Драматургия пьера корнеля.
Драматургия Пьера Корнеля
Художественная система французского классицизма получила наиболее полное законченное выражение в жанре трагедии. Ее создателем по праву считается Пьер Корнель (Pierre Corneille, 1606—1684). И хотя сам он в своих теоретических трудах нередко полемизировал с последовательными приверженцами классицистской доктрины, а его пьесы позднего периода обнаруживают явное тяготение к принципам барочной драматургии, именно произведения Корнеля определили в 1630-х годах наиболее общие типологические черты французской классицистской трагедии.
В развитии французской драматургии XVII в. Корнель и Расин знаменуют два существенно различных этапа. Они сами ощущали это довольно остро и выступали как противники и в теоретических вопросах, и в реальной художественной практике. Но в масштабах мировой драматургии они воспринимались как два последовательных звена единой системы, единого типа драматического искусства, противопоставляемого (сочувственно или критически) принципиально иному типу драмы — шекспировской или, позднее, романтической.
Творчество Корнеля складывалось в атмосфере напряженной политической борьбы 1620—1640-х годов, когда французский абсолютизм стремился к утверждению своего авторитета, когда кардинал Ришелье, всесильный министр при слабом короле, беспощадно расправлялся с любыми проявлениями своеволия и оппозиции, откуда бы они ни исходили — из среды старой феодальной аристократии или из гущи взбунтовавшихся крестьянских масс. Активизация политической мысли, вдохновляемая самим Ришелье, должна была создать идеологическую опору и обоснование королевской власти, она поставила в центре внимания литераторов общественно-политическую проблематику. Трагедия Корнеля выросла на этой основе, и он сохранил верность избранному им кругу проблем на всем протяжении своей творческой жизни.
Биография Корнеля небогата внешними событиями. Он родился в Руане, главном городе Нормандии, в семье адвоката. Как и большинство молодых людей его круга, обучался в иезуитском коллеже, откуда вынес хорошее знание латыни, римской истории и литературы. Здесь же сформировались и философские основы его мировоззрения, получившие отражение в его творчестве. Это были идеи неостоицизма в обоих его вариантах — светском, почерпнутом из учения римских философов-стоиков (прежде всего Сенеки, который был близок Корнелю и как драматург), и духовном — католической концепции свободной воли, которую усердно разрабатывали в своих сочинениях иезуиты. По окончании коллежа он изучал право и готовился стать адвокатом, но его юридической карьере помешало полное отсутствие ораторских способностей.
Первыми литературными опытами Корнеля были мелкие галантные стихи, эпиграммы и другие незначительные поэтические произведения. В 1629 г. он написал свою первую комедию в стихах «Мелита, или Подложные письма», которую решился показать известному парижскому актеру Мондори, гастролировавшему со своей труппой в Руане. Мондори опытным глазом актера и главы труппы сумел оценить новизну пьесы и поставил ее в Париже, где она была хорошо встречена публикой. Ободренный успехом молодой автор, последовавший за труппой в столицу, поставил в этом театре еще несколько комедий: «Вдова», «Галерея Суда», «Компаньонка», «Королевская площадь» (1632—1635), а также трагикомедию «Клитандр» (1630).
Пьесы Корнеля заметно выделялись на фоне современного комедийного репертуара тонкостью психологических зарисовок, изяществом поэтической формы, постановкой нравственных вопросов. Корнель решительно отошел от примитивных приемов, характерных для комедии того времени, — от непристойных шуток и намеков, палочных ударов и прочих грубоватых эффектов, идущих от традиций народного фарса. Его персонажи — благовоспитанные светские молодые люди и девицы, ведущие изящную любовную игру, в которой минутный каприз, случайные размолвки, смена настроения не могут служить сколько-нибудь серьезным препятствием для счастливого соединения влюбленных пар. Однако наряду с этим намечаются и более серьезные нравственные и социальные проблемы.
Так, в «Компаньонке» красивая, остроумная, хорошо воспитанная девушка, живущая на положении бедной родственницы-компаньонки при богатой невесте, с горечью убеждается, что все ее достоинства оказываются бессильными в сравнении с внушительным приданым соперницы. Кавалерами, галантно ухаживающими за ней, руководит отнюдь не любовь, а трезвый практический расчет, заставляющий их домогаться руки богатой наследницы. В «Королевской площади» глубокое чувство героини наталкивается на черствый эгоизм и вероломство ее возлюбленного, превыше всего ставящего свою «свободу» — в том числе и от моральных обязательств.
Ранние комедии Корнеля, как и более поздняя и самая известная, «Лжец» (1643, по мотивам комедии испанского драматурга Аларкона «Сомнительная правда»), еще лишены той сатирической остроты в постановке социальных проблем, которая будет присуща комедиям Мольера. Комедии Корнеля затрагивают более второстепенные аспекты нравственной жизни общества, но отражают их психологически достоверно и тонко. Компактно построенное лаконичное действие, умелое раскрытие характеров, принадлежащих определенной, точно обозначенной социальной среде, гибкий изящных стих — все это определило их новизну и вместе с тем подготовило почву для того расцвета классической комедии, который мы увидим четверть века спустя в творчестве Мольера. Для самого Корнеля эти первые театральные опыты стали хорошей школой драматического мастерства. Он научился писать «правильные» пьесы, соблюдать правило трех единств, о котором узнал впервые только приехав в Париж, усвоил приемы психологического анализа, так пригодившиеся ему впоследствии в его серьезных пьесах.
Первым опытом Корнеля в трагическом жанре явилась «Медея» (1635), написанная на основе одноименной трагедии Сенеки. В древний мифологический сюжет Корнель вложил современное содержание — столкновение страстного чувства оскорбленной и покинутой женщины с холодным расчетом политического честолюбца. В обобщенной, казалось бы, вневременной оболочке античного мифа отчетливо проступают черты современной психологии, актуальных нравственных проблем.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Драматургия Пьера Корнеля. И в закладках появилось готовое сочинение.
Драматургия Пьера Корнеля
Художественная система французского классицизма получила наиболее полное законченное выражение в жанре трагедии. Ее создателем по праву считается Пьер Корнель (Pierre Corneille, 1606–1684). И хотя сам он в своих теоретических трудах нередко полемизировал с последовательными приверженцами классицистской доктрины, а его пьесы позднего периода обнаруживают явное тяготение к принципам барочной драматургии, именно произведения Корнеля определили в 1630-х годах наиболее общие типологические черты французской классицистской трагедии. В развитии французской драматургии XVII в. Корнель и Расин знаменуют два существенно различных этапа. Они сами ощущали это довольно остро и выступали как противники и в теоретических вопросах, и в реальной художественной практике. Но в масштабах мировой драматургии они воспринимались как два последовательных звена единой системы, единого типа драматического искусства, противопоставляемого (сочувственно или критически) принципиально иному типу драмы – шекспировской или, позднее, романтической.
Биография Корнеля небогата внешними событиями. Он родился в Руане, главном городе Нормандии, в семье адвоката. Как и большинство молодых людей его круга, обучался в иезуитском коллеже, откуда вынес хорошее знание латыни, римской истории и литературы. Здесь же сформировались и философские основы его мировоззрения, получившие отражение в его творчестве. Это были идеи неостоицизма в обоих его вариантах – светском, почерпнутом из учения римских философов-стоиков (прежде всего Сенеки, который был близок Корнелю и как драматург), и духовном – католической концепции свободной воли, которую усердно разрабатывали в своих сочинениях иезуиты. По окончании коллежа он изучал право и готовился стать адвокатом, но его юридической карьере помешало полное отсутствие ораторских способностей.
Трагикомедия “Сид” (1637), открывшая новую эру в истории французского театра и драматургии. Поставленная труппой Мондори, она имела успех, какого до тех пор не знала французская сцена. В этой трагедии Корнель впервые воплотил основную морально-философскую проблему французского классицизма – борьбу долга и чувства, которая стала средоточием драматического интереса.
Принципиальная новизна “Сида”, заключенная в остроте внутреннего конфликта, определила небывалый успех пьесы. Но она же вызвала настороженное и неприязненное отношение к “Сиду” кардинала Ришелье. Героизация феодальной рыцарской чести представлялась в политической обстановке 1630-х годов крайне несвоевременной, а защита ее на поединке вступала в прямое противоречие с официальным запретом дуэлей, которые сурово карались законом. Королевская власть выступала в пьесе как совершенно второстепенная сила, лишь формально участвующая в действии. Наконец, не последнюю роль в недовольстве министра играло и само обращение к испанскому сюжету и персонажам в тот момент, когда Франция вела долгую и изнурительную войну с Испанией, а при дворе действовала враждебная Ришелье “испанская партия” королевы Анны Австрийской.
«Сид» Пьера Корнеля и его место в драматургии классицизма.
трагедия французского классицизма была востребована и в более позднее время. Отсчёт времени классицистического театра начинается с Пьера Корнеля (1606 – 1684 гг.). Расцвет его деятельности приходится на вторую половину 1630 – 1640-е гг., время Ришелье и Фронды. В политике тогда участвовали все. Театр Корнеля насквозь политизирован. Он решает наиболее насущные государственные вопросы. Все его пьесы насквозь полемичны, отсюда увлечение риторикой. Герои Корнеля – всегда идеологи, у них есть чёткий образ мысли, позиции, развёрнутые в диалогах. Благодаря цельности театр Корнеля называют героическим. Идеология воплощается в сюжете, герои поднимаются над действием, события касаются всего общества.
Корнель происходил из семьи адвоката. Многое в его мировоззрении определялось положением третьего сословия: внутренняя независимость, благодаря небольшому состоянию его отца. Он мог смотреть на вещи непредвзято. Он родился в Руане и ощущал национальную почву, был далёк от придворного этикета. Литературная ориентация его творчества обусловлена образованием: он учился в иезуитском колледже в Руане. В философском плане Корнель унаследовал идеи неостоицизма. Он видел в истории блеск и падение империй, кровавые темы. Он задавался вопросом: как сохраняется человеческое достоинство в рамках мировой истории? Он не отказывался от борьбы, действовал мужественно. Многие конфликты в его пьесах ведутся по принципу судебных заседаний.
Отец готовил Корнеля к адвокатской деятельности, но Корнель страдал косноязычием. Первые опыты на адвокатском поприще сопровождались опытами в литературе. В начале 1620-х гг. он начинает писать комедии (1629 – 1635 гг.). В 1643 г. из ранних комедийных опытов появляется комедия «Лжец». В комедиях Корнель активно экспериментирует. В своих ранних комедиях Корнель проявляет своеобразную психологию. В них действуют герои-современники. Корнель учится передавать личностную рефлексию. На комедийной стезе Корнель не добился больших успехов. Советник Марии Медичи рекомендовал Корнелю использовать испанские образцы. Сюжет своего «Сида» Корнель заимствовал у испанского драматурга Гильена де Кастро из его героической комедии. Основной интерес был в мощи характера героя. У Корнеля этот источник стал поводом для политического раздора. В 1637 г. представление трагикомедии «Сид» состоялось в театре Марэ и имело бешеный успех.
Корнель смог объединить сюжеты двух типов: галантную драму, называемую в Испании «драма плаща и шпаги», и политический пласт (отношения графа Гормаса и дона Диаса). Они представляют королевскую и аристократическую партию. Оба сюжетных пласта переплетаются на уровне психологии персонажей. Корнель создаёт ряд значимых характеров, в которых создаёт идеологию и определяет тип личности. На одном полюсе находятся сторонники сильной королевской власти, а на другом – своевольные герои, сторонники аристократической вольности. Внутри каждого из представителей идеологических типов предстают разнообразные характеры. Дон Гормас – воин, герой поступка, дон Диас – рассудительный герой. Из характеров рождается сюжет.
Идеология королевской власти подразумевает принцип служения. Человек отказывается от индивидуальной чести в пользу государства и вознаграждается за это, но в основе всего лежит внутренний долг. Позицию графа Гормаса, в основном, передаёт индивидуальная честь, переданная от предков. Это своеобразная идеология договора на равных и простор для эгоизма. Центральный момент проверки идеологий – нашествие мавров. Спасителем становится Родриго. Личное и общественное у него сплавлены. Но его импульсивность должна быть более разумной. Индивидуальные качества особенно связаны с образом Химены. Родриго – цельная личность, совершающая выбор в первый момент, при этом рефлексия лишь сопровождает поступок. Химена – герой рефлексий. Для неё вопрос неразрешим. На этом строится завершающий момент интриги. Разрешить конфликт может лишь символ извне. В «Сиде» создаётся новый драматический канон. С утверждением канона связана полемика о «Сиде». «Сид» вызвал негативную реакцию со стороны Ришелье. Ришелье инициировал критику Корнеля. Секреталь Французской Академии Шоплен написал «Мнение о Сиде», в котором подчёркивалось, что «Сид» не соответствует канонам классицизма: превышен временной лимит, действие перегружено, безнравственно, в действии присутствуют две сюжетные линии и второстепенные персонажи. В ходе полемики актуализировался вопрос о правде и правдоподобии. Трагедия должна была быть цельным произведением, но это требовало изменения истории. Корнель скрупулёзно следует истории.
Источники:
http://www.studbirga.info/dramaturgiya-pera-kornelya/
http://m.vuzlit.ru/76302/dramaturgiya_pera_kornelya
http://studfile.net/preview/5909509/page:11/