подушку, на которой был вышит шерстью рыцарь таким образом, как их всегда вышивают по канве: нос вышел лестницею, а губы четвероугольником».
Гоголь долгое время жил в Риме. Как-то раз, согласно одному историческому анекдоту, в гости к писателю наведался его приятель Михаил Погодин — историк, издатель и журналист. Странное зрелище открылось Погодину: Гоголь стоял у открытого окна и по-хулигански выливал на дорогу помои. Сказать, что гость удивился, — ничего не сказать. Когда же Погодин поинтересовался, с какой целью Гоголь занимается столь странными вещами, писатель ответил: «На счастливого!» По признанию Погодина, он, вспоминания эту историю, с тех пор старался держаться ближе к центру улицы, дабы не попасть в число таких «счастливчиков».
Гоголь ни разу не был женат, да и о его романах нет точных сведений. Однако, современники отмечали, что один раз Николай Васильевич точно был влюблен. Писатель часто обедал у Михаила Вильегорского, и в его дочь Анну страстно влюбился. Подруга Гоголя Александра Смирнова-Россет так описывала их встречи: «Я узнала, что он был в коротких сношениях с Виельгорскими. Они часто собирались там обедать, и Жуковский называл это «макаронными утехами на бульоне». Николай Васильевич готовил макароны, как у Лепри в Риме: «Масло и пармезан, вот что нужно». Поговаривали, что Гоголь мечтал жениться на Анне Михайловне, но понимал, что ее отец не согласится на неравный брак, поэтому так и не отважился сделать девушке предложение.
Николай Васильевич как человек ранимый и романтичный души не чаял в полевых цветах. Каждое путешествие в экипаже превращалось для него в сбор образцов для гербария: всякий раз, когда писатель примечал необычный цветок, он говорил кучеру притормозить и ловко выпрыгивал на обочину, дабы как можно быстрее стать обладателем заветного экземпляра. Гоголь мог перечислить различные названия любого растения и увлекательно рассказывать о лечебных свойствах и всевозможные легенды.

Читать еще:  Русская береза рисунок карандашом. Рисуем берёзу

Пытался обрести душевное равновесие
Гоголь был склонен к депрессии, довольно часто у него случались нервные припадки. Периоды небывалого душевного подъема сменялись мрачным настроением. Современные врачи поставили бы писателю диагноз «маниакально-депрессивный психоз». Но во времена Гоголя о таком заболевании даже не знали.
Кроме того, Николай Васильевич свято верил в вещие сны. Возможно, его потряс эпизод из жизни отца – Василия Афанасьевича. Будучи подростком, тот увидел во сне свою будущую невесту — соседскую девочку, которой не было и года. Василий Гоголь терпеливо ждал, пока она подрастет, чтобы жениться на ней и исполнить явленное во сне предзнаменование. Надо сказать, что тема сна лейтмотивом проходит через все произведения писателя. Для него это категория метафорическая.
А еще писатель опасался, что может впасть в летаргический сон, и его, приняв за мертвого, похоронят заживо, поэтому последние 11 лет жизни Гоголь всегда спал сидя. Своим друзьям он строго-настрого запретил погребать свое тело до тех пор, пока не появятся признаки разложения.
Неудивительно, что Гоголь пытался обрести душевное равновесие. И в последние годы жизни он искал спасения в православии. Достаточно взглянуть на публицистический сборник «Выбранные места из переписки с друзьями», чтобы понять, как изменилось мировоззрение писателя. Это настоящая проповедь в суровом морализаторском тоне. Современники были разочарованы: своим новым произведением Гоголь будто отрицал всё, что сделал раньше. Будто и не было гениальной прозы, в которой осмеивались пороки общества. Знаменитый литературный критик Виссарион Белинский недоумевал, как мыслящий человек Николай Гоголь мог встать на путь мистицизма.
Ореол таинственности, который окружал писателя при жизни, после его смерти только сгустился. Вообще, ранняя смерть Николая Васильевича окутана множеством легенд, а об истинной причине кончины гения спорят и по сей день.
В последние годы Гоголем овладел творческий кризис. Он все больше придерживался затворнического образа жизни аскета. Незадолго до ухода из жизни, на протяжении февраля 1852 года, он принялся соблюдать строгий пост, а потом и вовсе отказался от пищи. И слег в постель с резким ухудшением здоровья. Но отказывался от медицинской помощи, ожидая смерти. Горе-врачи, выявившие у писателя воспалительные заболевания кишечника, вероятный тиф и несварение желудка, в итоге поставили писателю диагноз «менингит» и назначили принудительное, опасное для его здоровья кровопускание, которое только ухудшило душевное и физическое состояние пациента.
Утром 21 февраля 1852 года Гоголь умер в особняке графа Александра Толстого в Москве, совсем немного не дожив до своего 43-летия. Смерть настигла писателя через 10 дней после уничтожения второго тома «Мертвые души», неподалеку от того самого камина, пламя которого поглотило его литературное детище…
Страхи Гоголя породили слухи о том, что он был похоронен заживо и умер от недостатка кислорода в могиле. По легенде, Гоголь очнулся в гробу – когда тело литератора поднял для перезахоронения, удивленные присутствующие увидели, что голова покойника была повернута набок. Специалисты опровергли эти слухи, однако дальнейшие события лишь способствовали их распространению.
Писателя похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, в 1931 году останки были перезахоронены на Новодевичьем. Писатель Владимир Лидин, присутствовавший при эксгумации, заявил, что в могиле не было черепа. Кроме того, крышка гроба внутри якобы была расцарапана. Впрочем, другие свидетели перезахоронения эти сведения опровергли.

Источники:

http://4stor.ru/strashno-interesno/97805-gogol-mistika-ili-mif.html
http://russian7.ru/post/7-faktov-i-mifov-o-gogole/
http://yagazeta.com/lichnost/mistika-gogolya-nikto-ne-razgadaet-menya-sovershenno/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector