1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Генрих Манн. Основные вехи творческого пути

Генрих Манн. Основные вехи творческого пути

Основные вехи творческого пути Генриха Манна

Основные вехи творческого пути

«Мы чтим в Генрихе Манне большого немецкого писателя, чье творчество было — и навсегда останется — важной частью нашего национального культурного богатства. стойкого демократа и неутомимого борца за дело прогресса. убежденного сторонника нашей справедливой борьбы за социалистический общественный строй. доброго и любящего человека, чье сердце билось за отверженных и обездоленных, кто своим творчеством и своей жизнью как истинный «учитель демократии» облегчал им путь к лучшему будущему». Эти слова Вильгельма Пика точно определяют место великого немецкого писателя в истории национальной культуры Германии, значение дела его жизни для всего прогрессивного человечества.

Ровесник Германской империи, возникшей в результате победы Пруссии над Францией Наполеона III во Франко-прусской войне, Генрих Манн на протяжении всего своего жизненного пути, будь то годы вильгельмовской монархии, или Веймарской республики, или гитлеровского «третьего рейха», настойчиво и страстно боролся за демократическое развитие своей родины.

Характерной чертой творческого облика Г.Майна, крупнейшего художника и одного из замечательных мастеров слова в немецкой литературе, было постоянное стремление решать вопросы политические. И, разумеется, не случайно в богатом творческом наследии писателя такое обширное место занимает публицистика.

Сам Г.Манн считал началом своего творческого пути 1900 год, когда был опубликован первый его значительный роман «Земля обетованная».

Выходец из бюргерско-патрицианской среды, Г.Манн долго сохранял веру в жизненность принципов буржуазной демократии и поэтому боролся в последние годы Веймарской республики против надвигавшейся гитлеровской диктатуры. Но, несмотря на заблуждения и ошибки, само стремление быть последовательно верным своим принципам неизбежно раскрывало ему глаза на их ограниченность и архаичность в условиях современной общественно-политической борьбы. Так он становится убежденным сторонником социализма, союзником пролетариата, другом Советского Союза. Вступая в резкое противоречие со своими убеждениями буржуазного демократа, он выражает уверенность в обреченности буржуазии после русской революции и заявляет, что буржуазный «идеал гражданской свободы» давно получил отставку.

Острое политическое чутье и прозорливость, редко изменявшие Г.Манну, сочетались у него с большим историческим оптимизмом, не покидавшим его в пору гитлеровского господства, в годину горьких бедствий эмиграции, особенно тяжких для престарелого писателя во время пребывания в США на исходе его жизненного пути.

Литература в Германии после революции 1848 года в силу ряда общественно-политических причин — прежде всего из-за предательской роли немецкой буржуазии в этой революции, из-за слабости буржуазно-демократических слоев раздробленной нации — надолго утрачивает то мировое значение, которое она имела в эпоху Лессинга, Шиллера, Гёте, романтиков и Гейне. Г.Манну наряду с его братом Томасом принадлежит великая заслуга в развитии немецкой национальной культуры, именно они вновь вывели литературу Германии на широкую мировую магистраль. В то время как литература Англии и Франции в XIX веке дала величайшие образцы европейского романа и новеллы, воплощавшие принципы критического реализма, литература немецкая, хотя и выдвинувшая в 70-80-х годах ряд значительных явлений (как, например, творчество Теодора Фонтане), продолжала все же оставаться на периферии этого важнейшего общественно-политического процесса. Братья Манны, опираясь на опыт ведущих литератур Европы, в том числе и русской, и в то же время используя национальную реалистическую традицию, впервые подняли немецкий роман критического реализма на уровень лучших образцов этого жанра.

Путь Г.Манна, художника и публициста, общественного деятеля, отмечен сложными идейными и эстетическими исканиями. Будучи подлинным немецким патриотом, он противопоставлял кайзеровской Германии мечту о таком государственном устройстве своей родины, при котором каждая человеческая личность в условиях подлинной свободы достигнет гармонического развития, а культура — полного расцвета. Он называл это идеальное общество «демократией Духа», противопоставляя его современной буржуазной демократии. Писатель готов был признать революционное свержение вильгельмовской монархии как путь к справедливым общественным отношениям. Но в современной ему Германии он видел только стихийный протест народных масс против прусского империализма и соглашательскую политику правой социал-демократии. Отсюда и возникало его неверие в революционное переустройство общественной системы и противопоставление ему «революции духа», то есть постепенного преобразования общества путем воспитания масс отдельными просвещенными личностями гуманистами, ненавидящими империалистическую буржуазию и пруссачество. Такая социальная утопия во многом способствовала утверждению писателя на позициях индивидуализма, нередко находивших довольно сильное отражение в его творчестве.

В формировании как духовного облика Г.Манна, так и его творческой манеры большую роль сыграли общественно-политические и культурные традиции Франции. Будучи воинствующим гуманистом, он видел, что историческая связь буржуазного гуманизма с буржуазной революционностью яснее выражена не в немецкой, а во французской буржуазной идеологии. Писатель остро ощущал засилье реакции и слабость прогрессивных сил немецкого общества на рубеже XIX-XX веков. Именно поэтому он ищет опоры и вдохновения в гуманистических идеалах французских просветителей, в революции 1789-1794 годов и во французском критическом реализме, от Бальзака до Золя и Франса. Кроме опыта французского критического реализма, немалую роль для творческой практики Г.Манна сыграл и вклад в мировую литературу, сделанный великими русскими реалистами второй половины XIX века, которым он всегда отдавал дань высокого уважения. Однако эти литературные влияния нисколько не умаляют того непреложного факта, что уже в молодые годы Г.Манн выступает как художник, наделенный ярким и самобытным дарованием. Общественное, гражданское назначение искусства — вот что прежде всего воспринимал Г.Манн у французских и русских критических реалистов. В то же время, сколь бы ни были существенны иноземные литературные воздействия на Г.Манна, они не дают ни малейших оснований для отрицания глубоких национальных корней его творчества. Об этом, в частности, свидетельствуют его статьи о Лессинге, Гёте, Гейне.

Творческий путь Генриха Манна. Характерные черты

Имя Генриха Манна стало известным после выхода романа Страна кисельных берегов (или Земля обетованная) (1900), где описана ситуация, традиционная для классического западноевропейского романа 19 в., — из провинции в столицу приезжает молодой человек, обуреваемый честолюбивым желанием выбиться в люди. Главный герой, Андреас Цумзее, пытается преуспеть в мире немецкой буржуазии, где все ненавидят друг друга, хотя и не могут друг без друга обойтись, будучи связанными не только материальными интересами, но и бытовыми отношениями, уверенностью в том, что все на свете продается и покупается. Воплощением всех пороков и моральных уродств Schlaraffenland (Страны кисельных берегов) является всемогущий магнат банкир Туркхеймер, который в конце романа, испытывая душевную пустоту и подавленность, увлекается высмеивающей его девчонкой-простолюдинкой.

Читать еще:  Игры забавы для детей. Игры-забавы

Язвительность и резкость манеры Генриха Манна воспринимались неоднозначно. В его раннем творчестве психологический анализ вытеснен шаржем. Возникает условный гротескный мир, где действует вереница людей-уродов, подлых, хищных, лицемерных, развратных. Писатель создает образ по законам карикатуры, обрисовывая его резкими штрихами. Он преднамеренно смещает линии и пропорции, заостряя и гиперболизируя персонажей, превращая их в вереницу застывших сатирических масок. То и дело переходя пределы достоверного, он стремился к точности социального диагноза и к отражению существа явления.

Своеобразный художественный результат дали в творчестве Г. Манна импрессионистические приемы. Он эффектно и выразительно передает первичные мгновенные зрительные впечатления. Однако буйство красок в отдельных эпизодах его романов и живописная деталь служат у него заостренному выражению мысли. Экспрессивность цвета становится одним из способов создания сатирического образа-маски, мало изменяющегося в ходе сюжета.

Трилогия Богини, или Три романа герцогини Асси (1903) отражает индивидуалистические и декадентские увлечения автора. Писатель отходит от сатиры, создав образ главной героини, герцогини Асси, которая, по авторскому замыслу, является счастливым, свободно развивающимся человеком. В своем становлении она проходит три стадии — увлечение политикой (роман Диана), искусством (Минерва), любовью (Венера). И хотя героиня поставлена в идеальные условия для свободного проявления ее богато одаренной натуры, ее жизнь — это путь, приводящий в конечном итоге к крайнему эгоцентризму и индивидуализму.

В романе Учитель Гнус или Конец одного тирана (1905) Манн бичует прусскую муштру, пронизавшую всю систему воспитания молодежи и весь правопорядок вильгельмовской Германии. Образ учителя Гнуса стал в Германии нарицательным — мелкий человеконенавистник и тиран возомнил себя блюстителем законов и нравственности, а возможность унижать доставляет ему садистское удовольствие. Манн рисует немецкую школу как казарму, где всячески подавляется индивидуальность, талант, живая мысль. Однако в судьбе Гнуса происходит крутой поворот — он влюбляется в певичку, выступающую в кабаре, и попадает в ее полное подчинение. Женившись, он становится хозяином дома сомнительной репутации, притона разврата и мошенничества.

Политический конфликт между силами буржуазного либерализма и реакции, разыгрывающийся на общеевропейской арене, писатель переносит в романе Маленький город (1909) в провинциальный итальянский городок. Все, представляющееся участникам конфликта грандиозным, оказывается на деле смешным фарсом, мышиной возней обывателей, разыгрывающих роли вершителей судеб человечества. В романе царят сатира и юмор.

Романы Генриха Манна становятся в Германии бестселлерами, однако за границей его имя остается практически неизвестным, в значительной степени по причине общей изоляции немецкой культуры из-за политической ситуации перед Первой мировой войной.

С начала 1910-х развертывается публицистическая и литературно-критическая деятельность писателя. В эссе ВольтерГете (1910), Дух и действие (1910), памфлете Рейхстаг (1911) он ратует за общественную активность литературы, утверждает идею неразрывности мысли и действия, внутреннюю связь реалистического искусства и демократии. Заглавие статьи Дух и действие имеет для Генриха Манна программный смысл, выражая сквозную идею его творчества. Противоречие между духом и действием воспринимается писателем как исконно немецкое. Не случайно в середине 1930-х в дилогии о Генрихе IV, снимающей это противоречие, главный герой взят из истории Франции. Идея необходимости соединения культуры и демократии легла в основу очерка Золя (1915).

Генрих Манн в числе немногих немецких писателей выступил противником развязанной Германией Первой мировой войны. Он придерживался либеральных взглядов, резко осуждая войну, и впоследствии критически относился к Веймарской республике. В отличие от него, брат Томас, со временем ставший одним из наиболее известных немецких интеллектуалов, напротив, в начале своей жизни был ревностным националистом и поддерживал участие Германии в войне.

Всемирную известность принес Генриху Манну роман Верноподданный, который вместе с романами Бедные (1917) и Голова (1925) вошел в трилогию Империя, где подводился итог предвоенной жизни различных слоев немецкого общества. Главный герой Дидерих Геслинг — социально-психологический тип, сформированный немецким империализмом, впоследствии ставший опорой фашизма. В конце романа внезапно разразившаяся гроза сметает эту публику с парадной площади, на которой они собрались открыть памятник кайзеру Вильгельму II, двойником которого внешне и по сути оказывается Дидерих Геслинг.

Роман Бедные знаменует собой поиски новых, внебуржуазных идеалов. Он посвящен борьбе рабочего Бальриха с Геслингом. Писатель подробно изображает нравственные муки, которые причиняют несправедливость, попрание человеческого достоинства, невозможность вести нормальную человеческую жизнь. Он пытается показать пробуждение классового сознания, духовный и нравственный рост человека из народа, отстаивающего в открытом конфликте свои права. Этот и другие романы Генриха Манна, созданные до начала 1930-х, по реалистической ясности и глубине уступают Верноподданному, однако все они отмечены резкой критикой сущности капиталистических отношений.

Художественный метод автора «Верноподданного» можно определить как реалистический гротеск. В портретах персонажей, в описании их манер и привычек Г. Манн сгущает, гиперболизирует социальные черты немецкого буржуа-националиста, юнкера, либерала и социал-предателя. Он создает их обобщающие типические маски.

Внутренние свойства человека, как правило, подчеркиваются какой-либо внешней деталью. Но от внешних гротескных характеристик в «Стране кисельных берегов» Г. Манн переходит к большой психологической мотивированности, сохраняя, однако, и в психологизме сатирическую, публицистическую задачу. Подобно учителю Гнусу, Геслинг раб и деспот. В основе его психологии лежит низкопоклонство перед сильными мира сего, которое он очень ловко умеет использовать для упрочения своего положения. Механика взаимодействия человека и обстоятельств неизменно занимает Г. Манна.

Развивая демократическую тенденцию своего творчества, центральным конфликтом романа «Бедные» Генрих Манн делает столкновение рабочих и буржуазии, а основным положительным героем — рабочего Карла Бальриха. Законы современного общественного развития еще не во всем ясны писателю, малознакома ему и та социальная среда, которую он поставил в центре романа, — пролетариат. Отсюда и многие недостатки романа. Но тем не менее писатель отстаивает в нем идею активной борьбы пролетариата против буржуазии. Своим антиимпериалистическим позициям Г. Манн не изменил и в годы первой мировой войны. В отличие от большинства немецких писателей он не поддался угару милитаристской пропаганды и шовинизма. Его страстный публицистический очерк «Золя» (1915) в условиях жестокой цензуры военного времени явился не только эстетическим манифестом, прославлявшим идеал писателя-гражданина, активно борющегося за общественный прогресс, но и решительным протестом против войны и разгула милитаризма.

Читать еще:  Анализ произведения «Кавказ» (И.А. Бунин)

В этом же русле развивается публицистика Манна 1920 — начала 30-х. Разочарование писателя в способности буржуазной республики изменить общественную жизнь в духе подлинной демократии приводит его к пониманию исторической роли социализма. Он утверждается на позициях воинствующего гуманизма, по-новому осознает историческую роль пролетариата. Не приняв власть национал-социалистов, Генрих Манн в 1933 эмигрирует во Францию, с 1936 он — председатель германского Народного фронта, созданного во Франции. Здесь были написаны направленные против нацизма сборники статей Ненависть (1933), Настанет день (1936), Мужество (1939). Созданная в эти годы дилогия о Генрихе IV — Юность Генриха IV (1935) и Зрелость Генриха IV (1938) — вершина позднего художественного творчества Манна. Исторический фон дилогии — французское Возрождение. Главный герой романа — Генрих IV, «гуманист на коне, с мечом в руке», преподносится как носитель исторического прогресса. В романе много прямых параллелей с современностью. К анализу этого романа мы перейдем в третьей главе.

В 1940 Манн эмигрирует в США, живет в Лос-Анджелесе. Там его книги практически не продаются, он испытывает нужду и чувствует себя отторгнутым от участия в общественной жизни Германии. Внутренний кризис усиливается после самоубийства жены Нелли, вынужденной работать официанткой в ночном клубе. В этот период его брат Томас, который к тому времени становится состоятельным человеком и с которым он не поддерживал отношений на протяжении долгих лет из-за политических разногласий, оказал ему поддержку и спас от полной нужды.

Последние романы Г. Манна, написанные в США, — Лидице (1943), Дыхание (1949), Прием в свете (опубликован в 1956), Печальная история Фридриха Великого (фрагменты опубликованы в ГДР в 1958-1960) отмечены остротой социального критицизма и вместе с тем значительной усложненностью литературной манеры.

В США Манн продолжает заниматься антифашистской деятельностью. Он сближается с деятелями Коммунистической Партии Германии и в послевоенные годы поддерживает тесные связи с ГДР. Итог публицистики Генриха Манна — книга Обзор века (1946), — сочетала в себе жанры мемуарной литературы, политической хроники, автобиографии. Давая критическую оценку эпохи, писатель отмечает решающее воздействие на мировые события 20 в. социалистической революции в России и само существование СССР.

В 1949 он был награжден Национальной премией ГДР и избран первым президентом Германской академии искусств в Берлине. Его готовящемуся переезду в ГДР помешала смерть.

Г. Манн умер 12 марта 1950 в больнице Санта-Моники, Калифорния.

Генрих Манн принадлежит к тем мастерам реализма 20 в., творчество которых отмечено острейшей политической тенденциозностью, связанной с сознательной вовлеченностью писателя в острую политическую борьбу против империализма и нацизма. В его творчестве, как и в трагической личной судьбе с ее противоречиями и кризисами, отразились поиски осуществления своих идеалов представителями немецкой интеллигенции начала 20 в. Их протест был направлен прежде всего против сковывающей все живое жесткой системы соподчинения и иерархии власти, существовавшей в кайзеровской Германии, а в 1930-х объектом беспощадной критики становится нацизм, социальные корни которого они исследовали в своих работах и произведениях. Социально-обличительные романы Генриха Манна входят в классику политической сатиры 20 в., являясь естественным продолжением традиций немецкой сатирической литературы.

Проанализировав критическую литературу по теме нашего исследования, изучив основные этапы творчества Генриха Манна, мы попробуем выделить основные черты его:

1. Одно из центральных мест в творчестве Генриха Манна занимает острая сатира, некий гротескный мир, в котором Манн намеренно гиперболизирует персонажей, наделяя их застывшими сатирическими масками.

Художественный метод автора можно определить как реалистичный гротеск.

  • 2. Борьба с фашизмом становится основной темой его творчества.
  • 3. Особое отражение в творчестве писателя имеет его общественно-политическая деятельность.

А Дмитриев — Основные вехи творческого пути Генриха Манна

А Дмитриев — Основные вехи творческого пути Генриха Манна краткое содержание

Основные вехи творческого пути Генриха Манна читать онлайн бесплатно

Основные вехи творческого пути Генриха Манна

Основные вехи творческого пути

«Мы чтим в Генрихе Манне большого немецкого писателя, чье творчество было — и навсегда останется — важной частью нашего национального культурного богатства. стойкого демократа и неутомимого борца за дело прогресса. убежденного сторонника нашей справедливой борьбы за социалистический общественный строй. доброго и любящего человека, чье сердце билось за отверженных и обездоленных, кто своим творчеством и своей жизнью как истинный «учитель демократии» облегчал им путь к лучшему будущему». Эти слова Вильгельма Пика точно определяют место великого немецкого писателя в истории национальной культуры Германии, значение дела его жизни для всего прогрессивного человечества.

Ровесник Германской империи, возникшей в результате победы Пруссии над Францией Наполеона III во Франко-прусской войне, Генрих Манн на протяжении всего своего жизненного пути, будь то годы вильгельмовской монархии, или Веймарской республики, или гитлеровского «третьего рейха», настойчиво и страстно боролся за демократическое развитие своей родины.

Характерной чертой творческого облика Г.Майна, крупнейшего художника и одного из замечательных мастеров слова в немецкой литературе, было постоянное стремление решать вопросы политические. И, разумеется, не случайно в богатом творческом наследии писателя такое обширное место занимает публицистика.

Сам Г.Манн считал началом своего творческого пути 1900 год, когда был опубликован первый его значительный роман «Земля обетованная».

Выходец из бюргерско-патрицианской среды, Г.Манн долго сохранял веру в жизненность принципов буржуазной демократии и поэтому боролся в последние годы Веймарской республики против надвигавшейся гитлеровской диктатуры. Но, несмотря на заблуждения и ошибки, само стремление быть последовательно верным своим принципам неизбежно раскрывало ему глаза на их ограниченность и архаичность в условиях современной общественно-политической борьбы. Так он становится убежденным сторонником социализма, союзником пролетариата, другом Советского Союза. Вступая в резкое противоречие со своими убеждениями буржуазного демократа, он выражает уверенность в обреченности буржуазии после русской революции и заявляет, что буржуазный «идеал гражданской свободы» давно получил отставку.

Читать еще:  Крымская война синопский бой. Синопский бой

Острое политическое чутье и прозорливость, редко изменявшие Г.Манну, сочетались у него с большим историческим оптимизмом, не покидавшим его в пору гитлеровского господства, в годину горьких бедствий эмиграции, особенно тяжких для престарелого писателя во время пребывания в США на исходе его жизненного пути.

Литература в Германии после революции 1848 года в силу ряда общественно-политических причин — прежде всего из-за предательской роли немецкой буржуазии в этой революции, из-за слабости буржуазно-демократических слоев раздробленной нации — надолго утрачивает то мировое значение, которое она имела в эпоху Лессинга, Шиллера, Гёте, романтиков и Гейне. Г.Манну наряду с его братом Томасом принадлежит великая заслуга в развитии немецкой национальной культуры, именно они вновь вывели литературу Германии на широкую мировую магистраль. В то время как литература Англии и Франции в XIX веке дала величайшие образцы европейского романа и новеллы, воплощавшие принципы критического реализма, литература немецкая, хотя и выдвинувшая в 70-80-х годах ряд значительных явлений (как, например, творчество Теодора Фонтане), продолжала все же оставаться на периферии этого важнейшего общественно-политического процесса. Братья Манны, опираясь на опыт ведущих литератур Европы, в том числе и русской, и в то же время используя национальную реалистическую традицию, впервые подняли немецкий роман критического реализма на уровень лучших образцов этого жанра.

Путь Г.Манна, художника и публициста, общественного деятеля, отмечен сложными идейными и эстетическими исканиями. Будучи подлинным немецким патриотом, он противопоставлял кайзеровской Германии мечту о таком государственном устройстве своей родины, при котором каждая человеческая личность в условиях подлинной свободы достигнет гармонического развития, а культура — полного расцвета. Он называл это идеальное общество «демократией Духа», противопоставляя его современной буржуазной демократии. Писатель готов был признать революционное свержение вильгельмовской монархии как путь к справедливым общественным отношениям. Но в современной ему Германии он видел только стихийный протест народных масс против прусского империализма и соглашательскую политику правой социал-демократии. Отсюда и возникало его неверие в революционное переустройство общественной системы и противопоставление ему «революции духа», то есть постепенного преобразования общества путем воспитания масс отдельными просвещенными личностями гуманистами, ненавидящими империалистическую буржуазию и пруссачество. Такая социальная утопия во многом способствовала утверждению писателя на позициях индивидуализма, нередко находивших довольно сильное отражение в его творчестве.

В формировании как духовного облика Г.Манна, так и его творческой манеры большую роль сыграли общественно-политические и культурные традиции Франции. Будучи воинствующим гуманистом, он видел, что историческая связь буржуазного гуманизма с буржуазной революционностью яснее выражена не в немецкой, а во французской буржуазной идеологии. Писатель остро ощущал засилье реакции и слабость прогрессивных сил немецкого общества на рубеже XIX-XX веков. Именно поэтому он ищет опоры и вдохновения в гуманистических идеалах французских просветителей, в революции 1789-1794 годов и во французском критическом реализме, от Бальзака до Золя и Франса. Кроме опыта французского критического реализма, немалую роль для творческой практики Г.Манна сыграл и вклад в мировую литературу, сделанный великими русскими реалистами второй половины XIX века, которым он всегда отдавал дань высокого уважения. Однако эти литературные влияния нисколько не умаляют того непреложного факта, что уже в молодые годы Г.Манн выступает как художник, наделенный ярким и самобытным дарованием. Общественное, гражданское назначение искусства — вот что прежде всего воспринимал Г.Манн у французских и русских критических реалистов. В то же время, сколь бы ни были существенны иноземные литературные воздействия на Г.Манна, они не дают ни малейших оснований для отрицания глубоких национальных корней его творчества. Об этом, в частности, свидетельствуют его статьи о Лессинге, Гёте, Гейне.

Родился Г.Манн в 1871 году в старинном прибалтийском городе Любеке, некогда возглавлявшем Ганзу — торговый и политический союз северных приморских городов Германии, где еще долго сохранялся дух сепаратизма и независимости по отношению к Пруссии, Отец писателя, владелец фирмы по оптовой торговле зерном, судовладелец, консул и сенатор, принадлежал к богатой бюргерско-патрицианской верхушке города. Томас Манн в романе «Будденброки», написанном в жанре семейной хроники четырех поколений богатой купеческой семьи, воссоздал атмосферу родного дома в Любеке. Умеренно-консервативный дух, царивший в доме Будденброков, сочетался с преклонением перед культурой Просвещения с ее вольнодумством и критицизмом. Богатая любекская буржуазия, гораздо более тесно связанная своими коммерческими интересами с другими европейскими странами, нежели с гогенцоллерновской Пруссией, питала явную неприязнь к вновь возникшей вильгельмовской империи, отнимавшей у нее последние привилегии вольного города. Это обстоятельство не могло не оказать влияния на формирование общественного сознания юноши.

После окончания гимназии Генрих Манн живет в разных городах Германии. Доля наследства, полученная после смерти отца, позволяет ему избрать путь свободного литератора и занять свое место в среде передовой немецкой интеллигенции. Длительная жизнь в Италии, знакомство с Францией стимулируют развитие его творческого таланта. Эти годы для Г.Манна — время упорного и настойчивого труда, внимательных наблюдений над развитием общественно-политической жизни в Германии и о Европе, неустанного изучения культурного наследия, прежде всего истории и литературы Франции.

Вершины сатирического мастерства в довеймарский период Г.Манн достигает двумя своими романами — «Учитель Гнус» и «Верноподданный», знаменовавшими важнейшие этапы в формировании сатирического таланта писателя. Роман «Учитель Гнус» (1905) был написан в условиях широкого общественного подъема, охватившего всю Германию в значительной степени под воздействием русской революции 1905 года. Композиционным и идейным стержнем романа является образ Гнуса, гимназического учителя в маленьком немецком городке, отвратительного внешне и омерзительного внутренне. Ставя в комически-гротескные ситуации этого грязного человеконенавистника, мелкого тирана, претендующего на роль анархиствующего «сверхчеловека», Г.Манн не только развенчивает ницшеанскую «белокурую бестию», но и резко полемизирует с официальной пропагандой немецкого империализма.

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=74608
http://vuzlit.ru/573004/tvorcheskiy_put_genriha_manna_harakternye_cherty
http://nice-books.ru/books/dokumentalnye-knigi/publicism/220092-a-dmitriev-osnovnye-vehi-tvorcheskogo-puti-genriha.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector