1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гений в неграх родины. «Они сражались за Родину» М

Как это снято: «Они сражались за Родину»

Фильм «Они сражались за Родину» стал вторым после «Судьбы человека» обращением Сергея Бондарчука к прозе Михаила Шолохова. Незаконченный одноименный роман писатель позволил экранизировать с одним условием – съемки должны проходить в местах действия книги, то есть недалеко от Волгограда, в станице Клетской, где степь прерывается Доном. Учитывая масштаб воссоздаваемых военных событий, важным моментом было и то, чтобы вблизи места съемок не оказалось населенных пунктов.

На место, близ хутора Мелологовского, группа приехала в конце мая 1974 года. Поскольку до ближайших более-менее крупных населенных пунктов было ехать и ехать, располагались в наспех сколоченных домах и переоборудованном под гостиницу двухпалубном теплоходе «Дунай». Перед началом съемок территорию прошли саперы, обезвредив немалое количество оставшихся еще с войны мин и снарядов. Но даже после этого группа продолжала натыкаться на опасные находки.

Съемки начались в июне и должны были продолжаться до середины осени (с учетом огромного количества военной техники сроки получались очень сжатыми), однако второго октября были прерваны из-за смерти Василия Шукшина, исполнявшего главную роль. Досъемки оставшихся сцен были проведены уже в павильоне в Москве с участием дублера. Озвучил героя Шукшина (на удивление точно) Игорь Ефимов. Фильм, созданный к 30-летию Победы, попал в основной конкурс Каннского кинофестиваля (вместо «Зеркала» Андрея Тарковского, которое просила дирекция смотра) и одновременно вышел в прокат, собрав немыслимую по сегодняшним меркам аудиторию больше 40 млн. человек.

Локации и декорации

Места съемок во многом определили строгую, аскетичную эстетику фильма. Бескрайняя выжженная солнцем степь, твердая каменистая почва, меловые холмы, отвесные речные склоны, постоянная пыль вкупе с поношенной солдатской формой сформировали тяготеющее к монохрому цветовое решение. Необходимого реализма добавляли сохранившиеся со времен войны руины, окопы и воронки от снарядов – иногда даже не требовалось добавлять к ним новые. Образ земли, кстати, в картине является ключевым, символизируя одновременно и родину, и смерть, и защиту, и смысл существования героев.

Натуралистичное и одновременно поэтическое отражение земли, по словам оператора Вадима Юсова, было отчасти вдохновлено картиной Акиры Куросавы «Семь самураев». В качестве декораций для картины были созданы переправа через Дон, дамба и три хутора. В Мелологовском у местных жителей были выкуплены дома, которые по ходу съемок сравняли с землей. При всей претензии на реализм, для скорости некоторые здания делали не из бревен, а просто обтягивали столбы пленкой с рисунком. Впрочем, в кадре отличить подобные муляжи от построенных домов почти невозможно.

Глядя на актерский состав картины, трудно не удивиться количеству «звезд»: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Георгий Бурков, Николай Губенко, наконец, сам Сергей Бондарчук в главных ролях, а также Евгений Самойлов, Иннокентий Смоктуновский, Лидия Федосеева, Ирина Скобцева и Нонна Мордюкова в эпизодах. Всего же в более-менее значимых ролях в картине занято около пятидесяти актеров, причем за плечами многих – например, Никулина, Бондарчука, Смоктуновского, Алексея Ванина – был фронтовой опыт.

Любопытно также, что Шукшин сниматься в картине, которая в итоге стала для него не только последней, но и одной из самых известных, не хотел, поскольку запускал собственный проект о Степане Разине. Тогда в Госкино актеру было поставлено условие – его картина состоится только при условии участия в «Они сражались за Родину». Впрочем, первоначальное нежелание сниматься не помешало Шукшину исполнить свою роль с полной самоотдачей.

Бондарчук для достижения большей достоверности «элиту советского кино» не щадил – по его требованию актеры целыми днями ходили в солдатских гимнастерках, даже когда не были заняты в сценах. Выполнять многие действия своих героев исполнителям также пришлось самостоятельно, например, рыть окопы. Показательна и знаменитая сцена с дебютантом Андреем Ростоцким, в которой героя буквально давит бронетехника. Опасный кадр снимался без участия дублера и какой-либо страховки. То, что актер вылез живым из-под гусениц танка, по большому счету, чудо.

Читать еще:  М балакирев произведения. История жизни

Оператор Вадим Юсов, мастер академического изображения, снявший, например, «Иваново детство» и «Андрея Рублева», называл «Они сражались за Родину» самым тяжелым своим фильмом «с точки зрения воссоздания боевых действий». Юсов хотел добиться с одной стороны свободы в движении камеры, с другой – свободы и выразительности в движении военной техники. Для этого прокладывались многометровые рельсовые дороги и использовались краны. Одна из самых узнаваемых черт стиля Юсова проявилась в фильме особенно ярко – умение работать с пространством. Панорамы, снятые широкоугольной оптикой в плавном движении вверх или вниз придают действию планетарный масштаб.

Также на картине проявился талант Юсова на ходу создавать оригинальные технические и художественные решения. Например, для фильма была специально сконструирована рельсовая эстакада из алюминия, по которой двигалась тележка с закрепленной камерой и оператором. С помощью этой конструкции был снят знаменитый кадр сокрушающего всё на своем пути танка.

А так Юсов рассказывал о съемке сцены «второго неба Аустерлица» во время контузии героя Вячеслава Тихонова: «Бондарчук требует от меня показать в кадре напряжение и животный ужас. А погода, как назло, стоит прекрасная – ни ливня, ни облачка. То есть никаких дополнительных выразительных средств, чтобы описать состояние героя, нет. И, для того чтобы в кадре была едва заметная нервная дрожь, я попросил танкистов в строго определенные моменты стрелять в сторону Тихонова из всех орудий холостыми зарядами. Выстрелы были мощные, нам всем приходилось затыкать уши, но нужный эффект был достигнут: от каждого залпа земля вздрагивала, начинала немного дымиться, а картинка плыла. А чтобы усилить этот эффект, мы вокруг Тихонова поставили жаровни с углями. В итоге, когда вы видите крупный план актера, то изображение становится неустойчивым, напоминает мираж в пустыне. Выглядит очень эффектно, а нужно всего-то поджечь уголь!».

При всей масштабности картины важен интерес оператора к деталям. Концентрируясь на мелочах солдатского быта, фиксируя рутинную работу (вроде рытья окопа), сохраняя внимание к пластике движений актеров (например, кадры того же Вячеслава Тихонова перед боем), Юсов создает изображение войны не только осязаемое и достоверное, но и показывает ее как глубокую личную трагедию и индивидуальное испытание.

После «Войны и мира» за Сергеем Бондарчуком закрепилась слава художника-баталиста. «Они сражались за Родину» эту славу подтвердили. Распоряжением Генерального штаба Вооруженных сил СССР для съемок картины был сформирован сводный полк, в который входили кавалерия, пехота, танковая и саперная части и рота водоснабжения. Кстати, солдат привлекали не только для съемок, но и для подготовки площадки (например, рытья окоп), строительства декораций и обслуживания пиротехники.

Всего массовка на картине составляла около двух тысяч человек и включала как солдат, так и жителей Клетской. В качестве боевой техники использовалось несколько десятков танков Т-44 и полтора десятка реактивных самолетов L-29. И те, и другие были созданы после событий, изображаемых в фильме, однако реальных немецких танков и «мессершмиттов», которые были бы на ходу, к моменту съемок найти не удалось. Для согласования действий съемочной группы и управлявших техникой военных была разработана целая сигнальная система – члены группы по рации передавали друг другу информацию о местонахождении танков и самолетов.

Сложности при съемке авиации добавляло то, что ближайшая взлетная полоса находилась на значительном расстоянии, из-за чего самолеты могли находиться в кадре лишь около семи минут, после чего требовалось возвращаться для дозаправки. Поскольку задействовать военную технику – дело дорогое и трудоемкое, снимать старались с минимальным количеством дублей. Без форс-мажоров, однако, не обошлось. Так, Юсова, снимавшего движущийся танк с эстакады с близкого расстояния, едва не пришибло застрявшим на броне бревном. В другой сцене танкист чуть не задавил массовку, не услышав команду второго режиссера.

Читать еще:  Иероним ван он же босх. Картины иеронима босха

Для многочисленных взрывов, которые Бондарчук и Юсов хотели видеть максимально реалистичными, пиротехниками картины было использовано астрономическое количество тротила – пять тонн (для сравнения – 1 кг останавливает танк). По словам одного из пиротехников картины, именно сцены со взрывами режиссер переснимал чаще всего, при этом подготовка занимала такое количество времени, что за смену порой удавалось сделать всего один дубль. Несмотря на высокую долю риска, от пиротехники за время съемок никто не пострадал.

Они сражались за Родину

Ш олоховская традиция в советском искусстве оказалась продолженной и развитой на новом уровне в экранизации Сергеем Бондарчуком романа «Они сражались за Родину». Тяжесть воинской страды, пот и кровь солдатского бытия, воспроизведенные на экране со всей беспощадностью фронтового реализма, благодаря глубинному раскрытию самих характеров участников боев обрели в фильме настоящее гуманистическое звучание. Эта философская направленность взгляда художников, свойственная лучшим картинам о борьбе с фашизмом, возвела военно-патриотическую тему на уровень общечеловеческий и в подвиге советского солдата позволила увидеть высокий нравственный образец поведения человека в современном мире.

История советского кино. Т. 4. М., 1978

Отрывки из воспоминаний Юрия Никулина о съемках фильма «Они сражались за Родину»:

Хотя до моих игровых сцен было далеко, я исправно ходил на все репетиции. Особенно меня поражал на репетициях Василий Шукшин. Он подбирался к каждой фразе со всех сторон, долго искал различные интонации, пробовал произносить фразу по многу раз, то с одной интонацией, то с другой, искал свои, шукшинские паузы. Он шел по тексту, как идут по болоту, пробуя перед собой ногой, ища твердое место.

Вспоминал я наши более чем десятилетней давности встречи с Шукшиным, когда мы вместе снимались в фильме у Кулиджанова. Тогда он держался в стороне, в разговоры не вступал, на шутки не реагировал, все ходил со своей тетрадочкой и, если выдавалась пауза, садился в уголке и что-то записывал карандашом. Тогда я не знал, что через несколько лет рассказы Шукшина будут публиковаться во многих журналах, а вскоре выйдут и отдельной книжкой.

Шукшин произносил свои фразы удивительно легко. На первый взгляд, он говорил так, как и в жизни, – не повышая голоса, но в то же время в нем чувствовалась внутренняя сила, необузданность характера бронебойщика Лопахина.

Я завидовал Шукшину. У меня с текстом возникло много трудностей.

Я решил просто выучить текст, а там будь что будет. Крупными буквами написал на картонных листах слова роли и развесил эти листы по стенам каюты. Проснусь утром и лежа читаю. Потом сделаю зарядку и опять повторяю слова. И так почти каждый день.

На третий день, когда мы обедали в столовой, Шукшин меня спросил:

– Ты чего там все бормочешь у себя?
– Да роль учу.
И я рассказал о картонных листах. Внимательно выслушал меня Шукшин, чуть вскинув брови, улыбнулся краешком рта и сказал:

– Чудик ты, чудик. Разве так учат? Ты прочитай про себя несколько раз, а потом представь все зрительно. Будто это с тобой было, с тобой произошло. И текст сам ляжет, запомнится и поймется. А ты зубришь его, как немецкие слова в школе. Чудик!

Читать еще:  Виды ритмов. Детям о музыке

Попробовал я учить текст по совету Василия Макаровича. И дело пошло быстрее, хотя на это ушла еще неделя.

Фильм Они сражались за Родину смотреть онлайн

Фильм Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», снятый по одноименному роману Михаила Шолохова, неоднократно назывался лучшим фильмом про войну. На кинофестивале в Панаме лента была удостоена премии за режиссерскую работу и лучшее исполнение 27 (!) мужских ролей. Смотреть онлайн эту, несомненно, тяжелую, как сама война, и многогранную, как сама жизнь, историческую драму, в которой Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Юрий Никулин прожили свои лучшие роли, можно в нашем интернет-кинотеатре. Летом 1942 года Советский Союз оказывается на грани поражения. Немецкие войска, развивая крупный успех под Харьковом, разворачивают масштабное наступление на южном фланге. Советские солдаты отступают, оставляя мирных жителей на произвол судьбы. Растерзанный жестокими сражениями, но сильный духом стрелковый полк Красной Армии продолжает цепляться за каждую пядь родной земли. Яростные бои сменяются короткими передышками, привалы – новыми атаками… Переломный момент противостояния уже близок, но доживут до него не все.

Приглашаем посмотреть фильм «Они сражались за Родину» в нашем онлайн-кинотеатре в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!

Рейтинг показывает сильные стороны фильма

Сюжет

Июль 1942 года. Великая Отечественная война. Советский стрелковый полк отступает к Сталинграду, потеряв большое количество бойцов. Во время привала солдаты ловят раков и решают их сварить. Петр Лопахин – один из солдат полка, заводила и весельчак, уходит в близлежащую деревню за солью и ведром для варки. В деревне старуха-казачка презрительно разговаривает с солдатом, так как считает, что отступающий полк бросает их на произвол судьбы. Лопахин меняется в лице и произносит слова, в которых раскрывает свою искреннюю любовь к родине. Становится очевидно, что за маской балагура скрывается человек, который переживает за свою страну. Старуха смягчается.

Полк получает задание занять и удержать высоту посреди степи.

Бойцы роют окопы в каменистой земле. Они отражают первую танковую атаку при помощи гранат и противотанковых ружей. Фашисты с самолетов наносят бомбовый удар по позициям полка. Советские солдаты гибнут. Друг Лопахина — рядовой Николай Стрельцов, получает тяжелое ранение. Прибывшее советское подкрепление отбрасывает врага. Стрельцова отправляют в медсанбат.

Ночью полк идет по горящему пшеничному полю. Рядовой Иван Звягинцев, который в мирное время работал комбайнером, ужасается последствиями войны.

Полк доходит до нового хутора. Бойцы выигрывают очередное сражение. Следом опять перемещаются и отражают танковую атаку. Во время обороны молодой ефрейтор Кочетыгов получает смертельное ранение, но буквально на последнем издыхании он успевает поджечь танк при помощи бутылки с горючей смесью. Бойцы бросаются в контратаку. Рядовой Звягинцев получает тяжелое ранение от разрыва снаряда. Немцы отступают. Хрупкая медсестра вытаскивает с поле боя раненного Звягинцева.

В медсанбате Звягинцева оперируют без наркоза, доставая многочисленные осколки из ног и спины. Полк хоронит погибших бойцов и двигается дальше.

В очередном хуторе местные жители отказываются кормить отступающих солдат. Лопахин пытается своим обаянием покорить местную жительницу Наталью. Ночью он пытается соблазнить ее, но получает удар в глаз. Утром местные жительницы накрывают солдатам обильный стол. Наталья рассказывает, что ее муж находится в госпитале. А еду они приготовили только потому, что старшина полка рассказал местному председателю о том, что его солдаты на днях дали тяжелейший бой противнику.

Прибывший полковник благодарит бойцов и целует знамя полка. Большие силы советских войск двигаются в сторону Сталинграда. Лопахин замечает друга Стрельцова. Он сбежал из медсанбата, несмотря на полную глухоту и контузию, чтобы присоединиться к своим боевым товарищам и сражаться за родину. Вместе бойцы идут к Сталинграду.

Источники:

http://pikabu.ru/story/kak_yeto_snyato_oni_srazhalis_za_rodinu_5619133
http://www.culture.ru/movies/460/oni-srazhalis-za-rodinu
http://www.ivi.ru/watch/oni_srazhalis_za_rodinu

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector