9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доходный дом перцовых. Доходный дом перцовой

Тайны дома-сказки в центре Москвы: Почему архитектор утопил здесь свои картины, а Троцкий забрал квартиру хозяина

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Дом-сказка

Инженер-путеец, внесший большой вклад в строительство первых железнодорожных магистралей страны, Петр Перцов приобрел этот участок в начале прошлого века по совету своего хорошего знакомого, мецената Ивана Цветкова. Место было очень удачным – с видом на Москву-реку и Храм Христа Спасителя. Перцов пообещал Цветкову, что оформит будущее здание в старинном русском стиле. С юных лет увлекаясь живописью и имея тонкий художественный вкус, он решил воплотить эту идею со всей своей любовью к русскому искусству и с большим размахом, благо финансовые возможности это позволяли.

Официально оформить участок и дом Петр Николаевич решил на свою супругу, поскольку его проекты, связанные со строительством железных дорог, по тем временам были рискованными, и он не хотел в случае разорения лишиться всего своего имущества. Кстати, забегая вперед, стоит сказать, что этот красивый дом Перцов в итоге все-таки чуть не потерял. При строительстве участка железной дороги Армавир-Туапсе, он не смог собрать необходимую сумму и попросил финансовой помощи у известного промышленника Алексея Путилова. Тот дал два миллиона под залог всего имущества семейства Перцовых, в том числе и этого здания. Однако своим новым домом инженер настолько дорожил, что очень скоро его выкупил.

Возвращаясь к самому проекту, стоит отметить, что за основу был взят эскиз художника-архитектора Сергея Малютина, который Перцов выбрал из множества самых разных вариантов.

Малютин был человеком многогранным. Он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, работал как художник-иллюстратор (например, оформлял сказки Пушкина), а еще считается, что именно он расписал первую русскую матрешку.

Дом был выстроен не с нуля: к уже имевшемуся на участке трехэтажному зданию-коробке надстроили четвертый этаж, со стороны набережной добавили особняк, а с переулка – новый корпус. Все это было довершено высокими треугольными крышами, балконом и всевозможными декоративными элементами. Богатая, пестрая майолика украсила главный подъезд, а также стены и фронтоны. В проекте удачно сочетались модерн и традиции русского зодчества. В итоге дом получился очень оригинальным и красивым – «в сказочно-былинном стиле», как выражался сам Перцов.

Майолику создавали студенты-строгановцы. Здесь можно увидеть и образ славянско-языческого бога солнца Ярилы, и божеств Велеса и Перуна, изображенных в обличии Медведя и Быка, и Вещую Птицу (тоже известный древнерусский персонаж), и много других интересных существ. А балкон, выстроенный в виде избушки, поддерживают то ли крокодилы, то ли драконы, то ли морские коньки.

В доме было обустроено множество квартир, предназначенных для сдачи внаем, причем, выбор был на любой вкус – в зависимости от финансовых возможностей жильца. Сам Перцов поселился здесь же, заняв три этажа, и у его квартиры был свой отельный подъезд.

Внутренняя отделка помещений поражала красотой и изысканностью. Изразцовые печи, резьба, курительные комнаты в восточном стиле, мебель из красного дерева…

Люди и судьбы

Поселился здесь и сам автор проекта – Малютин. Здесь он и писал свои картины. К сожалению, во время наводнения 1908 года его квартиру затопило и большая часть полотен талантливого художника пострадала – в том числе и картина «Куликово поле», которую он писал почти 10 лет. Ну а супруга его, пытаясь во время наводнения спасти имущество и картины, простудилась и вскоре умерла. В общем, «сказочный» дом не принес своему создателю счастья.

Еще одну подвальную квартиру в здании занимал театр-кабаре «Летучая мышь». Это было культовое и знаменитое по тем временам место, в котором собиралась вся московская театральная богема начала прошлого века. По слухам, столь эффектное название заведению его владельцы, актер-режиссер Никита Балиев и нефтепромышленник Николай Тарасов, дали неспроста. Когда они впервые спускались в подвал, им навстречу вылетела летучая мышь.

Читать еще:  Михал пришвин биография. Михаил пришвин

В театре выступали Качалов, Книппер-Чехова, Станиславский, Немирович-Данченко. Спектакли «Летучей мыши» славились веселыми пародиями и полной свободой в самовыражении. Согласно правилу, установленному в кабаре, никто из присутствующих не должен был ни на кого обижаться. Впоследствии, после того, как театр здесь закрылся, подвальное помещение прибавил к своим трехэтажным апартаментам Перцов, поскольку жил как раз над ним.

Связано с этим интересным домом и еще одно знаменитое творческое сообщество: уже после революции в «теремке» жили члены объединения художников-авангардистов «Бубновый валет» – например, Александр Куприн (тезка знаменитого писателя), Петр Кончаловский, Василий Рождественский. Эти молодые и дерзкие живописцы установили себе новые правила, смело экспериментируя и отходя от академических норм. В начале прошлого века «бубнововалетовцев» считали художниками-бунтарями, а сейчас они признаны классиками авангарда.

Если говорить о судьбе дома в послереволюционные годы, нужно непременно упомянуть о Льве Троцком. После того, как здание национализировали, он заселился сначала в квартиру одного из бывших жильцов – Позднякова (который, по слухам, держал дома чернокожего слугу, а в одной из комнат у него был зимний сад с настоящими живыми деревьями). Через время Троцкий перебрался в квартиру побольше, а именно – в бывшие апартаменты семейства Перцовых. Он присвоил себе вещи бывших владельцев, а в шикарных комнатах устраивал официальные приемы иностранных гостей.

Самого же Петра Перцова с приходом советской власти постигла драматическая судьба. На момент революции он входил в группу хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, и когда в начале 1920-х годов в стране развернулась масштабная кампания по изъятию и ликвидации церковного имущества, Перцов открыто выступал против. Вместе с другими активными противниками таких изъятий – священниками, учеными, представителями интеллигенции – он стал фигурантом судебного процесса над «церковниками», в ходе которого было осуждено более ста человек.

К счастью, от расстрела его спасла амнистия – в связи с годовщиной революции, смертную казнь заменили на тюремное заключение. Через несколько месяцев бывшего домовладельца освободили. Оставшиеся годы он прожил в коммуналке, а его талант и опыт выдающегося инженера советским властям почему-то оказался не нужен.

Текст: Анна Белова

Хранит свои старинные истории и память о великих людях и знаменитый московский Дом-комод.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Доходный дом Перцовой

Настоящим украшением Пречистенской набережной является дом Зинаиды Алексеевны Перцовой, выполненный в стиле русского ампира. Сия особа являлась женой инженера Перцова, работавшего на железной дороге. Вышеобозначенная набережная украсилась данным строением в тысяча девятьсот седьмом году.

Над проектом трудились несколько известных людей того времени. Архитектор Н. Жуков, художник С. Милютин, а также святило от инженерии – Б. Шнауберт. Исполнители были выбраны не случайно, они победили в конкурсе, всяк в своей категории. Победа была непростой, ведь заказчик хотел, чтобы конечный результат совмещал бы в себе два, на первый взгляд, противоположных момента: современность и давно ушедшую старину.

Перцов, принимая решение о строительстве дома, хотел построить не просто доходный дом, а дом, в котором мы жила творческая интеллигенция. Стоит сказать, что меценату это удалось.

В доме Перцовой в разное время жили художники и писатели, актёры и музыканты. Само расположение дома выбрано довольно удачно. С одной стороны близость к реке, с другой прекрасный вид на Кремль и тогдашний храм Христа Спасителя.

Использование дома Перцовой

Как только дом был введён в эксплуатацию, семья Перцовых перебралась в него, заняв целых три этажа в одном из корпусов. Уже к концу тысяча девятьсот десятого года дом был полностью во владении семьи, ссуда перед банком была погашена. До этого момента строение выступало в качестве залога.

Рассчитаться в банкирами удалось благодаря тому, что большая часть комнат сдавалась в аренду. Художники не просто жили в доходном доме, но и имели тут же свои мастерские (в основном на чердаке или же в подвале), где рождались настоящие шедевры.

Увы, но в тысяча девятьсот восьмом году из-за наводнения (считается одним из самых сильных потопов), подвальные помещения довольно сильно пострадали. Злосчастное наводнение имело свои печальные последствия не только для многих картин, которые были утрачены безвозвратно, но и для жены художника Милютина. Помогая супругу спасти картины, она простудилась в холодной воде и очень быстро умерла.

Читать еще:  Карл брюллов биография на английском. Жизнь с братом

В этом же году, после того, как последствия затопления были ликвидированы, в подвале открылось кабаре под названием «Летучая мышь», которое просуществовало по данному адресу два года. Название было выбрано не случайно. В тот самый миг, когда рабочие трудились над паркетным полом, который планировалось сделать из дуба, на них вылетела летучая мышь. Именно в этом доме проходили первые театральные капустники и иного рода неформатные представления и мероприятия.

Не успело кафе открыться, как тут же стало знаменитым. Далеко не всякий желающий мог в него просто так попасть. Пригласительные билеты стоили немалых денег. Тот же, кто сюда попадал, на входе должен был клясться и божиться, что ни за что не обидится на шутки и выходки, которые в данном пространстве были нормой. Посетители были в восторге. Ещё бы: Качалов и Собинов, Шаляпин и Немирович-Данченко… Эх, как жаль, что те весёлые времена навсегда остались в прошлом.

После октябрьской революции доходный дом Перцовой был национализирован, правда, бывший хозяин вместе со всей семьёй прожил в нём вплоть до тысяча девятьсот двадцать второго года.

Несколько позже Перцов был осуждён на пять лет, как пособник церкви, ведь после разрушения храма Христа Спасителя, именно хозяин бывшего доходного дома являлся хранителем ряда церковных ценностей. К счастью отсидел Перцов всего год, после чего был помилован.

Как только дом перешёл в ведение государства, в нём поселился красный дьявол – Лейба Бронштейн (Л. Троцкий). Вероятнее всего, что именно в этот период времени всё богатое внутреннее убранство дома было демонтировано. Лепнина и деревянная резьба, украшавшие интерьеры, были навсегда утрачены.

В середине тридцатых годов бывший дом Перцова должен был быть снесён. На этом месте планировалось организовать площадь Дворца Советов, однако, Иосиф Сталин не позволил дом снести. Благодаря вождю народов, мы можем восхищаться бывшим доходным домом и сегодня.

В конце семидесятых строение досталось МИДу, сначала в нём располагался дип.корпус, а сегодня в доме довольно много офисных посещений. Подвал, где раньше проходили капустники, теперь занимает заурядная столовка.

Архитектура дома Перцовой

Рассказывая о доходном доме, нельзя не сказать несколько слов об интерьерных решениях и о самой отделке дома. Главное отличие этого доходного дома от других – асимметрия и необычная крыша, которая больше всего похожа на крышу русского терема.

Невероятной красоты хоры, создающие эффект мансард, шатёр-шпиль и угловой балкон, двускатная крыша и петушок, венчающий зелёную башню, удивительной красоты фронтоны и майолика, резьба в виде причудливых цветов и животных – всё это дом Перцовой. Изначально на четвёртом этаже имелась «Беседка Царицы», крыша которой была позолоченной (аналог современной лоджии). Жаль, но многие элементы декора сегодня утрачены. И всё же, что-то да осталось. Птицы Сирин и Гамаюн и сегодня охраняют свои владения, а помогает им Феникс и Сова.

Интерьеры бывшего доходного дома были похожи на царские палаты. Всё здесь дышало Русью и славянской мифологией. Резные проёмы, напоминающие архитектуру узорочья, обильная мозаика, невероятной красоты эркеры и тончайшей работы драконы, исполненные из дерева, множество картин русских художников на тему Руси и русского народа. А со стороны набережной панно с изображением славянского бога Ярилы, наблюдающего поединок Перуна (образ быка) и Велеса (образ медведя).

Скорее всего, именно это Троцкого и раздражало больше всего. Уж слишком много тут было «русского». «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет….». Да, именно такие чувства можно было испытать, оказавшись в доходном доме Перцовой.

Не успели дом построить, как его тут же нарекли «Дом-Сказка». Сами понимаете, просто так подобные названия даваться не будут. Столь высокую честь нужно ещё заслужить.

Доходный дом П.Н. Перцова

Галерея располагалась в двухэтажном особняке на набережной Москвы-реки, Перцов был восхищен не только картинами, но и прекрасным видом на Кремль.

В своих воспоминаниях он записал: «Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле». Пётр Николаевич согласился и вскоре приобрел участок по соседству с Цветковым на набережной, оформив купчую на свою супругу Зинаиду Алексеевну.

Читать еще:  Осталась одна с двумя детьми что делать.

История строительства

Начать постройку дома запланировали на весну 1906 года. П.Н. Перцов, учитывая близость Кремля и Храма Христа Спасителя, а также памятуя о своем обещании, организовал конкурс на проект доходного дома в русском стиле. В конкурсе участвовали художники А.М. Васнецов и С.В. Малютин, а также архитектор А.И. Дидерихс и архитектор-художник Л.М. Браиловский. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель. Первую премию присудили А.М. Васнецову, но заказчику больше понравился проект Малютина в «сказочно-былинном» стиле. С.В. Малютин в 1900-1903 годах руководил мастерскими в Талашкино, которые стремились возродить древнерусские ремесла. Многие элементы дома на Пречистенской набережной, которые использовал Сергей Васильевич — это цитаты декора избы «Теремок», построенной в Талашкино в псевдорусском стиле.

Перевести эскиз в архитектурный проект художнику помогали архитектор Н. К. Жуков и инженер Б. Н. Шнауберт. В новом доме расположились квартира-особняк, мастерские художников и квартиры сдаваемые внаем. Оформлением фасадов занимался также С.В. Малютин, он сделал эскизы наружных панно со сказочными сюжетами в технике «майолика». Выполнить заказ поручили артели молодых художников Строгановского училища и вскоре на фасаде дома яркими красками заиграли древнерусские языческие символы и сказочные персонажи.

Вся постройка была закончена в одиннадцатимесячный срок, хозяин дома П.Н. Перцов лично контролировал строительные работы, он записал «в мае въехали в дом первые жильцы: Во всем доме не было допущено деревянных перекрытий: Проводка электричества устроена вся скрытая, равным образом замаскированы все водопроводные и канализационные трубы. Вообще при постройке дома во всех деталях преследовались две основные задачи — солидность устройства и удовлетворение требований эстетики».

Квартира-особняк Перцовых с отдельным подъездом занимала четыре этажа и выходила окнами на набережную. Отделка квартиры хозяев была выполнена в неорусском стиле с резными стенами, арками, наличниками, интерьер украшали полотна Рериха, Малявина и витражи по рисункам Врубеля.

В 1908 -1910 годах в подвале дома размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов — в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова — парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии».

Дом в послереволюционное время

Сам Петр Николаевич Перцов прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году по процессу «церковников», получил 5 лет тюрьмы.

Когда через год он вышел на свободу, узнал, что из дома его выселили. Дом был национализирован. Одну из квартир в нем занял Лев Троцкий.

Младшая дочь П.Н. Перцова, Зинаида писала в мемуарах: «…жил в нашем доме известный оригинал и чудак — Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная — с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!»

В 1930-е на верхних этажах дома Перцова облюбовали себе мастерские художники Соколов-Скаля, Александр Куприн, Василий Рождественский, Роберт Фальк за что дом прозвали «московским Монпарнасом».

До середины 1970-х годов дом оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/021018/40731/
http://mogura.ru/articles/dokhodnyy-dom-pertsovoy/
http://www.culture.ru/institutes/12242/dokhodnyi-dom-p-n-percova

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector