0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Годы жизни петрушевской. Людмила петрушевская

Биография Людмилы Петрушевской

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 25 мая 1938 года в Москве. Родители Петрушевская учились в ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории); дед (Н.Ф. Яковлев) был крупным лингвистом.

В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой. После войны вернулась в Москву. В 1961 Петрушевская окончила факультет журналистики МГУ, работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, на радио, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения.

В литературу пришла относительно поздно. Ее проза и драматургия художественно реабилитировали быт, прозу жизни, трагическую судьбу «маленького человека» наших дней, человека толпы, жителя коммунальных квартир, неудачливого полуинтеллигента. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Издавать её начали только во времена «перестройки». Отвергнутые государственными театрами или запрещенные цензурой, пьесы Петрушевской привлекали внимание самодеятельных студий, режиссеров «новой волны» (Р. Виктюк и др.), артистов, исполнявших их неофициально в «домашних» театрах (студия «Человек»). Только в 1980-е появилась возможность говорить о театре Петрушевской, своеобразии ее художественного мира в связи с публикацией сборников пьес и прозы: «Песни XX века. Пьесы» (1988), «Три девушки в голубом. Пьесы» (1989), «Бессмертная любовь. Рассказы» (1988), «По дороге бога Эроса» (1993), «Тайны дома» (1995), «Дом девушек» (1998) и др.

Сюжеты пьес Петрушевской взяты из повседневной жизни: семейный уклад и житейские уроки, непростые отношения между отцами и детьми («Уроки музыки»), неустроенность личной жизни «трех девушек в голубом», троюродных сестер, наследниц разваливающейся дачи; квартирный вопрос в «Квартире Коломбины», поиски любви и счастья («Лестничная клетка», «Любовь» и др.).

Уровень правды был так непривычен, что прозу Петрушевской и близких ей писателей (Т. Толстая, В. Пьецух и др.) стали называть «другой прозой». Свои сюжеты, реквиемы, песни, предания писательница черпает из гула городской толпы, уличных разговоров, рассказов в больничных палатах, на скамеечках у парадных. В ее произведениях всегда ощущается присутствие внесюжетного рассказчика (чаще — рассказчицы), ведущего свой монолог прямо из самой гущи толпы и являющегося плотью от плоти этого общего.

Центральная тема прозы Петрушевской — тема женской судьбы. Разрушая человеческие утопии и мифы на разных уровнях — семейном, любовном, социальном и др., Петрушевская изображает ужасы жизни, ее грязь, злобу, невозможность счастья, страдания и муки. Все это рисуется так гипер-реалистично (Д. Быков), что порой вызывает шок («Медея», «Страна», «Свой круг», «Нюра прекрасная» и т.д.).

В Гарвардской лекции «Язык толпы и язык литературы» (1991), говоря о месте ужаса в художественном произведении, Петрушевская утверждала, что «искусство страшного как репетиция смерти».

В 1993 Петрушевская прочла вторую Гарвардскую лекцию — «Язык Маугли» (о детстве, о детских домах). Всесторонне исследуя и поэтизируя женскую судьбу, Петрушевская «правдиво до озноба» изображает жизнь семьи, как правило, «кривой», трагедию любви, непростые отношения между Матерью и Ребенком. Ее героини пытаются всеми силами вырваться из «своего круга» жизни, идя к своей цели часто путями зла, ибо считают, что добро бессильно противостоять окружающему злу.

Трагедия матери в изображении Петрушевской («Медея», «Дитя», «Свой круг», «Время ночь» и др.) сопоставима с античными трагедиями. Литературные знаки и сигналы, аллюзии на мифологические, фольклорные и традиционно-литературные сюжеты и образы возникают в прозе Петрушевской на самых разных уровнях: от названий («История Клариссы», «Новые Робинзоны», «Карамзин», «Теща Эдипа», «Случай Богородицы» и др.) — до отдельных слов, образов, мотивов, цитат.

Через многие рассказы и повести Петрушевской проходит тема судьбы, рока как изначальной предопределенности человечества. С ней связаны мистические случаи, таинственные встречи-невстречи, удары судьбы, болезни и ранние страшные смерти («Нюра прекрасная») и невозможность умереть («Смысл жизни»). Сказочные, мифологические сюжеты преданий, страшных рассказов об общении с мертвыми, о злодейских замыслах и поступках, странностях поведения людей составляют содержание цикла Петрушевской «Песни восточных славян» — прямая аллюзия с пушкинскими «Песнями западных славян». Но фатализма, всеобъемлющей зависимости героинь Петрушевской от рока нет. Некоторые из них находят в себе силы преодолеть горькую судьбу.

«Я не пишу теперь про ужасы»,— заявила недавно писательница. В последние годы она обратилась к жанру «сказок для всей семьи», где добро всегда побеждает зло; Петрушевской написала «кукольный роман» — «Маленькая волшебница», введя игровое начало не только в сюжет, но и в язык «лингвистических» сказок и комедий о Калушатах и Бутявке, Ляпупе и «пуськах бятых». Творчество Петрушевской 1990-х явно эволюционирует в сторону мягкого лиризма, доброго юмора, даже исповедальности. В «деревенском дневнике» под литературно-кодовым названием «Карамзин» (1994), написанном стихами или «стихопрозой», Петрушевская не просто обращается к традициям сентиментализма, она обыгрывает их, интерпретируя то серьезно, то иронически в современном духе (гл. «Бедная Руфа», «Песнопение луга»), подключая имена, образы, темы, цитаты, слова, ритмы и рифмы русской и мировой литературы и культуры.

Читать еще:  Группа курта кобейна 7 букв сканворд.

Вместе с тем в конце 1990-х в творчестве Петрушевской появляются такие черты, которые дают основание критикам причислить ее произведения к «литературе конца времен» (Т. Касаткина). Это прежде всего предельное сгущение зла метафизического плана, вызванного подчас ошибками природы, загадками биологии и психологии человека («Мужественность и женственность», «Как ангел» и др.). Архетип Ада, его самого последнего и безысходного круга, появляется в рассказах о наркоманах («Бацилла», «Глюк»). Ужасно не только содержание, но и позиция рассказчицы, которая холодно и спокойно «протоколирует» факты жизни героев, находясь вне их круга. Петрушевская активно обращается к поэтике постмодернизма и натурализма, что приводит к определенным творческим удачам и открытиям («Мужская зона. Кабаре»).

В начале XXI в. Петрушевская публикует несколько новых сб. повестей и сказок: «Где я была. Рассказы из иной реальности» (М., 2002), «Богиня Парка» (М., 2004), «Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи бятые» (М., 2004).

В 2003 Петрушевская наконец выпустила свой «Девятый том» (М., 2003). Это сборник статей, интервью, писем, воспоминаний, «как бы дневник». Первый раздел сборника назван автором «Мой театральный роман»; в него вошли автобиографические заметки и рассказы о сложном пути российского писателя к своему призванию. «Девятый том» создавался много лет: «Каждый раз, когда я писала статью, я говорила себе: это для девятого тома». В нем впервые представлены авторские комментарии к некоторым произведениям, раскрыты «тайны» творческой лаборатории Петрушевской.

Петрушевская является лауреатом престижной Пушкинской премии (1991).

Ключевые слова: Людмила Петрушевская,биография Людмилы Петрушевской,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Людмилы Петрушевской

Людмила Петрушевская

Биография

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем, ее произведения затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах. Это человек с удивительной судьбой, всю жизнь живший вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередным поворотом судьбы. Долгое время произведения Людмила Стефановна писала в стол, поскольку они не проходили советскую цензуру. А на пике карьеры женщина открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Детство и юность

Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году под зодиакальным знаком Близнеца в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его жена работала редактором. Во время войны Людмила попала в детский дом в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, участник борьбы с неграмотностью, настаивал на том, чтоб маленькую внучку не учили читать. Ярый сторонник марризма тяжело переживал разгром этой теории Иосифом Сталиным и, по неофициальным сведениям, на нервной почве заработал психическую болезнь.

Еще в начале ХХ столетия в семье Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детстве и не мечтала о карьере литератора, а грезила о сцене и хотела выступать в опере. Писательница занималась в вокальной студии, но стать оперной дивой было не суждено.

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из Москвы в Куйбышев, с собой семья прихватила только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

Девочка с любопытством разглядывала газеты, по которым и выучила буквы. Потом уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она выбрала лингвиста Яковлева.

Когда закончилась война, Людмила вернулась в Москву и поступила в Московский государственный университет имени Ломоносова изучать журналистику. По окончании вуза устроилась корреспондентом в издательство, а затем перешла на Всесоюзное радио, где вела передачу «Последние известия».

В 34 года Петрушевская заняла должность редактора на Центральном телевидении, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах вроде «Шаги пятилетки». Но вскоре на Людмилу стали писать жалобы, через год она уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Литература

Еще на журфаке МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, но о карьере литератора не думала и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» впервые опубликовали коротенький лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Людмилы датируется только второй половиной 1980-х годов.

Зато творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Виктюк на сцене Дома культуры «Москворечье» поставил пьесу «Уроки музыки», написанную еще в 1973-м. После премьеры режиссер Анатолий Эфрос похвалил работу, но отметил, что эта пьеса никогда не пройдет советскую цензуру, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные автором. И Эфрос оказался прав: «Уроки» запретили и даже разогнали театральную труппу.

Позднее во Львове театр, созданный студентами местного политеха, поставил «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Людмилы Стефановны появились только в 1980-х годах: сначала московский драматический театр Юрия Любимова «Таганка» поставил спектакль «Любовь», затем в «Современнике» сыграли «Квартиру Коломбины».

Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, но они все еще не публиковались, поскольку отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа Советского Союза.

Нельзя сказать, что она придерживается одного-единственного жанра. Например, «Пуськи бятые» — это подражание неразборчивому детскому лепету, «Истории из моей собственной жизни» — автобиографический роман.

Читать еще:  Две судьбы, две любви. Отношение к жизни

«Время ночь» — жесткий и неприглядный реализм, «Нас украли» — отнюдь не детектив о подмене детей, как кажется на первый взгляд, а своеобразное наблюдение за тем, как кто-то «наверху» придумывает нелепые правила, по которым вынуждены жить «низы». Книга в 2018 году вошла в шорт-лист литературной премии «НОС». «Богиня парка» и вовсе сборник новелл о любви, смешных и мистических рассказов и даже триллеров.

В 1990-е в библиографии Людмилы появились сказки для разных возрастных групп. «Сказка о часах», «Волшебные очки», «Матушка-капуста», «Анна и Мария» — это смесь легенды, анекдота, отсылок к произведениям других авторов, фольклора и пародии. Но что бы она ни писала, источником вдохновения, как сказала Петрушевская в интервью Владимиру Познеру, всегда выступала реальная жизнь.

«Познер» — Гость Людмила Петрушевская

В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Московский хор», включивший в себя такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Год спустя состоялась премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

Интeресным фактом в биографии Петрушевской стал спор о том, не ее ли профиль использован в изображении знаменитого ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И действительно, если внимательно посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн озвучивал другую версию создания героя.

Личная жизнь

В браке с Евгением Харатьяном у писательницы родился сын Кирилл. После трагической смерти мужа Людмила связала личную жизнь с Борисом Павловым, который руководил Галереей на Солянке.

Людмила Петрушевская с детьми / Музей современного искусства

В этой семье появились сын Федор и дочь Наталья. Сыновья стали журналистами, а дочь выбрала музыку. В 2009 году Петрушевская овдовела.

Людмила Петрушевская сейчас

Сейчас писательница создает рисованные анимационные ленты в Студии ручного труда. Из-под пера Петрушевской вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали-приехали». Кроме того, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги передает детским домам. В «Кабаре одного автора» она исполняет знаменитые песни ХХ века, читает стихи собственного сочинения и даже записывает сольные альбомы.

9 удивительных фактов о писательнице Людмиле Петрушевской

26 мая 2018 года — большая дата для книжного мира и издательства «Эксмо». Именно в этот день признанному живому классику русской литературы Людмиле Стефановне Петрушевской исполняется 80 лет!

Несколько важных фактов о выдающейся имениннице:
1. Людмила Петрушевская — певица, поэтесса, драматург и сценарист;

2. о ней пишут и ее рассказы публикуют The New York Times и New Yorker;

3. в день своего 80-летия выдающийся российский драматург и писатель Людмила Стефановна Петрушевская выйдет на сцену Театра Наций в цикле «Наше всё. » с программой «Юбилейное Кабаре»;

4. вошла в лонг-лист Национальной литературной премии «Большая книга» 2018 года;

5. в издательстве «Эксмо» вышло 6 ее книг. «Нас украли. История преступлений» — долгожданный роман Петрушевской, который она писала 10 лет, вышедший в конце прошлого года и отмеченный положительными отзывами. Дмитрий Быков назвал его одним из лучших романов года;

6. Петрушевскую часто сравнивают с Гансом Христианом Андерсеном, и, действительно, ее сказки очень похожи на истории великого датчанина. В «Эксмо» вышла ее дилогия сказок «Волшебные истории». Первый сборник называется «Волшебные истории. Завещание старого монаха», а второй – «Волшебные истории. Новые приключения Елены Прекрасной»;

7. помимо прозы Людмила Стафановна пишет стихи и иллюстрирует их собственными рисунками;

8. раскрою секрет, что в скором времени она порадует читателей новым романом;

9. кроме того, писательница активный пользователь Facebook. Издательство «Эксмо» готовит к печати ее дневниковые записи из социальной сети к ММКВЯ-2018.

Вспомним, какие книги Людмилы Петрушевской выходили в издательстве «Эксмо». Вместе эти издания образуют серию «Людмила Петрушевская. И нет преткновения чуду».

Эти книги относятся к разным жанрам, отличаются друг от друга объемом, сюжетом и тематикой, но их объединяет то, что все они написаны одним автором, со своим уникальным и неповторимым стилем, примерно в одно время. Именно поэтому можно сказать, что эта серия представляет собой определенный период творчества Людмилы Петрушевской. Первые три книги этой серии («Сти-хи-хи. Про нашу прикольную жизнь», «Странствия по поводу смерти» и долгожданный роман «Нас украли. История преступлений») были впервые опубликованы в прошлом году, а еще три («Никому не нужна. Свободна», «Волшебные истории. Завещание старого монаха», «Волшебные истории. Новые приключения Елены Прекрасной») – уже в этом.

«Сти-хи-хи. Про нашу прикольную жизнь» — это сборник стихов «для чтения вслух». Петрушевская известна не только своей литературной, но и эстрадной деятельностью – в последние годы она часто выступает с песнями и музыкально-поэтическими декламациями. Именно на этих концертах она часто читала свои необычные стихи, которые можно легко напевать. Публика восторженно принимала эти оригинальные произведения на слух, а сейчас появилась возможность читать их в отдельной книге. «Сти-хи-хи» — поэзия «на случай», обо всем подряд, и читать ее можно в любом возрасте, настроении и состоянии, потому что она максимально легка для восприятия. При этом Петрушевская и в этих стихах не отказывается от своего авторского стиля, поэтому за любым, даже самым легкомысленным на первый взгляд стихотворением, скрывается глубокий смысл.

Читать еще:  Как рисовать UML диаграммы классов.

«Странствия по поводу смерти» — гораздо более характерная книга для писательницы. В этом сборнике повестей и рассказов Петрушевская постоянно обращается к теме смерти. Каждый из героев книги сталкивается с опасностью и пытается ее преодолеть. Рассказы этой книги можно отнести к жанру триллера, и они, действительно, нагнетают ужас и страх в душе как персонажей, так и читателей. Но в то же время каждая из этих историй поражает тем, что все описанное Петрушевской – правда. Пугающая, неприглядная, сбивающая с ног, но такая, какая есть. В этом сборнике рассказов писательница верна своему мировоззрению, и темная сторона жизни предстает в книге во всей ее ужасной красоте. Однако развязки этих историй в конечном счете могут подарить надежду. И в этом смысле «Странствия по поводу смерти» Людмилы Петрушевской – произведение, вызывающее у читателя настоящий катарсис.

«Никому не нужна. Свободна» — еще одна редкая для Петрушевской книга, потому что она написана в мемуарном жанре. Писательница рассказывает непростую историю собственного детства, семьи, взросления и становления как личности. При этом книга в том числе рассказывает и об эпохе, в которую росла знаменитая писательница. В возрасте почти 80 лет Петрушевская обратилась к воспоминаниям о себе, людях и стране, с которыми была связана вся ее жизнь. Название книги говорит само за себя – Петрушевская пишет о своем одиночестве и своей свободе, и о том, как из этих двух состояний выросло ее сложное и уникальное творчество.

«Нас украли. История преступлений» — долгожданный полноценный роман Петрушевской, вышедший в конце прошлого года и отмеченный положительными отзывами. Дмитрий Быков назвал его одним из лучших романов года.

Эта книга вышла после уже ставших классикой произведений, написанных в начале 90-х («Время ночь») и середине 2000-х (Номер Один»). Можно сказать, что каждое десятилетие постсоветской русской литературы отмечено одной большой книгой Петрушевской, и «Нас украли» не уступает своим громким предшественникам. Поначалу этот роман кажется детективом в болливудском стиле, потому что в нем присутствует типичный для индийского кино мотив подмены детей. Но на самом деле этот прием является пародией писательницы, за которой она прячет традиционную для себя тему зла, разлитого в мире. Как противостоять этому злу? Петрушевская в очередной раз дает неординарный ответ на этот вечный вопрос.

Две последних книги Петрушевской, которые были изданы в последнее время, это дилогия сказок «Волшебные истории». Первый сборник называется «Волшебные истории. Завещание старого монаха» , а второй – «Волшебные истории. Новые приключения Елены Прекрасной» .

Петрушевскую часто сравнивают с Гансом Христианом Андерсеном, и, действительно, ее сказки очень похожи на истории великого датчанина. Сказочный мир Петрушевской – мир темный, таинственный и холодный, но в нем есть место чуду, способное все изменить. Сказки Петрушевской в большей степени рассчитаны на взрослых, потому что в них есть некая мудрость, которую люди обретают с годами.

«Завещание старого монаха» — это история о фантастических поворотах судьбы, невероятных подвигах маленьких людей и серьезных вопросах нравственности, и все это может происходить в обычном, знакомом, человеческом мире. Но в сказках Петрушевской мир простого человека становится необыкновенным. В свою очередь «Новые приключения Елены Прекрасной» рассказывают о еще более удивительном пространстве, которое населяют колдуньи, королевы и принцы. Но главные герои этих историй – типичные «девочки Петрушевской», сильные, независимые и смелые, и они одни по-настоящему способны победить зло.

Каждая книга Людмилы Петрушевской – настоящее событие для русской литературы, потому что в своем почти 80-летнем возрасте она продолжает много и активно писать, и во всех ее произведениях открывается невероятный мир. Ее книги непросто воспринимать, потому что писательница всегда ставит сложные вопросы, не боясь никаких границ и рамок. Но в этих книгах есть удивительная художественная сила, которая не может не восхищать.

Литература Петрушевской по-настоящему расширяет сознание читателя. Это темная, яростная и беспокойная проза, которая все же по своей сути стремится к свету, и это столкновение добра и зла есть в каждой ее новой книге, будь то шуточные стихи, сказки, мемуары, рассказы о смерти или роман о преступлениях. Серия «Людмила Петрушевская. И нет преткновения чуду» — это шесть стилистически ярких, ни на что не похожих, поражающих воображение книг, которые уже стали определенной вехой для современной русской литературы.

Что известно об авторе?

Людмила Петрушевская пишет, как она выражается, всё – и добавляет: «Кроме доносов». Изобретает новый язык и сочиняет на нем цикл сказок. Выступает с концертами как певица, автор и композитор, устраивает выставки своих работ, и за все это получает премии: Государственную премию, Независимую премию «Триумф», театральную «Станиславский», премии Бунина, Гоголя, Довлатова, немецкую «Pushkinpreis», американскую «World Fantasy Award», русско-итальянскую «Москва-Пенне» и др. Людмила Петрушевская – академик Баварской академии искусств.

Источники:

http://md-eksperiment.org/post/20170628-biografiya-lyudmily-petrushevskoj
http://24smi.org/celebrity/38884-liudmila-petrushevskaia.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a72e5298c8be3dac6268a03/5afbffb6f0317357eecc89ef

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector