0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фонвизин денис иванович. Денис фонвизин

Фонвизин, Денис Иванович

знаменитый писатель екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии

Дени́с Ива́нович Фонви́зин (Фон-Визин, фон Ви́зен 3 [14] апреля 1745, Москва — 1 [12] декабря 1792, Санкт-Петербург) — русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.

Содержание

Биография

Фамилия Фон-Визен или, с русифицированным окончанием, Фон-Визин (нем. von Wiesen ) писалась в XVIII веке в два слова или через дефис; это же правописание сохранялось до середины XIX века. Написание «Фон-Визин» использовал автор первой крупной биографии Фонвизина П. А. Вяземский. Слитное написание установлено литературоведом второй половины XIX в. Н. С. Тихонравовым, хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русской».

Денис Иванович Фонвизин происходил из рыцарского рода, вышедшего из Ливонии при Иване Грозном, давшего России несколько поколений служилых дворян. Сын Ивана Андреевича Фонвизина, образ которого позже воплотил в своём любимом герое Стародуме в своём произведении «Недоросль».

В 1755—1760 годах он учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года — на философском факультете университета. В 1760 г. в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург. Здесь он познакомился с Ломоносовым, с основателем русского театра А. П. Сумароковым и впервые увидел театральное представление, первой пьесой была пьеса датского писателя Гольберга «Генрих и Пернилл». В 1761 году по заказу одного из московских книгопродавцов Фонвизин перевёл с немецкого басни основоположника датской литературы Людвига Гольберга. Всего Фонвизин перевёл 228 басен. Затем, в 1762 году, он переводит политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого «Телемака» Фенелона, трагедию Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия, в 1769 году сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион». Любимым его писателем был Руссо. Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Её персонажи — прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка — с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.

Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция. Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского.

Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине, под началом которого служил и Лукин. Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице, автор был приглашён в Петергоф, после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным. В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». «Рассуждение…» содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

В 1777—1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции. Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову. Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции — торговлю и промышленность.

Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 — начало 1783 гг.). Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина — будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачевщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование — введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана, занимает центральное место.

Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжелую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений — комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание». Умер Фонвизин в декабре 1792 г. и похоронен в Александро-Невской лавре. Накануне смерти он познакомился с И. И. Дмитриевым, оставившим воспоминания о последнем вечере Фонвизина.

Значение

Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.

«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», — отмечал А. И. Герцен [1] .

Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».

Читать еще:  Телепрограмма на новый год по телевизору.

Библиография

  • Издания произведений Фонвизина:
    • «Сочинения, письма и избранные переводы Фонвизина» (СПб., 1866, под ред. П. А. Ефремова, с биографией, составленной А. П. Пятковским);
    • «Первое полное собрание сочинений Фонвизина» (М., 1888);
  • Материалы к биографии и творчеству:
    • Кн. П. А. Вяземский, «Фонвизин» (СПб., 1848; «Полн. Собр Соч. кн. Вяземского», т. V, Факсимильное воспроизведение в pdf);
    • Н. С. Тихонравов, «Материалы для полного собрания сочинений Фонвизина, под ред. Л. Н. Майкова» (СПб., 1894);
    • A. И. Незелёнов, «Литературные направления в Екатерининскую эпоху» (СПб., 1889);
    • С. А. Венгеров, «Русская поэзия» (т. 1; здесь напеч. составляющее величайшую библиографическую редкость шуточное стихотворение «Чортик на дрожках»; это стихотворение помещено также в «Материалах» Тихонравова, который сомневается, однако, в достоверности его принадлежности Фонвизину);
    • И. Н. Жданов, «Фонвизин» (в «Русском Биографическом Словаре»; полная библиография).
    • А. Л. Штейн, «Д. И. Фонвизин: 1745—1792: Очерк жизни и творчества.» (М., 1945).
    • Станислав Рассадин. Умри, Денис, или Неугодный собеседник императрицы. (История жизни и творчества Дениса Ивановича Фонвизина). М., «Текст», Серия «Коллекция», 2008.

Адреса в Санкт-Петербурге

Лето 1773 — 11.1774 года — Большая Садовая улица, 26.

Увековечивание памяти

  • В Москве имеется улица Фонвизина, названная так в честь драматурга. Улицы Фонвизина есть также в Запорожье, Харькове и Херсоне.

Образ Фонвизина в литературе

  • Фонвизин упоминается, без обозначения имени, в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»:

— Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена! — отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.

  • Фонвизин упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в строфе о русском театре:

  • С именем Фонвизина связан известный исторический анекдот о фразе Умри, Денис, лучше не напишешь.
  • Старообрядцы полностью включили в свое сочинение «Век осьмый» текст сатиры Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» без названия и, в традиции русских летописей, без ссылки на автора (Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 43).

Примечания

filolog/herzen/texts/htm/herzen07.htm

  • В академических изданиях — «смелый властелин», хотя исследования последнего времени (М. И. Шапир) показывают, что практически наверняка слово «смелой» относится к слову «сатира»
  • Денис Фонвизин

    Биография

    Денис Фонвизин – русский писатель, переводчик, драматург и публицист, секретарь главы русской дипломатии Никиты Панина. Вместе с тем стал создателем национальной бытовой комедии, представитель русского классицизма. Прославился благодаря произведению «Недоросль».

    Детство и юность

    Денис Иванович родился в Москве в апреле 1745 года в семье старинного немецкого дворянского рода, представители которого в середине 16 века прибыли из Германии в Россию. Отец будущего писателя покинул военную службу в звании майора, имел скромный доход. Несмотря на немецкие корни, кроме русского языка, в детстве мальчик не знал никакого другого, поэтому немецкий изучал уже в школе. В отличие от других русских дворян, французский язык учил, уже будучи взрослым.

    Портрет Дениса Фонвизина

    В семье Фонвизиных царила патриархальная обстановка, начальное образование Денис получал дома, как и остальные 7 детей этой семьи. В 10-летнем возрасте стал одним из первых, кто поступил на учение в дворянскую гимназию при Московском университете. Его тяга к литературе уже тогда была сильно заметна.

    Отучившись 5 лет, Денис поступает на философский факультет вуза. Вместе со своим младшим братом Павлом в числе других лучших гимназистов мальчики отправляются в Петербург. В ходе этой поездки он завел знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, а также Александром Сумароковым, который в то время являлся первым руководителем Русского театра. Кроме того, во время поездки Денис впервые в жизни посетил театр, где смотрел постановку пьесы «Генрих и Пернилл».

    Денис Фонвизин в молодости

    Во время учебы молодой человек часто переводил статьи для университетских журналов, а с 1761 года занимался этим профессионально. Московский торговец книгами заказал у Фонвизина перевод басни Хольберга, а еще через год мужчина переводит произведения Вольтера «Альзира или американцы», роман «Геройская добродетель, или жизнь Сифа, царя египетского» и другие книги. В последующие годы жизни ему еще не раз приходилось заниматься переводами произведений разных писателей.

    Параллельно с этим в 18 лет юноша устраивается на государственную службу к императрице Екатерине, а точнее секретарем кабинет-министра Елагина. А спустя 6 лет переходит на службу в качестве личного секретаря к графу Панину, у которого впоследствии стал доверенным лицом.

    Литература

    Одновременно с тем, как Фонвизин переводил литературу, стали появляться первые произведения писателя, которые носили резкие сатирические тона. Уже в 1760 году одно из них выпустили в печать. А через 8 лет на суд читателей была представлена сатирическая комедия под названием «Бригадир».

    Созданная пьеса вызвала общественный резонанс, и, хотя книги писателя, как и биография, еще не были известны, мужчину вызвали в Петергоф. Он лично читал комедию императрице Екатерине II. «Бригадир» возымел небывалый успех, по книге создавали сценические постановки, которые долго не сходили с афиш.

    Портрет Дениса Фонвизина

    После этого были и другие чтения, которые помогли писателю сблизиться с воспитателем Павла I – графом Паниным, а с 1769 года литератор стал у него служить. При этом продолжал развивать свое творчество, всегда много работал и создавал новые литературные шедевры.

    В 1777 году Денис Иванович отправляется за границу и следующие полтора года живет во Франции. В 1779 году, вернувшись в Россию, мужчина становится советником канцелярии при секретной экспедиции и одновременно занимается переводом книги «Та-Гио».

    Книги Дениса Фонвизина

    В 1778 году, после возвращения из Франции, Фонвизин начинает работу над произведением «Недоросль» и заканчивает ее написание в 1782-м. Сегодня эта книга входит в обязательную программу современных школьников. В 18 веке словом «недоросль» называли молодых людей дворянского происхождения, не имеющих образования. Их не брали на службу и не выдавали документ, который бы разрешал вступление в брак.

    Главными персонажами книги стали боярыня-крепостница, госпожа Простакова, и ее сын-недоросль Митрофанушка. Пьеса получилась прямолинейной по проблематике, но не только это стало причиной популярности книги. Произведение полюбилось читателям из-за запоминающихся ярких образов отрицательных героев, тонкого юмора, живости диалогов, которые сегодня используют как афоризмы.

    Персонажи комедии Дениса Фонвизина «Недоросль»

    На начало 1783 года пришелся выход книги «Рассуждение о непременных государственных законах», это произведение было признано одним из лучших в русской публицистике. Оно предназначалось будущему императору Павлу Петровичу.

    В том же году писатель решает отправиться в путешествие по Европе, однако через 2 года у него случается первый апоплексический удар, а еще через 2 года мужчина возвращается на родину. Несмотря на паралич, покинув службу, мужчина до конца дней занимается любимым делом. Но последнее 5-томное собрание сочинений встречает резкое неодобрение со стороны Екатерины II, которая запрещает Фонвизину издавать книгу.

    Читать еще:  Зеленый флаг с синим крестом

    Портрет Дениса Фонвизина

    В свой последний период жизни мужчина писал в основном статьи для журнала. Также его библиография пополнилась несколькими драматическими произведениями, среди которых «Разговор у княгини Халдиной», комедия «Выбор гувернера», опубликованная только в 1959 году, и автобиография «Чистосердечное признание».

    Интересным фактом из биографии Дениса Ивановича является то, что при жизни мужчину считали франтом. Он тщательно следил за внешним видом, предпочитал обувь с большими пряжками, носил сюртук из соболя и украшал одежду живыми цветами.

    Личная жизнь

    О личной жизни прославленного писателя зачастую известно то, что сам он счел нужным отразить в автобиографическом произведении. В «Чистосердечном признании» рассказано, как молодой Фонвизин, будучи 23-летним юнцом, влюбился в Приклонскую Анну. Как он сам описывал в книге, женщина пленила его разум, своими достоинствами она тронула сердце мужчины и до конца дней поэта не выходила из его мыслей.

    Документальный фильм о Денисе Фонвизине

    Женщина была начитана, умна, склонна к литературе и прекрасно пела. Несмотря на все внутренние качества, она не отличалась красотой, но это не волновало Фонвизина, ведь он тоже имел заурядную внешность, о чем свидетельствуют портреты писателя. Он даже посвятил один из переводов этой женщине, написав в посвящении:

    «Ты одна всю вселенную для меня составляешь».

    Анна отвечала Денису Ивановичу взаимностью, однако не могла полностью отдаться чувствам, поскольку была замужем, чувство долга не позволяло совершить ошибку. Фонвизин был вынужден смириться, что не сможет в полной мере обладать любимой женщиной.

    Женился писатель немного позднее. С будущей женой познакомился на службе, когда по поручению императрицы вел одно запутанное судебное дело вдовы поручика по фамилии Хлопов.

    Статуя Дениса Фонвизина на памятнике «Тысячелетие России»

    В ходе работы Фонвизину приходилось много контактировать с Катериной Хлоповой, и женщина влюбилась без памяти, что было заметно для окружающих. На последнем заседании суда мужчину даже обвинили, что он защищает свою любовницу, а в ответ Фонвизин заявил, что женится на ней, и сдержал обещание.

    Детей у Фонвизиных не было, но писатель обрел надежного друга, помощника и поддержку в лице хрупкой Катерины. Когда Дениса Ивановича разбил паралич, он утратил способность говорить и не мог управлять рукой, верная супруга была ему как нянька. Тогда мужчине было чуть больше 40 лет, и Катерине удалось его выходить. Но спустя несколько лет паралич снова сковал тело мужчины, однако он не переставал писать до последнего своего дня. А его жена все это время находилась рядом, помогала и ухаживала за Денисом Ивановичем.

    Смерть

    В последние годы жизни Фонвизин сильно болел, после второго апоплексического удара мужчина почти полностью потерял подвижность, с трудом передвигался, но не прекращал работать.

    Могила Дениса Фонвизина

    Смерть Дениса Ивановича наступила в конце 1792 года в Петербурге, мужчина погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

    В память о великом писателе улицы в разных городах России названы именем Дениса Фонвизина, а в 2016 году в московском метрополитене открыли новую станцию – Фонвизинскую. В Великом Новгороде фигура мужчины присутствует в скульптурной группе «Писатели и художники» на памятнике «Тысячелетие России».

    Об авторе

    Денис Иванович Фонвизин [3(14).4.1743 или 1745, Москва — 1(12).12.1792, Санкт-Петербург] — русский драматург-сатирик екатерининской эпохи, автор первых выдающихся русских комедий, переводчик, журналист, эпистолярист и мемуарист.

    Родился в богатой дворянской семье. Отец писателя, Иван Андреевич — потомок ливонских рыцарей, перешедших в русскую службу при Иване Грозном. Мать, Екатерина Васильевна, происходила из старинного знатного рода (дочь адмирала В. А. Дмитриева-Мамонова). При открытии Московского университета в 1755 г. Фонвизин поступил в Университетскую гимназию; вместе с ним учились его брат П. И. Фонвизин, И. Ф. Богданович, Н. И. Новиков, С. Г. Домашнев (будущий директор Петербургской академии наук).

    Во время обучения в Университетской гимназии Фонвизин начал выступать как переводчик. Его первым печатным трудом стал перевод с немецкого языка прозаических «Басен нравоучительных» датского просветителя Л. Голберга (1761; 2-е изд., 1765, с прибавлением 42 басен). По-видимому, к 1761 г. следует также отнести начало работы Фонвизина над стихотворным переводом трагедии Вольтера «Альзира, или Американцы» (завершен в 1763 г.). По совету своего гимназического преподавателя И.-Г. Рейхеля Фонвизин перевел популярный в Европе и вызвавший большой интерес масонов политический роман Ж. Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского» (М., 1762—1768. Ч. 1—4; первые три части переведены с немецкого, последняя — с французского). Второе издание перевода, предпринятое Новиковым в 1787—1788 гг., было конфисковано в 1794 г. «за свои новые и странные мысли».

    В июне 1762 г. Фонвизин был произведен в студенты, а в июле того же года подал прошение о приеме на службу в Коллегию иностранных дел. В конце октября 1762 г. поступил на службу переводчиком с чином поручика; по рескрипту от 16 декабря 1762 г. был отправлен за границу с первым дипломатическим поручением.

    Летом 1763 г. Фонвизин переехал в Петербург, где издал переведенную им с французского языка книгу Ж.-Ж. Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора» (СПб., 1763). Высочайшим указом от 7 октября 1763 г. Фонвизин, продолжая числиться при Иностранной коллегии, был определен секретарем к кабинет-министру И. П. Елагина и лоставался в этой должности до 1769 г. Сблизившись с литературно-театральным кружком Елагина, куда входили драматурги В. И. Лукин, Б. Е. Ельчанинов и др., Фонвизин стал сторонником «склонения на русские нравы» пьес иностранных авторов. Пьеса Фонвизин «Корион» (переделка драмы Ж.-Б. Грессе «Сидней») ставилась на Придворном театре 10 ноября и 29 декабря 1764 г.

    Из сохранившихся стихотворных сатир Фонвизина, написанных в 1760-е годы и распространявшихся в списках, наиболее значительным было «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» — сатирическое произведение оригинального жанра, опиравшееся на традиции русской басни и сатиры, а также западноевропейской ироикомической поэмы. Впервые «Послание к слугам моим. » было напечатано в составе книги Ф.-Т.-М. де Бакюлара д’Арно «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» (СПб., 1769), переведенной на русский язык Фонвизиным. Очевидно, к 1760-м годам относятся стихотворное «Послание к Ямщикову» и сатира «К уму моему» — не завершенные автором или дошедшие до нас в отрывках.

    Переводу поэмы в прозе П.-Ж. Битобе «Иосиф» (1769) Фонвизин предпослал рассуждение о соотношении русского и церковнославянского языков. Ориентируясь на опыт В.К. Тредиаковского, Фонвизин заявлял, что «в переводе таких книг, каков “Телемак”, “Аргенида”, “Иосиф” и прочие сего рода, потребно держаться токмо важности славенского языка, но притом наблюдать и ясность нашего».

    В конце 1760-х годов под влиянием общественного оживления, связанного с политическими спорами вокруг Комиссии для сочинения проекта нового уложения (1767—1769), Фонвизин пришел к замыслу оригинальной русской сатирической комедии. Первым образцом в этом роде явилась его комедия «Бригадир» (завершена в первой половние 1769 г., впервые поставлена 19 августа 1772 г., с 1780 г. регулярно представлялась в Санкт-Петербурге и в Москве, опубликована в 1790 г.). Н. И. Новиков писал, что в этой комедии «острые слова и замысловатые шутки рассыпаны на каждой странице. Сочинена она точно в наших нравах». Вместе с тем, создавая «Бригадира», Фонвизин следовал традициям классицизма, что сказалось в четком делении персонажей на добродетельных и порочных, в схематическом подчеркивании одной черты характера в каждом персонаже, а также в соблюдении единств времени и места.

    Читать еще:  Гоголь. Его жизнь и литературная деятельность (А

    По предложению графа Н. И. Панина, высоко оценившего комедию, в декабре 1769 г. Фонвизин перешел к нему на службу в качестве секретаря. По именному указу 24 декабря 1769 г. он был произведен в надворные советники, а 8 апреля 1771 г. — в коллежские советники (гражданский чин VI класса в Табели о рангах, соответствующий чину армейского полковника). Панин подарил Фонвизину часть полученных от Екатерины II имений в Полоцкой губернии вместе с более чем 1000 крестьян. Просветительскую политическую программу, связанную с деятельностью группы Панина, Фонвизин изложил в «Слове на выздоровление цесаревича и великого князя Павла Петровича» (1771).

    В ноябре 1774 г. Фонвизин женился на вдове Екатерине Ивановне Хлоповой, дочери купца Роговикова. В августе 1777 г. вместе с женой он отправился за границу. После путешествия по Германии и югу Франции весну и лето 1778 г. супруги провели в Париже. Письма из Франции, адресованные брату Н. И. Панина графу П. И. Панину Фонвизин собирался включить в свое собрание сочинений (опубликованы только после смерти писателя). Написанные в традиции просветительских «путешествий», письма давали целостную картину политической и культурной жизни предреволюционной Франции, ее быта и нравов.

    Вернувшись в Россию осенью 1778 г., Фонвизин продолжил службу в Коллегии, 5 мая 1779 г. был произведен в канцелярии советники. В первой половине 1781 г. Фонвизин, назначенный в чине статского советника (V класс в Табели о рангах) членом правления Почтового департамента, который был образован при Коллегии, занимался составлением плана почтового устройства. Переводы с французского, сделанные Фонвизиным во второй половине 1770-х годов, идейно связаны с его «Словом. » Павлу Петровичу: в «Слове похвальном Марку Аврелию» А.-Л. Тома (1777) начертан идеальный образ гуманного и справедливого государя. В древнекитайском сочинении «Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию», переведенном Фонвизиным с французского перевода-посредника П.-М. Сибо (1779) обсуждаются отношения государя и подданных. 7 марта 1782 г., вскоре после отстранения Панина от дел, Фонвизин подал прошение об отставке. 10 марта 1782 г. Екатерина II подписала указ о его увольнении. После смерти Н. И. Панина (31 марта 1783 г.) Фонвизин написал о нем биографический очерк, в котором создал идеальный образ государственного деятеля.

    Вершина творчества Фонвизина — комедия «Недоросль», представленная в первый раз 24 сентября 1782 г. в Петербурге в театре К. Книппера в бенефис друга Фонвизина, актера И. А. Дмитревского. Успех пьесы был столь велик, что публика, по свидетельству Дмитревского, «аплодировала пьесу метанием кошельков» на сцену. 14 мая 1783 г. комедия впервые была поставлена в Москве, а впоследствии, несмотря на едкие замечания завистников и неприятелей автора, с большим успехом шла в обеих столицах и в других городах. Первая печатная публикация комедии также состоялась в 1783 г. Ознакомившись с пьесой, князь Г. А. Потемкин, забыв былую ссору с Фонвизиным, сказал ему: «Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего не пиши! Имя твое бессмертно будет по этой одной пьесе». Фонвизин мастерски представил темные стороны российской общественной жизни (невежество, алчность и жестокость помещиков по отношению к их крепостным, фаворитизм и т. д.), создав сатирические образы, характерные для своего времени и вместе с тем воплощающие общечеловеческие пороки. Имена персонажей «Недоросля» стали нарицательными.

    В 1783 г. княгиня Е. Р. Дашкова привлекла Фонвизина к сотрудничеству в «Собеседнике любителей российского слова», где он опубликовал ряд сатирических произведений: «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от российских писателей» и др. Наиболее смелым выступлением Фонвизина в журнале были «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание», напечатанных вместе с раздраженными ответами Екатерины II, которая увидела в этой статье непозволительное «свободоязычие».

    21 октября 1783 г. Фонвизин одновременно с Г. Р. Державиным, М. М. Херасковым и др. стал членом Российской Академии и принял деятельное участие в работе по созданию ее словаря. На заседании 11 ноября он читал «Начертание» для составления Словаря Академии Российской. После нескольких обсуждений основные положения «Начертания» были приняты большинством членов Академии.

    В 1784—1785 г. Фонвизин вместе с женой совершил поездку по Германии и Италии. Впечатления от поездки он описывал в письмах к П. И. Панину и Ф. И. Аргамаковой. В последние годы жизни писатель был тяжело болен (29 августа 1785 г. его разбил паралич). Наиболее значительным его произведением этого периода является философкая повесть «Каллисфен» (1786). В 1787 г. была опубликована басня «Лисица-Казнодей» — вольный стихотворный перевод басни Х.-Ф. Шубарта («казнодей» значит «проповедник»; принятое в современных изданиях написание «кознодей» ошибочно).

    В сентябре 1787 г. Фонвизин стал готовить к изданию свой журнал «Друг честных людей, или Стародум», не пропущенный к печати цензурой. Произведения, написанные для журнала, распространялись в списках. Следуя традициям сатирической журналистики, Фонвизин обратился к жанру «писем», авторами которых были вымышленные персонажи, в том числе герои «Недоросля». Цензурному запрету подверглось также собрание сочинений и переводов Фонвизина, на которое он объявил подписку (1788). В последние годы жизни Фонвизин работал над незаконченным «Чистосердечным признанием в делах моих и помышлениях», отразившим его восприятие «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо. «Признание» служит важным источником биографии Фонвизина и содержит яркие зарисовки российского быта и нравов.

    30 ноября 1792 г. Фонвизин привез к Державину свою комедию «Гофмейстер» («Выбор гувернера»). На следующий день первый великий русский комедиограф умер.

    Об издании

    РВБ представляет электронное издание двухтомного Cобрания сочинений Фонвизина, подготовленное к печати Г. П. Макогоненко (М.; Л.: ГИХЛ, 1959). Это наиболее значительное и точное из существующих изданий, аккумулировавшее результаты тщательной текстологической работы с рукописным наследием писателя и широким кругом печатных источников (журналов, газет и редких книг второй половины XVIII в.). Композиция двухтомника выстроена в соответствии с проспектом собрания сочинений, составленного Фонвизиным в 1788 г.

    В оформлении использована картина: А.-Ш. Карафф. Портрет драматурга Д.И. Фонвизина. Рим, 1784-1785. Хранится в Литературном музее Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.

    Источники:

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/25413
    http://24smi.org/celebrity/31045-denis-fonvizin.html
    http://rvb.ru/18vek/fonvizin/

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector