Длинный балахон с кистями. Внешность и происхождение
Базаров: характеристика. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”
“Отцы и дети” – величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы – поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?
Общая характеристика (внешность, род занятий)
Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха – вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде – один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) – врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.
Нигилизм Базарова
Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени – нигилизма, что в переводе с латыни означает “ничего”. Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него – это наука и познание мира опытным путем.
Внешний конфликт в романе
Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.
Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои – это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа – это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа – “это мастерская, и человек в ней работник”. В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника – Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.
Отношения с родителями
Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.
Внутренний конфликт
Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.
Любовная линия в романе
Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман “Отцы и дети”. Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта – ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров – образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.
Дружба
Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание – вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?
Смысл финала романа
Многие критики упрекали Тургенева в том, что он “убивает” своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное – природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.
Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. “Мастерская” (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.
Длинный балахон с кистями. Внешность и происхождение
Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
— Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
— Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. — Вот кстати и Прокофьич.
Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
— Вот он, Прокофьич, — начал Николай Петрович, — приехал к нам наконец. Что? как ты его находишь?
— В лучшем виде-с, — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. — На стол накрывать прикажете? — проговорил он внушительно.
— Да, да, пожалуйста. Но не пройдете ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, — прибавил он, снимая с себя свой балахон.
— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв ее над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдешь к себе на минутку?
— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман.
— Я уже думал, что вы не приедете сегодня, — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. — Разве что на дороге случилось?
— Ничего не случилось, — отвечал Аркадий, — так, замешкались немного.
Цитатная характеристика Базарова
Базаров – друг Аркадия Кирсанова: “. Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. “
Возраст Базарова – около 30 лет. Он старше Аркадия Кирсанова, которому 23 года, и примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет: “. мы оба уже не первой молодости, особенно я. ” “. на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем. “
Внешность: “. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. ” “. Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. ” “. Не правда ли, какое у него славное лицо. ” “. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. “
Базаров – сын простого лекаря: “. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое. “
Происхождение: “. Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. ” Базаров не дворянин. Его мать – потомственная дворянка, но отец (штабс-лекарь) – непотомственный дворянин: “. Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать. ” “. я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная. ” (отец Базарова о себе) Базаров – бедный, но гордый человек: “. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. “
Базаров учится на доктора: “. Он в будущем году хочет держать на доктора. ” “. А! он по медицинскому факультету. “
Базаров занимается естественными науками: “. Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. ” “. он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними. “
Базаров – самоуверенный человек: “. лицо выражало самоуверенность и ум. ” “. И ведь тоже думал задача есть, ведь я гигант. “
Базаров – умный мужчина: “. Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. ” “. лицо выражало ум. “
Базаров – нигилист по убеждениям: “. Он нигилист Который ко всему относится с критической точки зрения Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. ” “. вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им? – Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все. “
Базаров – бунтарь в душе: “. Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле. “
Базаров – простой человек: “. Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь. ” “. чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает. “
Базаров не любит “церемоний”: “. Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит. ” “. Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна. ” Базаров не танцует на балах в отличие от остальных людей: “. Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал. “
Базаров – неразговорчивый и некрасноречивый человек. Он не любит “красиво” говорить: “. Базаров вообще говорил мало в присутствии «старичков Кирсановых». ” “. Я нахожу, что говорить красиво – неприлично. “
Базаров – развязный человек: “. Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. “
У Базаров небрежные манеры: “. Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. ” “. встретив его быстрый и небрежный взгляд. “
Базаров – неробкий человек: “. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно. “
Базаров – насмешливый, ироничный человек: “. Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово. ” “. он тотчас же встряхнул головой, иронически поздравил себя «с формальным поступлением в селадоны*». ” (*селадон – волокита)
Базаров любит шутить и подтрунивать: “. он пришел и, по обыкновению полушутя, полузевая, просидел у ней. ” “. Вам все желательно шутить, – ответил Павел Петрович. ” “. Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал. “
Базаров – самолюбивый человек: “. И самолюбие какое противное, – перебил опять Павел Петрович. ” “. тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. “
Базаров – спокойный, флегматичный мужчина: “. Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров. “. флегматически заметил Базаров. “
Базаров – надменный человек: “. Базаров надменно выпрямился. ” “. с надменною гордостию отвечал Базаров. “
Базаров – циник (по мнению Павла Петровича): “. Павел Петрович считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем. “
Базаров – самонадеянный человек: “. не имеем той дерзкой самонадеянности. “
Базаров ко всему относится критически: “. Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои. ” “. Вы опасный господин; вы такой критик. ” “. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста. “
Базаров – презрительный человек: “. Увы! презрительно пожимавший плечом. ” “. воскликнул Базаров с презрительною усмешкой. “
Базаров – холодный человек: “. Базаров и тут остался холоден как лед. ” “. Холодная усмешка скривила губы Базарова. “
Базаров – хладнокровный человек: “. Что, он всегда у вас такой? – хладнокровно спросил Базаров у Аркадия. ” “. Город как город, – хладнокровно заметил Базаров. “
Базаров – “хищный”, агрессивный человек: “. Он хищный, а мы с вами ручные Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нем это есть. ” “. мы драться хотим. ” “. нам это скучно – нам других подавай! нам других ломать надо. “
Базаров – энергичный, деятельный человек: “. в энергической по прежнему фигуре. ” Базаров – резкий человек: “. Базаров ей понравился – отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. ” “. Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, – заметил Аркадий. – Ты его оскорбил. ” Базаров бывает строг с людьми: “. Строг же ты сегодня, Евгений Васильич. “
Базаров – твердый, жесткий человек: “. согласитесь, хоть я и не мягкое существо. ” “. многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия. “
Базаров не признает искусство: “. Вы, стало быть, искусства не признаете. ” “. не предполагаете во мне художественного смысла, – да, во мне действительно его нет. “
Базаров равнодушен к природе: “. Катя обожала природу Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров. “
Базаров ни перед чем не преклоняется: “. мы теперь вообще ни перед кем не преклоняемся. “
Базаров смеется над современной медициной: “. мы теперь вообще над медициной смеемся. ” “. Ты хоть и смеешься над медициной, а я уверен, можешь подать мне дельный совет. “
Базаров не верит в романтическую любовь: “. любовь… ведь это чувство напускное. ” “. но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни. “
Базаров не любит романтику: “. И охота же быть романтиком в нынешнее время. ” “. Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, – перебил Базаров.
Базаров не верит в брак: “. Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал. ” (Базаров Аркадию)
Базаров – волевой человек: “. Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например. ” “. человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях. “
Базаров рано встает: “. он обыкновенно встает рано и отправляется куда нибудь. “
Базаров – трудолюбивый человек: “. Аркадий сибаритствовал, Базаров работал. ” “. Базаров работал упорно и угрюмо. “
Базаров – хороший лекарь: “. В ее глазах он и доктор был отличный. ” “. Павел Петрович уже лежал в постели с искусно забинтованною ногой. “
Базаров легко общается с людьми, которые ниже его по статусу: “. Базаров, который владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно. “
Базаров – честный, прямой человек: “. Базаров объявил ей о своем отъезде не с мыслию испытать ее, посмотреть, что из этого выйдет: он никогда не «сочинял».
Базаров – скромный человек: “. Вы очень скромны. ” (Одинцова о Базарове) “. Не знаю, хвастаться не хочу. “
Базаров – необычный, незаурядный человек: “. вы человек не из числа обыкновенных. ” “. в пошлости никто бы не упрекнул Базарова. ” (непошлый – то есть незаурядный)
Базаров не хочет быть ничтожеством: “. мои родители не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит… а я… я чувствую только скуку да злость. “
Базаров не любит говорить о чувствах: “. вы меня извините… я вообще не привык высказываться. ” “. я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний. ” (отец Базаров о сыне)
Базаров – бескорыстный человек: “. Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий. “
Базаров – совестливый человек: “. Да и совестно как-то от него запираться. “
Базаров – добрый человек в глубине души: “. как мне вас благодарить; такой вы добрый, право. ” (мнение Фенечки)
Базаров ценит женскую красоту: “. Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты. ” При этом Базаров не уважает женщин и называет их “бабами”: “. Это что за фигура? – проговорил он. – На остальных баб не похожа. ” (об Одинцовой) “. «Вот тебе раз! бабы испугался!». ” Базаров считает, что красивым женщинам не нужно быть умными: “. по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды. “
Базаров умирает в молодом возрасте от заражения смертельной инфекцией – тифом: “. Я сегодня ездил в деревню, знаешь – откуда тифозного мужика привозили. Они почему-то вскрывать его собирались Ну, вот я и попросил уездного врача; ну, и порезался. ” “. Если я заразился, так уж теперь поздно. “
Источники:
http://www.syl.ru/article/170426/new_bazarov-harakteristika-obraz-bazarova-v-romane-i-s-turgeneva-ottsyi-i-deti
http://lit-ege.sdamgia.ru/problem?id=524
http://studopedia.ru/19_232165_voprosi-k-zachetu-po-distsipline.html