Двое строителей замков. У них есть много общего
И Ангелы Молчали (46 стр.)
ГЛАВА 17
ЗАМКИ ИЗ ПЕСКА
1. Двое строителей замков. У них есть много общего. Из песчинок они воздвигают величественные здания. Из ничего
создают нечто. Оба трудятся прилежно и целеустремленно. И трудам обоих будет положен конец, когда наступит
время прилива.
A. Приведите примеры «замков», строительством которых вы занимаетесь. Как вы к ним относитесь? Если бы прилив
нахлынул завтра, какие чувства это вызвало бы у вас?
Б. Прочитайте Лк. 12:16-21. Какой «замок» строил человек, о котором рассказывается в этом отрывке? Что можно
назвать здесь «приливом»? Каким был окончательный результат? Каков смысл этой истории?
B. Прочитайте Евр. 9:27. Какая участь ожидает всех нас? Можно ли сравнить это с приливом? Готовы ли вы к нему?
2. Вы наверняка видели людей, которые относятся к миру так, будто это их постоянное место жительства, — но
они заблуждаются Вы видели, как люди тратят время и силы на обустройство своей жизни, будто они собираются
жить здесь вечно, — но этого не произойдет Вы видели людей, которые так гордятся своими достижениями, словно
надеются никогда не расставаться с тем, чего они достигли,— но им придется это сделать.
A. Если мы относимся к этому миру как к постоянному месту жительства — в чем проявляется? Насколько часто в
повседневной жизни мы задумываемся о том, что однажды нам предстоит покинуть этот мир?
Б. Прочитайте Мф. 16:26-27. Ответьте на два вопроса в 26-м стихе. Ожидаете ли вы события, описанного в 27-м стихе, или страшитесь его? Почему?
B. Прочитайте Иак. 4:13-14. Как изменится наше отношение ко многому в жизни, если мы будем помнить об этом?
Почему мы с такой легкостью забываем об этом?
3. Вообще-то я знаю не очень много, но как нужно путешествовать мне известно. Не берите много багажа. Ешьте
поменьше. Вздремните. А когда окажетесь там, куда направлялись, — выйдите из самолета.
A. Как принципы, приведенные автором, могут быть применены в нашей повседневной жизни?
Б. Прочитайте Евр. 11:8-10. В чем жизнь Авраама служит иллюстрацией приведенного выше отрывка? Что позволяло
ему «путешествовать налегке»? В каком смысле 10-й стих можно применить к нашей жизни? Почему нам бывает труднее, чем Аврааму, усвоить эту истину?
B. Прочитайте Евр. 11:13-16. Как этот отрывок мог бы послужить компасом, определяющим направление всей нашей
жизни? Как практическое применение этого стиха могло бы помочь нам избежать трудностей?
4. . Стройте, но делайте это, как ребенок. Когда начнется закат, а вместе с ним и прилив — захлопайте в ладоши.
Отсалютуйте жизни, возьмите отцовскую руку и отправляйтесь домой.
А. Что значит строить, как ребенок? Есть ли в приведенном отрывке что-либо, говорящее о поклонении Богу?
Б. Прочитайте Лк. 19:11-13. Какое отношение имеет к нам повеление, содержащееся в 13-м стихе? Каких действий
ожидает от нас Христос до Своего возвращения? Что вы делаете, чтобы исполнить это повеление?
В. Прочитайте 1 Кор. 3:10-15. Что заботит Павла, когда он наблюдает за строительством церкви (стих 10)? На каком
основании мы строим (стих 11)? Что имеет в виду Павел, говоря о различных материалах, используемых для строительства
(стих 12)? Когда будет явлено качество нашего строения (стих 13)? Что является результатом нашего строительства (стихи
14-15)? Как продвигается строительство у вас?
ГЛАВА 18
БЫТЬ ГОТОВЫМ
1. Возможно, вам покажется удивительным, что Христос избрал именно готовность к вечной жизни темой Своей
последней проповеди. Меня, по крайней мере, это удивило. Будь я на Его месте, я говорил бы о любви или о семье или о
важности церковной жизни. Христос ни о чем из этого не говорил. Его проповедь была посвящена теме, которую
сегодня многие сочли бы старомодной. Он учил, что нужно быть готовым войти в Царствие Небесное и держаться
подальше от ада.
А. Как вы считаете, почему Иисус избрал темой Своей последней проповеди готовность? Какое влияние Его
последняя проповедь оказывает на вас?
Б. Прочитайте Мф. 24:36—25:13. Чем в этом отрывке обосновывается необходимость бодрствовать? Бодрствуете ли
вы? Если нет, то почему?
2. Он не говорит «если Я вернусь. » или: «в случае Моего возвращения. », но совершенно определенно: «Я вернусь».
А. Когда вы абсолютно уверены в том, что то или иное событие должно произойти, как вы к нему готовитесь?
Готовитесь ли вы таким же образом к возвращению Христа?
Б. Прочитайте Мф. 16:27; Мф. 24:44; Лк. 12:40; Ин. 14:3. Что общего во всех этих стихах? Когда что-либо повторяется
многократно, что это обычно означает?
3. [Ад] это место, где пожелали находиться люди, любящие самих себя больше, чем Бога, любящие грех больше
своего Спасителя, любящие этот мир больше, чем Царство Божье. Осуждение свершается в тот момент когда Бог,
глядя на восставшего против Него человека, говорит ему: «Ты сделал свой выбор, пусть будет по-твоему».
А. Представляете ли вы себе ад местом, где люди находятся по своей воле? Почему?
Б. Прочитайте 2 Фес. 1:5-10. Что дает основание считать, что верующие из Фессалоники попадут на небеса (стих 10)?
Кто будет наказан при возвращении Господа (стих 8)? Какое наказание ожидает их (стих 9)? К какой группе вы отнесли бы
4. У нашего пребывания на земле есть лишь одна цель: избрать себе вечный дом. Во многих случаях вы можете
позволить себе ошибаться. Вы можете ошибиться в выборе профессии, ошибиться городом или выбрать в этом городе
не тот дом — несмотря на все эти ошибки, у вас есть шанс выжить. Вы даже можете ошибиться в выборе мужа или
жены и все равно выжить. Но есть выбор, который должен быть сделан правильно: он касается того, где вы проведете
вечность.
A. Сделали ли вы выбор, касающийся вашей участи в вечности? Если да, то какой? Если нет, почему?
Б. Прочитайте Ин. 3:16-18. Что в 18-м стихе говорится о человеке, который верит в Иисуса? Что говориться о том, кто
не верит в Иисуса? Почему Бог послал Своего Сына в этот мир (стих 17)? Попробуйте пересказать 16-й стих своими словами.
B. Прочитайте Ин. 20:31. Почему Иоанн написал это Евангелие? Что в этом стихе говорится о том, как мы обретаем
Г. Прочитайте Деян. 17:29-34. Что Бог допускал в прошлом (стих 30)? Какое событие ожидает нас в будущем (стих 31)?
Как люди реагировали на слова Павла (стихи 32-34)? К какой из описанных в этом отрывке групп вы отнесли бы себя?
ГЛАВА 19
ЛЮДИ С РОЗАМИ
1. По тому, как человек относится к тем, кто не отличается привлекательностью, можно многое сказать о его
характере и душе. «Скажи мне, кого ты любишь, — написал Гуссе, — и я скажу тебе, кто ты».
А. Как вы относитесь к тем, кто не отличается привлекательностью? Что вы думаете о словах Руссе?
Б. Прочитайте Мф. 25:31-46.0 каких двух группах людей здесь говорится? Что происходит с каждой их них? Каковы их
отличительные особенности? Обратите внимание на 46-й стих: сколько продлится то, о чем говорится в этом стихе?
2. Отличительная черта спасенных — это их любовь к тем, кого окружающие ни во что не ставят.
A. Согласны ли вы со словами автора? Почему?
Б. Прочитайте Евр. 13:1-3. Что значит сохранять братолюбие? К чему нас призывают во 2-м стихе? В чем созвучен 3-й
стих приведенной выше цитате из книги?
B. Прочитайте Иак. 2:1-9. О какой проблеме говорится в этом отрывке? В чем состоит решение, о котором пишет апо-
стол Иаков? Почему 8-й стих является ключевым во всем этом отрывке?
3. Христос живет в тех, о ком все позабыли. Он прописался в незаметных людях. Построил Себе дом среди больных
и немощных. Если мы хотим увидеть Бога, нам следует поискать среди сломленных и побитых жизнью — и тогда мы
увидим Его.
А. Когда в последний раз вам удавалось увидеть Христа среди сломленных и израненных? Расскажите об этом.
Б. Прочитайте Мф. 10:42. Что будет вознаграждено? Основано ли вознаграждение на том, насколько большая жертва
Почему исчезли рыцари, а в замках больше никто не живет
Экскурсия для детей по средневековому замку
Улла Штойернагель журналист, популяризатор науки, основатель “Детского университета” в Тюбингене
Ульрих Янссен журналист, популяризатор науки, основатель “Детского университета” в Тюбингене
В сохранившихся до наших дней средневековых замках можно подниматься на стены и прятаться среди руин. В подземельях просто чудесно кричать и завывать страшным голосом, изображая привидение, а с башен — плевать во двор. Но так весело здесь было не всегда. В Средние века замки представляли собой мрачные, неуютные сооружения, где обитали склонные к разбою вояки — рыцари. Чему они учились и была ли у рыцаря семья? Зачем в замках строили башни? И почему эпоха рыцарей закончилась, а многие замки превратились в руины? Продолжаем отвечать на вопросы детей о замках и их обитателях.
Что было у рыцарей вместо школы
Удивительно, но довольно редко случалось, чтобы один рыцарь просто убивал другого. Хотя эти люди постоянно соперничали и всегда стремились укрепить свою власть и расширить владения, они все же придерживались некоторых правил. Брать выкуп было можно, а вот убивать — нет. Правда, на больших турнирах, где рыцари состязались друг с другом, довольно часто кто-нибудь умирал, но это были лишь несчастные случаи. Потому что чем больше рыцари ощущали себя рыцарями, тем важнее для них было следовать особым правилам в ходе любых конфликтов.
Крестовые походы, в которых принимали участие рыцари со всей Европы, способствовали их самоосознанию. Рыцари гордились тем, что они рыцари и принадлежат к этому отважному сообществу. Они с воодушевлением откликались на призывы Папы Римского освободить Святую Землю. Во время Крестовых походов рыцари замечали, насколько они похожи друг на друга. Их объединила борьба с общим врагом, у них стали появляться общие ритуалы и четкие правила, как следует обучать рыцаря.
Для рыцарей Крестовый поход был захватывающим приключением, далеким путешествием, во время которого можно было увидеть много интересного и прекрасно провести время с товарищами. Куда менее приятными Крестовые походы оказывались для жителей тех земель, через которые шло христианское войско. Рыцари без зазрения совести грабили чужие города, сжигали храмы и убивали местное население.
Согласно этим правилам, сын рыцаря уже в семь лет должен был покинуть своих родителей и отправиться служить оруженосцем в замок другого рыцаря, дружественного и часто более могущественного. Ходить в школу и делать домашние задания сыновьям рыцарей было не нужно; вместо этого они учились охотиться в лесу, ездить на коне, сражаться мечом и копьем. А еще они учились, как рыцарю пристало себя вести и быть учтивым с дамами. Наконец они получали меч из рук своего наставника, и их торжественно посвящали в рыцари.
После посвящения молодой человек считался взрослым и становился полноправным членом рыцарского сообщества. Это было могущественное и развивающееся сообщество, настолько самоуверенное, что его члены не стеснялись сравнивать себя с королем и знатью, которые, согласно средневековой феодальной иерархии, стояли выше рыцарей.
Крестьян, из которых происходили их собственные предки, рыцари презирали. Над ними смеялись и ни капли не уважали. От крестьян требовалось обрабатывать поля и вовремя доставлять своему господину продукты. От всего, что крестьяне производили, хозяину причиталась десятая часть, а иногда и больше. В остальное время они должны были держаться от рыцарей подальше.
И только если в деревне случался спор, происходило убийство или грабеж, крестьяне обращались за правосудием к своему феодалу. Тот вершил суд, и человека, которого признавали виновным, бросали в темницу замка или казнили. Рыцарям нравилось судить — это позволяло им чувствовать себя Господом Богом.
Зачем рыцари строили башни
Теперь мы понимаем, что для строительства замков в Средние века была еще одна важная причина: замок позволял рыцарям заявить о себе, показать всем, насколько они крутые парни. Замковая башня, словно поднятый вверх палец, как бы говорила подданным: “Смотрите: здесь наверху живет ваш правитель!”. А еще замок для рыцарей был чем-то вроде записи в земельной книге: он показывал, кому принадлежит земля, над которой он возвышается.
Поэтому неудивительно, что в архитектуре замков особенно ценились высокие башни — для гордецов вещь просто незаменимая. Когда смотришь сверху, собственные подданные и даже другие рыцари сразу начинают казаться крошечными и незначительными.
Одна из самых высоких башен была во французском замке Куси, построенном в 1230 году бароном Ангерраном III. В высоту она достигала 54 метров — примерно как колесо обозрения. Во время Первой мировой войны эта башня была взорвана немецкими войсками.
В первых замках, которые в основном возникали в Южной Франции, такие башни назывались донжонами, и в них располагались жилые помещения. Там размещались кухня, зал и спальные покои. В замках более поздней постройки, прежде всего на территории современной Германии, башня была уже просто башней, внутри нее ничего не было.
Такая башня называлась “бергфрид” и, кроме того, что ее использовали в качестве наблюдательного пункта, иного практического смысла не имела. И хотя иногда можно услышать рассказы о том, что после падения крепости обитатели замка скрывались в бергфриде и продолжали сопротивление, это лишь легенды. Если замок захватывали, то башня при всем желании больше не могла обороняться.
Как жила семья рыцаря
Бурно развивающемуся рыцарству очень быстро в башнях стало тесно. Поэтому рыцари стали строить на территории крепости для себя еще одно здание, так называемый палас. В нем находился зал, в котором хозяин принимал коллег-рыцарей и вершил суд. Чем больше рыцари чувствовали себя рыцарями, тем важнее становилось для них встречать гостей в роскошных залах. Поэтому парадные залы и весь палас с течением веков становились все больше, а их убранство — все дороже.
Стены покрывали дорогие ковры, картины и резные деревянные панели. Вместо изразцовой печи, изобретенной в XII веке, для отопления залов стали использовать открытые камины. Для них, конечно, нужно было больше дров, но и выглядели они куда более впечатляющими.
Хозяин замка со своей семьей жил над залом, в простых, неотапливаемых комнатах. Отец, мать и дети спали вместе в одной постели. У кровати был полог, который зимой помогал сохранить тепло, а летом защищал от насекомых. Кроме кровати, в комнате обычно стоял сундук — в нем хранили одежду.
Туалета в рыцарском жилище не было. Все обитатели замка ходили справлять нужду в маленький эркер на крепостной стене. В полу этого крытого балкончика была дыра, так что нечистоты просто падали вниз и оказывались снаружи замка.
Жена рыцаря занималась в основном домашним хозяйством, руководила служанками. Так как ее муж часто бывал в отъезде, она много времени проводила одна, пока рыцарь навещал друзей в других замках, воевал или развлекался, участвуя в рыцарском турнире. Зимой, когда становилось темно и холодно, жить в замке было особенно одиноко, неуютно и скучно.
Конечно, в замке было еще множество хозяйственных построек, хлевов, конюшен и кладовых. А кроме семьи владельца, тут жило еще много других людей: повара, слуги, няньки, плотники, столяры, кузнецы, конюхи, оруженосцы.
Кроме того, замок для окрестных деревень был чем-то вроде административного центра. На службе у рыцаря были управляющие, кастеляны, следившие за тем, чтобы крестьяне вовремя доставляли хозяину то, что с них причиталось. Они же ведали деньгами — казной замка.
Где искать рыцарей в наши дни?
В позднем Средневековье деньги играли всё более важную роль. Это связано с тем, что в ту эпоху быстро росли города и развивалась торговля. Горожане больше не меняли четырех куриц на козу, а платили за товары монетами.
Деньги стали нужны и рыцарям, чтобы покупать разные вещи и не отставать от знати. Да и хорошим ремесленникам и мастерам надо было чем-то платить. На покупку восточных пряностей и лучших скакунов тоже нужны были деньги. А откуда они у рыцарей, если от крестьян они получали только зерно и репу?
Рыцари стали торговать своими землями. Они продавали и покупали целые деревни, ставили на границах своих владений таможенные заставы или пытались заработать денег на турнирах. Некоторые начинали даже грабить, становились рыцарями-разбойниками и нападали из своих замков на проезжавших мимо купцов, обирали их или брали в плен, чтобы потребовать выкуп.
Так начался закат рыцарской эпохи. Но она канула в Лету не только потому, что рыцари пустились в погоню за деньгами — на поле боя они тоже больше не были непобедимы. Искусным арбалетчикам и лучникам стало удаваться останавливать наступление отрядов рыцарей. Чтобы защититься от стрел, те пользовались все более прочными и тяжелыми доспехами, в которых ужасно потели и делались очень неповоротливыми. В конце концов дошло до того, что рыцарей стали сажать на коней с помощью специального крана. А упав с лошади, такой рыцарь делался беспомощным, как жук, перевернувшийся на спину.
Скоро и замки перестали быть надежной защитой. В XIV веке изобрели порох и появились первые пушки, под натиском которых быстро рушились даже самые толстые крепостные стены. Поэтому рыцари стали покидать неуютные замки и переселяться в города, где становились купцами или нанимались в армию обучать солдат. Замки сносились, горели или просто ветшали. В XVI веке, когда многие поэты и писатели прославляли подвиги рыцарей, их время уже давно прошло.
Храбрый принц Вэлиант вместе со своими друзьями рыцарем Гавейном и волшебником Мерлином уже много веков скачет по Европе. Он — один из знаменитых рыцарей Круглого стола короля Артура, правда, появившийся на свет только в XX веке. Первую комикс-серию с юным принцем в главной роли американский художник Гарольд Рудольф Фостер создал в 1937 году. Этот комикс оказался настолько успешным, что Фостер продолжал рисовать новые истории про Вэлианта до 1980 года.
Зато карьера рыцарей в литературе только начиналась. Тут они из воинственных выскочек превратились в храбрых витязей, вместе с соратниками неустанно защищавших свою честь, воюющих на стороне добра. Литературные рыцари постоянно в пути, всегда ищут приключений и выполняют трудные задания, а в сердце нежно хранят любовь к какой-нибудь далекой прекрасной даме.
Чем дальше в прошлое отходила эпоха настоящих рыцарей, тем больше росла слава вымышленных. Их борьба за все хорошее, страсть к приключениям и бесконечные путешествия по свету до сих пор заставляют восторгаться многих людей из тех, кто не очень хорошо знает, что делать со своей жизнью.
Сегодня рыцарей можно встретить в книгах, в комиксах и в кино. Многие из них переселились в другое время, носят другие доспехи и пользуются другим оружием. Они называют себя Джеймс Бонд или Люк Скайуокер. И как бы ни отличались современные рыцари от рыцарей прежних времен, одна общая черта у них есть: в своем замке они долго не выдерживают.
Мужчина потратил 20 лет и в одиночку построил настоящий каменный замок
«Что нам стоит дом построить, нужно только захотеть!» – наверняка также думал и испанец, мечтая о собственном замке. Мужчина потратил целых 20 лет на то, чтобы в одиночку построить дом, напоминающий средневековое сооружение.
Серафим Вилларан был простым рабочим, трудившимся на заводе. Когда ему исполнилось 42 года, у мужчины появилась навязчивая идея, построить что-то грандиозное. Серафим решил выстроить замок. Испанец купил участок земли и начал двигаться к своей мечте.
Стоит отметить, что каких-то специальных знаний в строительстве у Серафима не было. Он черпал вдохновение из книг. Камни для жилища мужчина собирал в реках Нела и Истба, затем он скреплял их бетонным раствором. Замок Castillo de las Cuevas высотой в пять этажей имеет несколько круглых башенок с зубцами.
Это замок Castillo de las Cuevas.
Собор Хусто Гальего Мартинеса.
Он недостроен и вряд ли уже будет достроен (слишком уж стар строитель), но попытка ещё более грандиозная.
То-то у меня сразу глаза заболели.
Ну а где улица Кадырова?)
И ведь кто-то же додумался построить эту панельку на заднем фоне!
Зато свой и минарет, и своя башня. Тейп оценит!
– Потратил 50к рублей – сделал газон
– Потратил 20 лет – построил замок
– Потртил 10 столетий – построил нормальное государство 🙂
главное детей законным способом заводить
Через систему размножения The Sims.
Построить государство за 20 лет? Могу предложить методику Джугашвили, но большая часть населения не одобрит и будет стонать чтобы вернули Путина.
может, Вы про Китай не слышали? Я вот помню, каким был Китай 20 лет назад. Еще 15 лет назад наши СМИ издевались над произведенными в гаражах машинах и вручную паяными телевизорами. И где сейчас Китай-и где мы? 1992: ВВП России на 11% выше, чем ВВП Китая. 2016: ВВП Китая на 536% выше, чем ВВП России. Как же у них вышло-без шарашек с переломами пальцев конструкторов, без запрета на выезд и оплаты трудоднями селян? Может, Вы про Сингапур что-то слышали? Который 20 лет назад был деревней посреди океана? И ведь они подняли УРОВЕНЬ ЖИЗНИ людей, а не количество выплавленного чугуна, как швиль. И-без Путина.
Иосиф Виссарионович ДВАЖДЫ вливал новые технологии в экономику СССР-в 30-е, когда было закуплено в Америке более полутора тысяч заводов-новейших на то время, и в 40-е-когда вывезенные из Германии инженеры конструировали ракеты и автомобили. Толку это не принесло-СССР практически не развивался
@RENTB , забери своих журналистов обратно
А что мы по твоему разваливаем последние лет 30 и в квартире чьих времён ты сейчас живёшь?
Ты хочешь сказать, в кривом косоебаном доме, построенном по технологии “скажем нет параллельным и перпендикулярным стенам, даешь разброс в несколько градусов”, в котором не продумано нихуя и каждую весну тающим снегом затапливает последний этаж? 🙂
Так что, я б еще поспорил на счет того, где кривокосовыебанные стены.
Недавно фото очень показательное попалось “Корпорация по развитию науки и технологии” Китай 1993.
Вот же идиоты ускоглазые!
Некоторые у нас до сих пор думают, что они там мотыгами за миску риса работают.
Зато у нас Роснано во главе с заслуженным ученым, изобретателем, реформатором Чубайсом!
Некоторые у нас до сих пор думают, что они там мотыгами за миску риса работают.
но они ведь до сих пор так работают.
хочу тебя расстроить, там зарплаты выше чем в России, и их с приморья как языком слизнуло лет так с пяток назад. Ибо там кошерно ,а здесь нищета. Сам с приморья, бываю в китае, все на моих глазах происходило , наблюдал и их нищету и их взлет.
В смысле мотыгами? или за миску риса?
Вот тут много про миску риса.
Китайский труд стал дороже бразильского и мексиканского
Зарплаты в Китае опередили российские и приближаются к уровню периферийных стран еврозоны
Быть может потому, что там до сих пор огромный процент населения работает за гроши? Ты не думал об этом?) Или может хочешь поработать на заводе за 3$ в день? 🙂
Кстати, насчет русских в Китае. Обычно молодые люди в Китае зарабатывают от 1500$, потому что у них европейские лица))) Обычному китайцу для такой зп надо очень постараться. К примеру, у меня в универе в Шанхае преподавательница со стажем получила 7000 юаней = 1200$ где-то. А молодая девушка или парень из России могут просто поехать, выступать в клубах по вечерам и получать выше 🙂 Мой друг работал пару месяцев в компании, которая поставляет металл менеджером по российским клиентам, получал где-то 1700$. Для иностранцев в Китае много халявы)
почти как у нас, только “за гроши” работают за 5$ в день, и то, потому что это законодательством установлено и ниже нельзя.
у нас мало кто так впахивает, как китайцы. Хотел написать “к сожалению”, но, честно говоря, хуй его знает, тот ли это случай.
Не, я серьезно – мы работали с китайцами как-то и их производительность реально впечатляет, при том, что у наших сотрудников на производстве з/п была выше существенно.
Не такой большой процент в РФ работает за такие деньги, тем более по 12 часов в день. Иначе была бы самая дешевая рабочая сила у нас, а не в Китае.
Огромное количество китайцев работают на заводах при деревнях по 12-15 часов в день, при этом зарабатывая по 2-3 бакса. В деревнях когда рожают “лишних” детей, то их даже не оформляют и так люди живут всю жизнь. На заводах так же часто людей не оформляют. Люди работают будто рабы, но они этим хотя бы довольны, потому что есть работа.
Цены на продукты сейчас в РФ действительно дешевле, чем в Китае (я сравниваю крупные города), качество продуктов в Китае хуже, услуги в Китае тоже в основном дороже, аренда жилья дороже, покупка автомобиля выходит дороже. Поэтому я не уверен, что обычному люду тут сейчас лучше живется, чем в РФ 🙂
Ну а развились они так из-за того, что голодали и готовы были работать хоть за еду, в итоге у них сейчас почти все производство. Вы так же можете сравнивать РФ с Индией, Индия же тоже развивается, ВВП выше, чем в РФ. Только вот большинство населения живет в говне.
Короче, я веду к тому, что нельзя сравнивать с Китаем поверхностно, в Китае не всё так хорошо))
Источники:
http://dom-knig.com/read_388708-46
http://www.7ya.ru/article/Pochemu-ischezli-rycari-a-v-zamkah-bolshe-nikto-ne-zhivet/
http://pikabu.ru/story/muzhchina_potratil_20_let_i_v_odinochku_postroil_nastoyashchiy_kamennyiy_zamok_5351703