Глеб жеглов актер. Жеглов, глеб егорович
Глеб Жеглов
Глеб Гео́ргиевич (Его́рович в фильме) Жегло́в — один из главных героев романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» (1976) и снятого по его мотивам кинофильма «Место встречи изменить нельзя» (1979), роль сыграл Владимир Высоцкий). Глеб Жеглов — оперативный работник Московского уголовного розыска, начальник Отдела борьбы с бандитизмом; действие разворачивается в августе-ноябре 1945 года.
Содержание
Эпизод с подбрасыванием улики
Ключевой момент в фильме — спор Шарапова и Жеглова по поводу подлога. Жеглов подбросил в карман преступнику-щипачу по кличке Кирпич (актёр — Садальский) улику, чтобы, шантажируя ею, получить от того необходимую для раскрытия преступления информацию. Затем изымает кошелёк в присутствии понятых, рассуждая при этом о годах, которые карманник проведет «на южном берегу Северного Ледовитого океана». Журналист газеты «Невское время» считает этот метод добывания улик «классическим способом ментовской подставы» [1] . Из интервью Владимира Высоцкого Ирине Шестаковой, корреспонденту иновещания Московского радио: «Кстати говоря, очень многим людям нравится, что Жеглов специально засунул кошелек в карман вора так ловко, потому что это явный вор… От имени своего персонажа я утверждаю, что нужно так с ними поступать: давить от начала до конца, если ты уверен на сто процентов, что перед тобой преступник.»
Памятники
Памятник Владимиру Высоцкому в образе оперативника МУРа Жеглова установлен в центре Мариуполя, рядом с рестораном «Место встречи» [2] .
14 апреля 2009 года, к 90-летнему юбилею уголовного розыска, памятник Жеглову и Шарапову открыли в Киеве на улице Богомольца, 10, возле здания Министерства внутренних дел. На открытие памятника на «полуторке» ГАЗ-АА приехали курсанты в форме НКВД 1940-х годов, то есть времени, когда происходит действие «Эры милосердия». [2] [3]
К тридцатилетию выхода на экраны фильма «Место встречи изменить нельзя» памятник Жеглову также планируется установить в городе Винница. [4]
Герой в художественной культуре
В 1990 году группа «Любэ» впервые исполнила песню Александра Шаганова «Атас», посвящённую героям фильма «Место встречи изменить нельзя» [5] .
Героям фильма «Место встречи изменить нельзя» посвящена песня Михаила Шелега «Чёрная кошка» [6] .
Неосуществлённые замыслы
Жеглов, в отличие от Шарапова, не упоминается ни в одной из других книг Вайнеров, кроме «Эры милосердия». Тем не менее ещё при жизни Высоцкого появилась идея написать сценарий фильма «Место встречи изменить нельзя 2». К ней Вайнеры возвращались в середине 90-х годов, затем в конце 2000-х годов [7] . Однако идея так и осталась нереализованной.
Глеб жеглов актер. Жеглов, глеб егорович
Жанр детектива пользуется все большим спросом среди любителей литературы. Поклонники книг все чаще скупают произведения, где главный герой распутывает хитросплетенные узлы преступлений, но некоторые экранизации превзошли бумажный оригинал.
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Наверное, нет на свете такого человека, который бы не слышал о советском фильме под названием «Место встречи изменить нельзя». На самом деле эта лента, которая со временем разошлась на крылатые фразы, была поставлена по мотивам романа братьев Вайнер «Эра милосердия». Актеру Владимиру Высоцкому удалось создать запоминающийся образ детектива Глеба Жеглова, служившего в МУРе.
История создания
Книга о борьбе органов правопорядка с преступными элементами «Эра милосердия» была опубликована в 1975-м году, и это было не дебютное творение Аркадия и Георгия Вайнеров, которые к тому моменту уже успели утвердиться на вершине литературного Олимпа. Авторы сумели придумать остросюжетную фабулу и запоминающихся персонажей, основываясь на реальных прототипах.
Аркадий и Георгий Вайнеры
По утверждению журналиста Петра Вайля, прообразом следователя послужил некто Сергей Жеглов, который работал в уголовном розыске. Правдива эта информация или нет, остается только гадать, ибо другие почитатели романа уверены, что образ Глеба Жеглова собирательный. Также есть указание на то, что второй персонаж книги, оперуполномоченный МУРа Владимир Шарапов, «списывался» с Владимира Арапова, который из-за своего крутого нрава больше походил на «киношного» Жеглова, нежели на его интеллигентного и воспитанного коллегу.
Произведение авторов в мгновение ока стало бестселлером, поэтому уже в 1979 году за экранизацию взялся именитый режиссер Станислав Говорухин, который создал культовый детективный фильм «Место встречи изменить нельзя».
Режиссер Станислав Говорухин
Примечательно, что актер Владимир Высоцкий будто бы предугадал будущее романа. Дело в том, что артисту достался от братьев Вайнер первый экземпляр книги. После прочтения детектива Владимир Семенович твердо заявил авторам, что «застолбил» Жеглова:
«Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я…»
Сказано – сделано. По утверждению Говорухина, именно Высоцкий, знакомый с режиссером еще со времен съемок фильма «Вертикаль», привел его в проект:
«Знаешь, тут мне Вайнера сказали, что у них для меня есть хорошая роль…Ты почитай роман, мне сейчас некогда», – говорил артист кинодеятелю.
Таким образом, по утверждению Станислава Сергеевича, исполнитель роли Жеглова прочитал роман только во время съемок. А братьям Вайнер Владимир Высоцкий, оказывается, по-актерски врал, восхищаясь книгой и Глебом Жегловым. Как говорится, иногда ложь бывает и во благо, потому что образ следователя прибавил лицедею многомилионную армию поклонников.
Владимир Высоцкий в роли Глеба Жеглова
Нужно отметить, что образы литературного и экранного Жеглова значительно разнятся. Так, перед читателями книги предстает молодой человек лет 25-26, тогда как Владимиру Семеновичу на момент начала съемок исполнился 41 год.
Но артисту не пришлось соревноваться за место под солнцем, так как его утвердили в актерский состав практически сразу. Хоть артист и читал «Эру милосердия» второпях, к своей работе он подошел рачительно: по воспоминаниям современников, Высоцкий лично выяснял у следователей детали их работы, а также сам выбирал костюм на костюмерном складе «Одесской киностудии». В итоге в фильме Глеб Жеглов щеголял в брюках-галифе, сапогах и кепке.
Глеб Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя»
Актер внес и режиссерский вклад, придумывая новые сценки. Однако не только Владимир Семенович импровизировал на съемочной площадке. Например, его напарница по фильму Лариса Удовиченко вспоминала, что фраза: «Облигация или Аблигация?», – ставшая крылатой, вырвалась у нее случайно.
Фильм, который строился на основе подлинных уголовных дел, получился из пяти серий, а не из шести, как указывалось в договоре между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией.
Последнюю серию пришлось сократить по требованию Гостелерадио, поэтому заядлые киноманы не увидели сцен, где объясняется дружба межу Глебом Жегловым и Володей Шараповым. Зато у любителей телевизоров есть повод открыть печатный оригинал.
Помимо несравненного Высоцкого, который поражает талантом и харизмой, в криминальной киноадаптации сыграли Владимир Конкин, Армен Джигарханян, Александр Абдулов, Леонид Куравлев, Лариса Гузеева и другие звезды кинематографического небосвода.
Биография и сюжет
Биография Глеба Жеглова, который не расстается с пистолетом даже во сне, подобна книге за семью печатями, но персонаж в ходе диалогов все-таки приоткрывает занавесу тайны. Будущий начальник оперативной бригады воспитывался в крестьянской семье, где, помимо него, росли братья и сестры. Отец Жеглова – «мужик молоток» – воспитанием детей не занимался, а отправился в город, дабы сорвать большой куш. Пока главный кормилец пребывал в разъезде, он «не забывал» о своих отпрысках и изредка радовал их гостинцами: один раз даже конфеты и зубную пасту привез.
Глеб Жеглов
Однажды отец главного героя решился на отчаянный поступок и свел корову со двора, даже обул ее в опорки, чтобы не было следов. Поэтому можно предположить, что именно этот случай в жизни Жеглова привил ему интерес к расследованиям. Хоть протагонист и не имеет высшего юридического образования, он весьма грамотно выражает свои мысли и владеет чистописанием.
Далее в жизнеописании Жеглова, заявлявшего, что «вор должен сидеть в тюрьме», имеется пробел: чем занимался герой после окончания школы и до поступления на службу – не известно. Работает в МУРе с 1939-1940 года, имеет орден «Красной Звезды», получил звание капитана милиции. Жеглов берется за сложные уголовные дело и с энтузиазмом распутывает преступления по щелчку пальцев.
Глеб Жеглов и Володя Шарапов
Если говорить о фильме «Место встречи изменить нельзя», то его сюжет окунает телезрителей в послевоенную Москву. Опытному оперативнику Глебу Жеглову и его напарнику Владимиру Шарапову НКВД поручает раскрыть сложное дело группировки «Черная кошка». Эта банда орудовала в Московской области в 1950-ых годов, занималась разбоями, грабежами и убийствами.
На главное задание был отправлен оперативник Василий Векшин. Этот человек должен был внедриться в банду, однако преступники его вычислили и убили заточкой, поэтому расследовать дело оказывается еще сложнее.
Глеб Жеглов и подозреваемый, муж Ларисы Груздевой
Параллельно с этим детективы выясняют обстоятельства убийства некой Ларисы Груздевой. Главный подозреваемый – бывший муж погибшей, так как в его квартире был найден пистолет. Однако и это дело не такое простое, так как улики и показания свидетелей не стыкуются. Пока оперативники выясняют детали, их взору открываются все новые факты.
Глеб Жеглов: биография, звание, цитаты, актер
Глеб Жеглов – известный персонаж детективного романа братьев Вайнеров “Эра милосердия” и его экранизации “Место встречи изменить нельзя”, которую снял Станислав Говорухин. Действия этого фильма разворачиваются во второй половине 1945 года. На экране образ Жеглова воплотил в жизнь Владимир Высоцкий.
Биография персонажа
Глеб Жеглов руководит отделом по борьбе с бандитизмом в Московском уголовном розыске, по сути, он оперативный работник. Интересно, что Жеглов в книге и фильме отличается по возрасту. Если в книге ему около 25 лет, то в фильме – от 35 до 40.
Звание Глеба Жеглова – капитан милиции. Персонаж Высоцкого родился примерно в 1905-1910 годах, а герой романа в 1919-1920.
Герой романа
По роману братьев Вайнеров, Глеб Жеглов всего на несколько лет старше своего напарника Шарапова. Он описывается как ловкий, высокий, подвижный человек с коричневыми глазами навыкате.
Глеб Жеглов постоянно носит парабеллум, с пистолетом он не расстается даже ночью, когда спит. Хранит под подушкой. Важная черта героя – самолюбование. Он во всем хочет быть лучше окружающих, для этого даже постоянно начищает сапоги, чем сильно раздражает Шарапова.
При этом он живет аскетом, не женат, у него комната в общежитии на Башиловке. Со временем Жеглов переезжает к Шарапову на Сретенку. По некоторым косвенным признакам можно предположить, что он пользуется большим успехом у женщин. Например, Шарапов несколько раз обращает внимание, что Жеглов прихорашивается и не ночует дома.
Он признается, что в детстве рос без отца, кроме него в семье было четверо детей. По всей видимости, не обладает высшим образованием, хорошо известна его цитата по этому поводу в ответ на вопрос Шарапова, где и когда он учился.
Девять классов и три коридора. Когда не курсы в институте заканчиваешь, а живые уголовные дела, то она — учеба — побыстрее движется. А вот разгребем с тобой эту шваль, накипь человеческую, тогда уж в институт пойдем, дипломированными юристами будем.
При этом он отличается тем, что обладает чистописанием и грамотен. Начальником отдела по борьбе с бандитизмом трудится уже более пяти лет, то есть приступил к этой работе в 1939 или 1940 году. Известно, что у Глеба Егоровича Жеглова есть награды – значки отличника милиции, орден Красной Звезды.
Прототип
У персонажа Жеглова был прототип, на который ориентировались братья Вайнеры. Об этом заявил Петр Вайль, которому это рассказывал сам Георгий Вайнер.
Примечательно, что у реального человека была такая же фамилия, только звали его Станислав. Он в 60-е годы трудился в уголовном розыске.
Но стоит отметить, что никакими другими источниками эти факты не подтверждаются, все остальные люди, знакомые с Вайнерами, утверждали, что это был собирательный образ.
Правила Жеглова
Многие знают и любят Жеглова, благодаря его знаменитым выражениям, которые ушли в народ. В частности, хорошо известны шесть его правил.
Когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся. Первейшее это условие, чтобы нравиться людям.
Умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом.
Как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.
С первого мига проявляй к человеку искренний интерес — понимаешь, не показывай ему интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живет, что собой представляет.
Даже «здравствуй» можно сказать так, чтобы смертельно оскорбить человека.
Даже «сволочь» можно сказать так, что человек растает от удовольствия.
Также в картине присутствует много знаменитых цитат Глеба Жеглова, которые стали настоящими крылатыми выражениями.
И откуда у тебя, Петюня, такой изумительный сахар?
Значится, так и запишем — вы не жулик. Вы человека убили!
Не ругайся, Маня, ты мне молодого человека испортишь.
Не учи ученого, гражданин Копченый!
Я по пятницам не подаю.
Вор должен сидеть в тюрьме!
Ты не сознание, ты совесть потерял.
Теперь Горбатый! Я сказал: “Горбатый!”
Пробы на роль
На роль Глеба Жеглова актера Владимира Высоцкого утвердили практически сразу. Режиссер Говорухин даже заявляет, что именно Высоцкий привел его на картину, а не наоборот. Раньше они уже вместе работали на фильме “Вертикаль”. До этого предполагалось, что ленту будет снимать Алексей Баталов, который сам и планировал сыграть Жеглова.
По легенде, Высоцкий уговаривал братьев Вайнеров переработать свой роман в сценарий, по которому сам очень хотел сыграть главного героя. По словам Аркадия Вайнера, он просто влюбился в саму книгу и образ Жеглова.
Съемки
После выхода фильма Глеб Жеглов и Володя Шарапов стали настоящими кумирами своей эпохи. При этом Высоцкий ответственно подошел к работе, он тщательно выяснял у профессиональных сыщиков особенности их профессии.
Интересно, что облик Жеглова детально создавался костюмерами, которые скрупулезно подбирали его костюмы. Его внешний вид заметно отличался штатской одеждой, в которой основную роль играют сапоги, галифе и кепка. По контрасту с главным героем, Шарапов в фильме всегда ходит в военной форме.
Высоцкий многое добавлял в сюжет картины от себя. Например, именно он придумал повесить фотографию Вари на стену кладовой, даже подменял Говорухина в кресле режиссера, когда тому пришлось на время уехать в ГДР.
Образ главного героя
Георгий Вайнер высоко оценивал то, как сыграл Глеба Жеглова Высоцкий. Он подчеркивал чрезвычайно важное обстоятельство: актер отлично понимал социальную роль своего персонажа. Это сильный и яркий человек, который в определенных исторических предпосылках повинуется собственным инстинктам и правосознанию, превращаясь в кистень против порядочных людей.
Критики отмечали, что в персонаже Жеглова много надежного, открытого, он всегда готов прийти на помощь. Именно поэтому он так полюбился многочисленным зрителям и до сих пор остается одним из самых известных героев советского кинематографа. У него много душевной грубости, при этом хватает самомнения, с которым невозможно смириться, и окружающие воспринимают это как опасную силу. Сам Высоцкий в одном из немногих интервью, посвященных фильму “Место встречи изменить нельзя”, согласился с этим утверждением.
Интересно, что некоторые считали Жеглова исключительно отрицательным персонажем, причем оценивая это как настоящий прорыв в советской литературе. Ведь в то время в искусстве существовало большое количество ограничений. Например, сыщикам и следователям, которые становились героями литературных произведений, запрещалось разводиться с женами, выпивать и даже иметь любовницу. Для надзора над писателями существовала целая государственная система. Каждое произведение проходило через несколько рук, чтобы не допустить никакой крамолы.
Глеб Жеглов и Володя Шарапов – герои своего поколения. Многим особенно полюбилась и запомнилась эта роль, потому что она стала одной из последних для Владимира Высоцкого. В 1979 году, когда вышел этот фильм, Высоцкий снялся еще в советской трехсерийной драме Михаила Швейцера “Маленькие трагедии” по одноименному произведению Александра Сергеевича Пушкина.
Актер скончался на следующий год, так больше нигде и не сыграв. В 1987 году он получил посмертно Государственную премию СССР за создание образа Жеглова, а также авторское исполнение песен.
Судьба Жеглова
Уже в XXI веке Георгий Вайнер неоднократно высказывался о личности своего персонажа, обозначая контуры его развития, подмечая, что кинотрактовка несколько упрощает его образ.
Писатель подчеркивал, что в сознании многих людей это балагур и весельчак, которому симпатизируют окружающие. При этом Вайнер рассказывал, как бы могла развиваться его судьба. По мнению автора, уже через достаточно короткое время он должен был бы превратиться в сотрудника МГБ, которому пришлось бы выбивать зубы и выворачивать руки подозреваемым, будучи уверенным в своей правоте.
Вайнер подчеркивает, что и реальные сотрудники МГБ послевоенного времени делали эту работу без злорадства и желания мучить людей.
При этом Жеглов, в отличие от Шарапова, карьера которого прослеживается вполне определенно вплоть до генерала, а далее – главы МУРа, больше не упоминается ни в одной другой книге. Жеглов участвует только в романе “Эра милосердия”.
По словам Вайнера, Высоцкий еще во время съемок этого фильма настаивал, чтобы писатели начали создавать продолжение истории под рабочим названием “Место встречи нельзя изменить 2”. Основу сюжету нашел сам актер, раскопав в недрах МВД какую-то историю, которая сильно его увлекла. Однако после его ранней и внезапной смерти Вайнерам показалось кощунственным снова обращаться к этой идее. По всей видимости, с этим связано и исчезновение Жеглова из всех последующих их романов.
Вернулись к этой идее они уже только в конце 2000-х, когда стали относиться к ней, как в некоему памятнику Высоцкому. Как утверждает Аркадий Вайнер, осталось такое количество неиспользованного материала, которого вполне могло бы хватить для начала полноценного сериала. Только пришлось кардинально изменить его сюжет, потому что в самом начале Жеглов погибает, став жертвой предательства одного из сотрудников. Все последующие серии посвящены раскрытию этого предательства и поиску виновных. В результате и эта идея так и осталась нереализованной.
Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/630116
http://24smi.org/person/1328-gleb-zheglov.html
http://fb.ru/article/418367/gleb-jeglov-biografiya-zvanie-tsitatyi-akter