76 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дадаизм картины. Влияние М

Дадаизм картины. Влияние М

Как утверждает историческая хроника, 5 февраля 1916 года в 6 часов вечера дадаизм обнаружил себя рожденным в тихом маленьком Цюрихе на Шпигельгассе, 12. Да-да! Именно обнаружив себя рожденным, дадаизм создал свой манифест, который перевернул весь ход развития искусства XX века.

В этот день и в этом месте собрались: Марсель Янко, Тристан Тцара [наст.имя – Сами Розеншток – прим.ред.], Жорж Янко. По случайности здесь оказался и Ханс Арп [он же Жан Арп – прим.ред.]. Все они приехали в Швейцарию из разных уголков Европы, убегая от ужасающих последствий войны. Кружок «дадаистов» сформировался вокруг Хуго Балля, который «открыл» для дадаистов «Кабаре Вольтер». В манифесте к первому вечеру дадаистов говорилось: «Дада – новое направление в искусстве. Об этом говорит уже то, что до сих пор никто ничего о нем не знал, а завтра о нем заговорит весь Цюрих» . Так и случилось, что кабаре сразу же стало цюрихской сенсацией. И не зря: здесь устраивались вечера афроамериканской музыки вместе с оркестром балалаечников; Рубинштейн играл Сен-Санса, Эмили Хеннингс, подруга Х. Балля, чередовала народные песни с распутными, читали Кандинского, Макса Жакоба и Ласкель-Шюлер. Сидевшая за своими пивными кружками публика, первоначально ошарашенная этой разнотипной вакханалией, исступленно пускалась в «шум соучастия». Это и было искусством. Кстати, плакат к этому кабаре нарисовал украинский художник Марсель Слодки. Его имя затерялось во всём этом «шуме».

Версия №1. Первоначально «дада» было придумано Тристаном Тцара как псевдоним певицы мадам Ле Рой, которая выступала в «Кабаре Вольтер».

Версия №2. Ханс Арп писал, что слово «дада» было взято из немецко-французского словаря и обозначало игрушечную деревянную лошадку.

Версия №3. На языке племени Кру оно означает «хвост священной коровы».

Версия №4. В манифесте «Дада» объясняется: «Дада символизирует примитивнейшее отношение к окружающей действительности. Вместе с дадаизмом в свои права вступает новая реальность» (Минифест дадаизма. Р. Хюльзенбек, Т. Тцара, и др., 1918).

Версия №5. В некоторых областях Италии так называют мать, а в славянских языках – это двойное утверждение и, одновременно, детский лепет.

Истоком этого направления была культура кабаретизма. Она становилась всё более популярной в конце Первой мировой войны. В кабаре собирались художники и маргиналы, музыканты и пропойцы, бродяги и поэты, актеры и проходимцы. Таким было и маленькое «Кабаре Вольтер», где лилось вино, курился гашиш и создавалось искусство.

Однако ещё сорок лет назад (с конца 1870-х гг.) во Франции зародилось художественное течение фумизм. Один из его основателей, Эмиль Гудо, описывал суть фумизма как «искусство пускать дым в глаза» (от фр. fumée –дым). Фумисты собирались в артистическом кафе «Черный кот», чтобы выпить и немного поесть, декларировали свои стихи, устраивали хлёстские словесные поединки. Их абсурдные прокламации были основаны на игре слов. Фумисты заявляли: «Искусства должны стать фумизмом, иначе их не станет!»

Некоторые называют предвестником дадаизма Ф. Пикабиа, а Р. Хаусман утверждает, что он сам открыл дада ещё в 1915 году; в то же время, скульптор Габо обращает внимание на истоки дадаизма в итальянском и русском футуризме. Андре Жида тоже называли «первым дадаистом», а Марк Твен вполне в духе дадаизма уверял, что человек – это обычная кофемолка.

Рауль Хаусман «Механическая голова (дух нашего времени» 1920

Своим главным принципом дадаизм сделал иррационализм: «Дада трудится изо всех сил и добросовестно распространяет повсюду идиотизм!». Отказавшись от логики и разума, по мнению дадаистов, строгому racio вещного мира с его окровавленными телами на баррикадах войны дадаизм противопоставил всеобщий отказ от принятия мира. Задача дадаизма – тотальный нигилизм. «Нет! Нет! Нет!» – фраза, которая звучит рефреном в манифесте дадаизма Рауля Хюльзенбека.

Дада для дадаистов это своеобразный дзен: «Дада – это ничто». Лозунгом дадаизма был: «Да­да­ис­ты не пред­став­ля­ют со­бой ни­чего, ни­чего, ничего, не­сом­ненно, они не дос­тигнут ни­чего, ни­чего, ни­чего».

Дада — это освобождение и утверждение жизни, ведь он родился в Цюрихе, на маленьком островке мира посреди моря войны. Есть свидетельства, что именно Тристан Тцара и Марсель Янко в попытке подтолкнуть друг друга к славянской речи (они были румынами) декларировали жизнерадостное «Да-да!». Ханс Рихтер в книге «Дада: искусство и антиискусство» обобщил: «Ничто не могло выразить наш оптимизм, чувство новообретенной свободы, чем это крепкое, повторяющееся «да, да».

Дада интернационален. Это вложено в само слово, которое охватывает множество национальных языков и одновременно не означает ничего. Это было обусловлено и исторически: в состав кружка дадаистов вошли художники-эмигранты, исповедовавшие леворадикальные взгляды.

Макс Эрнт «All the first clear world»

Зародившись в Цюрихе, дадаизм посеял свои семена на национальные почвы.

В Берлине дадаизм имел яркую политическую направленность. Поэты провозглашали приход нового дада-мира и требовали:

1. международного революционного объединения всех творческих и думающих людей во всём мире на основе радикального коммунизма;

2. введения прогрессивной безработицы путём всеобъемлющей механизации любой деятельности. Только по введении безработицы каждый получит возможность понять, что такое истина, и приучить себя к сопереживанию;

3. немедленной экспроприации собственности (социализации) и введения коммунистического питания для всех, а также создания городов и парков, освещённых электричеством, которые создадут свободного человека (Хаусман, Хюльзенбек, Голишев «Что такое дадаизм и какие цели он ставит себе в Германии?»).

Большая ветка дадаизма развивалась в Кёльне, здесь идейным лидером был Макс Эрнст, знаменитый своими опытами в области фроттажа и декалькомании. Кёльнский дада был не столь многочисленным, как берлинский, но по значению и вкладу в развитие движения вполне мог с ним сравниться.

Ещё одна интересная немецкая ветка дадаизма развивалась в Ганновере. Курт Швиттерс разработал технику «мерц» (сокращение от «Kommerz und Privatbank») – сочетание алогичных, намеренно несочетаемых предметов. Позднее «мерц» стало нарицательным, например, японская нойз-группа Merzbow использовала его в своём названии.

Нью-Йоркский дадаизм концентрируется на экспериментах в области абсурда. В Америке поднимались проблемы тиражирования и общества потребления, что как раз и выразилось в реди-мейдах Дюшана, скульптурах Ман Рэя [имя при рождении – Эммануэль Радницкий – прим.ред.]. Парижская ветвь дадаизма получила задачу обновления языка. Это было больше движением литераторов, чем художников. Парижский дада – почти сюрреализм, он мистифицирует и поэтизирует реальность, созерцая “синие фонтаны, пред которыми так и хочется пасть на колени” (“Магнитные поля” А. Бретон, Ф. Супо).

Вообще-то дадаизм не имел единых формальных признаков, как другие стили. И в этом смысле его не считают настоящим направлением в искусстве: «…то была гроза, разразившееся над искусством того времени, как война над народами» (Х. Рихтер. Дада: искусство и антиискусство).

Сочетание механических и биологизированных элементов изображения очень характеризует дада. Посмотрите на работы Макса Эрнста и Ман Рэя, скульптуры Рауля Хаусмана и всё станет понятно.

Дада уничтожает смыслы предметов, что даёт великое поле для экспериментов. Для дадаизма говорить «да» значит говорить «нет». Поэтому абсурд – марка дадаизма.

Дадаизм стремился проявить себя в как можно большем числе искусств. Универсализм деятельности – очень характерная черта дадаизма, художники синтезировали искусства, создавая свои «дада-объекты».

Поэтому дада осознал фигуру художника в принципиально ином ключе. Теперь художник имел право объявить искусством любой предмет. Именно так поступил Марсель Дюшан со своим знаменитым писсуаром «Фонтан». Реди-мейд никак не обусловлен эстетически, это – просто рефлективное «выхватывание» объекта из реальности, потому что спонтанность – признак свободы.

Реди-мейд – это визуальное равнодушие, «фактически полная анестезия» (Х. Рихтер). Это ирония над реальностью, которая выражалась в вопросе об оригинальности произведений искусства: «Искусство — это надувательство!». Сушилка и велосипедное колесо М. Дюшана – лишь выражение Ничто, фатализм.

Это, пожалуй, самое интересное, что изобрел дадаизм. Дадаисты придумали множество способов, как транслировать свои идеи в мир.

Коллаж – со­еди­не­ние в од­ном про­из­ве­де­нии под­чёрк­ну­то раз­но­род­ных эле­мен­тов, используется главным образом для получения эффекта случайности от сочетания разнородных материалов;

Фроттаж – (от фр.frotterтереть) создание картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги;

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или холста, залитых тушью или масляными красками;

Декалькомания – изготовление печатных оттисков (переводных изображений) для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры или давления;

Аэрографы – картины, созданные при помощи воздушного пистолета

Рейографы – отпечатки предметов на светочувствительных поверхностях

Оптофонетика – полиграфический метод, созданный для записывания «фонетических стихотворений» (применение разнородных шрифтов для выражения звуков стиха, что придаёт характер музыкальной записи);

Бруитский стих – шумовой стих — от франц. bruit – шум;

Статический стих – создает из каждого слова индивидуальность (напр. из трех букв ЛЕС является лес с кронами деревьев, ливреями лесничих и дикими свиньями, быть может, даже с пансионатом, быть может, даже с бельведером или bella vista (Р. Хюльзенбек. Манифест дадаизма, 1918).

Дадаизм как стиль в живописи

Первое крупное движение против искусства, своего рода – антиискусство — дадаизм был бунтом против культуры и ценностей. Дадаизм в живописи – это искусство анархического типа, важное направление авангарда, цель которого состояла в том, чтобы подорвать систему ценностей академической живописи. Художники считали, социально-политические проблемы – неотъемлемая часть деятельности, от этой темы нельзя отказаться.

История развития

Стиль дада зародился в Швейцарии во время Первой мировой войны – это событие глобального значение было главным толчком к формированию радикального течения в искусстве. Родина стиля – Цюрих. Швейцария поддерживала нейтралитет в войне, поэтому именно здесь новое направление успешно выросло в самостоятельный стиль живописи, театра, кино, скульптуры.

Направление существовало в 1916 – 1922 годах, после чего влилось в другие направления – экспрессионизм, сюрреализм. Исследователи истории искусства полагают, что именно дадаизм был первым направлением постмодернизма.

Основатель

Дадаизм сформировался в литературе и поэзии, затем – развился в изобразительном искусстве. Основателем считается поэт Т.Тцара – он и дал новому стилю название. Тцара нашел это слово в одном из словарей, значение было связано с африканской культурой: дада – это хвост священной коровы. Это же понятие обозначает детскую деревянную лошадку, лепет ребенка. По мнению основателя течения, главное значение слова «дада» — бессмыслица, предмет, не имеющий особого значения и важной роли. Тцара считал, что именно так можно описать все направление.

Направление возникло как реакция войну и национализм — многие думали о том, что привело к войне. Под влиянием других авангардных течений — кубизма, футуризма, конструктивизма и экспрессионизма – стиль дада выражал наиболее важные идеи. Картины художников отмечены иронией, осуждением, критикой общественных перемен. Благодаря актуальности развиваемой тематики, дадаизм быстро распространился в Берлине, Ганновере, Париже, Нью-Йорке, Кельне и других городах Западной Европы и Америки:

  • Движущей силой стиля в Цюрихе был Т. Тцара. Основными идеями были: нигилизм, социальная тематика, отношения в обществе в связи с военными действиями в Европе. С 1917 по 1921 год активисты выпустили несколько номеров тематического журнала, который выпускался на немецком и французском языках. С конца войны важность Швейцарии в качестве нейтральной территории снизилась. Р. Хюльзенбек, один из основателей дадаизма, уехал в Берлин, Тзара – в Париж. В 1920 году дадаизм в Цюрихе теряет влияние.
  • После Первой мировой войны, активисты стиля разъехались по всей Европе. Преимущественно, поселились в Париже и Берлине. Хюльзенбек основал клуб дада в Берлине, членами движения стали Й.Баадер, Дж. Грос, Р.Хаусманн, Х.Хох. Берлинская версия стиля была более сатирической и политизированной. Главным оружием были периодические издания.
  • Кельнский филиал развития дада в искусстве был менее политизированным, более тяготел к эстетизации искусства, чем в других городах. Главные деятели дадаизма в Кельне – Ж.Арп и М.Эрнст. Последний успешно применял сатирические приемы коллажа с использованием популярного печатного материала, с изображением гротеска. В Кельне прошла одна из крупнейших выставок работ в мае 1920 года. Шоу было закрыто властями в течение нескольких дней в связи с подозрением деятельности, которая противоречила нормам морали, но выставку снова открыли.
  • В Ганновере ведущим деятелем стиля был К.Швиттерс. Его картины считаются наиболее ярким примером чистоты стиля.
  • В Нью-Йорке дадаизм был основан на философии и творчестве М.Дюшана. Особую роль сыграли его рэди-мэйды. Дюшан акже сотрудничал с К.Дрейер в создании Societe Anonyme – ассоциации для содействия росту современного искусства в Америке.
  • К 1921 году многие художники, философы, поэты и скульпторы дада – Ж.Арп, М.Дюшан, М.Эрнст, М.Рэй, Т.Тцара – переехали в Париж. Французская версия дадаизма характеризуется мультикультурностью, яркостью, театральностью, большей эстетизацией. Многие парижские дадаисты перешли в сюрреализм, принеся в него некоторые черты дада.

Ключевые идеи

Дадаизм был первым направлением в искусстве, где в центре внимания художников была не эстетика объектов.

Художники поставили на передний план сложные социальные проблемы, роль в обществе человека, художника, цели искусства.

В качестве антиискусства дадаизм прибегал к разнообразным методам борьбы с каноничностью живописи, принятыми правилами, традициями, стандартами. Использовали демонстрации и манифестов, выставки абсурдного искусства, поставив цели намеренно шокировать власть и широкую общественность.

Художники в стиле дада известны использованием объектов – готовых бытовых предметов, которые созданы не с художественной целью, но представлены как произведение искусства после небольшого количества манипуляций художника. Такая практика получила название рэди-мэйд – это помогло переосмыслить искусство, суть живописи и ее основные цели.

Стиль существовал вопреки всем нормам традиционного художественного искусства, в соответствии с которыми работа художника должна быть тщательно спланирована и завершена. Картины пропагандировали случайности, спонтанность, импровизацию, чтобы бросить вызов художественным нормам и поставить под сомнение роль художника в художественном процессе.

Стиль спровоцировал появление важных новшеств в изобразительном искусстве. Например, использование техники коллажа и фотомонтажа в живописи.

Значение


Формирование нового стиля, основы для развития искусства постмодерна, стало переломным моментом в истории живописи. Дадаизм существовал не долго, но оказал влияние на экспрессионизм, поп-арт, новый реализм, концептуализм. Главные идеи стиля провозглашают отказ от традиций и канонов в пользу расширения рамок творчества. Направление имело яркий социальный подтекст. Утверждение дадаизма стало важным этапом борьбы деятелей искусства с социальными трудностями, проблемами глобального значения. При помощи необычных, шокирующих работ, дадаисты передавали свои убеждения народу, призывали обратить внимание на важнейшие проблемы современности.

Дадаизм: искусство коллажа как протест против рационализма и войны

Дадаизм, или просто «дада» — художественное, литературное и философское направление в рамках авангарда, зародившееся в годы Первой мировой войны на территории Швейцарии — государства, сохранявшего нейтралитет и выглядевшего осколком утерянного мира на полыхающей карте Европы. Это авангардистское направление проникло в изобразительное искусство, литературу, театр и кинематограф. Дадаизм стал узнаваем.

Бешеная ненависть к войне

Возник дадаизм в 1916 году. Основателем его считается поэт Тристан Тцара (Tristan Tzara). Его идеи подхватили не только поэты, но и художники — Ханс Арп, или Жан Арп (Hans Arp или Jean Arp), Макс Эрнст (Max Ernst), Марсель Янко (Marcel Janco). Все они в 1916 году оказались в Швейцарии, поскольку, как выразился поэт Карл Хюльзенбек (Carl Hülsenbeck), были выброшены войной из родных стран. Дадаистов объединила «бешеная ненависть» (это слова Хюльзенбека) к агрессивной политике своих правительств.

Дадаисты считали, что жестокость Первой мировой войны, потрясшая Европу, принёсшая боль и страдания миллионам людей, порождена логикой и рационализмом. Поэтому они пропагандировали своим творчеством разрушение эстетических канонов, цинизм, бессистемность, иррациональность.

Разочарование в том, что имеет смысл, привело дадаистов к созданию стиля, воплощающего концепцию бессмысленности. Само слово «дада», выбранное для обозначения течения Тристаном Тцарой, на разных языках означает коровий хвост, мать, детскую лошадку или что-то ещё, а иногда воспринимается как лепет младенца. Поэтому это слово, которое может означать многое и в то же время быть абсолютно бессмысленным, и выбрали в качестве названия для стиля, про который сами дадаисты говорили: он представляет собой «ничего, ничего, ничего».

Коллажи художников-дадаистов

Основным творческим методом художников-дадаистов стал коллаж. Холст или бумага служили фоном, на котором художник создавал коллаж с помощью лоскутов ткани, бумажных обрезков и других материалов.

Искусствоведы выделяют три ветви этого художественного направления:

  • Цюрихский коллаж, который также называют случайным. Приверженцы этого стиля комбинировали элементы безо всякой системы. Ханс Арп, например, просто высыпал на картон разноцветные кусочки бумаги, а затем приклеивал их так, как они упали. Тем самым художники-дадаисты провозглашали доминанту абсурда и антихудожественности;
  • Берлинский, известный также как манифестационный и фотоколлаж. Его отличает мощная идейная насыщенность, антивоенный и антибуржуазный протест. Берлинские дадаисты придерживались радикальных политических взглядов, призывали к разрушению старого общественного строя и классической эстетики. Отличительной чертой стиля стало использование фрагментов фотографий. Художники, применявшие этот метод, называли его фотомонтажем, а себя — фотомонтажниками;
  • Кёльнско-ганноверский, он же — поэтический. Авторы работ в этом стиле считали, что коллаж близок к поэзии. Подобно тому, как поэты противопоставляют слова, утверждали кёльнские дадаисты, так и художники в коллажах противопоставляют материалы. Так, по словам Макса Эрнста, сливаются чужеродные реальности, и при их сближении вспыхивает поэтическая искра.

Просуществовал дадаизм сравнительно недолго: с 1916 по 1923 год. Это объясняется тем, что его мировоззренческой платформой стал антивоенный пафос, противостоящий реальности Первой мировой. В 1920-х годах в Германии дадаизм слился с экспрессионизмом, а во Франции — с сюрреализмом.

Источники:

http://excoda.ru/dadaists
http://artrecept.com/zhivopis/stili/dadaizm
http://veryimportantlot.com/ru/news/blog/dadaizm-iskusstvo-kollazha-kak-protest-protiv-racionalizma-i-vojny

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: