1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экскурсии в школьных музеях разработанные детьми. II

Методические рекомендации по созданию интерактивной экскурсии в школьном музее

Введение. Понятия и их особенности

Начало XXI века связано с повсеместной компьютеризацией и информатизацией пространства, в котором находится каждый из нас. Эти же процессы пришли и в школу. Дети работают на компьютерах, выполняют домашнее задание с опорой на интернет-ресурсы, мы ходим в музее, где есть интерактивные доски и стенды, интерактивные карты и залы, мы можем заказать интерактивную экскурсию. Но, что же означает “интерактивная экскурсия” и как ее подготовить в школьном музее? Исходя из личного опыта, я попробую дать некоторые практические советы и рекомендации, которые помогут сделать экскурсию интерактивной и ввести в поле музейной педагогики для большего охват информации.

1. Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:

позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;

позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

Это взаимодействие строится на следующих принципах:

Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.

Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.

Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.

2. Интерактивность (от англ. interaction — “взаимодействие”) — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы телекоммуникаций, социология, промышленный дизайн и других.

Сегодня интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.

Степень интерактивности — это показатель, характеризующий, насколько быстро и удобно пользователь может добиться своей цели.

Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой/человеком (пользователем). Природа взаимодействия состоит в отражении экстраверсных трансляций реакции контрагента на системно-детерминированные вызовы (экстремизм, агрессия, интервенция) агентов среды, воспринимаемой в свою очередь сообщениями соответствующих свойств. Сущности взаимодействуют путем передачи какой-либо информации. С точки зрения степени взаимодействи под интерактивностью можно рассматривать следующие случаи (уровни):

линейное взаимодействие (1:), или отсутствие интерактивности, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями;

реактивное взаимодействие (1:1), когда сообщение связано только с одним немедленно предыдущим сообщением;

множественное или диалоговое взаимодействие (1:m), когда сообщение связано с множеством предыдущих сообщений и с отношениями между ними.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

Комплексность – включение всех типов восприятия;

Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

3. Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

— каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

— учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

— посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

— следует отказаться от обзорных экскурсий, “как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого”;

— отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

— итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

4. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование). Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков.

Обозначив основные компоненты интерактивной экскурсии, переходим к поэтапному рассмотрению процесса ее подготовки

Этапы создания интерактивной экскурсии для школьного музея

Процесс создания интерактивной экскурсии (далее ИЭ) очень трудоемкий и длительный по времени. Следует учитывать этапность в подготовительной работе. Далее приведу поэтапную структуру работы над ИЭ, которую я считаю наиболее продуктивной.

Часть 1. Подготовительная

Этап I. Необходимо определить вид и формы ИЭ . Это может быть:

Читать еще:  Кондратьев сашка проблемы. III

Формы. Экскурсия может быть

Этап II. Выбор тематики ИЭ. Логично выбирать тему в соответствие с возрастной категорией участников данной ИЭ. Как правило, экскурсии составляются для возрастных категорий 1-4 классы, 5- 8 классы, 9-11 классы. Материал подбираемые по темам экскурсий должен быть не сложным, но и не простым. ИЭ – должна стать посильным примером самостоятельной поисково-исследовательской работы каждого ученика.

Этап III. Выбор участников ИЭ. Следует заранее определиться с выбором возрастной категории учеников и специально для них разрабатывать задания и маршрутный лист.

Этап IV. Создание презентации для ИЭ.

В настоящее время презентациями в учебно-воспитательном процессе пользуются очень и очень часто. У этого вида ТСО есть масса преимуществ: яркость, возможность в большом формате показывать фотографии, подчеркивать музыкальным сопровождением наиболее выгодные эмоционально-логические части или отдельные моменты мероприятия. Возможность сделать презентацию “живой” и т.д. Но вместе с этим положительные аспекты несут в себе еще и много подводных камней. Исходя из собственного опыта, рекомендую учитывать следующие положения при создании экскурсионной презентации:

  1. Выбор фона – он должен быть либо однотонным, желательно постельных тонов, либо четко соответствовать тематики ИЭ. Избегайте мелкого узора на фоне, так как он будет сильно рябить в глазах, когда на него будут смотреть с расстояния. Не следует брать “кислотные” цвета — они сильно утомляют глаза.
  2. Экран – имейте в виду, что при выводе на экран, краски бледнеют, поэтому изначально цвета должны быть насыщеннее. Критично относитесь к качеству выбираемых фотография для демонстрации во время ИЭ. В формате монитора они могут выглядеть хорошо, но при выводе их на экран могут “расслоиться” на квадратики и тога смысл слайда будет потерян.
  3. Шрифты – они должны быть читаемыми, одной толщины и конфигурации, одного цвета и одного выравнивания на всех слайдах. При таких условиях презентация будет казаться однородной и хорошо воспринимаемой. Можно допустить изменить конфигурацию слайда в случае, если необходимо этими изменениями подчеркнуть смысловую нагрузку слайда.
  4. Музыка и видео – эти компоненты должны присутствовать в презентации, но музыкальный файл не должен растягиваться на всю презентацию, иначе он будет сильно мешать восприятию, а видео фрагмент должен иметь высокое расширение для большого экрана. Проверяйте качество вставляемых файлов заранее!
  5. Анимация и переходы – старайтесь меньше добавлять анимационных вставок. Так как они могут перегрузить слайд, и его информационная часть потеряет смысл. Переходы между слайдами старайтесь делать одинаковыми, это также придаст презентации однородность.
  6. Сохранение файла презентации – помните файл презентации нужно обязательно сохранять в одной папки с музыкальными и видео файлами, в противном случае при запуски презентации на музыка ни фильм у вас не будут слышны и видны.

И самое главное, не нужно пытаться втиснуть в маленький слайд большой объем текста и фотографий. Помните – презентация это некий визуальный ряд, который демонстрируется вами как вспомогательная наглядность, а не основной учебник или документ.

Этап V. Создание самой экскурсии для ИЭ.

Подбор материала для экскурсии является основной задачей во всем подготовительном процессе. Именно от того какие факты и какую структуру экскурсии вы выберете, будут зависть дальнейшие шаги: а именно создание маршрутных листов и вспомогательных заданий к экскурсии. На примере личного опыта, рассказу о нескольких линиях в выстраивании самой экскурсии.

Линия 1. Построение экскурсионной программы исходя из экспонатов и экспозиций. Здесь мало рассказать о самих экспонатах или экспозициях. Важно сформировать преставления слушателей о тех особенностях исторического периода времени, к которым относятся эти экспонаты или целая экспозиция. Рассказ следует подкреплять музыкальными, литературными, художественными произведениями, которые также должны относиться к исследуемой эпохи.

Линия 2. Построение экскурсионной программы исходя из информационного повода (знаменательной даты или события). Здесь важно подобрать и оформить материал таким образом, чтобы в нем отражались не только исторические факты, но и их достоверность подтверждалась экспонатами или экспозициями музея.

Линия 3. Построение экскурсионной программы как “цикл”. Цикл экскурсий или цикл бесед подразумевает выбор темы и подбор материла таким образом, чтобы его можно было разбить на логические части, причем каждая часть должна иметь определенные выводы и результаты, при этом эти результаты должны служить началом следующей части.

Этап VI. Создание маршрутного листа и заданий для ИЭ.

Маршрутный лист – это не план музея, по которому должны двигаться ученики. Многие педагоги составляют маршрутный лист именно так. Хитрость маршрутного листа заключается в том, что в нем должны содержаться такие задания, которые выполнив, ученик получит информационный справочный материал, состоящий из новых знаний или открытий. Причем сам лист должен быть компактным и удобным для хранения и длительного использования. Этот лист не должен содержать много заданий или сложных вопросов.

Часть 2 Экскурсионная

Этап VII. Проведение ИЭ.

Проведение самой интерактивной экскурсии может поводиться как в помещении школьного музея или в актовом зале. Данное мероприятие должно сопровождаться наличием необходимой техники, которую до экскурсии стоит проверить на совместимость и техническую исправность. Необходимыми ТС будут: компьютер, экран, звуковые колонки, наличие проводов, удлинители, фото и видео аппаратура не является обязательной, но память о проведенном мероприятии виде снимков пригодятся для создания отчетов.

Этап VIII. Результаты ИЭ.

Результатом любой интерактивной экскурсии должно стать достижение поставленных целей и задач мероприятия. Учащиеся должны не просто послушать или поучаствовать в беседе, они должны принять активное участие в ведение экскурсии, работать с маршрутным листом и получить знания, необходимость которых велика, а возможности получить такие знания представились только на вашей экскурсии.

В заключении хочу особо подчеркнуть, что обычно экскурсия предполагает достаточно пассивное участие экскурсантов в процессе экскурсии: они слушают, смотрят, перемещаются по объекту, но при этом могут весьма поверхностно воспринимать виденное.

Интерактивные экскурсии, наоборот, позволяют вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подтолкнуть их к “самостоятельному” исследованию объекта или объектов экскурсии, экспонатов музея. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию более интересной и более запоминающейся.

Использование интерактивной модели экскурсионного мероприятия предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Справка о проведении экскурсии в школьный краеведческий музей

Светлана Ефремова
Справка о проведении экскурсии в школьный краеведческий музей

9 ноября ребята подготовительной к школе группы вместе с воспитателем Покутной Кристиной Сергеевной посетили Краеведческий музей Красногвардейской школы № 11.

Цель данной экскурсии — формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора и воспитание познавательных интересов и способностей. Для детей была проведена очень интересная и познавательная экскурсия по школе, где ребята увидели классы, где учатся школьники.

Так же дети посетили школьный краеведческий музей. Ребята с удовольствие рассматривали старинные экспонаты, с большим интересом слушали рассказ учителя истории Сапожникова Юрия Александровича о жизни и быте наших предков. Как, благодаря их труду, основывалось и развивалось наш село.

Особый интерес у детей вызвали экспонаты, посвященные Великой Отечественной войне. На музейных витринах ребята увидели оружие, фронтовую переписку, личные вещи участников войны и др.

Это мероприятие вызвало много положительных эмоций у дошколят. Дети были в восторге от посещения музея. Осталось много впечатлений от увиденных экспонатов. По окончании экскурсий дети поблагодарили экскурсовода за подробный рассказ о выставочных работах.

Заместитель заведующего по ВМР С. В. Ефремова

Фотоотчет об экскурсии в сельский историко-краеведческий музей Фотоотчет об экскурсии в историко — краеведческий музей с. Новоселицкого, Ставропольского края «Сегодня день торжественен и строг. Открыта.

Фотоотчет об экскурсии в краеведческий музей Добрый день уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет об экскурсии в краеведческий музей. В каждом городе есть место, где.

Фотоотчет о проведении экскурсии в мини-музей «Быт и культура адыгов» 28- но августа, мы с моей напарницей, детьми средней группы впервые посетили музей » Быт и культура адыгов», которую открыла прямо у себя.

Фотоотчет «Поход в краеведческий музей» День Победы — это великий праздник со слезами на глазах. Память снова и снова воскрешает образы дорогих нам людей — наших дедов и отцов,.

Фотоотчет экскурсии в краеведческий музей «Певчие птицы» в старшей группе Цель: Познакомить детей с внешним видо птиц нашего края и за ее пределами. Уточнить и расширить знания детей о царстве птиц. На примере.

Конспект проведения экскурсии в краеведческий музей «Народ на фронте и в тылу» Конспект проведение экскурсии по ознакомлению с явлениями общественной жизни (образовательная область «Познавательное развитие») с детьми.

Фотоотчет об экскурсии в историко-краеведческий «Музей ЦДТ» Экскурсия в историко-краеведческий «Музей ЦДТ»Всё дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Как рассказать нашим детям об этой.

Экскурсия в краеведческий музей Недавно мы с детьми ходили в краеведческий музей нашего города Волгореченска. Нас встретила Маланья — плющиха — хозяйка музея Вместе с.

Фотоотчет «Экскурсия в краеведческий музей» Экскурсия – это маленькое увлекательное путешествие, сопровождающееся посещением колоритных достопримечательностей. Именно экскурсии позволяют.

Фотоотчет об экскурсии в краеведческий музей на занятие «Детям о Пушкине» «Детям о Пушкине», — так называлось мероприятие, которое прошло в краеведческом музее. Дети поближе познакомились с творчеством великого.

Конспект экскурсии в школьный музей «История нашей школы» (для детей подготовительной группы)

Марина Фёдорова
Конспект экскурсии в школьный музей «История нашей школы» (для детей подготовительной группы)

ГБОУ СОШ№6 СПДС «Иволга»

Конспект экскурсии в школьный музей

«История нашей школы»

(для детей подготовительной группы)

Составила и провела:

Конспект экскурсии в музей ГБОУ СОШ №6

детьми театральной студии «Сказка»

1. Рассматривание картины «Школа».

2. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.

3. Беседы, рассказы взрослых о своей школьной жизни, учёбе, учителях.

4. ООД «Что такое музей

«Что такое музей истории школы»

Воспитатель: Дорогие ребята, скоро вы пойдёте в школу. Научитесь не только читать и писать, начнёте познавать наш большой и увлекательный мир. У вас будет много разных уроков: математика, окружающий мир, история и многие другие.

А мы с вами сейчас находимся в музее.

— Кто из вас знает, что такое музей?

Музей — это место, где собраны и хранятся старинные вещи. А наш музей не простой. Это музей истории школы №6. И рассказывает нам о том, когда появились наша школа в нашем городе, кто и чему в них учился.

Вот и мы с вами перенесёмся на много лет назад и побываем в школе, в которой учились ваши бабушки и дедушки, а, может быть, даже прабабушки и прадедушки. Мы узнаем, что они носили с собой в школу, какие учебники, тетради и ручки у них были.

А вы знаете, кто из ваших родных учился в нашей школе?

Например наша заведующая Любовь Анатольевна училась в нашей школе, Светлана Николаевна, Валентина Иосифовна, Мария Андреевна, Я я училась, Светлана Михайловна (показывает фото, дети могут угадывать). Рассматривание моего фотоальбома.

Да это было совсем давно, и мой альбом тоже может стать экспонатом музея, а чтобы внимательно познакомиться со всеми предметами, чтобы всем было слышно, видно и понятно, интересно нужно выполнять правила:

-Говорить тихим голосом, т. к. в школе идут уроки.

-Внимательно слушать, что говорит экскурсовод.

-Внимательно рассматривать экспонат, о котором рассказывают.

-Вопросы задавать по одному.

Экскурсия в музей истории школы

1. Формировать представление детей о школе, как о будущем месте их обучения.

2. Формировать понятие об истории развития их родного посёлка, школы, о жизни и учёбе родных и близких. Дать понятие о связи поколений в семье.

3. Развивать представления об экспонатах музея. Развивать причинно-следственные связи.

4. Продолжать формировать представление о ПДД.

5. Формировать начальные представления о правилах поведения в учебном здании.

1 Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихи, и скажите о чём идёт речь?

Читать и писать, природу любить,

Стариков уважать, буквы разные знать,

Их умело писать тонким пёрышком в тетрадь.

Учат где? школе)

Правильно, послушайте песенку о школе.

Звучит песня «Учат в школе»

Ребята, вот и наступил сентябрь, все дети идут в школу. И мы с вами тоже пойдем в школу, но только на экскурсию в музей. Вы знаете, у нас в посёлке тоже есть школа. Школа № 6. А я знаю, что в этой школе учились многие из ваших бабушек и дедушек, ваши родителей, и учатся сейчас ваши братья и сёстры. В ней когда – то училась и я (фото)

Хочу вам сказать, что наша школа была не всегда такой, как сейчас. Сначала она была вот такая (Фото старой школы) В ней учились ваши бабушки и дедушки, потом построили вот это здание (фото начальной школы, а потом, когда учеников стало ещё больше, пришлось пристроить новое большое четырёхэтажное здание и школа стала вот такой (фото новой школы).

2. Основная часть

-Мы с вами пришли к зданию школы. На какой улице оно расположено?

-Посмотрите в здание сколько этажей? Здание высокое?

школе учатся много учеников, почти 600 человек. Ребята, как вы думаете, а кто построил школу? Люди каких профессий принимали участие в строительстве школы?

-Ребята, обратите внимание на крыльцо, какое оно широкое, большое. Здесь вход в школу, дети торопятся, на уроки. Опаздывать в школу нельзя.

-А как называется территория вокруг школы? (школьный двор).

-Кто ухаживает за цветами?

-А кто убирает школьный двор?

-Давайте пройдём в здание школы.

Воспитатель: А теперь мы поднимемся на 4 этаж и заглянем в школьный музей. Только сначала давайте вспомним о правилах поведения в музее.

-Говорить тихим голосом, т. к. в школе идут уроки.

-Внимательно слушать, что говорит экскурсовод.

-Вопросы задавать по одному.

Рассказ об экспонатах

1. Указка Анны Дмитриевны.

2. Наш посёлок 70 лет назад.

3. Первый директор, учительница школы.

4. Учителя, кто воевали.

5. Традиции школы (рассматривание фото):

-учителя, которые будут вас учить.

Стенд «Учителями славится Россия»

1. Учителя, которые учили ваших мам, пап бабушек и дедушек.

2. Как проходили уроки:

-Проигрыватель, магнитофоны, проекторы, микроскоп, счёты.

Стенд «Ими гордится школа»

1. Кого вы знаете?

2. Рассматривание кубков, альбомов.

Переходим во второй зал

1. Рассматривание военных экспонатов (иллюстрация- солдат ВОВ)

2. Рассказ о современных защитниках. Письма солдат.

Школа наших бабушек.

Дети пишут перьями, (обмакивая их в чернила) на заранее приготовленных образцах.

Физминутка «Школьная разминка».

«Что лишнее»школьные понятия.

Фотоотчет осенней экскурсии с детьми подготовительной группы в Национальный музей Республики Карелия. В сентябре мы с детьми в очередной раз посетили Национальный музей Республики Карелия. Дети подготовительной группы детского сада №98 «Сказка».

Конспект занятия по ФЭМП «В гости к Совушке» для детей подготовительной группы по программе «От рождения до школы» Цель: формирование разносторонней личности старшего дошкольника через ориентацию во времени и определение части и целого. Задачи: Обучающие.

Конспект проведения экскурсии в Государственный Русский музей для детей 5–6 лет. «Первые встречи с изобразительным искусством. Художники- пейзажисты». Цель экскурсии: — Раскрыть перед детьми эмоционально-выразительную.

Конспект виртуальной экскурсии «Парки и скверы города Березники» для детей подготовительной группы (6–7 лет) Конспект виртуальной экскурсии «Парки и скверы города Березники» для детей подготовительной группы (6-7 лет) Цель: создание условий для.

Конспект экскурсии в музей удмуртского быта Экскурсия в музей удмуртского быта с элементами игры — квеста «Йыртэмась Обыда (Бездельница Баба Яга)». Цель: пробуждение интереса к окружающей.

Презентация для детей подготовительной группы «История района Строгино» Изумительный вид открывается со Строгинского моста, когда едешь из центра города в район Строгино. За спокойной гладью водного пространства.

Экологический проект по экологии для детей подготовительной группы «Цветы в нашей жизни» Экологический проект по экологии для детей подготовительной группы «Цветы в нашей жизни » Вид проекта: исследовательский,познавательно-творческий.

Конспект экскурсии в мини-музей для детей средней группы «История часов. Часы необычные и разные» Экскурсия в мини-музей МБДОУ «Детский сад №70». Тема: «История часов. Часы необычные и разные». (для детей средней группы) Цель: -познакомить.

Экскурсия в школьный краеведческий музей «74 годовщина Сталинградской битвы» (фотоотчет) Цель: Познакомить детей с понятием «музей» и его назначением ; дать представление о профессии экскурсовод; прививать любовь к Отечеству,.

Экскурсия в Урмаевский школьный музей и художественно-краеведческий кабинет 24 марта 2017г. стало уже доброй традицией в нашей группе организовать для детей познавательные экскурсии. На этот раз старшая группа » Бабочки».

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/640412/
http://www.maam.ru/detskijsad/spravka-o-provedeni-yekskursi-v-shkolnyi-kraevedcheskii-muzei.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-yekskursi-v-shkolnyi-muzei-istorija-nashei-shkoly-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector