0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Философские идеи в творчестве Ф.М. Достоевского

Философские идеи Ф.М. Достоевского

Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881). Оно отражает высшее достижение русского национального самосознания. Основные сочинения Достоевского: «Бедные люди», Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Бесы», «Дневник писателя», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. Писатель-гуманист принял участие в осмыслении многих философских и социальных учений своего времени – от возникновения первых социалистических идей на русской почве до философии всеединства В.С. Соловьева. В 1840-е годы молодой Достоевский примкнул к социалистическому кружку М.В. Буташевича-Петрашевского. В апреле 1849 г. Достоевский был арестован, в вину ему вменялось распространение «преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Приговор гласил: лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни. Казнь была заменена четырехлетней каторгой в Омской крепости. Затем последовала служба рядовым в Семипалатинске. Лишь спустя десятилетие Достоевский получил разрешение вернуться в Петербург.

После каторги идейное содержание его творчества претерпело значительные изменения. Писатель приходит к выводу о бессмысленности революционного преобразования общества, поскольку зло, как полагал он, коренится в самой природе человека. Достоевский становится противником распространения в России «общечеловеческого прогресса» и признает важность «почвеннических» идей, разработку которых начинает в журналах «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865). Главное содержание этих идей выражено в формуле: «Возврат к народному корню, к узнаванию русской души, к признанию духа народного».

Главной философской проблемой Достоевского была проблема человека. Человек есть тайна и ее надо разгадать — вот главное кредо писателя. Сложность, двойственность человека, по мнению писателя, сильно затрудняет выяснение действительных мотивов его поведения. Познание нравственной сути человека – задача чрезвычайно сложная и многообразная. Сложность ее заключается в том, что человек обладает свободой и волен сам делать выбор между добром и злом. Причем свобода, свободный ум, «бесчинство свободного ума», по выражению писателя, могут стать орудием человеческого несчастья, взаимного истребления.

Вершиной философского творчества Достоевского является роман «Братья Карамазовы» (1879-1880), в который включена философская поэма о Великом инквизиторе. Здесь сталкиваются два истолкования человеческой свободы, представленные Великим инквизитором и Христом. Первое – понимание свободы как благополучия, обустройства материальной стороны жизни. Второе – свобода как духовная ценность. Парадокс заключается в том, что, если человек откажется от свободы духовной в пользу того, что Великий инквизитор назвал «тихим, смиренным счастьем», тогда он перестанет быть свободным. Свобода, следовательно, трагична, и нравственное сознание человека, будучи порождением его свободной воли, отличается двойственностью.

Согласно Достоевскому, расчленение метафизически единого Человека (вспомним душевные метания Р.Раскольникова) на «высших», целесообразных творцов истории и толпу (сырой материал для нее) осуществимо лишь в системах вне Бога и без Абсолюта. По Достоевскому (Алеша Карамазов), нельзя верить в человека и не верить в Бога; можно жить, не веруя ни в Бога, ни в человека, но эта жизнь уже вне нравственного закона. Человек только сам отвечает за собственные поступки в любых, даже самых неблагоприятных условиях. Совершенное преступление и соразмерное нравственное наказание всегда неразрывно связаны. Душа человека – фокус взаимодействий и взаимного борения ума, устремлений сердца, императивов людской мысли, догматов веры. Она переживает также и давление внешних обстоятельств. Результатом этого, согласно Достоевскому, выступают уникальные, чудовищные совпадения – роковые случайности – обусловливающие судьбы людей и ход событий.

Нравственным идеалом Достоевского стала идея «соборного всеединства во Христе». Он развил идущее от славянофилов понятие соборности, истолковав его не только как идеал соединения в церкви, но и как новую идеальную форму социальности, основанную на религиозно-нравственном альтруизме. Достоевский одинаково не приемлет и буржуазный индивидуализм, и социалистический коллективизм. Он выдвигает идею братской соборности как «совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех».

Особое место в творчестве Достоевского занимает тема любви к родине, России, к русскому народу. В философско-публицистическом «Дневнике писателя» он критически оценивает национальное самосознание современного ему общества, говорит, что у русских есть «особый дар» воспринимать идеи чужих национальностей, в тоже время свой национальный характер они знают весьма поверхностно. Достоевский верил во «всемирную отзывчивость» русского человека, считал его символом Пушкина.

Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие на духовную атмосферу XX века, на литературу, эстетику и философию в проблемном поле экзистенциализма, персонализма и фрейдизма. По выражению Г.В. Флоровского, русской философии Достоевский придал импульс в «раздвижении и углублении самого метафизического опыта».

Читать еще:  Гослото 5 из 36 тираж 7164. Как получить свой приз

Вопросы для повторения:

1. Раскройте содержание понятия «философское пробуждение» в России в 30-40-х гг. XIX столетия.

2. Что составляет основу идейно-теоретического спора между славянофилами и западниками в 30-40-х гг. XIX. в России?

3. В чем заключается суть критического взгляда на историю России, сформулированного П.Я. Чаадаевым в его первом философическом письме?

4. Раскройте позицию А.И. Герцена по отношению к западничеству и славянофильству. Почему его называют основоположником «русского социализма»?

5. В чем состоит суть теории «разумного эгоизма» Н.Г. Чернышевского?

6. Какова природа антропологических воззрений Л.Н. Толстого? Созвучно ли современности его учение о непротивлению злу насилием?

7. В чем заключается тайна человека для Ф.М. Достоевского и почему ее надо разгадать?

Лекция 4.

Русский позитивизм

План

1. Духовная ситуация в российском обществе в конце XIX — начале XX вв.

2. Особенности философии позитивизма в России

3. Взаимосвязь культуры и истории в русском позитивизме

Список литературы

1. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Академический проект, 2007. С. 83-89.

2. Михайлова Е.Е. Русский позитивизм на рубеже XIX – XX столетий: Проблема социокультурного развития. М.: Изд-во МГОУ, 2004.

3. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: Магистр, 1997. С. 159-167, 185-189.

4. Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2006. С. 105-112.

5. Хрестоматия по истории философии: Русская философия / Отв. ред. Л.А. Микешина. В 3-х ч. Ч.3. М.: Владос, 1997. С. 297-318.

Философские взгляды Достоевского

Достоевский прошел тернистый путь, его судьба была нелегкой, и это не могло не отобразиться на его взглядах и философии. Становление Достоевского как философа было основано на многих факторах — воспитание, окружение писателя, литература, прочитанная им, кружок Петрашевского и, несомненно, каторга.

Основные идеи философии Достоевского

Этические и философские взгляды Достоевского всегда имели одну направленность — человек. Именно в человеке он видел наибольшую ценность и наибольшие возможности. Ни социум, ни сословные общества никогда не выделялись автором так, как идея личности. Его познание мира происходило больше через человека, а не через события.

В 1839 году Федор писал брату Михаилу — “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”
Основным направлением философии Достоевского называют Гуманизм — систему идей и взглядов в которой человек является наибольшей ценностью, и которая призвана создать лучшие условия для жизни и духовного развития.
Исследователи Достоевского как философа (В частности Бердяев Н. А.) выделяют несколько важных идей в его творчестве:

  • Человек и его судьба. В его романах наблюдается некая исступленность в познании людей, и раскрытия их судьбы. Так, князь Мышкин пытается узнать двух женщин, но старается помочь всем окружающим, что в итоге, и влияет на его судьбу.
  • Свобода. Многие цитируют отрывки из дневника писателя, чтобы показать будто он был противником свободы в общественно-политическом смысле. Но сквозь всё его творчество проходит свобода внутренняя, свобода выбора. Так, Родион Раскольников сам выбирает сдачу с повинной.
  • Зло и преступление. Не отказывая человеку в свободе, Достоевский не отказывает ему и в праве на ошибку или злой умысел. Достоевский хочет познать зло через своих героев, но в тоже время он считает что свободная личность, должна нести ответственность за свои поступки, и наказание за свои преступления.
  • Любовь, страсть. Перо писателя рассказало нам множество историй о любви — это и любовь Мышкина к Настасье и Аглае, и страсть Ставрогина ко многим женщинам. Страсть и трагизм любви занимает особое место в творчестве Достоевского.

Ранний Достоевский

Достоевский времен написания романа “Бедные люди” и участия в кружке Петрашевцев это социалист, как он сам себя называл — сторонник теоретического социализма. Хотя исследователи отмечают, что социализм Достоевского был слишком идеалистическим, отвергающим материализм
Достоевский раннего периода считает, что необходимо уменьшать напряжение в обществе, и делать это с помощью пропагандирования социалистических идей. Он опирается на утопические идеи западной европы — Сен-Симона, Р. Оуэна, также большое значение для Достоевского имели идеи Консидерана, Кабе, Фурье.

Достоевский после каторги

Идейное содержание творчества Достоевского после каторги кардинально изменилось. Здесь мы встречаем уже более консервативного человека — он отрицает атеизм, доказывает несостоятельность социализма и революционных изменений в обществе. Призывает вернуться к народному корню, к признанию духа народного. Он считает буржуазный капитализм бездушным, безнравственным, лишенным братского начала.

Читать еще:  Фамилии авторов 18 века. Русские поэты XVIII века

Философские идеи в творчестве Ф.М. Достоевского;

У русской религиозной философии XIX в. есть яркая особенность — ее связь с русской литературой. «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, — писал Н.А. Бердяев, — вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью. И вершиной русской мысли, величайшим русским метафизиком был, конечно, Достоевский».

Совершенно справедливо замечено, что имя Ф.М. Достоевского (1821–1881) принадлежит столько же литературе, сколько и философии.

Достоевский всю жизнь не отходил от «христианского натурализма» и веры в скрытое, неявленное, но подлинное совершенство души человеческой» («Дневник Писателя»). Само восприятие человека у Достоевского внутренне пронизано этической категорией, — он не только описывает борьбу добра и зла в человеке, но и ищет ее в нем. В «Записках из подполья» с поразительной силой высказана независимость человеческого духа от природы, — и там же провозглашается, что подлинная суть человека — в его свободе и только в ней. «Все-то дело человеческое, кажется, действительно в том только и состоит, чтобы человек поминутно доказывал себе, что «он — человек, а не штифтик» («Записки из подполья»). Это самоутверждение есть утверждение своей независимости от природы, — все достоинство человека в этом как раз и состоит.

Но именно поэтому подлинное в человеке и состоит лишь в его этической жизни — здесь, и только здесь, человек есть по существу новое, высшее, несравнимое бытие. В этом смысле уже в «Записках из подполья» мы находим такой апофеоз человека, который превращает его если не в центр мира, то в важнейшее и драгоценнейшее явление. Для Достоевского аморализм, скрытый в глубине человека, есть тоже апофеоз человека, — этот аморализм — явление духовного порядка, а не связан с биологическими процессами в человеке. Но чем категоричнее это онтологическое превознесение человека, тем беспощаднее вскрывает Достоевский роковую неустроенность духа человеческого, его темные движения. Основная тайна человека в том и состоит, по Достоевскому, что он есть существо этическое, что он неизменно и непобедимо всегда стоит перед дилеммой добра и зла, от которой не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо становится на путь зла.

Этический персонализм Достоевского облекается в живую плоть действительности: «ядро» человека, его подлинная суть даны в его свободе, в его жажде и возможности индивидуального самоутверждения («по своей глупой воле пожить»). Бердяев справедливо подметил, что для Достоевского «в свободе подпольного человека заложено семя смерти». В подполье нашем, по выражению Достоевского, ощущается смрад, обнажается внутренний хаос, злые, даже преступные, во всяком случае, постыдные, ничтожные движения. Это вскрывает какую-то загадку в душе человека, вскрывает слепоту нашей свободы, поскольку она соединена только с голым разумом. Путь к добру не определяется одной свободой, он, конечно иррационален, но только в том смысле, что не разум движет к добру, а воля, сила духа. Оттого-то в свободе, оторванной от живых движений любви, и есть семя смерти. Проблематика свободы в человеке — вершина идей Достоевского в антропологии. Есть диалектика зла в движениях свободы, но есть и диалектика добра в них. Слова Достоевского о том, что «красота спасет мир» вскрывают эту своеобразную эстетическую утопию Достоевского. Все его сомнения, все обнажение хаоса и «семени смерти» в нем нейтрализуется у Достоевского убеждением, что в человеке таится великая сила, спасающая его и мир, — горе лишь в том, что человечество не умеет использовать эту силу. В «Дневнике Писателя» (1887 г.) Достоевский написал однажды: «величайшая красота человека, величайшая чистота его … обращаются ни во что, проходят без пользы человечеству единственно потому, что всем этим дарам не хватило гения, чтобы управлять этим богатством».

В материалах к «Бесам» есть слова: «Христос затем и приходил, чтобы человечество узнало, что и его земная природа, дух человеческий может явиться в таком небесном блеске, на самом деле и во плоти, а не то что в одной мечте и в идеале, что это и естественно и возможно».

Однако, диалектика «естественного и возможного» добра предполагает в человеке религиозную жизнь (учение о «мистическом корне» движений добра в Дневнике Писателя 1880 г., гл. III) «Весь закон бытия человеческого лишь в том, — говорит в «Бесах» Стефан Трофимович, — чтобы человек мог преклониться перед безмерно великим; Безмерное и Бесконечное так же необходимы человеку, как та малая планета, на которой он живет». Несчастье человечества в том, что в нем «помутилась эстетическая идея»; оттого теперь красота стала «страшная и ужасная вещь», она и «таинственная вещь — тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердце человеческое» («Братья Карамазовы»).

Читать еще:  Десятка финалистов евровидения.

Все же вера в человека торжествует у Достоевского над всеми его «открытиями» хаоса и смрадного подполья в человеке, — в этом моменте антропология Достоевского пронизана лучами пасхальных переживаний, столь существенных для Православия.

Этицизм мысли Достоевского, его этический максимализм, вся страстная напряженность этических исканий, придающая такую глубокую значительность его основным художественным образам, оказали великое влияние Достоевского на русскую философскую мысль. Кто только в последующих поколениях русских мыслителей не испытал не себе глубочайшего влияния Достоевского! (С. Гессен в своих статьях о Достоевском и Вл. Соловьеве признает значительное влияние Достоевского на Соловьева. Наиболее прямо говорит Бердяев: «Достоевский имел определяющее значение в моей духовной жизни…» Предисловие к книге «Миросозерцание Достоевского»).

Достоевский отвергал этику рассудочности, этику автономизма, и сознательно защищал этику мистическую. Это означало для него, что моральные движения определяются не чувствами, не рассудком, не разумом, а прежде всего живым ощущением Бога, — и где выпадает это ощущение, там неизбежен или не знающий пределов цинизм, ведущий к распаду души, или человекобожество. (Кто теряет веру в Бога, становится, хотя бы не доходя до конца, на путь Кириллова («Бесы») — на путь человекобожества. Здесь — отвержение Богочеловечества, как откровения о человеке, находящем свою полноту в Боге). С другой стороны, Достоевский (здесь он примыкает к учению славянофилов) глубоко чувствовал неправду самозамыкающегося индивидуализма («обособления», по его выражению). Достоевскому принадлежит формула, что «все виноваты за всех», что все люди связаны таинственным единством, потенциально заключающим в себе возможность подлинного братства. Достоевский горячо принимал идеи Н.Ф. Федорова о духе «небратства» в современности: «Кто кроме отвлеченного доктринера, мог бы принять комедию буржуазного единения, которую мы видим в Европе, за нормальную формулу человеческого единения на земле?» («Зимние заметки о летних впечатлениях»).

Мистическая основа морали выражена с большой силой и смелостью в предсмертных речах старца Зосимы («Братья Карамазовы»). «Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле …и взошло все… но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего к таинственным мирам иным». «Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным».

Живое и подлинное отношение к жизни для нас измеряется лишь любовью, преступающей границы и рассудка, и разума. Любовь становится сверхразумной, подымаясь до ощущения внутренней связи со всем миром, даже мертвым, даже с вещами. («Братья, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну постигнешь в вещах»).

Уже в ранние годы Достоевский много думал о «назначении христианства в искусстве». В этой обращенности его духа к вопросам эстетики нельзя не видеть влияния Шиллера с его культом эстетического начала в человеке и с его глубокой верой в единство добра и красоты. Как раз тогда Достоевский писал: «мы верим, что у искусства — собственная, цельная и органическая жизнь… Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества неразлучна с человеком… человек жаждет красоты, принимает ее без всяких условий, а потому только, что она красота».

«Красота уже в вечности…» (из статьи во «Времени» в 1864г.) Позже эту идею Достоевский развивал в «Бесах»: «если в народе сохраняется идеал красоты, значит, в нем есть потребность здоровья, нормы, а, следовательно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа». «Без науки можно прожить человечеству — заявляет старик Верховенский («Бесы»), без хлеба, без одной только красоты невозможно. Вся тайна тут, вся история тут».

«Народы движутся силой, происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Это… есть начало эстетическое, как говорят философы, начало нравственное, как они же отождествляют; — искание Бога, как называю я его проще». («Бесы»). В публикуемых им материалах: «Дух Святой есть непосредственное понимание красоты, пророческое сознание гармонии и, стало быть, неуклонное стремление к ней». Это не есть только приятие культуры, это уже ее религиозное освящение, в котором начинается и ее преображение.

Источники:

http://infopedia.su/13xc1c1.html
http://dostoevskiy.all-lit.ru/filosofskie-vzglyady-dostoevskogo/
http://studopedia.su/14_157530_filosofskie-idei-v-tvorchestve-fm-dostoevskogo.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector