42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Динамика культуры. Традиции и инновации

Закономерности развития культуры, традиции и инновации

Законы развития культуры одной из основополагающих проблемкультурологи является поиск законов культурной эволюции общества. На вопрос, действительно ли существуют законы развития культуры, практически все авторы отвечают утвердительно, отвергая идею о хаосе и нецелесообразности культурного процесса. К настоящему времени выделены следующие закономерности и законы в развитии культуры:

  • 1. Культура обладает способностью к воспроизведению самой себя; каждое культурное событие находится в зависимости от того, что было прежде, и влияет на то, что будет потом. Обычным является несовпадение ритмов общественно экономической и культурной жизни.
  • 2. Культура есть результат сплетения множества различных факторов, одни из которых в определенные моменты оказываются сильнее и значимее других это есть так называемая стратегическая переменная, у разных народов в разные времена стратегическая переменная, у разных народов в разные времена стратегические переменные разные.
  • 3. Устойчивыми элементами культуры являются нематериальные элементы традиции, обряды. Обычаи, привычки, совокупность привычных для данного общества набора ценностей и норм, выраженных в устном народном творчестве, мифологии, литературе. В обществе носителем этой линии, как правило, выступает крестьянство, и чем обширнее этот слой, тем устойчивее традиции, тем медленнее и реже меняются культурные образцы. Менее всего поддается чужому влиянию самая специфическая часть культуры народный дух, менталитет. Новаторская сторона культуры тесно связана с наукой и творчеством, прежде всего техническим. Носителем этой линии является город центр и воплощение цивилизации. Эта закономерность проявилась в глубокой древности, на заре человеческой истории и действует до сих пор. Культурологи справедливо интересуются проблемой городов как фактором становления человеческой цивилизации. Так, французский историк Ф. Бродель (1902 1985) составил великолепное описание жизни и быта многих крупнейших городов мира.
  • 4. Исследователи пришли к выводу, что наиболее существенные черты культуры проявляются в специфике общения людей, и каждое общество вырабатывается свой стиль общения. Также каждый культурно исторический тип формирует свой идеал человека. В эпоху Возрождения идеалом становится всесторонне развитая талантливая личность, человек умелый, с сильной волей, свободный в выборе жизненного пути. Идеалом для западного общества Нового и Новейшего времени является целеустремленный человек, который «сделал себя сам», добился успеха благодаря личным заслугам. Идеал человека, будучи результатом, продуктом культуры, сам в свою очередь, сильно воздействует на культурное развитие данного общества.

Современная “традиция” – это форма ограничения роста социокультурной энтропии, гарант медленного и упорядоченного нарастания хаоса. Суть проблемы свелась к противостоянию прагматически понимаемого равновесия и тех новаций, которые не укладываются в существующую систему и нарушают ее в принципе мягкие и терпимые правила. Если Священная Традиция представлялась ее адептам неприступной крепостью на страже Истины. то теперь “традиция” стала в глазах современного человека либеральной таможней для сохранения компромиссного равновесия между враждебными интересами.

Инновация становится “богом” цивилизации, она заменяет собой Откровение: сами инновации рассматриваются как “откровения”. Не случайно среди ученых принято говорить о том, что в священных книгах и преданиях многих народов заложено немало ценной информации о тех “инновационных состояниях”, которые были пережиты человечеством п далеком прошлом. Один из наиболее авторитетных исследователей фольклорной традиции.

Традиции и новации в динамике культуры.

Культура способна развиваться и функционировать только наследуя, воплощая, творчески перерабатывая ценности, поэтому она является динамической, эволюционизирующей и открытой системой. Динамика культурного развития предполагает взаимодействие процессов наследования и обновления, т.е. традиций и новаций в структуре культуры.

У культуры, как и у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются «устойчивая» – консервативная, и развивающаяся – новаторская сторона. Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция[128]. Традиционное действие и отношение направлено на достижение определенной цели и на реализацию специальной зафиксированной нормы (но не полное повторение прошлого образца!) Традиция – элементы культ. наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в культурах. По существу, традиция – память культуры, но культура каждой новой эпохи «помнит» прошлое не в неизменном, а в преобразованном, приспособленном к современности виде. Одним словом, традиция – актуализированная культура прошлого. Традиция – устойчивость, код культуры, который сохраняет все позитивное, накопленное пред. поколениями. Традиции функционируют в самых различн. областях обществ. жизни (право, искусство, мораль, религия и т.д.), хотя значение их в разных сферах неодинаково: например, в религии значение традиции достигает своего макс., в науке – большее значение имеет новация.

Традиция в культуре выполняет ряд важн.функций:

· непосредственно обеспеч. Трансляц.соц.-культ. опыта, т.е. обеспечивает преемственность в культуре,

· дает возможность диалога культур (на основе изучения и уважения традиций разных культурных обществ, как представляющих «лицо» культуры),

– обеспечивает целостность и нац. определен.культур (традиция проявляет ее нац. самобытность, специфичность, связь с предшествующими этапами развития).

Жизнеспособность традиции коренится в ее дальнейшем развитии послед. поколениями. Каждое поколение с необходимостью усваивает ряд традиций, вместе с которыми транслируется многовековой опыт и знания человечества, однако, каждое послед.поколение осмысливает и принимает традицию не механически, а осуществляя выбор наиболее значимого и преемлимого для своего общества. Культивирование слепого поклонения традиции может породить застой культуры (например, так называемые «традиционные общества» характеризуются закрытостью, «законсервированностью», где время словно бы остановило свой бег, а общество – развитие). Насаждение традиционности директивным путем приводит к неприятию ее в обществе (например, течение хиппи в разл. областях культуры первоначально озвучивалось как «вызов» традиции, устоям, косности). Пренебрежительное отношение к традициям создает условия для нарушения преемственности, утраты ценных достижений человечества.

Культура без традиции существовать не может. Во-первых потому, что именно традиция передает из поколения в поколение основные программы социокультурной деятельности, а во-вторых именно традиция формирует менталитет, нравы, обычаи, художественные предпочтения народов, создавая тем самым их национальные культуры.

Новация происходитот лат. Novatio (обновление и изменение[130]), вне этого процесса культура не может развиваться и совершенствоваться. Плодотворное продолжение традиция находит именно в новации как критическом анализе и переработке старых, а так же продуцировании новых ценностей.

ХХ век можно рассматривать как время новаций во всех областях жизни, зачастую здесь даже господствует новация ради новации, распространяются попытки полностью отвергнуть традицию как нечто косное, тормозящее культурное развитие. Попытки отказа от традиции в современном обществе можно наблюдать на примере некоторых политических событий XX века: например, история России, когда на заре советской власти попробовали отказаться от преемственности и старых традиций. В художественной культуре этого периода возникло целое течение, лидеры которого хотели построить новую «пролетарскую» культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей, якобы всецело чуждой для интересов народа. Это течение стало называться «пролеткультом». Во многих случаях оно привело к невосполнимым потерям в культурной сфере, даже разрушению ее материальных памятников. Подобная же ситуация – попытка отказа от культурной традиции – создалась в Китае в 60-е годы, когда была провозглашена так называемая «великая культурная революция». Негативные последствия ее до их пор ощутимы для китайского общества. Нельзя забывать, что быть свободным от традиции в культуре невозможно. Можно освободиться от жестких предписаний, обычаев и даже норм, но от своего внутреннего «я», которое как раз и сформировано определенной культурной традицией освободиться нельзя. Кроме того, отказ от традиции связан с опасностью утраты отработанного за века равновесия между традицией и новацией. Постсовременная культура говорит сегодня о постмодернизме, который добивается «пересечения» традиции и новации: культура постмодерна в искусстве и философии провозглашает себя «культурой кавычек», цитируя и перефразируя лучшие достижения общественной мысли прошлого.

Характер соотношения традиций и новаций в культуре не только отражает основные ориентации и ценностный установки культуры, но и является основой ее исторической динамики; задает ее направленность и содержательную размерность.

Динамика культуры. Традиции и инновации

Культура в аспекте развития:

Традиции составляют устойчивую сторону культуры, обеспечивают накопление, сохранение и трансляцию социального опыта, и каждое новое накопление может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на достижения предшествующих поколений. На основе традиций интегрируются и стабилизируются культурно-исторические образования.

Культура не может существовать не обновляясь. Новации культуры обеспечивают ее динамизм, рост, возникновение. Но новации – это не хаотичное внедрение нового. Новации связаны с традициями через, так сказать, традицию новаторской деятельности, включающую в себя нормы того, что и каким образом можно изменять в культуре, с кем/чем согласовывать эти изменения и т.п.

Продуктивные и социально значимые результаты новаторской деятельности отбираются, закрепляются и включаются в процесс культурной коммуникации через традицию. Динамизм культуры, лишенный стабилизирующих механизмов, ведет к ее саморазрушению.

В своем взаимодействии традиции и новации реализуют стабилизирующую и эвристическую функции в культурно-историческом процессе. История опровергает представления о культуре как абсолютно традиционной, так и о всецело новаторской. Преобладание в системе ценностей определенного типа культуры традиций или новаций обусловливает ее конкретный вектор служит основанием для разделения обществ на традиционные и инновационные. Причем как инновационное можно обозначить и какое-нибудь древнее общество (древнегреческое, к примеру), а как традиционное – какой-нибудь из современных нам типов общества.

Культура – сложное и многообразное образование, в котором можно выделить интернациональную и национальную, светскую и религиозную, массовую и элитарную и др. подсистемы. Отдельные элементы, феномены каждой культуры можно охарактеризовать как традиционные либо как новаторские. Несмотря на их относительную самостоятельность, культурные феномены всех уровней и форм составляют целостность, основанную на общих принципах (так называемых универсалиях) исторически определенного типа культуры.

Единство и целостность культуры определяется ее следующими характеристиками::

Культура представляет собой не природный, а искусственный мир.

Созидание культуры – процесс и результат деятельности человека как общественного существа, связывающий в единое целое социальный, природный мир и мир ценностей

Культура «вписана» в общий контекст развития цивилизации, в ее политическую, экономическую, военную историю. А в этой истории не бывает абсолютно «оторванных» друг от друга эпох. История – не кинофильм, который можно разрезать и перемонтировать. В ней «все всегда вытекает из предыдущего», всегда присутствует преемственность.

Культура способна выступать в качестве критерия нравственного, интеллектуального и художественно-эстетического состояния человечества, степени развития его духовности.

Становление глобального мира, интернационализация всех сфер социального бытия ведет к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур. Интеграционные процессы в сфере культуры порождают разнообразные противоречия. Но несмотря на возникновение напряженных и сложных отношений между различными национальными и региональными культурами, несмотря на то что есть тенденция к «консервированию» и даже известному обособлению отдельных национальных культур, перспективы развития современной культуры – в их разностороннем диалоге, в расширении кросскультурных взаимодействий.

В современных условиях общечеловеческий, глобальный образ культуры формируется на основе достижений множества национальных культур, уникальных и неповторимых в своем разнообразии. Интегральная человеческая культура создается усилиями всех народов Земли и носит общечеловеческий характер.

Источники:

http://studwood.ru/757760/kulturologiya/zakonomernosti_razvitiya_kultury_traditsii_innovatsii
http://cyberpedia.su/14xce0c.html
http://studfile.net/preview/6326637/page:42/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: