Экспонаты эрмитажа. Жемчужины эрмитажа
Жемчужины Эрмитажа: топ-8 экспонатов музея, которые нужно увидеть
Скульптура «Три грации» Антонио Кановы
© Фото: wikipedia.org
Темы дня
«Санкт-Петербург.ру» рассказывает о самых значимых экспонатах Эрмитажа. Их стоит увидеть каждому.
Частное собрание императрицы Екатерины II со временем превратилось в один из величайших музеев мира. В Эрмитаже хранится более трех млн произведений искусства и памятников мировой культуры.
Чтобы осмотреть все его экспонаты, затрачивая хотя бы по одной минуте на каждый, понадобится более 11 лет. Рассмотрим самые главные.
Где: Дворцовая площадь, 2
Когда: ежедневно с 10:30 до 18:00; в среду и пятницу с 10:30 до 21:00; музей закрыт по понедельникам, 1 января, 9 мая
Сколько: от 250 рублей; бесплатно посетить музей можно в первый четверг каждого месяца с 10:30 до 17:00, 18 мая и 7 декабря
Мумия
Северная столица мировой рекордсмен по количеству мумифицированных трупов. Самая знаменитая мумия – тело древнеегипетского жреца Па-ди-иста – располагается в Египетском зале Эрмитажа. Мумия находится под футляром из специального стекла, чтобы избежать попадания воздуха под купол.
С мумией связана легенда: одна из смотрительниц зала рассказала о том, что за несколько дней до новолуния, весной 2004 года, на левом плече Па-ди-иста начала дергаться мышца. Спустя пару дней на том месте появился нарост величиной с грецкий орех, который начал «передвигаться» по руке вверх и вниз. Через неделю все прекратилось – опухоль исчезла сама по себе. Правда это или ложь – неизвестно.
Па-ди-ист не единственный мумифицированный мертвец в Эрмитаже. Всего в музее их хранится не меньше пяти.
Фото: web-kapiche.ru
Мадонны Леонардо да Винчи
В мире насчитывается 14 сохранившихся работ великого художника. В Эрмитаже находятся две его картины.
«Мадонна с цветком» – одна из первых работ Леонардо да Винчи. В галерее Уффици во Флоренции хранится рисунок с записью:«. бря 1478 года начал две Девы Марии». Считается, что одной из них является «Мадонна Бенуа», а второй «Мадонна с гвоздикой» из Мюнхена.
«Мадонну Бенуа» причисляют к ранним работам художника: она была написана в 1478-1480-х годах и предположительно осталась незавершенной. В 1914 году Эрмитаж купил ее у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Бенуа.
Эта работа стала одним из ключевых произведений мастера и образцом для живописцев того времени: да Винчи писал шедевр масляными красками – и по его примеру их стали использовать другие художники.
Рядом с ней в Эрмитаже хранится «Мадонна Литта», которую музей выкупил в 1860-е годы у итальянского семейства Литта. Мнения искусствоведов относительно авторства картины расходятся. Часть их полагает, что картина принадлежит кисти одно из учеников великого художника. Эрмитаж, однако, настаивает на авторстве самого Леонардо да Винчи.
Фото: hellopiter.ru
Часы «Павлин»
Механическое приспособление придумали Джеймс Кокс и Фридрих Юри. В Россию оно попало благодаря Потемкину: он приобрел часы в подарок Екатерине II. К сожалению, фаворит императрицы так и не узнал, понравился ли ей дар, так как скончался до того, как часы были доставлены.
Сначала часы экспонировали в Таврическом дворце, а затем перевезли в Зимний, где они хранятся до сих пор. Дважды их ремонтировал Кулибин (во время перевозки часть деталей повредилась). Однако в целом уникальные часы дожили до наших дней без изменений: это единственный известный крупный механический прибор 18 века, который до сих пор не вышел из строя.
Фото: wikipedia.org
«Возвращение блудного сына» Рембрандта ван Рейна
Художник очень долго рисовал эту картину: первые наброски появились в 1630-1640-е годы, а готова она была только в 1660 году.
На ней изображен финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.
Фото: hermitagemuseum.org
«Даная» Рембрандта ван Рейна
Картину художник писал с двух женщин: с жены и любовницы, с которой художник связался после смерти супруги. На картине изображен тот момент древнегреческого мифа, когда Зевс пробрался к Данае в виде золотого дождя. В Россию «Даная» попала в 1772 году, когда ее купила Екатерина II.
Спустя двести лет с этой картиной случился акт музейного вандализма: литовец Бронюс Майгис облил ее серной кислотой и дважды повредил ножом. Как признался Майгис позже, данное действо было совершено по политическим мотивам.
Несмотря на то, что было повреждено 27% полотна, картину удалось полностью восстановить. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом.
Фото: hermitagemuseum.org
«Вечная весна» Огюста Родена
Скульптура была частью композиции «Врата ада» и долгое время располагалась у главных дверей французского Музея декоративно-прикладного искусства. Роден решил повторить часть своей работы, выполнив ее в том же стиле. Часть мраморной глыбы для скульптуры автор специально оставил необработанной, чтобы придать композиции большую естественность.
Скульптура «Вечная весна» находилась в коллекции российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева и была продана им на нью-йоркских торгах Sotheby’s 9 мая 2016 года за 20,4 млн долларов, установив аукционный рекорд цены на произведения этого мастера. Однако купил он ее ранее за 48,1 млн долларов.
Фото: wikipedia.org
«Танец» Анри Матисса
Русский коллекционер Сергей Щукин в 1908 году заказал Анри Матиссу три больших панно, которые должны были изображать танец, музыкантов и купание. «Купание» не было написано, а «Музыка» и особенно «Танец» – это уже в полный голос заявивший о себе гений Матисса. Щукин планировал украсить этими панно холл своего московского особняка. Это был первый крупный заказ в жизни Матисса, позволивший ему окончательно проститься с нехваткой средств.
Сергея Щукина долгое время называли «собирателем всякого хлама» и не разбирающимся в искусстве человеком. Самого автора публика и критики также не щадили. Сейчас же «Танец» считается одним из величайших произведений модернизма.
У «Танца» Матисса есть еще одна версия. Она находится в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА). Раймон Эсколье полагал, что это второй вариант «Танца», в котором Матисс превзошел чувственность и вакханские мотивы первой версии. Однако большинство исследователей сходятся на том, что это лишь набросок к настоящему панно, которое после революции было национализировано и передано в Эрмитаж, где находится и поныне.
Фото: artchive.ru
«Композиция VI» Василия Кандинского
Полотна одного из главных российских авангардистов висят в лучших музеях мира. Его картины смогут понять не все, однако, сложно найти другого такого мастера, чье искусство было бы настолько притягательно и загадочно одновременно.
В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Кандинского. Главное полотно – «Композиция VI»: яркое, написанное размашистыми мазками, прекрасно отражающее бурное начало 20 века.
Полотно было создано в 1913 году в Мюнхене, где Кандинский вместе с другом Францем Марком создал художественное объединение «Синий всадник». Изначально автор хотел назвать полотно «Потоп», изобразив на нем через беспредметную живопись знаменитый библейскый сюжет. Позже Кандинский отказался от идеи дать имя своей шестой по счету Композиции, утверждая, что не было бы более грубой ошибки, чем навесить на полотно ярлык. Автор хотел дать возможность зрителю созидать, не будучи привязанным к какой бы то ни было программе.
5 экспонатов Эрмитажа с необычной историей
Впервые Императорский Эрмитаж (сегодня уже Государственный) открылся для посетителей в феврале 1852 года. А вот за основание можно сказать спасибо Екатерине II, хоть изначально музей представлял собой частную коллекцию. В принципе, слово “ermitage” и переводится как место для уединения.
Сегодня в нем хранится множество экспонатов с различными историями и огромной ценностью. И сегодня я расскажу о нескольких наиболее примечательных, о которых порой ходят легенды.
Однажды князь Потемкин решил чем-то порадовать Екатерину II и долго думал над подарком. Идеальным вариантом показалась сложная работа Джеймса Кокса. Вскоре ценная вещь была доставлена в Россию, но собрать ее в изначальный вид долгое время ни у кого не получалось.
Гениальный Иван Кулибин помог “ожить” часам через несколько лет. При звоне все приходит в движение, заводится, павлин начинает вращаться и распускает хвост. Одна только загвоздка – завершается сие чудо тем, что птица поворачивается ко всем задом. Может быть это недоработка мастера, а может быть таким интересным образом Кулибин высказал свое отношение к власти. Нам остается только догадываться.
Для этой картины Рембрандт использовал целых 2 образа – свою жену и любовницу. Сам сюжет основан на случае из мифологии, когда сам Зевс пришел к прекрасной Данае, превратившись в золотой дождь.
Картина была закончена в 1647 году, а в России оказалась только в 1772. Екатерина II сама ее приобрела и долгое время шедевр находился на хранении в Эрмитаже. Но в итоге полотно пострадало от серной кислоты и острого ножа из-за политических соображений Бронюса Майгиса. Преступник был пойман, а картина отправлена на реставрацию. После полутора лет работ специалистов полностью восстановлена и сегодня защищена бронированным стеклом.
Кровавая богиня Мут-Сохмет
Мут-Сохмет окружена тайнами и легендами. Если обратиться к мифологии, то станет понятно, почему эта богиня называется кровавой. Оказывается, однажды она решила истребить людей. Но у нее ничего не получилось.
Другие боги уберегли человечество от погибели, смешав пиво и красную краску для имитации человеческой крови. Когда Мут-Сохмет выпила это, то сразу же поменяла свое решение.
Но если верить легендам, то всякий раз при каких-то угрозах государству, на ногах богини выступает красноватый налет, напоминающий кровь. Так оно на самом деле или нет – проверить, конечно же, невозможно.
Эти серьги принадлежат к коллекции Петра I. Они примечательны тем, что изготовлены в неповторимой технике зернь. Если присмотреться, то можно различить на массивном украшении афинские состязания. Детали удивительно четкие и аккуратные.
Современные мастера пытались не раз повторить хотя бы частично феодосийские серьги, но пока никому не удалось это сделать. Точной копии на данный момент не существует.
Черный квадрат Малевича
На вид ничем не примечательное полотно, но по праву является шедевром. “Черный квадрат” был явлен миру в 1932 году и автор объяснил саму идею как демонстрацию наступившего безбожного времени.
Если обратиться к истории, то направление Малевича вполне понятно. И его шедевр долгое время сопровождали скандалы. Многие, кто побывал рядом с “Черным квадратом”, говорят о том, что картина имеет удивительную энергетику.
12 ЭКСПОНАТОВ ЭРМИТАЖА, КОТОРЫЕ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ
В Государственном Эрмитаже хранится более 3 млн произведений искусства: даже если тратить минуту на каждое, осмотр займет восемь лет. Чтобы не потеряться в этом многообразии, мы вместе с сотрудниками Школьного центра Эрмитажа составили подборку экспонатов, которые стоит в первую очередь показать ребенку в главном музее страны.
Марина Вяльцева, методист научно-методического отдела «Школьный центр Эрмитажа»:
— Следуя этому списку, можно познакомить детей со всеми основными видами искусства: это и архитектура (2, 7, 8), и живопись (5, 6, 7, 8, 11, 12), и скульптура (3, 4), и декоративно-прикладное искусство (1, 8, 9, 10). Рассказ будет посвящен разным эпохам, мифологическим системам и религиозным традициям: Древний Египет (4), Античная эпоха (3, 5), христианство (6, 7, 12), Средние века (10), эпоха Возрождения (6, 7), «золотой век» в Европе — 17 век (5, 11, 12), русская культура (2, 7, 8, 9). Большинство выбранных экспонатов отличаются крупными размерами, поэтому их удобно будет рассматривать. Мы специально не стали включать в список Парадные залы Зимнего дворца — их и так все смотрят в обязательном порядке.
Часы «Павлин»
Часы «Павлин» в Павильонном зале — всемирная знаменитость: это единственный в мире часовой автомат XVIII века, дошедший до нас в неизменном виде.
В XVIII веке такие автоматы были в большой моде. Особенно искусен в их создании был английский ювелир Джеймс Кокс: его механические птицы двигались как живые. В часах «Павлин», которые привезли в Петербург в 1781 году, мастер объединил четыре самостоятельных механизма: один отвечает за часы, три приводят в движение птиц.
Порядок работы механизма имеет глубокий смысл. Сначала оживает сова, символ ночи: двигает головой и лапкой, вращает глазами. Потом просыпается павлин, распускает свой золотой хвост — символ солнца, поворачивается и показывает оборотную сторону хвоста, символизирующую ночь. Последним вступает петух и кукареканьем сообщает, который час.
Все механизмы до сих пор действуют: каждую среду в 20:00 часы заводят для публики. В остальные дни на большом мониторе рядом с часами непрерывно прокручивается видеоролик, показывающий механизм в работе.
Висячий сад Малого Эрмитажа
Расположенный на уровне второго этажа Висячий сад занимает пространство между галереями, соединяющими Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа. Весна здесь наступает гораздо раньше, а осень приходит гораздо позже, чем в остальном Петербурге: хотя сад разбит под открытым небом, высокие стены со всех сторон защищают его от ветров, а расположение обеспечивает максимальное солнечное освещение. Растения подобраны так, что с весны до осени сад расцвечивается разными красками, и в нем почти непрерывно продолжается цветение. Сад был создан в 1770-х годах по личному повелению Екатерины II.
Несколько лет назад в саду закончилась многолетняя реконструкция. Теперь, как и два века назад, здесь зреют яблоки и сливы, цветут тюльпаны и сирень, а стены оплетает виноград: уникальный микроклимат позволяет выращивать здесь практически любые виды растений.
Статуя Юпитера
Мраморная скульптура бога Юпитера высотой почти 3.5 м и весом более 16 тонн — одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Ее путь в Петербург был долог и удивителен. Созданная в конце I в., статуя в XVIII веке была найдена во время раскопок на вилле римского императора Домициана, а в XIX веке оказалась в коллекции маркиза Джованни-Пьетро Кампаны.
Знаток античного искусства, археолог и страстный коллекционер, маркиз создал коллекцию, равных которой не было в Европе. Но страсть к коллекционированию и погубила маркиза: ради нее он растратил деньги Римской ссудной кассы, директором которой был. Маркиза судили, а коллекцию изъяли и выставили на продажу. За нее бились ведущие европейские державы, но представителю Российской империи удалось заполучить самое ценное — 792 предмета, в том числе уникальную статую Юпитера.
Статуя Мут-Сохмет
Храмовая статуя богини Мут-Сохмет в Египетском зале Эрмитажа — старейший памятник Древнего Египта на территории России: она была создана в XIV веке до н. э. Львиноголовая Сохмет («Могущественная») занимала важное место среди египетских богов: она почиталась как око бога Ра, богиня яростного солнца, владычица пустыни и покровительница войны.
Двухметровая статуя из черного гранита когда-то украшала храм Мут-Сохмет в Карнаке. В Россию ее привез Авраам Сергеевич Норов — герой войны 1812 года, поэт, министр и страстный путешественник. Он нашел ее наполовину засыпанной песком в развалинах древнего храма — единственный целый монумент среди десятков разбитых статуй — и выкупил у местных властей.
Рубенс. Персей и Андромеда
Эрмитаж владеет прекрасной коллекцией работ Питера Пауля Рубенса: более 20 картин и 19 живописных эскизов. Но знакомство с ним стоит начать с этой картины.
Сюжет для нее Рубенс позаимствовал из поэмы Овидия «Метаморфозы». Прославленный герой Персей, сын громовержца Зевса и царевны Данаи, однажды пролетал над морем и увидел скалу с прикованной к ней красавицей Андромедой. Дочь царицы Кассиопеи Андромеда была принесена в жертву морскому чудовищу, но Персей убил чудовище и за этот подвиг получил Андромеду в жены. Рубенс выбрал момент, когда подвиг только-только совершен: чудовище повержено, богиня победы Ника венчает героя лавровым венком, но сам Персей смотрит только на Андромеду – ее любовь для него ценнее славы. Каждая деталь картины проникнута торжеством добра, любви и красоты над силами зла: это один из важнейших мотивов творчества Рубенса.
Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа
Эта картина, известная также под названием «Мадонна с цветком», — одна из первых работ молодого Леонардо. И все же уже в ней виден его узнаваемый стиль: потрясающая игра света и тени, которая делает персонажей объемными и почти осязаемыми, и «человечность» героев. Да Винчи отказывается от пафоса, с которым обычно изображали религиозные сцены: его мадонна — не недостижимый идеал, а обычная молодая мама, играющая с сыном.
Интересна история этой картины. В течение многих столетий она считалась безнадежно утерянной и вдруг неожиданно появилась в России в XIX веке. Впоследствии ее получила по наследству Мария Александровна Бенуа, и когда в 1912 году она решила ее продать, мировые столицы предлагали ей огромные деньги. Но владелица захотела, чтобы полотно осталось в России, и продала его Эрмитажу за гораздо меньшую сумму (которая к тому же выплачивалась частями, причем последние платежи были совершены уже после Октябрьской революции).
Лоджии Рафаэля
С лоджиями Рафаэля связана удивительная история. Однажды Екатерине II попали в руки гравюры, изображающие лоджии дворца Папы Римского в Ватикане; стены и своды галереи украшали фрески и росписи по эскизам Рафаэля. Они так ей понравились, что она немедленно потребовала скопировать эти росписи в натуральную величину: «А я, — писала императрица, — даю обет святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти ложи и поместить в них копии».
Поручение было исполнено: пока группа художников с разрешения Папы Римского копировала фрески (52 сюжета из Ветхого и Нового Завета: от Сотворения мира до Тайной Вечери), в Россию выписали архитектора Джакомо Кваренги, который сделал обмеры Ватиканского дворца и приступил к строительству корпуса Лоджий. Вскоре в Петербурге действительно появилась копия ватиканской галереи. Корпус лоджий впоследствии был разобран, но сами лоджии сохранились. «Чем больше смотришь, тем больше хочется их видеть», — писала о них довольная Екатерина.
Малахитовый зал
Один из самых красивых залов Зимнего дворца, Малахитовая гостиная была создана архитектором Александром Брюлловым в 1837 году. Для отделки у промышленников Демидовых закупили 225 пудов (3600 кг) уральского малахита. Гостиную украшают малахитовые колонны и пилястры, большие малахитовые камины и множество других предметов декора из этого камня. Мебель сделана по эскизам знаменитого скульптора Огюста Монферрана.
На одной из мраморных стен есть роспись: три крылатые богини, олицетворяющие Ночь, День и Поэзию и повторяющие аллегорические фигуры в росписях Рафаэля в Ватикане. Выбор именно этих образов неслучаен: гостиная относилась к личным покоям Александры Федоровны, жены Николая I, которую современники часто сравнивали с образами Рафаэля.
Колыванская ваза
Большую Колыванскую вазу иногда называют «царицей ваз». Еще бы: вес этой вазы из зелено-волнистой яшмы — 19 тонн, высота с пьедесталом — 2.57 метра, а диаметр — более 5 метров. На сегодняшний день это самая большая ваза в мире.
Ваза была создана в первой половине XIX века из цельного монолита, добытого в Алтайском горном округе. Ваза считается одним из символов Алтайского края: она даже изображена на гербе и флаге этого региона.
Рыцарский зал
Эрмитажная коллекция западноевропейского оружия считается крупнейшей в мире. В Рыцарском зале экспонируется несколько сотен экспонатов из этой коллекции: предметы турнирного, парадного и охотничьего вооружения, рыцарские доспехи, холодное и огнестрельное оружие, изделия знаменитых оружейных мастеров.
Особенно дети любят «кавалькаду рыцарей»: группу из четырех всадников в натуральную величину. Она позволяет увидеть, как выглядели рыцари в латах и кони в полудоспехах. Общий вес такой амуниции составлял до 80 кг, поэтому мальчики тренировались с детства: в Рыцарском зале, в витрине №16, представлен комплект детских доспехов.
Снейдерс. Фруктовая лавка.
Картина Франса Снейдерса «Фруктовая лавка» — одна из жемчужин коллекции живописи Эрмитажа. Этого фламандца называют «Рубенсом натюрморта». Масштабные (размер его картин — в среднем 2 на 3 метра) композиции ему удавалось сделать удивительно живыми и яркими. В Эрмитаже Снейдерсу посвящен целый зал. В нем 14 работ художника, в том числе четыре картины из серии «Лавки»: «Рыбная лавка», «Лавка дичи», «Овощная лавка» и «Фруктовая лавка».
Рембрандт. Святое семейство
Святое семейство было одним из ключевых сюжетов Рембрандта (считается, что художник, возможно, воплощал таким образом мечту об утраченном домашнем очаге).
Эрмитажная картина представляет сцену с евангельскими персонажами как уютный эпизод обыденной жизни: потрескивают горящие поленья, раздаются тихие удары топора работающего за верстаком Иосифа, шелестят страницы книги на коленях Богоматери, младенец Иисус дремлет в плетеной люльке — такая сцена, казалось, могла происходить в любом голландском доме времен Рембрандта.
Однако картина полна символизма: ангелы создают атмосферу божественного чуда, а ярмо, которое на заднем плане строгает плотник Иосиф, напоминает о пророчестве — Царь-Мессия освободит народ от ярма.
Читайте по теме
Больше интересных новостей, мнений, интервью и материалов о родителях и детях – на портале Littleone
Источники:
http://saint-petersburg.ru/m/thebest/emtsov/370303/
http://pikabu.ru/story/5_yeksponatov_yermitazha_s_neobyichnoy_istoriey_6054629
http://zen.yandex.ru/media/id/59f61462c5aa579ca15e54ba/5dee0eb9e4f39f00b3fe1857