0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дворянское гнездо (1858). Тургенев Иван Сергеевич

Дворянское гнездо (1858). Тургенев Иван Сергеевич

Иван Сергеевич Тургенев

Весенний, светлый день клонился к вечеру, небольшие розовые тучки стояли высоко в ясном небе и, казалось, не плыли мимо, а уходили в самую глубь лазури.

Перед раскрытым окном красивого дома, в одной из крайних улиц губернского города О… (дело происходило в 1842 году), сидели две женщины: одна лет пятидесяти, другая уже старушка, семидесяти лет.

Первую из них звали Марьей Дмитриевной Калитиной. Ее муж, бывший губернский прокурор, известный в свое время делец, – человек бойкий и решительный, желчный и упрямый, – умер лет десять тому назад. Он получил изрядное воспитание, учился в университете, но, рожденный в сословии бедном, рано понял необходимость проложить себе дорогу и набить деньгу. Марья Дмитриевна вышла за него по любви: он был недурен собою, умен и, когда хотел, очень любезен. Марья Дмитриевна (в девицах Пестова) еще в детстве лишилась родителей, провела несколько лет в Москве, в институте, и, вернувшись оттуда, жила в пятидесяти верстах от О…, в родовом своем селе Покровском, с теткой да с старшим братом. Брат этот скоро переселился в Петербург на службу и держал и сестру и тетку в черном теле, пока внезапная смерть не положила предела его поприщу. Марья Дмитриевна наследовала Покровское, но недолго жила в нем; на второй же год после ее свадьбы с Калитиным, который в несколько дней успел покорить ее сердце, Покровское было променено на другое имение, гораздо более доходное, но некрасивое и без усадьбы, и в то же время Калитин приобрел дом в городе О…, где и поселился с женою на постоянное жительство. При доме находился большой сад; одной стороной он выходил прямо в поле, за город. «Стало быть, – решил Калитин, большой неохотник до сельской тишины, – в деревню таскаться незачем». Марья Дмитриевна не раз в душе пожалела о своем хорошеньком Покровском с веселой речкой, широкими лугами и зелеными рощами; но она ни в чем не прекословила мужу и благоговела пред его умом и знанием света. Когда же, после пятнадцатилетнего брака, он умер, оставив сына и двух дочерей, Марья Дмитриевна уже до того привыкла к своему дому и к городской жизни, что сама не захотела выехать из О…

Марья Дмитриевна в молодости пользовалась репутацией миленькой блондинки; и в пятьдесят лет черты ее не были лишены приятности, хотя немного распухли и сплылись. Она была более чувствительна, нежели добра, и до зрелых лет сохранила институтские замашки; она избаловала себя, легко раздражалась и даже плакала, когда нарушались ее привычки; зато она была очень ласкова и любезна, когда все ее желания исполнялись и никто ей не прекословил. Дом ее принадлежал к числу приятнейших в городе. Состояние у ней было весьма хорошее, не столько наследственное, сколько благоприобретенное мужем. Обе дочери жили с нею; сын воспитывался в одном из лучших казенных заведений в Петербурге.

Старушка, сидевшая с Марьей Дмитриевной под окошком, была та самая тетка, сестра ее отца, с которою она провела некогда несколько уединенных лет в Покровском. Звали ее Марфой Тимофеевной Пестовой. Она слыла чудачкой, нрав имела независимый, говорила всем правду в глаза и при самых скудных средствах держалась так, как будто за ней водились тысячи. Она терпеть не могла покойного Калитина, и как только ее племянница вышла за него замуж, удалилась в свою деревушку, где прожила целых десять лет у мужика в курной избе. Марья Дмитриевна ее побаивалась. Черноволосая и быстроглазая даже в старости, маленькая, востроносая, Марфа Тимофеевна ходила живо, держалась прямо и говорила скоро и внятно, тонким и звучным голоском. Она постоянно носила белый чепец и белую кофту.

Читать еще:  Нарисовать бушующее море карандашом. Море акварелью

– О чем ты это? – спросила она вдруг Марью Дмитриевну. – О чем вздыхаешь, мать моя?

– Так, – промолвила та. – Какие чудесные облака!

– Так тебе их жалко, что ли?

Марья Дмитриевна ничего не отвечала.

– Что это Гедеоновский нейдет? – проговорила Марфа Тимофеевна, проворно шевеля спицами (она вязала большой шерстяной шарф). – Он бы повздыхал вместе с тобою, – не то соврал бы что-нибудь.

– Как вы всегда строго о нем отзываетесь! Сергей Петрович – почтенный человек.

– Почтенный! – повторила с укоризной старушка.

– И как он покойному мужу был предан! – проговорила Марья Дмитриевна, – до сих пор вспомнить о нем равнодушно не может.

– Еще бы! тот его за уши из грязи вытащил, – проворчала Марфа Тимофеевна, и спицы еще быстрее заходили в ее руках.

– Глядит таким смиренником, – начала она, снова, – голова вся седая, а что рот раскроет, то солжет или насплетничает. А еще статский советник! Ну, и то сказать: попович!

– Кто же без греха, тетушка? Эта слабость в нем есть, конечно. Сергей Петрович воспитания, конечно, не получил, по-французски не говорит; но он, воля ваша, приятный человек.

– Да, он ручки у тебя все лижет. По-французски не говорит, – эка беда! Я сама не сильна во французском «диалехте». Лучше бы он ни по-каковски не говорил: не лгал бы. Да вот он, кстати, легок на помине, – прибавила Марфа Тимофеевна, глянув на улицу. – Вон он шагает, твой приятный человек. Экой длинный, словно аист!

Марья Дмитриевна поправила свои локоны. Марфа Тимофеевна с усмешкой посмотрела на нее.

– Что это у тебя, никак седой волос, мать моя? Ты побрани свою Палашку. Чего она смотрит?

– Уж вы, тетушка, всегда… – пробормотала с досадой Марья Дмитриевна и застучала пальцами по ручке кресел.

– Сергей Петрович Гедеоновский! – пропищал краснощекий казачок, выскочив из-за двери.

Вошел человек высокого роста, в опрятном сюртуке, коротеньких панталонах, серых замшевых перчатках и двух галстухах – одном черном сверху, другом белом снизу. Все в нем дышало приличием и пристойностью, начиная с благообразного лица и гладко причесанных висков до сапогов без каблуков и без скрипу. Он поклонился сперва хозяйке дома, потом Марфе Тимофеевне и, медленно стащив перчатки, подошел к ручке Марьи Дмитриевны. Поцеловав ее почтительно и два раза сряду, он сел не торопясь в кресла и с улыбкой, потирая самые кончики пальцев, проговорил:

– А Елизавета Михайловна здоровы?

– Да, – отвечала Марья Дмитриевна, – она в саду.

– И Елена Михайловна?

– Леночка в саду тоже. Нет ли чего новенького?

– Как не быть-с, как не быть-с, – возразил гость, медленно моргая и вытягивая губы. – Гм. да вот пожалуйте, есть новость, и преудивительная: Лаврецкий Федор Иваныч приехал.

– Федя! – воскликнула Марфа Тимофеевна. – Да ты, полно, не сочиняешь ли, отец мой?

– Никак нет-с, я их самолично видел.

– Ну, это еще не доказательство.

– Очень поздоровели, – продолжал Гедеоновский, показывая вид, будто не слышал замечания Марфы Тимофеевны, – в плечах еще шире стали, и румянец во вею щеку.

– Поздоровел, – произнесла с расстановкой Марья Дмитриевна, – кажется, с чего бы ему здороветь?

– Да-с, – возразил Гедеоновский, – другой на его месте и в свет-то показаться посовестился бы.

– Это отчего? – перебила Марфа Тимофеевна, – это что за вздор? Человек возвратился на родину – куда ж ему деться прикажете? И благо он в чем виноват был!

– Муж всегда виноват, сударыня, осмелюсь вам доложить, когда жена нехорошо ведет себя.

Читать еще:  Базаров молодой человек. Базаров - новый человек

– Это ты, батюшка, оттого говоришь, что сам женат не был.

Гедеоновский принужденно улыбнулся.

– Позвольте полюбопытствовать, – спросил он после небольшого молчания, – кому назначается этот миленький шарф?

Марфа Тимофеевна быстро взглянула на него.

– А тому назначается, – возразила она, – кто никогда не сплетничает, не хитрит и не сочиняет, если только есть на свете такой человек. Федю я знаю хорошо; он только тем и виноват, что баловал жену. Ну, да и женился он по любви, а из этих из любовных свадеб ничего путного никогда не выходит, – прибавила старушка, косвенно взглянув на Марью Дмитриевну и вставая. – А ты теперь, мой батюшка, на ком угодно зубки точи, хоть на мне; я уйду, мешать не буду. – И Марфа Тимофеевна удалилась.

shvetsovmn

Лучше старенький ТТ, чем дзюдо и карате 🙂

Пост навеян прочтением романа Тургенева И.С. «дворянское гнездо».

Справка
Автор: Иван Сергеевич Тургенев
Полное название: «Дворянское гнездо »
Жанр: роман
Язык оригинала: русский
Годы написания: 1856-1858
Год публикации: 1859
Количество страниц (А4): 112

Краткое содержание романа Ивана Сергеевича Тургенева «Дворянское гнездо»
Главный герой романа «Дворянское гнездо» Тургенева — молодой дворянин Лаврецкий Федор Иванович. Его родословная и судьба сложились крайне непросто: предками по отцовской линии были суровые и жестокие помещики, матерью же его была крестьянка. Сам Федор Иванович воспитывался теткой, имевшей жесткий характер.

Федор Иванович вырос образованным, но далеким от света человеком, у него было мало друзей, он не находил интереса в армейской или государственной службе. Будучи неопытным в сердечных делах, он влюбился в красавицу Варвару Павловну Коробьину и вскоре после этого женился на ней. Несколько лет он провел в безмятежном счастьи, пока не выяснил, что жена ему изменяет. Шокированный этим известием он покидает Париж, где они жили, и возвращается в Россию, в свое имение. В России он посещает дом своей родственницы Калитиной Марьи Дмитриевны, богатой вдовы, воспитывающей двух дочерей.

Федор Иванович обращает внимание на старшую дочь Марьи Дмитриевны Лизу. Она его заинтересовала своей чистотой и серьезностью. Он влюбляется в нее, а она чувствует бенезразличие к нему. Федор Иванович совершенно случайно узнает из французского журнала, что его жена умерла. Он становится свободным и признается Лизе в любви, она делает ответное признание. Счастье молодых людей длилось недолго: из-за границы вернулась живая и невредимая Варвара Павловна. Вернулась с целью получить прощение и поселиться в России.

Федор Иванович понимает, что все кончено и у них с Лизой не может быть совместного будущего. Он дает жене разрешение жить в своем имении, та, тем не менее, вскоре уехжает в Санкт-Петербург, а потом и снова в Париж. Лиза, несмотря на отговоры, уходит в монастырь, а Федор Иванович живет воспоминаниями.

В эпилоге романа «Дворянское гнездо» Федор Иванович посещает дом Калитиных, где спустя 8 лет практически ничего не напоминает о прошлом. Федор Иванович отпускает прошлое и понимает, что жизнь продолжается.

«В течение этих восьми лет совершился, наконец, перелом в его жизни, тот перелом, которого многие не испытывают, но без которого нельзя остаться порядочным человеком до конца; он действительно перестал думать о собственном счастье, о своекорыстных целях. Он утих и — к чему таить правду? — постарел не одним лицом и телом, постарел душою; сохранить до старости сердце молодым, как говорят иные, и трудно и почти смешно; тот уже может быть доволен, кто не утратил веры в добро, постоянства воли, охоты к деятельности. Лаврецкий имел право быть довольным: он сделался действительно хорошим хозяином, действительно выучился пахать землю и трудился не для одного себя; он, насколько мог, обеспечил и упрочил быт своих крестьян».

Смысл
Роман «Дворянское гнездо» описывает судьбу русского дворянина Федора Ивановича Лаврецкого. Его жизнь — это неочевидный выбор между старой и новой формами организации хозяйства, между настоящим патриотизмом и карьеризмом, между европейским и славянским путем развития. Федор Иванович — это собрание черт всего, и ему самому сложнее всего определиться, кто он есть, чего он хочет и что он будет делать.

Читать еще:  Заумные и высказывания о живописи. Цитаты о живописи

Вывод
Читал роман Тургенева «Дворянское гнездо» еще в школе, но не помнил практически ничего. При повторном прочтении получил большое удовольствие. Читать рекомендую!

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • валяние (5)
  • вышивание (671)
  • бисером (105)
  • гладью (160)
  • ковровая техника (6)
  • крейзи-квилт (11)
  • лентами (64)
  • мережка (1)
  • ришелье (2)
  • узоры (233)
  • хардангер (12)
  • вышивание крестиком (13580)
  • гжель (180)
  • животные (616)
  • люди (1321)
  • мини-вышивка (1975)
  • монохром (391)
  • море (293)
  • натюрморт (451)
  • пейзажи (1784)
  • птицы (745)
  • транспорт (5)
  • цветы (3407)
  • вязание (4830)
  • бисер (319)
  • макраме (10)
  • Мастер-классы (860)
  • машинное вязание (63)
  • ткачество (2)
  • узоры (3480)
  • вязание крючком (18321)
  • безрукавки (1119)
  • болеро (552)
  • воротнички (472)
  • вязание + ткань (765)
  • детское (696)
  • для дома (2855)
  • жакеты (2072)
  • кардиганы (168)
  • кофточки (2180)
  • купальники (40)
  • ожерелье (305)
  • пальто (167)
  • платья, туники и топы (2995)
  • Пончо и накидки (416)
  • пояса (16)
  • свитера, пуловеры (486)
  • следочки и тапочки (198)
  • шали и палантины (627)
  • шапки, береты и шарфы (993)
  • юбки (769)
  • вязание спицами (12831)
  • безрукавки (1282)
  • болеро (181)
  • воротнички (40)
  • детское (525)
  • жакеты (2206)
  • кардиганы (410)
  • кофточки (1076)
  • мужское (99)
  • носочки, следочки и тапочки (400)
  • пальто (374)
  • платье (326)
  • платья, туники, топы (901)
  • пончо, накидки (300)
  • свитера, пуловеры (2043)
  • шали и палантины (445)
  • шапки, береты и шарфы (1470)
  • юбки (161)
  • Декупаж (21)
  • Декупаж (30)
  • дела домашние (1214)
  • здоровье (1637)
  • лечебная гимнастика (149)
  • интересно (1028)
  • великие личности (63)
  • книги (49)
  • мультики (1)
  • Россия (83)
  • фильмы (125)
  • интерьер (692)
  • искусство (895)
  • косметика (325)
  • кулинария (3282)
  • десерты, напитки (527)
  • диетическая (13)
  • жюльен (11)
  • заготовки (512)
  • закуски (485)
  • крем (33)
  • кулинария выпечка — пиццы (255)
  • лазанья (24)
  • тесто (297)
  • торты (331)
  • торты без выпечки (400)
  • хачапури (104)
  • чебуреки (68)
  • кулинария -завтраки (537)
  • каши (53)
  • кулинария вторые блюда (2181)
  • блюда из мяса (277)
  • блюда из овощей (483)
  • блюда из птицы (359)
  • блюда из рыбы (138)
  • вареники, пельмени (69)
  • соусы (154)
  • кулинария выпечка (2743)
  • блины (134)
  • куличи (89)
  • куличи, кексы (10)
  • печенье (354)
  • пироги (1030)
  • сырники (60)
  • кулинария первые блюда (347)
  • кулинария салаты (1404)
  • молитвы (196)
  • мужчина и женщина (115)
  • музыка (292)
  • классическая музыка (24)
  • психология (393)
  • растения (472)
  • рисование (130)
  • Стиль и образ (73)
  • стихи (538)
  • Туризм (2)
  • фотография (423)
  • фотошоп (12)
  • шитье (1629)
  • мода (139)
  • переделки (518)
  • эзотерика (447)
  • Языковый курс (29)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Аудиоспектакль. Тургенев Иван Сергеевич «Дворянское гнездо»

Аудиоспектакль. Тургенев Иван Сергеевич «Дворянское гнездо»

«Дворянское гнездо» — роман, написанный Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1856—1858 годах, впервые опубликованный в 1859 в журнале «Современник».

Московский Художественный академический театр СССР им. М. Горького (МХАТ СССР им. М. Горького). Радиопостановка.

Действующие лица и исполнители: От автора — Давыдов Владлен; Лаврецкий Федор Иванович — Колчицкий Галикс; Варвара Павловна, его жена — Кошукова Луиза; Марфа Тимофеевна Пестова — Попова Вера; Мария Дмитриевна Калитина — Андровская Ольга; Лиза Калитина, ее старшая дочь — Калинина Валентина; Леночка Калитина, ее младшая дочь — Гуляева Нина; Лемм, немец, учитель музыки — Топорков Василий; Михалевич — Кольцов Юрий; Гедеоновский Сергей Петрович — Ершов Владимир; Жюстина, француженка — Ханаева Евгения; Казачок — Комолова Анна; Паншин Владимир Николаевич — Вербицкий Анатолий; Шурочка — Горюнова Анна; Молодой Калитин — Алексеев Николай; Офицер — Герасимов Олег; Жена Калитина — Антонова Наталья; Антон, слуга Лаврецкого — Фертман
Роман. Запись 1962 г.

Тургенев и Виардо. Больше чем любовь

Документально-публицистический фильм (режиссёр Виктор Васильев) рассказывает об истории взаимоотношений Ивана Сергеевича Тургенева с семьёй Полины и Луи Виардо.
Фильм выкладывется с разрешения режиссера Васильева Виктора Евгеньевича

Великий певец великой России. И.С.Тургенев

Биография писателя в фотографиях

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=27957&p=1
http://shvetsovmn.livejournal.com/91547.html
http://www.liveinternet.ru/users/nina_oleinikova/post349574997/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector