1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Философия русских революционных демократов.

Философские идеи русских революционных демократов

Славянофилы развивали идею о самобытном развитии России, она должна идти своим путем, отличным от пути избранного, Западной Европой. Одна из особенностей самобытного развития России — это её христианство, которым проникнут весь российский дух, это в частности её православные корни. Из среды славянофилов вышел ряд религиозных философов.

Западничество — течение противоположное славянофильству. Западники считали, что Россия в своем развитии должна ориентироваться на Западную Европу. Из среды западников вышли русские революционные демократы. Например, такие как А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский. Они ориентировались на революционные преобразования общества на «русский социализм». Один из наиболее ярких представителей русской революционной демократии — Александр Иванович Герцен (1812-1870). Важная часть его творчества — социальная проблематика и тема личности. Он много размышлял о судьбе русского народа и постоянно подчеркивал различие между крепостным и помещиком, Русью помещичьей и Русью крестьянской. Разрабатывая теорию «русского социализма», Герцен писал, что борьба крестьян неизбежно приведет Россию к победе социализма, минуя капитализм. Весь русский вопрос, по его мнению, заключается в вопросе о крепостном праве, и его решение возможно только через крестьянскую общину.

Так же, как и Герцен, на «русский социализм» и революционное преобразование общества ориентировался Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Как революционный демократ он выражал интересы угнетенного крестьянства и рассматривал народные массы как главную движущую силу истории. Чернышевский был оптимистом и верил в прогресс человечества, хотя прекрасно понимал, что исторический путь идет через пыльные и грязные поля, по его выражению, а не через тротуар Невского проспекта. Эта вера в творческие силы народа сочеталась у него с идеей классовой борьбы. Свою философскую концепцию Чернышевский сознательно ставил на службу революционной демократии. В области философии он стоял на позиции материализма, полагая, что природа существует вне сознания, подчеркивал неуничтожимость материи.

Следует отметить, что идеи Чернышевского были им сформированы и положены в основу такого идеологического течения как народничество. Чернышевского считают родоначальником этого течения. Народничество пропагандировало и отстаивало «российский»(некапиталистический) путь развития к социализму. Экономической и нравственно 0духовной основой русского, или крестьянского, социализма (в отличие от социализма западного — машинно-индустриального) признавалась сельская община/ Основной чертой идеологии народничества было желание прийти к социализму, минуя капитализм. Расцвет идеологии народничества приходится на 60-70-е гг. ХIХ в. Основными выразителями этого мировоззрения были А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.К. Михайловский, П.Л. Лавров, П.А. Ткачев, М.А. Бакунин. В вопросах политической программы общественной борьбы различные течения внутри народничества объединял общий лозунг — «земля и воля», стремление к социалистической революции в России и общественному строю, основанному на коллективной собственности и коллективном труде. Хотя философско-методологическая основа ведущих идеологов народничества была различной: непоследовательный позитивизм (Михайловский, Бакунин, Лавров), материализм (Ткачев).

«Исторические письма» П.Л. Лаврова опубликованные в 1866-1869 было первым и наиболее значительным произведением, в котором мировоззрение народничества получило философско-социологическое обоснование. С выходом в свет этой работы народничество обрело собственную теоретическую базу. Лавров исходит в понимание исторического прогресса не из объективных перемен, а из изменения самостоятельной человеческой деятельности. В «Исторических письмах» Лавров говорит, что личность должна развивать в себе общественные интересы, она должна направлять свою деятельность в общественные формы. Индивидуализм по мнению Лаврова может быть оправдан, когда он становится осуществлением общего блага. Революционное дело требует не подчинение общественного элемента личностному и не поглощение личности обществом, а слияние общественных и частных интересов.

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) лидер либерального народничества. Он является главным создателем субъективного метода в социологии. Его теория выражалась в конструировании идеального общества. В котором должно обеспечиваться всестороннее развитие способностей личности. Михайловский выступает в этом вопросе как великий гуманист, так как действительно, любое общественное явление должно быть оценено с точки зрения человека, с позиции нравственной, с позиции общественного идеала. А таковым у Михайловского выступает идеал социализма, общинного коллективизма.

Таким образом, в центре социально-философской концепции Михайловского (как Лаврова и Герцена) находится идея личности, развитие которой является целью и идеалом исторического прогресса. Поэтому отчуждение личности, превращение ее в придаток общества, антагонизм между личностью и обществом должны быть преодолены. Это может быть достигнуто в кооперации с другими, при социализме, при котором осуществляется «тождество личного начала при посредстве начала общинного».

Главным теоретиком революционного народничества 70-х годов был М.А. Бакунин (1814-1876). Главным в его теории было учение о государстве, которое он понимал, как «исторически необходимое зло, так как в 60-е годы ХIХ в. Являлся одним из идеологов анархизма. Бакунин выступал против всякой государственной власти, ожидая, что грядущая революция должна привести к разрушению любых форм государственного устройства. Решающую роль в борьбе за переустройство мира он отводил народу, «на Западе — фабричным и городским рабочим, в России и в других славянских землях — крестьянам. Народам, полагал Бакунин, присущ инстинкт свободы, который толкает их на борьбу. Сущность революции он понимал упрощенно: считая основной целью революции уничтожение неравенства между людьми.

Наиболее полно — взгляды Бакунина на задачи русского революционного движения изложены в «Прибавлении А «к книге «Государственность и анархия. Обличая самодержавие, Бакунин предлагал русским революционерам путь, в который он верил и от которого ждал спасения, «путь боевой, бунтовской». Молодежь должна взять на себя функции организатора народной революции, идти в народ, объединять самых активных крестьян.

Бакунинская программа социальной революции была утопичная, но она нашла отклик в кругах демократической молодежи.

Также, одной из идей русской философии является философия марксизма или марксистская философия в России конца XIX — начала XX вв., наибольший вклад в развитие которой внесли Богданов, Бухарин, Ленин, Мартов, Плеханов, Струве, Троцкий и др., представляет собой многоплановое явление, вобравшее и отразившее всю сложность этого периода развития страны. Одной из ее особенностей стала практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно — политического строя.

Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи был Г.В. Плеханов.

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в селе Гудаловка Тамбовской губернии в семье отставного гусарского офицера. После окончания гимназии, Плеханов в 1874 г. поступил в горный институт, где сблизился с народниками. Он был одним из создателей организаций «Земля и воля» и «Черный предел». За антигосударственную политическую деятельность дважды был арестован, а в 1880 г. был вынужден эмигрировать за границу. В 1883 г. Плеханов порывает с идеологией и практикой народничества и создает марксистскую группу «Освобождение труда». После основания РСДРП (1898) он принимает участие в ее работе. Плеханов осудил революцию 1905 г., а в 1917 г., уже вернувшись в Россию, не принял курса большевиков на социалистическую революцию. С его точки зрения, социалистическая революция может начаться лишь в высокоразвитых капиталистических странах, поэтому он отрицательно относился и к Октябрьской революции, полагая, что «русская действительность еще не перемолола той муки, из которой можно печь пирог социализма».

Плеханов был первым пропагандистом и теоретиком диалектического материализма в России. Марксизм он считал самой «совершенной» формой мировоззрения, которая в области понимания истории, по его мнению, достигает уровня науки, придает ей ту «строгость», которой часто кичилась перед наукой об обществе «ее сестра — наука о природе».

В своих работах Плеханов много внимания уделял вопросам материалистического понимания истории, проблемам исторической необходимости и свободы, диалектике взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, теории классовой борьбы и др. Он разделял взгляды Маркса о роли производительных сил в общественном движении, полагая, что именно их изменение в общественных отношениях людей. Творцом истории Плеханов считал народные массы.

Высоко оценивая диалектику Гегеля, Плеханов неоднократно указывал не ее противоположность материалистической диалектике, являющуюся аналогом объективного мира, отражением его законов в сознании человека. Вместе с тем, он не признавал абсолютной противоположности материи и духа, считая материю совокупностью вещей в себе», поскольку именно они являются источником ощущений.

В теории познания Плеханов отстаивал принцип познаваемости мира и существование объективной истины и критиковал русских махистов за их представления о мире как субъективной реальности. Вместе с тем, он выступал и против «зеркального отражения» вульгарного материализма, которое не может, по его словам «оторваться от отражаемого». Плеханов полагал, что представления человека об объективном мире являются всего лишь знаками, иероглифами, обозначающими его формы и отношения с такой степенью точности, которая достаточна для изучения «вещей в себе 2 и воздействия на них. Если бы между субъективными образами и объективной действительностью не было бы правильного соответствия, писал Плеханов, то и само существование человека было бы невозможно.

Одним из тех, кто внес наибольший вклад в развитие марксизма в России, был В.И. Ленин.

Владимир Ильич (Ульянов) Ленин (1870-1924) — политический деятель, теоретик и практик марксизма, основатель Российской социал — демократической партии большевиков, руководитель Октябрьской революции (1917 г.) в России, первый председатель правительства РСФСР (совет народных комиссаров), а затем и СССР.

Ленин родился в Симбирске (Ульяновск), здесь же окончил гимназию. В 1887 г. Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета. В конце этого же года он принял участие в студенческих политических выступлениях против царизма, был арестован и выслан под надзор полиции в д. Кокушкино. В 1891 г. Ленин экстерном сдает экзамены за юридический факультет Петербургского университета, а в 1893 г., по приезде в столицу, он стал руководителем петербургских марксистов. В 1895 г. Ленин установил связь с группой «Освобождение труда» и стал одним из создателей в Петербурге «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В декабре этого же года его отправляют в ссылку в с. Шушенское, где он пробудет три года. В июле 1900 г. Ленин эмигрирует за границу, где руководит изданием газеты «Искра». В 1903 г. он организует большевистскую социал-демократическую партию. В 1905 г. Ленин вернулся в Россию, но в 1907 г. после поражения Первой русской революции вновь вынужден эмигрировать. В Россию Ленин вернулся в апреле 1917 г. и возглавил работу по организации Октябрьского вооруженного восстания. На II Всероссийском съезде Советов Ленин избирается Председателем Совета народных комиссаров.

Читать еще:  Mccartney пол маккартни. Пол маккартни

Теоретическая разработка Лениным проблем социального развития была не только неразрывно связана с практикой революционной деятельности, но и была подчинена этой деятельности. В этом проявлялись почти буквальное следование Лениным одиннадцатому тезису Маркса о Фейербахе, в котором говорилось о том, что предназначением философии должно быть не объяснение, а изменение мира. В социально — философских работах Ленина анализируются вопросы, связанные с пониманием роли народных масс и личности в истории, классов и классовой борьбы, социальной революции, сущности государства, закономерностей становления социализма. В трактовке истории он опирался на ее материалистическое, марксистское понимание, обосновал положение о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране, развил учение о сущности и роли диктатуры пролетариата. В теории культурной революции Ленин акцентировал внимание на необходимости воспитания «культуросообразного» человека, способного овладеть не только культурными ценностями, но и творить их.

В своих работах Ленин обращался к философским проблемам, имеющим отношение к диалектике природы, исследовал причины кризиса в естествознании, возникшего на рубеже XIX — XX вв., раскрыл специфику научных революций, дал гносеологическое определение материи и выдвинул положение о ее неисчерпаемости. Он исследовал ряд проблем теории познания: взаимодействие относительной и абсолютной истины, критерии истинного знания, сущность и роль практики, проблемы всеобщего метода познания, связи философии и естествознания и др.

К наиболее важным философским работам В.И. Ленина можно отнести: «Материализм и эмпириокритицизм», «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов», «Государство и революция», «О значении воинствующего материализма», «Философские тетради».

Итак, в целом русские революционные демократы делают упор опять-таки на самобытность России, полагая, что она может прийти к социализму, минуя капитализм именно на основе русской самобытности. Признавалась сельская община, которая и должна в первую очередь впитать в себя идеи социализма, т.е. ставка в переходе к социализму делалась опять-таки на крестьянскую общину.

Философия русских революционных демократов

Революционные демократы были идеологами, защитниками интересов угнетенного крепостного крестьянства и других слоев трудящихся. Они боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, остро бичевали помещичье-буржуазных либералов. Мыслители проповедовали идей утопического крестьянского социализма, который должен был «вырасти» после революционных преобразований из крестьянских общин и «рабочих артелей». Они стояли на позициях философского материализма, развивали атеистическую и диалектическую традиции в России, ратовали за союз материалистической философии с передовым естествознанием, с прогрессивным искусством и революционным движением.

Виссарион Григорьевич Белинский критиковал крепостничество, либералов, обличал власть капитала на Западе, одобрял революционные выступления пролетариев в Европе. Как диалектик, Белинский высоко ценил идею прогрессивного развития через отрицание старого новым. Диалектика Белинского служила революционной демократии в ее борьбе против абсолютистксо-крепостнических порядков России. Испытав влияние взглядов Л. Фейербаха, он выступал против идеалистических и метафизических абстракций, призывал изучать жизнь во всех ее многообразных особенностях, формах и проявлениях и безбоязненно в нее вторгаться. Гегелевскую абсолютную идею Белинский объявляет «кровожадным молохом», которому приносится в жертву судьба личности и целых народов. Мыслитель выступал за свободу личности, ее всестороннее интеллектуальное и физическое развитие. Освобождение личности он ставил в прямую зависимость от завоевания свободы и установления подлинно демократических порядков общества. В. Г. Белинский не отрицал значения выдающихся личностей в истории, но главным двигателем общественно-исторического прогресса, основной движущей силой в деле коренных социальных преобразований он объявлял народ. Белинский верил в здравый ум народа, в его творческие силы. Одновременно мыслитель высказал глубокую догадку относительно роли «материальных потребностей» и «материальной нужды» в развитии человеческого общества, объявляя их великим рычагом нравственной деятельности. Если бы человек не нуждался в пище, в одежде, в жилище, в удобствах жизни, он навсегда остался бы в животном состоянии. Белинский настойчиво проводил мысль о беспрерывном и бесконечном развитии и совершенствовании человечества. По его мнению, развитие общества совершается не прямолинейно, а по спирали, от низших и примитивных форм к более сложным и богатым по своему содержанию, характеру, направлению и значению. Духовная жизнь человека, деятельность человеческого разума есть порождение органической материи на высшей фазе ее развития. Источник знания – в чувствах.

Выдающейся заслугой Белинского была новая постановка вопроса об искусстве и его общественном значении, о литературе и ее роли в общественной жизни. Он критикует теорию «чистого искусства», доказывая, что искусство выражает духовную жизнь народа определенного исторического периода, его запросы, надежды и чаяния. Исходя из того, что «жизнь всегда выше искусства», Белинский видел в нем отражение самой жизни. Искусство, как и жизнь, подвержено постоянному развитию, совершенствованию, границ которым нет. И, хотя, красота – одно из необходимых условий искусства, главное в нем – злободневность. Художественная форма должна нести передовые идеи, быть социально и эмоционально насыщенной. Развитие искусства обусловлено эпохой, ее социальными и политическими противоречиями (искусство – энциклопедия жизни). Высший критерий произведения искусства – его народность, национальная самобытность и общечеловечность. Художник, должен чувствовать свой гражданский долг и ответственность перед человечеством.

Выдающимися проповедниками революционно-демократических идей и социалистического обновления России были А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Они считали, что освобождение крестьян должно быть проведено с соблюдением трех принципов; права каждого на землю, общинного владения ею, мирского управления. Грабительский характер крестьянской реформы 1861 г., волна крестьянских восстаний в стране и жестокая расправа царизма и помещиков над бунтовавшим народом помогли Герцену и Огареву убедиться в необходимости революции в России. Установив связь с Чернышевским, они приняли активное участие в образовании нелегальной революционной организации «Земля и воля». Основными политическими требованиями этой группы были: земля, воля и образование для народа. Считая, что добиться этого народ может только сам, они призывали народ к восстанию. Потеряв надежду на то, что из революций на Западе может вырасти социализм, Герцен и Огарев обращают внимание на крестьянскую общину. В ней они видят зародыши будущего крестьянского социализма.

Развивая материалистическую традицию в России, А. И. Герцен и Н. П. Огарев стремились соединить философию с социализмом. Герцен критиковал идеалистов, считая, что наука должна опираться на природу. А философия должна иметь практическое применение. Истину он трактовал как процесс восхождения от неполного знания ко все более полному (от явления к сущности, от формы к содержанию). Природа предшествует человеку, который появляется в результате развития органической материи. Не логическое развитие идеи предшествует реальному развитию природы, а, наоборот, логическое немыслимо без природы и до природы.Источником знания Мыслители считали опыт, чувства, в дальнейшем обрабатываемые разумом. Они отстаивали единство философии и естествознания. Философия, по их мнению, без естествознания погрязнет в голых абстракциях, естествознание без философии теряется в фактах, превращается в описательную морфологию. Герцен и Огарев ценили диалектику. Природа рассматривалась ими как вечный процесс обновления и развития. Но развитие не есть плавный и безболезненный процесс, оно совершается через борьбу противоположных начал. В диалектике Герцен и Огарев видели «алгебру революции», призванную соединить философию с социализмом.

Николай Гаврилович Чернышевский также отстаивал материализм в философии. Его труды «Эстетические отношения искусства к действительности», «Очерки гоголевского периода русской литературы», «Критика философских предубеждений против общинного владения», «Антропологический принцип в философии», «Характер человеческого знания» развивали материалистическую и диалектическую традиции в русской философии. Чернышевский пришел к выводу, что не только в политике, но и в философии, социологии, политической экономии, эстетике идет острая борьба различных направлений, партий и что принадлежность мыслителя к той или иной борющейся в обществе партии, накладывает отпечаток на его труды, находит в них отражение. Сам он свою философию сознательно ставил на службу революционной демократии. Чернышевский считал, что философия призвана решать общие проблемы науки, духа и материи, о свободе человеческой воли, о бессмертии или смертности души. Согласно мыслителю, природа существует независимо от сознания и до него. Все многообразие форм в физическом мире он подводил под понятие материи. Он считал, что предметы в мире находятся в постоянном взаимодействии, основные формы существования материи – пространство и время. Материя и движение неуничтожимы. Материя лишь переходит из одного состояния в другое, но количество вещества и движения не изменяются. Опираясь на данные естественных наук, Чернышевский развивал мысль о «единстве человеческого организма, пытался материалистически объяснить происхождение сознания из ощущения путем его усложнения и развития. Источником познания он считал опыт и чувства. Человек способен познавать окружающий мир, открывать в нем новые явления, проникать в тайны предметов. Антропологический принцип мыслитель использовал для критики идеализма и религии, для защиты простого человека, его свободы и интересов. Он отстаивал конкретность истины, пытался определить ее критерии в практике человеческой жизни. Диалектику Гегеля мыслитель считал важнейшим завоеванием философской науки, острым оружием в борьбе против реакции и застоя, но, вместе с тем, критиковал Гегеля за консерватизм. У него диалектика служила для теоретического обоснования необходимости классовой борьбы, народной революции, осуществления социалистических идеалов и исторического прогресса в целом. Развитие Чернышевский трактует как саморазвитие (превращение физических процессов в химические, количественных изменений в качественные, эволюция жизни и т. д.). Что до общественного развития, то Чернышевский считал, что оно проходит не плавно, а через острую борьбу между богатыми и бедными, т.е. через классовую борьбу.

Читать еще:  Шишкин лес художник. Иван иванович шишкин

В эстетике он продолжал взгляды Белинского. Чернышевский считал, что искусство возникает не из одних только эстетических потребностей, но и из общественных запросов, вызывается к жизни историческими условиями. Признание действительности как исходного начала искусства – краеугольный камень материалистической эстетики Чернышевского. Задача художника – правдивое воспроизведение особенностей и тенденций жизни (воспроизведение типических черт в типических образах), имеющее целью у воспринимающего произведение искусства перестроить действительность на более разумных началах. Искусство призвано объяснять жизнь, нести в народ передовые идеи, воспитывать народ в духе гуманных идеалов, бороться с реакционными идеями. Оно, по мнению Чернышевского, должно также выносить приговор жизни, быть глубоко идейным. Искусство охватывает все стороны бытия, все, что представляет интерес для человека; оно воспроизводит и отражает его думы и чаяния, радости и печали, показывает многообразные стороны жизни общества, общественные недуги и болезни, а также средства и пути избавления от них. Искусство, по мнению мыслителя, есть действительность, схваченная и отраженная художественными средствами, оно черпает прекрасное из самой действительности. Стало быть, «прекрасное есть жизнь», жизнь всегда выше искусства, она его источник, его главная опора. Прекрасное порождается действительностью, и если бы его не было в ней, то идея прекрасного не могла бы появиться в искусстве. Прекрасна жизнь, проникнутая благородными порывами и преобразованная в соответствии с интересами народа. Принципы новой этики, «этики разумного эгоизма», сочетающего интересы личности и общества, отвергающего эгоцентризм, тунеядство, праздность, порабощение человека человеком, Чернышевский излагает в романе «Что делать?». Он ставил своей задачей воспитать нового человека, революционера и гуманиста, с высокими нравственными идеалами, готового к жертвенности и подвигу.

Чернышевский верил в то, что несмотря ни на какие препятствия, зигзаги и отступления, общество все же движется вперед. Общественная жизнь, считал мыслитель, развивается по своим законам, а избранных народов не существует. Движущей силой истории является классовая борьба и экономическое развитие. Народ – главная сила исторического процесса, вершитель судеб своей родины. Выдающиеся личности порождаются исторической необходимостью. Признавая роль географической среды, он считал, что развитие и труд сглаживают ее влияние. Выдающуюся роль, по его мнению, играют революции в развитии истории.

Николай Александрович Добролюбов был идейным соратником Чернышевского. Он видел в самодержавии, крепостном праве и либерализме главных врагов освободительной борьбы. В статье « Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» мыслитель критиковал идеалистические и вульгарно-материалистические трактовки человека и его сознания. Добролюбов рассматривал человека как единый организм, в котором телесное порождает духовное, мозг составляет материальную основу сознания. В окружающей природе действуют объективные законы. Человек не изменяет их, а, открывая, использует в своей деятельности. Движение, пространство, время неотделимы от материи. Психическая деятельность людей имеет своим источником предметный мир и чувства. Но последние только тогда превращались в понятия и идеи, когда нормально функционирует мозг. Мысль без предмета, объекта невозможна. Категории логики имеют свое основание в предметах окружающей действительности, выражают реальные процессы жизни. Как и Чернышевский, Добролюбов считает, что в обществе действуют объективные законы, а движущей силой исторического процесса являются классовая борьба и действия народных масс. Выдающихся личностей он сравнивал с искрой, которая способна взорвать порох, но не может воспламенить камень. Добролюбов признавал прогрессивное значение смены крепостного строя капиталистическим, он не испытывал по отношению к последнему иллюзий, считая, что он должен быть сменен более прогрессивным, социалистическим.

Труды Добролюбова проникнуты духом борьбы за реализм и народность, высокую идейность искусства. Вслед за Чернышевским, он считал, что искусство порождается самой жизнью, оно не самоцель, а проводник передовых идей и теорий, защитник науки и прогресса. Мерой художественного таланта, по его мнению, служат: жизненная правда в творчестве художника, реализм; широта охвата им жизни, значительность его художественных образов; глубина проникновения писателя в сущность изображаемого явления, яркость художественного изображения, вызывающая у читателя одобрение или гнев, зажигающая его новыми идеями. Художник, чтобы выполнить свое предназначение, должен обладать не только талантом, но и умением философски осмысливать происходящее, отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного.

К числу выдающихся представителей революционно-демократического лагеря принадлежали также Писарев, Шелгунов, Антонович. Революционно-демократические идеи, облеченные в завуалированную, аллегорическую форму, Писарев излагал в подцензурных статьях «Русского слова». Народные революции он считал правомерными и неизбежными, решающими исход борьбы социальных групп в обществе. Писарев объявлял труд абсолютным условием жизни, необходимой предпосылкой счастья людей, источником материального благополучия и духовного богатства. Мыслители разделяли социалистические идеи, изложенные Чернышевским в романе «Что делать?», считая что светлое будущее наступит не только для героев, но и для простых людей. Шелгунов под влиянием взглядов Энгельса все больше внимания уделяет рабочему вопросу в России. Писарев, Шелгунов, Антонович были последовательными материалистами. Писарев указывал на наличие двух борющихся лагерей в философии – идеалистов и материалистов. Причину возникновения идеализма он видел в отрыве фантазии от действительности. Последователи Чернышевского признавали не только изначальное существование природы и ее законов, но и возможность их познания. Они отстаивали единство мира, считая, что в его основе лежит единая материальная субстанция, непрерывно развивающаяся от низшего к высшему и достигшая уровня разумной жизни. Большое место в творчестве Писарева и Антоновича отведено защите и пропаганде идей Ч. Дарвина.

Роль русских революционных демократов в развитии философии

Большую роль в борьбе передовой материалистической философии с идеализмом сыграли революционные демократы России и других стран, восставшие против засилья религиозно-идеалистического мировоззрения.

Русские революционные демократы XIX в. Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848), Александр Иванович Герцен (1812– 1870), Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889), Николай Александрович Добролюбов (1836–1861), Дмитрий Иванович Писарев (1840–1868) и другие выступили в период кризиса феодально-крепостнического строя в России. Являясь активными политическими и общественными деятелями, они понимали, что Россия нуждается в глубоких революционных преобразованиях, и прежде всего в ликвидации крепостного права. Революционные демократы видели, что крестьянство, составлявшее основную массу населения страны, испытывало двойной гнёт – крепостничества и капитала. Выражая интересы антикрепостнических сил, думы и чаяния крепостного крестьянства, они содействовали борьбе народных масс против феодально-самодержавного гнёта, крепостнического и буржуазного рабства.

Революционные демократы России сыграли большую роль в развитии материализма и диалектики. Опираясь на достижения науки своего времени и на материалистическую философию, они более последовательно, чем их предшественники-материалисты, критиковали идеализм и в значительной мере преодолели ограниченность метафизического материализма. Отмечая роль Н. Г. Чернышевского в развитии философии, В. И. Ленин писал: «Чернышевский – единственный действительно великий русский писатель, который сумел с 50-х годов вплоть до 88-го года остаться на уровне цельного философского материализма и отбросить жалкий вздор неокантианцев, позитивистов, махистов и прочих путаников»[4].

Русские революционные демократы разрабатывали учение о материальности мира, объективном характере законов его развития. «В природе, – писал Н. А. Добролюбов, – все идёт постепенно от простого к более сложному, от несовершенного к более совершенному; но везде одна и та же материя, только на разных степенях развития»[5].

Революционные демократы развивали мысль о том, что вечно изменяющаяся природа на определённой стадии своего развития с неизбежностью порождает мыслящие существа. Они говорили, что дух, мысль – это результат развития природы и истории. Поэтому нельзя считать идеи, мышление первичным и абсурдно выводить природу, материю из сознания.

Выступая против агностицизма, русские революционные демократы отвергали всякие сомнения в возможности познания мира. Они заявляли, что объективно существующие предметы и явления, их качества, свойства и отношения, объективные законы их существования и развития правильно отражаются нашим мышлением.

Русские революционные демократы вплотную подошли к диалектическому пониманию природы и общества. Диалектику они считали «алгеброй революции». От сочинений Чернышевского, писал В. И. Ленин, веет духом классовой борьбы. Но объективные исторические условия, отсталость русской жизни помешали русским революционным демократам стать последовательными материалистами-диалектиками. Не дошли они и до материалистического понимания общественной жизни. Правда, в рассуждениях об обществе у них имеется целый ряд элементов материализма. Они, например, указывали на огромную роль народных масс в истории, подчёркивали значение экономических факторов в жизни общества.

Заканчивая краткую характеристику основных этапов развития материализма и диалектики в домарксистской философии, следует сказать, что даже самые выдающиеся представители этой философии не сумели создать последовательную философскую теорию, подлинно научное мировоззрение. Стройное научное философское мировоззрение, которое правильно отображает процесс развития природы, общества и мышления, впервые в истории было создано марксизмом.

Революционный переворот в философии, совершенный марксизмом

Марксистско-ленинская философская наука качественно отличается от всей предшествовавшей и современной буржуазной философии. В созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитой В. И. Лениным философии органически сочетаются материализм и диалектика. Единая диалектико-материалистическая теория и метод применены здесь к познанию явлений природы, общества и мышления. Цельное и стройное научное философское мировоззрение впервые в истории стало служить целям революционной борьбы рабочего класса и всех трудящихся.

Читать еще:  Почему гуки на деревьях. Значение слова гук

Марксизм возник в 40-х годах прошлого века в Германии, явившись закономерным результатом развития всей науки и общественно-исторической практики. К тому времени в буржуазном обществе обнаружились глубокие противоречия капиталистического способа производства и вместе с тем сложились объективные предпосылки освобождения пролетариата от эксплуатации. На этой основе развивалась и обострялась классовая борьба между пролетариатом и буржуазией, достаточно ясно определились её цели. Рабочий класс активно выступал за свои экономические и политические права. Об этом свидетельствуют восстания французских рабочих в Лионе (1831 и 1834 гг.), силезских ткачей в Германии (1844 г.), движение чартистов в Англии (30–40-е годы XIX в.). Исторические битвы пролетариата показали его классовую самостоятельность, непреклонную решимость уничтожить социальные устои буржуазного общества.

Революционное рабочее движение нуждалось в научном обосновании целей и задач борьбы трудящихся, в определении путей и средств ликвидации капиталистического строя и создания нового общества. Марксизм и явился теоретическим выражением коренных интересов пролетариата – самого революционного класса современного общества, последовательного борца за интересы всех трудящихся.

Возникновение марксистского мировоззрения не означало отрицания научных достижений прошлого. В. И. Ленин отмечал, что теоретическими источниками марксизма являются классическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах), английская политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо) и французский утопический социализм (А. Сен-Симон, Ш. Фурье). Марксизм впитал в себя все лучшее, что было создано передовой общественной мыслью за весь предшествовавший период исторического развития. «Марксизм, – писал В. И. Ленин, – завоевал себе своё всемирно-историческое значение как идеологии революционного пролетариата тем, что марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал всё, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры»[6].

Создание диалектического и исторического материализма было неразрывно связано с формированием двух других составных частей марксизма – марксистского экономического учения и теории научного социализма. «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания её, – к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, – писал В, И. Ленин, – вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперёд в истории революционной мысли»[7].

Благодаря диалектико-материалистическому пониманию истории, раскрытию глубоких противоречий капитализма и закономерностей его развития стал, как никогда, ясен вывод о неизбежной гибели капитализма, об исторической необходимости его уничтожения в грядущей социалистической революции. Борьба рабочего класса, в которой К. Маркс и Ф. Энгельс принимали самое активное участие, придавала их философии революционное содержание.

Создавая свою философскую систему как общетеоретическую основу коммунистического мировоззрения, К. Маркс и Ф. Энгельс проделали огромнейшую работу по преодолению пороков и недостатков идеалистической диалектики и метафизического материализма и устранению разрыва между диалектикой и материализмом, имевшего место в прежней философии.

Домарксистский материализм, как мы уже отмечали, был недиалектичен, неисторичен, упрощённо понимал развитие. Учение о развитии было разработано главным образом в диалектике Гегеля, но с идеалистических позиций. Как отмечал Ф. Энгельс, «извращение диалектики у Гегеля основано на том, что она должна быть, по Гегелю, «саморазвитием мысли», и потому диалектика вещей – это только её отблеск. А на самом-то деле ведь диалектика в нашей голове – это только отражение действительного развития, которое совершается в мире природы и человеческого общества и подчиняется диалектическим формам»[8].

Основоположники марксизма критически переосмыслили идеалистическую гегелевскую диалектику и создали материалистическую диалектику, качественно новый диалектический метод. «Мой диалектический метод по своей основе, – писал К. Маркс, – не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью»[9].

Разрабатывая материалистическую диалектику, К. Маркс и Ф. Энгельс опирались на крупнейшие естественнонаучные открытия XIX в., и в первую очередь на теорию клеточного строения организмов, закон сохранения и превращения энергии и дарвиновское учение о происхождении и развитии видов животных и растений. Философское значение этих открытий состояло, прежде всего, в том, что они опровергли метафизические взгляды на материальный мир как на нечто раз и навсегда данное и неизменное и подтвердили основные принципы диалектики об изменении и развитии предметов и явлений мира, об их единстве и взаимной связи.

Марксистский философский материализм тоже не явился простым воскрешением старого материализма. Используя естественнонаучные открытия XIX в., К. Маркс и Ф. Энгельс в корне переработали старый, метафизический материализм и создали диалектический материализм, в котором материализм и диалектика, выступая в единстве, взаимно обусловливают друг друга. Создание диалектического материализма как теоретического оружия преобразования мира явилось высшим достижением философской мысли за всю историю её существования, революционным переворотом в философии.

Ограниченность старого материализма состояла не только в том, что он являлся метафизическим. Кроме того, он не был до конца последовательным, потому что домарксистские материалисты не сумели распространить его на область общественных явлений. К. Маркс и Ф. Энгельс «достроили» материализм доверху. Они создали исторический материализм – науку о наиболее общих законах общественного развития, и это тоже явилось выражением того революционного переворота, который они совершили в философии.

Марксистская философия всесторонне исследовала общественные условия жизни различных классов, и прежде всего рабочего класса, показала подлинную роль трудящихся масс в истории и значение их революционной деятельности. С возникновением марксизма философия становится достоянием широких народных масс, знаменем борьбы миллионов.

Марксизм-ленинизм органически соединил научную теорию и революционную практику, философию и политику. Революционно- преобразующая роль философии марксизма выражена в словах К. Маркса, отметившего, что прежние философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в гом, чтобы изменить его. Сила и жизненность марксистской философии – в её связи с конкретными задачами революционного обновления общества.

Марксистская философская наука как метод познания и преобразования мира непрерывно развивается и обогащается на основе опыта революционной борьбы масс, всего ценного, что дают наука и практика. Она по самому своему существу является творческой наукой.

Дальнейшее развитие всех составных частей марксизма, в том числе и его общетеоретической основы – диалектического и исторического материализма, связано с именем Владимира Ильича Ленина, вождя русского и международного пролетариата, основателя Коммунистической партии и Советского государства. Ленинский этап в развитии марксистской философии отражает новую историческую эпоху борьбы трудящихся масс во главе с рабочим классом за диктатуру пролетариата и победу социализма.

В. И. Ленин творчески развил материалистическую диалектику, философский материализм, теорию познания, обобщил новейшие достижения науки конца XIX – начала XX в., дал глубокий анализ социально-экономических процессов, происходящих в капиталистическом обществе на империалистическом этапе его развития. Он разработал применительно к новым условиям марксистскую теорию социалистической революции и научно определил пути и средства её осуществления, которые с успехом были использованы в России, а затем и в ряде других стран. Практика борьбы за социализм в современную эпоху подтверждает верность и силу ленинских идей. Особенно ценными в этом отношении являются идеи В. И. Ленина о диалектике революционного процесса, о соотношении экономики и политики, о закономерностях развития нового, социалистического общества и его перерастания в общество коммунистическое.

В многочисленных трудах В. И. Ленина даны замечательные образцы применения диалектики к решению экономических и политических задач в самых разнообразных исторических условиях. Коммунистическая партия Советского Союза, а также зарубежные марксистско-ленинские партии применяют и развивают марксизм при решении современных проблем мирового революционного движения, задач строительства социализма и коммунизма. Творческое развитие диалектического и исторического материализма на основе обобщения данных современной науки и практики мы находим в грудах советских и зарубежных философов-марксистов.

Марксистско-ленинская философия – глубоко партийная наука. Это означает, что она имеет классовый характер, служит рабочему классу, трудящимся. Любая философия, в конечном счёте, так или иначе, выражает точку зрения, интересы определённого класса. Но интересы рабочего класса качественно отличаются от интересов буржуазии, эксплуататоров. Пролетариат – единственный класс в современном обществе, который в силу своего объективного положения заинтересован в правдивом, научном понимании окружающей действительности и её революционном преобразовании. Поэтому в марксистско-ленинской философии партийность целиком и полностью совпадает с подлинно научной объективностью. Революционное мировоззрение рабочего класса всесильно, потому что оно верно.

В отличие от марксистско-ленинской философии буржуазная философия, как и буржуазная идеология в целом, служит интересам эксплуататорских классов, которым выгодно искажённое миропонимание. Это объясняется не столько субъективными желаниями или стремлениями отдельных буржуазных идеологов, сколько тем объективным положением, которое они занимают в эксплуататорском обществе. Наглядным примером являются современная буржуазная философия и социология, которые уже давно перестали быть объективными и ревностно стараются оправдать антинародную политику реакционных сил капиталистического общества.

Принцип партийности марксистской философии требует классовой оценки событий, обязывает вести активную и последовательную борьбу против любых проявлений антикоммунизма, против идеологии буржуазии и её оппортунистических прислужников – правых и «левых» ревизионистов.

Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 63 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники:

http://m.studwood.ru/956089/filosofiya/filosofskie_idei_russkih_revolyutsionnyh_demokratov
http://studopedia.ru/7_23939_filosofiya-russkih-revolyutsionnih-demokratov.html
http://studopedia.net/15_38947_rol-russkih-revolyutsionnih-demokratov-v-razvitii-filosofii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector