1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фонвизин, «Недоросль»: отзывы о произведении. Д

Фонвизин, «Недоросль»: отзывы о произведении

Комедия «Недоросль», отзывы о которой собраны в этой статье – самое известное произведение Дениса Фонвизина. Это социальный срез российского общества XVIII века, в котором рядом друг с другом уживаются чиновники и крепостные, дворяне и самозваные модные учителя.

Персонажи комедии

Отзывов комедия «Недоросль» получила множество, и в основном положительных. В центре повествования главный герой – Митрофанушка. Он – недоросль, то есть молодой дворянин, не получивший образования.

Рядом с ним его мать – госпожа Простакова, барыня-крепостница, которая управляет всем хозяйством: начиная от дворовых слуг, которых она не считает за людей, заканчивая собственными мужем. Она занимается и воспитанием Митрофанушки.

«Недоросль» Фонвизина, отзывы о котором представлены в этой статье – стандартная пьеса эпохи классицизма. Ее проблематика прямолинейна и очевидна. Автор осуждает дворянское воспитание, а также дикость провинциальных богачей.

Персонажи четко поделены на положительных и отрицательных. Чтобы у читателя не оставалось никаких сомнений, им даже даны говорящие фамилии. Простаковы и Скотинины – отрицательные герои, Стародуй олицетворяет житейскую мудрость в пьесе, Правдин – положительный персонаж. Со временем имена Простаковой и Митрофанушки стали нарицательными.

Яркие отрицательные персонажи и обеспечили успех пьесы. Об этом можно судить по отзывам о книге «Недоросль». А вот положительные герои получились маловыразительными, скорее резонерами, которые озвучивают авторскую точку зрения.

Создание произведения

Современники автора высоко оценили его юмор, живые и яркие диалоги. Большинство из них давали положительные отзывы о произведении Фонвизина «Недоросль».

Замысел пьесы родился у Фонвизина еще в 1778 году, когда он вернулся из Франции. За границей русский драматург занимался юриспруденцией, философией и исследовал социальную сторону жизни французов, подаривших миру основы просветительской доктрины.

Над «Недорослем» автор работал около трех лет. Окончил ее в 1782 году. Сохранился и ранний набросок пьесы под тем же названием, но с другими персонажами и иным сюжетом. В среде литературоведов его называют «Ранним «Недорослем». При этом до сих пор доподлинно неизвестно, принадлежит ли эта пьеса самому Фонвизину или его неизвестному предшественнику.

Сюжет пьесы

Даже по кратким отзывам о «Недоросле» можно составить представление об этой пьесе. В самом начале перед читателем появляется вздорная и жестокая госпожа Простакова, которая держит в страхе всех окружающих. Ее единственная слабость – 15-летний сын, которого зовут Митрофанушка. Это ленивый, чрезвычайно избалованный и глупый подросток. Ее супруг – классический подкаблучник. Он старается жить тихо и меньше попадаться на глаза жене, которая, при случае, может его и поколотить.

В первом действии в гости к главным героям приходит брат Простаковой Тарас Скотинин. Жестокий и при этом крайне глупый помещик. Он хочет договориться о свадьбе с Софьей. Женитьба ему нужна, чтобы заполучить деревни, которыми она владеет.

Сирота Софья живет у Простаковых – она их родственница. За Скотинина она не хочет выходить замуж. Спасение приходит внезапно – выясняется, что к ней едет из Сибири ее дядя Стародум, который назначает ее наследницей своего состояния. Узнав об этом, уже Простакова хочет женить на Софье своего Митрофанушку.

Милон и Софья

Сама же Софья любит Милона, которого не видела уже очень давно. Он стал офицером, а теперь ведет солдат через деревню Простаковых. Милон приходит к ним в гости и выясняет, что его возлюбленную насильно хотят выдать замуж.

В это время Скотинин нападает на Митрофанушку, в котором видит своего противника в борьбе за руку и сердце Софьи. Племянника и дядю с трудом разнимают.

Днем, по традиции, к Митрофанушке приходят его учителя – Цыфиркин и Кутейкин. Но Ленивый подросток не желает учиться. Даже угрожает матери, что утопится в реке, если она будет настаивать на этом.

Приезд Стародума

В третьем действии «Недоросля» к Простаковым заявляется Стародум. Софья обрадована. Тем более старик ей сообщает, что у него есть деньги, которых хватит, чтобы выдать ее за достойного человека, которого она выберет сама.

Внезапно Стародум видит, как Простакова избивает Скотинина за то, что он напал на Митрофанушку. Узнав Стародума, она тут же меняется в лице. Начинает притворяться доброй и миловидной женщиной. Но опытного человека не обмануть этим напускным лицемерием. Он уходит отдохнуть.

Между тем на страницах пьесы разворачивается один из самых забавных эпизодов пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». Отзыв многих читателей это подтвердит. Это урок Митрофанушки. Правда, он длится всего несколько минут, потому что Простакова хоть и желает, чтобы ее сын вырос умным и образованным, но старается его не переутомлять.

Решается судьба Софьи

В четвертом действии ключевой сценой становится разговор Софьи со Стародумом. В это время старик получает письмо, в котором один из его товарищей рекомендует в мужья Софьи достойного офицера.

Выясняется, что речь идет как раз о Милоне, в которого влюблена девушка. Тут же появляется и Милон, который представляется Стародуму. Старику нравится молодой человек, и он уверенно соглашается на этот брак. Всем в доме Простаковых он объявляет, что Софья отныне помолвлена.

Развязка сюжета

В заключительном действии этой пьесы происходит беседа Стародума с Правдиным. Это чиновник, который уже три дня живет у Простаковых. Он выполняет функцию наблюдателя. Правдин планирует принять меры против Простаковых, если они по-прежнему будут вести себя также жестоко с окружающими.

В это время в доме раздается крик. Простаковы хватаются за последнюю соломинку – они пытаются похитить Софью, чтобы насильно обвенчать ее с Митрофанушкой. Милону удается помешать их плану.

После этого скандала Правдин убеждается в своих худших подозрениях и объявляет Простаковым, что отстраняет их от управления имением. Его забирает под свою опеку государство. Митрофанушку отправляют служить в армию, а госпожа Простакова остается несчастной из-за того, что лишилась своего сына и власти над крестьянами.

Отзывы о пьесе

Отзыв о книге Фонвизина «Недоросль» в числе многих знаменитых литераторов оставил и А.С. Пушкин. В статье «Опровержение на критики» он утверждал, что «Недоросль» – это единственный из сохранившихся памятников народной сатиры, которым в свое время восхищалась не только императрица Екатерина, но и весь ее двор.

Читать еще:  Николай гаврилович чернышевский.

Отзыв о «Недоросле» оставил и знаменитый российский прозаик Николай Васильевич Гоголь. Он писал, что в этой комедии автор сумел ярко изобразить истинное человеческое зверство, причина которого в бесчувственном застое, который царит в отдаленных уголках России, в самом захолустье. Писатель подмечал, что все в этой комедии представляется чудовищной карикатурой и сатирой на русское. Но в тоже время в этом нет ничего карикатурного, потому что Фонвизин ничего не выдумывал, а брал впечатления из окружающей его действительности, которая такой и была на самом деле.

Виссарион Белинский в отзывах на «Недоросль» утверждал, что эта пьеса Фонвизина, как и «Бригадир», никогда не сойдет со сцены русского театра. По его словам, это прекрасная беллетристика, с помощью которой автор угадал, какие пороки нужно было изобразить в его время.

В отзывах на «Недоросль» Фонвизина Герцен подчеркивал, что успех этого произведения значительно превзошел успех предыдущей пьесы автора «Бригадир». Критик также считал, что оно навсегда сохранится в истории отечественной литературы, будет олицетворять русское дворянство, сильно перестроенное реформами императора Петра I.

Также хорошо известны выссказывания об этой комедии известного российского историка Ключевского В.О. Он называл ее точным зеркалом, в котором Фонвизину удалось подметить русскую действительность, взглянув на нее трезвым взглядом, не омраченным никакими розовыми стеклами. Ключевский с большим вниманием писал отзыв о «Недоросле» Фонвизина, в котором подчёркивал, что автор взял своих героев из обычного житейского омута, который окружал каждого в то время.

Рецензии на книгу Недоросль

Последний раз читала «Недоросль» ещё в школе, теперь решила освежить впечатления. И эта пьеса для меня по-прежнему одна из самых любимых! Как же остёр на язык был Фонвизин! Невероятно искусно он передаёт быт не слишком умных дворян, их привычки, стиль речи, тонко, а порой и явно, высмеивает их невежество. Несмотря на то, что пьеса написана в 18 веке, многое из происходящего в ней актуально по сей день.

Итак, мы знакомимся с семейством дворян Простаковых, которые, особенно мать, души не чают в своём 16-летнем сыне Митрофане. А Митрофанушка-то и кушать не желает, подумаешь, всего «солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть». А тут ещё и над ученьем голову поломать приходится! Ведь нынче время такое, без образования никуда. Но Митрофанушка молодец, всего лишь третий год над дробями бьётся, уж какое блестящее будущее его ждёт! Да вот неувязка: не хочет молодой человек учиться, как и положено примерному дворянину, а хочет жениться, вот и предстоит Простаковым подыскать сыну достойную невесту, да чтоб приданое у неё в большом размере имелось. Ну а на такого молодца как не посмотреть? Только свистни, куча невест понабежит!

Чтением этой комедии я действительно наслаждалась, не часто у писателя получается рассмешить меня до слёз. Но в то же время пьеса наполнена мудрыми замечаниями (например, рассуждения Стародума), которые делают её поучительной.

Можно сказать, герои делятся на два лагеря: отрицательные (глупые, необразованные, жестокие, грубые) и положительные (умные, интеллигентные, благородные). К первым относятся, например, Простаковы, Митрофан, Скотинин, а ко вторым — Софья, её дядюшка Стародум, Правдин, Милон. На их противостоянии создаётся интрига, хотя, конечно, понятно, какая сторона одержит верх.

Очень рада, что смогла перечитать «Недоросль» и вновь испытать те же яркие эмоции! Для меня классика никогда не устареет.

«Недоросль» — это одна из моих любимейших комедий русских классиков. Написанное Денисом Фонвизиным в 1781 году произведение не теряет своей ценности и в наше время, потому что проблемы, выявленные в нём, актуальны во все времена.

Во-первых, комедия увлекает своей динамичностью — я проглотил её буквально за один вечер. Это, несомненно, большая заслуга Фонвизина.
Во-вторых, «Недоросль» привлекает простотой своих героев, характер которых можно уяснить просто из фамилий: Простаков, Скотинин, Правдин и т.д.
И в-третьих, возможность задуматься о таких проблемах как крепостное право, истинное благородство и отвага, на таких простых примерах, понятных каждому.

Как понятно из названия, в комедии отведено место и для недорослей — молодых дворянинов, не получивших письменного подтверждения о полученном образовании. К сожалению, таких Митрофанушек и в наше время полным-полно, и с этим точно что-то надо делать.
Также мне очень понравился стиль письма автора. Сначала было непривычно читать, восемнадцатый век, всё-таки, но потом стало понятно, что не будь стиль написания таким, какой он есть, не было бы и, в принципе, «Недоросля»: пропал бы тот особый шарм.

Таким образом, я считаю, что с этим произведения нужно ознакомиться каждому, и каждый вынесет из него что-то своё, что-то, что определённо пойдёт ему на пользу. Один вечер в уютной постели того стоит.

Внимание: данная рецензия содержит спойлеры. Показать?

Я думаю, что данное произведение в представлении не нуждается, так как является частью школьной программы по литературе. Ничего нового добавить не могу, но с охотой поделюсь своим мнением и полученными впечатлениями.
Недоросль. О чём нам говорит название? Казалось бы, это произведение повествует об избалованном мальчике-подростке, который не отличается ни умом, ни талантом. Однако, прочитав ещё немного, мы можем заметить появление новых сюжетных линий. Автор ярким образом описывает характер и личностные особенности героев. Особое внимание я уделила фамилиям героев, которые являются своеобразным описательным элементом.
Простаков. Эта фамилия, на мой взгляд, сходна со словом «простой», что и является одной из черт характера данного героя. Также на протяжении всего произведения он всё время потакает своей жене. «При твоих глазах мои ничего не видят», — сказал он ей однажды.
Г-жа Простакова. Вовсе не такая простая, как говорит её фамилия. Несмотря на то, что главой семьи является Простаков, все дела в семье решает именно она — исходя из этого, можем назвать её особой решительной и властной. Она ловко подчиняла себе не только слуг, но и мужа.
Митрофан. Имя имеет греческое происхождение. В переводе означает «матерью явленный», «подобный матери». И действительно, в произведении мы можем видеть, что Митрофан был подобен своей матери: такой же ленивый и необразованный.
Скотинин. Тут и рассуждать не стоит о том, каким является данный герой 🙂 Корыстный, ищет выгоду только для себя. Для него важнее всяких чувств деньги и богатство.
Из всех перечисленных выше героев никто не вызывает у меня симпатии, так как в них, пожалуй, больше отрицательных качеств, нежели положительных. Перейдём теперь к другой категории героев.
Софья. В этом имени можно услышать нежность и лёгкость — такой и является эта героиня. Она мечтает о большой и настоящей любви. Добрая и милосердная, легко прощает все причинённые ей обиды, так как старается тратить время только на тех, кто достоин этого. Можно также добавить, что Софья является типичным положительным героем: ей чужды какие-либо порочные качества.
Милон. Именно так зовут настоящую любовь Софьи. Это тот человек, который также бескорыстно и чувственно, как и Софья, может любить. На мой взгляд, они очень похожи друг на друга, именно поэтому автор решил связать их судьбы воедино.
Правдин. Думаю, здесь легко догадаться, что это тот тип человека, который жаждет утверждение справедливости, так сказать, «борец за правду». Он также, как и другие положительные герои, переживал за Софью и старался ей помочь, отчего он не может не вызывать симпатии к себе.
И, наконец, пришло время для описания, пожалуй, моего самого любимого героя, Стародума. В его фамилии можно обнаружить сразу два скрытых слова: «старый» и «думать», что непременно говорит о нём, как о человеке мудром и рассудительном. Больше всего в этом произведении меня впечатлили его образ мыслей, его позиция. Такие, казалось бы, простые истины были преподнесены таким трогающим сердце языком. Такие незамысловатые, но при этом идеально подходящие к жизненным ситуациям сравнения не могли не обратить на себя внимания.
Чтобы подвести итог, могу сказать, что произведение не вошло в список «очень впечатливших меня творений», но при этом многие моменты в нём заставляют задуматься. Произведение я бы отнесла к поучительным, так как оно учит нас различать добро и зло, добронравие и несправедливость, учит нас понимать, что образование важно, а душа ещё важнее.

Читать еще:  Сеть учреждений культуры в рф. Клуб или Дом культуры

Д. И. Фонвизин, «Недоросль»: отзывы

Изучив во Франции юриспруденцию и философию, ознакомившись с передовыми просветительскими доктринами классицизма, Денис Фонвизин в конце 1778 года вернулся в Россию и вылил все свои впечатления в комедию, над которой работал ещё около трёх лет, — «Недоросль». Отзывы это произведение стало получать моментально, и далеко не все они несли автору благость. Впрочем, уже более двухсот лет «Недоросль» является кладезем афоризмов для каждого нового поколения, а отзывы о нём всё так же разнообразны — от неподдельного восхищения до полного непонимания.

Кто такой недоросль

Само слово это — «недоросль» — в настоящее время употребляется именно с таким значением: невежда, неуч, лентяй. А в веке восемнадцатом дворянин, который не получил письменный диплом (удостоверение) от домашнего учителя о своей выучке, — это и был недоросль. Отзывы в обществе о таких людях были в основе своей отрицательными, их не принимали на государственную службу даже совершеннолетними.

В брак они вступить не могли, потому что получить специальные разрешительные документы — венечную память — можно было только по достижении взрослых лет. «Не хочу учиться, а хочу жениться!» — заявлял Митрофанушка. Фонвизин собрал в своей комедии целый паноптикум исключительно смешных героев, которые принадлежали к самым разным социальным слоям общества.

Герои комедии

Здесь выведены автором на всеобщее удивление и госслужащие, и дворяне, и слуги, и крепостные, и модные учителя. Особенно выпукло показана мать Митрофанушки – барыня строгая, даже жестокая крепостница, госпожа Простакова. Но интереснее всех, конечно же, сам Митрофанушка (тоже имя, ставшее нарицательным) — тот самый недоросль. Отзывы о мастерстве Фонвизина оставили все великие писатели будущего, включая Пушкина, Гоголя, Белинского, Герцена.

Простакова управляла всеми и всем: хозяйством со слугами-дворовыми, которых она и за людей-то не считала, собственным мужем, которого даже и поколачивала, и образованием Митрофанушки, своего сына-недоросля. Отзывы современных школьников говорят, что эта женщина просто от природы злая. Она от природы не только злая. Она жестокая, потому что считала брань и драку своей обязанностью: «Тем и дом держится». К тому же крайне глупая и невежественная. Разрешала же она сыну ничего не знать. Главное, чтобы аппетит не пропадал.

Проблематика

Как почти все пьесы, писанные в эпоху классицизма, и эта достаточно прямолинейна по проблематике, осуждает традиции дворянского воспитания, злонравие, дикость. Как в произведениях французских классиков той поры, персонажей очень легко поделить на отрицательных и положительных, даже ещё не начав чтение самой пьесы, поскольку читателю обо всём рассказывают «говорящие» имена и фамилии: Софья — мудрость, Митрофан — явление матери, Правдин и Скотинин, Простаков, Кутейкин, Вральман, Цыфиркин, Милон и Стародум.

Причём отрицательные персонажи получились особо яркими, выпуклыми и запоминающимися, в этом весь спектакль «Недоросль». Отзывы отмечали несравнимую их популярность у публики, в то время как положительные персонажи стали, скорее, рупором для авторского участия и его точки зрения. Однако живостью диалогов, юмором, разбором текста на цитаты, которые быстро стали пословицами, равных не было комедии Фонвизина «Недоросль». Отзывы о произведении со стороны властей, однако, благосклонными не оказались.

Репрессии

Фонвизину навсегда запрещено было публиковать свои записи. Даже научные работы, касающиеся античности, напечатать не разрешили, так напугал дворянство этот «Недоросль». Отзыв о книге (переводы Тацита) был дан Екатериной Второй однозначно — книгу запретили, как и журнал «Стародум», который Фонвизин захотел впоследствии издавать. Как ему удалось добиться постановки этой комедии в театрах — это удивительно. Конечно, это было связано с огромными и многими трудностями. В 1782 году в Петербурге был получен решительный отказ.

В этом же году в Москве — тоже. Цензоры театров пугались смелости многих реплик. Честно говоря, и сейчас испугались бы, если у какого-либо автора получилось бы произведение такой обличительной силы, какой явилась комедия Фонвизина «Недоросль». Отзыв наверняка был бы тем же. Однако правдами и неправдами постановку удалось пробить сначала в Петербурге, в Вольном российском театре Карла Книппера, затем в следующем году — в Москве.

Театр в Петербурге

В восемнадцатом веке тоже существовал PR в своём роде. Артисты, прочитавшие пьесу, повсюду о ней рассказывали, не касаясь действия, но с таким восторгом, что первая же постановка собрала просто невиданные никогда толпы народа. Театр был переполнен. Стародума исполнял сам Дмитриевский, который принимал деятельное участие в рекламе этой комедии.

Участвовали и другие знаменитости — Гамбуров, Крутицкий, Рахманов. С первых же реплик публика принялась хохотать, аплодировать и метать кошельки на сцену. Ни одна из ранее ставившихся здесь пьес не имела такого успеха, как «Недоросль». Отзыв о произведении был единодушен — это шедевр. Но театр почти сразу был закрыт властным повелением.

Читать еще:  Терраформеры. Терраформирование

Театр в Москве

В Москве комедия игралась в театре Медокса, и успех был так же огромен. Затем восхищённое московское студенчество воплотило на своей сцене комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль». Отзыв о постоянно повторяющемся и все так же вызывающем смех спектакле постоянно распространялся. Появилось множество любительских постановок.

Слава автора быстро дошла до самой императрицы на его беду. Екатерина Великая, как впоследствии Гоголь (который, кстати, в своё время играл в этом спектакле роль госпожи Простаковой), сочла это произведение карикатурой на русскую жизнь. Реакция была изложена выше: запретить печатать от Фонвизина всё. И навсегда. Театр в Петербурге, осмелившийся первым поставить эту пьесу, был немедленно закрыт.

Потомки

Изучалась эта комедия во все последующие времена. Даже собраны исторические анекдоты, связанные с её постановками, их набралась целая книга. Например, после премьеры подходит к автору князь Потёмкин (по другой версии сам Державин) и говорит: «Умри, а не напишешь лучше, чем твой «Недоросль»!» Отзывы о книге с пьесой Фонвизина оставляют и наши современники.

Язык комедии восемнадцатого века в основе своей, конечно, кажется архаичным, но всё так же восхищают цитаты, ставшие пословицами. И со сценических площадок эта пьеса не сойдёт никогда, поскольку всегда актуальными будут человеческие пороки, которые так мастерски высмеял Фонвизин.

О правильном воспитании

Даже назвал он эту комедию в связи со специальным указом Петра Первого, который велел всем дворянским детям обязательно получать образование, иначе не могут служить, поскольку к взрослой и сознательной деятельности они не готовы. Именно порочность воспитания дворянских детишек при крепостном праве и является основной проблемой, поднятой автором в комедии «Недоросль».

Краткий отзыв можно составить именно в этом ключе: воспитание — залог нравственного облика молодого поколения. Нельзя доверять обучение детей кому попало: нянькам-крепостным, дьячкам недоучившимся, иностранцам-самозванцам и неучам. А Простаковы и Скотинины могут дать обществу только Митрофанушек, именно это и говорится в комедии Фонвизина «Недоросль».

Отзывы

О книге писали отзывы все самые светлые умы России. Александр Сергеевич Пушкин назвал комедию единственным памятником народной сатиры в статье «Опровержение критики». Он Фонвизиным восхищался и очень высоко ставил его литературное мастерство. Николай Васильевич Гоголь говорит о том, что написанное в комедии только кажется чудовищной карикатурой на всё русское, а на самом деле ничего карикатурного там нет, поскольку живьём взято с природы и знанием души проверено.

Виссарион Григорьевич Белинский писал, что «Недоросль» навсегда останется в истории русской литературы и в библиотеках порядочных людей. Он не считал эту пьесу комедией в художественном значении (в комедиях классицистов обычно интрига не касалась социальных протестов, обычно это была любовная линия, всё было гораздо легче выстроено по сюжету, а у Фонвизина, несмотря на искромётный юмор, тема вырисовывается слишком серьёзная). Белинский считал, что такие прекрасные произведения являются драгоценными свидетельствами общественной жизни своего времени.

О смешном

Очень много писал о комедии Фонвизина Василий Осипович Ключевский, всегда с восторгом. Называл он эту пьесу бесподобным зеркалом русской действительности, где всё показывается просто и непосредственно, в упор, без очков и тем более бинокля, без преломленного точками зрения взглядом, с полной безотчётностью воспроизведённого художественного понимания. Герои пьесы взяты из житейского омута, и Фонвизин не прикрыл их литературностью, не окультурил, показал прямо в чём взял, с неурядицами отношений, с неприбранными инстинктами и интересами, как будто на время из-под полицейского надзора освободил, да и вернул их туда же в конце произведения.

Это не комедия лиц, это комедия положений, по словам Ключевского. Потому что все действующие лица комичны, однако ничуть не смешны. То есть комичны они как роли, а как люди вовсе нет. На сцене такие персонажи забавляют, но очень огорчают и тревожат, если встретишь их вне театра, в обществе или дома. Это невежество, эта поверхностность образования, эта дворянская лень и прочие качества, показанные и смешные в комедии, никогда не могут быть смешными в жизни.

Литераторы об авторе

Александр Петрович Пятковский писал в статье, вошедшей в книгу о Фонвизине, что один из персонажей пьесы — Стародум — кажется ему самим Фонвизиным. На самом деле, он не ретроград, упивающийся воспоминаниями о добрых старых временах, и не брюзга, который с ужасом смотрит на развитие мысли своего века. Стародум (он же Фонвизин) восхищается питомцами петровского времени, которые смогли поднять свою страну на новые высоты.

В этом особенно хорошо видно влияние идей современных автору французских писателей, которые не любили выдумывать какие-то искусственные образы, им подсказывала сама жизнь, она же руководила и талантом Фонвизина. То что Фонвизин писал неприкрытую правду, ничего не приукрашивая, не гиперболизируя, видно и из других источников. Нравы русского дворянства восемнадцатого века подтверждены в десятках подобных указаний — это мемуары, это сатирические журналы того времени. Свидетельств — масса. Но никто не смог сделать их такими гениально доходчивыми.

Круг вопросов

Фонвизин в своей комедии ответил на все вопросы, которые обозначило его время, которые волновали передовых людей. Это общественный строй и государственный, это гражданские обязанности каждого члена общества, это крепостное право, это воспитание детей и, собственно, брак и семья. Ближайший из предшественников Пушкина и Гоголя смог поднять литературный язык на небывалую высоту, разнообразить его, оснастить своих героев свойственной каждому интонацией и собственным словарём.

Пусть положительные герои у него получились несколько схематичными и не настолько индивидуализированы, как отрицательные – они тоже очень хорошо передают образ мыслей и понятия людей благонамеренных. Стародум напрямую излагает самые заветные идеи автора, позиционирует себя врагом продажности екатерининских вельмож, которые получали чины и поместья за подхалимство и лесть. Впервые на сцене показано, насколько отличается от такого паразитизма обыкновенное трудолюбие.

Социальное и художественное

Крепостное право напрямую не осуждается автором, но насилие и гнёт им показаны, то есть крепостные порядки уже отрицаются. Разнообразно и интересно отображены и лица из низов — не по традиции французов (у них простаки на сцену выходят только для забавы публики, здесь же они необычайно живы и вызывают либо сочувствие, либо негодование).

Словом, художественные достоинства комедии Фонвизина «Недоросль» несомненны, они будут иметь ничуть не меньшую ценность и в самые далёкие будущие времена. Блистательный и смелый сатирик, творец «Недоросля» останется одним из основоположников русской словесности, замечательным политическим писателем и воистину великим русским просветителем.

Источники:

http://www.syl.ru/article/347322/fonvizin-nedorosl-otzyivyi-o-proizvedenii
http://readly.ru/book/30617/reviews/
http://fb.ru/article/363390/d-i-fonvizin-nedorosl-otzyivyi

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector