79 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ференц лист годы жизни и смерти. Благословение Бога

Ференц Лист

Биография

Ференц Лист – один из величайших пианистов XIX века. Признанный во всем мире представитель жанра романтизма в музыке, виртуозный исполнитель, педагог и создатель Веймарской школы. История жизни музыканта Ференца Листа началась в городе Доборьян, в Венгрии. Талантливый парень родился в семье чиновника и домохозяйки. Отец Адам Лист состоял на службе у князя Эстерхази. Детские годы Адам провел в княжеском оркестре. Подростком Лист играл на виолончели.

Портрет Ференца Листа

Анна-Мария Лист родилась в Кремсе-на-Дунае. В 9 лет женщина стала сиротой. Это и стало причиной переезда в Вену. Родители прославленного музыканта поженились в январе 1811 года. В октябре того же года родился Ференц. Парень оказался единственным ребенком в семье.

Адам Лист заботился о развитии музыкального таланта у сына, поэтому с младых лет приступил к урокам. В церкви Ференц учился пению и игре на органе. Первое выступление юного музыканта состоялось в 8 лет. Отец заставлял ребенка играть на рояле в домах знатных вельмож.

Творчество должно развиваться. Так считал Адам Лист, поэтом с сыном отправился в Вену, где жили лучшие учителя музыки. К органу добавилось фортепиано, азы игры на котором Ференц постигал у Карла Черни. Отцу талантливого музыканта удалось договориться о бесплатных уроках.

Ференц Лист в детстве

Великий педагог не пришел в восторг от ребенка, так как мальчишка показался физически слабым. Благодаря сотрудничеству с Черни Лист получил уникальный дар – универсальность. Теоретические занятия проводил Антонио Сальери, который каждый раз поражался таланту юного артиста.

Как и отец, Ференц благоговел перед именитым маэстро Людвигом ван Бетховеном. Поэтому когда после очередного концерта, на котором выступал Лист, музыкант подошел и поцеловал парня в знак уважения, Ференц пришел в восторг. Это событие юноша вспоминал до конца дней.

Ференц Лист в молодости

Не все было так гладко в биографии Ференца Листа. В возрасте 12 лет музыкант отправился покорять Париж. Молодой человек желал поступить в Парижскую консерваторию, но из-за того, что Ференц не являлся французом, получил отказ. Покидать Францию отец и сын не хотели. Чтобы заработать на жизнь Ференц выступал с концертами.

Уроки музыки продолжались. Лист посещал педагогов Парижской консерватории, в числе которых были Антонин Рейх, Фердинандо Паер. Настают тяжелые для Ференца времена. Адам Лист скончался, когда сыну было 16 лет. Это потрясение отразилось на моральном состоянии музыканта. Почти 3 года младший Лист находился в депрессии.

Музыка

Музыкальный талант композитора отец Адам Лист развивал с детства, поэтому неудивительно, что Ференц стал сочинять произведения в юном возрасте, в том числе этюды. Когда подростку исполнилось 14 лет, Лист приступил к созданию оперы «Дон Санчо, или Замок любви». Эта работа воодушевила многих, поэтому была представлена на сцене Grand Opera в 1825 году.

Композитор Ференц Лист

После смерти отца музыкант один на один встретился с миром. Как раз в это время началась Июльская революция. Вокруг кипела жизнь, везде звучали речи о справедливости. В голове композитора возникла идея создания «Революционной симфонии». Концерт за концертом, появлялись новые друзья, среди которых присутствовали Гектор Берлиоз и Никколо Паганини.

Скрипач воодушевил Ференца, поэтому на время музыкант отказался от концертов и вернулся к совершенствованию техники. К этому периоду жизни Листа относится переложение каприсов Паганини. В музыкальном мире данная работа до сих пор признается блестящей и неповторимой.

Ференц понимает, что призвание кроется не только в создании музыки, но и педагогике. До конца жизни Лист учит юных дарований искусству. На работу композитора оказывало влияние творчество Фридерика Шопена.

В те годы ходили слухи, что Шопен скептически относился к работе Листа. Но после встречи в Париже Фридерик признал, что Ференц – это виртуоз и художник-исполнитель. Музыкант дружил с Александром Дюма, Виктором Гюго, Жорж Санд, Альфредом де Мюссе.

Ференц Лист за фортепиано

В Швейцарии Ференц Лист приступил к работе над сборником пьес «Годы странствий». Творчество оказалось не единственным хобби музыканта. Листа приглашали преподавателем в Женевскую консерваторию. Концерты в Париже не имели популярности из-за того, что жители города увлеклись музыкой Сигизмунда Тальберга.

Вскоре Ференц организовал сольный концерт, исключив участие в мероприятии других музыкантов. Это решение оказало влияние на представление людей о выступлениях. Теперь итальянцы и жители Европы четко разграничивали салонные и концертные события.

Мечта посетить Венгрию долго не оставляла в покое семью Листа, поэтому музыкант отправился в большое путешествие. Ференца торжественно встретили в Венгрии и Австрии. Жители этих стран могли вживую услышать исполнение музыканта, известного во всем мире. После одного из концертов признание выказал давний конкурент Листа Сигизмунд Тальберг.

Путешествия Ференц Лист совмещал с концертами. В течение 6 лет музыкант посетил Россию, объехал Европу, встретился с жителями Турции, Португалии и Испании. Русская музыка в какой-то момент поглотила Ференца. Итогом увлечения стал сборник отрывков из русских опер.

Памятник Ференцу Листу

В 1865 году тематика работы Листа изменилась. Это связано с тем, что мужчина принял малый постриг в аколиты. Отныне творчество Ференца перешло в разряд духовной музыки. Позднее композитор представил оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», псалмы, венгерскую коронационную мессу и рекием.

Через 10 лет Лист принимает решение о переезде в Венгрию. В Пеште музыканта приглашают на должность президента Высшей школы музыки. Среди учеников Ференца оказались Карл Таузиг, Эмиль фон Зауэр, Софи Ментер, Мориц Розенталь. В этот период музыкант создаст «Забытые вальсы» и рапсодии для фортепиано, завершит цикл «Венгерских исторических портретов».

Личная жизнь

Вскоре после смерти отца Ференц Лист встретил графиню Мари д’Агу. В те годы девушка с небывалой любовью относилась к современному искусству. Помимо этого, Мари писала книги, но публиковала произведения под псевдонимом Даниель Стерн. Примером для подражания д’Агу считала Жорж Санд.

Ференц Лист и Мари д’Агу

Роман между замужней дамой и музыкантом закружился стремительно. И спустя некоторое время Мари покинула супруга, а вместе с ним и привычное общество. С Ференцом девушка отправилась в Швейцарию. Молодые люди так и не поженились официально. В этом своеобразном браке родились три ребенка: дочери Бландина и Козима, сын Даниэль.

Бландина Лист позже вступила в союз с французским политиком Эмилем Оливье. Девушка умерла в 27 лет. На счету Козимы оказалось два брака. Первый раз дочь Листа вышла замуж за пианиста Ганса Бюлова, позже ушла от мужчины к Рихарду Вагнеру. Единственный сын музыканта Даниэль скоропостижно скончался в 20 лет из-за туберкулеза. Это стало серьезным потрясением для отца.

Ференц Лист и Каролина Витгенштейн

Счастье Мари и Ференца закончилось после знакомства музыканта с супругой Николая Петровича Витгенштейна Каролиной. Это знаменательное событие произошло в 1847 году. Любовь с первого взгляда заставила семейных людей пойти на преступление: бросить все и сбежать.

Из-за религиозности Каролины требовалось разрешение папы римского и русского императора на новый брак. Ференц отправился ради этого в Европу. Годы шли, но получить желаемого так и не удавалось. Тогда Витгенштейн и Лист решили поехать в Рим.

Смерть

В 1886 году Ференц Лист участвовал в фестивале. Погода была плохой, поэтому музыкант простудился. Должного лечения пианист не получил. Это привело к осложнениям – воспалению легких. Постепенно Лист терял физические силы, а болезнь затрагивала и другие органы, в том числе сердце.

Ференц Лист в последние годы

Вскоре у Ференца обнаружили сильные отеки ног, которые мешали свободно передвигаться музыканту. Обходиться без посторонней помощи Лист не мог. 19 июля 1886 года прошел последний концерт великого творца. Через 12 лет родственники Ференца заявили о кончине музыканта. Смерть настигла Листа на руках камердинера в гостинице.

Усыпальница Ференца Листа

Автор «Венгерской рапсодии» стал героем картины «Грезы любви» уже после кончины. Двухсерийный художественный фильм рассказывает о путешествии музыканта в Россию. Главной темой сюжета стало знакомство с возлюбленной Каролиной Витгенштейн. На официальном фото к фильму Ференц Лист предстает загадочным персонажем, обладающим двумя сторонами личности – черной и белой.

Об Истине / On Truth

Культура, Философия, Религия / Culture, Philosophy, Religion

Ференц Лист: Художник, Ставший Монахом

Лист – великий венгерский пианист и композитор. Он родился в 1811 году в королевстве Венгрия, входившем тогда в Австрийскую империю. Отец его работал управляющим в имении князей Эстергази. Он прекрасно владел несколькими музыкальными инструментами и играл в оркестре, причём ещё в то время, когда им руководил сам Йозеф Гайдн. В юности он был послушником ордена Францисканцев. Позднее он покинул орден, но долгое время сохранял дружбу с одним из монахов ордена. Возможно, поэтому он назвал своего единственного сына Franciscus, или, по-венгерски, Ференц. Мать будущего композитора была австрийка, и в семье говорили на немецком, так что маленького гения чаще всего звали «Франц».

Естественно, что первым учителем музыки для Листа был его отец. Кроме того, в местной церкви он научился петь и играть на органе. Первый публичный концерт Листа состоялся, когда ему было 8 лет. Одарённого мальчика заметили богатые меценаты, и у Листа появилась возможность продолжить своё обучение в Вене, куда он с отцом приезжает в 1821 году.

В австрийской столице учителем Франца по фортепиано стал знаменитый сочинитель этюдов Карл Черни, который занимался с ним бесплатно. Теорию музыки Листу преподавал Антонио Сальери (по-видимому, последний не увидел в своём новом ученике достойного соперника, так что на сей раз обошлось без отравления). Пребывание Листа в Вене было увенчано поцелуем самого Бетховена, который был запечатлён на юном даровании после одного из его блестящих выступлений. Но этот поцелуй оказался для Листа отнюдь не итогом, но именно залогом его дальнейшего восхождения к новым вершинам мастерства.

В 1823 году Лист едет в Париж, чтобы поступить там в консерваторию. Однако тогдашний директор консерватории Л. Керубини воспротивился его поступлению. Листу приходится заниматься с консерваторскими педагогами частным образом. С утра до ночи Франц – теперь уже Франсуа – Лист мотается по ученикам. Кроме того, он часто выступает на концертах, для которых он начинает сочинять свои виртуозные пьесы.

В 1827 году умирает его отец. Уход из жизни родного и близкого по духу человека тяжело переживается юношей-Листом. На несколько лет он отходит от светской жизни. В это время он много читает, восполняя пробелы в своём образовании. Кроме того, он часто беседует со своим духовным наставником – аббатом Ламеннэ – человеком широких взглядов, пытавшимся связать учение Христа с идеями общественного переустройства. Идеи эти оказались созвучными Листу, которого тяготило несовершенство мира, царившие вокруг зло и несправедливость. Кроме того, его, как Художника, тяготило положение «паяца» и отсутствие подлинного понимания.

Июльская революция 1830 года вселяет в Листа новыя надежды и возвращает его к общественной жизни. Он возобновляет концертную и творческую деятельность. Расширяется его круг общения. Среди его ближайших знакомых – литераторы А. Дюма, В. Гюго, А. Мюссе. Сильное воздействие на него оказала «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза; он делает ея фортепианное переложение. В Париже гастролирует скрипач Н. Паганини, игра которого подвигает Листа к достижению новых вершин технического совершенства; он делает переложения его «Каприсов». Знакомство с Ф. Шопеном усиливает поэтические и романтические стороны творческой натуры Листа.

В 1835 году Лист увлекается графиней Мари д’Агу – любительницей искусств и немного писательницей – и уезжает вместе с ней в Швейцарию. При этом Лист продолжает концертировать. Его концерты теперь носят во многом просветительский характер. Он пытается «воспитывать» аудиторию. С помощью своих блестящих переложений он знакомит слушателей с симфониями и концертами Бетховена, операми Верди и т. д. Кроме того, он ещё выступает как публицист – в соавторстве со своей возлюбленной он пишет статью «О роли искусства и положении художника в современном обществе».

В 1839 году происходит разрыв Листа с д’Агу. Он решает потратить крупную сумму денег на восстановление памятника Бетховену в Бонне, а также на помощь пострадавшим от наводнения в Венгрии. Изъятие такой суммы из «семейного» бюджета означало конец относительно оседлой и обеспеченной жизни и возобновление жизни «бродячей». Графиню такая перспектива не устраивала, тем более что за время их романа у них появилось трое детей. Поэтому Мари с детьми возвращается в Париж, где воспитывать детей ей будет помогать мать Листа. Сам же Лист едет в родную Венгрию.

«Годы странствий» Листа продолжаются до 1848 года. За это время он несколько раз объехал вокруг Европы. Виртуозность Листа достигает непревзойдённых высот. Его буквально носят на руках. Но он не теряет голову. Он продолжает популяризировать великие образцы музыкальной классики. Кроме того, значительная часть сборов от его концертов идёт на благотворительность, в том числе, на обустройство гимназий, на создание пенсионных фондов для музыкантов, и даже на строительство Кёльнского собора.

Бывал Лист и в России, где его игрой восхищались многие выдающиеся деятели русской культуры. Сам же он восхищался игрой Антона Рубинштейна, которого он считал своим фортепианным наследником. Листу очень понравилась молодая русская классическая музыка, в частности, М. И. Глинка; он делает несколько фортепианных переложений произведений русских композиторов. Лист также имел опыт непосредственного общения с русским самодержавием. Здесь он остался верен «заветам» Бетховена – никакого подобострастия по отношению к сильным мира сего. Во время концерта в Зимнем дворце у Листа произошёл «обмен любезностями» с императором Николаем 1-м. В результате его ему было предписано покинуть страну в 24 часа.

Тем не менее, Лист ещё неоднократно появлялся в России. Во время своих гастролей в Киеве в 1847 году он встречается со второй своей большой любовью. Это была княгиня Каролина Витгенштейн (урождённая Ивановска), которая стала верной подругой Листа и оставалась таковой до конца его дней. Ради него она пожертвовала всем и втайне бежала к нему со своей маленькой дочерью.

Неожиданно российское самодержавие повернулось к Листу своей милостивой стороной: покровительство любовникам оказала сестра российского императора, великая княгиня Мария Павловна. Она приглашает их обоих в Веймар – столицу небольшого княжества, правительницей которого она была, и Листу предлагалось стать «куратором» музыкальной жизни города.

Лист с радостью принимает приглашение великой княгини, тем более что к тому времени он разуверился в идее использования концертной эстрады для просвещения публики. Ни успех, ни виртуозность, ни даже искусство как таковое, уже не были для него самоцелью. В искусстве он, скорее, видел средство возвышения человека к восприятию некоей высшей реальности, «мира горнего», который недоступен для человека в суете повседневности. В 35-летнем возрасте, на пике своей популярности, он оставляет исполнительскую деятельность.

Годы, проведённые в Веймаре, оказались самыми плодотворными для Листа-композитора. Он приводит в порядок свои наброски, заканчивает и перерабатывает множество своих сочинений. Обретают зримые очертания его «Годы странствий», появляются оба фортепианных концерта, рапсодии, новые этюды, знаменитая соната си-минор, а также его оркестровые сочинения. Со всего мира к Листу приезжают молодые музыканты, чтобы поучиться у него исполнительскому мастерству. Один из них – Ганс фон Бюлов – стал мужем его дочери – Козимы.

Не оставляет Лист и просветительства, только здесь он уже выступает в качестве постановщика и дирижёра. В Веймаре ставятся оперы, дотоле не ставившиеся, в том числе современные, как, например, «Геновева» Р. Шумана и «Лоэнгрин» Р. Вагнера. В симфонических концертах также звучат многие не исполнявшиеся ранее произведения, в том числе, Ф. Мендельсона и Г. Берлиоза, а также работы самого Листа. Совместно с Каролиной, Лист пишет различные очерки и статьи, а также книгу «Жизнь Шопена» – дань памяти своему безвременно ушедшему другу.

И вот над этим, можно сказать, безоблачным во всех отношениях периодом жизни Листа сгущаются тёмныя тучи. В 1859 году умирает его сын, а в 1862 – одна из двух дочерей. Кроме того, неудачей кончается попытка Каролины и Листа оформить их отношения: согласие от папы Римского было получено, но российское самодержавие – теперь уже в лице «прогрессивного» Александра II – вновь показало свою «несдвигаемость». Франсуа и Каролине не суждено было стать законными мужем и женой. Они переезжают в Рим, но живут они в разных домах.

В 1865 году Лист принимает монашеский сан ордена францисканцев Римско-католической церкви. Возможно, в этом был элемент театральности. Как бы там ни было, поступок Листа указывал направление, в котором следует искать выход из порочного круга мира сего. Его порыв к «миру горнему», столь отчётливо звучащий в его творчестве, находит своё выражение и в его повседневной жизни. Он продолжает сочинять, но уже большей частью в жанре церковной музыки.

Его монашество не препятствует его активному участию в общественной жизни, которую он, кончено же, воспринимает как суету, но как необходимую суету. Последние годы жизни «отец Лист» проводит, курсируя между Римом, Веймаром и Будапештом. Он продолжает сочинять, в том числе, светскую музыку, а также преподаёт. Среди его учеников двоюродный брат С. В. Рахманинова – А. И. Зилоти. К нему приезжают его коллеги-композиторы, в том числе А. П. Бородин и П. И. Чайковский.

В 1869 году дочь Листа, Козима, разводится с Гансом фон Бюловым и выходит замуж за Рихарда Вагнера. Лист болезненно переносит эту очередную неприятность, тем более он считал Вагнера своим лучшим другом и единомышленником. Но, видя, что поступок Вагнера был, скорее, проявлением его благородства, а вовсе не вероломства, Лист постепенно «оттаивает» и принимает сложившееся положение вещей. Интересно, что потомок двух гениев – Зигфрид – стал известным композитором и дирижёром, а также популяризатором наследия своего отца и деда.

Смерть застала великого музыканта-романтика в Байрейте, на одном из фестивалей музыки его не менее знаменитого зятя. Это случилось 31 июля 1886 года, года Листу было 74 года.

Лист – мыслящий художник. Музыка для него – не самоцель, но средство выражения некоей Идеи. И здесь Лист открыто заявляет о программности своей музыки. Но отнюдь не любая программа становится источником вдохновения для Листа-композитора. Особенно подходящими для программной музыки Лист считал «философские эпопеи», среди которых величайшая, по его мнению, – «Фауст» Гёте.

Пожалуй, наиболее ёмко указанная проблематика выражена в его фортепианной сонате си-минор. «Программа» этой сонаты – стремление Человека к некоему Идеалу, к достижению новых высот совершенства – это фаустианское начало в Человеке. Препятствует этому стремлению – сомнение, олицетворяемое образом Мефистофеля. Возвышенное и низменное борются в Человеке, и ни одному из этих начал так и не удаётся одержать верх.

Программность музыки Листа претерпела эволюцию, и её можно проследить по его фортепианному циклу «Годы странствий». В пьесах «Первого года» композитор стремится передать чувства, навеянные картинами Природы. Источником вдохновения для пьес «Второго года» являются великие произведения искусства – сюда, в частности, входит «Соната-фантазия по прочтении Данте». В «Третьем годе» уже преобладают религиозные мотивы.

Три «года», таким образом, становятся символами трех ступеней духовного восхождения Человека: Природа – Искусство – Религия (см. http://musike.ru/index.php?id=106).

Музыка Листа устремлена ввысь. Она, если не парит над миром, то, по крайней мере, уверенно отрывается от него 1 . И его монашество явилось естественным продолжением его «музыкального» порыва.

Следуя за великим романтиком – вознесём же наши сердца:

1 Окончательно музыка «оторвалась» от мира у А. Н. Скрябина.

Биография Ференца Листа

Жена – Мари Катрин Софи Агу
Дети – Козима Вагнер, Даниэль Лист, Бландина Лист

Ференц Лист (1811-1886) – венгерский музыкант, великий виртуоз-пианист ХIХ века, дирижёр и композитор, педагог и публицист, считается одним из наиболее ярких представителей романтизма в музыке. Он основал Веймарскую музыкальную школу. Им написано 647 музыкальных произведений, а также работы по литературе – книги о музыкальном наследии венгерских цыган и о великом композиторе Шопене.

Детство

Ференц появился на свет 22 октября 1811 года в венгерском городе Доборьян.
Мама будущего музыканта, Анна-Мария (девичья фамилия Лаггер), родилась в Кремсе-на-Дунае. Её отец занимался пекарным производством, умер он очень рано, когда дочке было всего лишь 9 лет. Осиротевшая девочка переехала в Вену, где поступила на работу в качестве горничной. Ближе к 20 годам Анна-Мария уехала к брату в город Маттерсбург. В 1810 году в этом городе оказался и Адам Лист, приехавший навесить папу. Молодые люди встретились, а уже в начале 1811 года стали мужем и женой.

Папа музыканта, Георг Адам Лист, состоял на службе у князя Эстерхази в должности надсмотрщика за поголовьем овец. Эта работа считалась ответственной и почётной, потому что в княжеской семье овечьи стада были главным богатством. Семья Эстерхази очень почитала искусство. В княжеском оркестре, которым руководил Йозеф Гайдн, до 14 лет занимался и Адам, он был виолончелистом. Отец прожил недолгую жизнь, всего 50 лет, но всегда он сохранял любовь к музыке, что и передалось по наследству его единственному сыну Ференцу. Куда бы ни забрасывала судьба Адама Листа (в Айзенштадт или Райдинг), в свободные часы от работы он обязательно участвовал в местных оркестрах, благодаря чему знакомился со многими приезжими знаменитыми музыкантами, например, с Бетховеном.

Формирование Ференца Листа в музыкальном направлении принадлежит исключительно его отцу. Он сам с ранних лет стал обучать своего ребёнка музыке.

Пению Ференц обучался в церковном хоре, а местный органист давал мальчику уроки игры на музыкальном инструменте.

Когда Ференцу Листу было 8 лет, состоялось его первое публичное выступление. Отец часто организовывал ему концерты в знатных вельможных домах, где ребёнок музицировал на рояле, чем вызывал у публики положительные эмоции.

Обучение музыке

Видя, что выступления сына пользуются успехом, отец понял, что ему надо серьёзно обучаться музыке и принял решение везти ребёнка в Вену.

Они уехали в Австрию в 1821 году. Там Ференца взялся безвозмездно обучать игре на фортепиано австрийский композитор чешского происхождения Карл Черни. Теорию музыки также безвозмездно ему преподавал Антонио Сальери.

Среди венских слушателей концертные выступления юного дарования производили сенсацию. Однажды после такого феноменального концерта мальчика поцеловал сам Бетховен, о чём Ференц Лист помнил потом до конца жизни.

В 1823 году отец повёз Ференца в Париж с целью отдать его на учёбу в консерваторию. Однако мальчика не приняли, потому что в это учебное заведение брали на учёбу только французов. Несмотря на то, что денежных средств не было, отец принял решение оставаться в Париже.

Париж

Чтобы заработать денег на проживание во Франции и еду, Ференцу нужно было постоянно выступать с концертами. Так в столь юном возрасте вместо учёбы мальчику пришлось заняться профессиональной деятельностью.

К этому периоду относятся первые музыкальные сочинения Листа, в большей степени это были этюды для его концертного репертуара. Уже в 14-летнем возрасте он написал первую оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которую в 1825 году даже поставили в Гранд-опере.

В 1827 году скончался отец композитора. Лист крайне тяжело пережил эту потерю, около трёх лет он не мог выбраться из подавленного состояния, у юноши часто стало проявляться мистическое настроение, которое прежде наблюдалось очень редко. В связи с этими событиями Ференц пропал из парижской жизни, да так, что в одной из газет даже написали на него некролог.

Вернулся он к жизни во время французского восстания в 1830 году. События вокруг бурлили, все призывали к справедливости, у Листа даже появилась идея написать «Революционную симфонию». Ференц начал активно концертировать, сошёлся с другими музыкантами (Берлиозом и Паганини) и литераторами (Гюго, Жорж Санд, Дюма, Мюссе), снова принялся за оттачивание своего исполнительского совершенства.

В 1835 году Ференц занялся педагогической и литературной деятельностью. Были изданы его публикации о Шумане и о социальном статусе французских артистов.

Путешествие по Европе

В 1835 году Лист уехал в Швейцарию, где занялся преподавательской деятельностью в Женевской консерватории. Редко он ездил с концертами в Париж, но там уже появились другие виртуозные гении, и выступления Ференца не пользовались прежней популярностью.

В Женеве композитор продолжал писать музыку (там появились его пьесы, которые потом вошли в сборник «Годами странствий») и литературно-публицистические статьи.

В 1837 году Ференц отправился путешествовать в Италию, он ездил по городам, писал очерки о местной музыке, посылал их потом на публикацию в журналы Парижа. Здесь состоялось его первое сольное выступление, которое прошло без участия других музыкантов.

В течение десяти лет Ференц Лист объехал с концертами почти все европейские страны, побывал на родине в Венгрии, с 1842 по 1848 годы выступал в Австрии, Испании, Португалии, России, Турции. Это была вершина его концертной и просветительской деятельности.

Веймар

В 1848 году музыкант наконец-то решил осесть на одном месте и обосновался в немецком городе Веймаре.

Здесь он полностью посвятил себя композиторской деятельности, выступать перестал, привёл в порядок многочисленные музыкальные наброски. В Веймаре Ференц закончил множество ранее начатых произведений – рапсодии и фортепианные концерты, этюды и романсы, сонаты и симфонические поэмы.

Он продолжал писать статьи и эссе, занялся книгой о Шопене. Здесь же в Веймаре он принимал учеников со всего света.

Но в этом немецком городке не все понимали музыкальную деятельность Листа, он был этим крайне разочарован. К этому добавились несостоявшееся венчание с любимой женщиной Каролиной и смерть сына от первого брака. Снова Ференц погрузился в себя, его стали всё чаще посещать мистические мысли.

Последние годы жизни

В 60-х годах ХIХ века Лист уехал в Рим, где принял малый постриг в церковнослужители Римской католической церкви, он исполнял ряд литургических служений в должности аколита. Отныне его стала интересовать только духовная музыка, это отразилось и на его творчестве, в это период он написал:

  • ораторию «Легенда о Святой Елизавете»;
  • реквием;
  • ораторию «Христос»;
  • четыре псалма;
  • венгерскую коронационную мессу.

В 1875 году в Венгрии была создана Высшая школа музыки, Листа избрали её президентом, и он снова начал заниматься преподавательской деятельностью.

Его средняя дочь Казима к тому времени уже была женой знаменитого композитора Вагнера. Когда её муж скончался в 1883 году, в память о нём Казима стала устраивать Байройтские фестивали, где ставились написанные мужем оперы в полном соответствии с композиторским замыслом. На эти мероприятия она всегда приглашала отца. В 1886 году во время очередного фестиваля в Байройте Ференц подхватил простуду. Позже простуда прогрессировала в воспаление лёгких. Самочувствие с каждым днём становилось всё хуже, появились боли в сердце, отекли ноги. Композитор уже не мог двигаться без посторонней помощи.

19 июля 1886 года состоялось его последнее выступление, меньше чем через две недели, 31 июля, музыканта не стало.

Его имя носит венгерская Национальная музыкальная академия в Будапеште и главный международный аэропорт Венгрии.

Его знаменитые «Венгерские рапсодии» спустя сто лет прозвучали в мировом кинематографе – в оскароносных сериях знаменитых мультфильмов «Том и Джерри» и «Багс Бани», а также в музыкальной советской комедии «Весёлые ребята».

Личная жизнь

В начале 30-х годов ХIХ века Жорж Санд познакомила Ференца со своей подругой Мари д’Агу.

Женщина обожала современное искусство, пробовала себя в литературе, сочиняла романы и издавала их под именем Даниель Стерн. Она любила творчество Жорж Санд и постоянно находилась в состоянии романтической влюблённости. Между Ференцом и Мари завязались любовные отношения, в 1835 году она бросила мужа и уехала с Листом в Швейцарию.

Там они жили в отелях Женевы, иногда снимали домик в каком-нибудь живописном местечке. У Ференца и Мари родилось трое детей:

  • в 1835 году дочь Бландина, она вышла замуж за французского политика Эмиля Оливье, скончалась в возрасте 27 лет;
  • в 1837 году дочь Казина, она была замужем за немецким пианистом Гансом Бюловом, во втором браке её супругом стал Рихард Вагнер, прожила 93 года;
  • в 1839 году сын Даниель, юноша подавал очень большие надежды в музыке, к сожалению, им не суждено было сбыться, он скончался в 20-летнем возрасте от туберкулёза.

В скором времени после рождения сына Мари и Ференц расстались.

В 1847 году во время концерта в Киевском университете Святого Владимира Ференц повстречался с княгиней Каролиной Витгенштейн.

Её брак с князем был неудачным, супруги вместе не проживали. Каролина пригласила Листа погостить в подольском имении Воронинцы, откуда через год они уехали вместе в Европу. Соединиться в законную семью у Каролины и Ференца не получалось, потому что её законный супруг не давал развода. Женщина обращалась за помощью к папе римскому и русскому императору.

В течение 14 лет они жили гражданским браком в Веймаре. Хлопоты о разводе забрали столько сил и времени, что, когда он наконец-то был оформлен и можно было узаконить свои отношения с Листом, княгиня наотрез отказалась это делать. Она посчитала недостойными законного брака свои греховные отношения с Листом, с этого момента между ними осталась лишь платоническая любовь, которая выражалась в постоянной переписке.

Источники:

http://24smi.org/celebrity/5091-ferents-list.html
http://alexei800.wordpress.com/2014/10/28/franz-liszt-artist_ru/
http://stories-of-success.ru/ferentsa-lista

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: