Есть ли у маргариты двойники. Сочинение Булгаков М.А
Характеристика и образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
Маргарита – одна из ключевых фигур в романе М. Булгакова. Муза и возлюбленная Мастера, о которой он мечтал и которую так долго ждал. Встреча героев кардинально меняет их жизни.
Маргарита, несмотря на благополучную и обеспеченную жизнь, глубоко несчастна. Она замужем за любящим ее человеком, но он не любим ею. Жизнь Маргариты до встречи с Мастером можно охарактеризовать как период ожидания, героиня как будто чувствует, что ей суждено прожить другую, более интересную жизнь и сыграть особенно важную роль в судьбе другого человека.
Первая встреча героев будто предопределена с самого начала их жизни, здесь и их встреча в безлюдном переулке, и их любовь с первого взгляда. Героиня уверена, что чувство любви друг к другу зародилось очень давно, когда герои еще не были знакомы.
Маргарита становится музой для своего возлюбленного, вдохновляет его на написание романа и позже, после прочтения первых страниц созданного им романа, дает прозвище «Мастера», признавая тем самым его гениальность.
Образ Маргариты в романе М. Булгакова – воплощает в себе силу и веру, героиня готова идти до конца ради своего Мастера, всячески поддерживать его и вселять уверенность в лучшее будущее. Она обладает невероятной силой воли.
Роман Мастера после издательства нескольких глав был раскритикован, а после и уничтожен своим творцом. Для Маргариты наступают не легкие времена – Мастер оставляет ее, добровольно отправляясь в лечебницу для душевнобольных. Маргарита несчастна, ее жизнь теряет краски, этот период смело можно назвать существованием.
Надежду в нее вселяет встреча с нечистой силой. Ради возможности узнать о судьбе возлюбленного, Маргарита отправляется к Сатане, а после на бал, где ей приходится испытывать физические и душевные муки. Воланда восхищает преданность и сила духа героини, он освобождает Мастера и дарует ему покой, Маргарита, всегда верная своей любви, следует за ним, готовая разделить с Мастером его участь.
Образ Маргариты в романе М. Булгакова – воплощение любви, преданности и женственности. Духовная сила героини покорит и восхитит еще ни одно поколение читателей.
Сочинение про Маргариту
Свой роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал под впечатлением от «Фауста» Гёте, который его сильно поразил. Даже имя главной героини, – Маргарита, является полным именем от европейского сокращения Гретхен – героине и возлюбленной Фауста. Но во всём остальном эти образы расходятся.
Маргарита Булгакова – это образ, который вызывает сочувствие, симпатию и откровенное восхищение. Это молодая девушка, которая в свои 19 лет уже была замужем, но повстречав Мастера, она поняла, что её жизнь до этого была бессмысленной. Символом прощания с прошлой жизнью и с мужем Булгаков делает желтые цветы, которые находятся в руках у Маргариты в момент встречи с Мастером. Желтые цветы — знак расставания с чем-то. К слову, Булгаков не даёт описания внешности Маргариты, он ограничивается тем, что у неё «одиночество в глазах». Одиночество при том, что она на момент встречи была замужем. Её брак настолько был для неё пустым, что её глаза выдавали её. И это при условии, что её муж действительно любил её, он позволял ей покупать всё, что ей вздумается и делать всё, что придёт ей в голову. Но это было не взаимно, как выясняет сама Маргарита после встречи с Мастером.
Маргарита влюбляется в Мастера почти сразу, причём любовь её максимально бескорыстна, жертвенна, искренна и ангельски чиста. Ради своего любимого, ради того, чтобы быть с ним, она идёт на самые немыслимые поступки: становится ведьмой, связывается с Воландом, посещает дьявольский бал, отрекается от своей благополучной жизни. И её жертвенность вознаграждается вечным покоем с Мастером.
Сам же Мастер никогда бы не смог написать своего романа без Маргариты, она — его главный помощник против мнения недалёких писателей МАССОЛИТА, которые критикуют Мастера и его творение, из-за которых он и сжигает роман, потому что Мастер слаб, в то время как Маргарита сильна. И именно эта твёрдость характера, желание помочь своему любимому и поддерживает их любовь, потому что Мастер – человек бесхарактерный, а Маргарита как будто бы его опора во всём, его ориентир, его звезда, которая ведёт его в тёмной ночи.
Можно ли говорить, что Маргарита несёт в себе только положительные черты? Нет, я думаю, нельзя. Она врёт своему мужу, не рассказывая, что ведёт другую жизнь, что встречается с другим мужчиной. Её это вранье мучает, она не может жить с ним спокойно, поэтому, становясь ведьмой, она оставляет письмо своему мужу, в котором во всём признаётся. И только после этого она чувствует облегчение и её совесть во многом очищается, а сама Маргарита обретает покой.
Вариант 3
Образ Маргариты в произведении Булгакова “Мастер и Маргарита” довольно прост, но вместе с тем, крайне загадочен. Давайте вместе разберемся, как же такое может быть и почему я считаю, что этот образ полон противоречий.
У Маргариты всего в жизни достаточно, она не испытывает материальных затруднений и служит для некоторых даже объектом завести. Маргарита – жена ответственного работника, который полностью обеспечивает свою жену. Чтобы иметь много свободного времени и не утруждать себя, Маргарита даже имеет домработницу Наташу в собственном распоряжении. К своей прислуге хозяйка относится очень неплохо и их отношения даже похожи на дружеские.
У Маргариты слишком много времени для размышлений. Женщине явно нечем было себя занять в то время, когда бесцельно бредя по улице с букетом желтых цветов, впервые повстречала своего Мастера.
Между тем, женщина очень одинока и ей не хватает любви и тепла. Встреча с Мастером, как она впоследствии нарекает своего любовника за талант писателя, открыла для нее новые ощущения. Маргарита начала привязываться к Мастеру, который оказывал ей много внимания и отдавал все свое нерастраченное тепло и любовь. Ей было хорошо и комфортно рядом с ним, находясь рядом с возлюбленным в его маленькой холостяцкой квартирке. Она с удовольствием слушала его опусы собственного сочинения, которые ей читал возлюбленный. Так продолжалось довольно долго, пока Мастер не написал произведение на запрещенную тему, которое показалось Маргарите истинным шедевром. Рукопись не бралось издать ни одно издательство. Маргарите пришлось проявить упорство, чтобы одно из издательств опубликовало отрывок из произведения Мастера. Ей хотелось, чтобы весь мир признал талант ее возлюбленного, но издание отрывка стало началом конца – критики стала ругать автора и его произведение, окатывая Мастера нелестными эпитетами.
Нападки на возлюбленного разъярили Маргариту, а Мастер впал в уныние и заболел психическим расстройством. Понимая, что сходит с ума, несчастный писатель сжигает свою рукопись и оставляет Маргариту, чтобы не причинять ей боль и больше не расстраивать ее своим психическим состоянием, ведь ему день ото дня становилось все хуже. Он добровольно ложится в психиатрическую лечебницу, надеясь, что Маргарита со временем его забудет и не будет больше страдать. Мастер сдался, признав себя неудачником и бросив свою возлюбленную.
Но Маргарита не забыла своего Мастера. Теперь все свои силы и время она стала посвящать поискам пропавшего возлюбленного. Чтобы его найти, она даже соглашается стать королевой бала у самого Сатаны.
Маргарите тесны рамки морали, ей хочется свободы. Она хочет встряхнуться, чтобы не думать о плохом, не скучать больше по своему возлюбленному, она хочет добавить новый смысл в свою жизнь, пусть даже сам дьявол предложит ей самые необычайные и запретные методы для смены надоевшей до оскомины жизненной рутины. Став ведьмой по своей воле, первое, чему начинает радоваться Маргарита – это ощущению небывалой свободы.
Маргарита решается просить о встрече с Мастером самого Сатану. Даже у дьявола, наряду с восхищением, должно проснуться уважение к подобной жертвенности, какую воплощает Маргарита в своем образе. Он удовлетворяет ее просьбу, забирая Мастера и Маргариту под свое адское начало навсегда.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
В этом рассказе Чехов исследует юную девичью душу и также рассматривает воздействие искусства на человека. Главной героиней является Надежда Зеленина, которая грезит возможностью влюбиться
Детская сказка Финист ясный сокол, по сути, довольно трагична и раскрывает множество проблем взрослых людей. В ней раскрывается тяжелая, и в то же время выдающаяся героизмом, судьба русской женщины и показывается
Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт и писатель. За всю свою жизнь он написал множество великолепных произведений. Самое известное это «Евгений Онегин».
Мне кажется, что это одно из самых приятных слов. Оно включает в себя много хорошего… Например, в нём обязательно есть слова: мама, нежность, понимание, забота… В общем, всё хорошее.
Н. В. Гоголь – мастер художественного слова, великий и талантливый писатель 19 века. В название своей всемирно известной поэмы он заложил очень глубокий смысл. В основе заглавия лежит удивительный художественный приём – оксюморон.
ЕГЭ-2020. Литература. Сочинение в декабре. Аргумент по направлению: «Он и она». М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».
Литература.
Аргумент по направлению: «Он и она».
«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
Эти знаменитые слова из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» известны каждом любителю творчества этого писателя. Читая их, хочется верить в то, что есть она, настоящая, всеполглощающая, готовая на самопожертвование любовь! Есть! Обязательно наступит момент, когда она вдруг неожиданно и сразу войдёт в сердце, как это произошло с героями романа : «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Только любовь способна сделать человека счастливым. До встречи с Мастером Маргарита, кажется, имела всё, она «… не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится». Но была ли она счастлива? Нет! «Ни одной минуты!». Героиня страдала и от одиночества, и от осознания того, что не может сделать счастливым своего мужа («…но портить ему жизнь считаю делом недостойным»). В жизни в определённый период каждый человек вдруг понимает, что так неважно материальное в ней, если нет рядом любимого, того, кому отдаётся сердце, нежность, доброта, забота. Как изменилась героиня после встречи с Мастером! Она словно летала от счастья!
В один миг и Мастер понял, что любит Маргариту. Бывает, бывает любовь с первого взгляда! («… совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»)
Что делает любящих счастливыми? Ни отдельная квартира, когда вокруг в основном люди живут в коммуналках ( герои жили в «подвале особнячка»), ни возможность иметь домработницу ( Маргарита «не прикасалась к примусу»), – всё материальное так далеко от настоящей любви, когда можно разговаривать друг другом бесконечно, помогать в минуты отчаяния, ведь «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
Даже сильная любовь часто проверяется сложными, порой трагическими ситуациями. Наверное, не случайно Маргарита несла в руках при первой встрече с Мастером именно жёлтые цветы, ведь этот цвет всегда ассоциировался разлукой («Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет»). Но всё же это были цветы как символ начала чего -то важного, прекрасного в жизни героев. Сильной оказалась Маргарита. Она подбадривала Мастера на продолжение работы над романом (“Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть его мастером. “), она даже пошла сделку Воландом, дьяволом, чтобы быть рядом с любимым. («Надежда на то, что там ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала её бесстрашной.») Но примечателен факт, что, преодолев так многое для встречи с любимым, Маргарита просит у Воланда не за себя, а за Фриду, чтобы облегчить страдания женщины, погубившей своего ребёнка. Любовь способна открыть сердце для добра ко всем вокруг, не замыкаться в мире личных переживаний. Человек делается чище, благороднее, милосерднее. Это великая сила, преображающая людей.
Грустно читать последние страницы. Герои обрели счастье, но не земле, не среди людей, где так много зла. Смерть дана Мастеру и Маргарите как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений («”Слушай беззвучие, — говорила Маргарита Мастеру, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который дали тебе в награду»)
Жизнь без любви — пуста, бесцветна, безрадостна. М.А. Булгаков показал читателям, что любовь земная — это любовь небесная (не зря говорят, что «браки совершаются на небесах») Любовь существовала и будет существовать во все времена, ведь именно она – сам жизнь.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Сочинение на тему: ОБРАЗ МАРГАРИТЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
ОБРАЗ МАРГАРИТЫ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы». Таким неожиданным образом начинается знакомство читателя с главной, ключевой героиней романа. Словно для контраста с ее красотой, эти первые весенние цветы показаны уродством. Во всяком случае, именно такими их увидел Мастер.
Волею автора мы узнаем Маргариту именно так, как это делал ее возлюбленный. Одиночество в глазах, «желтый знак» — вот первое, что по-настоящему акцентировано в портрете женщины. И так уж получается, что именно с него следует начать знакомство с Маргаритой.
Да, благоустроенная жизнь Маргариты Николаевны проходила под знаком одиночества. И очень малое значение имеет то, что муж обожает свою супругу, что они живут в верхнем этаже прекрасного благоустроенного особняка, что никогда Маргарите не приходилось заниматься бытовыми делами. Видимо, совсем не в этом счастье. Хотя тысячи домохозяек — обитательниц коммунальных квартир, воевавших с примусами и керогазами, драивших полы и подвергавшихся избиению нерадивыми мужьями, очень сильно могли бы возразить. Как раз для них положение Маргариты Николаевны и было бы наивысшим счастьем в жизни. Как водится, чем бесхитростнее и неухоженнее человек, тем меньше ему надо для ощущения полноты бытия.
Интересно, а если бы сама Маргарита не была женой преуспевающего человека? Если бы ей приходилось прятаться по соседям от буйствующего мужа-слесаря, а жизненное пространство ограничивалось бы мрачной и душной комнатой шесть метров на четыре? Осталась бы она подходящей героиней для прекрасной истории? Предпочтительнее поверить в положительный ответ, чем расшатывать основы романтичного и прекрасного образа.
Маргарита — ведьма. Это понятно с самого начала внимательному читателю романа. Только ведьма способна точно угадать знак, на который отзовется ее возлюбленный, которого она еще ни разу не видела. Пусть она врет себе и Мастеру, говоря, что покончила бы с собой, если бы он не заговорил с ней, пусть создает фальшивую возможность ошибки. Но читатель вместе с М. А. Булгаковым точно знает: Мастер был обречен на долгожданную встречу со своим капризным и загадочным счастьем. Цветы и сама Маргарита образовали несокрушимую магическую пару, которая при желании могла бы заставить исчезнуть с лица Земли всех людей, за исключением Мастера. Но зачем? Можно просто призвать его к себе и затем огорошить тайным ехидством вопроса: «Как вам нравятся мои цветы?» Это ехидство будет настолько тайным, что его не заметит даже сама Маргарита Николаевна, а уж Мастер-то и подавно. Тем паче, что конкретно ему эти волшебные цветы противны. А возлюбленная-ведьма точно знала, что нужны именно они — на другие Мастер мог и не обратить внимания.
О своем ведьмовском таланте Маргарита не догадывалась. Если бы не Воланд, она никогда бы и не узнала о нем. Хотя мессир тоже не утруждает себя словесными разглагольствованиями на сей счет. Он просто передает ей с Азазелло коробочку крема. Разумеется, не простого.
Вот когда снадобье подействовало, тогда Маргарита Николаевна славно повеселилась, дала волю своей мстительности (бедный Латунский!) и сполна получила весь набор ощущений, ради которого ведьмы средних веков даже на ярость святой инквизиции были готовы наплевать. За что и горели на кострах. Но ведь полет, невыразимая свобода, ощущение превосходства над людишками, которым все это недоступно. Маргарита упивается восторженным сумасбродством, свалившимся на нее прекрасным весенним вечером.
Но Маргарита не просто ведьма. Она — добрая ведьма, каким бы нелепым это не казалось. По стереотипу ей, получившей силу от самого дьявола, следовало бы только вредить и мстить, но разве она способна на чистое зло? Разумеется, нет. Пошалить немного, а заодно основательно попортить жизнь Латунскому (кстати, изувечившему жизнь Мастера значительно сильнее) — это ладно. Но заодно можно попросить Воланда за детоубийцу Фриду, можно даровать немного свободы домработнице Наташе, можно усыпить перепуганного ребенка… Никто ведь не умер в результате ее потех? При всей обаятельности свиты Воланда и самого мессира от них неприятностей было не в пример больше.
И бал сатаны Маргарита тоже проводит, как заправская ведьма. Она — истинная королева этой жутковатой феерии. Воланд знал, кого возводить на престол, чье колено подставлять гостям бала для поцелуев. Как-никак, королевская кровь. Кстати, эта самая родственная связь с некоей французской королевой, жившей в шестнадцатом веке, тоже играет свою роль в экстравагантности Маргариты Николаевны. Почему-то все особы августейших кровей отличаются какими-нибудь необычными повадками, склонностями и увлечениями. И влюбляются они тоже по-особенному, что героиня Булгакова лишний раз великолепно доказывает.
Следует отметить, что Маргарита — настоящая женщина. Достаточно приглядеться к ее душевным качествам, чтобы признать, что Мастер влюбился сам и влюбил в себя идеал. Оставим в покое красоту физическую — она настолько сама собой разумеется, что даже сам автор романа едва уделяет ей несколько слов. Тут действительно говорить особо не о чем. Естественно, Маргарита должна быть красивой, ибо красивая женщина — это уверенная в себе, сильная, незакрепощенная личность. Ей проще быть собой, потому что не надо заботиться о поиске образа. Красивая женщина — сама себе образ. Вот и Маргарита Николаевна, едва успев появиться на страницах произведения, тут же дает понять, что она — не кто-нибудь, а та самая личность, героиня, искомый образ.
Маргарита умеет любить не только своего единственного и неповторимого Мастера, но и его главное дело — роман о Понтии Пилате. Она видит, что роман и Мастер — это единое целое, одна плоть, одна сущность. И поэтому книга Мастера имеет для нее такое же значение, как любимый человек. Уничтожение романа, таким образом, в глазах Маргариты ничем не отличается от попытки самоубийства. Мастер сжигает в печи не исписанную бумагу — он испепеляет там частицу себя. И потому Маргарита впадает в отчаяние, именно потому она так ругает себя. В собственных глазах она кажется себе виновницей тяжелого увечья возлюбленного.
Маргарита умеет оживлять место своего пребывания. Судя по тому, что муж обожал ее, даже в особняке, который был ей, по большому счету, безразличен, она создавала уют. До Маргариты каморка Мастера была для него лучшим местом в мире, но красавица-ведьма вошла в жизнь бывшего музейного работника, и он с нетерпением стал ждать каждого ее прихода. Вообразите себе, в какой рай на земле превращались его комнатки, когда Маргарита переступала их порог. И в «нехорошей квартире» она также мгновенно оказалась к месту, и пусть автор оставил это без внимания, но наверняка и туда эта удивительная женщина принесла в своем сердце крупицу сияния.
Маргарита добра — об этом вскользь упоминалось ранее, но теперь стоит разглядеть ее доброту повнимательней и лишний раз восхититься. А отчего бы, спрашивается, не восхититься, если повод имеется? Как можно лишний раз не снять шляпу перед женщиной, способной оценить глубину страданий Фриды? Ведь преступление, совершенное Фридой, с точки зрения женщины вдвойне ужасно: детоубийство. Каждая женщина — это мать. Мать куда сильнее будет потрясена убийством ребенка, даже чужого. Но Маргарита избавляет несчастную Фриду от страданий, и этот поступок может происходить только от женщины, чья доброта безгранична.
Доброта всегда живет где-то рядом с наивностью. И эта черта тоже присутствует в Маргарите. Например, не наивность ли заставляет ее воскликнуть: «Милый Азазелло!» Это Азазелло-то милый? Бесспорно, нечистая сила у Булгакова получилась вся как на подбор очаровательна и харизматична, но все-таки Азазелло — это Азазелло. Как-то вот не прилипал к нему эпитет «милый», пока за дело не взялась прекрасная Маргарита Николаевна. Зато уж она как прилепила, так и не отодрать. А что Азазелло? «По тону его было слышно, что ему приятен искренний радостный порыв Маргариты». Вот так. Даже самому Азазелло по душе наивная доброта будущей на тот момент королевы бала. Не наивность ли, помноженная на доброту, дает Маргарите возможность восторгаться дьяволом и его всесилием. Тем более что воскрешение сожженного романа и в самом деле для нее то же, что исцеление возлюбленного от какого-нибудь увечья или тяжелой болезни.
Стоит ли говорить о том, что Маргарита умна! Ведь иначе она бы не сумела выдержать тех испытаний, которые незаметно подбрасывал ей мессир Воланд. Она изящно развивает осторожную подсказку Коровьева в отношении шахматной партии, которую играют Бегемот и его хозяин. Ее комплимент данной игре восхитительно прост, но ведь именно самые простые знаки внимания неизменно выигрышнее смотрятся на фоне излишней вычурности и аристократической закрученности.
Ум в Маргарите сочетается с интуицией. Очень многое из происходящего с нею и окружающими она воспринимает именно своей ведьмовской чувствительностью. И весь ее образ поведения у Воланда — это игра, причудливое сплетение детской непосредственности, интуиции и ума. Говоря простым языком, она держится молодцом, за что и получает награду по заслугам.
Еще одним интересным душевным качеством этой замечательной женщины является нормальное человеческое любопытство, неожиданно проявившееся через готовность к самопожертвованию. Честно говоря, очень трудно сказать, какова действительная причина того, что Маргарита приняла от Азазелло ведьмовский крем. Да, демон намекнул ей на то, что она сможет вернуть Мастера. Ради Мастера Маргарита Николаевна готова на все. Но ведь ей наверняка было жгуче интересно, куда это так старательно зазывает ее рыжий чудак с клыком во рту.
Думается, впечатлений от бала как такового у Маргариты останется немного. В самом деле, там только музыка, гости и бесконечные поцелуи колена до тех пор, пока оно не распухло. А вот пребывание в обществе Воланда и свиты до и после бала безусловно поразило ее, только, как это всегда бывает в подобной ситуации, осознание своего потрясения придет позже, когда Маргарита и Мастер будут жить в том прекрасном домике, который волею мессира стал их обителью.
Еще один существенный штрих к портрету Маргариты Николаевны — это ее готовность встать стеной на защиту своего любимого и своего, фигурально выражаясь, очага. Алоизий Могарыч смог прочувствовать на коже своего несчастного лица остроту ногтей этой потрясающей женщины. Ну и поделом мерзавцу, а Маргарите — честь и хвала. Могущественные союзники здесь могут не приниматься во внимание. Думаю, что Маргарита сделала бы то же самое в совершенно любой ситуации. И Латунскому она нашла бы способ отплатить сполна. Наверняка тоже пометила бы ноготками его физиономию. Да ну, туда им всем и дорога. Лишь бы запомнили все: женщина куда беззаветнее мужчины борется за нерушимость своего гнездышка. На священность этих границ никто не имеет права посягать. Так что запросто может наша идеальная женщина превратиться в настоящую дикую кошку. Ущербной была бы Маргарита Николаевна, если бы не заложил в нее автор пусть крохотную, но все-таки частицу злости.
Маргарита — главное сокровище в жизни Мастера, хоть роман его кажется ничуть не менее значимым. Тем не менее, она важнее. И рукопись оказывается в печке, а Мастер — в психиатрической клинике. Честно говоря, немного малодушничает он, убегая от своей судьбы.
Она страдает. Но продолжает, несмотря ни на что, любить своего родного, милого Мастера. Она не знает, где он и что с ним, но бережно хранит его фотографию, лепестки его роз и единственный листочек заветной рукописи. Надежда помогает ей жить день за днем в ожидании возлюбленного. Но она не может пустить на самотек события, когда обещано, что ей окажут помощь: «если я вас правильно понимаю, вы намекаете на то, что я там могу узнать о нем? — Азазелло молча кивнул головой».
Тем дороже для Маргариты будут времена, которые предстоят им вместе. Вечность не может быть слишком длинной, когда есть с кем ее разделить.
После истории с Боландом Маргарита наверняка, предложи ей Булгаков лично выбрать эпиграф к своему роману, отыскала бы в «Фаусте» те самые строки, которые сейчас можем читать мы. А может быть, именно она, находясь очень далеко отсюда, в доме с венецианским окном и вьющимся виноградом, своею ведьмовской рукой подтолкнула Михаила Афанасьевича к нужной книге, помогла найти строки и даже водила пером, придирчиво следя, чтобы Булгаков записал их как надлежит.
Могло ли быть так? Да запросто! Как и полагается вымышленному персонажу, созданному с особой тщательностью и подкрепленному верой благодарных читателей, Маргарита обрела самую настоящую плоть.
И кто из прочитавших «Мастера и Маргариту», продираясь сквозь многоликую толпу на улице, не замирал вдруг в самой стремнине людского потока, машинально отыскивая глазами уродливые желтые цветы, предназначенные именно ему. Сколько раз эти цветы бывали замечены! И тогда, уподобившись Ивану Бездомному, читатель бросался вслед им. Напролом и сломя голову, он гнался за ними по городу, а они, подлые, поводив его за нос, исчезали. Одураченный читатель вздыхал и шел по своим делам. Иначе и быть не может — некрасивые весенние цветы уже сыграли свою роль однажды.
А умный читатель находил другой знак и встречал совсем иную женщину, в которой от булгаковской Маргариты оставалась лишь любовь в глазах. И наверняка стоит только представиться возможности, консультант Воланд, приняв совсем иной облик, придет править свой бал для новой Маргариты, о которой тоже, может быть, напишут прекрасный и увлекательный роман, в котором помимо всего прочего не будет фразы: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы».
Источники:
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bulgakov/harakteristika-i-obraz-margarity
http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1871-ege-2020-literatura-sochinenie-v-dekabre-argument-po-napravleniyu-on-i-ona-m-a-bulgakov-master-i-margarita
http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obraz-margarity-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita.html