0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Джазовый стиль: Новоорлеанский джаз.

Новоорлеанский джаз: история, исполнители. Джазовая музыка

1917 год во всём мире стал поворотным и в какой-то мере эпохальным. Если для Российской империи он ознаменовался революционными событиями, то во Франции Феликсом д’Эреллем был открыт бактериофаг, а в Нью-Йорке в студии звукозаписи Victor была записана первая революционная джазовая пластинка. Это был новоорлеанский джаз, хотя исполнителями были белые музыканты, которые с детства слышали и страстно полюбили «музыку чёрных». Их пластинка Original Dixieland Jazz Band очень скоро распространилась по престижным и дорогостоящим ресторанам. Одним словом, новоорлеанский джаз, вышедший из низов, покорил высшее общество и постепенно стал считаться музыкой элиты. Впрочем, она считается таковой и по сей день.

Что такое джаз?

Этот музыкальный жанр сформировался на основе мелодий чернокожих рабов, которые были насильно доставлены на американский континент для служения белым плантаторам. Поэтому еще долгое время джазовая музыка считалась музыкой низшей расы. Даже после того, как она получила популярность в белом американском обществе, в нацистской Германии, например, она был запрещена, поскольку считалась проводником негритянско-еврейской диссонирующей какофонии. В СССР она также была долгое время запрещена, поскольку «верха» считали, что она является апологетом образа буржуазной жизни, а также агентом-проводником империализма.

Особенности

Традиционный джаз можно со всей ответственностью назвать революционной музыкой, поскольку этот стиль является «борцом» в своем роде. Никакой музыкальный жанр не видел на пути своего становления стольких препятствий и преград. Джазовые исполнители вели постоянную борьбу за право существования, за свое место под солнцем. В первое время они не имели возможности выступлений перед широкими аудиториями, им не предоставлялись большие концертные площадки и стадионы. Однако в этом и есть один, а может и больше плюсов. Среди поклонников этой музыки нет случайных людей. Истинные любители приняли джаз как образ мышления и жизни вообще. Джаз – это импровизация, это свобода! Человек с ограниченным мировоззрением, со стандартными представлениями о жизни не может понять, что представляет собой новоорлеанский джаз. Особенности его заключаются именно в том, что он имеет своего специфического слушателя. Это всегда яркие, интеллектуальные и духовно богатые люди, которые ценят качественную и смысловую музыку.

Новоорлеанский джаз: история

Этот музыкальный стиль зародился на стыке 19-го и 20-го веков, в результате слияния африканской и европейской музыки. Рабов, которых привозили на Американский континент из Африки, священники-миссионеры обращали в христианство, учили их петь церковные гимны. А те миксировали их со своими религиозными песнями «спиричуэлс». В этом музыкальном коктейле также присутствовали мотивы блюзов, которые были широко распространены во всех частях Нового Света. Для аккомпанемента помимо барабанов также использовались духовые инструменты и самодельные гармошки. Эта музыка постепенно завоевывала симпатии и белых музыкантов Нью-Орлеана, и в результате всего этого, как уже было отмечено, в 1917 году была сделана первая грампластинка с музыкой в стиле джаз.

Эпоха джаза

Этим периодом в истории музыки были названы 20-е годы 20-го века. Даже писателей этого периода сегодня мы называем писателями в стиле «новоорлеанский джаз». И к ним в первую очередь относится Френсис Скотт Фитцджеральд. Тем не менее в этот период столицей джаза считался не Нью-Орлеан, а Канзас-сити. Здесь это музыкальное направление распространялось с неимоверной быстротой, и этому способствовали многочисленные рестораны и кафе, где по вечерам звучала джазовая музыка. Получилось так, что главными ее слушателями стали гангстеры и мафиози, которые любили проводить вечера в ресторанах. Во многих из них стали появляться сцены и оркестровые ямы, в которых устраивался джазовый коллектив, состоящий из клавишника, ударника, духовых музыкантов и вокалистов. Они в своем большинстве играли блюз, причем не только медленный, классический, но и быстрый. Затем многие из музыкантов решили испытать удачу и подались в большие города – Чикаго и Нью-Йорк. Там и ресторанов было больше, и зрителей тоже.

Читать еще:  Ник и джо джонас. Ник джонас

Новоорлеанский джаз: исполнители

Жил в Канзасе темнокожий мальчишка по имени Чарли Паркер. По вечерам он любил гулять у открытых окон ресторанов и забегаловок и прислушивался к музыке, доносившейся из них. Потом он дни напролет свистел под нос и напевал полюбившиеся мелодии. Спустя годы именно он стал реформатором музыки в стиле джаз. Тем временем на восточном побережье появился великолепный чернокожий музыкант – трубач, клавишник и вокалист. Звали его Луи Армстронг. У него был необыкновенный тембр голоса, к тому же он сам себе аккомпанировал. Он постоянно гастролировал между Чикаго и Нью-Йорком и считал себя преемником великого музыканта-трубача из Нью-Орлеана Кинга Оливера. Вскоре в «Большое яблоко» прибыл еще один джазмен из колыбели жанра — Джелли Ролл Мортон. Он виртуозно играл на пианино, а также обладал потрясающим вокалом. На всех афишах он потребовал, чтобы было записано, что именно он является основоположником джаза. Многие так и думали. Тем временем в Нью-Йорке Флетчером Хендерсоном был создан чудесный оркестр. Вслед за этим сформировался и другой, который пользовался не меньшей популярностью. Его руководителем был молодой пианист Дюк Эллингтон. Свой оркерстр он стал называть биг-бэндом.

В тридцатые годы новоорлеанский джаз переформировался в новый музыкальный стиль – свинг. И его стали исполнять биг-бэнды, среди которых особенно выделялся именно оркестр Дюка Эллинтона. Этот музыкальный коллектив состоял из виртуозных музыкантов — мастеров импровизации. Каждый концерт не был похож на следующий. Здесь были сложные партитуры, переклички, ритмичные фразы, повторения и т.д. В оркестрах появилась новая должность — аранжировщик, который писал оркестровки, что и стало залогом успеха всего биг-бэнда. Однако главный акцент все же ставился на импровизаторе, который мог быть и клавишником, и саксофонистом, и трубачом. Единственное, он должен был соблюдать четкое количество “квадратов”. В состав оркестра Дюка Эллингтона входили такие музыканты, как Баббер Майли, Кути Уильямс, Рекс Стюарт, Бен Уэбстер, кларнетист Барни Бигард и др. Тем не менее «самой свинговой в мире» ритм-секцией являлись пианист Бейси, барабанщик Джо Джоунс, контрабасист Уолтер Пейдж и гитарист Фредди Грин.

Феномен «хрустального звука»

Ближе к 40-м годам среди поклонников музыки в стиле джаз стал пользоваться популярностью оркестр Гленна Миллера. Знатоки сразу же заметили некую особенность, которая отличала этот биг-бэнд от других. В его произведениях слышался какой-то характерный «хрустальный звук», к тому же чувствовалось, что у оркестра невероятно удачная аранжировка. Однако в их музыке уже не чувствовались ритмы новоорлеанского джаза. Это было чем-то особенным, но очень далеким от музыки негров.

Спад интереса

С началом Второй мировой войны вместо серьезной музыки стала процветать «развлекаловка». Это означало, что эра свинга ушла в тень. Джазовые музыканты пришли в уныние, им казалось, что они навсегда потеряли свои позиции и что их музыка больше никогда не сможет иметь такой же успех, как в лихие 30-е. Однако они ошибались, поскольку любители джаза были и есть и в конце 20-го, и в начале 21-го веков. Правда сегодня этот стиль не отличается массовостью, но является музыкой элиты во всем мире.

История появления джаза

Считается, что эту музыку способ ен понять далеко не каждый — кто-то находит ее скучной, а кто-то безуспешно пытается осознать ее, но боится проникнуть глубже самых популярных композиций.

Было ли так всегда? Как зародился джаз и как менялось отношение к нему на протяжении двадцатого века? Разберем историю этого удивительного музыкального направления и поговорим о его самых характерных чертах.

Что такое джаз

Эту музыку невозможно не узнать, о каком бы направлении, времени и стране ни шла речь. Что же делает джаз таким узнаваемым и уникальным? В чем заключаются характерные особенности этой музыки?

  • Сложный синкопированный ритм.
  • Импровизация — особенно на духовых и ударных инструментах.
  • Свинг — особый ритм, задающий пульсацию мелодии, подобно сердцебиению. В дальнейшем свинг обретет собственное направление в музыке.
Читать еще:  Окна в россию. шедевры семи поколений

Особое внимание в этом музыкальном стиле отводится духовым и ударным инструментам, а также контрабасу (и во многих случаях — пианино). Именно они задают то самое “фирменное” настроение и предоставляют музыкантам полную свободу для импровизации.

История возникновения

Джаз родился из африканской музыки, сплетенной с блюзом, регтаймом и европейской музыкальной традицией. Говоря об этом направлении, многие люди подразумевают новоорлеанский джаз — музыку начала двадцатого века (1900 — 1917 гг). Тогда же появились первые джаз-бэнды:

  • Bolden Band;
  • Creole Jazz Band;
  • Original Dixieland Jazz Band (их сингл 1917 года “Livery Stable Blues” стал первой изданной джазовой записью в мире).

Именно новоорлеанский джаз дал толчок этому направлению музыки, превратив его из диковинного околоэтнического стиля в популярный и многогранный жанр.

История развития

В 1917 году музыканты из Нового Орлеана привозят новый стиль в Чикаго. Этот визит ознаменовал начало нового направления и новую джазовую столицу. Чикагский стиль во главе с такими музыкантами, как Бикс Бейбердек, Кэррол Диккерсон и Луи Армстронг , просуществовал ровно до начала Великой депрессии (1928 год). Вместе с ним ушел и традиционный новоорлеанский джаз.

В 30-х годах в Нью-Йорке появились первые биг-бэнды, а вместе с ними — и свинг, новое направление, основанное на чикагских и новоорлеанских традициях. С этого времени джазовая музыка начинает активно развиваться и трансформироваться под влиянием моды, других сфер искусства и новой волны талантливых музыкантов. Рассмотрим несколько ключевых направлений.

  • Свинг. Жанр, который произошел из одноименного джазового элемента. Его расцвет пришелся на 30-40-е гг. После окончания Второй Мировой войны свинг ассоциировался у населения с тяжелыми временами, и поэтому свингующие биг-бэнды начали постепенно исчезать. Второе рождение свинга произошло в конце 50-х годов. Представители стиля: Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Гленн Миллер, Луи Армстронг, Фрэнк Синатра, Нэт Кинг Коул.
  • Бибоп. Характерные черты бибопа — динамичный темп, сложная импровизация и обыгрывание гармонии. В начале 40-х, когда бибоп только зарождался, он считался музыкой больше для самих музыкантов, чем для слушателей. Его основоположники: Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, Кенни Кларк, Телониус Монк, Макс Роуч.

  • Кул-джаз. Спокойное “холодное” направление, возникшее в 40-е годы на Западном побережье и характеризующееся сдержанным звучанием, противоположным хот-джазу. Происхождение его названия связывают с альбомом Майлза Дэвиса “Birth of the Cool”. Представители: Майлз Дэвис, Дэйв Брубек, Чет Бейкер, Пол Дезмонд.
  • Мейнстрим. Свободный стиль, возникший на джемах 50-х и получивший широкое распространение в 70-80-х гг. Мейнстрим вобрал в себя характерные черты бибопа и кул-джаза.
  • Соул. Симбиоз джазовой импровизации и госпела, возникший в 50-х. Представители: Джеймс Браун, Арета Франклин, Рэй Чарльз, Джо Кокер, Марвин Гэй, Нина Симон.

  • Джаз-фанк. Симбиоз джаза, фанка, соула, ритм-н-блюза и диско. Родственные стили — соул, фьюжн и фри-джаз. Самые известные представители: Jamiroquai, The Crusaders.
  • Эйсид. Стиль, объединяющий джаз, фанк, соул, диско и хип-хоп. Он зародился в 80-х благодаря диджеям, которые активно использовали семплы из джаз-фанка 70-х.

Музыкальный стиль в СССР и России

Власти СССР относились к джазу крайне враждебно. После статьи Максима Горького 1928 года направление стали называть “музыкой толстых”. Эту музыку воспринимали исключительно как проявление чуждой советскому человеку и разлагающей личность буржуазной культуры. Однако в 30-е годы певец Леонид Утесов и музыкант Яков Скоморовский создают первый советский джазовый ансамбль. С западным звучанием он не имел почти ничего общего, и именно это позволило Утесову завоевать любовь публики, не вступая в конфликт с властью.

Но на этом история возникновения и развития джаза в СССР не закончилась. На советском пространстве были настоящие свинг-музыканты: Эдди Рознер, Александр Цфасман, Александр Варламов, Валентин Спориус, Олег Лундстрем.

Читать еще:  Мадонна певица личная жизнь. Семья и дети Мадонны

Среди самых известных и авторитетных джазовых деятелей современной России можно выделить Давида Голощекина, Игоря Бутмана и Алексея Козлова .

Современный стиль

В современной музыке можно выделить два лидирующих джазовых направления, которые популярны как среди музыкантов, так и у аудитории.

  • Нью-джаз (джазтроника) — стиль, сочетающий джазовую мелодику с электронной музыкой и другими направлениями. Его можно сравнить с эйсид-джазом, но в отличие от второго, джазтроника больше склоняется к хаусу и импровизации и почти не обращается к хип-хопу и позднему r’n’b. Типичные представители нью-джаза: The Cinematic Orchestra, Jaga Jazzist, Funki Porcini .
  • Дарк-джаз (jazz noir). Это мрачный кинематографичный стиль, чрезвычайно популярный среди молодой аудитории — в первую очередь, благодаря фильмам и играм соответствующей стилистики. Знаковые инструменты этого стиля — бас-гитара, баритон-саксофон, ударные. Яркие представители направления — Morphine, Bohren & der Club of Gore, The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble, Dale Cooper Quartet & The Dictaphones .

Если вы давно мечтали познакомиться с джазом ближе, воспользуйтесь нашим гайдом и найдите направление, которое покорит ваше сердце. Но, изучая новые стили, не забывайте возвращаться к традиции.

Джазовый стиль: Новоорлеанский джаз

Новоорлеанский джаз – основоположник всех последующих джазовых течений. Его также называют традиционным джазом. Первоначально, он был просто смесью спиричуэлз и регтайм (архаичный джаз) и еще не являлся самостоятельным музыкальным направлением. Но со временем в нем стали появляться элементы песен чернокожих рабочих, блюзовые мелодии и вот, во временном промежутке между 1900 и 1917 гг. произошло формирование совершенно нового направления – джаза, который соединил в себе африканскую манеру исполнения, дополненную европейской гармоничной мелодичностью.

Причиной того, что джаз взял свое начало именно в Новом Орлеане являлся дух либерализма, царивший в этом городе. Здесь хранились афроамериканские фольклорные традиции; праздники сопровождались ритуальными танцами культа Вуду и характерной ритмичной музыкой барабанных оркестров. Со временем, наряду с классическими для африканцев обрядовыми элементами появляются черты европейских мистерий.

Основное население Нового Орлеана составляли чернокожие, белые и креолы. Поскольку уровень экономического развития постепенно поднимался, то и жизнь в этом городе отличалась веселой непринужденностью. Этому также способствовали особенности религиозных мировоззрений и отношение этих людей к жизни в целом. Так, помимо карнавальных выступлений, музыкой и танцами здесь сопровождалось любое событие, будь то похороны, праздник, политические мероприятия и даже свадьбы. Ох, помню в советском союзе, когда я поженился, не было возможности снять на камеру свадьбу, фотографы конечно были, но хотелось бы видео. Теперь же в век современных технологий, возможно все, даже репортажная съемка. В общем женитесь, записывайте свадьбу, а потом с внуками смотрите, вспоминайте Как уже было упомянуто выше, первоначально существовал, так называемый, архаичный джаз, который исполнялся “спазм-бэндами”. Но несколько позже эти бэнды были вытеснены ансамблями, музыкальное исполнение которых имело свои индивидуальные черты. Вот эти-то ансамбли, которые называли “комбо-оркестрами”, и стали впоследствии основоположниками такого музыкального направления, как классический новоорлеанский джаз.

Его характерными особенностями можно назвать импровизацию и виртуозное исполнение сольных партий. Джаз нельзя описать – его нужно слушать. К первым документально доступным и классическим примерам новоорлеанского джаза относят записи “Оригинал Диксиленд Джаз Бэнда”. Их композиция “Livery Stable Blues” считается первой записью во всей истории джаза и принадлежит, как это ни странно, белым музыкантам. Естественно, что чернокожие музыканты намного раньше начали играть этот джаз, но, к сожалению, из-за отсутствия возможности записать свою музыку на материальные носители, мы не можем услышать их исполнения.

Яркими представителями новоорлеанского джазового стиля по праву считаются: Бадди Болден, Эммануэль Перец, Тони Джексон, Кларенс Уильямс, Оскар Селестин. К сожалению, никаких записей этих исполнителей нет. Но зато они есть у их достойных последователей, таких как: Луи Армстронг (“A kiss to build a dream on”), Кид Ори (“Weary Blues”), Джо “Кинг” Оливер (“Someday Sweetheart”, “Dead Man Blues”, “West End Blues”), Кид Рена, Сидней Беше, Джелли Ролл Мортон (“Hot Peppers”).

Источники:

http://fb.ru/article/285799/novoorleanskiy-djaz-istoriya-ispolniteli-djazovaya-muzyika
http://vokrug-nas.ru/istoriya-poyavleniya-dzhaza/
http://rfjc.ru/dzhazovyj-stil-novoorleanskij-dzhaz

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector