0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где живут белорусы. Происхождение белорусов

Белорусы: происхождение и история народа

Белорусы: 200 лет уничтожения нации, названия и истории

Сохранение белорусов как народа, и наличие своего государства можно назвать чудом на фоне исчезновения десятков европейских наций и народностей под напором более сильных соседей. Но если в Западной Европе при завоевании территории захватчик не разрушал национальных особенностей местного населения, то земли Великого Княжества Литовского (далее ВКЛ — старое название Беларуси) подверглись двухсотлетнему непрерывному уничтожению нации, названия и истории.

Предыстория

Наше Великие Княжество в эпоху XIII-XVIII веков, пожалуй, мало чем принципиально отличалось от других европейских государств. Страна замков, обширная империя восточной Европы, магдебургское право, разнообразие религиозных конфессий, межгосударственные союзы с Польшей и Швецией, многочисленная литвинская шляхта как основа государства, развлечения аристократии, типографии, своя конституция в образе трех Статутов, литвинский государственный язык (прообраз белорусского), суды, войско, многочисленные внешние войны.

Было все — и победы, и поражения, и давление Речи Посполитой, и конфликты с немцами — обычные перипетии европейского бытия той эпохи. Иногда те времена называют золотым веком нашего народа, но не будем идеализировать – скорее, это было этап нормального развития белорусов.

Уничтожение культуры и ассимиляция белорусов

Катастрофа (это наиболее подходящее слово) началась сразу после разделов Речи Посполитой и вхождения территории нашего государства ВКЛ и народа литвинов-белорусов в состав России. Бывшего врага и конкурента Россия решила попросту стереть с лица земли, стереть все, что напоминало бы о его былом величии и, в первую очередь, память, то есть в конечном итоге постепенно превратить литвинов в русских.

Уничтожение литвинской (белорусской) шляхты

Для выполнения этих замыслов нужно было действовать постепенно, для начала уничтожить многочисленную мелкую и среднюю литвинскую шляхту — основного носителя государственной и национальной идеи Великого Княжества. Первый удар был нанесен по шляхетским правам, практически тысячи шляхетских родов лишались всех званий и привилегий (зачастую и собственности). Чтобы сохранить шляхетское звание (теперь под русским названием дворянин), необходимо было пройти сложный путь доказательств, включая унизительные поездки в Петербург к чиновникам от новой оккупационной администрации.

Абсолютному большинству шляхтичей это было не под силу, в итоге обширные земельные владения из рук литвинов передаются русскому правящему классу — по праву завоевателя. Подтвердить дворянство удалось лишь некоторым богатым родам, которые ввиду своей малочисленности, уже не представляли угрозы с точки зрения поддержания литвинского (белорусского) национального самосознания.

Ввиду того, что вся шляхта, потерявшая свои права и имущество, в то время выполняла роль национальной интеллигенции — это была невосполнимая потеря для народа. Обезглавленная нация потеряла память — цель была достигнута.

Уничтожение самоназвания белорусов – «литвины»

Второй удар пришелся по названию народа и его земли. Ведь, если даже крестьяне продолжали бы называть свою Родину Литвою (как это было уже 600 лет), то рано или поздно народная память могла бы привести к независимости. А ведь Литва в Вильне только начиналась, условным центром скорее был Минск-Литовский (официальное название города во времена господства Российской империи). Началось насаждение русского варианта названия, которое никогда ранее не употреблялось — западная Россия, северо-западный край и др.

Возникло даже новое идеологическое течение — западноруссизм, призванное вести пропаганду о том, что бывшие земли Великого Княжества это западная Россия. Одновременно, в среде крестьянства, не без помощи и пропаганды оставшейся литвинской шляхты закреплялось альтернативное название, которое было более регионально и менее ущербно, чем западная Россия — это Белоруссия (Беларусь). Многие литвины, опасаясь полного национального уничтожения и превращения в русских, приняли именно это самоназвание — белорусы. Между оккупантами и населением был достигнут некий компромисс в названиях и насаждение идеологии «западной России» для Великого Княжества временно приостановилось. Ради сохранения хотя бы некой самобытности, большинство литвинов стали белорусами — этим были сохранены наши этнические особенности.

Восстания литвинов-белорусов

В начале и середине XIX века, литвины предприняли три вооруженных попытки восстановления своей независимости, это союз с Наполеоном и два шляхетских восстания. Во время последнего восстания, руководителем которого был Калиновский, повстанцы стали использовать в своей идеологической тактике новое название своего народа — белорусы. После подавления восстания и расправы над остатками шляхты Великого Княжества, русские власти испугались, что и в названии «белорусы» кроется скрытый потенциал к самостоятельности, поэтому была предпринята повторная попытка насаждения западноруссизма – но, к счастью, она закончилась неудачно.
В этой истории были и смешные казусы, цензоры стали исправлять во многих книгах названия литвин на белорус, ведь никто не знал, что некогда Беларусь обретет независимость, возникнет интернет и все подделки всплывут.

Запрет белорусской церкви

Отдельной черной страницей является запрет униатской церкви на наших землях — национальной церкви литвинов. Тысячи униатских храмов были переданы русской православной церкви, началось нашествие шовинистических и великодержавных попов, целью которых была русификация новой паствы. С этого времени русская православная церковь на Беларуси стала проводником царской идеологии самодержавия, и православие для белорусов стало означать принадлежность русскому миру.

В конце XIX века, когда российские власти поняли, что полностью русифицировать земли Великого Княжества невозможно, и когда белорусы стали признаваться в качестве отдельной народности, стал вопрос о белорусской истории. Это был важный элемент в закреплении достигнутых успехов в ассимиляции белорусов. Главной задачей русской версии белорусской истории было перевернуть с ног на голову понятие белорусской государственности, то есть сказать, что этой государственности попросту никогда не было и что Великое Княжество Литовское это не Родина белорусов, а их захватчик. Учитывая то, что своей интеллигенции (шляхты) уже практически не существовало, и оппонировать такому историческому пасквилю от российских историков было некому — эта унизительная версия нашей истории просуществовала вплоть до последнего времени.

Читать еще:  Константин паустовский - разливы рек.

Главная идея и цель такой истории — не дать связать воедино Беларусь и Великое Княжество Литовское, белорусов и литвинов — названий одного народа. И это был правильный расчет России: ведь как только возникает любая информация или взаимосвязь Беларуси и ВКЛ — сразу возникает опасность возрождения белорусов и независимости Беларуси.

Попытки ответного удара белорусов в новом качестве не заставили себя ждать. Бывший литвинский шляхтич Гренивицкий убивает русского царя, бывший литвинский повстанец Богушевич создает новую независимую белорусскую идеологию, напрямую связанную с Великим Княжеством. Это дает начало белорусским политическим партиям начала 20-го века, благодаря которым возникли и БНР и БССР.

Подъем белорусского национального самосознания в первой половине XX века

В 1918 году белорусам удалось восстановить свою государственность лишь на несколько месяцев в виде Белоруской Народной Республики и в 1919 году возник прообраз БССР — полугосударственного образования в составе СССР.

Воспользовавшись временной романтичностью коммунистической идеологии в 1920-х годах, потомкам литвинов удалось занять лидирующие позиции в учреждениях культуры и образования, с оглядкой на большевиков и самоцензурой, они развернули широкую белорусизацию, которая достигла всех слоев общества. В это же время на западной Беларуси (Западная часть ВКЛ), которая попала в состав Польши, тоже началась белорусизация, правда в меньшем масштабе, но на основе истории Великого Княжества и без идеологии большевиков.

Период белорусизации продолжался не долго. Увидев опасность самоопределения белорусов, и Польша и СССР начали политику антибеларусизации. И если в Польше все закончилось на уровне закрытия наших школ и так называемой политикой «санации», то в СССР белорусскую национальную интеллигенцию и администрацию уничтожали физически — тюрьмы, лагеря, расстрелы.

Белорусы и вторая мировая война
Во время второй мировой войны роль оккупантов переняли гитлеровцы, которые использовали не только кнут, но и пряник — разрешили ограниченную белорусизацию с условием упоминания идей немецкого нацизма. Многие белорусы, познавшие национальный гнет и со стороны националистической Польши и со стороны СССР, охотно согласились на циничные условия немецкой администрации и в этот короткий период, за 3-4 года, наряду с прихвостнями нацизма, были воспитаны тысячи молодых белорусов в духе истории Великого Княжества Литовского, многие из которых погибли или в мясорубке военных действий, или в сталинских лагерях.

Итоги исчезновения ВКЛ для белорусов

Подведем итог, не касаясь новейшей истории и современности. Теперь понятно, на какой основе и на каких предпосылках стало возможным появление Республики Беларусь. Тем не менее, после уничтожения ВКЛ и до сегодняшних дней наш народ и наша национальная идея понесли колоссальные потери. Перечислим некоторые из них:
1. Уничтожение нашей страны – Великого Княжества Литовского.
2. Уничтожение литвинской шляхты, как сословия. Конфискация всего имущества, званий и привилегий.
3. Уничтожение названия нашей земли и попытка насадить «западную Русь».
4. Физическое уничтожение или ссылки на верную смерть наших повстанцев с конфискацией их имущества.
5. Уничтожение белорусской униатской церкви.
6. Попытка запрета нашего второго самоназвания «Белорусы».
7. Репрессии против белорусов в межвоенной Польше.
8. Физическое уничтожение или ссылки в лагеря представителей белорусской национальной интеллигенции и администрации в СССР.
9. Массовые потери белорусов во Второй Мировой Войне.

Автор: Виктор Нагнибеда

Мнение редакции может не совпадать с авторским.

От кого произошли белорусы?

Ближайшие родственники русских являются довольно молодым народом Европы.
Их этногенез вызывает споры среди ученых и политиков, так как может быть результатом как русского, так и польского влияния в регионе.
Тем ни менее, происхождение белорусов можно установить, если не в деталях, то в по крайней мере в общей канве.

Древние времена: царство древних балтов

Так как впервые белорусы, как этнос, упомянуты лишь в 16 веке, их корни в более древние времена следует искать у племен с иными названиями.
Территория Белоруссии издавна была центром расселения балтских племен.
Это не прибалты, в современном понимании, а комплекс индоевропейских народов, ближайших родственников славян, которые занимали огромные территории в Восточной Европе.
Они сохранили более архаичный язык, очень близкий к праиндоевропейскому, от которого, например праславянский уже разительно отличается.
В то время, как литовский язык — один из наиболее близких к индоевропейской архаике, наряду с санскритом.
Их антропология отличается и от славянской, и от германской, это блондины до темно-русых оттенков волос, до почти депигментированных, однако волосы всегда пепельного оттенка, с огромной долей светлых глаз (до 85%), среднего роста, с очень светлой кожей.
По мере движения в восточном направлении балты приобретают все более явные черты адаптации к холодному климату: уменьшение длины конечностей, повышенное накопление жира в организма, понижение роста бороды у мужчин, а также черты метисации с уралоидным и лаппоидным антропологическим типом.
Однако белорусские балты вполне европеоидны.
Под именами нервиев, будинов, меланхленов и андрофагов, эти балты известны еще Геродоту, как жители холодных и болотистых областей Скифии, поклонявшиеся змеям, носившие черную одежду и живущие в разительной бедности.
Во времена славянской экспансии, балты попали под культурное влияние славян и растворились в нем без остатка.
Славянские племена дреговичей, радимичей и кривичей жили в Белоруси и антропологически очень близки к балтами, то есть они-продукт метисации славян и балтов.

Выдающийся советский археолог Валентин Седов доказал правильность этой концепции, обнаружив широчайше распостраненные балтские элементы в культурах железного века в Белоруссии, наряду со славянскими.

Читать еще:  Творчество малевича картины. Биография малевича

Кроме того, в белорусском языке есть большая доля балтских корней, а в фольклоре явные признаки балтской: поклонение змеям, священным камням, традиция украшать коньки крыш юмисом – солярным символом.

Славянское влияние

Славяне заселяли Белорусь медленно.

С 8 по 11 век славянские города и дружины появлялись здесь, постепенно ассимилируя местное население и приводя всех к общему национальному и культурному фону.
Население Белоруси тех лет представляет собой плавный переход от славянских антропологических типов к тем, что характерны для современных литовцев и восходят к древнему населению Восточной Европы.
До сих пор запад Белоруссии малоотличим от населения Литвы, а восток – от Украины и России.
При этом, белорусы крайне однородны в генетическом плане, намного менее разнообразны, чем украинцы или русские. Во время нашествия татаро-монголов, эти территории Древней Руси оказались отрезаны от славянского мира и сильно разграблены.
Начался дрейф в разные стороны.

Великое княжество Литовское, Польское и Русское

На обломках Киевской Руси, в 12 веке начало образовываться Великое Княжество Литовское, которое вобрало в себя и уцелевшие остатки балто-славянского населения будущей Белоруси.
До 18 века, белорусы были в составе этой державы и гораздо ближе культурно к Польше, чем к России, что придало специфику их языку, обычаям и историческому пути.
Сформировавшиеся в недрах прозападного княжества Литовского, белорусы попадают в состав Российской империи уже являясь отдельным славянским народом, со своей идентичностью.

Российская империя

В составе империи, белорусы находились последние 300 лет. Нельзя сказать, что этот процесс был мирным и дружественным.
В начале, не привычные к жестким московским порядкам белорусы, а правильнее литвины, бунтовали, что подавлялось армией.
Но литвины еще помнили разгром войск Москвы под Оршей, а также успех польско-литовского-белорусского войска над Ордой, в битве при Синих водах, отчего сдаваться без боя московитам, в которых они не видели ровни в культурном плане, никто не хотел.
К середине 19 века белорусы приспособились к жизни в Российской империи и сопротивление утихло.
На территории республики было мало миграций: татары переселились в Литву, евреи имели обширные земли заселение у крупных городов, да миграции послевоенного времени в сильно обезлюдевшую Белорусь, привнесли новые этнические нотки.

Таким образом, белорусы это потомки славян и балтов, практически без посторонних включений, относящиеся к восточно-европейскому, прежде всего польско-литовскому культурному полю.

Где живут белорусы. Происхождение белорусов

Заблытацца ў нашых каранях прасцей, чым разабрацца. Апроч складанасці саміх гістарычных працэсаў, дакапацца да навуковай праўды перашкаджаюць уплывы разнастайных ідэалогій. Пытанні да мінулага між тым застаюцца. Як і калі з’явіліся беларусы? Ці праўда, што мы з расіянамі адзін народ? І чаму пры велічнай спадчыне мы так лёгка сталі самай савецкай з усіх савецкіх рэспублік? На ўсе пытанні адказвае кандыдат гістарычных навук Вячаслаў Насевіч. Бярыце аловак, ужо можна пачынаць чарціць сабе тлумачальную схемку.

Кожны чалавек мае дзядуль, бабуль і больш аддаленых продкаў як па бацькоўскай, так і па мацярынскай лініі. У сённяшнім урбанізаваным, змешаным грамадстве яны часта паходзяць з розных мясцін, а часам і належаць да розных народаў. Бывае і так, што этнічныя ці сацыяльныя групы, да якіх яны належаць, не вельмі ладзілі паміж сабой, а то і ставіліся адна да адной як бацькі Рамэа і Джульеты. Тым не менш усе яны — нашы продкі, і мы па магчымасці памятаем і шануем іх усіх. Здараюцца сітуацыі, калі чалавек ведае сваіх продкаў толькі па адной лініі. У мінулым такіх называлі байструкамі, і гэта было вельмі крыўднай мянушкай. У любым выпадку такая сітуацыя ўспрымаецца як непажаданая, як адхіленне ад нормы.

Народы, ці па-навуковаму этнасы, з’яўляюцца на свет не так, як людзі. Аднак працэс іх складання, які называецца этнагенезам, мае і пэўнае падабенства з нараджэннем і сталеннем чалавека. Як правіла, новы этнас паўстае ў выніку змяшэння двух ці болей старых этнасаў. Часта гэта адбываецца ў выніку міграцый, калі новае насельніцтва змешваецца з абарыгенным, мясцовым (субстратным).

Незалежна ад таго, была міграцыя мірнай ці адбывалася ў форме заваёвы, рана ці позна паміж абедзвюма групамі пачынаецца збліжэнне: пераймаюцца моўныя і культурныя рысы, нараджаюцца дзеці ад змешаных шлюбаў. І калі такое змяшэнне заходзіць далёка, суседзям становіцца ўжо няёмка называць такія групы іх старымі імёнамі. Тады нараджаецца новы этнонім, азначаючы тым самым і ўзнікненне новага этнасу.

Усё сказанае ў поўнай меры тычыцца і беларусаў. Іх сучаснае імя замацавалася параўнальна нядаўна, у другой палове ХІХ — пачатку ХХ стагоддзя. Менавіта тады іх адрозненні ад суседніх народаў, вывучаныя і сістэматызаваныя этнографамі і мовазнаўцамі, сталі настолькі відавочнымі для ўсіх, што спатрэбілася адмысловая назва. Утварылася ж гэтае ўнікальнае спалучэнне прыкмет дзякуючы доўгаму працэсу інтэграцыі дзвюх продкавых груп, у мінулыя часы вядомых пад назвамі «літвіны» і «рускія» («русіны»). Праўда, ніводная з іх не была субстратам (асновай) для другой, іх змяшэнне адбылося дзякуючы шчыльнаму суіснаванню ў супольнай дзяржаве — Вялікім Княстве Літоўскім і Рускім.

Беларускую сітуацыю вельмі ўскладняе тая акалічнасць, што абедзве групы спрычыніліся і да ўзнікнення суседніх народаў. Зліццё літвінаў з жамойтамі ў межах таго ж Вялікага Княства прывяло да фармавання сучасных літоўцаў. Этнічная група, якую крыніцы абазначаюць імем «літва», ужо з ХІІІ стагоддзя была змешанай. Прытым продкавых кампанентаў у яе было ажно тры: субстратнае насельніцтва культуры штрыхаванай керамікі і дзве прышлыя групы — балцкая (аўкштайты) і славянская (дрыгавічы і крывічы), якія шчыльна змяшаліся з тубыльцамі і паміж сабой. Прытым гутарковая мова літвінаў была запазычана ў асноўным ад балцкага кампанента, а вось мова пісьменнасці, на якой ствараліся дакументы ВКЛ, — ад славянскага. Што да рускіх-русінаў, то продкамі беларусаў стала толькі частка гэтай супольнасці, якая і ў складзе ВКЛ захоўвала назву «русь». Іншыя часткі ўліліся ў склад сучасных рускіх і ўкраінцаў.

Читать еще:  Карл брюллов знаменитый. Карл Брюллов

Сёння толькі гісторыкі памятаюць, што за карэнным этнасам Расіі імя «рускія» канчаткова замацавалася ажно ў XVIII стагоддзі. Раней суседзі для вызначэння гэтай этнічнай групы ўжывалі назвы «маскавіты», «масквічы», часам — «маскалі».

Нават назва «Рускае царства», афіцыйна прынятая ў якасці дзяржаўнай у сярэдзіне XVI стагоддзя, прыжывалася слаба. Навокал прынята было называць гэтую дзяржаву «Масковіяй». Такую назву можна пабачыць і на многіх старых картах.

Пры гэтым сучасныя рускія маюць сярод продкаў не толькі рускіх-маскавітаў. Другая па значнасці група — жыхары Наўгародскай зямлі, якія пры Іване Жахлівым «масквічамі» ні ў якім разе не лічыліся. Наўгародцы мелі ў сваім складзе іншы, неўласцівы маскавітам продкавы кампанент — субстратнае фінскамоўнае насельніцтва, ды і дзяржава ў іх з ХІІ да XVI стагоддзя, да ўчыненага Іванам Грозным пагрому, была свая, самастойная.

Што тычыцца «маскоўскіх» і «літоўскіх» рускіх, то супадзенне іх назваў не выпадковае. Яны мелі агульных продкаў па дзвюх лініях. З аднаго боку, гэта славяне (блізкароднасныя крывічы, дрыгавічы, радзімічы і вяцічы), якія жылі ў Старажытнай Русі — дзяржаўным утварэнні з цэнтрам у Кіеве. З другога боку, іх агульныя продкі — субстратнае, карэннае, насельніцтва Падняпроўя, Падзвіння і Паволжа, якое на падставе лінгвістычных меркаванняў часта вызначаюць як «дняпроўскіх балтаў». Гэтая назва няўдалая, бо, па-першае, насялялі яны не толькі берагі Дняпра. А па-другое, з сапраўднымі балтамі — цяперашнімі латышамі і літоўцамі — супольных продкавых кампанентаў у іх амаль няма. Хіба што ў літвінаў-аўкштайтаў і дрыгавічоў агульным продкам былі носьбіты культуры штрыхаванай керамікі, а ў латгалаў (адной з этнічных груп латышоў) і крывічоў супольным субстратам былі носьбіты днепра-дзвінскай археалагічнай культуры. Да ўсяго, тлумачэнне мясцовай гідраніміі (перанятых славянамі назваў рэк і азёр) праз аналогіі ў балцкіх мовах не заўжды бясспрэчнае. Мноства назваў мае не менш пераканаўчыя аналогіі ў фінскіх мовах. Найбольш імаверна, што абарыгенныя мовы належалі да самастойнай, ужо цалкам зніклай моўнай групы.

Была ў XIV—XVII стагоддзі і яшчэ адна этнічная група з імем рускіх ці русінаў — жыхары Галіччыны, заходняй Валыні і Закарпацця. Сваё імя яны атрымалі ад таго ж продкавага кампанента — Русі. Прытым яны не мелі кампанентаў субстратнага кшталту, бо былі карэннымі жыхарамі сваёй зямлі — прынамсі, з пачатку V стагоддзя, калі менавіта там адбылося ўтварэнне славянскага этнічнага масіву. Пазнейшыя ж асаблівасці набываліся праз кантакты з этнасамі тых дзяржаў, у якія згаданыя русіны ўваходзілі. Галіцкія і заходневалынскія русіны існавалі ў складзе Польскага Каралеўства. Закарпацкія русіны былі падданымі Венгрыі, а затым Трансільваніі.

Пазней менавіта гэтая частка рускіх стала адным з продкавых кампанентаў украінцаў. Другім кампанентам было насельніцтва, якое ўтварылася практычна нанова на працягу XV—XVII стагоддзяў у працэсе міграцый у лесастэпавы абшар сярэдняга Падняпроўя, раней малалюдны з-за пагрозы татарскіх набегаў. Гэтае насельніцтва паходзіла з розных частак Русі, і не толькі з яе. Яго адметнасць была відавочнай ад самага пачатку, і таму вызначалі тамтэйшых жыхароў звычайна як казакаў, часам «чаркасаў», а іх зямлю — як «ускраіну». Адсюль паходзіць і назва сучаснай Украіны.

У Савецкім Саюзе ідэалагічнай мэтай было зліццё этнічных адметнасцей і ўтварэнне адзінага «савецкага народа». Але ствараўся ён на падставе выключна рускага этнічнага кампанента. Таму ў народаў, якія гэтага кампанента не мелі ўвогуле, савецкая ідэнтычнасць была вельмі хісткай. Яе можна было лёгка абрынуць адной фразай, як адбылося ў дзяцінстве з адным маім знаёмым казахам. Ён неяк глядзеў мультфільм, у якім Ілья Мурамец сек у капусту карыкатурна пачварных, касавокіх ворагаў. Якім жа быў ягоны шок, калі маці раптам сказала: «А гэта нашы продкі!»

Беларусы зусім не выпадкова сталі самым «саветызаваным» народам. Для гэтага меліся важкія аб’ектыўныя прычыны: той «рускі» продкавы кампанент, на які рабіўся і дагэтуль робіцца акцэнт у ідэнтычнасці рускіх, сапраўды супольны ў іх з беларусамі. Пры гэтым літвінскі кампанент у этнагенезе беларусаў савецкая ідэалогія ігнаравала. Таму ўжо ў незалежнай Беларусі натуральнай рэакцыяй стала з’яўленне ў пэўных колах ідэалогіі «літвінізму». Бяда толькі ў тым, што новая ідэалогія не адмаўляецца ад «байструкоўства», а толькі мяняе ягоны змест: акцэнтаванне літвінскага кампанента адбываецца за кошт ігнаравання рускага.

Гэта бяда не толькі беларусаў: стаўленне сучасных народаў да продкавых этнічных груп пераважна застаецца «байструкоўскім». Акцэнтуецца сувязь толькі з адной лініяй продкаў, а астатнія ігнаруюцца ці, прынамсі, знаходзяцца на перыферыі ўвагі. На гэтым грунтуюцца і афіцыйная ідэалогія, і побытавыя ўяўленні. Прытым тычыцца гэта не толькі народаў былога Савецкага Саюза. Для сучасных венграў і румын, напрыклад, не характэрна засяроджвацца на славянскім продкавым кампаненце. У балгар жа ён якраз акцэнтуецца, у той час як цюркскі, уласна балгарскі ў першапачатковым сэнсе, адыходзіць у цень (у ідэалогіі Асманскай імперыі, куды доўгі час уваходзілі балгарскія землі, было якраз наадварот).

Для нас наспеў час прызнаць і ўшанаваць усе лініі нашых продкаў — не зважаючы на тое, якія гістарычныя калізіі існавалі між імі ў мінулым. З гэтага пункту гледжання бессэнсоўна спрачацца, якім чынам утварылася Вялікае Княства. Няважна, ці гэтую дзяржаву стварылі нашы рускія продкі праз скарэнне літвінаў (альбо праз акультурванне — у больш мяккай версіі), ці наадварот — нашы літвінскія продкі праз заваяванне Русі. Калі памятаць, што нашымі продкамі былі і тыя, і другія, усё можа выглядаць крыху інакш.

Вячаслаў Насевіч (нар. 1957) — кандыдат гістарычных навук, жыве ў Мінску. Адзін з найлепшых знаўцаў гісторыі Вялікага Княства Літоўскага, сацыяльнай гісторыі, мікрагісторыі. Асноўныя працы выдадзеныя пад адной вокладкай у зборніку «Беларусы: станаўленне этнасу і нацыянальная ідэя» (Смаленск, 2015).

Источники:

http://govorim.by/strana-belarus/65833-belorusy-narod-istoriya-proishozhdenie.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a730e6586516519459ba346/5b0772757ddde8a27738366d
http://history.nn.by/?c=ar&i=217831&lang=ru

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector