0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детские писатели в начальной школе. А.П.Платонов

Биография Платонова А.П.
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

Биография Андрея Платоновича Платонова

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

БИОГРАФИЯ Андрея Платоновича Платонова Подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 349 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Печёнкина Тамара Павловна

Андрей Платонович Платонов 20.08.1899 – 05.01.1951 русский советский писатель и драматург

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился в Воронеже. Отец – Климентов Платон Фирсович работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. О нём не раз писали губернские газеты как о талантливом самоучке-изобретателе. Дважды ему присваивали звание Героя труда, а в 1928 году он вступил в партию. Мать – Лобочихина Мария Васильевна – дочь часового мастера, домохозяйка. Семья была большая (11 детей), а Андрей – старший, поэтому и трудовая жизнь писателя тоже началась довольно рано – в 13 лет. Работал в железнодорожных мастерских, на трубочном заводе – литейщиком, затем электромонтёром, помощником машиниста.

В 1906 году поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 по 1913 год учится в городской 4-классной школе. С 1913 по 1915 работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия»; помощником машиниста на локомобиле.

С осени 1915 по весну 1918 Андрей работает во многих воронежских мастерских – по изделию мельничных жерновов. В 1918 году поступает в Воронежский политехнический институт; служит в редакции журнала «Железный путь», в котором публикует свои стихи.

Книга стихов Платонова «Голубая глубина» (1922, Воронеж) получила положительную оценку В.Брюсова. Однако в это время, под впечатлением от засухи 1921, приведшей к массовому голоду среди крестьян, Платонов решил переменить род деятельности. В 1922–1926 Платонов работал в Воронежском губернском земельном отделе, занимаясь мелиорацией и электрификацией сельского хозяйства. В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М.А. Кашинцевой, которой посвятил повесть «Епифанские шлюзы» (1927). Жена стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница». В 1922 году у супругов родился сын Платон.

В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров — повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) — социальную антиутопию на темы индустриализации, трагико-гротескное описание краха идей коммунизма. В середине 1930-х Платонов — писатель, пишущий главным образом в стол. Вместе с тем, обилие замыслов переполняет писателя. Он напряженно работает. В это время им были написаны роман «Счастливая Москва», пьеса «Голос отца», статьи о литературе. В 1933-1935 после поездки в Туркмению Платонов создает повесть «Джан». В 1928 Платонов завершает работу над романом «Чевенгур», однако целиком он увидел свет лишь в 1972 в Париже. Роман представляет собой многоплановое повествование, в котором лирика и сатира переплетены с философскими построениями и политическими иллюзиями.

В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся уничтожительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается еще одним событием — в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулёзом. Писатель заразится от сына, ухаживая за ним, с этих пор и до смерти он будет носить в себе туберкулёз.

В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, атмосфера парадоксальности бытия, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.

В конце 1946 года был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» («Семья Иванова»), за который писатель в 1947 году подвергся нападкам и был обвинён в клевете. В конце 1940-х годов, лишённый возможности зарабатывать на жизнь писательством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах.

Читать еще:  Милая сердцу. Милые сердцу вещицы

Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за вышедшим из заключения сыном. У сына, в свою очередь, уже был свой ребёнок, Платонов успел стать дедом. Похоронен на Армянском кладбище.

Центральная городская библиотека им.А.Платонова сегодня (г. Воронеж) Памятник на родине писателя в городе Воронеже

Детские писатели в начальной школе. А.П.Платонов

Общее направление гуманизации образования и современные условия преподавания литературы в школе заставляют во многом пересматривать содержание и структуру курса литературы. Процесс переоценки ценностей, происходящий сейчас в обществе, не мог не коснуться и литературы. В критике всё чаще и чаще подвергается сомнению не только художественная ценность тех или иных произведений, но даже существование советской литературы как таковой. Всем известна нашумевшая статья В. Ерофеева «Поминки по советской литературе» и полемика, развернувшаяся вокруг неё на страницах «Литературной газеты». Эта своеобразная ситуация накладывает отпечаток на изучение произведений В.В. Маяковского, А.Н. Толстого, А.А. Фадеева. Приходится пересматривать программу литературного образования, отказываться от привычных тем, произведений и вводить новые имена. Среди возвращающихся в литературу имён нет другого такого, которое вызвало бы больше эмоций, интеллектуального напряжения и дискуссий, чем имя Андрея Платонова. Он шагнул из далёких 20-30-х годов прямо в современную действительность и соединяет в своём личностном облике и творчестве многие тревожащие и “вздыбливающие” наше сознание начала. Сложность и неоднородность обрушившейся на учителя информации, мировоззренческой структуры произведений А. Платонова требуют сориентировать направления анализа, который учителю, конечно, придётся проводить, так как интерес старших школьников к творчеству писателя велик.

Логика и структура работы по изучению творчества А. Платонова диктуется общими программными задачами курса литературы в школе, возрастным принципом, уровнем доступности его произведений для понимания обучаемых.

“В мечте есть сторона, которая выше действительности, — писал Л.Н. Толстой. — В действительности есть сторона, которая выше мечты. Полное счастье было бы соединением того и другого”.

О таком многотрудном счастье, соединяющем мечту и действительность, размышляет Андрей Платонов во всех своих произведениях. Однако, за редким исключением, эта фантастика навеяна многоцветьем и неисчерпаемостью “неизвестного человеческой души”, её необъятным великолепием. Знакомство юных читателей с Платоновым надо начинать со сказки в пятом классе.

Тематический план изучения творчества А.А. Платонова в школе

Что изучает тема

Виды работ по развитию речи

Самостоятельное и внеклассное чтение

Сказка «Волшебное кольцо».

Сюжет, композиция, тема, идея художественного произведения. Законы сказки. Сказки: народная и литературная. Приемы поэтической речи в сказке.

Составление сценария для инсценировки эпизода.

«Любовь к Родине, или путешествие воробья»;

Характеристика литературного героя.

Рассказ «Корова», «В прекрасном и яростном мире».

Воссоздающий и творческий пересказ. Лексическая работа.

Портрет литературного героя.

Рассуждение на нравственно-этическую тему.

«На заре туманной юности»

Жанровое своеобразие повести, психологизм.

Своеобразие языка Платонова.

Дискусския. Работы над ОСК. Работа по карточкам. Сочинение «Подвиг человеческой души».

По выбору учителя.

Военные рассказы: «Одухотворенные люди».

Понятие «философской прозы». Глубина платоновской метафоры. Трактовка художественного образа.

Работа над изобразительными средствами языка.

Сочинение: Истоки повседневного героизма защитников Севастополя (по рассказам Л.Н. Толстого и А.А. Платонова).

Мировоззрение писателя. Художественное своеобразие произведений А. Платонова.

Проблема воплощения личности писателя в его произведениях.

Рассуждения по заданной проблеме.

Тема коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина», повести А. Платонова «Котлован».

Рассказы: «Река Потудань», «Родина электричества», повесть «Сокровенный человек».

Обращение к сказке — это всегда праздник Мы еще не умеем читать, а завороженно слушаем сказки о добрых и злых героях, которые сказывали нам бабушки. Взрослели, а сказка по-прежнему привлекала буйством фантазии, добротой и мудростью, в ней мы постигали «науку вымысла», азбуку поэтических иносказаний. Сказку любят все дети, но надо распахнуть перед ними и мир литературных сказок, надо показать им, что этот жанр стал для литературы традиционным — ему отдали дань первые поэты России: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, И. Ершов, а в прозе — В.И. Даль, Н.В. Гоголь, А.Ф. Вольтман, М.Е. Салтыков-Щедрин. И в XX веке, космическом, создаются сказки.

Читать еще:  Что с дмитрием биланом. Дима Билан

Незадолго до преждевременной смерти, в 1951 году, А Платонов выпустил сборник русских народных сказок в своем пересказе — «Волшебное кольцо» под редакцией М. Шолохова. Сборник получился оригинальным, близким к народу даже по интонации прочтения фольклорных сочинений об умной внучке, счастливом Семене, Иване Бесталанном и Елене премудрой, волшебном соколином перышке и красном молодце. Все семь сказок сборника сверкают, как «семь чудес света», проникнутые неистребимой верой народа в свое трудное счастье.

А. Платонов встречался со сказителями, слушал их, тщательно записывал. Он понимал ответственность за частицу живого существа народа, которую, говоря его словами, народ передоверил ему на время.

Писатель угадал и поэтически выразил тайну народа, людей», умеющих «искать и находить выход из губительного положения», весьма скептически относился к похищению и использованию «кем-то уготованного счастья» вместо того, «чтобы добыть его в труде, нужде и борьбе».

Сказка А. Платонова «Волшебное кольцо» — одна из тех, которая дает возможность увидеть разницу народной скажи и сказки, созданной писателем.

На уроках же внеклассного чтения в 5 классе закономерно обращение к рассказам, которые очень близки к сказкам, но помогут уже настроив юного читателя на непременные при встрече с Платоновым «высокие» размышления о жизни, силах, которые ею правят. И первые из них — это рассказ «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» и сказка-притча «Неизвестный цветок».

В программу 6 класса для чтения включен рассказ А. Платонова «Корова». Малый по объему, он может быть по праву отнесен к большой литературе по охвату философских, нравственных проблем, которые поднимает и решает писатель на страницах этого рассказа. Он — редкая драгоценность, и в отношении глубины искреннего чувства, владеющего автором, и в отношении литературного умения, доводящего до читателя чувство и мысль. Рассказ наполнен огромной сжатой реалистической силой, и фраза нигде не делает никаких «собственных красивых телодвижений» [15;243], но каждое слово автора служит конечному смыслу я назначению темы, неся на себе работу, а не игру.

Несмотря на кажущуюся простоту рассказ сложен для понимании тех философских, нравственных проблем, которые станут в центре обсуждения шестиклассников, поэтому целесообразно сочетать на уроках беседу с анализом эпизодов рассказа.

Учитель должен помочь донести до учащихся пафос творчества А. Платонова, его нежное отношение к людям, которое ему, в свою очередь, привила его первая школьная учительница, о которой он писал: «. отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что я через нее узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве и зверю, а не властвующего бога, чуждого буйной зеленой земле, отдаленной от неба бесконечностью»,[17;134].

Понять тип платоновских героев можно, если учитывать не только социальный пласт их образов, но и сокровенное ядро “душевных бедняков”. Герой рассказа «Юшка» (30-е годы), который изучается в программе 7-го класса, относится как раз к такому разряду “душевных бедняков”. Он обладает редким даром любви ко всему живому — людям, животным, птицам, травам, — любви истинно святой. Его обижают, считают никчёмным, юродивым, смеются над ним. И только после его смерти понимают, как он был нужен им всем. Но больше всех понимает это приехавшая в город девушка — молодой врач, которой все эти годы Юшка помогал и которая полюбила его “всем теплом и светом своего сердца”. И теперь она будет распространять свет и тепло, зажжённые её приёмным отцом, — “лечить и утешать бедных людей, не утомляясь, утолять страдания и отдалять смерть от ослабевших”.

Таблица помогает нам наглядно убедиться в том, что многие детские рассказы А.Платонова, несомненно, достойные внимания, не изучаются в школе.

Читать еще:  Слепой негр. Рэй Чарльз: темнота, обращенная в свет

Биография Андрея Платонова для начальных классов и детей

Свой псевдоним Платонов образовал от имени отца – Платона Фирсовича Климентова. Его отец работал слесарем, а затем помощником машиниста Воронежских железнодорожных мастерских. Мать, Мария Васильевна, была доброй, глубоко верующей женщиной. К матери он питал особые чувства: она для него – хранительница и дарительница жизни.

Андрей Платонович Климентов родился 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже. Он был старшим ребёнком в семье: помимо него было ещё девять детей. Дом их был как барак: деревянный, длинный, состоящий из одной комнаты. Вдоль стен стояли скамейки, стол во всю комнату и русская печь.

Сначала Андрей Платонов учился в приходской школе при церкви. В двенадцать лет Андрей Платонов начал писать стихи.

Его ранние стихи вошли в первый поэтический сборник «Голубая глубина», который был здан в 1922 году. После школы поступил в городское училище, где он особенно заинтересовался чтением. Но в пятнадцать лет он бросил учёбу, чтобы помочь родителям прокормить семью. Сам он писал так: «У нас семья была… десять человек, а я старший сын – один работник, кроме отца. Отец же… не мог кормить такую орду». Платонов чувствовал свою ответственность и считал своим долгом помочь родителям всеми возможными способами.

Он сменил множество мест, начиная от подсобного рабочего и заканчивая слесарем. В 1918 году Андрей Платонов решил возобновить учёбу и пошел в Воронежский политехникум.

Но в 1919 году он добровольцем ушёл участвовать в Гражданской войне на стороне Красной армии. Именно в это время начинается его история как писателя. Он писал первые очерки, стихотворения и статьи, публиковал их в местных газетах. В его первой книге – сборнике очерков, которая называется «Электрификация» утверждается мысль, что «электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года». То есть писатель видел прогрессивное значение революции, он принял её торжественно.

Когда закончилась война, Андрей Платонов продолжил обучение в политехническом институте. По окончании института он хотел посвятить себя литературной деятельности, но ему было необходимо заботиться о семье. В течение нескольких лет он работает мелиоратором и электротехником, ездит по колхозам, помогает налаживать хозяйство.

На взгляды Платонова сильно повлияла засуха 1925 года. Он размышлял о её последствиях и впервые понял, что в деле преобразования жизни он может приносить пользу не только как специалист, но и как писатель.

В 1922 году Платонов женился на сельской учительнице Марии Александровне Кашинцевой. Он был из крестьянской семьи, а она была из рода князей Шереметьевых. Седьмого ноября 1922 года у них родился сын, которого они в честь деда назвали Платоном. Своей жене он посвятил следующие произведения: «Песчаная учительница» и «Епифанские рассказы», в которых содержатся все опубликованные ранее газетные и журнальные статьи.

Поначалу Платонов пользовался успехом, но после отрицательного отзыва Сталина цензура перестала пропускать его произведения в печать. С 30-х годов XX века Платонов начинает писать сказки и становится известен тем, что обрабатывает сюжеты мирового фольклора. Сталин не тронул Платонова, но за антисоветскую агитацию был отправлен в лагеря его сын. Благодаря влиятельным друзьям семьи Платона удалось освободить, но он был смертельно болен туберкулёзом.

Считается, что Платонов заразился туберкулёзом, когда, словно в бреду, целовал в губы своего умирающего сына. Но его жена утверждала, что туберкулёзом он заразился на фронте, спустя полтора года после смерти сына. Когда Платонов участвовал в Великой Отечественной войне, его произведения снова стали появляться в печати, так он был военным корреспондентом.

После войны Платонову негде жить, и он устраивается во флигеле Литературного общества и работает дворником. У него появляется долгожданная дочь. Андрей Платонов умирает зимой 1951 года от туберкулёза.

Источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/06/16/biografiya-platonova-ap
http://studbooks.net/571717/literatura/izuchenie_detskih_rasskazov_platonova_shkole
http://www.kritika24.ru/page.php?id=8570

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector