0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Глубокая гравюра на металле. Виды и техники гравюры

Old-Cherdak

Виды гравюр и техника исполнения.

Модератор: ПредседателЬ

Виды гравюр и техника исполнения.

Сообщение ПредседателЬ » 02 авг 2012 17:03

Гравюра! Само уже слово гравюра, у многих ассоциируется с чем-то старинным, антикварным, давно забытым и неизвестным. Но предположения эти не совсем правильные! Гравюра — один из самых молодых видов изобразительного искусства. Если рисунок, скульптура, орнамент зародились ещё на заре человечества, то гравюра появилась значительно позднее, а именно — ближе к концу ХІV века. Но не смотря на относительно молодой возраст — гравюра обладает неподражаемыми качествами, особенностями и являет собой особый вид изобразительного искусства! И это своеобразие гравюры в огромной мере определяется её технологической стороной. Гравюра может похвастать многообразием техник исполнения. И каждая техника определяет свой характер, свой стиль и эстетику!
В этом разделе мы и познакомим Вас с видами гравюр и техникой их исполнения!

Определяют следующие виды гравюр:

Выпуклая гравюра
Углубленная гравюра
Плоская гравюра
Цветная гравюра

Выпуклая гравюра :

Ксилография. Самая древняя техника гравюры. На Востоке наиболее ранний из оттисков на бумаге датирован 868 годом. В Европе появляется на рубеже XIV- XV веков, первая датированная ксилография относится к 1418 году. До конца XVIII века существовала лишь обрезная, или продольная, ксилография. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2-5 мм. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии — валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается — прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. При обрезной гравюре композиция оказывается комбинацией черных линий и контрастных пятен, которые максимально контрастируют с белой бумагой. Эта звонкость сопоставления черного и белого уже заранее определяет большую декоративность обрезной гравюры, а контрасты черных и белых плоскостей, особенно при работе белым по черному, создают эмоциональное напряжение.

В последней четверти XVIII века англичанин Томас Бьюик (1753-1828) ввел в употребление способ торцовой, или поперечной, ксилографии, при котором доска выпиливается поперек ствола, так что волокна дерева идут перпендикулярно поверхности доски. При торцовой ксилографии употребляют плотное и твердое дерево (бук, пальма, самшит) и режут специальным резцом — штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцовая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон. Ксилография дает 1500-2000 хороших оттисков.

Торцовая гравюра с удивительной точностью воспроизводит рисунки пером — размашистые росчерки, сетку мелкой штриховки, эффектные сочные пятна. Во второй половине XIX века в ксилографии стали делать не только рисунки, но и произведения живописи. Такая гравюра, построенная на комбинациях параллельных, порой однообразных штрихов, передает общий тон картины, свет и тень. Тоновая гравюра XIX века носит чисто репродукционный, ремесленный характер.

Рельефная гравюра на металле. Употреблялась лишь до начала XV века. Пластина из меди, латуни, олова или свинца обрабатывается специальными резцами так, что в результате гравирования она становится аналогичной доске обрезной ксилографии; печатается как последняя.

Гравюра на линолеуме . Возникла на рубеже XIX-XX веков. Линолеум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогнутых стамесок, так же как и в обрезной ксилографии. Краска накатывается валиком, печатается, как гравюра на дереве. Гравюра на линолеуме дает около 500 хороших оттисков.

Углубленная гравюра:

В металлической пластине (медь, латунь, цинк, железо) механическими или химическими способами углубляется рисунок в виде комбинаций линий и точек. Затем в углубления тампонами вбивается краска, доска покрывается влажной бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Основные разновидности углубленной гравюры на металле:

Резцовая гравюра. Появилась в первой четверти XV века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году. Рисунок врезается в металлическую доску стальным резцом квадратного сечения с ромбовидным срезом. Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.

Офорт. Возник в начале XVI века. Первая датированная гравюра относится к 1513 году. Доска покрывается кислотоупорным лаком, рисунок иглой процарапывается в лаке, обнажая поверхность металла. После погружения доски в кислоту, в металле протравливается рисунок. Офорт дает около 500 оттисков.

Гравюра сухой иглой. Медная доска процарапывается непосредственно офортной иглой, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах («барбах»). Гравюра сухой иглой дает до 100 оттисков.

Пунктирная манера. Как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине XVIII века. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пунсонами.

Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретенная в середине XVIII века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.

Мягкий лак. Техника возникла в XVIII веке. Доска покрывается лаком с сильной добавкой сала. На нее кладут шершавую бумагу и наносят рисунок, затем бумага снимается вместе с приставшими кусочками лака, обнажая поверхность доски. После травления и печати оттиск воспроизводит фактуру бумаги.

Акватинта. Изобретена во Франции в середине XVIII века для воспроизведения в гравюре тонового рисунка тушью. При этой технике подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления прикрывают жидким лаком. Акватинта дает от 500 до 1000 оттисков.

Лавис. Металлической кистью сильной кислотой рисуют непосредственно по доске, которая из-за зернистости металла протравливается неравномерно, что в свою очередь придает оттиску тон различной силы. Лавис дает несколько десятков оттисков.

Меццо-тинто , или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Специальным инструментом — «качалкой» — на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон. Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми. Меццо-тинто дает около 200 оттисков.

Читать еще:  Василь быков черный обелиск. Мороз приходит к немцам

Для резцовой гравюры характерно большое физическое напряжение мастера при работе: стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки, пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют, оттушевывают пластику изображенных фигур. Но кроме законченности, отчеканенности формы само физическое напряжение при работе как бы переходит в пластическое напряжение образа. И в результате сама манера гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику резцовой гравюры: она всегда стремится создать образ, характерный физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего. Вероятно поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А.Мантенья, А.Дюрер). Сам характер ренессансного искусства близок к такому пониманию образа человека.

Офорт с технологической точки зрения полярно противоположен резцу. Офортная игла процарапывает тонкую пленку лака с чрезвычайной легкостью, что само уже провоцирует мастера к максимальной подвижности и свободе линии. Офортист с одинаковой непринужденностью может работать и длинным текучим штрихом, и короткими ударами иглы, в его распоряжении есть повторное травление, создающее широкую шкалу тональности, он всегда может в процессе работы внести изменения и исправления в рисунок. Поэтому в офорте проявляется интерес к световоздушной среде, которая передается диапазоном тональности, и к подвижности характеристики, что связано с некоторой неопределенностью, беглостью пластики. Образ, характерный для офорта, — всегда в становлении, в процессе. Он может быть физически не закончен, но динамичен, психологически глубок. Подобная технологическая разница резца и офорта определяет и различие типичных для них жанров, и совсем иные сферы применения. Для резцовой гравюры характерны сюжетная композиция или репрезентативный портрет. Для офорта — пейзаж, психологическая сцена, интимный портрет, мгновенный набросок. Если резец внутренне близок к скульптурному рельефу, то эстетика офорта сродни рисунку.

Плоская гравюра:

Литография. Техника литографии изобретена в 1796 году в Германии А.Зенефельдером. В литографии используется способность некоторых пород известняка не принимать на себя краску после протравливания слабой кислотой. Процесс работы над литографией заключается в следующем: пластина из известняка сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой (такая фактура называется «корн», или «корешок»). На подготовленном таким образом камне рисуют специальным карандашом или пером и кистью, употребляя литографскую тушь. Камень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гуммиарабика. В результате протравливания покрытые рисунком места легко принимают печатающую краску; чистые же поверхности камня ее отталкивают. Доска покрывается краской при помощи валика и печатается в станке на плотной бумаге. Иногда вместо известняка используют специально подготовленные пластины из цинка или алюминия. Часто рисуют литографским карандашом или тушью не на камне, а на особой, так называемой автографской, или переводной, бумаге, после чего рисунок передавливается на камень. Весь последующий процесс такой же, как и в классической литографии. Литография дает несколько тысяч оттисков.

Литография на редкость нейтральна по отношению к работе мастера: на камне можно рисовать с той же легкостью, что и на бумаге — карандашом, тушью, процарапывать, тушевать и т.п. Тем не менее, литография — это не просто способ тиражирования рисунка. Совсем другой характер литографской краски, очень плотной и насыщенной, работа скребком, позволяющим создавать подвижную белую линию, способность свести тон на нет — все это создает очень богатые возможности для передачи динамики света, для выражения романтического начала, для создания особой, живописной тональности.

Цветная гравюра:

Цветная гравюра получается двумя различными способами. В первом случае на одну доску накладывается тампонами краска разного цвета, после чего доска печатается.

При таком способе цвет в гравюре оказывается приблизительным и каждый оттиск отличается от другого. Другой способ — для каждого цвета или тона используют отдельную доску, которая обрабатывается лишь в соответствующих местах. Эти доски, покрытые каждая своей краской, последовательно печатаются на одном листе бумаги.

Одна из разновидностей цветной гравюры — кьяроскуро — техника ксилографии, развивавшаяся главным образом в XVI веке. Каждая доска отличается от другой не только цветом, но и оттенком тона, причем чаще всего на каждой доске вырезается лишь часть композиции: целиком последняя появляется на оттиске лишь в результате печатания со всех досок. Одним из первых мастеров в технике кьяроскуро (светотень) был итальянский гравер Уго ди Карпи (ок. 1480-1532), печатавший свои работы с трех досок разного цвета.

В начале XVII века цветная ксилография появляется в странах Дальнего Востока. Расцвет японской цветной ксилографии относится к XVIII — началу XIX века. В это время работают такие замечательные мастера, как Харунобу, Утамаро, Хокусай, Хиросигэ, Сяраку, чье творчество оказало воздействие на европейское искусство.

Состояние. Фиксированная в оттиске стадия работы гравера над доской называется «состоянием». У некоторых художников, особенно офортистов, известно до двадцати состояний одной гравюры.

По материалам книги «Очерки по истории и технике гравюры», «Изобразительное искусство», М., 1987.

История развития и виды техник гравировки на металле

Гравюра на металле как вид искусства возникла в эпоху Возрождения. Множество знаменитых художников работало в технике гравюры. Известны работы не только на пластинах, но и на кинжалах, мечах, браслетах. Существует множество техник, каждая из них имеет свою эстетику и язык.

Сегодня гравюра на металле переживает второе рождение. Благодаря использованию новых технологий можно по заказу сделать ни на что похожий шедевр.

Гравюра на металле

История и техники

В гравюре легче приживались новые жанры и веяния, чем в живописи, поэтому многие художники Возрождения охотно обращались к этому виду искусства. Свои работы можно было растиражировать в сотнях экземпляров, они становились доступны широким слоям населения. К тому же гравюры приносили неплохой доход.

Первые гравюры несли сугубо практическую цель: с их помощью печатали изображения святых и игральные карты.

Самой первой возникла резцовая гравюра. Она требовала усилий со стороны художника. Штихелем (резцом) мастер создавал штрихи, преодолевая сопротивление металла. Характеризуется чеканностью и одновременно экспрессией фигур. В этой технике работал Альбрехт Дюрер. Три его произведения «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия» считаются шедеврами граверного искусства и до сих пор вызывают споры искусствоведов.

Офорт

Был изобретён в XVI веке. Этот метод мало похож на работу штихелем. Художнику не приходится прилагать так много усилий. Игла в офорте с лёгкостью царапает плёнку, что обеспечивает плавность, лёгкость линий. Офорт имеет схожесть с рисунком, тогда как резец скорее ассоциируется со скульптурным барельефом.

Читать еще:  Образ евгения в медном всаднике кратко. Сочинение

В этой технике выполнялись пейзажи, портреты, наброски. В жанре офорта работал Ван Дейк — он создал портреты современников. Известны работы учеников Рубенса-Снайдерса и Йорданса. Ряд шедевров создал Рембрандт.

Расцвет гравюра на металле в жанре офорта пережила во Франции в ХVIII веке. Франсуа Буше был не только художником, но и выдающимся офортистом в жанре рококо. Известны серии мастера с изображением интимных, уличных сценок, жизни народов Востока. Ряд гравюр он сделал по рисункам Ватто. Работы Буше — это изящество, изысканность и свобода композиции.

В России в жанре офорта работало не так много мастеров. Расцвет этого жанра пришёлся на XIX век. Иван Шишкин, Андрей Сомов, Тарас Шевченко работали в этой технике.

Гравюра на мече

Акватинта — разновидность офорта — позволяет создавать гравюры с тональностями большего диапазона. Очень много для развития этого жанра сделал Франциско Гойя. Он известен как изобретатель системы приёмов в этой технике. Акватинта остаётся одной из самых сложных техник и в наше время. Она требует наличия мастерской и ряда инструментов.

Другие методики

  1. Меццо-тинто — еще один вид гравюры на металле — позволяет получить особую глубину и бархатистость тонов. Эту технику также используют для получения цветной печати. Технику изобрели в XVII столетии. В ней работали художник Иоганн Пихлер, Джон Фарбер и выдающийся художник XX ст. Мауриц Корнелиус Эшер.
  2. Сухая игла, в отличие от офорта, не требует гравировки и травления. Штрихи наносятся не только стальным, но и алмазным резцом. Мягкость и необычность оттиску придаёт барба — борозда с заусенцами. В этой технике работали Рембрандт и Дюрер (наряду с другими жанрами гравюры). Многие художники ХХ столетия занимались техникой сухой иглы: Макс Бекман, Милтон Эйвери, Дэвид Милн и др.
  3. Медерит — гравюра на металле, получившая известность в Белоруси XVII-XVIII веках. Металл вытравливался азотной кислотой. Медерит использовался в картографии и книгоиздательстве.
  4. Известно ещё несколько техник, например, мягкий лак, лавис, резерваж. Некоторые художники работают в смешанной технике, что позволяет создать свой неповторимый стиль.

Гравюра продолжает привлекать художников и в наше время. Сегодня распространены лазерная, электромеханическая гравировки. Существует ряд мастерских, которые специализируются на выполнении работ в этой технике.

8.1. Материалы, инструменты

8.1. Материалы, инструменты

Существует два типа гравюры: глубокая и высокая. При глубокой краска задерживается в углублениях, а с выпуклых частей доски ее удаляют. Для получения оттиска бумага увлажняется и на специальном станке прокатывается под большим давлением. Влажная бумага вдавливается в углубления доски и краска к ней прилипает. При работе над высокой гравюрой краска накатывается специальным валиком на выступающие части рельефа и печать производится при помощи пресса.

Работая над глубокой гравюрой, мастер углубляет, вынимает те места, которые на оттиске должны быть черными, а на высокой гравюре, наоборот, белыми.

Глубокая гравюра имеет следующие виды: гравюра (штихелем) резцом (рис. 8.3).

Рис. 8.3. Гравировальные штихели.

Рис. 8.4. Гравировальные иглы.

Гравюра иглой (сухая игла) рисунок 8.4; гравюра пунктиром; меццо-тинто, или черная гравюра; вытравная гравюра, или офорт.

Высокая гравюра подразделяется на обронную, гравюру на дереве (ксилография), продольную гравюру, торцовую, гравюру на линолеуме.

Виды глубокой гравюры. Гравюра является декоративным способом обработки металла. Способ этот не связан с моментами конструирования, формирования самого предмета. Гравюра обогащает его внешний вид и используется для обработки поверхности.

Начало гравюре резцом положено в XV веке во Флоренции. Величайшим мастером резцовой гравюры был Лука Лейденский, творивший в конце XV – начале XVI вв. Гравюру резцом лучше всего резать на медной, цинковой или стальной доске (так называют мастера металлические пластины). Со стальной доски можно сделать наибольшее количество оттисков. Выполненный на бумаге рисунок переносится через копировальную бумагу, предварительно покрытую тонким слоем кислотоупорного лака. Полученный рисунок обводится иглой, после чего мастер сразу приступает к его гравированию резцом или вытравливанию кислотами, чтобы сделать рисунок более четким.

Доску с процарапанным по лаку рисунком погружают на короткое время в азотную кислоту, которая растворяет металл в обнаженных иглой местах. Затем лак смывают, и на доске выступает хорошо заметный рисунок, гравировать по которому намного легче.

Если в гравировании были допущены ошибки, их исправляют следующим образом. При неправильно проведенном неглубоком штрихе, его заглаживают специальной гладилкой; если ошибочная линия прорезана глубоко, металл снимают специальным шабером. Полученную впадину выбивают с изнанки молотком, положив доску на плоскую гладкую наковальню.

Гравюра режется штихелями. Однако здесь применяется еще один вид штихелей – грабштихель, стержень которого имеет ромбовидное сечение (см. рис. 8.3). После соответствующей заточки им можно прорезать линии любой ширины, в зависимости от их глубины. Чем глубже прорезана линия, тем она шире. При выбирании стружки грабштихелем по сторонам остаются небольшие заусенцы, их удаляют шабером.

Гравюра иглой (сухая игла). Обработка доски в этом случае производится не резцом, а стальными или алмазными иглами, которые закрепляют в деревянные рукоятки (см. рис. 8.4). Работая иглой, гравер царапает поверхность доски. Штрих от иглы получается очень малой глубины. При этом металл не срезается, а перемещается. Выступающие по краям штриха заусенцы не снимают, так как именно они и придают своеобразие этой гравюре. При печатании, в рваном крае штриха и в заусенцах остается краска, которая сообщает линии на отпечатке особую мягкость и некоторую размытость. Число оттисков этой гравюре не превышает 30 штук, так как штрихи сглаживаются.

Метод гравюры пунктиром. Заключается в том, что рисунок гравируется не штрихом, комбинацией правильных точек, то более мелких, то крупных. Более мелкие и редкие точки дают на оттиске иллюзию света, а более крупные и сгущенные – тени. Переходы получаются мягкие, создающие приятное впечатление. Точки воспроизводятся путем выбивания острым специальным молоточком или пуансоном с различно заостренным рабочим концом – более острым или тупым. В результате точки по величине и глубине получаются неодинаковыми. Размещая их по поверхности рисунка, добиваются различной густоты тона. Иногда точки наносятся сквозь лак, что дает возможность смягчить резкость их контуров действием кислоты.

Меццо-тинто или черная манера. Этот вид изобретен в XVII веке. Для получения гравюры необходима шероховатая металлическая доска, дающая на отпечатке ровный черный цвет. Современный способ обработки шероховатой поверхности получается при натирании поверхности доски крупнозернистым кварцевым песком при помощи стеклянного куранта. Песок при вращательном движении куранта оставляет на доске мельчайшие риски и углубления, которые создают достаточно равномерную поверхность, хорошо удерживающую краску. Затем стальным специальным инструментом – гладким полированным планиром и острым трехгранным шабером – сглаживают, или выскабливают в большей или меньшей степени, шероховатость доски в тех местах, которые на оттиске должны быть светлее фона. Чем глаже пятно, тем меньше на нем задерживается краска и тем светлее она будет на эстампе. Таким образом, гравер работает над теми участками доски, которые должны стать белыми или светлыми, а черные у него уже есть в готовом виде. При черной манере гравер отправляется от черного к белому и работает только над высветлением тех или иных участков рисунка. Таким способом получают очень мягкие переходы тона и светотени.

Читать еще:  Красивые рисунки на тему 8 марта.

Офорт, или вытравная гравюра. Офорт можно назвать гравюрой только условно, так как в процессе его изготовления гравирование как процесс отсутствует и рисунок на доске не режется резцом, а травится азотной кислотой. Обычно после травления гравер усиливает или подчеркивает отдельные штрихи и линии резцом или иглой.

Самый ранний из известных образцов офорта выполнен немецким мастером Дюрером в начале XV века. Ранние гравюры Дюрера выполнены на железных пластинах (см. рис. 8.1). Он первым начал применять в работе иглу. Величайшим офортистом был Рембрандт, творивший в XVII веке, и гениальный Гойя (XVII–XIX вв.)

Технология штрихового офорта заключается в следующем. Металлическую доску покрывают тонким слоем кислотоупорного лака. Затем на нее через копировальную бумагу переводят заранее подготовленный рисунок. Твердым карандашом обводят только основные контуры рисунка. Затем, сняв бумагу, по основным линиям выполняют стальной иглой весь рисунок.

Офортные иглы, вделанные в деревянные рукоятки, имеют различную толщину и степень заострения. Закончив нанесение рисунка, оборотную сторону и края доски покрывают тем же лаком и погружают в плоский сосуд с азотной кислотой, которая травит металл в обнаруженных от лака местах. Затем доску хорошо промывают и высушивают.

Рассматривая полученный рисунок, мастер закрывает лаком те линии и штрихи, которые в результате травления получили достаточную глубину и на оттиске должны быть самыми светлыми. Остальной рисунок, не закрытый лаком, подвергают повторному травлению, более глубокому. Операция повторяется несколько раз, пока на гравюре не получится целая градация штрихов различной глубины, в зависимости от продолжительности травления. Чем глубже вытравлена линия, тем чернее она получится на оттиске. Закончив травление, лак смывают керосином и делают пробный оттиск. Если на нем обнаруживают недостатки, их исправляют на доске последующим травлением, резцом или иглой.

Виды высокой обронной гравюры. Обронная гравюра применялась для изготовления различных книжных украшений – заставок, концовок и т. п. Изготовлялась она из латуни, меди, цинка, стали. К этому виду гравюры относят гравировку пуансонов, которые служат оригиналом для отливки типографского шрифта. Это очень трудоемкий и ответственный процесс, требующий навыка и высокого мастерства. Заготовка пуансонов представляет собой стальной стержень квадратного сечения, на торце которого гравируется в зеркальном изображении литера, знак или цифра. Рисунок наносится иглой посредством специального прибора – калибра, который дает возможность прочерчивать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии под определенным углом и точным расстоянием между ними.

Для работы гравер применяет достаточно большой набор инструментов: надфили, рифлевки, пуансоны, зеки, и др. Главным инструментом является штихель. Законченный пуансон закаливают и в специальном прессе отжимают медную матрицу, которая затем служит формой для отливки шрифта.

Гравюра на дереве (ксилография). Гравюры на дереве бывают продольными, когда слои дерева лежат в плоскости доски, и торцевыми, когда слои дерева расположены перпендикулярно к обрабатываемой поверхности.

Продольная гравюра является древней техникой, берущей начало в XV веке. Для продольных гравюр применяют доски с маловыраженной слоистостью, например, древесину груши, яблони, сливы, березы, липы. Доску подготавливают столярным способом. Толщина ее после обработки доводится до 20–25 мм, т. е. до высоты типографского шрифта, для удобства использования ее при печати – печатается она вместе с текстом.

Рисунок переводят на бумагу обычным способом, через копировальную бумагу или рисуют от руки. Для удобства резьбы всю доску иногда покрывают разведенной тушью – на темном фоне лучше виден вырез рисунка. Иногда сложный рисунок выполняют на тонкой бумаге и наклеивают на доску клейстером. Режут рисунок в этом случае вместе с бумагой.

Для производства продольных гравюр в качестве инструмента применяют специальные ножи с различными профилями режущей части, а также полукруглые стамески. След от стамески по форме получается такой же, как и от болштихеля, а стружка, вырезанная ножом, имеет треугольное сечение.

При резьбе продольных гравюр режущий инструмент двигается в различных направлениях относительно слоев древесины – то вдоль, то поперек. Он встречает разное сопротивление, затрудняющее проведение плавных линий в соответствии с рисунком. Кроме того, и сама линия в различных частях имеет неодинаковую прочность при печати. Главным образом это относится к тонким линиям, которые быстро сминаются, а линии, проведенные поперек слоев, – выкрашиваются.

Торцовая гравюра, применяющаяся с XVIII века, не имеет тех недостатков, которые свойственны продольной гравюре. Она режется во всех направлениях одинаково, благодаря чему линии получаются равномерными, не выкрашиваются и выдерживают довольно большое давление при печати. Торцовая гравюра режется штихелем тех же типов, что и металлическая, только угол его заточки делается острее. Для предохранения штрихов на поверхность доски под штихель кладут деревянную подкладку, которая служит опорой для выемки стружки. При работе доску удерживают указательным и средним пальцем левой руки.

Для торцевой гравюры употребляют твердую плотную древесину, например, самшит. Чурки самшита распиливают на кружки толщиной 30 мм и хорошо просушивают. Затем они опиливаются в прямоугольную форму. Для работы используются куски без сучков и косых слоев, хорошо заметных на срезе по своей светлой, как бы атласной, окраске. Косые слои при резьбе выкрашиваются или мочалятся. Отдельные прямоугольные куски склеиваются столярным клеем или клеем ПВА в доски необходимого размера, хорошо обтачиваются и шлифуются с обеих сторон. Небольшие сучки и другие дефекты высверливают и в отверстия загоняют пробки из хорошего самшита. Так же исправляют ошибки при резьбе. Чтобы доски не коробились и не растрескивались, их скрепляют болтами, пропущенными в толще доски, или стальными трубками 6 мм в диаметре. Трубки загоняют в ряд параллельных отверстий. Грунт под рисунок делают из сухих белил, растертых на яичном белке с добавлением квасцов.

Гравюра на линолеуме. Материалом для этой гравюры служит линолеум толщиной около 3 мм. Поверхность линолеума тщательно шлифуется пемзой с водой. Рисунок переводится обычным способом, через копировальную бумагу или наносится от руки. Подготовленный кусок линолеума прибивается или приклеивается на доску, чтобы при работе не прогибался. Режут его узкими полукруглыми стамесками с U-образным или V-образным профилем, вырезая и углубляя те места, которые должны быть на оттиске белыми.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источники:

http://www.old-cherdak.com.ua/viewtopic.php?t=1353
http://dedpodaril.com/interesno/gravyura-na-metalle.html
http://tech.wikireading.ru/14846

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector