2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эпическое и драматическое произведения. Анализ драмы

Анализ эпических, лирических и драматических произведений

Презентации к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Экзаменационная работа по литературе (ЕГЭ) базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение всего материала курса.

Задания В1-В12 требуют владения навыками определения принадлежности литературного текста к тому или иному жанру, выявления языковых средств художественной образности и определения их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Презентации предназначены для отработки знаний терминологии прозаических, драматических и лирических произведений. Материалы презентации можно включить в определенную часть урока как викторину или можно использовать на факультативных занятиях по подготовке к ЕГЭ по литературе.

Вопросы, составленные по драматическим произведениям.

1) Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? (диалог)

2) Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? (говорящие)

3)Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? (внесценические)

4)Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? (конфликт)

5) Каким термином обозначают авторские пояснения, комментарии в тексте пьесы? (ремарка)

6) Как называется развернутое высказывание одного героя? (монолог)

7) Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге?(реплика)

8) Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? (афоризм)

9) Как называется прием противопоставления различных явлений в художественном произведении (антитеза, контраст)

10) Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл? (деталь)

11) Как называется противостояние, противоборство, служащее стимулом к развитию действия?(конфликт, коллизия)

12) Как называется часть действия пьесы, в которой все основные противоречия находят свое разрешение?(развязка)

Вопросы, составленные по лирическим произведениям.

1) Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов? (инверсия)

2) Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой?(метафора)

3) Строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём? (сравнение, параллелизм)

4) Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова.(анафора)

5) Какие виды рифмовки вы знаете?(кольцевая, парная, перекрестная)

6) Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? (ассонанс)

7) Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков? (аллитерация)

8) Как называется прием, позволяющий наделить окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? (олицетворение)

9)Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? (строфа)

10) Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? (рифма)

11) Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? (оксюморон)

12) Назовите вид тропа, основанный на сопоставлении предметов или явлений? (сравнение)

13) Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков? (символ)

14) Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? (перифраз)

15) Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? (риторический вопрос)

16)Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. (кольцевая)

17) Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении? (антитеза, контраст)

18) Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности? (Эпитет)

19) Цитата, предваряющая последующее произведение и перекликающаяся с основным текстом.(эпиграф)

20) К какому средству выражения собственной позиции прибегает поэт, подвергая своих персонажей не скрытому, а откровенному осмеянию, обличению?(сарказм)

Вопросы, составленные по прозаическим произведениям.

  1. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой “про себя?” (внутренний монолог)
  2. Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя (“слабый”, “тщедушный”)? // Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности?(эпитет)
  3. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? (рассказчик)
  4. Как называется род литературы, которому принадлежит повесть ? (эпос)
  5. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? (повтор)
  6. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств?(психологизм)
  7. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку? (деталь)
  8. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.// Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? (композиция)
  9. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие (“пламя таланта”).(метафора)
  10. В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? (портрет)
  11. Каким термином принято обозначать описание природы? (пейзаж)
  12. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом.(перифраз)
  13. Знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения.(символ)
  14. Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? (экспозиция)
  15. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении?(сюжет)
  16. Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? (эпилог)
  17. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? (аллегория)
  18. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. (гротеск)
  19. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища? (интерьер)
Читать еще:  Главные герои рассказа юшка. Юшка главные герои

Анализ драматического произведения
консультация по литературе (11 класс) на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Анализ драматического произведения».

Анализ драмы предпочтительно начинать с анализа небольшого ее фрагмента, эпизода (явления, сцены и т.д.). Анализ эпизода драматического произведения проводится практически по той же схеме, что и анализ эпизода эпического произведения, с той только разницей, что следует дополнить рассуждения пунктом анализа динамической и диалогической композиций эпизода.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это — экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)

Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.

Охарактеризовать героев — участников эпизода:

их отношение к событию;

к вопросу (проблеме);

кратко проанализировать речь участников диалога;

сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?

Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.

Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

Теперь перейдем к комплексному анализу драматического произведения. Успех этой работы возможен, только если вы разбираетесь в теории драматического рода литературы (см. тему №15).

Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления?1

Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.

Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, «сны» вместо актов или действий в драме М.Булгакова «Бег»).

Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, «говорящие» имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.

Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

Особенности драматургического действия: внешнее — внутреннее; «на сцене» — «за сценой», динамическое (активно развивается) — статическое и т.д.

Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все «острые точки» (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими «острыми очками» действия.

Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

Читать еще:  Ответить на вопрос по литературе. Литературные тесты

Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

Специфика авторских ремарок, поясняющих:

действия персонажей (игру актеров);

обстановку на сцене, костюмы и декорации;

настроение и идею сцены или явления.

Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.

Смысл названия пьесы.

1. Этот пункт раскрывается, если такие черты ярко выражены в произведении (например, в классицистских комедиях Д.Фонвизина или в комедии А.Грибоедова «Горе от ума», совместившей черты сразу трех направлений: классицизма, романтизма и реализма).

Рекомендации к теме теория >>

При проведении анализа драматического произведения Вам пригодятся те навыки, которые Вы получили при выполнении заданий по анализу эпизода произведения.

Будьте внимательны, строго придерживайтесь плана анализа.

Темы 15 и 16 тесно связаны между собой, поэтому удачное выполнение работы возможно только при детальном изучении теоретических материалов по этим темам.

Вам следует прочитать те художественные произведения, которые могут быть рассмотрены в рамках этой темы, а именно:

А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

Н.Гоголь. Комедия «Ревизор»

А.Н.Островский. Комедия «Свои люди — сочтемся!»; драмы «Гроза», «Бесприданница»

А.П.Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

М.Горький. Пьеса «На дне»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского «Гроза». Умение делать анализ драматического произведения, Знание основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте.

С этим докладом я выступила на заседании м/о.Считаю, что все — таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достиже.

Целью данной работы является постановка и практическое разрешение проблемы литературного образования школьников при условии глубокого осмысления у