9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Древнерусская литература. О древнерусской литературе

Древнерусская литература — интересные факты

Литература Древней Руси была родоначальницей всей последующей русской, белорусской и украинской художественной культуры. Она несла в мир духовность, учила христианской этике и воспитывала нравственность. Древнерусская литература – интересные факты.

История возникновения

К древнерусской литературе относятся произведения, написанные в период с XI по XVII век. Родиной её считается город Киев, а возникновение связано с Крещением Руси. Письменность была известна на русской земле и ранее, но только после принятия христианства она получила широкое применение. С принятием новой веры Русь также была подключена к новой для себя книжной культуре. Князь Владимир строил школы, где обучались грамоте все, даже дети из простых семей.

Развитие грамотности и письменности на Руси стало основой для возникновения литературного творчества. Авторы придерживались византийской и болгарской литературных традиций, беря пример с переводных источников. Но они не копировали предшественников, а творчески перерабатывали на свой лад или создавали нечто новое. Переводная литература стала базой для формирования собственных традиций. В 1564 году вышла первая российская печатная книга – «Апостол».

Источником создания многих литературных произведений было устное народное творчество. В полном соответствии с народными традициями были написаны «Повести временных лет» и «Слово о полку Игореве».

Содержание и направленность

Вначале литература имела чётко выраженную патриотическую направленность. В произведениях утверждались высокие нравственные идеалы, силы добра всегда побеждали зло, а люди объединялись для служения русской земле. Сюжеты в основном строились вокруг военных походов, междоусобиц князей, основания городов и нашествий кочевников. Книги носили поучительный и познавательный характер.

Большое внимание также уделялось развитию духовности, воплощению в жизнь христианских истин и идей. Отсюда и главная тема – ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, который связывался с христианством. В произведениях авторов средних веков были отражены все этапы формирования государства и развитие общественных и социальных отношений. Писатели максимально приближались к реальности, в основе сюжетов лежали исторические факты.

Это была литература формирующейся великорусской народности. О её объёме судить очень сложно, так как много произведений погибло во время набегов кочевников и бесчисленных пожаров.

В древнерусской литературе существовали как духовные, так и мирские произведения. Но переписыванием и хранением книг в то время занимались в основном монахи. Они не были заинтересованы в приумножении книг мирского содержания, и называли их «суетными». Духовные книги, наоборот, всячески поддерживались и поощрялись, так как содержали в себе непреходящие религиозные ценности. Поэтому большинство дошедших до нас книг имеет церковный характер.

Жанры и предпочтения

Система жанров древнерусской литературы была особенной. В ней отсутствовали любовная лирика и рыцарские романы. Выделялись следующие жанры:

  • летопись – подробная запись исторических событий;
  • слово – сочинение с поучительным характером;
  • поучение – как руководство, выстраивающее модель поведения человека;
  • житие – биографии «святых» и выдающихся церковных служителей;
  • повесть – сюжет воспроизводил естественное течение жизни;
  • патерики – сборники с изречениями святых и отцов церкви, а также с их жизнеописаниями;
  • четьи-минеи – свод всех церковных, духовно-поучительных произведений.

Произведения писались на основе исторических фактов. А если и присутствовал какой-то вымысел, то он тоже приписывался истории. Вымысел так органично вплетался в ткань повествования, что не только читатели, но и сам автор свято верил в историческую достоверность написанного.

Одной из первых на русский язык была переведена Библия – священная книга всех христиан. По ней постигали азы веры, учили детей грамоте и нравственности. Очень популярны были также описания жизни святых, таких как книга Епифания Премудрого − «Житие Сергия Радонежского».

Была также переводная литература, оригинальная (на языке автора) и светская (не церковная). Большой популярностью у читателей пользовался приключенческий роман о жизни Александра Македонского – «Александрия».

На протяжении XII – XVII столетий любимой книгой многих поколений был переводной сборник «Пчела», который был составлен византийским монахом Антонием. В содержание сборника входили более 70 разделов, а также 2,5 тысяч цитат из работ античных философов и писателей на самые разнообразные темы. Они искали ответ на самый главный вопрос, − как жить в этом непростом мире?

Читать еще:  Э золя история о читать. Ни дня без строчки

Характерные особенности

Даже после изобретения печатного станка русская литература ещё долго оставалась рукописной. Издание книг было очень трудоёмким и затратным делом, поэтому даже самые внушительные сочинения переписывались от руки. Причём произведения выходили в свет не по отдельности, а в виде сборников. Каждый такой сборник преследовал свои определенные цели и оценивался с точки зрения его полезности.

К особенностям древнерусской литературы можно также отнести её анонимность. Сведений о писателях Древней Руси сохранилось очень мало, так как авторы не подписывали свои произведения. Это было связано с религиозно-христианскими понятиями о значимости человеческой личности. Иногда авторы скрывались за авторитетными именами отцов церкви таких, как Василий Великий, Иван Златоуст и т.д.

В Средние века не существовало понятия «авторское право». Монахи, переписывавшие чужой труд, часто выступали в роли редактора и соавтора. Они изменяли произведение в соответствии со своими вкусами или в соответствии с потребностями того времени. Оригинальность текста терялась даже при простом переписывании, так как монахи допускали ошибки, пропускали буквы, слова, выстраивали предложения в соответствии с особенностями местного говора. В науке даже существует такой термин – «извод». Есть рукописи псковско-новгородского извода, московского, болгарского и т.д.

Древнерусская литература имела поучительный и познавательный характер. На Руси книга воспринималась как главный источник знаний об окружающем мире и о природе человека. Книга направляла и воспитывала в людях такие качества как душевная теплота, щедрость, милосердие и скромность, так, например, написано «Поучение Владимира Мономаха».

Древнерусская литература — что такое? Произведения древнерусской литературы

Древнерусская литература — что такое? Произведения 11-17 веков включают в себя не только литературные труды, но и исторические тексты (летописные повести и летописи), описания путешествий (которые назывались хождениями), жития (повествования о жизни святых), поучения, послания, образцы ораторского жанра, а также некоторые тексты делового содержания. Темы древнерусской литературы, как вы видите, очень богаты. Во всех произведениях имеются элементы эмоционального освещения жизни, художественного творчества.

Авторство

В школе ученики изучают, что собой представляет древнерусская литература, конспектируют основные понятия. Они наверняка знают, что большинство произведений, относящихся к данному периоду, не сохранило авторских имен. Литература Древней Руси в основном анонимна и потому сходна с устным народным творчеством. Тексты были написаны от руки и распространялись с помощью переписки — копирования, в результате чего часто перерабатывались, чтобы соответствовать новым литературным вкусам, политической ситуации, а также в связи с литературными способностями и личными пристрастиями переписчиков. Поэтому произведения дошли до нас в разных редакциях и вариантах. Сравнительный анализ их помогает исследователям восстановить историю того или иного памятника и сделать вывод о том, какой из вариантов наиболее близок к первоисточнику, авторскому тексту, а также проследить историю его изменения.

Иногда, в очень редких случаях, мы располагаем авторским вариантом, а зачастую в более поздних списках можно найти самые близкие к оригиналу памятники древнерусской литературы. Поэтому их следует изучать на основании всех имеющихся вариантов произведений. Они имеются в крупных городских библиотеках, музеях, архивах. Многие тексты сохранились в большом количестве списков, некоторые — в ограниченном. Единственным вариантом представлены, например, «Повесть о Горе-Злочастии», «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве».

«Этикетность» и повторяемость

Необходимо отметить такую особенность древнерусской литературы, как повторяемость в разных текстах, относящихся к различным эпохам, определенных характеристик, ситуаций, эпитетов, метафор, сравнений. Произведениям присуща так называемая этикетность: герой ведет себя или поступает так или иначе, поскольку он следует понятиям своего времени о том, как следует себя вести в различных обстоятельствах. А события (например, битвы) описываются с употреблением постоянных форм и образов.

Литература 10 века

Продолжаем говорить о том, что такое древнерусская литература. Конспектируйте основные положения, если боитесь что-нибудь забыть. Литература Древней Руси величава, торжественна, традиционна. Ее возникновение относится к 10 веку, точнее к его концу, когда после принятия христианства в качестве государственной религии на Руси стали появляться исторические и служебные тексты, написанные на церковнославянском языке. Через посредничество Болгарии (которая являлась источником этих произведений) Древняя Русь приобщилась к развитой литературе Византии и южных славян. Феодальному государству во главе с Киевом для реализации своих интересов было необходимо создать свои собственные тексты, ввести новые жанры. С помощью литературы планировалось воспитание патриотизма, утверждение политического и исторического единства народа и древнерусских князей, обличение их распрей.

Литература 11 — начала 13 вв.

Темы и задачи литературы этого периода (борьба с половцами и печенегами — внешними врагами, вопросы связи русской истории с всемирной, борьба за киевский престол князей, история возникновения государства) определили характер стиля данного времени, который Д. С. Лихачев назвал монументальным историзмом. Возникновение летописания в нашей стране связано с началом отечественной литературы.

Читать еще:  Персонажи"однажды в сказке".

Отметим также произведение, которое можно найти в учебнике «Древнерусская литература» (6 класс). Это «Повесть временных лет», которая дошла до нас в составе более поздних летописей. Она была составлена публицистом и историком монахом Нестором примерно в 1113 году. В основе повествования лежат ранние летописные своды, которые не сохранились. Учебник «Древнерусская литература» (6 класс) также включает другое интересное произведение того времени — «Сказание о Кожемяке».

11 век

Этим столетием датируются первые жития: Феодосия Печерского, Бориса и Глеба. Они отличаются вниманием к проблемам современности, литературным совершенством, жизненностью.

Патриотизмом, зрелостью общественно-политической мысли, публицистичностью и высоким мастерством отмечены памятники ораторского искусства «Слово о законе и благодати», написанное Илларионом в первой половине 11 века, «Слова и поучения» Кирилла Туровского (1130-1182 гг.). «Поучение» великого князя Киевского Владимира Мономаха, жившего в период с 1053 по 1125 гг., проникнуто глубокой человечностью и заботой о судьбе государства.

«Слово о полку Игореве»

Без упоминания этого произведения нельзя обойтись, когда темой статьи является древнерусская литература. Что такое «Слово о полку Игореве?» Это величайшее произведение Древней Руси, созданное неизвестным автором в 80-е годы 12 века. Текст посвящен конкретной теме — неудачному походу в половецкую степь в 1185 году князя Игоря Святославовича. Автор интересуется не только судьбой русской земли, он также вспоминает события современности и далекого прошлого, поэтому подлинные герои «Слова» — не Игорь и не Святослав Всеволодович, которому тоже уделяется много внимания в произведении, а русская земля, народ — то, на чем базируется древнерусская литература. «Слово» многими чертами связано с повествовательными традициями своего времени. Но, как в любом гениальном творении, в нем присутствуют и оригинальные черты, проявляющиеся в ритмической утонченности, языковом богатстве, использовании приемов, характерных для устного народного творчества, и их переосмыслении, гражданском пафосе и лиричности.

Национально-патриотическая тема

Ее поднимает в период ордынского ига (с 1243 года до конца 15 века) древнерусская литература. Что такое патриотизм в произведениях этого времени? Попытаемся ответить на этот вопрос. Стиль монументального историзма приобретает некоторый экспрессивный оттенок: тексты отличаются лиричностью, имеют трагический пафос. Идея сильной централизованной княжеской власти приобретает в это время большое значение. В отдельных повестях и летописях (например, в «Повести о разорении Рязани Батыем») сообщается об ужасах нашествия врага и отважной борьбе с поработителями русского народа. В этом и проявляется патриотизм. Образ защитника земли, идеального князя отразился наиболее ярко в написанном в 70-е годы 13 века произведении «Повесть о житии Александра Невского».

Перед читателем «Слова о погибели Русской земли» открывается картина величия природы, могущества князей. Это произведение — лишь отрывок из дошедшего до нас не полностью текста. Посвящается оно событиям первой половины 13 века — тяжелому времени ордынского ига.

Новый стиль: экспрессивно-эмоциональный

В период 14-50-х гг. 15 века меняется древнерусская литература. Что такое экспрессивно-эмоциональный стиль, возникший в это время? Он отражает идеологию и события периода объединения вокруг Москвы северо-восточной Руси и формирования централизованного русского государства. Тогда в литературе стал проявляться интерес к личности, психологии человека, его внутреннему духовному миру (хотя еще лишь в рамках религиозного сознания). Это привело к росту в произведениях субъективного начала.

Так и появился новый стиль — экспрессивно-эмоциональный, в котором следует отметить словесную изощренность и «плетение словес» (то есть использование орнаментальной прозы). Эти новые приемы были призваны отразить стремление к изображению чувств отдельного человека.

Во второй половине 15 — начале 16 вв. возникают повести, которые восходят по своему сюжету к новеллистического характера устным рассказам («Повесть о купце Басарге», «Повесть о Дракуле» и другие). Заметно увеличивается число переводных сочинений беллетристического характера, большое распространение в то время имеет жанр легенды (например, «Сказание о князьях Владимирских»).

«Повесть о Петре и Февронии»

Как уже упоминалось выше, произведения древнерусской литературы заимствуют и некоторые черты легенд. В середине 16 века Ермолай-Еразм, древнерусский публицист и писатель, создает знаменитую «Повесть о Петре и Февронии», являющуюся одним из самых значительных текстов отечественной литературы. Она строится на легенде о том, как благодаря своему уму крестьянская девушка стала княгиней. Широко применяются в произведении сказочные приемы, звучат также социальные мотивы.

Характеристика литературы 16 века

В 16 веке официальный характер текстов усиливается, отличительной чертой литературы становится торжественность и пышность. Распространение получают такие произведения, цель которых — регламентация политической, духовной, повседневной и правовой жизни. Яркий пример — «Великие Минеи Четьи», представляющие собой свод текстов, состоящий из 12 томов, которые предназначались для домашнего чтения на каждый месяц. В то же время создается «Домострой», где изложены правила поведения в семье, даются советы по ведению хозяйства, а также по поводу отношений между людьми. В исторические произведения того периода все больше проникает вымысел с целью придания повествованию сюжетной занимательности.

Читать еще:  Биография Моцарта кратко. Вольфганг Амадей Моцарт

17 век

Произведения древнерусской литературы 17 столетия заметно трансформируются. Начинает формироваться искусство так называемого нового времени. Идет процесс демократизации, расширяется тематика произведений. Меняется роль личности в истории благодаря событиям крестьянской войны (конец 16 — начало 17 вв.), а также смутного времени. Деяния Бориса Годунова, Ивана Грозного, Василия Шуйского и других исторических персонажей объясняются теперь не только божественной волей, но и особенностями личности каждого из них. Появляется особый жанр — демократическая сатира, где осмеиваются церковные и государственные порядки, судопроизводство (например, «Повесть о Шемякином суде»), канцелярская практика («Калязинская челобитная»).

«Житие» Аввакума, бытовые повести

В 17 веке написано автобиографическое произведение жившим в период с 1620 по 1682 гг. протопопом Аввакумом — «Житие». Оно изложено в учебнике «Древнерусская литература» (9 класс). Особенностью текста является сочный, живой язык, то разговорно-бытовой, то высокий книжный.

В этот период создаются и бытовые повести о Фроле Скобееве, Савве Грудцыне и других, отражающие самобытный характер древнерусской литературы. Возникают переводные сборники новелл и рыцарские романы. Развивается стихотворство (известные авторы — Сильвестр Медведев, Симеон Полоцкиц, Карион Истомин).

17 веком завершается история древнерусской литературы, и наступает следующий этап — литература нового времени.

Древнерусская литература

Древнерусская литература – характерные особенности

Древнерусская литература как феномен культуры Средневековья существенно отличается от литературы нового времени. Каковы же ее специфические особенности?

Прежде всего, это тесная связь древнерусской литературы со служебными функциями – церковными, деловыми, историографическими, правовыми. Сюжетность, занимательность, эстетическое начало не являлись приоритетными и лишь постепенно отвоевывали свое место в литературном творчестве. Важную роль играл жанровый канон. Находившаяся в постоянном развитии система жанров древнерусской литературы многообразна – это летописи и жития, апокрифы и повести, памятники публицистики и политической мысли, философские и богословские трактаты, естественнонаучные сочинения и путевые очерки, послания и личные письма, – и каждый жанр диктовал автору свои правила подачи материала. Ориентация на авторитетные образцы, соотнесение всего того, о чем говорится в произведении, с лицами и событиями Священной истории вынуждали автора постоянно цитировать Священное писание и святоотеческие поучения. Таким образом, в художественной структуре древнерусского литературного произведения оказывался прочно зашит традиционализм – а современный читатель, наоборот, ценит в литературном произведении оригинальность.

Компиляция как один из основных методов литературного творчества обуславливает другую существенную особенность литературы средневекового типа. Это анонимность творчества. Автор средневекового текста – это, скорее, автор-составитель, редактор, часто одновременно выступающий переписчиком, создателем рукописной книги. Этот автор не стремился зафиксировать свое имя, но, напротив, для придания большей значимости созданному тексту нередко мог указывать в его заглавии авторитетного иерарха – Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. «Авторское право» в те времена не имело такого значения, как сегодня. Имен авторов подавляющего большинства произведений средневекового искусства мы не знаем, и только специальные источниковедческие исследования позволяют сделать более или менее убедительные предположения о том или ином лице как авторе того или иного произведения.

Со спецификой представления об авторстве в древнерусской литературе связаны и особенности самого существования текста произведения. Как правило, мы не имеем первоначального авторского текста. Автограф, то есть авторский текст, написанный самим же автором, что подтверждено научной атрибуцией, – это большая редкость в древнерусской книжности. Произведение существует в рукописной традиции, представлено в том или ином количестве списков разного времени. В процессе переписки текст приобретает изменения, порой значительные, влияющие на смысл или идеологию повествования. В таких случаях говорят о разных редакциях произведения. Исследования показывают, что даже канонические тексты Священного писания в определенные времена подвергались редактированию.

Текст произведения древнерусской литературы, некогда созданный анонимным автором, распространялся в списках, и любой писец мог изменять его в соответствии со своим вкусом или задачами: сокращать, распространять и т. п. Таким образом, бытование литературного произведения на Руси имеет черты, свойственные фольклору. «Коллективное» авторство приводит к особым формам проявления авторского личностного начала в повествовании, что также отличает древнерусскую литературу от литературы нового времени.

Книжность Древней Руси и русская литература XIX–XX вв. принадлежат разным типам культуры. Тем не менее, значение древнерусской традиции для послепетровской эпохи (и вплоть до сегодняшнего дня) огромно. Во многом именно это влияние определило своеобразие русской классики в ряду европейских литератур.

Источники:

http://www.interesnie-fakty.ru/nauka/literatura/o-drevnerusskoy-literature/
http://fb.ru/article/168494/drevnerusskaya-literatura—chto-takoe-proizvedeniya-drevnerusskoy-literaturyi
http://expositions.nlr.ru/literature/drevrus/liter_DR.php

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector