Где похоронен репин. Пламенная страсть Ильи Репина
Антисоветский классик
Он страдал в нищете и был похоронен при жизни: что надо знать о Репине
Фрагмент картины «Садко», 1876
Изображение: Илья Репин
Давно анонсированная выставка «Илья Репин», открывшаяся в Новой Третьяковке и работающая до 18 августа (причем необходимо учесть, что графику прославленного русского живописца показывают лишь до июня), имела своей целью по-новому представить хрестоматийную классику, очистить ее от штампованных смыслов и наслоений советской эпохи. Обозреватель «Ленты.ру» Ирина Мак рассказывает, почему музею удалось совершить почти невозможное — открыть художника с неожиданной стороны.
Искусство будущего
Самый известный у нас и за рубежом русский художник не слишком избалован выставками на родине — последняя прошла в Третьяковской галерее четверть века назад. С другой стороны, и обычай музеев перетряхивать свои запасы возник недавно. Первый такой мощный проект был посвящен ученику Репина Валентину Серову, о котором часто говорят, что он якобы превзошел учителя. Изучив выставку, с этим трудно согласиться: Илья Ефимович просто дольше прожил и больше успел — в том числе претерпел больше неудач.
Илья Репин (1844 — 1930) застал крепостное право, помнил обе русские революции, был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, как следствие — неровен как художник. Но в лучших вещах — в том числе тех, которые мы видим сейчас впервые, — он исключительный мастер. Да, передвижник, да, приверженец классической формы, которую и не думал нарушать, но обнаружил в себе способность меняться внутри этой формы и далеко опередил многих коллег-ровесников. Художник XIX столетия, он не просто дожил до следующей эпохи, он получил в новой художественной иерархии место, предвосхитив то, что впоследствии будет олицетворять в искусстве XX век.
Сын отставного кантониста совершил в искусстве живописи то, что в музыке сделал Модест Мусоргский, которым Репин бесконечно восхищался. Когда умирающий композитор оказался в больнице, Репин поторопился написать его портрет — всего за четыре сеанса, знаменитое и единственное изображение композитора. Через 11 дней после окончания работы автор великих опер «Борис Годунов» и «Хованщина» умер, а на гонорар, полученный за портрет от самого Третьякова, Репин поставил Мусоргскому памятник.
«Гопак. Танец запорожских казаков», 1927
Изображение: Илья Репин
Портрет теперь выставлен, как и другая посвященная Мусоргскому работа — «Гопак. Танец запорожских казаков» (1926–1930), ставшая для художника одной из последних. Ее болезненная яркость, странные ракурсы, кажущееся веселье танцующих — все это почерк другого Репина, почти незнакомого тем, кто вырос в СССР. Поздние вещи, включая привезенный из Пенатов последний автопортрет, — свидетельства жизни оторванного от семьи эмигранта, писавшего на линолеуме в отсутствие денег на холсты.
Вместо канона
На выставке, сочиненной кураторами Третьяковки Татьяной Юденковой и Ниной Марковой, этот бесконечно печальный финал жизни — и одновременно последний творческий взлет Репина — внизу, на первом этаже. Зритель спускается туда с третьего, где экспозиция начинается. На всех трех этажах разместилось в итоге более 300 работ, попавших сюда из 21 российского собрания, семи иностранных музеев и семи частных коллекций из-за рубежа.
Соотношение живописи и графики почти равное — 170 с лишним произведений живописи и 130 — графики. Кажется, что вещей даже слишком много, по крайней мере портретов, среди которых десятки хрестоматийных, выученных до мельчайших подробностей, вроде портрета опершегося о колонну композитора Бородина или Антона Рубинштейна с дирижерской палочкой. Другого, менее известного изображения Рубинштейна в кресле и с усталым лицом — к сожалению, нет.
Отсутствует, увы, и «Парижское кафе», написанное Репиным во время шестилетней пансионерской поездки после Академии за границу: коллекционер Вячеслав Кантор, купивший в свое время картину на Christie’s, не дал ее на выставку. Из-за невозможного сегодня музейного обмена с США нет в экспозиции и знаменитой «Голгофы» (1921–1922) из музея Принстонского университета, известной нам в основном по репродукциям: место распятия увидено как бы глазами воскресшего Христа — третий крест лежит на земле в луже крови, вокруг которой, как описывал эту сцену Репин, «собаки собрались пировать».
В столь далекой от канона версии евангельского сюжета вполне сформулировано резкое отношение Репина к институту церкви, которое, понятно, очень приветствовалось в советские времена — художнику приписывали антиклерикальные настроения, и знаменитое репинское полотно «Перед исповедью» переименовали в 1930-х в «Отказ от исповеди». В действительности в отношении Репина, начинавшего в юные годы как иконописец, к этой теме, важной в его творчестве, было больше «милости к падшим», чем слепой веры. «После анафемы Толстому, — писал он, — дал слово не переступать порога церкви, но после глумления большевиков над христианскими святынями-церквями я делаюсь ревностным исповедником». Он и в церковном хоре пел. Но как бы великолепно ни владел Репин речью, кисть его убедительнее, и совершенно неизвестная здесь работа «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона», привезенная на выставку из чешского города Градец-Кралов, говорит сама за себя.
«Отказ от исповеди», 1885
Изображение: Илья Репин
Репин работал над ней почти полвека: когда перед выставкой полотно 1888 года стали реставрировать, открылась дата ее переделки – 1924-й. Выяснилось, что накануне продажи картины некому чешскому коллекционеру автор счистил с холста центральную фигуру протодиакона и написал ее заново, сообщив физиономии попа дикое, страшное выражение, точно иллюстрирующее современный мем «народ-богоносец». Цитате из репинского письма Крамскому, касающегося портрета протодиакона (этот портрет существует и отдельно), — «…Весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный…» — отвечает из будущего бессмертная реплика Венедикта Ерофеева: «Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Им все божья роса…»
У Репина и Пьета (сцена оплакивания Христа девой Марией) есть — иконографию Пьеты воспроизводит «Царь Иван…», и Тайная вечеря — она же «Сходка» (1883). Последнее название было присвоено картине в 1936-м, когда в СССР устроили посмертную выставку художника. Авторское название «При свете лампы» по крайней мере не отвлекает революционной тематикой и позволяет заметить рыжую шевелюру человека, склонившегося над столом, и внемлющих ему «учеников».
Поиски неочевидных христианских канонов в творчестве Репина могут привести к удивительным результатам. Живущий в Нью-Йорке писатель Александр Генис вспоминал казус, случившийся с ним в нулевые годы, когда в музее Метрополитен — сегодня сложно в это поверить — проходила огромная выставка передвижников. Поддавшись общему безумию, он тоже пошел посмотреть, и в зале Репина мальчик, явно отставший от экскурсии, спросил у него, показывая на «Бурлаков на Волге»: «Which one is Jesus?» Сегодня этот вопрос не кажется абсурдным.
Летний темперамент
Бурлаки у Репина не олицетворяют трагедию. В этом нет стенаний по страшной участи, как нет их в «Царе Иване…» — только попытка рассказать историю. И сестра Петра Первого на картине «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» (1879) не выглядит страдалицей. А если и кажется злодейкой, то сказочной. Это, впрочем, первая историческая картина Ильи Репина. Но и дальше он как будто обходит стороной трагические сюжеты, углубляясь скорее в характеры, портреты, достигая в них небывалой глубины — но не драмы.
«Бурлаки на Волге», 1870–1873
Изображение: Илья Репин
На «Автопортрете за работой» (1915), привезенном из Национальной галереи Праги и открывающем экспозицию, мы видим «танцующего» перед мольбертом Репина — несмотря на то, что перетруженная после «Запорожцев» правая рука уже стала сохнуть, врачи запретили ее напрягать, и Репин приспособился цеплять палитру к поясу и работать левой, радуясь жизни ровно такой, какая она есть. Благостное впечатление от выставки возникает, может быть, оттого еще, что сам Репин, по словам куратора Татьяны Юденковой, всегда, до последних дней «называл себя счастливчиком, не переставая благодарить Создателя».
Поэтому, может быть, на полотнах его нигде нет снега — летний темперамент не оставляет шанса на страдания.
В апреле 1921 года, примерно тогда же, когда Репин получает финское удостоверение личности, в шведской прессе публикуются сообщения о его смерти. Другой бы впал в уныние и поверил в приметы, но Репин написал в письме: «Я. был похоронен; и из Швеции получил даже прочувствованный некролог с портретом. Как не радоваться! И эта радость дала мне идею картины. Радость воскресшего хотелось мне изобразить».
Проклятие Репина
Портреты Репина несут в себе мистику. Его модели заболевали, умирали, а посетители на выставках картин рыдали и сходили с ума. Но мало кто знает, что Илья Репин стал случайным духовным родственником деревенского колдуна и сам пострадал от этого.
Кто-то посмеется над нашей историей, кто-то скептически назовет события «совпадением», но, тем не менее, они задокументированы.
Илья Ефимович Репин родился в простой, но образованной семье, в небольшом городке Харьковской губернии. Отец гонял лошадей на продажу, мать организовала сельскую школу, где преподавали не только закон божий, но и алгебру, а сама она любила читать детям вслух классиков, особенно Пушкина. Родных было много. И по материнской и по отцовской линиям у маленького Ильи были дядья и тети, которые с радостью занимались с ним рисованием, музыкой, брали с собой в лес или в большой город. Илья Репин был с детства окружен шумным семейством. Он знал, что три его старших брата умерли в младенчестве и старался впитывать знания и жизнь за них. Самым близким его другом детства была старшая сестра Устя. Ее смерть в возрасте пятнадцати лет стала первой настоящей трагедией для мальчика.
Вспоминая сестру, Репин создал полотно «Воскрешение дочери Иаира».
Но, тем не менее, компанейский, дружелюбный Репин, казалось, никоим образом не впитал в себя мрачного рока смертей родных братьев и сестры. Он получил образование, сошелся с Поленовым, Антокольским, Стасовым. Вращался в высших культурных кругах России, когда на очередных посиделках его хороший знакомый Корней Чуковский вдруг со смехом заметил: «Все, кто тебе позируют, Илья, умирают!»
Появился слух о том, что погибли практически все, кто позировал для картины «Бурлаки на Волге» (1873 год), а это был поп-расстрига Канин, Илья-матрос и другие, в том числе бурлаки, не попавшие на основную картину, а позировавшие для этюдов. Занятно, что никто из высшего общества не следил за судьбами каких-то бродяг на волжских просторах. Тем не менее, молва была упорна.
После этого Николай Ге наотрез отказывался позировать Репину. На слова коллеги о том, что «стыдно быть таким суеверным дикарем», Ге ответил, что «дикари тоже жить хотят». Репин все же написал Ге. Но тот, по всей видимости, морально настроился сопротивляться року и прожил после создания портрета еще 14 лет.
В 1880 Илья Ефимович написал портрет Алексея Писемского. К тому времени писатель спился. Умер он в 1881 году от естественных в его случае причин.
Через 12 дней после завершения портрета умер от белой горячки спившийся Модест Мусоргский. Надо учесть, что Репин взялся за его портрет, понимая, что это последний шанс запечатлеть композитора. (1881 год).
Хирург Николай Пирогов умер от рака нёба через полгода после окончания портрета в 1881 году.
Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», завершенная в 1885 году, до сих пор потрясает зрителей. Ее уже дважды кромсали ножами посетители Третьяковской галереи. Ни один из нападающих не смог внятно объяснить своих мотивов. Для создания образа Ивана Грозного Репин попросил позировать художника Григория Мясоедова. Для изображения убиенного царского сына позировал писатель Всеволод Гаршин. Ходит легенда, что Мясоедов отказался признать собственного сына Ивана и усыновил его как чужого, избивал до полусмерти, и только когда тому стукнуло 18 лет признался, что является его родным отцом. Сын возненавидел Мясоедова, сжег его рисунки и письма. История с Гаршиным была еще страшнее. После того, как он стал моделью Репина при написании сына Ивана Грозного, у писателя обострилась наследственная шизофрения. Добила Гаршина картина 1888 года «Не ждали», где он стал образом вернувшегося с каторги революционера. Писатель бросился в лестничный пролет, промучился несколько дней и умер то ли от страшной травмы ноги, то ли от оторвавшегося тромба.
В 1890 году сразу после написания портрета скончалась от рака графиня Луиза Мерси д’Аржанто.
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891) – целый сундук со сказками для любителей мистики. Центральный персонаж, Тарас Бульба. Для его образа позировал музыковед и фольклорист Александр Рубец, который вскоре ослеп. Атаман казаков Иван Сирко написан с командующего войсками Киевского военного округа Михаила Драгомирова. По некоторым данным, его младшие сыновья один за другим застрелились из-за отцовского самодурства, а дочь сошла с ума. Для одного из казаков позировал собиратель украинских древностей и меценат Василий Тарновский. Считается, что он разорился и умер еще до завершения картины. Моделью здоровенного казака с перевязанной головой послужил художник Николай Кузнецов. Он славился недюжинной силой. Вскоре после завершения полотна он в очередной раз забавлял друзей, двоих из которых посадил себе на плечи, а руками поднял строительную бабу. Художник надорвался и всю оставшуюся жизнь передвигался на костылях.
Картина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея» написана в 1903 году. Репин создавал ее совместно с учениками Куликовым и Кустодиевым. Считается, что герои полотна, написанные Репиным, в большинстве погибли в 1905 или были перемолоты революцией 1917 года. Те же, кого написал Кустодиев – уцелели.
Третьяков отказывался позировать Репину, но живописец все же убедил его. Картина была окончена уже после смерти Павла Михайловича в 1901 году.
Премьер Министр Петр Столыпин погиб через год после написания портрета, в 1911 году. Репин сам уже не хотел писать его, опасаясь последствий, но портрет был заказан Саратовской городской думой и художник не мог проигнорировать заказ.
От роковых портретов страдали не только модели. Несколько крупных неприятностей произошло и с самим Ильей Ефимовичем Репиным. Мужем его крестной матери был чугуевский колдун Иван Радов. Колдун занимался ювелирным делом, имел острый, проницательный глаз. Репин написал портреты почти всех своих родственников, ему хотелось запечатлеть и этого колоритного персонажа. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку. Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды», – писал Репин Стасову.
Самое страшное случилось с художником позже, когда у него начала отниматься, «сохнуть» правая рука. Это началось не сразу. Данные, когда Репин занедужил, расходятся, однако точно известно, что с 1900 года он начал писать левой рукой, использовал подвесную палитру. В конце концов, Репину изменило зрение, видимый спектр мистическим образом изменился, и все его последние портреты были написаны в неестественной фиолетовой гамме.
Тем не менее, хочется добавить, что медицина в те годы была очень проста, не исключено, что сейчас болезни художника могли быть вылечены. А на счет роковых смертей репинских моделей… Сейчас в любом случае все, кто ему позировал, уже почили в вечности.
«Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Бойтесь кисти живописца — его портрет может оказаться более живым, чем оригинал», – писал ещё в XV веке Корнелий Агриппа Неттесхеймский. Творчество великого русского художника Ильи Репина стало тому подтверждением. Пирогов, Писемский, Мусоргский, французская пианистка Мерси д’Аржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника. Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался. Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали душу Богу.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история. Когда её выставили в Третьяковке, полотно производило странное впечатление на посетителей: одни перед картиной впадали в ступор, другие рыдали, а с третьими случались истерические припадки. Даже самым уравновешенным людям перед картиной становилось не по себе: уж слишком много крови было на холсте, уж очень она реалистично выглядела.
16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер. Картину же отреставрировали. Но на этом трагедии не закончились. Художник Мясоедов, который позировал Репину для образа царя, в приступе гнева чуть не убил своего сына, а литератор Всеволод Гаршин – натурщик для царевича Ивана – сошёл с ума и закончил жизнь самоубийством.
«Торжественное заседание Государственного совета»
В 1903 году Илья Репин завершил монументальную картину «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 случилась Первая русская революция, в ходе которой многие государственные чиновники, запечатлённые на картине, сложили головы. Так, бывший генерал-губернатором Москвы великий князь Сергей Александрович и министр В. К. Плеве были убиты террористами.
Портрет премьер-министра Столыпина
Писатель Корней Чуковский вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, потому что в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Написал Писемского – Писемский умер. А Пирогов? А Мерси д’Аржанто? И чуть только он захотел написать для Третьякова портрет Тютчева, Тютчев в том же месяце заболел и вскоре скончался.
Присутствовавший при этом разговоре писатель-юморист О. Л. д’Ор сказал умоляющим голосом:
– В таком случае, Илья Ефимович, сделайте милость, напишите, пожалуйста, Столыпина!
Все захохотали. Столыпин был в то время премьер-министром, и мы его ненавидели. Прошло несколько месяцев. Репин сказал мне:
– А этот ваш Ор оказался пророком. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы».
Своё согласие на предложение написать портрет премьер-министра Репин дал не сразу, искал самые различные предлоги, чтобы отказаться. Но Саратовская дума выполняла все предъявляемые художником требования, и отказываться было уже просто неудобно.
Художник решил изобразить Столыпина не царедворцем в мундире с орденами и всеми регалиями, а в обычном костюме. Портрет – свидетельство того, что Репина интересовала личность, а не государственная персона. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон.
После первого сеанса Репин рассказал друзьям: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…» Как только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где и был убит. «Спасибо Илье Ефимовичу!», – зло шутили Сатириконцы.
В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится.
«Портрет пианистки графини Луизы Мерси д*Аржанто»
Ещё одной «жертвой» Репина стала графиня Луиза Мерси д’Аржанто, чей портрет Репин написал в 1890 году. Правда, не стоит забывать, что в то время француженка, которая первой познакомила западную публику с музыкой молодой русской школы, была тяжело больна и даже не могла позировать сидя.
Портрет Мусоргского
Портрет великого композитора Модеста Мусоргского был написан Репиным всего за четыре дня – со 2 по 4 марта 1881 года. Скончался композитор 6 марта 1881. Правда, здесь вряд ли уместно говорить о мистицизме. Художник приехал в Николаевский военный госпиталь сразу после того, как зимой 1881 году узнал о смертельной болезни друга. Он сразу поспешил к нему, чтобы написать прижизненный портрет. Здесь поклонники мистики явно путают причину со следствием.
Вот такие мистические и не очень истории связаны с картинами Ильи Репина. Сегодня от его картин в обморок никто не падает, поэтому можно смело отправляться в Третьяковку и другие музеи, где хранятся его полотна, чтобы насладиться творчеством настоящего мастера кисти.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источники:
http://m.lenta.ru/articles/2019/03/27/repine/
http://zen.yandex.ru/media/istorii/prokliatie-repina-5cc2c0a2c53c2900afb2c61b
http://kulturologia.ru/blogs/290916/31565/