1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эмин федор александрович. Федор эмин

Эмин федор александрович. Федор эмин

Эмин Федор Александрович (1735—18[29].04.1770), писатель и журналист. Родился в Константинополе, образование получил в Италии. Служил в янычарах, через Алжир и Испанию попал в Лондон и крестился в русском посольстве; в 1761 прибыл в Петербург. Зная латынь и несколько новых языков, преподавал в Сухопутном шляхетском корпусе, был переводчиком Коллегии иностранных дел (1762—64) и (с 1764) «Кабинета» Екатерины II. Литературная деятельность Эмина началась в кругу переводчиков шляхетского корпуса и была очень интенсивной. В 1763—69 вышло 19 томов его сочинений и переводов — преимущественно романов. Эмин ввел в русскую литературу авантюрный («Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда», ч. 1—3, 1763), политико-воспитательный («Приключения Фемистокла…», 1763), любовно-героический («Награжденная постоянность, или Приключения Лизарка и Сарманды», 1764) и др. виды романа; «Письма Ернеста и Доравды» (ч. 1—4, 1766) представляли назидательно-моралистическую переработку сюжета «Новой Элоизы» Ж. Ж. Руссо. Хотя в романах Эмина нет изображения России, однако в них затронуты насущные общественные вопросы. Эмин выступал за предоставление служилой интеллигенции и купечеству таких же привилегий, как и дворянству, вел резкую полемику с писателями А. П. Сумароковым, М. М. Щербатовым в комедии «Ученая шайка» (неизд.), рукописных сатирах, в своем журнале «Адская почта». Им написана по заказу правительства «Российская история…» (т. 1—3, 1767—69; доведена до 1213). Многие произведения Эмина посвящены нравственно-философским проблемам: «Нравоучительные басни» в прозе (1764), религиозное сочинение «Путь к спасению» (1780, посм.).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа — http://www.rusinst.ru

Эмин Федор Александрович (Магомет-Али Эмин) (1735-16(27).04.1770, Петербург) — писатель, философ, публицист. Некоторые исследователи предполагают, что он происходил из какого-то южнославянского рода. Известно, что до появления в России он в течение 8 лет путешествовал по разным странам. В 1761 году, перейдя в православие, стал преподавателем в Сухопутном кадетском корпусе, служил переводчиком в Коллегии иностранных дел. Перу Эмин принадлежит много романов, басен. В 1769 г он начал выпускать сатирический журнал «Адская смесь», на страницах которого изобличались общественные пороки в форме переписки двух бесов. Философские идеи Эмина большей частью облекал в художественную форму. Так, роман «Приключения Фемистокла» представляет собой описание философских споров отца и сына по вопросам не только общественной жизни, но и теории познания, этики, богословия. В философском романе «Непостоянная фортуна» рассматриваются проблемы образования, главным условием которого автор считал «добродетельное воспитание», потому что «ни к чему одна наука, если в человеке добродетели нет». Большой популярностью у современников пользовались «Нравоучительные басни» Эмина, в которых формулировались конкретные нравственные идеи. Человека, считал он, следует оценивать по его внутренним достоинствам: «Не поверхность, а внутренняя добродетель достойна похвалы». Особенно высоко ставил Эмин такое качество, как умение жалеть: «Кто над другим сожаления не имеет, тот и сам его во время крайней нужды не сыщет; злому добро делать опасно». Философию Эмин понимает как мудрость, а не ученость. Мудрость состоит в том, «чтоб разуметь вещественности точно, если оныя разуму человеческому природа постичь дозволит, чтоб добродетелью быть управляему и чтоб уделять своего знания и другим, для простирания общественной пользы». Знание бесполезное, мертвое он называл пустой ученостью. Фактически здесь Эмин сформулировал свое понимание просветительства. Он усматривал его в том, чтобы путем философского осмысления правил высоконравственной жизни и сатирического описания социальных пороков смягчить социальную несправедливость, поднять нравственность современников, в частности помочь им понять, что нужно уважать человеческое достоинство и в представителях низших сословий.

Читать еще:  Зеленый флаг с синим крестом

Н. П. Гречишникова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 795.

Далее читайте:

Сочинения:

Путь к спасению, или Благочестивые размышления о покаянии и о непрестанном приуготовлении себя к смерти. М., 1856;

Приключения Фемистокла и разные политические, гражданские, философские и военные его с сыном своим разговоры: постоянная жизнь и жестокость фортуны его гонящей, 2-е изд. М., 1781.

Эмин федор александрович. Федор эмин

Эмин промелькнул в русской литературе с необычайным эффектом и оставил в ней заметный след. Он начал печататься в 1763 г., окончил в 1769 г. (в 1770 г. он умер). Современники взирали на него с удивлением: он был слишком непохож на всех русских писателей того времени.

Это был авантюрист и делец, Чичиков русской литературы XVIII века. Его биография сама по себе была необычайна. В конце 1750-х годов он явился к русскому посланнику в Лондоне и заявил, что он магометанин Магмет Эмин и что он хочет принять православие. Посол обрадовался «обращению неверного». Эмина крестили в 1761 г. и отправили в Россию, где он выгодно устроился преподавателем иностранных языков, наживаясь и на предоставленных законом льготах новообращенным неверным, и на официально-церковной сентиментальности елизаветинского двора. Он ловко пристроился к всевластным Шуваловым, а затем, при Екатерине II, сумел удачно сменить своих покровителей, пристроившись к вольнодумному Панину и к реакционным Орловым. О своих похождениях до приезда в Россию он рассказывал чудеса, причем не заботился о том, чтобы его рассказы были единообразны: в разное время и разным людям он повествовал о себе различные вещи, а в своих романах он намекал на совсем необычайные свои похождения. Современники верили ему более или менее, – и тому, что он сражался в войсках турецкого султана, и тому, что он объездил полмира, и тому, что он был и пленником пиратов, и воином, и ученым, и чуть что не монархом в отдаленных и мало кому известных странах, и тому, что он, приехав в Россию в 1761 г., мгновенно изучил русский язык так хорошо, что уже через два года мог писать русские романы. На самом деле, он родился и вырос не то на Украине, не то в Польше, где-то у турецкой границы; учился он, вероятно, в Киевской духовной академии; потом, действительно, попал в Турцию и, видимо, путешествовал по Европе; он знал несколько языков и схватил, довольно поверхностно, верхи европейской культуры. На литературу он смотрел как на выгодную отрасль промышленности более, чем как на служение истине (так смотрели на нее Сумароков и его ученики). Он писал невероятно много; один за другим следовали его романы, переводы, нравственные сочинения, журналы. За один только 1763 год он издал четыре романа, причем один – в трех томах. В 1769 г. он издавал сразу два журнала, ежемесячник «Адская почта» и еженедельник «Смесь», причем «Адскую почту» писал целиком он сам. Под конец жизни он издал первые три тома своей «Русской истории», наполненной фантастическими сведениями; он так торопился сочинять ее, что там, где у него не хватало источников, хотя бы недостоверных, он сам сочинял их, давая ссылки на несуществующие книги. Он не скрывал, что работает ради денег.

Читать еще:  Тёмное царство. «Тёмное царство» в пьесе Гроза

В заключении I части своего романа «Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда», он писал: «Виргилий и Гораций сами о себе сказывают, что бедность научила их стихотворству. Славный Тассо не с добра начал петь свои оды: ибо сколько он по иностранным дворам ни шатался, однако, нигде не мог сыскать своего счастия, и так, как то обыкновенно у бедных бывает, тогда начал петь, когда ему есть было нечего. Я знал многих таких: поет, что как скоро существенною своею пищею, т.е. сребром, насытились, то охрипли и приятного их голосу более не было слышно. И я, хотя меж умных себя поставить не могу, однако как бедность меня прижала, принялся к сему моему сочинению, начал рассуждать философически, в разных переводах и чтении разных книг на разных языках упражняться и быть доволен малым, когда больше нет».

А в «Адской почте» он признавался: «Я сие пишу для моего препровождения времени и для пропитания, которое единственно от пера, а часто и несчастного имею».

Назад Оглавление Далее

Эмин Федор Александрович

Писатель, журналист, переводчик Эмин Федор Александрович родился в 1735 на Украине, умер 18(29).IV.1770 г. в Петербурге.

Подлинная биография его не установлена, национальное происхождение его загадочно: он родился в семье не то венгра, не то поляка, принявшего магометанство во время своего пребывания в Турции.

Федор Александрович учился в Киевской духовной академии, потом скитался по странам Ближнего и Среднего Востока, некоторое время служил янычаром в турецкой армии.

В 1758 он явился к русскому посланнику в Лондоне князю. А. М. Голицыну и заявил о своем желании принять христианскую веру и вступить в русское подданство. Эмин был крещен в посольской церкви и получил паспорт, в котором было сказано, что рожден он от российских родителей.

В 1761 он переехал в Петербург и обратился к императрице Елизавете Петровне с просьбой принять его на службу. Был назначен преподавателем итальянского языка в Сухопутный шляхетский кадетский корпус.

В 1763 благодаря покровительству Г. Г. Орлова Федор Александрович был переведен в Коллегию иностранных дел на должность переводчика, а затем, с чином титулярного советника, определен в кабинет императрицы.

Свободное от службы время он заполнял литературной работой, темпы которой были поистине необычайны.

В 1763, через два года после своего приезда в Россию, он издал романы

«Любовный вертоград, или Непреоборимое постоянство Камбера и Арсены»

«Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда»

и перевод с итальянского романа «Бесщастный Флоридор».

В 1764 вышли романы Эмина:

«Награжденное постоянство, или Приключения Лизарка и Сарманды»,

«Горестная любовь маркиза де Толедо, перевод с гишпанского»,

В последние годы Эмин Ф.А. публикует четырехтомный роман

«Письма Ернеста и Доравры» (1766),

перевод «Польской истории» французского историка Солиньяка (1766),

«Российскую историю жизни всех древних от самого начала России государей» (1768—69).

В 1769 он издает два сатирических журнала — еженедельную «Смесь» и ежемесячную «Адскую почту». За девять лет жизни в Петербурге Эмин опубликовал свыше 25 книг оригинальных произведений и переводов. Социальные позиции Эмина Ф.А. противоречивы. Он согласен с существующей системой феодального неравенства, выступает за предоставление больших прав и привилегий купечеству («купечество есть душа государства и весьма оную хранить подлежит, чтобы тело не похудело») и в то же время сочувствует угнетенному положению крестьянства, критикует злоупотребления крепостным правом. В «Речи о существе простого народа», опубликованной в «Смеси», Эмин проводил, мысль о том, что «простой народ есть создание, одаренное разумом, хотя князья и бояре утверждают противное». В «Адской почте» он рассказывает об одном помещике, который отобрал у крестьянина наличные сбережения, а после «велел сечь его, чтоб ему родил деньги, и бил до тех нор, пока он издыхать не начал».

Читать еще:  Черты драмы как жанра. Драма и ее жанры

В 1769 развернувшейся журнальной полемике он встал на сторону новиковского «Трутня», в статьях которого, по его словам, «нет ни злонравия, ни невежества, а есть едкая соль». Он выступает против официозной «Всякой всячины», критикуя ее за нетерпимость к критике и начальственные окрики. На страницах своих журналов писатель, не затрагивая основ религии, сатирически изображал монастырский быт, порицая обжорство и пьянство монахов. Вам точно запомнится прогулка на яхте вдоль побережья.

Явившись первым крупным создателем романа на русской почве, Эмин выступил активным защитником самого жанра романа. По его словам, «романы, изрядно сочиненные и разные нравоучения и описания разных земель с их нравами и политикой в себе содержащие, суть наиполезнейшие книги для молодого юношества к привлечению их к наукам» («Непостоянная фортуна»). Эмин писал свои романы в расчете на «всякого чина и звания людей», широко используя элементы западноевропейских авантюрных романов, ставшие у него своего рода шаблонами (бури, кораблекрушения, нападение морских разбойников, путешествия по восточным странам, любовные сцены и т. д.).

Романы Эмина Ф.А. перегружены географическими названиями, действие в них молниеносно переносится из одной страны в другую. Они насыщены политическими рассуждениями (особенно роман «Приключения Фемистокла»), отражающими неустойчивость и двойственность его социальных позиций. Наиболее значительный роман Эмина «Письма Ернеста и Доравры» (1766) написан под воздействием «Новой Элоизы» Руссо и представляет собой одно из ранних произведений сентиментализма на русской почве.

Внимание писателя обращено на изображение внутреннего мира обыкновенных, ничем не примечательных людей. Перед читателями был открыт новый мир простых человеческих чувств и житейских переживаний. В романе многое идет от классицистических традиций (характер конфликта, примат разума, долга и закона), но в то же время он являлся и новым шагом в развитии русской прозы: связанные с любовной темой психологические переживания разрабатывались до него лишь в лирике А. П. Сумарокова и в трагедии.

Обширная работа Эмина Федора Александровича «Российская история жизни всех древних от самого начала России государей» (1767—69), доведенная до 1231, изобилует неточностями и прямыми выдумками. Исторические факты и их освещение Эмин заимствовал из иностранных источников. Исторические герои писателя разговаривают на языке 60-х гг. XVIII в. Его общая концепция — монархическая.

Литературные произведения Эмина Ф.А., некогда популярные, потеряли своих читателей уже в начале XIX в.

Однако роль, которую сыграл писатель в подготовке русского сентиментализма, должна быть отмечена.

Источники:

http://www.hrono.ru/biograf/bio_e/emin_fa.php
http://istlit.ru/txt/ruslit18/57.htm
http://www.vidania.ru/pisateli/emin_fedor_aleksandrovich.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector