7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гиперион гельдерлин читать. Гельдерлин

Гиперион , или Отшельник в Греции

Лирический роман — крупнейшее произведение писателя — написан в эпистолярной форме. Имя главного героя — Гиперион — отсылает к образу титана, отца бога солнца Гелиоса, чьё мифологическое имя означает Высокоидущий. Создаётся впечатление, что действие романа, представляющего собой своего рода «духовную одиссею» героя, развёртывается вне времени, хотя арена происходящих событий — Греция второй половины XVIII в., находящаяся под турецким игом (на это указывают упоминания о восстании в Морее и Чесменской битве в 1770 г.).

После выпавших на его долю испытаний Гиперион отходит от участия в борьбе за независимость Греции, он утратил надежды на близкое освобождение родины, сознаёт своё бессилие в современной жизни. Отныне он избрал для себя путь отшельничества. Получив возможность снова вернуться в Грецию, Гиперион поселяется на Коринфском перешейке, откуда пишет письма другу Беллармину, живущему в Германии.

Казалось бы, Гиперион достиг желаемого, но созерцательное отшельничество также не приносит удовлетворения, природа больше не раскрывает ему своих объятий, он, всегда жаждущий слияния с ней, вдруг ощущает себя чужим, не понимает ее. Похоже, ему не суждено найти гармонии ни внутри себя, ни вовне.

В ответ на просьбы Беллармина Гиперион пишет ему о своём детстве, проведённом на острове Тинос, мечтах и надеждах той поры. Он раскрывает внутренний мир богато одарённого подростка, необычайно чувствительного к красоте и поэзии.

Огромное влияние на формирование взглядов юноши оказывает его учитель Адамас. Гиперион живёт в дни горького упадка и национального порабощения своей страны. Адамас прививает воспитаннику чувство преклонения перед античной эпохой, посещает с ним величественные руины былой славы, рассказывает о доблести и мудрости великих предков. Гиперион тяжело переживает предстоящее расставание с любимым наставником.

Полный духовных сил и высоких порывов, Гиперион уезжает в Смирну изучать военное дело и мореходство. Он настроен возвышенно, жаждет красоты и справедливости, он постоянно сталкивается с людским двоедушием и приходит в отчаяние. Настоящей удачей становится встреча с Алабандой, в котором он обретает близкого друга. Юноши упиваются молодостью, надеждой на будущее, их объединяет высокая идея освобождения родины, ведь они живут в поруганной стране а не могут смириться с этим. Их взгляды и интересы во многом близки, они не намерены уподобляться рабам, которые привычно предаются сладкой дрёме, их обуревает жажда действовать. Тут-то и обнаруживается расхождение. Алабанда — человек практического действия и героических порывов — постоянно проводит мысль о необходимости «взрывать гнилые пни». Гиперион же твердит о том, что нужно воспитывать людей под знаком «теократии красоты». Алабанда называет подобные рассуждения пустыми фантазиями, друзья ссорятся и расстаются.

Гиперион переживает очередной кризис, он возвращается домой, но мир вокруг обесцвечен, он уезжает в Калаврию, где общение с красотами средиземноморской природы вновь пробуждает его к жизни.

Друг Нотара приводит его в один дом, где он встречает свою любовь. Диомита кажется ему божественно-прекрасной, он видит в ней необычайно гармоническую натуру. Любовь соединяет их души. Девушка убеждена в высоком призвании своего избранника — быть «воспитателем народа» и возглавить борьбу патриотов. И все же Диомита против насилия, пусть даже и для создания свободного государства. А Гиперион наслаждается пришедшим к нему счастьем, обретённым душевным равновесием, но предчувствует трагическую развязку идиллии.

Он получает письмо от Алабанды с сообщением о готовящемся выступлении греческих патриотов. Простившись с возлюбленной, Гиперион спешит встать в ряды борцов за освобождение Греции. Он полон надежд на победу, но терпит поражение. Причина не только в бессилии перед воинской мощью турков, но и в разладе с окружающим, столкновении идеала с повседневной действительностью: Гиперион ощущает невозможность насаждать рай с помощью шайки разбойников — солдаты освободительной армии учиняют грабежи и резню, и ничем их нельзя сдержать.

Читать еще:  Цитаты о прошлом. Что мы знаем о прошлом? Да ничего

Решив, что у него с соотечественниками нет больше ничего общего, Гиперион поступает на службу в русский флот. Отныне его ожидает участь изгнанника, даже родной отец проклял его. Разочарованный, морально сокрушённый, он ищет гибели в Чесменском морском сражении, но остаётся жив.

Выйдя в отставку, он намеревается наконец-то спокойно зажить с Диомитой где-нибудь в долине Альп или Пиренеев, но получает весть о ее смерти и остаётся безутешным.

После многих скитаний Гиперион попадает в Германию, где живёт довольно долго. Но царящие там реакция и отсталость кажутся ему удушающими, в письме к другу он язвительно отзывается о фальши мертвящего общественного порядка, отсутствии у немцев гражданских чувств, мелочности желаний, примирённости с действительностью.

Когда-то учитель Адамас предрекал Гипериону, что такие натуры, как он, обречены на одиночество, скитания, на вечное недовольство собой.

И вот Греция повержена. Диомита умерла. Живёт Гиперион в шалаше на острове Саламине, перебирает воспоминания о былом, скорбит о потерях, о неосуществимости идеалов, пытается преодолеть внутренний разлад, испытывает горькое чувство меланхолии. Ему кажется, что он отплатил чёрной неблагодарностью матери-земле, с пренебрежением отнесясь и к своей жизни, и ко всем дарам любви, которую она расточала. Его удел — созерцание и мудрствование, как и прежде он остаётся верен пантеистической идее родства человека и природы.

Гиперион

Скачать книгу в формате:

Аннотация

«Гиперион» немецкого поэта Фридриха Гёльдерлина (1770–1843) представляет собой по форме роман в письмах, по стилю – стихотворение в прозе. Можно ли построить справедливое и свободное общество с людьми, привыкшими к рабству? Бывает ли война без преступления? Как принести пользу своему народу, если ты не можешь его освободить? – вот вопросы, насущные для самого Гёльдерлина в эпоху Французской революции, Террора и наполеоновских войн.

Отзывы

Популярные книги

  • 100208
  • 9
  • 15

«Текст» – первый реалистический роман Дмитрия Глуховского, автора «Метро», «Будущего» и «Сумерек».

Текст

  • 29498
  • 4

Представь, что тебя неведомым образом закинуло в другой мир. Странный, пугающий, опасный мир. И вс.

Совсем не герой. Гексалогия

  • 30851
  • 4
  • 1

Когда на смену любви и близости приходят неудовлетворенность, ссоры и охлаждение, страдают оба па.

Обними меня крепче. 7 диалогов для любви на всю жизнь

  • 34318
  • 1
  • 2

Сильвия Дэй ОБНАЖЕННАЯ ДЛЯ ТЕБЯ Посвящается доктору Дэвиду Алену Гудвину с безграничной любовь.

Обнаженная для тебя

  • 38928
  • 2

Поселягин Владимир Геннадьевич Наемник. Трилогия АННОТАЦИЯ Владимир Поселягин НАЕМНИК Пролог .

Наемник. Трилогия

  • 31059
  • 7
  • 2

Annotation Аллен Карр, разработавший собственный способ избавления от никотиновой зависимости, н.

Легкий способ бросить пить

Читатель! Мы искренне надеемся, что ты решил читать книгу «Гиперион» Гёльдерлин Фридрих Иоганн Христиан по зову своего сердца. Сюжет произведения захватывающий, стилистически яркий, интригующий с первых же страниц. Мягкая ирония наряду с комическими ситуациями настолько гармонично вплетены в сюжет, что становятся неразрывной его частью. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом — во всю даль и ширь души. С помощью намеков, малозначимых деталей постепенно вырастает главное целое, убеждая читателя в реальности прочитанного. На развязку возложена огромная миссия и она не разочаровывает, а наоборот дает возможность для дальнейших размышлений. Одну из важнейших ролей в описании окружающего мира играет цвет, он ощутимо изменяется во время смены сюжетов. Центром произведения является личность героя, а главными элементами — события и обстоятельства его существования. Данная история — это своеобразная загадка, поставленная читателю, и обычной логикой ее не разгадать, до самой последней страницы. Темы любви и ненависти, добра и зла, дружбы и вражды, в какое бы время они не затрагивались, всегда остаются актуальными и насущными. Грамотно и реалистично изображенная окружающая среда, своей живописностью и многообразностью, погружает, увлекает и будоражит воображение. «Гиперион» Гёльдерлин Фридрих Иоганн Христиан читать бесплатно онлайн, благодаря умело запутанному сюжету и динамичным событиям, будет интересно не только поклонникам данного жанра.

Читать еще:  Как живут цыганские бароны. Цыганские бароны

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0

Новинки

  • 15

У Червинских есть старшая дочь Татьяна. Молодая панна очень дружна с Китти и стремиться сделать жи.

Одна любовь души моей

У Червинских есть старшая дочь Татьяна. Молодая панна очень дружна с Китти и стремиться сделать жи.

Гиперион

Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин

Самое крупное из произведений Гёльдерлина — роман «Гиперион», представляющий как бы исповедь поэта. Характерная черта романа — чисто романтическое стремление связать философию с поэзией так, что границы между ними совершенно сглаживаются: для Гёльдерлина только та научная система удовлетворительна, которая стоит в связи и гармонирует с идеалом прекрасного. В романе любопытна и другая сторона: болезненная мечтательность и чрезвычайно развитое чувство изящного создали в Гёльдерлине отвращение к современной действительности; он изображает в карикатуре свое время и своих соотечественников, а идеал свой ищет под дорогим ему небом Эллады.

Период активного чтения зарубежки объяляю открытым. Прочитала «Эмпедокла» и «Гипериона» (по диагонали, ибо он совсем уже нечитабелен).
«Эмпедокл» — это драма о человеке, считавшим себя богом. Место действия — Сицилия, город Агригент. Помимо того, что Гёльдерлин сошел с ума к концу жизни, а также того, что он _ранний_немецкий_ романтик (то есть уже — О_о), к тому же драма неокончена. Все, что мы узнаем, — это то, что Эмпедокл возомнил себя богом (чуть ли не справедливо, причем), все горожане ему поклонились, он излечил от какой-то болезни дочь местного ахеронта Пантею, а потом все его отвергли, считая что он все-таки зарвался. С этого места трагедия и начинается. Поругавшись немного с власть придержащими, Эмпедокл добровольно уходит в изгнание, а с ним вместе идет его ученик Павсаний. Они идут, все остальные на фоне действия заламывают руки, а потом внезапно горожане снова приходят к Эмпедоклу и просят его вернуться и править ими, признавая его божественное происхождение. На что мудрый Эмпедокл говорит им, что они более не дети и должны идти дальше без него. А потом он отсылает Павсания к Пантее, и они вдвоем начинают страдать, потому что Эмпедокл умудрился умереть. Мда. Как образчик немецкого романтизма занимательно, потому что Гёльдерлина действительно не отнесешь ни к какой школе, хотя общие слова типа «истина в детях» есть и у него. Гёльдерлин предпочитает эллинистическую утопию, гуманизм и высокие философские античные идеалы. Это также видно и в «Гиперионе», романе в письмах. Место действия — Греция XVIII века, но постоянно мы замечаем отсылки к Греции античной. В Греции гражданская война, Гиперион считает, что все проблемы в низости духа современников, но решать эти проблемы насилием нельзя. Из-за этого он ссорится с лучшим другом, Алабандой, во время войны умирает его возлюбленная Диомета, его любимый учитель Адамас покинул его еще в дестве. Так что, как истинный романтический герой, Гиперион страдает от двоемирия, упивается единением с природой и тоскует по упущенным возможностям любить.

Период активного чтения зарубежки объяляю открытым. Прочитала «Эмпедокла» и «Гипериона» (по диагонали, ибо он совсем уже нечитабелен).
«Эмпедокл» — это драма о человеке, считавшим себя богом. Место действия — Сицилия, город Агригент. Помимо того, что Гёльдерлин сошел с ума к концу жизни, а также того, что он _ранний_немецкий_ романтик (то есть уже — О_о), к тому же драма неокончена. Все, что мы узнаем, — это то, что Эмпедокл возомнил себя богом (чуть ли не справедливо, причем), все горожане ему поклонились, он излечил от какой-то болезни дочь местного ахеронта Пантею, а потом все его отвергли, считая что он все-таки зарвался. С этого места трагедия и начинается. Поругавшись немного с власть придержащими, Эмпедокл добровольно уходит в изгнание, а с ним вместе идет его ученик Павсаний. Они идут, все остальные на фоне действия заламывают руки, а потом внезапно горожане снова приходят к Эмпедоклу и просят его вернуться и править ими, признавая его божественное происхождение. На что мудрый Эмпедокл говорит им, что они более не дети и должны идти дальше без него. А потом он отсылает Павсания к Пантее, и они вдвоем начинают страдать, потому что Эмпедокл умудрился умереть. Мда. Как образчик немецкого романтизма занимательно, потому что Гёльдерлина действительно не отнесешь ни к какой школе, хотя общие слова типа «истина в детях» есть и у него. Гёльдерлин предпочитает эллинистическую утопию, гуманизм и высокие философские античные идеалы. Это также видно и в «Гиперионе», романе в письмах. Место действия — Греция XVIII века, но постоянно мы замечаем отсылки к Греции античной. В Греции гражданская война, Гиперион считает, что все проблемы в низости духа современников, но решать эти проблемы насилием нельзя. Из-за этого он ссорится с лучшим другом, Алабандой, во время войны умирает его возлюбленная Диомета, его любимый учитель Адамас покинул его еще в дестве. Так что, как истинный романтический герой, Гиперион страдает от двоемирия, упивается единением с природой и тоскует по упущенным возможностям любить.

Читать еще:  Муж айседоры дункан. Айседора Дункан

Над звездами, может быть, я услышу остальное (с)

Одновременно философский трактат, поэзия в прозе, гимн во славу античности и агонизирующая история человека с биполярным расстройством, нежная, рыдающая, оборванная на полуслове.
Это первый вариант «Гипериона», тот, что публиковал Шиллер в далеком 1793 году. Отрывок из переписанной версии тоже приведен, но, отчего-то, затрагивает гораздо меньше. Может быть, из-за образа Диотимы, сменившей имя, перешедшей из благословенных небом детей, слишком впечатлительных чтобы снести откровение, в разряд повелевающих и исчезающих подобно туману пифий. Больше склонных давать приказы, нежели чувствовать. Может быть из-за Адамаса, только что он был бродячим странником из детства, колдуном и сказителем, человеком без лица, а теперь вдруг раз — и просто путник со скучной биографией, ровесник и любитель древностей, хотя все ещё — путешественник. Может из-за отсутствия простора и света внутри всамого Гипериона. Меньше юности, больше слез.
Но это про переписанное, а разве нам оно нужно?
Вот он, первый вариант, раскинувшийся во всю ширь, гораздо более ощущийся древним, чем, например, работы Шекспира — хотя прекрасный театрал писал за два века до.

«Бедный Гёльдерлин! Он находится на иждивении у столяра, который о нем заботится, гуляет с ним, сторожит его, насколько это необходимо. Он не буйствует, только не следует доверять всему, что приходит ему в голову»

Но сама эта вязь, этот крик «Гипериона» ценен мне куда больше всеобщего равенства и прозрения, утопической донельзя цели, которой зачарован герой — и которая всегда в шаге, но никогда недоступна. В болезни ли дело? Все время помнишь, что он болен — и оттого куда больше нежности пробуждает его речь, и что-то такое между отчаянием и лаской, и хочется «подхватить его под руки, как орел — своего Ганимеда, и улететь с ним за море с его островами». Потому что все они, такие сияющие, такие уникальные — идут к смерти, гордо вскинув своё знамя. Познав любовь во всех проявлениях — к учителю, к мужчине и воину, к женщине и жрице — они не находят в том утешения. Путь предрешен.
И здесь не Греция в центре и не 18 век, здесь просто некий человек вне времен, с самого раннего возраста вдыхавший пепел античности, пока тот не наполнил его до краев и не возрос в нем во всю ширь. Призрак красоты и абсолюта. Воплотившаяся тоска по тени совершенного.

Источники:

http://briefly.ru/gelderlin/giperion/
http://readli.net/giperion-2/
http://topliba.com/books/651990

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector