Где жил кощей бессмертный. Где живет Колобок
Где живет сказка?
В скором будущем в интернете появится познавательный интерактивный сайт. С его помощью можно будет узнать, где живут Колобок и Кащей Бессмертный, найти избу Бабы-Яги и напроситься в гости к Снегурочке.
Пока сказочная география ограничивается десятком адресов, где живут сказочные существа. В основном это города Центральной России. Мало охвачены чародейством Сибирь и южные районы.
– К работе над картой мы привлекли региональных краеведов, исследователей мифологии, – поясняет автор проекта Алексей Козловский. – Надеемся, города активно будут с нами сотрудничать. А сказок на всех хватит. Сколько героев у нас еще не пристроено – это и Царевна-лягушка, и Василиса Прекрасная, и многие другие.
Несмотря на обширный вакантный список “сирот”, города уже спорят друг с другом по поводу родства с волшебными существами. Так, Ульяновск недавно заявил свои права на Чебурашку. Местные краеведы утверждают, что неопознанный зверь родом из их губернии. В волжском наречии есть слово “чебурашка”, которое означает “поплавок”. Дескать, автор книги Эдуард Успенский где-то услышал странное словечко и использовал его в творчестве. Однако в Москва, где сейчас базируется Музей Чебурашки, с этой теорией категорически не согласны.
Активисты из Калининградской области пытаются доказать, что их анклав – место рождения Буратино. И просят нанести это на карту. На все доводы создателей проекта о том, что Буратино – это почти Пиноккио, а следовательно, по происхождению итальянец, отмахиваются. В Калининграде уже несколько лет в сентябре отмечается праздник Буратино. Городские власти собираются даже создать музей его имени.
Официально авторские права на сказочные бренды оформлены только у Костромы (родина Снегурочки) и Великого Устюга (резиденция Деда Мороза). Однако самой обустроенной для туристов сказочной областью является Ярославская. Здесь нашли пристанище Алеша Попович, Курочка Ряба, Щука и Емеля, Баба-Яга. Последнюю прописали со скандалом. Село Кукобой, где для Костяной Ноги построили избушку, со всех сторон окружено православными храмами. Церковно-служители поначалу в штыки восприняли “дьявольщину” в деревне. Но после долгих переговоров представителям туристических компаний удалось заключить мировое соглашение со священниками. Для чего образ Яги подвергся жесткой переоценке. В Ярославле – это перевоспитавшаяся старушка, которая готова прийти на помощь страждущим, но временами не прочь и похулиганить. Всех туристов перед визитом к Бабе-Яге вначале везут на экскурсию в храмы. Там они закупаются святой водой, иконами и свечками. И только потом, “вооруженные”, отправляются на встречу с нечистой силой.
– Многие города еще не поняли, что с помощью чародейства можно зарабатывать хорошие деньги, – говорит “сказочник” Алексей Козловский. – Туризм даже, казалось бы, в “раскрученных” городах – в том же Великом Устюге – в зачаточном состоянии. Посетители туда едут, однако набор туруслуг крайне ограничен. Может, родители с детьми и хотели бы потратить больше денег, да не знают как. В Костроме индустрия Снегурочки также не блещет. А ведь столько возможностей для раскрутки бренда и привлечения путешественников: фабрика красоты “В гости к Снегурочке”, детские румяна и помада, спецморозильник для волшебных писем. С помощью карты мы хотим оценить интерес аудитории к волшебным проектам. Может, увидев, что это будет пользоваться спросом, региональные власти станут серьезнее относиться к волшебству.
Нижегородская область – родина Золотой рыбки.
А вот родиной Золотой рыбки является село Большое Болдино в Нижегородской области. Для привлечения туристов власти Нижнего Новгорода намерены построить “Город сказок Пушкина” с комплексом аттракционов, детским театром и аквапарком “Золотая рыбка”.
“Точным местом “рождения” сказочного персонажа признано село Большое Болдино, где Александр Сергеевич Пушкин и написал известную “Сказку о рыбаке и рыбке”, там же им были написаны еще более пятидесяти известных произведений, в том числе и “Сказка о Золотом петушке”, – сообщил автор проекта Алексей Козловский.
Города и области, которые уже считаются родиной сказочных персонажей:
Великий Устюг (Вологодская обл.) – Дед Мороз
Развлекательный центр “Вотчина Деда Мороза” включает в себя комплекс услуг: питание, быт, прокат маскарадного и спортивного инвентаря, катание на лошадях,снежных мотоциклах, лыжах, коньках, санях – зимой, прогулочных лодках, водных велосипедах – летом. В Великом Устюге открыт офис Деда Мороза, куда входят тронный зал, музей, мастерские, почта и сувенирная лавка.
Кострома – Снегурочка и Берендеево царство
Родилась внучка Дед Мороза в имении Щелыково, которое принадлежало знаменитому драматургу А.Н. Островскому, написавшему сказку о холодной красавице. Туристов приглашают в Кострому в парк “Берендеевка”, где на берегу двух прудов стоят сказочные избушки Берендеева царства.
Терем Снегурочки открыт круглый год.
В 2008 году на территории детского сада N2550 в Восточном округе был открыт музей Чебурашки. Среди его экспонатов пишущая машинка, на которой писатель Эдуард Успенский создал историю Чебурашки.
Поселок Ермаково (Ярославская обл.) – Курочка Ряба
В августе здесь проводятся праздники Курочки Рябы. В поселке работает одноименный музей. Здесь Ряба предстает в разном обличье: и с золотым яйцом, и иллюстрацией в книжке, и курочкой-несушкой. В музее можно узнать о предметах быта и ремесла, существовавших на Руси.
Село Кукобой (Ярославская обл.) – Баба-Яга
Из дальних времен дошла ярославская легенда о таинственной безымянной старушке-задворенке. Проживала она в глубине глухих дремучих лесов, и редко кому ее удавалось увидеть.
Сегодня в селе работает музей сказок, где Баба-Яга – главный кукольный персонаж. Работает для туристов и чайная Яги, где угощают знаменитыми кукобойскими пирогами. В последнюю субботу июля (одновременно с праздником дня села) всех приглашают на день рождения Бабы-Яги.
Ростов Великий – Щука и Емеля
Главная достопримечательность ростовского озера Неро – рыба щука. Здешняя ростовская щука (которая, между прочим, имеет обыкновение обитать только в чистой воде) – нечто необыкновенное. Дело не только в ее редких вкусовых качествах, но и в каком-то мистическом к ней отношении со стороны ростовчан. Летом здесь регулярно проводятся праздники “По щучьему велению”. Начинаются торжества с колокольного звона. Потом от Соборной площади к городскому парку отправляется шествие во главе, конечно, с самим Емелей, едущим, как ему и положено, на печи.
Кенозерье (Плесецкий район, Архангельская область) – Иванушка-дурачок
Кенозерье – одно из первых мест (наряду с Великим Устюгом), “забронировавшее” сказочного героя еще в 2001 году, тогда же и прошел первый праздник – “Кенозерская дураковина”. Каждый год здесь проходит выставка детских рисунков и писем Иванушке “Любимый сказочный герой”. Кенозерье – родина известного ученого, литератора, сказочника и фольклориста Александра Нечаева (1902-1986), который подготовил и издал около 60 книг народных сказок и былин. В день на Ивана Купалу кенозерцы приглашают всех на праздник “Кенозерская дураковина”.
Активисты пытаются доказать, что их анклав – место рождения деревянного человечка.
Зашифрованное послание наших предков: сакральный смысл сказа о Кощее
Введение
Как утверждают многие исследователи, сказки любого народа — не что иное, как более позднее изложение древних мифов и легенд. У всех племен и народов мифы являлись самым надежным источником и хранителем информации.
В связи с этим, сказ о Кощее Бессмертном следует воспринимать не как вымысел, а как древний источник знаний, который посредством мифа сохранился и дошел до нас сквозь столетия.
Что скрыто за сказкой о Кощее Бессмертном
Восточнославянская народная сказка повествует нам, что на краю мира на высокой горе стоит дуб, а на дубе том висит сундук. В сундуке сидит заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — игла. Если сломать иглу, то умрёт Кощей, и освободится Земля от его злой воли.
Значение “высокой горы, на которой стоит дуб”
В первую очередь, здесь указывается на связь с небом. Вероятно, это память о той высокой горе, которая когда-то находилась на легендарной прародине наших предков — Арктогее или Арктиде, на вершине которой когда-то стоял храм Индры, или Алатырь-горе из русских мифов. На горе стоит дуб, которым является священное дерево Великого Сварога.
По сути, древо мира — это и есть символический космос, — единое целое и в то же время бесконечное многомерное пространство.
Значение “сундука”
Сундук во все времена считался символом вещизма и стяжательства, символом преобладания материального над духовным. Это энергия, обращённая сама на себя. На Руси «живыми сундуками» называли людей скаредных и предельно жадных. Сундук — это символ космического зла, раковая опухоль самой Вселенной, ведь сундук — инородное тело.
Стенки сундука можно рассматривать как границы чуждого, враждебного древу мира образования, которое имеет свой собственный путь эволюции. Сам сундук — мёртвая материя, а живые существа в нём никакого отношения к небесному дубу не имеют.
Значение “зайца”
Заяц — символ приземлённости. Это маленький, хитрый, изворотливый, лживый и трусливый зверёк, который приспосабливается жить в любых условиях. Следовательно, заяц — символ земного изворотливого зла, неуловимого и многомерного. Все русские сказки говорят об этом. Заяц — носитель земного порока.
Значение “утки”
Как известно, утка не только у русского народа, но и у других европейских народов является символом неприкрытой циничной лжи. Птица — властелин воздушной стихии, соответственно, ложь имеет и высокую скорость, и свою собственную среду распространения. Утка — носитель небесного порока.
Значение “яйца”
Яйцо в утке также содержит в себе глубокий космический смысл: из индуистских эзотерических источников известно, как Великий Брама породил из яйца наполненную животворящим светом Вселенную. О рождении Вселенной из яйца рассказывают Русские Веды, и мифы других народов, например: германцев, балтов, и даже иранцев.
Если Вселенная родилась из яйца, то и яйцо в утке является зародышем отрицательного мироздания, которое в любой момент может возникнуть как паразит на ветвях Древа Мира.
Значение “иглы”
Игла является символом скрытого коварного зла, всепроникающего и целенаправленного. Недаром чёрные маги широко пользуются иглами для нанесения психологических ударов. Остриё — главная и основная часть иглы — её рабочий конец, который создаёт условия для проникновения иглы в окружающее. Стоит её сломать, как рушится вся конструкция.
Любая остановка системы ведёт к её разрушению. Это справедливо и применительно к гипотезе о том, что кощеева игла, кроме всего прочего, имеет отношение и к ложной информации.
Значение “медведя”
Ивану-царевичу не достать сундук с Кощеевой смертью самостоятельно – уж слишком высоко на Дубе он висит. На помощь человеку приходит могучий хозяин лесов – медведь, который, взобравшись на Дуб, сбросил вниз заветный сундук.Медведь на Руси многие тысячи лет считался священным зверем, символом самого Великого Велеса — бога знаний, мудрости, духовного и материального богатства.
В сказке образ медведя включает в себя два символа: мудрость древнего бога и мощь всего русского народа.
Значение “волка”
Перун – Бог грозы, справедливости, света и воинской доблести, проявляясь на земле, предпочитает облик лесного волка.Волк-Перун мудр, отважен и очень быстр, это на нём в других сказках Иван-царевич быстро преодолевает огромные расстояния. Только Волк способен догнать кощеева зайца, что собственно и происходит в этой истории.
Значение “сокола”
Злые и темные силы, представленные в образе черного ворона, пытаются заклевать соколят. Герой сказки спасает гнездо от разорения темными силами, по неравнодушию своему. В благодарность спасителю, сокол отвечает тем же: из пойманного волком зайца вырывается в небо утка, и навстречу ей из облаков устремляется сокол, который, настигнув утку, сбивает её на землю.
Сокол — это символ Божественного небесного огня. В сказке это сам Рарог — огонь небесной справедливости, враг Хаоса, Тьмы и зла.
Значение “щуки”
Щука — представитель водной стихии. Небесный Океан стал первопричиной всего сущего: он породил космический огонь, а небесный огонь, в свою очередь, — Проявленный Космос — Навь, которая, взаимодействуя с Явью, породила Правь — энергию созидания проявленной Вселенной. Получается, что смерти Кощея удаётся скрыться из мира проявленного в мире непроявленном — информационном. Информационное поле тоже обладает своим сознанием, и это сознание в образе Щуки отторгает Хаос.
Сказ о Кощее Бессмертном напрямую дает нам понять, что Хаос не вечен, и его можно победить.
Роль “Кощея”
Из русского народного фольклора нам известно, что Кощей — тёмная, злая, скупая и агрессивная личность. Кощей боится смерти, ведь он пытается спрятать свою смерть таким образом, чтобы до неё никто не добрался. Его смерть покоится на кончике иглы, а игла, как было сказано выше, является символом вселенского зла. Соответственно, зло и Кощей представляют собой единое целое.
Кощей — одно из проявлений Великого Чернобога, бога разрушения и хаоса, повелителя всех тёмных сил вселенной.
Роль Василисы Премудрой
Женщина у русского народа являлась символом глубокой мудрости, сострадания и высокой небесной любви. В сказке прямо названо имя женщины: власть, наполненная Мудростью. Кощей крадёт Василису Премудрую. Следовательно, в далекие времена Тьме удалось лишить жителей Земли мудрой власти, исполненной любви к природе и человеку.
Обсуждаемая нами сказка имеет информацию и о закате Золотого века.
Роль Ивана-царевича
Главный герой сказки – представитель русского народа, царского происхождения, воин по духу своему. Его поведение типично ведическое: Иван-царевич свободно общается с природой, она ему не чужая, как, например, христианину или иудею; она — часть его самого.
Как хорошо показано в сказке, человек сохраняет жизнь «братьям меньшим» в ущерб себе (он не убивает их ради еды, или шкуры). Это человек высокой духовности. Он не пытается своё личное поставить выше проблем окружающих. Их проблемы человек принимает как свои, и те, кому он помог, его друзья из природы, отвечают ему взаимностью.
Безусловно, в этой сказке показан характер человека Золотого века, неравнодушного и неэгоистичного, не оторванного от природы и Космоса.
Роль Бабы-Яги
На своем пути Иван-царевич встречает старую бабушку – Бабу-Ягу, отшельницу, собирательницу знаний и обладательницу мудрости (жрица). Именно она дает царевичу клубок, который привел его к Кощеевой смерти.
Современные исторические источники дают понять нам, что наши предки, помимо алфавитной письменности, знали еще и узелковую письменность. Бечевки с узелками сворачивались в клубок, который представлял собой источник информации – книгу, в нашем понимании.
В сказке прямо сказано, что клубок привёл героя к цели, следовательно, герой должен быть человеком образованным.
Вывод
Наверно, многие из вас слышали о пророчестве Ванги: все религии мира падут и в России возродится древняя вера?
Так вот и древнее послание наших предков, в виде сказки, повествует нам о том, что русский человек, образованный и высокодуховный, воин по духу своему, принесет смерть сатанизму на Земле. В начале своего пути ему поможет светлое жречество, затем ведические Боги, а в трудный момент, его поддержит русский дух и весь русский народ.
За основу статьи взята информация из книги Георгия Сидорова “Тайная хронология и психофизика русского народа”, 2015 г.
Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка! (15 фото)
Премьера фильма «Кащей Бессмертный» состоялась на Алтае 9 мая 1945 года.
Как и Кощея, и сказку, и съемочную группу занесло в те годы на Алтай?
Александр Роу к началу войну был уже известен как киносказочник. В 1941 году он заканчивал работу над фильмом «Конек-горбунок».
Александр Роу был наполовину ирландец, наполовину грек. Но именно он стал главным русским киносказочником…
Хотя Роу был наполовину ирландец, а наполовину грек, но он понимал, что идет война Добра со Злом – та самая, которая и составляет суть настоящей серьезной сказки. В воспоминаниях Роу говорится: «И вот, в затемненной Москве собрались мы, киносказочники со студии «Союздетфильм», и, обсудив, решили в присущей нам сказочной форме создать фильм об исконном патриотизме русского народа; о сильномгучих богатырях – наших великих предках, об их храбрости, мужестве, беззаветной любви к Родине – в общем, иносказательным языком киносказки, избегая прямых аналогий, рассказать о грозных событиях тех дней».
Но скоро немцы были под Москвой, киношников эвакуировали в Среднюю Азию. Роу работал над боевыми киносборниками, однако про фильм не забывал. В производство его запустили в 1942 году, но по причине военного времени оргпроцесс затянулся. Да и встал вопрос – где снимать?
По легенде, тут кто-то рассказал Роу об Алтае: в его таежной красоте, о вековых деревьях, «простирающих свои косматые ветви до облаков», о «зарослях папортника, достигающих высоты всадника, едущего на высоком коне». В общем, Роу не устоял.
В 1944 году Роу приехал в Озерки. Актеров с ним было немного – Сергей Столяров, исполнитель роли Никиты Кожемяки, Галина Григорьева (Марья Моревна) и Иван Рыжов.
– Григорьева была после тифа, стриженая налысо… – рассказывает жительница Озерок Галина Михайловна Мартыненко, девятилетней девочкой участвовавшая в съемках фильма. – Но как загримируют, выйдет – такая красавица! Когда она была в гриме, Столяров на обеде кормил ее с ложечки. А мы, девчонки, подглядывали… Столяров был красавец без всякого грима, все наши девчонки были в него влюблены – настоящий русский богатырь!
Кадр из фильма. Сергей Столяров, кумир женской половины СССР, на фоне алтайских березок.
Александру Дмитриевичу Журавлеву было в те дни 17 лет. В съемках он не участвовал, но видел и Роу, и Столярова, как говорится, вблизи.
– Наш дом стоял на краю, возле леса, и они пришли как-то к нам после того, как набрали грибов… – рассказывает нам Александр Дмитриевич. Ему уже под девяносто, но он еще полон сил и память отличная. – Мама начала разбирать – половину грибов отбросила, поганки. Москвичи – они в грибах не разбирались. Тех, что остались, нажарила, они поели, поблагодарили. Через несколько дней еще зашли – уже грибы все были годные…
Александру Журавлеву во время съемок было 17 лет. Роу и Столяров приходили в его дом обедать.
В июле 1944 года в краевой газете “Алтайская правда” было опубликовано объявление: «Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съемке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъемках на ст. Озерки лиц мужского и женского пола разного возраста». Возможно, кто-то приезжал на съемки, например, из Барнаула, но большинство исполнителей на роли и эпизоды были жители станции и села Озерки. К сожалению, ихрассказы стали записывать лишь недавно. Так что теперь каждый факт, каждое имя – на вес золота.
– Съемки шли у озера Большое Займище. Кощеево воинство играли местные мужики – так и ходили по деревне в перерывах между съемками в шлемах с рогами, в доспехах. Деревенские называли их чертями. – рассказывает Елена Новоселова, учительница Озерской школы и по совместительству – директор школьного музея, хранитель озерских легенд.
– Была построена целая деревня. Правда, дома имели три стены. На одной фотографии видна даже церковь.
Потом эту деревню сожгли для фильма. В фильме есть кадры – горит поле хлеба (в Озерках называли «поле на Рогульках» – оно сейчас в Первомайском районе). Для этого специально получали разрешение из Москвы.
– Когда сожгли поле ржи, говорили, что кто-то написал жалобу в Москву. Ведь хлеб! – вспоминает Галина Михайловна Мартыненко. – Но оттуда ответили: «Кино себя окупит». В фильме есть кадр: Марья Моревна стоит на балкончике, а мы, дети, идем и песню поем. Я и сейчас эту песню помню: «Весна-красна, на чем пришла…»
Галина Мартыненко, участница съемок: «В фильме есть кадр: Марья Моревна стоит на балкончике, а мы, дети, идем и песню поем. Я и сейчас эту песню помню: «Весна-красна, на чем пришла…»
В сказке Никита Кожемяка разговаривает с жабой и она пророчит ему беду. Спецэффектов и компьютерной графики тогда не было. Жаба, да такая, чтобы колективный Станиславский прокричал «Верю!», нужна была живьем.
– А тогда у многих жабы были в погребах – жабу и в молоко бросали, чтобы молоко не скисало, такую жабу называли «холодушка»… припоминает Галина Михайловна. – И вот понесли «холодушек» режиссеру. Он какую-то выбрал. За нее деньги платили, но сколько, не помню… На нашем озере были лилии, но киношники еще сделали свои, искусственные, очень красивые…
Голубей, требовавшихся для фильма, покупали после предварительного «кастинга», о котром 4 июля 1944 года объявлено было опять же через “Алтайскую правду”: «Киноэкспедиция „Союздетфильм“ покупает за наличный расчет голубей (разных мастей). Для осмотра голубей просьба сообщить свои адреса с указанием часов осмотра по адресу: Барнаул, почтамт, до востребования “Киноэкспедиции „Союздетфильм“».
А еще требовался медведь. Медведей в погребах никто, понятно, не держал, и в лесу наловить – дураков не было. Поэтому в медвежью шкуру обрядился кто-то из местных рабочих.
В титрах записано, что Старика-сам-с-перст, который дарит Никите Кожемяке шапку-невидимку, сыграл Георгий Милляр.
– Нет, Милляр не приезжал… – твердо говорит Александр Дмитриевич Журавлев. – А старика сыграл наш озерский дед Мотовилов, у него была настоящая окладистая борода…
Кощей. Этот образ Георгий Милляр «списал» с третьего всадника Апокалипсиса с картины Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». При этом, самой первой ролью Милляра на сцене была… Золушка! Это уже потом он сыграл много всякой нечисти – Кощея, Бабу-Ягу и даже черта в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». На Алтае Милляр не был – эпизоды с ним снимали в Средней Азии.
Актерам платили, правда, сколько, установить не удалось. Галина Михайловна Мартыненко говорит, что получила то ли 18 рублей, а то ли 180-т. На что пошли деньги, тоже не помнит – видимо, не так уж велика была сумма. Зато на память всем озерским девчонкам, участвовавшим в съемках, остались цветные ленты, по воспоминаниям – из атласа.
– Эти ленты были вплетены у нас в косы. И нам разрешили после съемок ленты оставить… – рассказывает Галина Михайловна. – Как мы были рады. Жили-то тяжело. Война…
А еще Галина Михайловна помнит, что детей в ту летнюю жару угощали мороженым и пирожными. Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти, наверняка редкие по военному времени, лакомства?
Съемки в Озерках продолжались три месяца. Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом – так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей!
В воспоминаниях Роу записано: «сельский клуб не смог вместить всех желающих. Пришлось «раздвинуть» стены – натянуть полотно на улице, перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей».
Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был – его уже призвали в армию. А вот Галина Михайловна все помнит – и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь.
– На станции показывали фильм бесплатно… – говорит она. – Всем понравилось. Мне только жаль было, что себя не увидела – узнала только подружку Веру Лазареву…
В Барнауле премьера состоялась 9 мая 1945 года. Никита Кожемяка побеждал Кощея, оказавшегося не таким уж бессмертным. Это было как раз в те дни, когда сообщения о смерти гитлеровских главарей публиковались в газетах мелким шрифтом, как бы между прочим. Фильм заканчивался словами: «После грозы лучше старого, краше прежнего расцветет Русь» – и всем наверняка хотелось верить, что так и будет…
Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году.
– Я часто бываю в Государственном музее истории литературы и культуры, оттуда узнал историю фильма о Кощее, и подумал, что это надо развивать… – рассказывает Сергей Мозговой. – А в 2011 году регионы стали расхватывать сказочных героев. И я подумал, что Кощей мог бы быть сказочным брендом Алтая. Это ведь по-настоящему масштабный персонаж, имеющий мировую славу. На фильмах Роу учились американские режиссеры. Я на днях смотрел «Хоббита» – в нем очень многое перекликается с «Кощеем»…
Так как СМИ рассказали о этой идее в первые числа апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова. Она как раз увидела в этом практическое зерно.
– Мы и до этого возили наших гостей на место съемок фильма, рассказывали всю эту историю. И я видела интерес, не только у россиян, но и у иностранных гостей – из Германии, Тайваня, Гонконга. В 2009 году для ученых и музейщиков Сибирского региона мы устраивали огромное представление «Кощей Бессмертный на новый лад», в котором участвовало 300 человек – это наши народные коллективы, школы искусств. И на опыте семейного туристического маршрута «Счастливы вместе» я видела, что рассказ о съемках сказки про Кощея очень интересен и взрослым, и детям… – говорит Людмила Смирнова.
Людмила Александровна если что задумала, то сразу делает – этому подтверждение целый список выигранных грантов и осуществленных проектов. Она быстро подготовила и подала заявку на президентский грант в области культуры «Веселый сказочник тьмы. Александр Роу». Весной 2013 года стало известно, что заявка Людмила Смирновой выиграла.
– Проект признали имеющим общероссийское значение, и сумму гранта увеличили с 550 тысяч рублей до 600 тысяч… – рассказывает нам Людмила Александровна.
В сентябре 2014 года в музее открылся зал, посвященный фильму Александра Роу. Теперь здесь огромный экран, позволяющий – единственный в районе – смотреть сказки в 3D. Портрет Александра Роу, кадры и персонажи из его сказок, уникальная книга о режиссере, выпущенная на его родине, в городе Юрьевец Ивановской области, и подаренная музею совсем недавно. Есть и сундук, и утка (ведь смерть Кощея на конце иглы, игла – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, а сундук – на дереве). А главное – огромный, двухметровый Кощей! Сказочного злодея вырезал из дерева Сергей Мозговой.
– У людей, которые узнают от нас эту историю – восторг и удивление! – говорит Людмила Смирнова. – Сказка ведь всем знакома с детства, но никто не мог и думать, что все это снималось в наших местах…
Как это работает, мы видели своими глазами. Школьники, которые пришли в музей, оказавшись в зале, вертели головами, рассматривали Кощея. На вопрос, знают ли они про Кощея, дети закричали «Да. », и на вопрос, смотрели ли про него сказку – то же «Да!!».
Это свойство настоящих сказок – дети их все равно знают, даже если по телевизору целый день показывают про эльфов…
Директор Тальменского музея, автор гранта ««Веселый сказочник тьмы. Александр Роу» Людмила Смирнова: «Дети, вы знаете, кто такой Кощей Бессмертный?»-«Да. »
Каким может и должно стать не сказочное, а реальное продолжение этой истории?
– Можно восстановить в какой-то мере сказочный городок, или сделать галерею сказочных героев из дерева… – говорит Сергей Мозговой, с идеи которого все и началось. – Мы, скульпторы, могли бы собраться и за несколько дней сделать, как это было в рамках фестиваля, например, в Сростках…
А еще это могут быть лавки ремесленников, сувениры, экскурсии по местам событий, этнографические концерты, впечатления и эмоции – все то, ради чего люди готовы ехать за тридевять земель в тридесятое царство – то есть, в сказку…
Источники:
http://nnmama.ru/news/week/news_84899/
http://zen.yandex.ru/media/id/5d655102ba281e00ad6e859c/5de66d7bf7e01b20cf95219f
http://m.fishki.net/1365732-kawej-bessmertnyj-gde-i-kak-snimalas-ljubimaja-skazka.html