12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гемблинг и лудомания. Стадии развития гэмблинга

Игромания (гемблинг): механизм, виды, стадии игровой зависимости

Игровая зависимость (гемблинг, лудомания, игромания) — патологическое влечение к азартным играм, выражающееся в частом в них участии, занимающем доминирующее место в жизни человека и приводящем к девальвации социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

Оглавление:

Проблема игромании, исторический аспект

Проблема игромании существует очень давно. Упоминания о ее различных вариантах можно найти в большом количестве исторических источников, принадлежащих различным эпохам и культурам.
К примеру, не избежали этой порочной страсти и всем известные классики. Баснописец И. А. Крылов был азартным и довольно удачливым игроком в карты. Биограф Крылова В. Ф. Кеневич писал: «Нельзя сказать: он играл в карты. Он жил ими, он видел в них средство разбогатеть. Он отыскивал сборища игроков и проводил с ними дни и ночи».
Крылов играл много лет (с некоторыми перерывами), несмотря на возникающие препятствия и трудности, и поклялся бросить игру навсегда лишь тогда, когда почти все проиграл. Взамен, впрочем, обретя привычку к перееданию.
А. С. Пушкин проигрывал в карты порой десятки тысяч рублей, считая свое влечение к игре самой сильной из страстей. После смерти поэта его карточные долги пришлось погашать Опекунскому совету, назначенному царем. Также не понаслышке был знаком со страстью к игре и крупными проигрышами Ф. М. Достоевский. Властьпредержащие периодически пытались и пытаются бороться с патологическими игроками.
Так, в 1795 г. указом Екатерины II были запрещены игорные дома. В 1801 г. взошедший на престол Александр I издал Указ «Об истреблении непозволительных карточных игр».
Возвращаясь к современности — с 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. No 244­ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», создающий четыре игровые зоны на территории России и накладывающий множество ограничений на азартные игры.

Как заподозрить игроманию у близких

По своей сути игромания относится к социально­ психологическим (нехимическим, информационным) типам зависимости.
Как и для химических форм зависимости, для игромании характерно:

  • выраженное (от навязчивого до практически непреодолимого) влечение к определенной игре или играм;
  • сформированная зависимость от игры с повышением настроения, эйфорией в предвкушении участия в игре, активным созданием обстановки для ее реализации и снижением настроения, раздражительностью, агрессивностью при насильственном прекращении игры или невозможности играть;
  • прогрессирующие личностные изменения, когда игра становится основной ценностью и мотивом деятельности. Для человека оказывается самым важным обеспечить себе возможность играть (все доступное время и доступные финансы отдаются игре), в ущерб себе и своим близким.

Как формируется игровая зависимость

Здесь также имеется не только прямая аналогия, но и более глубинное сходство между формированием игромании и токсикомании (наркомании), например, от алкоголя.

Состояние напряженного ожидания, «взрыв» положительных эмоций при выигрыше, азарт также активизируют «центры удовольствия», любой выигрыш, успех вызывают дальнейшее подкрепление игрового поведения. Более того, разочарование, обида от проигрыша начинает также подстегивать это поведение (так называемое негативное подкрепление).
Здесь следует учитывать способность человека к воображению («я проиг­рал, но вот сейчас как выиграю!»). Эти переживания также подстегивают «центры удовольствия», усиливая выброс нейромедиатора дофамина.

Кроме того, состояние возбуждения, смены настроения, связанные как с механизмами ожидания выигрыша или борьбы за место, к примеру в сетевом рейтинге, так и с ощущениями при денежном проигрыше, при неожиданном прерывании игры (например, внезапная смерть в аркадах и шутерах — при участии в сетевых играх) вызывают большое напряжение всех систем организма: от сердечно­сосудистой до мышечной. Организм расценивает это состояние как стрессовое и выбрасывает в кровь «стрессовые» гормоны — адреналин, норадреналин и т. д.

Выброс в кровь стрессовых гормонов вызывает эйфорию или отчаяние, подъем сил либо повышенную нервозность, так как естественная функция стрессовых гормонов — это экстренная мобилизация организма, направленная на выживание («борись или беги»). В ответ на поступление таких гормонов поднимается давление, кровь приливает к крупным мышцам, учащается пульс, но при этом снижается кровоснабжение систем, которые «не пригодятся» (не будут задействованы) в предполагаемом действии: например, пищеварительного тракта, половой системы организма. Постоянное «включение» этой системы при игре формирует зависимость и приводит к истощению организма.

Игровой цикл или почему люди играют

В норме для большинства людей игра — это развлечение, отдых, которому можно предаваться эпизодически, от случая к случаю. Играя в азартные игры, такие люди делают маленькие разовые ставки; выигрывая, обычно уходят; проигрыш надолго отбивает у них желание играть. Некоторые люди (небольшой процент) с помощью игры пытаются заработать (играя, например, в покер либо, с развитием Всемирной паутины, тестируя новые компьютерные игры).

Для людей, попавших в игровую зависимость, игра перестает быть развлечением: это уже смысл жизни, страсть, которую они не могут контролировать. Формируется так называемый игровой цикл.

Игровой цикл:

  • фаза принятия решения играть (характерна высокая степень эмоционального напряжения);
  • фаза игры (реализация решения играть, возбужденное, азартное состояние, потеря контроля над игровым поведением и своим состоянием, невозможность остановиться в связи с доминирующим желанием продолжать игру, череда вы­ игрышей­проигрышей, завершение иг­ ры — в результате проигрыша, долга, внешней причины и т. д.);
  • фаза абстиненции (разочарование, депрессия, чувство вины, вплоть до суи­ цидных намерений, внутренняя борьба, попытка исправить ситуацию, относитель­ ная стабилизация внутреннего состояния и внешнего положения, зарождение желания возобновить игру и затем настойчивое его усиление до возвращения к первой фазе игрового цикла — принятия решения играть).

Стадии игровой зависимости

1-я стадия (начальная). Формируется влечение к игре. Усиливается желание играть, с ощущением приятного «предвкушения» перед игрой, созданием соответствующих ситуаций. Нарастает частота и длительность игр. Можно говорить о снижении «количественного контроля» — возможно «заигрывание» до степени полного проигрыша (азартные игры) или выраженных усталости и истощения (например, компьютерные игры). На этом этапе человек достаточно критичен, понимает неправильность поведения, способен на длительное время прервать игру.

2-я стадия (сформированная, развернутая). Влечение приобретает трудно преодолимый характер. Человек склонен к самооправданию. Реакция на критику — раздражение, обида, злость. Длительность и частота определяются в основном внешними факторами (лимитом денег, необходимостью идти на работу или учебу и т. п.). Можно говорить о формировании «запойного» характера игровой зависимости. Сам выигрыш делается менее значимым — при получении сразу же пускается в игру. Важен сам процесс. Игромания становится доминирующей ценностью, даже вне игры мысли и переживания сосредоточены на ней. Игроман строит свои системы игры, выделяет «счастливые» комбинации цифр и т. п. Игровой процесс обрастает ритуалами, суевериями.

3-я стадия (финальная). Борьба мотивов отсутствует. Игра — единственная и безусловная ценность. Цель игры — сама игра. В случае азартных игр — деньги воспринимаются как символ игры, возможность ее продолжения. Игроман готов играть ежедневно и неограниченное время, в перерывах между игрой он живет в игровых фантазиях. Отчетливое снижение (вплоть до утраты) морально­этических качеств (безрассудно занимает деньги, шантажирует родственников) и социального статуса (кражи, невыходы на работу).

Читать еще:  Где учился глинка михаил иванович. М

Последствия игровой зависимости

Последствия могут быть трагичными — как в прямом, так и в переносном смысле слова. Попавший в игровую зависимость способен «проиграться», что называется, в пух и прах, потеряв порой все, что имел. Может лишиться друзей, работы и семьи. может не только обанкротиться сам, но и оставить без средств к существованию своих детей (или других зависящих от него близких). может совершить противоправные поступки — обворовать, ограбить, смошенничать.

А может даже и погибнуть, причем здесь существуют варианты: самоубийство, совершенное в отчаянии, смерть в результате конфликта с посторонними людьми, правоохранниками, а также от, например, инфаркта или инсульта на почве переживаний и даже от истощения.

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Гэмблинг

Гемблинг, также лудомания — (патологическая склонность к азартным играм F63.0 по МКБ-10) «заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания обязанностям в этой сфере» (МКБ-10, 1994).

В последнее время проблема азартных игр приобрела исключительно важное значение в связи с повсеместным распространением денежных игровых автоматов, открытием множества казино. Все они красиво оформлены, что способствует усилению суггестивного эффекта легкой возможности выигрыша за короткое время. Игровые автоматы давно распространены во всем мире. Так, еще в 1970-х годах ХХ столетия в Англии возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счет возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США, по данным Р. Фольберг (Volberg, 1996), количество «проблемных гемблеров» — аддиктивных игроков, настолько зависимых от игровых автоматов, что их жизнь оказывается полностью подчиненной этой страсти, — достигает 5 % населения. Данные других исследователей (Ladouceur et al., 1999) свидетельствуют о том, что только за первую половину 1990-х годов число проблемных гемблеров выросло в Канаде более чем на 75 %.

В связи с этим многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьезной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость. Вместе с тем в литературе до сих пор не утихают споры — является ли гемблинг аддикцией или в большей степени одной из форм обсессивно-компульсивного расстройства (Blanco et al., 2001).

Содержание

Признаки

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся:

  • Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
  • Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
  • «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
  • Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.
  • Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко все более высокому риску.
  • Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.
  • Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) гемблинг возобновляется.

Американская классификация

В американской классификации психических расстройств (DSM-IV, 1994) диагноз патологического гемблинга ставится при наличии пяти и более пунктов из раздела А и пункта раздела Б.

  • Поглощен гемблингом, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту гемблинга, намеренно отказывается от гемблинга или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности гемблинга, или обдумывает способ достать денежные средства для этого.
  • Продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений.
  • Предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к гемблингу, играть меньше или совсем прекратить.
  • Проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от гемблинга.
  • Играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (в частности, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию).
  • Возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя).
  • Лжет семье, врачу и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в гемблинг.
  • Совершал криминальные действия — такие, как подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для гемблинга.
  • Ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста.
  • В ситуации отсутствия денег из-за гемблинга перекладывает решение проблем на других людей.
  • Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом.

Говоря о психологических особенностях проблемных гемблеров, большинство исследователей указывает на потерю контроля за собственным поведением, причем это касается всех вариантов гемблинга — от игры на тотализаторе до игровых автоматов (O’Connor, Dickerson, 2003). Австралийские исследователи А. Бласцински и Л. Науэр (Blaszczynski, Nower, 1997) выделяют три подгруппы проблемных гемблеров:

  • с нарушением поведения;
  • эмоционально неустойчивые;
  • антисоциальные гемблеры, склонные к импульсивным поступкам, подчеркивая тем самым неоднородность группы аддиктов.

Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин эта аддикция принимает более тяжелые формы. Женщины втягиваются в опасное увлечение в три раза быстрее и тяжелее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них — личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 21 до 55 лет, и в 1-4 % случаев страсть принимает такие формы, при которых необходима помощь психиатра. Каждый третий патологический игрок — это женщина. Так, в недавнем сравнительном исследовании 70 проблемных гемблеров-мужчин и 70 гемблеров-женщин показало более прогредиентное развитие аддикции у женщин по стадиям: социальный гемблинг; интенсивный гемблинг; проблемный гемблинг. Половые различия между мужчинами и женщинами заключались также в том, что гемблингу у женщин чаще сопутствовало депрессивное расстройство, а у мужчин — алкоголизм (Tavares et al., 2003).

Следует отметить, что лица, участвующие в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими ПАВ, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для «игроков» типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.

Факторы, предрасполагающие к гэмблингу

Существуют факторы, предрасполагающие к гемблингу(Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000):

  • неправильное воспитание в семье
  • участие в играх родителей, знакомых
  • стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.)
  • вещизм
  • переоценка значения материальных ценностей
  • фиксированное внимание на финансовых возможностях
  • зависть к более богатым родственникам и знакомым
  • убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег

Американский исследователь А. Пастернак (Pasternak, 1997), в свою очередь, в качестве факторов риска выделяет

  • принадлежность к национальному меньшинству
  • отсутствие семейного статуса
  • депрессию
  • а также различные варианты химической аддикции

Стадии развития гэмблинга

Р. Кастер (Custer, 1984) выделил три стадии развития гемблинга:

  • стадию выигрышей;
  • стадию проигрышей
  • стадию разочарования.
Читать еще:  Жилищная лотерея 250. Жилищная лотерея

Стадия выигрышей представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм. Для стадии проигрышей характерны: игра в одиночестве, хвастовство выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности — раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть. Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.

Развитие фаз

В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина (2003) описали развитие фаз и поведение пациентов, составляющих так называемый игровой цикл, понимание которого важно для формирования психотерапевтических задач при работе с проблемными гемблерами.

Фаза воздержания характеризуется воздержанием от игры из-за отсутствия денег, давления микросоциального окружения, подавленности, вызванной очередной игровой неудачей.

Фаза «автоматических фантазий», когда учащаются спонтанные фантазии об игре. Гемблер проигрывает в своем воображении состояние азарта и предвкушение выигрыша, вытесняет эпизоды проигрышей. Фантазии возникают спонтанно либо под влиянием косвенных стимулов.

Фаза нарастания эмоционального напряжения. В зависимости от индивидуальных особенностей возникает тоскливо-подавленное настроение, либо отмечаются раздражительность, тревога. Иногда это настроение сопровождается усилением фантазий об игре. В ряде случаев оно воспринимается пациентом как бессодержательное и даже направленное в сторону от игры и замещается повышением сексуального влечения, интеллектуальными нагрузками.

Фаза принятия решения играть. Решение приходит двумя путями. Первый из них состоит в том, что пациент под влиянием фантазий в «телеграфном стиле» планирует способ реализации своего желания. Это «очень вероятный для выигрыша», по мнению гемблера, вариант игрового поведения. Характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую. Другой вариант — решение играть приходит сразу после игрового эпизода. В его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм характерен для второй и третьей стадий заболевания.

Фаза вытеснения принятого решения. Интенсивность осознаваемого больным желания играть уменьшается, и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением. В это время может улучшиться экономический и социальный статус гемблера. Сочетание этих условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (большая сумма денег на руках, прием алкоголя, попытка сыграть для отдыха и т. д.).

Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре. Часто гемблеры описывают это состояние как «транс», «становишься как зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные возражения, они тут же отметаются иррациональным мышлением. У игрока доминируют ложные представления о возможности контролировать себя. Игра не прекращается, пока не проигрываются все деньги. Затем начинается фаза воздержания и запускается новый цикл.

Ошибки мышления

В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина (2003) уделяют особое внимание так называемым «ошибкам мышления», которые формируют иррациональные установки гемблеров. Ошибки мышления бывают стратегическими, обусловливающими общее положительное отношение к своей зависимости, и тактическими, которые запускают и поддерживают механизм «игрового транса».

К стратегическим ошибкам мышления относятся следующие внутренние убеждения:

  • Деньги решают все, в том числе проблемы эмоций и отношений с людьми.
  • Неуверенность в настоящем и ожидание успеха вследствие выигрыша, представление о возможности уничтожить жизненные неудачи успешной игрой.
  • Замещение фантазий о контроле над собственной судьбой фантазиями о выигрыше.

К тактическим ошибкам мышления относятся:

  • Вера в выигрышный — фартовый — день.
  • Установка на то, что обязательно должен наступить переломный момент в игре.
  • Представление о том, что возможно вернуть долги только с помощью игры, то есть отыграть.
  • Эмоциональная связь только с последним игровым эпизодом при даче себе самому слова никогда не играть.
  • Убеждение о том, что удастся играть только на часть денег.
  • Восприятие денег во время игры как фишек или цифр на дисплее.
  • Представление о ставках как о сделках.

Гэмблинг-эпидемия

В связи с повсеместным распространением игровых автоматов и отсутствием контроля, в частности, возрастного, в игровых залах России среди населения практически во всех возрастных группах началась своеобразная гемблинг-эпидемия. Подростки не оказались в стороне от нее. У последних имеются свои особенности гемблинг-зависимости. Исследование особенностей гемблинга среди подростковой популяции в 10000 человек в возрасте от 12 до 13 лет из 114 школ в Англии и Уэльсе показало, что подростки играют практически в те же игры, что и взрослые. Вместе с тем подростки предпочитают игровые автоматы (fruit machines, которые в настоящее время стоят во всех игорных залах России), а также билеты Национальной лотереи. По данным австралийских исследователей, более 5 % подростков могут быть отнесены к проблемным гемблерам (Fisher, 1999).

П. Дельфабро и Л. Трапп (Delfabbro, Thrupp, 2003), рассматривая социальные детерминанты, способствующие возникновению подросткового гемблинга, указывают на факт гемблинга среди родителей, а также положительное отношение к игре в семье. Говоря о факторах, препятствующих подростковому гемблингу, исследователи отмечают воспитание в семье таких качеств, как умение сохранять свои деньги, составлять и поддерживать бюджет.

Гемблинг и лудомания

Лудомания, также гемблинг, — (патологическая склонность к азартным играм F63.0 по МКБ-10) «заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания обязанностям в этой сфере» (МКБ-10, 1994).

Спекулятивную торговлю на фондовом и валютном рынках многие также приравнивают к азартным играм, особенно в связи с доступностью такой торговли через Интернет.

Различные формы азарта, в том числе нездорового, на самом деле встречаются довольно часто. Игроками были многие известные люди, но, как всякую болезнь, скрывали эту слабость. В 1793 году баснописец Крылов получил от Екатерины II жалованье за пять лет для завершения образования за границей. Но Иван Андреевич никуда не поехал: он стал профессиональным карточным игроком. Математические способности позволяли ему часто выигрывать, так что временами Крылов пребывал в уверенности, что ухватил фортуну за хвост, раскрыл секретную формулу игры. Впоследствии баснописец полностью отрекся от карт, но в результате у него развилось другое пристрастие — патологическое обжорство.

Ф.М. Достоевский был способен писать, только полностью проигравшись, оставшись без гроша в кармане, прозакладывав все свое имущество и не имея возможности начать игру снова. Лишь угроза голодной смерти позволяла великому русскому писателю на время овладеть пагубным пристрастием, вытеснявшим его творческий талант.

Даже Александр Сергеевич Пушкин был далеко не чужд адреналиновой волны азарта, более того, поэт признавался, что карты — его единственная привязанность. После его гибели царю Александру I пришлось назначить специальный опекунский совет, занимавшийся исключительно погашением огромных карточных долгов азартного поэта.

Игроки были и в советские времена, несмотря на запреты. Сейчас все ограничения сняты, а казино и всевозможные игровые салоны открыты. Врачи, которые лечат игроков, имеют опыт общения во всех слоях общества, среди политиков и аристократов, богатых предпринимателей, даже ученых.

Такая зависимость есть у тех, кто не может остановиться, даже проигрывая. Игрок продолжает играть. У него нет сил остановиться, он проигрывает то немногое, что имеет. Зависимому человеку логика не доступна. Он возвращается и возвращается в казино. Если же в казино его не пускают, у него возникает напряжение, подавленность. Ничего не может вернуть его к хорошему настроению как новая игра. Это и есть зависимость.

Читать еще:  Рисунок карандашом рождественский праздник.

При игромании (лудомания — от лат. лудо — игра) далеко не всегда удается сразу распознать причину заболевания, потому что здесь нет какого-то определенного вирусоносителя, как, например, при гриппе. Это исключительно психологическая зависимость. Корни ее кроются в психике человека.

К специалистам обращаются родственники заболевших, а не сами игроманы. Ведь у них ничего не болит, тело не ломает, как при алко- или наркозависимости. Они только все время проводят в играх, ставя на кон финансы, при этом не могут объяснить почему их туда тянет. Для большинства из тех, кого эта напасть настигла, характерно отсутствие силы воли, целеустремленности. Но не менее сильный фактор способный сформировать гемблинг, — это как раз взаимоотношения в семье. В ней потенциальный больной нередко выступает в роли человека, которого угнетает и подавляет буквально все и вся. Подобные отношения часто и приводят его к бегству от реальности. Тот кто попроще устроен, имеется в виду характер, мировосприятие, уровень цивилизованности, — начинает пить «горькую» или включает в свое меню различные наркотики. А некоторые находят себя именно в игромании. И, разумеется, им в такой беде удается помочь. Если семья понимает степень своей вины и не отстраняется от близкого человека.

Лудомания — рядовое психическое расстройство, схожее с сотнями других. К тому же расстройство излечимо. А одни из основных причин, его вызывающих это отсутствие силы воли и неблагополучные семейные отношения.

Игровые автоматы отвлекают от тяжелых мыслей о безразличии к нему окружения, и заменил все реально чувственно-эмоциональные общения.

Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем, и игра рассматривается как приятное времяпрепровождение. На основе этого механизма постепенно наступает втягивание и развивается зависимость.

И не зря лудоманию включили во всемирную классификацию болезней, это пристрастие все глубже проникает в нашу жизнь, особенно с развитием Интернета и соответственно Интернет-индустрии азартных игр. Сейчас куда не глянь — реклама он-лайн казино и букмекеров. К примеру, такие известные футбольные клубы, как Реал Мадрид и Милан рекламируют букмекера Bwin, привлекая все новую армию азартных игроков. И если в реальной жизни на попадание в игровой зал есть хоть какие-то ограничения, то в Интернете играть может фактически любой. Есть много людей, которые воспринимают игру как развлечение, есть мало людей, которые профессионально играют и зарабатывают этим на жизнь (такое возможно в покере или у букмекеров, но не в рулетку или игровые автоматы). Но есть люди, для которых игра становится страстью и смыслом жизни. А любую страсть очень сложно держать под контролем, и часто стремление к игре приводит к страшным последствиям. Именно поэтому лудоманию сравнивают с алкоголизмом и наркоманией — в погоне за эмоциями человек отказывается от работы, семьи, общения и понять, что случилось непроправимое, может только когда окажется на самом дне, да и то не всегда.

Существуют признаки, того когда азарт становится болезнью, которые, как правило, видны только близким, а самим человеком не замечаются. Итак, зависимость от азартного поведения определяется несколькими факторами:

— степень опасности поведения для самого человека и его окружения;

— глубина вовлеченности в игру и способность отказаться от нее;

— неспособность самостоятельно справиться с тягой к игре;

— неадекватная оценка своего пристрастия, стремление его скрыть, лживость и утаивание затрат и как следствие — социальная, психическая или соматическая дезадаптация;

— постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.

— изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями;

— «потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей;

— состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания;

— характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление к все более высокому риску;

— периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной инре;

— быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) гемблинг возобновляется.

Все это значит проблемы на работе, в семье, со здоровьем, настроением, которые связаны с азартом, игрой.

Нередко жертвой такой зависимости становятся люди, которые имею весьма скромные денежные запасы. Вообще причина такой зависимости — не в избытке денег, а в особенностях личности, воспитания, окружения, в имеющихся неадекватных способах ухода от стресса, лишения проблем. Главная же причина такой зависимости — эмоциональная пустота, бесцельность жизни, от которой, кстати, азартное поведение не защищает, а только, дает временную «замутненность разума». Деньги как цель игры (играю, чтобы выиграть) не имеют никакого отношения к зависимости. Психологи видят в поведении игрока способ решения эмоциональных проблем.

Существуют несколько заблуждений, в которые верит зависимый человек. За счет них процветает игорный бизнес. Первое — заблуждение о благосклонности фортуны или судьбы. Второе — убеждение в собственной исключительности. Я смогу выиграть потому что мне улыбнется удача.

Но выигрыш — это не заслуга вашего ума и не подарок судьбы, а хорошо продуманный психологический трюк, рассчитанный на ваше невежество и жадность. Голливудские фильмы про разоренные казино — только фильмы. Потому что только круглый идиот может разрешить себя сделать банкротом.

Эти заблуждения — приманки, на которых растет зависимость. Следующая ошибка — уже признак зависимости. Это убеждение звучит так — «Теперь я буду зарабатывать, выигрывая». Как правило, такое заблуждение оправдывает стремление получить приятные эмоции играя. Человек уже получил радость, возбуждение, забыл о проблемах в игре, но не хочет себе признаться в этом. Он говорит — я пришел решить материальные проблемы, а не сбегаю от душевных!

Спорить с человеком о том, что его взгляды неверны — самая опасная ошибка, которую совершают близкие. Он только замкнется в себе. Более того, индустрия азартных развлечений подсунет человеку новые «математически доказанные» системы выигрыша, «рейтинги безопасных азартных игр». Споры только укрепляют веру человека в возможность «обыграть казино».

Существует предрасположенность к гемблингу. И ее можно выявить. Это особые черты личности и поведения. Существует специальный тест. Этот тест определяет Ваш риск стать зависимым от азартных игр в неблагоприятной ситуации, предрасположенность к рекламным ловушкам.

Путь излечение от гемблинга не связан с разубеждением во взглядах, теоретические и религиозные споры не только не помогут, а скорее помешают, тем более что родственники редко являются специалистами в игровом бизнесе и теории вероятности. Но даже если они специалисты, парадокс в том, что зависимый их не послушает, поскольку он сам не специалист, а запутавшийся, недоверчивый и настороженный человек.

Источники:

http://doclvs.ru/medpop5/igromania.php
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/453270
http://studbooks.net/1710262/psihologiya/gembling_ludomaniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector