2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Д.В. Философов Юбилей лицея

Д.В. Философов Юбилей лицея

Столетний юбилей лицея отпраздновали торжественно. Помянули всех высокопоставленных лицеистов, приветствовали председателя Совета министров, тоже бывшего лицеиста, но в этих чествованиях проглядывала какая-то усталость, неуверенность в завтрашнем дне. Как ни стараются себя обмануть современные лицеисты, — сердцем чуют они, что слава их в прошлом, что в работе над возрождением России им нет места. Слишком узок лицей, чтобы вместить грядущие задачи новой России.

* Пушкинский лицей. Бумаги 1-го курса, собранные академиком ЯК. Гротом. Изданы К.Я. Гротом. СПб. 1911. Ц. 2 р. 60 к.

В начале 1810 г. император Александр Павлович поручил только что назначенному министру народного просвещения, графу А.К. Разумовскому, разработать проект основания лицея в Сарском Селе, как тогда еще называлось Царское, с целью «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной и составленного из отличнейших воспитанников знатных фамилий».

Лицей достиг своей цели. Его питомцы заняли высшие ступени иерархической лестницы. Укажу хотя бы на барона Корфа и кн. Горчакова.

Карьера последнего слишком известна, чтоб о ней распространяться. Свою жизнь он кончил в звании канцлера Российской империи. О бароне же (впоследствии графе) М.А. Корфе стоит напомнить, тем более что он имел совсем особое касательство к «литературе». Карьера его была головокружительна. На тридцать четвертом году жизни он уже государственный секретарь, на сорок третьем — член Государственного совета. В 1848 г. он представил наследнику «докладную записку» о вредном влиянии двух журналов: «Отечественных записок» и «Современника». Того самого «Современника», который с величайшим трудом основал его товарищ по лицею, Александр Пушкин. В том же году, как раз 14 декабря, появился в 25 экземплярах знаменитый мемориал Корфа о 14 декабря 1825 г. Эти «литературные» заслуги доставили ему звание члена негласного (так называемого Бутурлинского) комитета 2 апреля 1848 г., который чуть не погубил всю русскую литературу. По смерти Бутурлина Корф занял место председателя комитета. В 1872 г. барон Корф получил графское достоинство. Скончался он в 1876 г.

С точки зрения лицея и его непосредственных задач эти питомцы гораздо значительнее, нежели, например, Пушкин или Салтыков-Щедрин. Они выполнили то, что ждал от них лицей, они связаны глубокой внутренней связью со всем духом лицея, они — его законные дети, плоть от плоти. Их работа на пользу бюрократии — как бы проценты на тот капитал, который затратило правительство, учреждая привилегированное учебное заведение. Этого нельзя сказать про Пушкина. Кажется, никто из лицейских питомцев не причинял столько неприятностей начальству, как Пушкин, и если он уделил луч своей славы учреждению, в котором воспитывался, то для лицея это не «законные» проценты, а случайный «выигрыш» в «двести тысяч».

У Корфа и у Горчакова было очень ясное сознание, что именно они, а не Пушкин — подлинные питомцы лицея, его слава и гордость. Пушкина они не любили, не ценили и не уважали.

В 1854 г. Корф составил известную свою записку о лицее. Полностью она напечатана в 1887 г., академиком Я.К. Гротом. В ней несколько страничек посвящено Пушкину. Трудно себе представить более вульгарную и презрительно грубую оценку поэта. Если бы Корф отзывался столь резко о Пушкине в своем лицейском дневнике, будучи еще юношей, никто не поразился бы. Оценить Пушкина-лицеиста было не так просто. Но записка Корфа составлена через двадцать лет после смерти поэта, когда, казалось бы, уже наступило время для более беспристрастной его оценки. Но и всесильное время не смягчило каменного сердца чиновника.

«В лицее Пушкин решительно ничему не учился, — пишет Корф. — Между товарищами, кроме тех, которые, писав сами стихи, искали его одобрения и протекции, он не пользовался особенной приязнью. Пушкин ни на школьной скамье, ни после, в свете, не имел ничего привлекательного в своем обращении.

В лицее он превосходил всех в чувственности, а после, в свете, предался распутствам всех родов, проводя дни и ночи в непрерывной цепи вакханалий и оргий.

Пушкин не был создан ни для света, ни для общественных обязанностей, ни даже, думаю, для высшей любви или истинной дружбы. Вечно без копейки, вечно в долгах, иногда почти без порядочного фрака, с беспрестанными историями, с частыми дуэлями, в близком знакомстве со всеми трактирщиками, непотребными домами и прелестницами петербургскими, Пушкин представлял тип самого грязного разврата. «

Не лучше относился к памяти Пушкина и кн. Горчаков, второе «светило» лицея. 19 октября 1870 г. было решено по инициативе Я.К. Грота образовать из среды лицеистов комитет по устройству памятника Пушкину. Двое из членов комитета отправились к князю приглашать его в число своих сочленов. Горчаков был тогда на вершине славы. Подслуживаясь к Бисмарку, он думал, что вершит судьбы России. Ясно, что в Пушкинский комитет приглашали его не для черной работы, а для того чтобы придать комитету больший авторитет. Но князь не нашел возможным согласиться на просьбу приглашающих. Он сослался на свои занятия и свое здоровье.

Отказался он через десять лет присутствовать и на открытии памятника Пушкину.

Такое отношение к Пушкину и его памяти со стороны самых видных и типичных лицеистов, конечно, не случайно, и если бы сегодняшний лицей был логичен, он в свою столетнюю годовщину должен был бы чествовать не Пушкина, а именно Горчакова и Корфа.

Однако люди всегда люди, и таково обаяние пушкинского гения, что оно победило лицейский дух.

Репину заказано было не изображение берлинского конгресса, где «отличился» Горчаков, не Бутурлинского комитета, где заседал Корф. Репин ко дню юбилея написал, со свойственным ему талантом, картину, изображающую первый выпуск лицея, героем которого был Пушкин: Державин, сходя во гроб, благословляет поэта. Бывшие лицеисты ко дню юбилея не пишут биографии Горчакова или Корфа, а выпускают новые материалы все о том же Пушкине. Директор Публичной библиотеки, член Государственного совета, лицеист Д.Ф. Кобеко подготовил большой труд под заглавием: «Царскосельский лицей. Питомцы и наставники. 1811 — 1842». Силою вещей Пушкин, Пущин, Дельвиг, Матюшкин, Яковлев, Вольховский, «Кюхля» играют в этом исследовании гораздо большую роль, нежели Корф и Горчаков. А бывший лицеист К.Я. Грот к самому дню юбилея издал книгу, заглавие которой я привел выше. Она вся пропитана духом Пушкина. Без Пушкина эти детские забавы, стихи и шутки юношей-лицеистов первого выпуска не имели бы ни смысла, ни интереса. Как ни старались Горчаков и Корф, их суетная слава не затмила славы «развратника» — человека, которого, по словам Корфа, никто, кроме заискивающих в нем льстецов, не любил.

Читать еще:  Онлайн чтение книги александр суворов г. ш т о р м

В своей «записке» 1854 г. Корф смешал с грязью не только Пушкина. Досталось от него и старому лицею. Если верить Корфу, лицей был каким-то вертепом, где пьяные, невежественные люди развращали юношей.

Что лицей первых годов своего существования не отличался особой строгостью, что воспитательная часть его была поставлена не блестяще, что состав его преподавателей не всегда стоял на высоте своей задачи, это, конечно, верно. Но где в те времена давалось у нас образцовое воспитание? И почему мы должны верить Корфу, а не хотя бы Пущину, одному из самых светлых людей того времени?

Что в лицее были воспитатели, ясно видевшие своих воспитанников, проникавшие в их душу, — свидетельствуют официальные документы. Многие отзывы лицейского начальства о воспитанниках уже известны в печати. К.Я. Грот дополняет их новыми материалами. В табели 1812 г. находим следующие отзывы «по нравственной части» о Пушкине, Корфе и Пущине.

Пушкин. Мало постоянства и твердости, словоохотен, остроумен, приметно и добродушие, но вспыльчив с гневом и легкомыслен.

Корф. Весьма благонравен, скромен, несколько робок.

Пущин. Весьма благонравен, с осторожностью и разборчивостью, благороден, добродушен, рассудителен, чувствителен с мужеством.

Согласитесь, что эти характеристики двенадцатилетних мальчиков оказались пророческими.

В более подробных аттестациях читаем:

Пущин (Иван), 14 лет. С весьма хорошими дарованиями; всегда прилежен и ведет себя благоразумно. Благородство, воспитанность, добродушие, скромность, чувствительность с мужеством и тонким честолюбием, особенно же рассудительность — суть отличные его свойства. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличною разборчивостью и осторожностью.

Барон Корф (Модест), 12 лет. С хорошими дарованиями, прилежен с успехом, любит порядок и опрятность. Весьма благонравен, скромен и вежлив. В обращении столь нежен и благороден, что во все время нахождения его в лицее ни разу не провинился, но осторожность и боязливость препятствуют ему быть совершенно открытым и свободным.

Вот две характеристики, сделанные «пьяными», «невежественными» воспитателями. Но разве биографии декабриста Пущина и автора «мемориала» о 14 декабря не оправдали пророческой точности этих характеристик, противопоставлявших благородного, мужественного и чувствительного декабриста опрятному, трусливому, неискреннему бюрократу?

И прав был Пушкин, так искренно любивший и уважавший Пущина.

Мой первый друг, мой друг бесценный! —

писал он 13 декабря 1826 г. Пущину. Он молил Провидение, чтобы его голос озарил заточение друга

Лучом лицейских ясных дней.

«Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом, — рассказывает Пущин в своих воспоминаниях. — В самый день приезда моего в Читу призывает меня А.Г. Муравьева (супруга Никиты Михайловича, урожденная графиня Чернышева) и отдает листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было это стихотворение. Отрадно отозвался во мне голос Пушкина».

К «опрятному» Корфу Пушкин никак не относился. Просто не замечал его. Довольствовался кличкой «Мордан-дьячок», данной Корфу его товарищами.

Но что окончательно уничтожает отзыв Корфа о Пушкине, это краткая записка Матюшкина к Яковлеву, факсимиле которой опубликовано К.Я. Гротом: «Пушкин убит. Яковлев, как ты это допустил? У какого подлеца поднялась на него рука?

Яковлев, Яковлев, как ты мог это допустить? Наш круг редеет, пора и нам убираться». 14 февраля 1837 г. Севастополь.

Любопытно сопоставить с запиской Матюшкина слова Пущина: «Если б я был на месте Дантеса, то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России. «

Книга К.Я. Грота не дает особенно нового материала. Напечатанные Гротом «бумаги первого курса» уже использованы пушкинистами и в особенности покойным академиком Я.К. Гротом. «Это не есть новый материал или новое изыскание собственно о Пушкине в лицее, а это есть снабженный необходимым комментарием сборник, по счастью, уцелевших и сохраненных в гротовском архиве бумаг пушкинского курса, этих документальных свидетельств о той умственной и душевной жизни, которая окружала нашего гениального юношу-поэта в лицее». Так говорит издатель в своем предисловии к сборнику. Его скромность доходит до того, что он даже как бы извиняется в опубликовании «ребяческих проб пера», «грубоватых и не всегда остроумных выходок и шуток лицейских авторов». Но эти извинения, конечно, излишни. Почтенный лицеист сделал хороший культурный подарок не только «юбиляру», но и всему русскому обществу, которому слишком дорога память Пушкина, чтобы брезгать таким, с виду незначительным, но по существу ценным материалом.

Нечего себя обманывать. Если сохранится в России добрая память о лицее, то, главным образом, потому, что он озарен славой Пушкина.

Впервые опубликовано: Русское слово. 1911. № 247. 27 окт. С. 2.

Дмитрий Владимирович Философов (1872-1940) — русский публицист, художественный и литературный критик, религиозно-общественный и политический деятель.

Юбилей Царскосельского Лицея и современное образов

Юбилей Царскосельского Лицея и современное образование
Сегодня 19-ого октября 2011 года исполнилось 200 лет со дня открытия Царскосельского Лицея, знаменитого в нашей стране прежде всего, благодаря своему самому замечательному воспитаннику- Александру Пушкину. На юбилей собрались сотни горожан и приезжих не только из России и СНГ, но и из других европейских государств. Выступивший с краткой речью премьер-министр России Путин В.В. поздравил всех собравшихся с юбилейной датой этого события в культурной жизни России, а затем свёл своё выступление к творчеству Пушкина и к его вкладу в культурное наследие России. А я вот о чём подумал. Сегодня у Путина был замечательный момент для разговора о народном образовании. И он этот момент упустил. И возможно сознательно. Но прежде чем продолжить разговор на эту тему, я бы хотел вернуться к истории Царскосельского Лицея. Это учебное заведение было открыто по указу императора Александра Первого во исполнении, если так сказать, реформаторских намерений Михаила Сперанского. Идеей Сперанского было создание элитного учебного заведения для дворянских детей с целью обучения будущей чиновничьей элиты Российской империи. Той самой элиты, которая по разумению Сперанского, и должна была привести Российскую империю в лидеры остального мира.

Для этого, в Царскосельском Лицее были собраны лучшие профессорско-преподавательские силы того времени. Для этого были разработаны новейшие методические указания. Для этого были категорически запрещены телесные наказания учащихся. Первый(Пушкинский) выпуск лицеистов стал самым удачным. Из этого выпуска(1811-1817 годы) России принёс славу не только великий поэт и писатель Александр Пушкин, но и будущий великий канцлер Российской империи, дипломат и сиятельный князь Горчаков. Среди первых лицеистов будущие декабристы Пущин и Кюхельбеккер, путешественник Матюшкин, поэт Дельвиг и многие другие замечательные люди, а главное патриоты России. И вот, что ещё бы хотелось отметить: из 30 первых выпускников Лицея православных было 18 человек, а 12 человек были лютеранского или католического вероисповедания. И это никому не мешало. До 1822 года Лицей, имевший преимущественнно гуманитарно-юридическую направленность в образовании, подчинялся Министерству народного просвещения, а с 1822 года Лицей стал подчиняться военному ведомству и это ,конечно, наложило отпечаток на образовательный уровень новых воспитанников. При всё при том, Царскосельский лицей продолжал успешно функционировать до 1843-его года, когда по указу императора Николая Первого был переведён в Питербург и назван Александровским лицеем.

Отмечу, что из Царскосельского Лицея ещё до его переезда в сто-
лицу, вышли такие воспитанники, как М.Е. Салтыков-Щедрин-будущий великий русский писатель и общественно-государственный деятель, Замятнин Д.Н.- будущий министр юстиции в Российской империи, Кайданов Н.И.- известный учёный-архивист. После Октябрьской революции Лицей был закрыт, а его архивы переданы различным институтам.

В начале 30-ых годов прошлого 20-того столетия, когда И.В. Сталиным был выдвинут лозунг «Кадры решают всё!», и встал вопрос о создании этих самых кадров- будущей советской элиты, советское правительство повторило реформу Сперанского. Оно создало в Москве элитный институт гуманитарной направленности- «ИФЛИ»- Институт Философии, Литературы, Искусства. Для этого в институте были собраны лучшие профессорско-преподавательские силы, в том числе и преподававшие и учившиеся до революции не только в лучших российских университетах, но и в лучших европейских учебных заведениях. Эффект от существования ИФЛИ с 1931 по 1941 годы превзошёл все ожидания. Из ИФЛИ вышли не только знаменитые в будущем писатели и поэты, но и известные учёные, преподаватели, дипломаты, политики. Но началась война. ИФЛИ расформировали и открыли в МГУ соответствующие факультеты. На этом история «Красного Лицея» закончилась.

Таким образом, каждый раз, когда перед нашей страной вставали сложные вопросы её дальнейщего развития, вставал вопрос и о воспитании кадров, о воспитании будущего элитного слоя, который и должен встать во главе выполнения задач нового времени. Вот и теперь, когда перед современной Россией стоят очень сложные задачи по переустройству нашего общества, когда прежняя советская система образования почти развалена, когда мы отмечаем Юбилей Царскосельского Лицея, самое время было Путину поговорить о судьбах народного образования, а не сводить всё к вопросу о Пушкине и к повышению заработка учителей. Повышение заработка крайне необходимое сегодня дело, но только этим мы не поднимем новую систему образования. Мы не создадим той элиты, которая сможет помочь Родине. Сегодня надо создавать в стране элитные школы для талантливых учеников, направляя туда лучших учителей. Сегодня надо сокращать ВУЗЫ, которые своей работой компрометируют настоящую преподавательскую деятельность. А взамен создавать элитные учебные заведения с соответствующим уровнем обучения.

Вот об этом, как мне кажется и должен был говорить премьер Путин на Юбилее Лицея. Но он не стал об этом говорить. Впереди выборы, до народного ли теперь образования нашей власти?

Как и чему учили в Царскосельском лицее

О том, каким должно быть российское образование, много говорят и спорят. И родителям, и педагогам, и чиновникам – всем хочется одного: чтобы по окончании обучения выпускники были эрудированы и подготовлены к самостоятельной жизни, а их таланты и способности − раскрыты и развиты. Между тем в российской истории есть пример успешного воплощения этой мечты. Для 30 первых выпускников Царскосельского лицея 6 лет обучения стали не просто школьными годами. Все ученики покинули Лицей блестяще образованными Личностями, большинство заняли высокие гражданские и военные государственные посты, а некоторые даже вошли в историю. Как было устроено обучение в Царскосельском лицее? Листаем страницы истории.

И. Е. Репин. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года. 1911. Санкт-Петербург. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Лицеисты

19 октября 1811 года первый курс Царскосельского лицея садится за парты. Ребятам предстоит быть одновременно и школьниками (по возрасту), и студентами (полученное образование приравнивается к высшему). Любопытно, что одноклассники не были ровесниками. Так, например, Данзасу, будущему офицеру и секунданту Пушкина, на момент поступления было около 11 лет, самому Пушкину – 12, а сыну первого директора Лицея Ивану Малиновскому — 15.

Слух о Лицее, в котором, как предполагалось, будут обучаться и великие князья, братья императора Александра I, взволновал аристократические круги. На места для 30 воспитанников быстро образовался конкурс. Экзаменовали поступающих влиятельные люди: министр просвещения Разумовский, директор департамента Министерства народного просвещения Мартынов и директор Лицея Малиновский.

Что представляли из себя лицеисты? Об этом можно судить по сохранившимся рукописям Кюхельбекера: объемная тетрадь вмещает в себя 254 страницы с философскими, моральными, литературными и политическими вопросами, волновавшими мальчиков. Здесь и «Образ правления», и «Обязанности гражданина-писателя», и «Естественная религия», и «Рабство». Суждения на такие сложные темы сочетаются у воспитанников с юношеской горячностью: тот же Кюхля вызовет Пушкина на дуэль, соберется топиться в пруду, первым из воспитанников опубликует свои произведения.

Распорядок дня

Сегодня, обсуждая проблемы обучения детей, специалисты называют перегрузку следствием неверно выстроенного режима учебы и отдыха. Лицеисты учились много, но с большими перерывами. Распорядок, утвержденный с первого дня, практически не менялся:

  • 6:00 — подъем и молитва
  • 7:00–9:00 — занятия
  • 9:00–10:00 — чай с белой булкой и прогулка

Завтрака как такового не было, воспитатели старались отучить лицеистов от изнеженности и роскоши. Но плохо выпеченные пирожки все равно часто летели в бакенбарды помощника надзирателя по хозяйственной части Золотарева.

  • 10:00–12:00 — занятия
  • 12:00–13:00 — прогулка

Летом, когда Царское Село было «Петербургом в миниатюре», гулялось весело. Осенью, когда все разъезжались по столичным домам, ученики «поневоле призывали к себе науки».

  • 13:00 — обед из трех блюд

Вот его-то и коснулись изменения: сперва лицеистам в обед давали полстакана портера, потом сочли это баловством и заменили на квас с водой.

  • 14:00–15:00 — чистописание или рисование
  • 15:00–17:00 — другие уроки
  • 17:00–18:00 — чай и прогулка (обязательная, в любую погоду)
  • 18:00–20:30 — повторение уроков и «вспомогательный класс» (дополнительные занятия для отстающих)
  • 20:30 — ужин и отдых

По средам и субботам бывали «танцеванье или фехтованье».

  • 22:00 — вечерняя молитва и сон

В арках зажигали ночники, дежурный прохаживался по коридору.

Телесных наказаний в Лицее не было. Даже когда государь лично приказал высечь молодого Пушкина, Егор Антонович Энгельгардт, второй директор Лицея, ослушался. Впоследствии для особо провинившихся завели карцер. Обычно же просто «арестовывали» ученика в его комнате, приставляя дядьку.

Предметы

Обучение состояло из двух курсов: начального и окончательного. Каждый занимал по три года. При переходе на следующий курс и выпуске проводился публичный экзамен, на котором почти всегда присутствовали министр просвещения, члены Академии наук, родители и родственники воспитанников.

В правах и преимуществах Царскосельский лицей приравнивался к российским университетам. Но юный возраст воспитанников не позволял требовать от них того же, чего ждали от взрослых студентов: дойти до совершенства в своей области. Задачей лицеистов было усвоить «главные основания» многих наук. Поэтому учебная программа была обширной и пестрой.

В почете было изучение латинского, французского, немецкого. Во время соревнований по иностранным языкам штрафовали тех, кто случайно заговорит по-русски. Лицеисты осваивали риторику, словесность, русскую и мировую историю, «нравственные науки», географию, науки математические и физические. Под определением «изящные искусства и гимнастические упражнения» скрывались чистописание, рисование, пение, танцы, фехтование, верховая езда и плавание.

На литературных собраниях у гувернера Сергея Гавриловича Чирикова лицеисты сочиняли повести: один придумывает начало, второй завязку, третий подхватывает. Двадцать лет спустя эти сюжеты лягут в основу «Метели» и «Выстрела» Пушкина.

Но еще раньше, чем они будут опубликованы, Александр Сергеевич подаст Николаю I записку «О народном воспитании», в которой изложит свои взгляды на образование. Домашнее воспитание, по мнению выпускника Лицея, «недостаточное» и «безнравственное». Частное образование нужно не колеблясь «подавить». Юношество должно иметь время на то, чтобы «перекипеть, обогатиться познаниями, созреть в тишине училищ». По мнению поэта, не так уж необходимо тратить 6 лет на изучение французского, греческого и латыни. Зато история и политические науки в старших классах должны стать основными предметами.

Оценки

До 1816 года учителя подробно излагали свое мнение о каждом ученике, ежегодно составлялись развернутые характеристики: описывались сильные и слабые стороны воспитанника, причины его проступков или отставания в учебе. Это позволяло на деле осуществлять принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся. Позднее была принята более краткая форма оценивания. Характеристика составлялась педагогами не в индивидуальном порядке, а совместно на итоговых заседаниях. А учеба и поведение оценивались цифрами:

  • 1 — отлично,
  • 2 — очень хорошо,
  • 3 — хорошо,
  • 4 — посредственно,
  • 0 — худо.

Оценивались не только учебные успехи, но и способности лицеистов. Так, Пушкин находился ближе к «неспособным и ленивым» в этом списке. «Ранжирование» учеников в зависимости от их успехов — спорный момент. Современные педагоги считают, что это негативно влияет на процесс формирования Я-концепции ребенка. Но для лицейских преподавателей оно было важным средством воспитания. Не только в классах, но и за обеденным столом лучшие места занимали лицеисты, отличившиеся успехами в учебе и поведении.

А вот стремление научить юношей думать самостоятельно, свободно и независимо вполне соответствует современным представлениям о содержании образования. В Постановлении о Лицее подчеркивается правило «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать его собственное действие».

Педагоги

Поначалу в Лицее было 30 учащихся, 11 наставников: директор, учителя, гувернеры. Кроме этого, в штате числился надзиратель, шпионящий как за подопечными, так и за педагогами. Один из таких блюстителей порядка Мартын Степанович Пилецкий-Урбанович до того разозлил воспитанников, что они поставили ему ультиматум: либо он удаляется из Лицея, либо они. Надзирателю пришлось уехать в тот же день.

Первый директор Лицея Василий Федорович Малиновский подчеркивал: надо сделать так, чтобы «воспитывающие и воспитуемые составляли одно сословие». Лицеисты должны были видеть в педагогах не начальников, а друзей. Так, мальчики были вхожи в дом директора, где знакомились с обычаями света. Выезжали с его семейством на прогулки, катались с горок и на коньках.

Профессора, кроме Давида Ивановича де Будри, были молодыми людьми до 30 лет. Еще одним новшеством было то, что «главные науки» преподавали русские педагоги, а не иностранцы. Хотя у некоторых из них и был опыт зарубежного обучения. Так, любимый преподаватель Пушкина Александр Петрович Куницын, Иван Кузьмич Кайданов и Яков Иванович Карцев, окончив Петербургский педагогический институт, были отправлены для продолжения образования в Геттинген, Йену и Париж. И по прибытии назначены профессорами в Лицей.

Сегодня ценится, когда педагоги, работающие с детьми, сами создают программы, учебники и пособия. Этот принцип соблюдался и в Лицее. Например, Николай Федорович Кошанский, имевший степень доктора философии и свободных искусств, не только издал несколько учебников, но и перевел огромную «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра, сочинения Корнелия Непота, по которым учились лицеисты.

Преподавателей объединяло не только желание распознать характер и наклонности своих воспитанников, но и старание воплотить в жизнь их высокие юношеские замыслы. Так, директор Энгельгардт добился для Федора Матюшкина места в кругосветном путешествии. Теперь мы знаем его как адмирала, исследователя Восточной Сибири, чьим именем назван мыс в Северном Ледовитом океане. Неудивительно, что многие выпускники сохранили дружеские и доверительные отношения со своими лицейскими наставниками.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Источники:

http://dugward.ru/library/filosofov/filosofov_ubiley_licea.html
http://www.stihi.ru/2011/10/19/8318
http://zen.yandex.ru/media/id/5b6ad6c2bd216300a80d4eb9/5d09ca2e936d3400aeb55a2f

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector