1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Древняя культура шумеров. Незримый вклад шумеров

Культура шумеров

IV тысячелетие до н. э славится расцветом культуры шумеров, проживающих в междуречье Тигра и Евфрата на территории современного Ирака. Культура саггигов (черноголовых – так себя называли шумеры) стала базой для развития вавилонской и ассирийской цивилизации, а также оказала большое влияние на развитие всего человечества. В течение двух тысячелетий шумерская культура пришла в упадок, язык перестал употребляться в повседневной жизни (использовался только жрецами для богослужений) и постепенно был забыт.

Шумерская цивилизация развивалась в древних равноправных городах-государствах:

Уровень развития шумеров был значительно выше, чем у других современных им цивилизаций, народ был желанным торговым партнером для многих народов.

Основные достижения цивилизации шумеров:

  1. изобрели некоторые способы обработки металлов;
  2. придумали гончарный круг;
  3. создали первые колесные телеги;
  4. придумали астрологию и соотнесли своих богов с планетами, открыли 12 созвездий и их влияние на судьбу человека;
  5. научились строить многоэтажные здания, красивые храмы и города (которые строились без всякой системы и обносились мощной стеной);
  6. строили акведуки для подачи воды в города;
  7. научились считать десятками, но предпочитали считать дюжинами (по 12), поделили сутки на часы, минуты, секунды;
  8. первыми стали записывать человеческую речь. Сначала передавали информацию узелками или зарубками на деревьях. После изобрели пиктографию, или рисуночное письмо, где поначалу один символ означал одно слово, но постепенная стилизация, упрощение и объединение рисунков ускоряли скорость письма, которое превратилось в идеографически-ребусное. Так как для записей использовались глиняные таблички и специальные палочки, то символы получались в виде клиньев, и такое письмо стали называть клинописным. Именно на таких керамических плитках, содержащих сведения о различной хозяйственной деятельности, и дошли до наших дней оригинальные сведения о культуре шумеров. Постепенно рисунки стали заменяться фонетическим принципом: были придуманы знаки для обозначения звуков и слогов, а сама клинопись со временем стала международной;
  9. 9. написали первые поэмы, элегии, сказания о богах;
  10. создали первые библиотеки и систематизировали их в каталогах.

Важно! До настоящего времени ученые спорят о происхождении шумерского наречия: подобных не существовало ни в одной другой цивилизации мира.

Религиозные представления саггигов

Древние шумеры считали богов своими покровителями и строили с ними отношения по принципу «я – тебе, ты – мне», то есть боги – это такие сущности, которым можно было принести подарок, а они взамен давали какие-то жизненные блага: хорошие урожаи, победы в войнах и так далее. Храмы (зиккураты) строились не как жилища для божеств, а как место жертвоприношения, а посредниками между людьми и богами были жрецы.

Интересно знать! Храмы строились в центре населенного пункты на месте предыдущих сооружений и представляли собой высокий многоступенчатый комплекс, на вершине которого оставлялись дары для бога. Чем могущественнее было божество, тем выше был храм, и тем труднее была дорога наверх.

Всех шумерских богов можно разделить на 2 группы:

  1. местные покровители небольших территорий;
  2. могущественные опекуны больших городов.

Особенность божеств в том, что их власть не распространялась за пределы их населенных пунктов. Боги наделялись человеческими чертами, в светлое время занимались судьбами подопечных, а ночью – отдыхали.

Основные шумерские божества:

  • ан (Анну) – бог небес и родоначальник всего шумерского пантеона, мог помочь как людям, так и другим богам, но отличался злобным нравом. Опекун Урука.
  • Богом ветров и всего воздушного пространства считали Энлиля, который, несмотря на пренебрежение к людям, подарил им мотыгу и мог увеличить урожайность почвы, был покровителем Ниппура.
  • Нанна (Син) главное божество Ура.
  • Уту (Шамаш) был сыном Нанны, покровительствовал Сиппару и Ларсе, являлся богом солнца.
  • Инанна (Иштар) покровительница Урука, богиня любви и военных побед.
  • Думузи (Таммуз) муж богини любви, был богом воды и всех растений. Умирал и воскресал ежегодно.
  • Повелителем загробного мира считали Нергала.
  • Грозы и бури насылались Ишкуром (Ададом).
  • Женщины-богини были женами главных богов или служительницами подземного мира.

Шумеры считали, что в мире живых человек пребывает недолгое время, а затем уходит в мрачный загробный мир Кур, на пути к которому находилось трое служителей (привратник, служитель подземной реки, и лодочник). После суда умерший обрекался на безрадостное существование в полной темноте, питаясь прахом и глиной. Именно по этой причине шумеры считали, что надо прожить счастливо земную жизнь, а чтобы скрасить унылое загробное существование, следует оставить здесь о себе память. Для этого строили различные культурные памятники, некоторые из которых дошли и до наших дней.

Таким образом, цивилизация шумеров была высокоразвитой, многими ее достижениями человечество пользуется до настоящего времени.

Культура шумеров – бесценный вклад в историю

Шумеров зачастую называют первой настоящей цивилизацией. При всём относительном характере подобного определения в нём есть элемент объективности – так как настоящий характер цивилизации можно понять лишь по её культуре, которую невозможно более или менее целостно восстановить без письменных источников. Шумерская же цивилизация является первой «литературной», знания о которой мы черпаем в основном именно из письменности, поэтому её вклад в мировую культуру весьма существенен.

Литература — великая сила

Важнейшим достижением шумерской цивилизации было изобретение письменности, именно она составила основу всей культуры шумеров.

Правда, некоторые учёные предполагают, что письменность шумеров могла быть ими воспринята от более древней, пока неизвестной науке цивилизации. Однако до сих пор не найдено никаких заслуживающих доверия свидетельств того, что у шумеров были какие-либо «культурные предшественники», так что историки продолжают считать их изобретателями собственной письменности. А вот уже последователи шумерской цивилизации, аккадцы, вавилоняне и представители прочих культур Месопотамии заимствовали клинопись именно у шумеров.

Читать еще:  Князь андрей в лысых горах. Лысые горы война и мир

Различные народы вносили как технико-графические изменения, так и содержательно-стилистические (например, знаменитый памятник литературы Междуречья «Эпос о Гильгамеше» имеет шумерское происхождение), однако в основе своей шумерская система клинописи сохранилась. Её считают универсальным научно-ритуальным языком всего региона, подобием латыни для Средневековой Европы. Литература шумеров носила религиозный характер, описывая различные мифы, связанные с героями и богами, молитвы, возносимые к божествам, и так далее. Но большое количество сохранившихся текстов имеет и практически-хозяйственное содержание: многие специалисты даже полагают, что именно необходимость в упорядочивании хозяйственной жизни и породила письменность у шумеров. Что же касается религиозных гимнов и сказаний, то они могли бы существовать и в устной форме.

Считать до шестидесяти

Другой важнейшей характерной чертой культуры шумеров была её научная и педагогическая составляющая. Именно наличие этих черт, наряду с изобретением письменности, и позволяет на полных основаниях считать шумеров культурным обществом, цивилизацией. Особенно больших успехов шумеры добились в астрономии. Сложно сказать, догадались ли шумеры первыми до наблюдений за различными планетами, за выявлением в их движении по небосводу определённых закономерностей, определением двенадцати основных созвездий (так называемых знаков Зодиака).

Возможно, в астрономии у шумеров были более древние предшественники, от которых они почерпнули часть своих знаний, однако это недоказуемо в связи с отсутствием конкретных источников и фактов. А вот доказательств того, что шумеры создали весьма совершенный для своего времени лунно-солнечный календарь, предостаточно. По наблюдениям за звёздами, созвездиями, Луной Луна: спутник с загадками и Солнцем они составили собственный календарь, в котором основу составляли месяцы, каждый из которых начинался с новолуния Новолуние: вечная вера в могущество Луны . При этом шумерские астрономы смогли определить, что лунный календарь не совпадает с солнечным и прибегали к добавлению нескольких дней в календарь для нивелирования разницы.

Тесным образом с астрономией были связаны достижения шумеров в математике. Впрочем, в этой области шумеры Шумеры — загадки исчезнувшей цивилизации в основном ориентировались на мистическую составляющую — священным числом у них считалось число «60» (по мнению учёных, именно от шумеров мировая цивилизация унаследовала разделение минуты на шестьдесят секунд, часа на шестьдесят минут), особое внимание уделялось также числу «12» (поэтому в году было 12 месяцев). Шумерская система счёта вообще была полностью привязана к числу 60, поэтому её именуют шестидесятеричной (как современную система счёта, ориентированную к числу 10, называют десятеричной).

Накапливать и передавать знания — это и есть культура

Впрочем, у шумеров были не только точные виды научных знаний, но и гуманитарные. Так, шумеры вели собственные исторические хроники, хотя историческая концепция шумеров и сводилась к перечислению правивших в разных шумерских городах царей и краткому описанию их деяний. Однако даже в таком ограниченном формате шумерские историки создавали собственные концепции и формировали образ непрерывного исторического развития и преемственности своей цивилизации. Успехи шумеров в медицине были куда скромнее: врачевание у них сводилось к определению внешних симптомов заболевания и лечении их с помощью различных трав, но в первую очередь к различным очистительным ритуалам, молитвам, заклинаниям и тому подобному.

Наконец, благодаря упоминаниям в письменных источниках шумеров мы знаем о первой известной системе школьного образования.

В школах при храмах учились дети определённого возраста, которые должны были приходить на занятия с восходом солнца. В основном педагогическая деятельность сводилась к обучению математическому счёту, заучиванию наизусть различных священных текстов и мифов, а также тех знаний (например, по медицине), которые, как считалось, могли пригодиться в дальнейшей жизни. Уже в столь древней цивилизации Древние цивилизации: голоса из глубины веков чётко осознавалась ценность знаний и привилегированный статус их носителей: у лучших учеников по окончании школы была возможность стать писцом, чиновником или жрецом, что означало почти гарантированную благополучную жизнь.

МирТесен

Невозможно постичь истину, не зная ее истоков

Культура шумер

розлив вина

Первые школы.
Шумерийская школа возникла и развилась до появления письменности, той самой клинописи, изобретение и усовершенствование которой явилось самым значительным вкладом Шумера в историю цивилизации.

Первые письменные памятники были обнаружены среди развалин древнего шумерского города Урука (библейский Эрех). Здесь нашли более тысячи маленьких глиняных табличек, покрытых пиктографическим письмом. В основном это были хозяйственные и административные записи, однако среди них оказалось несколько учебных текстов: списки слов для заучивания наизусть. Это свидетельствует о том, что по меньшей мере за 3000 лет до и. э. шумерские писцы уже занимались вопросами обучения. В течение последующих веков Эрех дело развивалось медленно, однако к середине III тысячелетия до и. с), на территории Шумера). ПО-ВИДИМОМУ, существовала сеть школ для систематического Обучения чтению и письму. В древнем Шуруппаке-па родине шумерского … во время раскопок 1902—1903 гг. было найдено значительное количество табличек со школьными текстами.

Из них же мы узнаём, что количество профессиональных писцов в тот период достигало нескольких тысяч. Писцы делились на младших и старших: были писцы царские и храмовые, писцы с узкой специализацией в какой-либо одной области и писцы высокой квалификации, которые занимали важные государственные должности. Все это дает основания предполагать, что по всему Шумеру было разбросано множество довольно крупных школ для писцов и что этим школам придавалось Немалое значение. Однако ни одна из табличек той эпохи еще не дает нам ясного представления о шумерских школах, о системе и методах обучения в них. Чтобы получить такого рода сведения, необходимо обратиться к табличкам первой половины II тысячелетия до н. э. Из археологического слоя, соответствующего этой эпохе, были извлечены сотни учебных табличек со всевозможными заданиями, выполненными самими учениками во время уроков. Здесь представлены все стадии обучения. Такие глиняные «тетрадки» позволяют сделать немало интересных выводов о системе обучения, принятой в шумерских школах, и о программе, которая там изучалась. К счастью, и сами преподаватели любили писать о школьной жизни. Многие из этих записей также сохранились, хотя и в отрывках. Эти записи и учебные таблички дают достаточно полное представление о шумерской школе, о ее задачах и целях, об учениках и учителях, о программе и методах обучения. В истории человечества это единственный случай, когда мы можем узнать так много о школах столь отдаленном эпохи.

Читать еще:  Рембрандт творчество картины. Снятие с креста

Первоначально цели обучения в шумерской школе были, так сказать, чисто профессиональными, то есть школа должна была готовить писцов, необходимых в хозяйственной и административной жизни страны, главным образом для дворцов и храмов. Эта задача оставалась центральной на протяжении всего существования Шумера. По мере развития сети школ. а также по мере расширения учебных программ школы постепенно становятся очагами шумерской культуры и знания. Формально тип универсального «ученого» — специалиста по всем существовавшим в ту эпоху разделам знания: по ботанике, зоологии, минералогии, географии, математике, грамматике и лингвистике редко учет. поог^шахи знания своей этике. причем не эпохи.

Наконец, в отличие от современных учебных заведений шумерские школы были своеобразными литературными центрами. Здесь не только изучали и переписывали литературные памятники прошлого, но и создавали новые произведения.

Большинство учеников, оканчивавших эти школы, как правило, становились писцами при дворцах и храмах или в хозяйствах богатых и знатных людей, однако определенная их часть посвящала свою жизнь науке и преподаванию.

Подобно университетским профессорам наших дней, многие из этих древних ученых зарабатывали себе на жизнь преподавательской деятельностью, посвящая свое свободное время исследованиям и литературному труду.

Шумерская школа, первоначально возникшая, по-видимому, как придаток храма, со временем отделилась от него, и ее программа приобрела в основном чисто светский характер. Поэтому труд учителя вероятнее всего оплачивался за счет взносов учеников.

Разумеется, в Шумере не было ни всеобщего, ни обязательного обучения. Большинство учеников происходили из богатых или зажиточных семей — ведь беднякам было нелегко найти время и деньги для продолжительной учебы. Хотя ассириологи уже давно пришли к такому выводу, это была только гипотеза, и лишь в 1946 г. немецкий ассириолог Николаус Шнейдер сумел подкрепить ее остроумными доказательствами, основанными на документах той эпохи. На тысячах опубликованных хозяйственных и административных табличек, относящихся примерно к 2000 г. до н. э.. упоминается примерно пятьсот имен писцов. Многие из них. Во избежание ошибки, рядом со своим именем ставили имя своего отца и указывали его профессию. Тщательно рассортировав все таблички, Н. Шнейдер установил, что отцами этих писцов, -а все они, разумеется, обучались в школах,- были правители, «отцы города», посланники, управляющие храмами, военачальники, капитаны судов, высшие налоговые чиновники, жрецы различных рангов, подрядчики, надсмотрщики, писцы, хранители архивов, счетоводы.

Иными словами, отцами писцов были наиболее зажиточные горожане. Интересно. что ни в одном из фрагментов не встречается имени писца- женщины; по-видимому. и шумерских школах обучались только мальчики.

Во главе школы стоял уммиа (знающий человек. учитель), который именовался также отец школы. Ученики назывались «сыновьями школы», а помощник учителя —«старшим братом». В его обязанности, в частности, входило изготовление каллиграфических табличек-образцов, которые потом переписывали ученики. Он же проверял письменные задания и заставлял учеников рассказывать выученные ими уроки.

В числе преподавателей были также учитель рисования и учитель шумерского языка, наставник, следивший за посещаемостью, и так называемый ^владеют ни лыстом»> (очевидно, надзиратель, отвечавший за дисциплину в школе). Трудно сказать, кто из них считался выше по рангу; мы знаем только, что «отец школы» был ее фактическим директором. Нам ничего не известно и об источниках существования школьного персонала. Вероятно, «отец школы» выплачивал каждому его долю из обшей суммы, поступавшей в уплату за обучение.

Что касается школьных программ, то здесь к нашим услугам богатейшие сведения, почерпнутые из самих школьных табличек — факт поистине уникальный в истории древности. Поэтому нам нет нужды прибегать к косвенным свидетельствам или к сочинениям древних авторов: мы располагаем первоисточниками-табличками учеников, начиная от каракулей «первоклассников» и кончая работами «выпускников», настолько совершенными, что их с трудом можно отличить от табличек, написанных преподавателями.

Эти работы позволяют установить, что курс обучения шел по двум основным программам. Первая тяготела к науке и технике, вторая была литературной, развивала творческие особенности.

Говоря о первой программе, необходимо подчеркнуть, что она отнюдь не была подсказана жаждой знания, стремлением разыскать истину. Эта программа постепенно сложилась в процессе преподавания, основная цель которого заключалась в обучении шумерскому письму. Исходя из этой Основной задачи шумерские учителя создали систему обучения. основанную на принципе лингвистической классификации. Лексика шумерского языка разделялась ими на группы, в опоры слова и выражения были связаны общим. Эти грунте слов заучивались и иеренисыровались до тех пор, пока ученики не привыкали воспроизводить самостоятельно. Но к III тысячелетию до н, э. школьные учебные тексты начали заметно расширяться и постепенно превратились в более или менее стабильные учебные пособия, принятые во всех школах Шумера.

Читать еще:  Пушкин в лицее. Павел фокин - пушкин без глянца

В одних текстах приводятся длинные списки названий деревьев и тростников; в других -названия всевозможных пкивых существ (животных, насекомых и птиц): в третьих- названия стран, городов и селений; в четвертых -названия камней и минералов. Подобные списки свидетельствуют о значительной осведомленности шумеров в области «ботаники», «зоологии», «географии» и «минералогии» — весьма любопытный и малоизвестный факт. который лишь недавно привлек внимание ученых, занимающихся историей науки.

Шумерские педагоги также создавали всевозможные математические таблицы и составляли сборники задач, сопровождая каждую соответствующим решением и ответом.

Говоря о лингвистике, следует прежде всего отметить, что особое внимание, судя по многочисленным школьным табличкам, уделялось грамматике. Большинство таких табличек представляет собой длинные списки сложных существительных, глагольных форм н т. п. Это говорит о том, что грамматика шумеров была хорошо разработана. Позднее, в последней четверти III тысячелетия до н. э., когда семиты Аккада постепенно завоевали Шумер, шумерские педагоги создали первые известные нам «словари». Дело в том, что завоеватели-семиты переняли не только шумерскую письменность: они также высоко ценили литературу древнего Шумера, сохраняли и изучали ее памятники и подражали им даже тогда, когда шумерский стал мертвым языком. Этим и была вызвана необходимость в «словарях». где давался перевод шумерских слов и выражений на язык Аккада.

Обратимся теперь ко второй учебной программе, которая имела литературный уклон. Обучение по этой программе заключалось в основном в заучивании и переписывании литературных произведений второй половши Ш тысячелетия до н. э.. когда литература была особенно богата, а также в подражании им. Таких текстов были сотни и почти все они представляли собой стихотворные произведения размером от 30 (или менее) до 1000 строк. Судя по тем из них. которые удалось составить и расшифровать. эти произведения припадали к различным канонам: мифы и эпические сказания в стихах, прославляющие песни; Шумерских богов и героев; хвалебные гимны богам ;царям. плач; разрушенных, библейских городах.

Среди Литературных табличек и их ииломкоп. извлеченных из развалин Шумера, многие представляют собой школьные копии, переписанные руками учеников.

О методах и технике преподавания в школах Шумера мы пока знаем совсем немного. С утра, придя в школу, ученики разбирали табличку, которую написали накануне.

Затем — старший брат, то есть помощник учителя, подготавливал НОВУЮ табличку, которую ученики начинали разбирать и переписывать. Старший брат. а также отец школы, видимо, еле/шли за работой учеников, проверяя, правильно ли они переписывают текст. несомненно, что успехи шумерских учеников в значительной мере зависели от их памяти, учителя и их помошники должны были сопровождать подробными объяснениями слишком сухие списки слов. таблицы и литературные тексты, переписываемые учениками. Но эти лекции, которые могли бы оказать нам неоценимую помощь при изучении шумерской научной и религиозной мысли и литературы, по-видимому, никогда не записывались, а потому навсегда утрачены.

Несомненно одно: преподавание в школах Шумера не имело ничего общего с современной системой обучения, при которой усвоение знаний в значительной степени зависит от инициативы и самостоятельной работы; самого ученика.

Что касается дисциплины. то без палки дело не обходилось. Вполне возможно, что. не отказываясь от поощрения учеников за успехи, шумерские педагоги все же больше полагались на Устрашающее действие палки, мгновенно каравшей отнюдь не райской. Он ходил в школу каждый день и просто там с утра до вечера. Наверное, в течение года устраивались какие-то каникулы, то мы об этом не имеем никаких сведений. Обучение длилось годами, ребенок успевал превратиться в юношу. интересно было бы посмотреть. имели ли шумерские ученики возможность выбирать работу или ИНУЮ специализацию. и если да. то в какой мере и на каком этапе обучения. Однако об этом, как и о многих других подробностях. источники умалчивают.

Одно в Сиппаре. а другое — в Уре. Но кроме того. что в каждом из этих зданий найдено большое количество табличек, они почти ничем не отличаются от обыкновенных жилых домов, а потому наша догадка может быть и ошибочной. Только зимой 1934.35 г. французские археологи обнаружили в городе Мари на Евфрате (на северо-запад от Ниппура) две комнаты, которые по своему расположению и особенностям явно представляют собой школьные классы. В них сохранились ряды скамеек из обожженного кирпича, рассчитанные на одного, двух или четырех учеников.

Но что думали сами ученики о тогдашней школе? Что бы дать на этот вопрос хотя бы неполный ответ. Обратимся к следующей главе, в которой приводится весьма любопытный текст о школьной жизни в Шумере, написанный почти четыре тысячи лет назад, но лишь недавно собранный из многочисленных отрывков и наконец-то переведенный. Этот текст дает, в частности, ясное представление об отношениях между учениками и учителями и является уникальным первым документом в истории педагогики.

Источники:

http://www.istmira.com/drugoe-drevniy-mir/17322-kultura-shumerov.html
http://www.chuchotezvous.ru/civilizations/708.html
http://raskopkivostok.mirtesen.ru/blog/43502355935

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×