0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где ктулху. Кто такой Ктулху

Ктулху

Ктулху [1] (англ. Cthulhu [2] ) — вымышленное божество из пантеона Мифов Ктулху, Зверь миров, спящий на дне Тихого океана, но, тем не менее, способный воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928).

На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по барельефу Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху», и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона».

Ктулху принадлежит роду Древних [3] . Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р’льех посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается.

В Мифах Ктулху описывается древняя религиозная традиция поклонения (культ) Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют в самых разных уголках Земли; в частности, и среди эскимосов Гренландии, и среди жителей Новой Англии. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, бесятся, пляшут и читают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что, по показаниям некоторых культистов (по «Зову Ктулху»), следует понимать как «В своём доме в Р’льехе мёртвый Ктулху проснется в назначенный час». [4]

Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия. Ктулху — инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна. Культисты убеждены в великой мощи своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху.

Содержание

Произношение

Лавкрафт говорил, что имя Ктулху правильнее произносить как Khlûl’hloo, поясняя, что «…первый слог [в Khlul’-hloo] произносится гортанно и весьма хрипло. [Буква] u [произносится] примерно как в full; а первый слог похож на klul в звучании; так, h обозначает гортанный хрип» [5] . Через долгое время после его смерти стало популярным произношение Kathooloo ([kə’θulu]). Ни в одном из английских вариантов произношения звука «ц» («Цтулху») нет.

Брайан Ламли в предисловии к своему сборнику рассказов «Мифы Ктулху» отметил, что это имя «легче прорычать или прошипеть, чем сказать».

В Некрономиконе Симона Ктулху изначально упоминается автором от лица Безумного Араба как Кутулу [6] .

В рассказе «Крылатая смерть» упоминаются некие исполинские руины, якобы находящиеся в Уганде, которые местные жители связывают со злым богом Клулу. Вполне вероятно, что это ещё один вариант произношения имени Ктулху — африканский.

Проявления в современной культуре

Веб-комиксы

В отличие от других богов пантеона мифов Ктулху, сам Ктулху достаточно известен и популярен. Например, он фигурирует в качестве одного из персонажей веб-комикса «UserFriendly». Также ему посвящен комикс «Hello Cthulhu» (полный русский перевод), в котором Ктулху появляется в мире «Hello Kitty», — культовый и немного маразматичный веб-комикс о приключениях Ктулху в таинственной вселенной, как будто рождённой невинной детской фантазией. В юмористическом веб-комиксе Unspeakable Vault (of Doom), посвящённом пантеону богов Лавкрафта, Ктулху также является одним из основных персонажей.

Музыка

В музыке Ктулху посвящены следующие композиции:

  1. The Call of Ktulu[7] группы Metallica (Ride The Lightning, 1984 год)
  2. The Thing That Should Not Be[8] группы Metallica (Master Of Puppets, 1986 год)
  3. Rite of Cthulhu группы Samael (Worship Him, 1991 год)
  4. Shackled To The Trilithon Of Kutulu группы Bal-Sagoth
  5. Cthulhu группы Therion (Beyond Sanctorum, 1992 год)
  6. Kutulu (The Mad Arab Part II) группы Mercyful Fate (Into The Unknown, 1996 год)
  7. Cthulhu Fhtagn группы Endura (Liber Leviathan, 1996 год)
  8. R’lych Awakens группы Endura (Elder Signs, 1999 год)
  9. The Call группы Dark Moor (Shadowland, 1999 год) [9]
  10. Cthulhu Dawn группы Cradle Of Filth (Midian, 2000 год)
  11. Cthulhu Rising группы Draconian (Dark Oceans We Cry, 2002 год)
  12. Kutulu! группы The Vision Bleak (Carpathia — A Dramatic Poem, 2005 год)
  13. Grand Grimoire группы CrazY JulieT (Grand Memories, 2009 год)
  14. From the Deeps группы 1349 (Hellfire, 2005 год)
  15. Rise of Cthulhu группы Thriumvirath (Thriumvirath, 2011 год)
  16. Zov Cthulhu группы Mediavirus
  17. Risen Kutulu группы Dromos (Voices, 2004 год)
  18. Cthulhu группы The Acacia Strain (Continent, 2008 год)
  19. Cthulhu Sleeps исполнителя Deadmau5 (4×4=12, 2010 год)
  20. Cthulhu, Ritual of Summoning и Cthulhu Rising группы Nox Arcana. Вторая композиция представляет собой повторяющийся речитатив — приведённую выше ритуальную фразу.
  21. Cthulhu Dreams исполнителя Deadmau5 (2012 год)
  22. Ктулху зовет группы Медиавирус

Также Ктулху упоминается в песне «Дикий койот» с альбома «Весёлые картинки» (2011) группы «Ляпис Трубецкой»

Группа Catacombs посвятила Ктулху концептуальный альбом In the Depths of R’lyeh (2006 год)

Группа Evoke Thy Lords посвятила творчеству Лавкрафта альбом Escape to the Dreamlands (2008 год). В логотипе группы имеется схожесть с Ктулху.

Другие писатели

  • Упоминается в рассказе Стивена Кинга «Крауч-Энд» из сборника «Ночные кошмары и фантастические видения».
  • У писателя Александра Рудазова опубликована серия произведений про архимага Креола (цикл «Архимаг») и про демона Яцхена (цикл «Яцхен»), в которых спящий на дне моря циклопический архидемон Ктулху является одним из действующих лиц.
  • Упоминается у писателя Нила Геймана — рассказы «Я — Ктулху» (1987), «Особое шогготское» (1998).
  • Упоминается в «Страшные сны ктулху» писателя Мориарти Крэйга.
  • Также Ктулху появляется в ипостаси одного из демонов в цикле романов Вадима Панова «Тайный город».
  • Также Древние упоминаются в книгах украинского писателя Любко Дереша.
  • В романе Роджера Желязны «Ночь в тоскливом октябре» группа людей пытается открыть врата в иной мир; Ктулху есть в числе богов, собирающихся ступить на Землю.
  • Упоминается в работах писателя Кеннета Гранта, главы Тифонианского ордена восточных тамплиеров, и в практиках ордена [10] .
  • В цикле «Салемский колдун» Вольфганга Хольбайна действует весь пантеон Великих Древних, в их числе и Ктулху.

Влияние образа

Иллитиды, раса ролевой вселенной Forgotten Realms, создавалась под влиянием, в том числе, образа Ктулху. В фильмах «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» и «Пираты Карибского моря: На краю Света» Дэйви Джонс изображён в виде человека с головой осьминога, что напоминает традиционные изображения Ктулху. Также напоминают Ктулху образ доктора Зойдберга из Футурамы с его венчиком щупалец вокруг рта и образ пришельцев из фильма «Район № 9», в котором особенно на схематическом изображении пришельцев, неоднократно встречающемся в фильме, видны характерные усы-щупальца. Ещё стоит отметить, что в одной из серий знаменитого мультсериала «Лига справедливости», Супермен сражался вместе с правителем Атлантиды против Ктулху, образ которого явно был взят из описаний Говарда Лавкрафта. Менее очевидно, но уловимо, влияние на образ подводной ведьмы Урсулы в финале мультфильма «Русалочка» студии Уолта Диснея (особенно мотив гибели персонажа). Также, образ Ктулху был взят Джорджем Лукасом в качестве прообраза к одной из рас, населяющих далёкую-далёкую галактику из фильма «Звездные войны», а именно — куарренов. А также внешний вид одного из злодеев Power Rangers Samurai — Октору образован на Ктулху. В многопользовательской компьютерной игре RIFT образ Ктулху использовался для создания одного из главных боссов игры — водяного дракона Акиллиоса.

Читать еще:  Произведения куприна для детей. Произведения Куприна

Все права на издание компьютерных и настольных игр по произведениям Лавкрафта принадлежат компании Chaosium Inc.

  • В видеоигре «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth» Ктулху лишь упоминается.
  • В компьютерной тактической игре «X-COM: Terror From The Deep» боссом является существо под названием «Великий спящий», которого можно найти в локации T’leth (аналог R’lyeh).
  • Непосредственно самого Ктулху можно заметить в игре-хорроре «Alone in the Dark».
  • В настольной игре «Ужас Аркхэма» Ктулху является одним из возможных антагонистов (наряду с другими божествами пантеона).
  • В настольной карточной игре «Манчкин Ктулху» Ктулху является самым сильным монстром.
  • В коллекционной карточной игре «Берсерк» есть карта «Жрец Ктулху».
  • В компьютерной игре «Demonbane», и одноименном аниме-сериале, пробуждение Ктулху, является одной из промежуточных целей главного злодея.
  • В компьютерной игре «Terraria» первый босс это Глаз Ктулху.
  • В компьютерной игре «World of Warcraft» К’Тун и Йогг-Сарон созданы на основе Ктулху.
  • В компьютерной онлайн-игре «Аллоды Онлайн» на основе Ктулху создана целая раса Червелицых — древних существ, о которых практически ничего не известно.
  • В компьютерной игре «Санитары Подземелий 2» присутствует возможность расстрелять голову Ктулху из пулемёта самозабвенно выкрикивая пролетарский лозунг ВТУЛКУ В ТАНК.
  • В серии компьютерных игр «S.T.A.L.K.E.R.» Ктулху выступал в качестве прообраза Кровососа.
  • В видео-игре (квест от первого лица) «Sherlock Holmes: The Awakened» идет речь о мифическом подводном существе и клане который ему поклоняется.
  • В компьютерной игре «Мертвые рифы» от действий игрока в финале зависит, пробудится или же будет повержен Ктулху.
  • В видео-игре «Magicka» Ктулху является финальным боссом дополнения «The Stars are Left».
  • В видео-игре (аркада от третьего лица) «Splatterhouse» главный злодей Доктор Вест поклоняется Древним Богам, в том числе и Ктулху.
  • В игре для консолей PSP и PS Vita «Lord of Apocalypse» Ктулху является одним из боссов.
  • В онлайн-игре «Бумз!» в режиме «Походы» можно воевать против Ктулху. Они изображены в виде шаманов.
  • В компьютерной MMORPG «RIFT» Ктулху является прообразом одного из богов-драконов, Акилиоса.
  • В indie-игре «Cthulhu Saves the World» Ктулху является протагонистом в основной игре, и играет важную сюжетную роль в дополнительном сценарии («Ангелы Ктулху»)
  • В indie-игре «Terraria» присутстует босс «Глаз Ктулху»

Мультфильмы

В мультсериале «Настоящие охотники за привидениями» в 2 сезоне в серии № 32 «Культ Катулу» оккультисты с помощью книги заклинаний и парада планет вызывают из морских глубин Катулу (правда, красного цвета). Слуги Катулу похожи на него, но меньше в размерах и зеленого цвета.

Ктулху появляется в серии из трёх эпизодов (с 11-го по 13-й) 14-го сезона мультсериала «Южный парк». Чудовище поднялось с океанской глубины в результате безответственной деятельности нефтяной компании British Petroleum, которая пыталась загладить последствия разлива нефти в Мексиканском заливе. И вместе с Картманом убивает Джастина Бибера.

Bloop

В 1997 в области указанного Лавкрафтом расположения Р’льеха был зафиксирован подводный звук, получивший имя собственное «Bloop» (блуп, с английского — «рёв», «вой»). [11] Звук по своим акустическим характеристикам не похож ни на известные природные явления, ни на эффект человеческой деятельности, ни на звуки, издаваемые животными. Громкость звука была настолько сильна, что он регистрировался на расстоянии до 5000 км. Существует расхожее мнение, что у звука «животное происхождение», однако оно не подтверждается фактами. Наиболее часто приводится аналогия с голосами китов, но сравнение спектрограмм опровергает эту версию. [12]

Ктулху как интернет-мем

В молодёжных слоях Рунета образ Ктулху обрёл популярность наравне с шушпанчиком и Медведом, и даже обзавёлся собственным смайликом: (;,;) либо :3, или <:€, а также (jlj). Ктулху стал предметом многих карикатур, анекдотов, шуток и пародий (расхожие фразы «Ктулху зохаваит всех!»; «Ктулху фхтагн! — Воистину фхтагн!»; «Ктулху проснулсо!»). В этих шутках Ктулху иногда приписываются несвойственные ему действия, заимствованные из схожих образов, например поедание человеческого мозга (возможно, из-за сходства с иллитидами).

Мем про Ктулху дожил до 2010 года и был частично реанимирован в связи с осьминогом-предсказывателем Паулем [13] .

Ктулху. Объясните пожалуйста, что/кто такой этот Ктулху, это Бог, или что? Что он из себя представляет

Ктулху (англ. Cthulhu) в Мифах Ктулху — божество, Зверь миров, спящий на дне Тихого океана, но, тем не менее, способный воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928).
На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по барельефу Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху» , и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе» , большей, чем «легендарный Циклоп» ; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона» .
Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р’льех посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается.
В Мифах Ктулху описывается древняя религиозная традиция поклонения (культ) Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют в самых разных уголках Земли; в частности, и среди эскимосов Гренландии, и среди жителей Новой Англии. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, бесятся, пляшут и читают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн» , что, по показаниям некоторых культистов (по «Зову Ктулху») , следует понимать как «В своём доме в Р’льехе мёртвый Ктулху ждёт, сны видит» .
Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия. Ктулху — инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна. Культисты убеждены в великой мощи своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху.

Ктулху — спящее на дне Тихого океана чудище, способное воздействовать на разум человека. Впервые оно было упомянуто в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928), после чего тема была широко раскрыта самыми разными авторами в так называемых «Мифах Ктулху» . Несмотря на то, что Ктулху не является ни одним из главных, ни одним из самых ужасных божеств из пантеона «Мифов» , ему досталась удивительная честь возглавить упомянутые «Мифы» , а также войти в золотые страницы истории интернета — по крайней мере, его российского сегмента.

Читать еще:  Происхождение метеоритов. Источники метеоритов

Творец наделил Ктулху частями тела различных биологических видов. Где-то он подобен осьминогу, где-то — дракону, а где-то и человеку. Тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует.

Ктулху принадлежит роду Древних. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р’льех посреди Тихого океана. При верном положении звезд город появляется над водой, и тогда Ктулху освобождается. Ктулху способен воздействовать на людской разум, но пока его способности заглушаются толщей воды —подвластными ему остаются лишь сновидения.

Таковы наши стартовые знания об этом существе. Едва ли найдется более благодатная тема для дальнейшего полета фантазии!

Не одна металлическая группа посвятила ему песни. Есть компьютерные игры «Quest for Glory IV: Shadows of Darkness», «Call of Cthulhu — Dark Corners of the Earth», «Adventures of Sherlock Holmes: The Curse of the Forgotten God» и «X-com: terror from the deep», так или иначе связанные с культовым чудовищем.

Спящий Ктулху неоднократно пробирался на теле- и киноэкраны: начиная от прямых экранизаций произведений Лавкрафта — заканчивая косвенным влиянием на другие сюжеты. Так, в фильмах «Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца» и «Пираты Карибского моря 3: На краю света» Дэйви Джонс изображен в виде человека с головой осьминога. Что интересно, он действительно «съел» , пусть и ненадолго, мозг Джека Воробья.

Ктулху фигурирует в качестве одного из персонажей интернет-комикса «UserFriendly». На новую ступень интерес к его культу поднялся после знаменитой интернет-конференции В. В. Путина.

В июне-июле 2006 года, во время подготовки к первой интернет-конференции президента России, вопрос «Как Вы относитесь к пробуждению Ктулху» оказался среди лидеров по популярности, набрав более семи тысяч голосов.

Такая форма общения с народом в нашей стране только-только зарождается. И вопросы, заданные главе государства через интернет, сильно отличаются от тех, что он получает с помощью традиционных средств связи: телефона и бумажной переписки. Опять-таки, число пенсионеров и других социально незащищенных категорий граждан в нашем интернете несравнимо меньше числа молодых людей с той или иной степенью достатка. Кроме того, эти люди в гораздо меньшей степени, чем их деды и родители, склонны ожидать чего-то от власти или, по крайней мере, всерьез на нее надеяться.

Этим и объясняется рейтинг вопросов: очень многие смогли себе позволить проголосовать за откровенный абсурд вроде Ктулху, и это стало очередным флешмобом Рунета.

В Мифах Ктулху описывается древняя религиозная традиция поклонения Ктулху. Согласно Лавкрафту, поклонники Ктулху (в дальнейшем — культисты) присутствуют в самых разных уголках Земли; в частности, и среди эскимосов Гренландии и среди жителей Новой Англии. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, бесятся, пляшут и читают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн» , что следует понимать как «Дома в Р’льехе мертвый Ктулху ждет, видя сны» .

Соответственно, «Ктулху фхтагн» — сокращенный вариант мантры, вкратце сообщающий, что «Ктулху ждет» или «Ктулху видит сны» . А в один прекрасный день Ктулху должен проснуться, выйти на берег и съесть («зохавать» ) всех и вся.

10 фактов о Ктулху и Великих Древних, которые вы могли не знать

Новую подборку фактов мы посвятили Ктулху, который уже много лет служит источником вдохновения для режиссеров, разработчиков и авторов интернет-мемов. Из нашего материала вы узнаете, какие ночные кошмары Говард Лавкрафт воплотил в своих рассказах, кто является родственником Ктулху, и что на самом деле написано в Некрономиконе.

1. Говард Лавкрафт

Литературный «отец» Ктулху – американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт родился в городе Провиденс 20 августа 1890 года. Уже в детстве он показал себя одаренным ребенком с тягой к творчеству, и в возрасте 5-6 лет начал писать первые рассказы. Быстро сформировались и его литературные предпочтения. Наделенный отличными памятью и воображением, маленький Говард c упоением слушал своего деда, рассказывающего о «черных лесах и огромных пещерах, крылатых кошмарах и старых ведьмах».

В детстве писатель страдал от ночных кошмаров, в которых, как рассказывал он сам, «существа чудовищной расы хватали его за живот и уносили прочь сквозь бесконечную даль черного неба». Говард даже придумал чудовищам имя – Night Gaunts. Ну или, если в переводе, то «мверзи» или «полуночники». У них есть весьма подробное описание – «черные, худые и словно резиновые твари с рогами, хвостами в шипах, крыльями, как у летучих мышей, и совсем без лиц».

Если говорить об играх, то мверзи дебютировали еще в первой Alone in the Dark . Правда, там их, в отличие от книг, сделали фиолетовыми, но в остальном они хорошо узнаваемы. Кстати, согласно вселенной Лавкрафта, мверзи поклоняются Ноденсу – представителю так называемых Старших Богов и одному из главных противников Ктулху.

2. Великие Древние

Хотя творчество Лавкрафта в первую очередь ассоциируется с Ктулху, за свою жизнь писатель придумал больше десятка сравнимых с ним по могуществу созданий. Они получили название Великих Древних, а также Внешних и Старших Богов. Со временем в своих рассказах Лавкрафт даже стал использовать общую концепцию. Согласно ей, человечество – неразумная песчинка во Вселенной, что населена существами полубожественной природы, которые дремлют на Земле или затаились где-то в космосе.

Важной фигурой вселенной Лавкрафта является Ньярлатотеп, именуемый «Ползучим хаосом» и «Черным фараоном». Его можно наблюдать в древнем квесте Daughter of Serpents или в хардкорной метроидвании Sundered .

В книгах Лавкрафта можно прочитать и о Черной Козе Чащоб, более известной как Шаб-Ниггурат. Писатель не оставил описания этого порождения мрака, однако его последователи рисуют Шаб-Ниггурат как «туманную, облакоподобную массу на коротких козлиных ногах со множеством длинных, черных щупалец и роняющих слизь ртов». Именно Шаб-Ниггурат породила всех монстров в Quake , и именно она стала финальным боссом в этой игре. Шаб-Ниггурат также успела засветиться и в South Park: The Fractured But Whole – несмотря на пародийный дух этой игры, образ божества получился очень каноничным.

3. Ктулху

Но при всем уважении к той же Шаб-Ниггурат, именно Ктулху является самым известным из монстров, придуманных Лавкрафтом. Ждущее пробуждения в городе Р’льех на дне Тихого океана осьминогоголовое создание способно влиять на сновидения чувствительных людей и сводить их с ума.

Являясь самым узнаваемым Великим Древним, Ктулху настолько полюбился разработчикам, что его имя нередко используют даже тогда, когда самого монстра в игре фактически нет. Как, например, в культовой Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth 2006 года. Несмотря на отлично переданную атмосферу произведений Лавкрафта, сам монстр фигурировал там только в виде изображений и статуи, вид которых мог повредить рассудок главного героя. При этом в игре можно было встретить прибывшее со звезд порождение Ктулху – неуязвимую для пуль, но не для огнемета уменьшенную и бескрылую копию своего прародителя.

Но существуют игры, где темное божество можно собственноручно пробудить. Например, в одной из концовок новой Call of Cthulhu . Осьминоголикий появляется в кадре лишь на секунду, зато следующая за этим сцена красочно иллюстрирует ожидающее наш мир безумие и хаос.

4. Темная семейка

Согласно составленному Лавкрафтом генеалогическому древу, некоторые Великие Древние состоят в прямом родстве. Так еще одной чуждой человеку сущностью является Азатот, прозванный «Султаном демонов», которому приписывается сотворение мироздания. Именно Азатот породил Ньярлатотепа, а также Шаб-Ниггурат и ее супруга Йог-Сотота, существующего одновременно во всех временах и во всем пространстве и являющегося родственником самого Ктулху.

Читать еще:  Биография Lil' Wayne. Лил уэйн

Примечательно, что с оглядкой на Йог-Сотота создавался Даэдрический Принц Непознанного Хермеус Мора из серии The Elder Scrolls . Как и лавкрафтовский монстр он всеведущ в делах мироздания и обладает тягой к накоплению запретных знаний. В адд-оне Dragonborn для Skyrim Хермеус Мора был показан в виде облака щупалец со множеством глаз и большим оком в центре, что вполне соответствует одной из форм Йог-Сотота.

5. Некрономикон

Некрономикон является, пожалуй, самой известной из вымышленных книг. Он тоже был придуман Лавкрафтом и с тех пор неоднократно фигурировал в массовой культуре, причем зачастую без привязки к творчеству писателя. Именно в фолианте с обложкой из человеческой кожи содержится полная история Ктулху и Великих Древних, и там же детально описаны связанные с ними ритуалы. Кстати, увлекавшийся в детстве сказками «Тысячи и одной ночи» и культурой Востока Лавкрафт даже взял себе арабский псевдоним Абдул Альхазред. Именно так писатель назвал впоследствии безумного некроманта и автора Некрономикона.

В играх этот фолиант можно встретить, например, в уже упоминавшейся Call of Cthulhu 2018 года. Там Некромикон лежит в сейфе, защищенном Знаком Старших Богов. Такая пятиконечная звезда с глазом или язычком пламени в центре обычно наносится на магические артефакты, чтобы противостоять Древним и их слугам. Некрономикон можно найти и в исторической RPG Kingdom Come: Deliverance , где он необходим для выполнения одного из квестов, и даже в третьем «Ведьмаке». Запретный том находится в библиотеке Каэр Морхена, а также продается в книжном магазине Новиграда. Причем сопровождающий книгу текст явно намекает на Великих Древних, которые «…терпеливо ждут и вот-вот поднимут голову, чтобы вскоре вернуться к давней славе». Ну, и конечно, нельзя не вспомнить «Зловещих мертвецов», ведь именно Некрономикон был причиной всех бед, что в фильмах, что в сделанных по их мотивам играх.

6. Ктулху и Вторая мировая

Вдохновленные произведениями Лавкрафта игры не всегда точно следуют канонам писателя – зачастую мотивы его творчества смешиваются с другими темами. Например, оккультные секреты Третьего рейха вылились в создание сначала настольной, а затем компьютерной пошаговой тактической игры Achtung! Cthulhu Tactics , где нацистская Германия призвала себе на помощь лавкрафтовских монстров.

Также лавкрафтовские мотивы отлично уживаются со стилистикой викторианской Англии. Достаточно вспомнить Bloodborne . Не секрет, что множество боссов и концепция мира были созданы под впечатлением от книг Лавкрафта. В момент, когда в игре про кровососущих чудищ и противостоящих им охотников появляются Великие Древние, а главный герой познает истинную суть вещей, Эбрахам Ван Хельсинг определенно уступает место Лавкрафту.

7. Глубоководные и Иннсмут

Расе глубоководных, впервые упоминавшейся в повести Лавкрафта «Тень над Иннсмутом», определено заметное место в творчестве писателя. Разумные человекообразные амфибии активно взаимодействуют с людьми и даже создают с ними семьи. Поклоняются они отцу Дагону и матери Гидре – младшим богам пантеона Древних, а также самому Ктулху.

В играх глубоководные встречаются часто, и тут можно в очередной раз вспомнить Alone in the Dark и Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth . Причем в «Зове Ктулху» был детально изображен и пропахший рыбой городок Иннсмут, и обитель глубоководных. Была даже возможность сразиться с Дагоном и Гидрой. А эпизод с бегством из гостиницы разработчики напрямую позаимствовали у Лавкрафта.

Отсылки на глубоководных можно найти и в первом «Ведьмаке», и в серии The Elder Scrolls . Например, в «Обливионе» есть квест «Тень над Хакдиртом». Городок Хакдирт уныл и неприветлив. На остановившегося в гостинице главного героя могут напасть местные жители, в городской церкви лежит библия Глубинных жителей, а из-под земли доносятся зловещие звуки дыхания обитающих в недрах чудищ-амфибий.

8. Аркхэм и Хребты безумия

Благодаря стараниям разработчиков, мы можем прогуляться по многим знаковым места, придуманным Лавкрафтом. Например, приключенческая игра Conarium , как и повесть «Хребты безумия», рассказывает о научно-исследовательской экспедиции в Антарктиду. Несмотря на смешанные воедино отсылки к разным произведениям писателя, большая часть игры проходит в знакомых по «Хребтам безумия» руинах и подземных туннелях, оставшихся на месте города неизвестной цивилизации.

Еще одну локацию из Conarium – Безымянный город в пустыне Руб-эль-Хали – согласно Лавкрафту когда-то населяла рептилоидная раса. Пустыня знаменита и тем, что автор Некрономикона Абдул Альхазред сочинил в ней знаменитые слова: «Не мертво то, что в вечности пребудет. Со смертью времени и смерть умрет». Обычно они ассоциируются с Ктулху и другими Древними.

Не менее яркие впечатления от виртуальной экскурсии можно получить в ролевой игре Stygian: Reign of the Old Ones . Ее события разворачиваются в придуманном писателем городе Аркхэме, что оказался затянут в мир Великих Древних. Здесь можно найти знакомые по книгам районы и пригороды, вроде кампуса Мискатоникского университета. Кстати, косвенной отсылкой на творчество Лавкрафта является название психиатрической лечебницы «Аркхэм» из мира Бэтмена.

9. Шамблер и Шогготы

Шамблер из Квейка также явно создавался под впечатлением от рассказов Лавкрафта, где он именуется Межпространственным бродягой. Согласно писателю, Бродяга «вечно испытывает голод и путешествует между измерениями в поисках пищи». С литературным прототипом игрового монстра роднит серо-белый цвет, острые зубы и неуемный аппетит.

Наиболее близкий к оригиналу образ Бродяги присутствует в Call of Cthulhu 2018 года, где чудище попадает в наш мир через картину художницы Сары Хокинс. В одной из сцен монстр вылезает из полотна в картинной галерее, а отбиться от него можно, вонзив в холст кинжал со Знаком Старших Богов. Кстати, творчество Сары Хокинс – отсылка к рассказу Лавкрафта «Модель для Пикмана».

Еще одним порождением фантазии писателя стали Шогготы – «бесформенные массы протоплазмы, способные принимать нужную форму». Когда-то они были созданы высокотехнологичной расой пришельцев, которую писатель назвал Старцами, но затем взбунтовались против своих творцов. Узнаваемые образы чудовищ можно найти в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth и в Achtung! Cthulhu Tactics . Причем, если в последней игре этих монстров можно победить, то в первой остается только спасаться бегством.

10. Наследие Лавкрафта

В детстве Лавкрафт плохо ладил со своими сверстниками, поскольку даже для обычных игр во дворе он стремился придумать сценарий. По словам самого писателя, он ненавидел играть и танцевать просто так – ему всегда нужен был сюжет. Именно внимание к сюжету и особая атмосфера книг позволила Лавкрафту оказать такое влияние на современную культуру. Причем даже в тех случаях, когда вроде бы нет повода говорить о прямых отсылках.

Один из ярких примеров – серия Dead Space , в которой погружающийся в пучины безумия инженер Айзек Кларк сталкивается с силой инопланетных Обелисков. Чуждые реликвии не только возвращают умерших к жизни в виде некроморфов, но и вызывают галлюцинации, приступы жестокости и суицидальные наклонности у окружающих. Можно вспомнить и недавний сурвайвал Fade to Silence , который также оставляет после себя лавкрафтовское «послевкусие». В этой игре мир вечной зимы раскинулся на развалинах прежней цивилизации, а наш персонаж слаб, и его одолевает некая сводящая с ума сущность. В довершение всего, в воздухе зависли луны, состоящие из щупалец и руин мегаполисов.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/27078
http://otvet.mail.ru/question/78465062
http://zen.yandex.ru/media/id/5a8196cddcaf8e30d3bd9d18/5d9649bc32335400aed2fbc3

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector