31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где живут папуасы. Закон о колдовстве

Дикие племена: Папуасы Новой Гвинеи (7 фото)

Папуа — Новая Гвинея, особенно ее центр — один из заповедных уголков Земли, куда почти не проникла человеческая цивилизация. Люди там живут в полной зависимости от природы, поклоняются своим божествам и почитают духов предков.

На побережье острова Новая Гвинея сейчас обитают вполне цивилизованные люди, знающие официальный — английский — язык. С ними много лет работали миссионеры.

Однако в центре страны что-то вроде резервации — кочующие племена, которые до сих пор живут в каменном веке. Они знают по имени каждое дерево, хоронят умерших на ветвях, понятия не имеют о том, что такое деньги или паспорта.

Их окружает гористая, заросшая непроходимыми джунглями страна, где из-за высокой влажности и невообразимой жары жизнь для европейца невыносима.

Никто там не знает ни слова по-английски, а каждое племя говорит на своем языке, которых в Новой Гвинее насчитывается около 900. Племена живут очень изолированно друг от друга, сообщение между ними почти невозможно, поэтому диалекты их имеют мало общего, и люди друг друга попросту не понимают.

Типичный населенный пункт, где обитает папуасское племя: скромные хижины покрыты огромными листьями, в центре — что-то вроде поляны, на которой собирается все племя, а вокруг на много километров джунгли. Единственное оружие этих людей — каменные топоры, копья, луки и стрелы. Но не с их помощью они надеются защититься от злых духов. На то у них есть вера в богов и духов.

В папуасском племени обычно хранится мумия «вождя». Это некий выдающийся предок — самый смелый, сильный и умный, павший в бою с врагом. После смерти его тело было обработано особым составом, чтобы избежать тления. Хранится тело вождя у колдуна.

Он есть в каждом племени. Этот персонаж весьма почитаем среди сородичей. Его функция в основном состоит в том, чтобы общаться с духами предков, задабривать их и спрашивать совета. В колдуны обычно идут люди слабые и непригодные для постоянной битвы за выживание — одним словом, старики. Колдовством они зарабатывают себе на жизнь.

БЕЛЫЕ-ВЫХОДЦЫ С ТОГО СВЕТА?

Первым белым человеком, попавшим на этот экзотический континент, был русский путешественник Миклухо-Маклай. Высадившись на берегу Новой Гвинеи в сентябре 1871 года, он, будучи человеком абсолютно мирным, решил не брать на берег оружия, прихватил лишь подарки и блокнот, с которым никогда не расставался.

Местные жители довольно агрессивно встретили чужака: пускали стрелы в его сторону, устрашающе кричали, размахивали копьями…

Но Миклухо-Маклай никак не отреагировал на эти выпады. Напротив, он с самым невозмутимым видом сел на траву, демонстративно снял туфли и лег вздремнуть.

Усилием воли путешественник заставил себя уснуть (или только сделал вид). А когда проснулся, увидел, что папуасы мирно сидят рядом с ним и во все глаза рассматривают заморского гостя. Дикари рассудили так: раз бледнолицый не боится смерти, значит, он бессмертен. На том и порешили.

Несколько месяцев прожил путешественник в племени дикарей. Все это время аборигены поклонялись ему и почитали как бога. Знали, что при желании таинственный гость может повелевать силами природы. С чего это вдруг?

Да просто однажды Миклухо-Маклай, которого называли не иначе как Тамо-рус — «русский человек», или Караан-тамо — «человек с Луны», продемонстрировал папуасам такой фокус: налил в тарелку со спиртом воды и поджег. Доверчивые местные жители поверили, что иноземец способен поджечь море или остановить дождь.

Впрочем, папуасы вообще легковерны. К примеру, они твердо убеждены в том, что мертвые уходят в свою страну и возвращаются оттуда белыми, принося с собой много полезных предметов и еды. Живет это поверье во всех папуасских племенах (притом что они почти не общаются друг с другом), даже в тех, где никогда не видели белого человека.

ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

Папуасы знают три причины смерти: от старости, от войны и от колдовства — если смерть произошла непонятно отчего. Коли человек умер своей смертью, его почетно похоронят. Все похоронные церемонии направлены на задабривание духов, принимающих душу покойника.

Вот типичный пример такого обряда. Близкие родственницы покойного отправляются к ручью, чтобы в знак траура совершить биси — обмазывание желтой глиной головы и остальных частей тела. Мужчины в это время подготавливают погребальный костер в центре деревни. Недалеко от костра готовится место, где будет почивать покойник перед кремацией.

Сюда кладут ракушки и священные камни вуса — обиталище некоей мистической силы. Прикосновение к этим камням живых строго карается законами племени. Поверх камней должна лежать длинная плетеная полоса, украшенная камешками, которая играет роль моста между миром живых и миром мертвых.

Усопшего кладут на священные камни, обмазывают свиным жиром и глиной, посыпают птичьими перьями. Затем над ним начинают петь похоронные песни, в которых рассказывается о выдающихся заслугах покойного.

И наконец, тело сжигается на костре, чтобы дух человека не вернулся из загробного царства обратно.

ПАВШИМ В БОЮ — СЛАВА!

Если человек погиб в бою, его тело жарится на костре и с соответствующими случаю ритуалами почетно съедается, чтобы его сила и смелость перешли к другим мужчинам.

Через три дня после этого жене покойного в знак траура отрезают фаланги пальцев. Связан этот обычай с другой древней папуасской легендой.

Один человек плохо обращался со своей супругой. Она умерла и попала на тот свет. Но муж тосковал по ней, не мог жить один. Отправился он за женой в иной мир, подошел к главному духу и стал умолять вернуть любимую в мир живых. Дух поставил условие: жена вернется, но только в том случае, если он даст обещание бережно и по-доброму к ней относиться. Мужчина, разумеется, обрадовался и все сразу пообещал.

Жена вернулась к нему. Но однажды муж забылся и вновь заставил ее тяжело трудиться. Когда же он спохватился и вспомнил о данном обещании, было уже поздно: жена распалась у него на глазах. У мужа от нее осталась только фаланга пальца. Племя разгневалось и изгнало его, потому что он отнял у них бессмертие — возможность вернуться с того света, как его жена.

Однако на деле фалангу пальца почему-то отрезает себе жена в знак последнего дара погибшему мужу. Отец же покойного совершает обряд насук — отрезает себе деревянным ножом верхнюю часть уха и потом глиной замазывает кровоточащую рану. Церемония эта довольно долгая и болезненная.

После похоронного обряда папуасы почитают и задабривают дух предка. Ибо, если его душу не задобрить, предок не покинет деревню, а будет жить там и вредить. Дух предка некоторое время кормят, как живого, и даже стараются доставить ему сексуальные удовольствия. К примеру, глиняную статуэтку племенного божка ставят на камень с дырочкой, символизирующий женщину.

Загробный мир в представлении папуасов — это некие райские кущи, где много еды, особенно мяса.

СМЕРТЬ С УЛЫБКОЙ НА ГУБАХ

В Папуа — Новой Гвинее люди верят, что голова является вместилищем духовной и физической силы человека. Поэтому, воюя с врагами, папуасы прежде всего стремятся завладеть этой частью тела.

Каннибализм для папуасов — вовсе не стремление вкусно поесть, а скорее магический обряд, в процессе которого людоеды получают ум и силу того, кого они поедают. Применим этот обычай не только к врагам, но и к друзьям, и даже родственникам, героически павшим в бою.

Особенно «продуктивен» в этом смысле процесс поедания мозга. Кстати, именно с этим обрядом медики связывают очень распространенное среди людоедов заболевание куру. Куру по-другому называется коровьим бешенством, заболеть которым можно при употреблении в пищу непрожаренного мозга животных (или, в данном случае, человека).

Этот коварный недуг впервые был зафиксирован в 1950 году в Новой Гвинее, в племени, где мозг умерших сородичей считался деликатесом. Болезнь начинается с болей в суставах и голове, постепенно прогрессируя, приводит к потере координации, дрожи в руках и ногах и, как это ни странно, приступам безудержного смеха.

Недуг развивается долгие годы, иногда инкубационный период составляет 35 лет. Но самое ужасное — жертвы болезни умирают с застывшей улыбкой на губах.

Страна, где чувствуешь себя идиотом

От слова Папуа-Новая Гвинея веяло романтикой и приключениями, кокосовым молоком и теплым морем, жаренным мясом диких животных и ритуальными танцами добрых папуасов. Это потом я узнала, что страна занимает первое место среди направлений, куда не стоит приезжать туристам: нищета, эпидемии болезней, грязь и воровство. Но было уже поздно.

А что вы хотели от страны, где живут преимущественно папуасы? Папуас в переводе означает кудрявый. Они действительно почти все кудрявые с очень широкими носами, с какими-то глупо-топорными чертами лица, но как пелось в одной песне, «добрые внутри». Всегда помашут ручкой, всегда при встрече улыбнуться. Но у нас некоторые тоже улыбаются, когда видят хороший бифштекс. А папуасы в отдаленных районах страны до сих пор не прочь съесть человека, причем белый человек у них деликатес.

Папуа-Новая Гвинея единственная страна в мире, где принят закон о колдовстве. То есть они на государственном уровне подтверждают, что колдовство существует. Если женщину заподозрят в колдовстве, ее ждет ритуальное убийство. Вы спросите, а как они отличают ведьму от простой женщины? Очень просто: им подсказывают духи.

В 2012 году в стране орудовала секта охотников на ведьм, которые убивали колдунов обоих полов и поедали некоторые фрагменты их тел.

Турист в Папуа-Новой Гвинее — гость редкий. Обычно одна группа в три месяца. Но если вдруг вы оказались среди этих несчастных, не стоит ехать ни на какую этнодеревню на экскурсию. Час вы будете трястись по колдобинам, потом еще два часа ждать, когда папуасы раскрасятся и приоденутся , потом 10 минут они будут петь вам две грустные песни и дергать руками и ногами. Между песнями артисты могут сделать перерыв, чтобы выкурить косячок. Все. После представления вы будете чувствовать себя полным идиотом.

Иногда папуасы за ваши деньги могут запечь вам в яме целиком свинью. Не стоит ее пробовать, в стране плохая медицина, пусть едят угощение сами.

Папуасы могут угостить вас орешками. Но и их не стоит есть. Это наркотический орех бетелевой пальмы. От него весь ваш рот станет кроваво-красным, вы будете плеваться красной слюной на потеху местным жителям, жаждущих шоу от понаехавших не меньше вашего.

Папуасы, как никто в мире, любят фотографироваться.

Лобовые стекла грузовиков у папуасов всегда закрыты решеткой.

В Папуа-Новой Гвинее много красивых птичек, но есть одна очень большая (почти, как страус) называется казуар. Если вы ей не понравитесь, она может вас убить.

Сына Рокфеллера, пропавшего в джунглях Новой Гвинеи, так и не нашли.

Если во время вашего пребывания в стране произойдет извержение вулкана в Рабуале, считайте вам повезло — такого вы еще не видели.

Папуасы любят кроссовки со связанными шнурками закидывать на провода. Кроссовки на проводах — визитная карточка Папуа-Новой Гвинеи.

Если вы выдержите пребывание в Папуа-Новой Гвинее, вы полюбите эту страну всем сердцем. Такую нелепую странную и абсолютно не похожую ни на какую другую. Но вот вернуться сюда вы не захотите уже никогда.

Папуа: страна женского рабства

Расстрелянный в Папуа-Новой Гвинее новозеландец Мэттью Шурич похоже будет жить. Напомним, что в конце июня в этой стране произошло нападение аборигенов на белых людей. По версии пострадавших, произошло следующее: гражданка Франции, проводившая здесь антропологическую работу, очень понравилась одному из туземцев, который решил на ней жениться путем ритуального изнасилования. За нее вступился новозеландский друг, которого избили и истыкали стрелами, одна из которых пробила желудок, а другая едва не задела аорту.

Поскольку у пары был аварийный маячок, им удалось вызвать помощь на вертолете и обоих пострадавших вывезли в Австралию. Раненого Мэтью Шурича, потерявшего много крови, едва удалось спасти.

Впрочем, местный епископ трактовал изнасилование по-своему: его соплеменник проявил агрессивность после того, как был отвергнут женщиной. А по папуасским понятиям этого просто не может быть.

В свою очередь, представители властей также говорят о том, что в PNG “гостей всегда встречают очень дружелюбно”. Остается только догадываться, какой была бы судьба вышеупомянутых новозеландца и француженки, если бы их встретили менее дружелюбно, учитывая местные богатые традиции каннибализма.

Что же реально происходит в Папуа-Новой Гвинее, которая могла стать российской территорией? Напомним, что в конце XIX века здесь жил известный русский ученый Миклухо-Маклай, который, видя жестокость англичан и немцев по отношению к папуасам, решил взять их под защиту России.

Впрочем, легенда гласит, что император Александр III, узнав о возможности приращения Российской империи за счет таких подданных, отказался, мотивировав это тем, что среди его подданых “итак большинство папуасы”.

Но вернемся к женскому вопросу. Впрочем, положение женщин оставляет желать лучшего во многих странах Океании. Так, известный полинезийский художник Алоис Пилиоко заявил автору этой статьи: “Положение достаточно характеризует то, что у многих полинезийцев и сейчас еще можно наблюдать ситуацию, когда женщине даже запрещают заниматься приготовлением пищи. Это была древняя традиция и объяснялось это тем, что из-за менструации женщина не может считаться чистым созданием”.

Однако в наиболее угнетенном состоянии пребывают меланезийские женщины. Находясь в Порт-Виле, столице Вануату, автор этого материала повстречал девушек из волонтерской организации Австралии. Они рассказали о своей нелегкой работе по пропаганде среди жителей Океании уважительного отношения к женщине. “Здесь, на Вануату, еще ничего. Бьют, конечно, вовсю, унижают, но убивают все же редко в отличие от Папуа, где женщина находится на положении хуже животного”.

Некоторые пытаются объяснить это непростой криминогенной ситуацией в этой стране, которая по этим показателям стоит на первых местах в мире. Однако это верно лишь отчасти. Многое объясняют исторические традиции и сами реалии островной жизни.

До 1975 года Папуа — Новая Гвинея находилась под властью Австралии, которая пыталась “цивилизовать” местное население, однако добилась немного. По сути, австралийский контроль над огромным островом распространялся лишь на Порт-Морсби и на ряд крупнейших городов страны. Всюду за их пределами папуасы жили по тем же самым правилам, что и тысячи лет назад — буквально в Каменном веке (поэтому Папуа является своего рода Меккой для антропологов и прочих ученых).

То же самое наблюдается и сейчас: параллельно законам, издаваемым в столице Порт-Морсби, действуют законы племен со всеми особенностями, присущими родовому строю со всеми жуткими и странными, с точки зрения простого человека, обрядами и суевериями.

Убийства здесь случаются довольно часто и особенно часто убивают женщин. То и дело с ними сводят счеты из-за колдовства. Для такого обвинения достаточно заиметь даже небольшой конфликт с кем-то из сравнительно молодых людей, которые вдруг неожиданно изволили отойти в мир иной.

Убийства за колдовство преследуются, согласно закону страны, но на местах действуют племенные законы, и обычно сельские суды торжественно освобождают от наказания подсудимых, считая, что они сделали чуть ли не богоугодное дело. Правда, если покусились на женщин из другого клана, это может вызвать серьезное столкновение. Как заявили автору этой статьи вышеупомянутые девушки-волонтеры из Австралии, “конфликты редко возникают из-за земельных споров, чаще — из-за обвинений в колдовстве, похищений женщин и еще чаще — из-за воровства свиней. Жизни последних у папуасов ценятся гораздо выше жизни человека и особенно, женской”.

В сельской местности свинья по-прежнему является “главной валютой Океании”. С помощью свиней враждующие племена заключают мир, свиньями делают подарки и взятки. Правозащитники не раз отмечали, что когда со свиньями наблюдалась напряженка, то могли подарить или продать по схожей цене и женщин. Недаром США причислили Папуа-Новую Гвинею к странам, где власти не ведут борьбы с торговлей людьми.

Во многих районах вполне обычным явлением называют кормление женщинами своим молоком поросят в ущерб детям. И если вдруг свинья умирает, то по ней нередко устраивают траур больший, чем по человеку.

Если же женщина теряет кого-то из родственников, ей отрубают фалангу пальца на руке. Неслучайно в Папуа можно встретить женщин совершенно без фаланг. Утрата мужа переживается куда сильнее: вдова сама делает себе длинные бусы (“жгуты слез”) из плодов местных растений весом около 20 кг, которые обычно постоянно носят в знак траура не менее двух лет.

Согласно имеющейся статистике, две трети женщин в Папуа регулярно подвергаются семейному насилию, а половина сталкивается с сексом по принуждению. Выступать против такой практики рискуют немногие: те, кто это делают, обычно бесследно пропадают или их находят убитыми.

В этом смысле многое объясняют семейные обряды ряда папуасских племен. Невесте на момент заключения брака едва ли успевает исполниться 11 лет, и разумеется, ее никто не спрашивает о том, насколько ей подходит такой “выбор”. После 14 лет девушки котируются все меньше в силу быстрого увядания красоты местных представительниц женской половины. Так что брак для папуаски — нелегкое дело. Нередко ее уводят из родного племени в чужое, где она обычно лишена какого бы то ни было заступничества.

Правда, выкуп за невесту считается очень высоким, и его делят между собой все члены общины, преимущественно мужчины. И наличие не всегда подъемного выкупа провоцирует налеты на соседние племена и похищения женщин.

Неравенство в современном понимании этого слова видно даже при поверхностном знакомстве с жизнью настоящих папуасов. Мужчины живут отдельно от женщин и детей, в ряде местностей женщинам вообще запрещено даже приближаться к домам мужчин, не то что входить в них. Многоженство и инцест не являются чем-то выдающимся. И похоже, правы те наблюдатели, которые считают, что положение большинства папуасских женщин не лучше положения самок животных, чье предназначение рожать детей. Никакой контрацепции нет, и рожают много, но выживают далеко не все дети.

Причем зачастую они считаются “общими детьми” племени, поскольку отношение у папуасов к физической близости весьма свободное, и мужчины могут вполне “без последствий” овладеть чужой женой, даже своей родственницей. Впрочем, как подметил один из миссионеров, в данном случае мужчины-папуасы проявляют отличие от особей животного мира — они сделали женщину вещью.

Однако в последнее время стали отмечать случаи иного рода. Так, осенью 2008 года стало известно о том, что отчаявшиеся женщины ряда племен в течение 10 лет убивали всех младенцев мужского пола, чтобы остановить непрекращающуюся более 20 лет войну. Кроме того, свои действия они оправдывали также тем, что их мужья ушли воевать, а у матерей и детей в результате не осталось еды. Впрочем, подобные случаи единичны. Папуасские мужчины не собираются сдавать своих позиций и не понимают своих белых собратьев, “сдавшихся”, по их мнению, прекрасной половине человечества. Остается надеяться лишь на то, что со временем папуасское общество все же как-то изменится в лучшую сторону.

Источники:

http://nlo-mir.ru/palnetazemla/37005-dikie-plemena-papuasy-novoj-gvinei.html
http://millionaire.ru/urlop/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B3%D0%B4%D0%B5-%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D0%B5%D1%88%D1%8C-%D1%81%D0%B5%D0%B1%D1%8F-%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BC/
http://www.pravda.ru/world/1084850-papuas/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: