5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Федот шубин скульптор. Федот шубин

Федор Иванович Шубин, скульптор: биография, работы

Федот Иванович Шубин — скульптор, родившийся в мае 1740 года в крестьянской семье. Его отец, архангельский помор Иван Афанасьевич, носил чуть другую фамилию — Шубной. Он не был крепостным, знал грамоту и прекрасно резал по кости. Именно благодаря его урокам и получился известнейший скульптор Федот Шубин. Фамилию его слегка переиначили впоследствии, при поступлении в Академию художеств.

Как это получилось

Крестьянский сын Федот Шубин, скульптор, почти полностью повторивший путь своего великого земляка Ломоносова, но не отступивший от искусства и науки, учился не только в России, но и во Франции, и в Италии, виртуозно овладел резьбой по мрамору. Среди скульпторов-портретистов ему поистине не было равных. Отец его не только рачительным хозяином был — успевал и в рыбном промысле, и в хлебопашестве, но и с перламутром работал, и с костью, вырезая поистине занятные и интереснейшие штучки.

И учителем он был, видимо, талантливым. Именно он научил молодого Ломоносова грамоте. И его великий ученик не забыл первого наставника. В 1759 году Иван Афанасьевич Шубной умер, и юный его сын, в будущем Федот Шубин, скульптор и по рождению, и по призванию, отправился с таким же рыбным обозом в столицу, поближе к земляку Ломоносову. Целых два года юноша изучал Петербург, не бедствовал, поскольку легко резал веера, табакерки, гребни и прочие безделушки — дамам на радость. Разбирали его изделия всегда охотно и платили дорого.

Академия

Ломоносов был рад покровительствовать сыну своего первого учителя, и в 1761 году Федот поступил в Академию художеств. В списки учеников его внесли уже под новой фамилией, да и звали то Федотом, то Фёдором, и потому этот художник безропотно отзывался на имя Федот Шубин. Скульптор в нём был виден изначально талантливый, а всё остальное не было для него слишком важным. Даже граф Шувалов изумлялся первым работам молодого человека и тоже охотно ему покровительствовал. Тем более что учился исконно русский скульптор Шубин и заморским вещам настойчиво. Он постоянно удостаивался не только похвал от учителей, но и наград.

В 1766 году он изготовил барельеф на тему, навсегда оставшуюся ему близкой, — «Убиение Аскольда и Дира», который не только был удостоен Большой золотой медали, но и автор получил личное дворянство и первый офицерский чин — «Аттестат со шпагою». К сожалению, время донесло до нас не всё, что выполнил Шубин-скульптор, работы многие его, особенно академические, были утрачены. Так, много упоминаний и описаний прекрасных жанровых статуэток «Орешница с орехами», «Валдайка с баранками» и других, но мы не увидим их прелести.

Париж

За похвальное поведение, за честность и хорошие успехи Федор Шубин, скульптор, был поощрён поездкой в Париж и в 1767 году с группой таких же пенсионеров (стипендиатов) отбыл во Францию под опеку русского посла Голицына, человека просвещённого и передового, любителя и знатока искусств, к тому же — мецената. Голицын же и познакомил Федора Ивановича Шубина, скульптора из России, со знаменитым Дидро, с которым дружил, и тот посоветовал в учителя Жана-Батиста Пигаля.

Это было мудрое решение. Потому что Пигаль создавал не только прекрасные мифологические и аллегорические композиции, к которым и Шубин-скульптор работы свои направлял, но и весьма реалистично создавал портретные бюсты. Вот это для Шубина было и ново, и свежо, а впоследствии принесло ему славу.

Обучение мастерству

Работая в мастерской у Пигаля, Федот Афанасьевич тщательно копировал и современную французскую скульптуру, и античные статуи, и во множестве лепил барельефы с полотен Пуссена и Рафаэля, и особенно много его времени занимала работа с натуры.

Практически каждый вечер Федор Шубин-скульптор работы свои начинал в натурном классе Академии художеств Парижа, но время от времени пропадал от всего мира и в Королевской библиотеке, и в мастерской какого-нибудь известного французского скульптора. Иногда он писал письма о своих впечатлениях, и некоторые ещё и сегодня можно прочитать, удивляясь ученическому рвению крестьянского сына. Отец его, Иван Шубин, скульптор тоже, наверняка с умилением взирал с небес на то, что делает его сын. А сын делал много, очень много. И так миновало три года.

Италия

Трёхлетнее обучение в Париже окончилось, но Федоту этого явно не хватило, а потому он попросил разрешения у Академии продолжить учёбу в Риме, и начальство пошло навстречу. Это было время самых удачных творений. Федор Шубин, скульптор, работы которого удивляют даже наших современников своим мастерством и точной, портретной передачей характера, создал в 1771 году портреты Шувалова и Голицына.

Сейчас они находятся в Третьяковской галерее. Другая работа — бюст из мрамора Екатерины Великой, который получился удачным несмотря на то, что был выполнен не с натуры. Братья Орловы, фавориты императрицы, тут же заказали Шубину свои портреты, и очень быстро их заказ был выполнен. Скульптор изваял эти бюсты в своей сдержанной манере, где уже торжествовали реалистические тенденции.

Путешествия

На одном месте, тем не менее Шубин не сидел, в 1772 году он предпринял увлекательнейшее путешествие со знаменитыми заводчиками Демидовыми по Италии. В Болонье остановился и немного поработал, в результате самая старая в Европе Академия сделала Шубина своим почётным академиком и выдала ему диплом.

Летом 1773-го Демидовы прокатили скульптора по Европе ещё раз, на сей раз в Лондон. Однако Шубин уже очень скучал о России, об оставленных так давно друзьях и покровителях, а потому сразу после этой поездки вернулся в Петербург.

На родине

В 1775 году появилось на свет одно из самых великолепных произведений скульптора Шубина. Это бюст князя Голицына, екатерининского блестящего дипломата, образованного вельможи, светски изысканного и утончённого, умного. И сегодня мы можем рассматривать эту работу в гипсе в Государственном Русском музее, а в мраморе — в Третьяковской галерее. Как великолепно передал Шубин облик слегка усталого стареющего человека со спокойным чувством собственного превосходства над окружающими, как выразительно и проникновенно!

Читать еще:  Имение рахманинова в швейцарии. Панорама Сенар

Складки одежды струятся и, кажется, находятся в движении, так динамичен поворот плеч и головы дипломата. Особенно хорошо это видно в мраморе. Камень будто дышащим выходит из-под резца мастера. Сам Фальконе был в восхищении от этой работы. А годом раньше, в сентябре 1774-го, Академия художеств вынуждена была нарушить собственный устав. Звание академика никогда не давали художнику, если его произведение не несло исторической или мифологической нагрузки. У Шубина в его портретном бюсте Екатерины Великой на тот момент не было ни того жанра, ни другого. Но звание академика он получил.

Семидесятые годы

Это были плодотворные годы. Было создано множество портретов, причём Шубин работал очень быстро: месяц — бюст. Скульптор стал необычайно популярным среди великосветской публики, к тому же — любимцем императрицы. От заказчиков не было отбоя. Наблюдательность скульптора была исключительна, а проницательность — глубока, фантазия же — неистощима. Он умел каждый раз находить какие-то новые решения — не от внешних черт, а от внутреннего содержания, характера модели. Шубин-скульптор никогда не повторялся в своих работах.

Весь высший свет Петербурга тех лет можно наблюдать в портретах. Вот придворная дама Мария Панина. Какая грация, какое изящество! И какое высокомерие, какая холодность! И сколько властности! Вот фельдмаршал — знаменитый полководец Румянцев-Задунайский. Ничуть не приукрашен, несмотря на по-римски драпирующийся плащ. И видно, насколько силён, насколько значителен этот человек. А в портрете главы всех учёных В.Г. Орлова ирония скульптора бьёт наповал. Он беспощаден, этот Шубин. Не по праву Орлов возглавляет Академию наук, говорит он. С таким-то лицом! Оно даже не с оттенком тупости, оно полностью тупое, и выражение лица наглое.

Ещё о работах

Этот бюст изображает И.С. Барышникова, богатого промышленника. Зрителю можно об этом и не знать, он угадает по взгляду расчётливого и хитроумного дельца. Уже в эти ранние годы, задолго до передвижников, можно говорить о социальных мотивах в творчестве художника. А портрет статс-секретаря Завадского, напротив, показывает всю взволнованность романтической натуры, даже и вылеплено с этим настроением — быстро, темпераментно. Особо интересен «Портрет неизвестного», где, как кажется, самые сокровенные мысли и чаяния раскрыл художнику незнакомец. Композиция спокойная, моделировка мягкая — всё под стать глубокой задумчивости модели.

Очень большая, можно сказать — огромная работа была проделана Шубиным в середине семидесятых годов. Екатерина Великая заказала ему серию барельефов, числом пятьдесят восемь, диаметром порядка семидесяти сантиметров. Мраморные портреты предназначены были для Круглого зала в Чесменском дворце, но теперь их можно посмотреть в Оружейной палате. На них изображены князья и царствовавшие особы на Руси — все, от Рюрика до Елизаветы.

Восьмидесятые годы

Теперь скульптору поручалась большая работа, с каждым разом всё крупнее и труднее. Однако он все выполнял блестяще. Рельеф и статуи Мраморного дворца, мраморный мавзолей генералу Голицыну, скульптуры для Александро-Невской лавры и Троицкого собора, да одна только Пандора из большого каскада Петергофа чего стоит! Но и портретные бюсты он не оставлял. В Кусково, вотчине Шереметьева, можно увидеть прекрасную работу Шубина, изобразившего хозяина этого дворца.

Так же хорош и портрет генерала Михельсона, и медальон с профилем Екатерины Великой, а также её скульптурный бюст (всё это хранится в Русском музее). Особняком в творчестве Шубина стоит статуя императрицы «Законодательница», где она изображена в образе Минервы. Народ и высшее общество были от этой работы в восторге, но императрица никакой реакции не выказала — ни вознаграждения, ни повышения по службе скульптор не получил. И вот с этого момента интерес к творчеству Шубина стал быстро-быстро угасать.

Окончание пути

Шестьдесят пять лет прожил на свете замечательный скульптор Шубин. Краткая биография его более похожа на описание творческого пути, настолько много было в его жизни работы. Вот в Болонье Шубин — почётный профессор, а в Петербурге — вообще никакой. А это значит только одно: кроме оплаты за выполненные заказы денег ждать ни от кого нельзя. А заказов становится всё меньше, и жить уже не на что. Живописец и скульптор никак не могут быть нищими, как поэты и музыканты, они тогда не смогут творить. Очень дороги краски, кисти, холсты. А уж мрамор! Да и гипс.

Шубин ходатайствует с помощью князя Потёмкина перед Академией художеств о месте профессора в скульптурном классе. Два письма остаются без ответа. Тогда скульптор обратился напрямую к императрице. Через два года ответ был получен и место профессора тоже. Но без оплаты! А у Шубина огромная семья, её нужно содержать. Работать он не прекращает, несмотря на то, что зрение начинает ему отказывать.

Девяностые годы

Работы этих лет ещё более красноречиво говорят о таланте скульптора. Он и ранее никогда не приукрашивал натуру в своих произведениях, а теперь реалистичность созданных образов особо ярко характеризует его творчество. Это портрет адмирала Чичагова — каким зачерствевшим сухарём выглядит этот вояка! Это бюст сибарита Потёмкина — видно, что добродушен, но свысока, надменно, чуть брезгливо. Это педант, глава Академии художеств Бецкой, это градоначальник Чулков. Портретов очень и очень много появляется в это время.

Последние работы

Очень выразителен портрет Ломоносова, который Шубин по памяти создал в 1792 году. В нём нет ни грамма официоза, положенной парадности, он прост и демократичен и по форме, и по композиции, а сколько в портрете интеллекта! Однако настоящим шедевром этих лет стал не портрет гениального земляка, а бюст опять-таки императора. Это Павел Первый — надменный, холодный, жестокий, в то же самое время болезненный и страдающий. Шубин даже сам испугался своей проницательности, а вот Павлу эта работа очень понравилась. Но и только. К 1797 году положение Шубина стало совсем тяжёлым. Он обратился в академию и к Павлу, затем, спустя год, снова в академию. Просил уже совсем немного: казённую квартиру со свечами и дровами, ибо жить стало нечем. Ответом снова была тишина.

Читать еще:  Главные герои рассказа юшка. Юшка главные герои

В 1801 году сгорел дом скульптора и его мастерская вместе с работами — оконченными и нет. Однако никакие удары судьбы не могут заставить настоящего художника изменить себе. Одна из самых последних работ — бюст Александра Первого. Красивый мужчина, а за всей красотой снова холод, снова равнодушие. Эта работа хранится в областном музее Воронежа. Царь за этот бюст пожаловал скульптору перстень с бриллиантом. Тогда и зашевелилась академия — дала квартиру и свечи. В 1803 уже году. Вскоре по указу императора Шубина и профессором с жалованьем назначили. Но поздновато. В мае 1805 года замечательного скульптора не стало. Смерть его тогда никого не потрясла и не взволновала. Это сейчас нам всем за трагическую судьбу этого человека и больно, и стыдно.

Шубин Федот Иванович
1740–1805

17 мая 1740 (деревня Течковская (Тючковская) Архангелогородской губернии) — 12 мая 1805 (Санкт-Петербург)

Родился в семье черносошных (т. е. некрепостных) крестьян. С детства занимался резьбой по моржовой кости — ремеслом, процветавшим в Архангелогородской губернии (резчиками были также братья Шубина). В 1759 с обозом рыбы приехал в Петербург, где продолжил работать как резчик по кости и перламутру. В 1761 при содействии М. В. Ломоносова определен штатным придворным истопником. Пробыв в этой должности три месяца, в августе того же года по ходатайству И. И. Шувалова уволен от двора и зачислен в ИАХ. В 1761–1766 учился в классе «орнаментальной» скульптуры у Н.-Ф. Жилле, с 1766 состоял в «скульптурно-статуйном» классе. В 1763 и 1765 был награжден малой и большой серебряными медалями. В 1766 за барельеф по заданной Советом ИАХ программе «Убиение Аскольда и Дира, князей Киевских…» удостоен большой золотой медали. В 1767 выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника с правом пенсионерской поездки за границу.

В мае того же года отправился в Париж, где продолжил образование в мастерской Ж.-Б. Пигаля. Занимался лепкой с натуры, рисованием и копированием с гипсов. Одновременно посещал натурный класс Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1770 переехал в Рим. Ежедневно посещал занятия во Французской Академии в Риме. Изучал коллекции Ватикана, виллы Фарнезе. После окончания пенсионерского срока в апреле 1772 некоторое время оставался за границей. В 1772–1773 сопровождал Н. А. Демидова в путешествии по Италии. В мае 1773 переехал в Париж, откуда совершил поездку в Лондон. В 1773 за «барельеф с натуры» удостоен звания члена Климентинской Академии города Болоньи.

В июле 1773 возвратился в Петербург. В том же году за выполненную в Париже статую «Молодого пастушка греческого» избран «назначенным» в академики. В 1774 за мраморный портрет Екатерины II удостоен звания академика.

Много работал в области декоративной скульптуры. В 1774–1775 создал 58 портретов-медальонов великих князей, царей и императоров российских от Рюрика до Елизаветы Петровны для Чесменского дворца; в 1775–1782 — статуи и барельефы для Мраморного дворца; в 1786–1789 — шесть рельефов и двадцать статуй святых для Троицкого собора Александро-Невской лавры. В 1789 по заказу Г. А Потемкина создал статую «Екатерина II — законодательница» для Таврического дворца. В 1780-х совместно с Я. И. Земельгаком работал над мраморным мавзолеем П. М. Голицына. Участвовал в оформлении Большого каскада фонтанов в Петергофе, выполнив статую «Пандорра».

В 1781 стал профессором Екатеринославского университета с правом обучать учеников в Петербурге. В 1794 утвержден в звании профессора ИАХ (без денежного содержания). В 1795 назначен членом Совета Академии.

Ретроспективные выставки произведений мастера прошли в 1941, 1955 в Государственной Русском музее, в 1991 — в Государственной Третьяковской галерее.

Шубин — выдающийся русский скульптор эпохи классицизма, создавший галерею портретов наиболее видных представителей дворянства и выдающихся людей своего времени: Екатерины II, Павла I, М. В. Ломоносова, И. И. Шувалова, Демидова, Потемкина, братьев Орловых, А. М. Голицына, А. Н. Самойлова, И. И. Бецкого, З. Г. Чернышева, Н. В. Репнина, П. В. Завадовского. Для его работ характерны глубина и многогранность психологических характеристик в сочетании с внешней строгостью и классицистической идеализацией образов. Шубин сравнительно редко прибегал к бронзе, предпочитая мрамор, мягкость которого позволяла ему достигать сложных живописных эффектов. Творческая манера мастера отличается необычайным артистизмом: он по-разному обрабатывал отдельные части скульптуры, находя различные, но всегда убедительные приемы для передачи тяжелых и легких тканей костюма, ажурной пены кружев, мягких прядей волос и париков. Подчас эффект его произведений построен на игре шероховатой матовой фактуры и гладкой отполированной поверхности камня. Так, тончайшая моделировка лица, с мягкими переходами, рождала богатейшую и вместе с тем легкую игру светотени. Отдельные детали (например, волосы) выполнял обобщенно, сохраняя матовую поверхность мрамора.

Произведения Шубина находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.

Федот Шубин: скульптуры, биография

Автор:
Павел Ин

Федот Иванович Шубин (1740-1805)

Федот Шубин «одарен был от природы богато: силен, красив собой, неутомим и любознателен». Вышел он из крестьян-поморов, из небольшой деревни в Архангельской области близ Холмогор — родины великого Ломоносова. В то время Холмогоры славились своими искусными мастерами-косторезами, и семья Шубиных числилась среди самых знаменитых резчицких фамилий. Вошли Шубины в историю еще и потому, что, если верить преданию, отец скульптора Иван Афанасьевич обучал юного Ломоносова грамоте, а его брат Фома Афанасьевич снабдил будущего академика на дорогу в Москву » тремя рублями и китайчатым полукафтаньем». Спустя несколько лет М.В.Ломоносов уже сам помогал младшему Шубину, приехавшему в Петербург зимой 1758 года. Принято считать, что именно он рекомендовал земляка куратору учрежденной в 1757 году Академии художеств И. И. Шувалову. Так или иначе, 23 августа 1761 года последовало распоряжение «уволить от двора и определить в Академию художеств истопника Федота Иванова сына Шубного. который своей работой в резьбе на кости и перламутре дает надежду, что со временем может быть искусным в своем художестве мастером».

Первым учителем Федота Шубина стал французский скульптор Никола-Франсуа Жилле, один из многих европейских художников и ученых, приглашенных в 18 веке для преподавания в «российских академиях». Питомцами Жилле, проведшего в Петербурге более 20 лет, были столь различные по манере и темпераменту скульпторы как Ф.Г.Гордеев, М.И.Козловский, Ф.Ф.Щедрин, И.П.Прокофьев, И.П.Мартос. Под руководством замечательного мастера декоративной скульптуры и портрета молодой Шубин знакомится с античной скульптурой, ренессансной и барочной пластикой, работает с живой натурой. По окончании шестилетнего академического курса Шубин выполняет программу на сюжет из древнерусской истории. За рельеф » Убийство Аскольда и Дира Олегом» он удостоен первой золотой медали. Вслед за ней ему вручен аттестат со шпагой (означавший получение личного дворянства) и предоставлено право заграничного пенсионерства, позволяющее ехать во Францию и Италию «для достижения совершенства в художествах на три года».

Читать еще:  Реализм в литературе возник. Реализм в литературе

В 1767 году Федот Шубин вместе с П.М.Гриневым и И.А.Ивановым отплыл морем во Францию, имея рекомендательные письма к русскому посланнику Д.А.Голицыну, философу-просветителю Д.Дидро, а также в королевские академии Франции и Италии. Заручившись в Париже рекомендацией к Жану-Батисту Пигалю, Шубин начинает заниматься у прославленного скульптора, дававшего уроки русскому ученику бесплатно. По просьбе пенсионера Академия художеств разрешает ему задержаться еще на год во Франции. Здесь он заканчивает историческую статую «Греческая любовь» (не сохранилась), за которую вместе с терракотовой «Головой Адама» получает звание назначенного.

Летом 1770 года благодаря ходатайству Д.Дидро и скульптора Э. — М.Фальконе Ф.Шубин попадает в Италию. В 1771 году, срок пенсионерства заканчивается, но Шубин остается в Италии до весны 1773 года, путешествуя по стране с богатым русским горнозаводчиком Н.А.Демидовым, заказавшим ему исполнить свой портрет и портрет жены. В Италии художник много работает в жанре портрета. Ему принадлежит большое количество бюстов и медальонов, сработанных с натуры, часто несколько антикизированных.

Мраморные бюсты И.И.Шувалова (ГРМ), Ф.Н.Голицына (ГТГ, оба — 1871), парные барельефы А.Г. и Ф.Г.Орловых, выявляющие неповторимую индивидуальность портретируемых, отличаются простым рисунком силуэта, умелой композицией и мастерской моделировкой поверхности.

Через шесть лет, проведенных вдали от России, Ф.Шубин возвращается в Петербург. У мастера, соприкоснувшегося с мировым классическим наследием и передовыми достижениями искусства Запада, нет недостатка в заказах. Он с блеском исполняет портреты ближайшего окружения императрицы.

Портрет князя А.М. Голицына. 1773

За бюст вице-канцлера А.М.Голицына (1773, ГТГ) Екатерина II жалует ему золотую табакерку и повелевает остаться «собственно при ее величестве». В 1774 году за «оказанный опыт в скульптурном художестве» Шубин удостоен звания академика. Получение первого академического звания без «программы», за считавшийся низменным портретный жанр было событием исключительным. Сам скульптор признавался, что «ничего не может быть горестнее, чем слышать от сотоварищей: он портретной».

Свои лучшие произведения Федот Шубин создает в 1770-е годы. Как писал спустя полвека создатель первого «Русского музеума» П.П.Свиньин, они «совершены художником были в первых порывах огня и честолюбия». Среди исполненных в эти годы портретов придворной знати мраморные бюсты жены сенатора М. Р. Паниной (ГТГ), промышленника и откупщика И.С.Барышникова (ГТГ), братьев Чернышевых, пятерых братьев Орловых, екатерининского полководца П.А.Румянцева-Задунайского (1778, ГРМ).

Портрет графини Марии Паниной

В русской пластике 18 века Шубин первым отошел от салонно-светского портрета рококо, обратившись к пришедшему вместе с классицизмом реалистически непосредственному отображению действительности, возрождавшему естественную простоту и возвышенность форм античности. Художник умел раскрыть многогранность человеческого образа, метко запечатлеть неповторимое выражение лица, взгляд, посадку головы. Современников поражало его виртуозное владение техникой обработки мрамора, заставлявшее «дышать» камень. Как отметил Д.Аркин, «умение увидеть и пластически выразить «противочувствия человеческой натуры»» позволило художнику создать «коллективный портрет своей эпохи», вернее, ее определенного круга, в который вошли придворные вельможи, счастливые фавориты и знатные сановники последней четверти переломного для судеб России 18 века.

Сфера деятельности художника не ограничивалась станковой скульптурой. Монументально-декоративная скульптура Ф.И.Шубина украшала самые совершенные архитектурные ансамбли Петербурга. Для Мраморного дворца (архитектор А.Ринальди) скульптор исполнил несколько рельефов на античные темы и по рисункам Ринальди высек в мраморе статуи «Ночь» и «Весеннее равноденствие». Для ансамбля Чесменского дворца (архитектор Ю.М.Фельтен), воздвигнутого в честь победы российского флота, Ф.Шубин создал 58 барельефов для круглого зала дворца. В овальных медальонах, обрамленных пышными лепными рамами, скульптор поместил портреты русских князей и царей, большинство из которых были портретами «воображаемыми». При перестройке дворца в 1830-х годах барельефы были перевезены в Москву и размещены под сводами парадных залов Оружейной палаты. Работал художник и над оформлением Троицкого собора Александро-Невской лавры, для которой исполнил рельефы с изображением евангельских сцен и статуи святых. Есть доля участия Шубина в создании неповторимого ансамбля Петергофского парка, знаменитого своими фонтанами. Для Большого каскада, спускающегося уступами вниз от дворца к заливу, в 1801 году скульптор исполнил статую Пандоры (отлитую из золоченой бронзы знаменитым литейщиком В.Екимовым).

Екатерина II — законодательница

В 1789-90 годах Ф.И.Шубин трудился над статуей «Екатерина II — законодательница» (ГРМ). Впервые он представил ее на суд двора в апреле 1791 года на балу, устроенном в Таврическом дворце Г.И.Потемкиным в честь императрицы. Посреди зимнего сада, под куполом ротонды из восьми ионических колонн, на порфировом постаменте возвышалась величественная мраморная фигура Екатерины II со свитком законов в руках, намекавшим на мечты о преобразовании России, связанные с первыми годами ее правления. Однако за свою работу мастер высочайшего одобрения не получил, напротив, он остался без награды и впал в немилость. Количество заказов резко сократилось. Серьезные денежные затруднения вынуждают Ф.И.Шубина просить в 1792 году зачислить его на вакантную должность адъюнкт-ректора Академии.

Лишившийся былой славы и почестей скульптор продолжал работать. Немногочисленным шубинским портретам 1790-х годов свойственна более сложная психологическая характеристика.

Бюст А.А. Безбородко

Среди произведений этих лет портреты канцлера А.А.Безбородко (1798, ГТГ), адмирала В.Я.Чичагова (1793), И.И.Бецкого, последнего фаворита Екатерины II П.А.Зубова (1795). Уже после смерти своего прославленного земляка скульптор обращается к образу Ломоносова.

Пережившему царствования нескольких императоров художнику удалось запечатлеть не слишком привлекательную внешность Павла I (1800, ГРМ), передать внутреннюю сдержанность молодого Александра I (1801), благодаря милости которого он получил наконец долгожданное место в Академии. Но благодеяние монарха было слишком запоздалым. 12 мая 1805 года Федот Иванович Шубин скончался. Эпитафия на могиле первого русского скульптора-портретиста гласит:

«Из россов первый здесь в плоть камень претворял

Источники:

http://fb.ru/article/325556/fedor-ivanovich-shubin-skulptor-biografiya-rabotyi
http://artinvestment.ru/auctions/47690/biography.html
http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1833-shubin.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector