0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дети спрашивают. Вопросы о предметах

100 ярких вопросов, которые помогут родителям и детям вести захватывающие разговоры

Нет людей дороже и ближе, чем собственные дети. При этом часто рутинное течение жизни не дает нам узнать своего ребенка глубже или с неожиданной стороны. Но если вы сможете выйти за рамки обыденного общения и дежурных фраз и вместо стандартного «Как дела в школе?» зададите вопросы из нашей статьи, вы точно узнаете много нового и интересного о дочери (или сыне), а может быть, и о самих себе. И уж точно общие обсуждения и даже споры будут намного полезнее для ребенка, чем нравоучения и замечания с вашей стороны. Попробуйте!

AdMe.ru перекопал кучу статей и книжек, чтобы найти необычные, цепляющие и даже провокационные темы для обсуждения в семейном кругу.

1. Нескучные вопросы вместо «Как прошел твой день?»

Какое событие сегодня было самым интересным?

Что нового ты узнал за день?

Что заставило тебя улыбнуться сегодня?

Кто сделал что-нибудь смешное, веселое, глупое?

Что удивило тебя сегодня?

Помог ли ты кому-нибудь?

Кто-нибудь сделал что-то хорошее для тебя?

Ты сегодня гордился собой? Из-за чего?

Тебе было грустно?

Что сегодня было сложным или непонятным для тебя?

Во что ты играл сегодня со своими друзьями?

С кем ты сидел сегодня за обедом?

С кем из одноклассников ты хочешь дружить, но пока не дружишь?

Кто из твоих одноклассников твоя полная противоположность?

Кто из воспитателей или учителей тебе нравится больше всех? А кто не очень?

Если бы ты на один день стал учителем, чему бы ты научил своих одноклассников?

Что-нибудь привело тебя в раздражение?

Кто-нибудь в этот день поступил несправедливо?

Было ли что-то, что тебя смутило?

С чем ты был не согласен сегодня?

Если бы сегодняшний день можно было прожить еще раз, что бы ты сделал по-другому?

Что у тебя не получилось на этой неделе? А что получилось?

2. Вопросы, которые развивают фантазию

Если бы с неба шел дождь из еды, что бы ты хотел, чтобы это было?

На каком животном ты хотел бы прокатиться: на слоне или на жирафе?

Если бы ты мог переименовать цвета, как бы ты их назвал?

Если бы наша кошка умела разговаривать, что бы она сказала?

Если бы ты мог задать вопрос любому дикому животному, что бы ты спросил?

Если бы у тебя была своя пещера, что было бы внутри?

Из чего можно построить стену, которую невозможно разрушить?

Какое животное могло бы хорошо водить машину?

Каких изобретений не хватает миру?

Что было бы, если бы машина времени существовала?

Как был бы устроен мир, если бы люди не придумали деньги?

Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?

3. Вопросы о самом ребенке

Какие 5 слов описывают тебя лучше всего?

Что тебе нравится в себе? А что нет?

Если бы ты мог что-то изменить в себе, что бы это было?

Если бы на один день можно было стать кем-то другим, кем бы ты стал?

Если бы ты был супергероем, какой силой ты бы обладал?

Если бы ты мог поехать куда угодно, куда бы ты поехал?

Какие звуки тебе нравятся?

Чего взрослые про тебя не понимают?

Каким был лучший комплимент, который тебе когда-либо говорили?

Какое занятие делает тебя счастливым?

Какой праздник ты любишь больше всего?

Как ты заботишься о других людях?

Что вызывает в тебе нежность?

Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?

От чего ты можешь заплакать?

Что заставляет тебя злиться?

Что тебя пугает?

Что бы ты больше хотел уметь: летать, как птица, или плавать, как рыба?

Если бы у тебя был миллион долларов, на что бы ты его потратил?

Если бы у тебя было достаточно денег, чтобы не работать, ты бы работал или нет?

Если бы ты открыл собственный магазин, что бы там продавалось?

Если бы ты писал книгу, о чем бы она была?

Тебе нравится что-нибудь дарить другим людям?

Каким был бы твой идеальный день?

Что ты умеешь делать такого, чему мог бы научить других?

Чему бы еще ты хотел научиться?

Каким был самый счастливый/несчастливый момент в твоей жизни?

Из всех вещей, которые ты знаешь, что будет самым нужным во взрослой жизни?

Если бы ты мог путешествовать во времени и увидел себя три года назад, какой бы совет ты себе дал?

Чем ты больше всего гордишься в жизни?

Кто из твоих друзей тебе нравится больше всего? Почему?

Что ты будешь делать, если кто-то обзовет тебя?

Если бы ты сейчас вырос и стал знаменитым, в чем бы ты прославился?

Чем ты можешь помочь кому-то уже сегодня?

Если бы ты мог провести один день с каким-либо человеком, кто бы это был и что бы вы делали?

4. Вопросы о жизни и устройстве мира

Что делает человека умным?

Как ты думаешь, что чувствуют другие люди?

Зачем ходить в школу?

Какой будет жизнь в будущем?

Что бы ты поменял в этом мире, если бы мог?

Легко ли быть ребенком? А взрослым?

Как узнать, что ты уже повзрослел?

Ребенок обязан уважать всех взрослых?

Нужно ли всегда слушаться родителей?

Как можно наказывать детей и за что?

Имеет ли человек право украсть еду, если умирает от голода?

Можно ли всегда делать то, что хочется?

Зачем люди врут?

Можно ли всегда говорить все, что думаешь?

Почему люди разводятся?

Почему люди ссорятся, разве нельзя обсудить все спокойно?

Почему взрослые мало улыбаются?

Почему люди курят, если это вредно?

Что такое плохое и хорошее настроение?

Что надо делать в старости?

Что такое душа и где она находится?

Что такое любовь?

Как понять, что кто-то тебя любит?

Может ли любовь длиться вечно?

Что такое счастье?

Можно ли всегда быть счастливым и никогда не грустить?

Можно ли быть счастливым без денег?

Почему богатые люди не делятся деньгами с бедными?

Можно ли считать мир прекрасным, если в нем есть войны и голод?

Можно ли обойтись без войн?

Есть ли польза от проблем и трудностей?

Можно ли ответить грубостью человеку, который груб с тобой, или нужно оставаться вежливым?

Можно ли завидовать?

Для чего нужно искусство?

Кто определяет, что красиво, а что нет?

Нужно ли принимать свою внешность такой, какая она есть?

Если бы можно было издать закон, которому все в мире должны были подчиняться, каким бы он был?

Можем ли мы менять свою судьбу или она уже предопределена?

Для чего мы живем?

Бонус: ситуации для обсуждения

Чтобы было еще интереснее, вы можете обсуждать вместе с детьми сложные и даже провокационные ситуации, как предлагает писатель Майкл Паркер в своей книге «Разговоры с детьми на сложные темы». Вот пример:

Читать еще:  Композитор кюи биография. Кюи, цезарь антонович

«Представь, что ты изобрел машину времени. Ты забираешься в нее и жмешь на кнопку „Прошлое“. Агрегат „приземляется“ в 1889 году, и ты оказываешься в мило обставленной комнате, где в плетеной корзинке лежит хорошенький младенец. Но тут твой взгляд падает на поздравительную открытку на столике рядом, и ты с ужасом понимаешь, что карапуз в корзинке — Адольф Гитлер. Поскольку ты живешь в XXI веке, тебе уже известно, что он стал виновником гибели миллионов людей во Второй мировой войне. Ты слышишь на лестнице шаги: кто-то поднимается.

Ты не можешь взять корзинку с собой в машину времени (она вмещает только одного пассажира). Если тебя обнаружат в комнате, то наверняка арестуют. Вернуться сюда ты больше не сможешь: машина времени не столь точна. У тебя на все про все секунд 20.

А. Может, выбросить маленького Адольфа из окна, прыгнуть в машину времени и улететь?

Б. Что ты думаешь, глядя на маленького Адольфа?

1. Был ли он бессердечным чудовищем уже тогда? Он таким родился?

2. А если он стал плохим позже — что заставило его встать на этот путь?

3. Справедливо ли будет наказать его за то, чего он на тот момент еще не делал?»

А какие темы вы любите обсуждать со своими детьми?

Как отвечать на детские вопросы
консультация на тему

Как отвечать на детские вопросы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Как отвечать на детские вопросы

Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы. “Почему, зачем, как?” – шквал вопросов в течение дня часто утомляет взрослых. Иногда детям отвечают, иногда отмахиваются от ответов. Оставлять «почемучек» без ответов нельзя, но и отвечать нужно умеючи.

Возраст «почемучек» — самый забавный и один из важнейших в жизни человека.

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? Давайте разберёмся. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого. Вопросы ребёнка показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. Взрослые должны внимательно прислушиваться к их вопросам, разумно и правильно на них отвечать. Развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.

Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внимательно выслушать, понять, что его интересует. Если говорить: «Подрастешь – узнаешь» — значит удерживать его в стремлении к знаниям. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было понятно и интересно, ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям. Давайте детям краткие и доступные их пониманию ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Если Вам сложно что-то перевести с «взрослого» языка на «детский», подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами («Мир на ладошке»).

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями.

Поощряя самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, задавайте ему встречный вопрос: «А ты как думаешь?» Например: “Почему чашка разбилась?” – спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого: “Потому что она стеклянная”. Ответ правильный, но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу: “А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?”, постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством — разбиваться.

Имеет смысл сказать после этого ребёнку: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Задача родителей — следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами.

Детские вопросы удивляют и порой ставят взрослых в тупик. Если ребенок задал такой вопрос — ни в коем случае не «придумывайте» ответ. Ведь ваш ребенок вам безоговорочно верит и может попасть в неловкую ситуацию. Представьте себе: ваш ребенок рассказывает друзьям то, что он теперь знает из ваших уст, а это оказывается неправдой. Если вы сами не знаете ответа на заданный ребёнком вопрос, покажите свою заинтересованность, желание самому разобраться в этом. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос.

Не всегда надо отвечать на вопросы ребёнка. Не бойтесь сказать ему: « Пока ты мал и не сможешь многое понять. Тебе надо немного подрасти, пойти в школу, и тогда ты сможешь сам ответить на свой вопрос».

Ни в коем случае не надо отвечать на вопросы детей в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это может обидеть ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться что-либо спросить.

Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их получить, уточнить, приобрести новые.

Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими — либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений. «Почему земля вертится, а я этого не чувствую?», «Государственный – это общий?», «Как отличить хитрость от обмана?».

О чем же спрашивают дошкольники? Содержание детских вопросов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении человека и в сего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т. д.

На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются и по форме. Малышей интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме где? кто? что? какой? когда?

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? Например, пятилетний Андрюша интересуется: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос?», «Зачем люди придумали атомную бомбу?», «Отчего движутся облака?»

В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов о каком – либо предмете или явлении. «Какие бывают молнии?» «почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар?…А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?»

Наибольшее количество вопросов задают дети 4,5—5,5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказываются две точки зрения. Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возникающие вопросы. По мнению других педагогов, спад в детских вопросах связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!» в результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос – это показать свое незнание.

Читать еще:  Кир булычев полное имя. Болезнь и смерть

Воспитатель спрашивает родителей, какую точку зрения разделяют они, просит обосновать свою позицию.

Итак, для развития детской любознательности важно поддерживать ее, правильно относиться к вопросам ребенка.

Педагог предлагает родителям вспомнить, всегда ли ребенок бывает удовлетворен ответом на свой вопрос. Не отмахиваются ли старшие члены семьи от «докучливых» детских вопросов, лишая тем самым своего ребенка «необходимейшей умственной пищи». А может, напротив, относятся к вопросам ребенка со всей серьезностью, но отвечают на них излишне пространно и сложно, используя слова, обороты, привычные для взрослых, но не понятные дошкольникам и трудные для их усвоения?

Умение толково ответить на вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей и воспитателей.

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому члену семьи, то, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование – краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт. К сожалению, это требование часто нарушается, когда родители отвечают на столь сложные вопросы ребенка, как вопросы о происхождении людей, об историческом прошлом, о космосе и т. д. Отвечая на такие вопросы, помните, что представления о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, родители могут ограничиться сообщением отдельных фактов об историческом событии, которое заинтересовало ребенка, и не стремиться к тому, чтобы он понял и усвоил их хронологическую последовательность. Иногда такие ответы взрослых не удовлетворяют ребенка, он просит рассказать, объяснить подробнее. Не торопитесь делать это, помните слова А.С. Макаренко: «Для всякого знания приходит свое время». В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребенка снижается острота и новизна восприятия знаний в последующие годы. Поэтому в тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка требует сообщения сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Детские вопросы о том, откуда берутся дети, наиболее сложны для взрослых. Надо ли открывать детям тайну деторождения? А.С. Макаренко писал по этому поводу: «В этих вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделаетесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-либо другим».

Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?». Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности. При затруднениях ребенка предложите ему дополнительные вопросы, которые помогли бы ему найти правильный ответ.

Обращаясь вместе с ребенком за ответом на возникший вопрос к книгам, вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный – чтение.

На многие вопросы дошкольник может получить убедительный ответ в результате наблюдений за окружающей жизнью. Задача родителей – вовлечь в них ребенка. Например.

Ответы на детские вопросы о нормах и правилах поведения, явлениях общественной жизни, о взаимоотношениях между людьми используются в нравственном воспитании дошкольников.

Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? Почему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать место взрослым?

Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в дошкольниках такие нравственные качества, как тактичность, гуманность.

Если ответы требуют недоступных пониманию, сложных сообщений, не бойтесь сказать детям: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

Как правильно отвечать на детские вопросы

Вопросы детей – важный показатель познавательной активности.

Вопросы об окружающем мире ребёнок начинает задавать уже в раннем детстве, в возрасте 2-2,5 лет. Для этого периода характерен быстрый темп развития таких важнейших психических свойств личности, как мышление, воображение, познавательная активность, любознательность. Особую роль в этом процессе играет познавательный интерес малыша, именно он побуждает к дальнейшему умственному развитию и проявляется в детской творческой деятельности: играх, рассказах, рисунках, поделках, которыми так любят заниматься дошкольники.

В этом возрасте также формируется разговорная речь, активно пополняется словарный запас. Поэтому появление вопросов в речи малыша ‒ одно из главных достижений дошкольного возраста, а стремление их задавать является существенным показателем его умственного и психического развития.

От чего зависит содержание детских вопросов?

Однако, не все детские вопросы несут такой большой развивающий потенциал, поэтому нужно различать, с какой целью обращается ребёнок к взрослому, и выбирать определённую тактику ответа. Для этого специалисты, изучившие и проанализировавшие вопросы детей, предлагают классифицировать их по принципу: какова цель, таков и вариант ответа. С этой позиции формируются две главные группы: вопросы коммуникативные и познавательные.

Первая группа вопросов, типа «что ты сейчас делаешь?», «ты меня любишь?», «я хорошо катаюсь на велосипеде?», «мы идём гулять?» нацелена на привлечение внимания родителей к эмоциональным переживаниям ребёнка или возникшему психологическому дискомфорту. Поэтому коммуникативные вопросы появляются у дошколят в минуты тревоги, волнения, желания получить защиту, увидеть признаки проявления любви со стороны родителей. Такие эмоциональные побуждения ребёнка, выраженные в виде вопросов, требуют бережного отношения, внимания к его переживаниям, определения, что же так взволновало малыша. Главным в реакции взрослого будет не столько ответ, сколько эмоциональный отклик.

В основе второй группы, к которой относится большинство вопросов дошкольников, лежат мотивы познания, так как дети обычно задают их, стремясь узнать что-то новое о предмете своего интереса. Именно познавательные мотивы побуждают дошколят к получению новых впечатлений об окружающей действительности.

Читать еще:  Флоренский толкование имен. Все думы – о Вас

Можно проследить, как меняется содержание детских познавательных вопросов по мере взросления детей и овладения новыми знаниями. Например, в раннем возрасте интерес к предметам проявляется в желании разобраться в их названии, основных качествах и назначении. Малыши спрашивают: «что это?», «какой он?», «что там внутри?», «для чего он нужен?», что указывает на их всё ещё сильную потребность в предметной деятельности.

У детей четырёх-пяти лет (средний дошкольный возраст), в отличие от малышей, мыслительные процессы начинают активизироваться, на их основе формируются более глубокие представления об окружающем мире. Дошкольники имеют уже довольно обширный словарный запас, у них возрастает любознательность, поэтому познавательный интерес направлен на выявление уже имеющихся и установление новых связей между предметами, явлениями действительности. На фоне этого начинают развиваться новые процессы мышления, такие, как систематизация знаний, поиск ассоциаций, сравнение, выявление общего и различного в свойствах предметов, что выражается в изменении содержания вопросов. Они становятся более сложными, формируются при помощи слов и словосочетаний: «зачем?», «почему?», «как это происходит?», например: «почему идёт снег?», «где живёт Дед Мороз?», «куда плывут облака?», «откуда появляются листья на деревьях?», «как получается дождь?» и т. п.

Дошкольников в этот возрастной период интересует всё, что их окружает: взаимоотношения взрослых, поведение животных, явления в природе, космос. Не зря этот период называют «возрастом почемучек».

К 6 годам, т. е. к концу дошкольного возраста, количество вопросов становится меньше, но их содержание усложняется. Причиной этого является приобретение ребёнком некоторого жизненного опыта и определённого круга знаний, поэтому он уже самостоятельно ищет ответ на свои размышления об окружающем мире. Характерным для детей этого возраста становится появление не какого-то конкретного вопроса о предмете или явлении, а целой цепочки вопросов: «для чего нужен предмет?», «из чего сделан?», «как он работает?», «что будет, если…?».

Дошкольников начинает интересовать нечто таинственное, загадочное, сложное в окружающей жизни. Их обсуждения направлены на темы рождения детей, различия в анатомических особенностях мужчины и женщины, интересуют темы религии, путешествия в другие страны и т. д.

Учимся правильно отвечать на вопросы детей

Многие родители затрудняются ответить, если их спросить, легко ли им отвечать на вопросы детей, находящихся в возрасте «почемучек»? В раннем возрасте всё было проще, ведь нетрудно рассказать малышу об окружающих предметах, людях, явлениях природы. Гораздо труднее обсуждать и общаться с подросшим ребёнком, когда его начинают интересовать более сложные темы.

Какие существуют правила при ответе на детский вопрос? Грамотно вести обсуждение какой-либо проблемы с дошкольником – это настоящее искусство. С его помощью можно достичь конкретных целей в воспитании детей, например, при рассказе о природных явлениях появляется возможность формировать положительное отношение к живому миру, развивать более глубокие познания об атмосферных и климатических процессах. Познавательные интересы к событиям окружающей жизни дают возможность расширять кругозор малыша. Вот поэтому от реакции взрослого на детские вопросы во многом зависит судьба дальнейшего умственного и интеллектуального развития ребёнка, так как зачастую, отмахиваясь с раздражением от «почемучки», насмехаясь над его наивностью или не обладая достаточными знаниями, взрослые губят пытливость и любознательность ребёнка.

Специалисты, изучив типичные ответы взрослых на детские вопросы, сформулировали необходимые требования к ним. Самым важным из них является то, что к любому вопросу ребёнка надо относиться уважительно, ответ не должен быть формальным, нельзя отмахнуться от детского вопроса, ссылаясь на его возраст: «ты ещё мал, потом узнаешь».

Отвечать желательно в немногословной, доступной форме, и одновременно оперируя научными знаниями. Например, размышляя с дошкольником на тему «почему идёт дождь?», можно рассказать о том, что солнце испаряет воду с земли, и она в виде пара устремляется вверх. Водяной пар поднимается высоко в небо и там соприкасается с холодным воздухом. Пар теплый, а воздух холодный, поэтому из него появляются капельки воды, которые хорошо держатся в воздухе и собираются в облачко. А когда не могут удержаться в облачке, падают вниз в виде дождя. Аналогичные ответы можно предложить малышу и на другие подобные вопросы.

В старшем возрасте при обсуждении с дошкольником различных тем надо опираться на уровень умственного развития ребёнка и его приобретённый опыт, поэтому нет необходимости обо всём рассказывать подробно, лучше дать ему возможность поразмышлять или вызвать на интеллектуальную беседу, побуждая дошкольника к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос. Для этого существуют наводящие или встречные предложения, например, на заданный ребёнком вопрос: «почему ящерица меняет цвет?», взрослый может спросить: «а ты сам как думаешь?», «где она живёт?», «окраска помогает ей защищаться?» и т. д.

При отсутствии возможности ответить на детский вопрос или если взрослый не уверен в своём ответе, можно предложить ребёнку вместе поискать ответ в многочисленных детских энциклопедиях, типа «Всё обо всём», словарях, атласах по анатомии, растительному миру, звёздному небу и прочих источниках. С их помощью можно обсуждать доступно и интересно любую тему, но при этом иногда давать научный доскональный ответ на вопрос дошкольника нецелесообразно, так как незнакомые научные понятия могут погасить его интерес. В то же время сказочный ответ хорош только для малышей раннего возраста, а старший дошкольник будет разочарован.

Особое внимание надо обратить на так называемые сложные вопросы детей, которые касаются малопонятных дошкольнику сторон жизни: рождение детей, половые взаимоотношения, развод родителей и т. п. Часто бывает сложно обсуждать с детьми вопросы жизни и смерти, вопросы, связанные с появлением человека на Земле, с миром животных, деторождением. Они спрашивают: «откуда берутся дети?», «как появился человек?», «а я состарюсь?».

Несмотря на затруднения при ответах на такие вопросы, взрослому всё же надо подготовить доступный и исчерпывающий ответ ребёнку, иначе он сам будет искать его в разных источниках, и это не всегда будет позитивно. Ведь, удовлетворяя свою любознательность, он может обратиться к сверстникам, более старшим ребятам, которые «просветят» его, будет подслушивать или подсматривать за действиями и разговорами взрослых. Поэтому неправильное отношение родителей в таких ситуациях может погасить интерес к познанию нового и даже обидеть ребёнка.

Такие же исчерпывающие и доступные ответы нужны при обсуждении с детьми более сложных социальных тем: о войне, о защите природы, о правах ребёнка. При этом совсем не обязательно рассказывать всё в подробностях, можно дать доступный и исчерпывающий ответ, а ещё лучше вместе порыться в детских книгах, энциклопедиях и объяснить, что более глубокие знания по этой проблеме он получит в школе. Там дошкольник получит знаний намного больше и интереснее.

Вместо заключения

Необходимо учитывать, что ребёнок обращается с вопросами только к тем взрослым, кого уважает, любит, кому доверяет, поэтому для поддержания его познавательной активности родителям надо проявлять осторожность, доброжелательность и готовность обсуждать актуальные темы.

Для малыша нежелание взрослого давать ответы или проявление раздражения от бесконечных вопросов «почемучки» становятся опасными, так как в такие моменты можно упустить возможности для активного развития ребёнка. Интерес, который вовремя не поддержан, может со временем исчезнуть, любознательность сведётся к нулю, что позже скажется при обучении в школе.

Размышлять вместе с детьми, делиться с ними знаниями, опытом, наблюдать за окружающим миром, искать совместные решения на появившиеся вопросы – вот, что позволит ребёнку в дальнейшем стать успешным в обучении.

Источники:

http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/100-voprosov-kotorye-nuzhno-obsudit-s-rebenkom-chtoby-ukrepit-s-nim-svyaz-2043665/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/01/29/kak-otvechat-na-detskie-voprosy
http://myintelligentkids.com/kak-pravilno-otvechat-na-detskie-voprosy

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector