0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Cочинение «Антитеза “Обломов”. В помощь школьнику

Cочинение «Антитеза “Обломов”»

50-е годы 19в. – время работы Гончарова над романом “Обломов” – были временем больших перемен в жизни России. Уходил в прошлое веками складывавшийся уклад жизни, на смену ему должен был прийти новый. Менялись отношения в обществе, менялся и сам состав этого общества. Но люди, принадлежащие к старшему поколению, не могли быстро исчезнуть. За ними было прошлое, его традиции и обычаи.

Основным художественным приемом в раскрытии характеров является антитеза. По этому принципу построены и система образов, и композиция романа. Обломову противопоставлен Штольц, Ольге Ильинской – Пшеницина, шумному Петербургу – “благословенный край” Обломовка.

Роман показывает силу традиций, такое существование, в котором “норма жизни была готова и преподана родителями… с заветом блюсти ее цельность и неприкосновенность”.

Именно так воспитывали Илью Ильича. Совсем иначе представлен характер Штольца. Если Обломов – “золотое сердце”, добрая душа, образованный человек, не желающий что-либо менять в своей жизни, живущий только для себя, в праздности и лени, то Штольц – воплощение деятельности. “Он весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные”. У него есть идея, которой он служит: “Труд – образ, содержание, стихия и цель моей жизни”. Штольц делает все, чтобы пробудить Обломова к деятельности, но попытки ни к чему не приводят, и жизненные пути расходятся. Обломов заживо хоронит себя в доме Пшенициной. Штольц жадно, азартно открывает новые предприятия. Он идет по жизни победителем.

В романе видно, что все, что особенно было дорого Обломову, переходит к Штольцу: он становится мужем Ольги, возрождает родовую усадьбу Обломова и воспитывает его сына.

Ее настойчивость на время побеждает лень Обломова, но Ольга не может сделать счастливым Илью Ильича. Характер Пшенициной ему ближе. Она полная противоположность Ольге. Это добрая, скромная женщина, идеальная хозяйка, готовая стать рабыней И.И. Она находит радость и счастье в глубокой преданности ему. Именно этот тип женщины, способной на жертву, тихой и спокойной, представляется Обломову во сне. Наяву Агафья Матвеевна сумела воссоздать тот мир, который чуть было, не утратил И.И. Здесь он обрел идеал “ненарушаемого покоя жизни”.

Питер не уютен для главного героя. В начале романа Обломов представлен лежащим на диване. Он не интересуется широкой жизнью, ни куда не выходит. Его гости предлагают свой вариант “радостей жизни”. Но Обломов на все отвечает отказом. Постепенно и незаметно он порывает с обществом, лежание делается его нормальным состоянием. Герой засыпает и видит мир, который казался ему почти сказочным, там все красиво, люди счастливы, покойны, вкусно и хорошо едят. Таким представляется гармоничный мир Обломову. Так официальный деловой Питер противопоставлен идеальному миру Обломова.

Прием антитезы проявляется и на уровне художественной детали. Знаменитому персидскому халату противопоставлен светский фрак, в котором Обломов встречается с Ольгой. Но этот халат возвращается на плечи Обломова, заплатанный Пшенициной. Веткам сирени, которая символизировала любовь Обломова, противопоставлен снег, аллегорически означающий духовную смерть героя.

На приеме антитезы построен весь роман. Автор показывает характеры людей во всем их разнообразии. Помещая главных героев в разные общества, окружение, автор добивается того, что разные черты самих гер

Прием антитезы в романе И. А. Гончарова «Обломов».

ПЛАН ОТВЕТА

1. Антитеза — основной художественный прием в романе.

2. Антитеза в образах Обломова и Штольца:

— детали одежды, восприятие мира, характеры, идеалы;

— духовность и рационализм;

— отношение к службе.

3. Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына.

4. Значение антитезы в разрешении основных проблем романа.

1. В романе И. А. Гончарова «Обломов» выразительно использован прием антитезы, незаменимый в тех случаях, когда автор стремится отразить всю противоречивость и сложность описываемого явления. С помощью этого приема И. А. Гончаров выявляет все стороны человеческой личности своих героев: Обломова и Штольца, Ольги и Агафьи Матвеевны.

Читать еще:  Блаженный Иоанн. Книги онлайн

2. В Обломове и Штольце контрастирует практически все, вплоть до мельчайших деталей, начиная от происхождения и кончая стилем одежды. Но главным их различием, без сомнения, остается абсолютная несхожесть их характеров и идеалов. Все остальное — причина или следствие этого. Достаточно вспомнить сон Обломова, чтобы понять, что своей ленью и апатией он во многом обязан барскому происхождению и воспитанию. Представление о жизни складывалось у него из наблюдений за жизнью родителей, которые приучали сына к праздности и покою, считая их признаком счастья и высшей породы. Ему хочется что-то сделать самому, а домочадцы не разрешали даже налить себе воды из графина, что-то принести, поднять уроненную вещь, считая, что на труде вообще стоит клеймо рабства. «Захар, — как, бывало, нянька, — натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему, лежа, то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, так он поддаст Захарке ногой в нос. Потом Захарка чешет ему голову, натягивает куртку, осторожно продевая руки Ильи Ильича в рукава, чтобы не слишком беспокоить его. »

Отец Штольца, напротив, старался воспитать в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. Энергичность и предприимчивость Андрея Штольца есть следствие необходимости самому, не полагаясь ни на кого, пробивать себе дорогу в жизни. И если Штольц — суховатый рационалист, то Обломов — воплощение мягкости и кротости. И этот рационализм Штольца подчеркивает такие отрицательные черты в характере Обломова, как лень, инертность, равнодушие к жизни. Это противопоставление усиливается за счет того, что их жизненные пути постоянно пересекаются. Причем Штольц пытается вырвать своего друга Илью Ильича из лап «обломовщины», пробудить в нем все лучшие чувства: доброту, честность, искренность, благородство, — надеясь на то, что эти чувства, развившись, сделают его жизнь цельной и гармоничной.

Но незримая борьба происходит не только между характерами Штольца и Обломова. С помощью приема антитезы Гончаров практически полностью раскрывает перед читателем внутренний мир Ильи Ильича. Грезы Обломова автор противопоставляет действительности: «. а хорошо бы, если бы вот это сделалось». «Оттого он любит помечтать и ужасно боится того момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось. » Его мечтания, порой детские и наивные, резко отличаются от действительности, что и стало самой большой жизненной трагедией Обломова. Его лень и апатия мешают ему воплотить в реальность хотя бы маленькую толику его грандиозных мечтаний.

Обломов как бы живет двойной жизнью: первая — это обыденная реальность, а вторая — это его сны и мечтания, в которых он представляет себя деятельным человеком, личностью, которая способна творить и действовать, невзирая ни на какие жизненные проблемы и внутренние противоречия. Но это сон, а не реальность. Илья Ильич спит, потому что во сне он видит себя тем, кем он хочет быть. Жизнь его — это сон. Только любовь к Ольге Ильинской смогла на некоторое время воскресить Обломова к жизни. Он почувствовал, что настоящее счастье заключается не в бесплодных размышлениях и мечтах, а в богатстве чувств. Чувство, вспыхнувшее между Обломовым и Ольгой, настолько романтично и сильно, что отодвигает проблему «обломовщины» на второй план. Ольге кажется, что с его ленью она очень легко справится. Настойчивость и упорство Ольги на время побеждают лень Обломова: она заставляет его читать книги и газеты, совершает с ним прогулки по окрестностям Петербурга, он посещает по ее просьбе музеи. Ольга добивается от Обломова физического движения, умственной работы.

Однако любовь не смогла захватить Илью Ильича — он не жертвует ради нее своим спокойствием. Мечта Ольги о перевоспитании разбивается о лень Обломова. Любовь показалась ему «претрудной школой жизни». Разрыв с Ольгой стал неизбежен. Но стоит заметить, что идеалы энергичного человека Обломова и Штольца в этот период резко отличаются друг от друга. В своих мечтах Обломов ставит цели высокие и благородные, в отличие от меркантильных интересов Штольца.

Читать еще:  Город грехов комиксы на русском. Город грехов

3. Женские образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницьшой тоже противопоставлены в романе. Уже в их внешнем облике много непохожего: Ольга стройная, Пшеницына толстая, хотя обе по-своему привлекательны в глазах Обломова: одна — своей грацией, другая — статностью. Эти две героини противопоставлены и по своему социальному происхождению:

Ольга — дворянка, получила хорошее образование и воспитание. Агафья Матвеевна — из народа и не отличается образованностью. Эти две женщины и любят по-разному: любовь Ольги одухотворена, но несколько эгоистична (она любит в Обломове себя, свои усилия воли и духа), а любовь Пшеницьшой самозабвенна, она держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе об Обломове.

4. Используя в произведении прием антитезы, автор, противопоставляя героев, заставляет читателей занять позицию одной из противопоставленных сторон, однако этот прием часто нацелен на то, чтобы помочь нам рассмотреть каждое явление объективно. Так, говоря об Обломове, мы можем осуждать его лень и апатию, но вместе с тем мы признаем детскую чистоту его души и неподдельную доброту. Можно восхищаться предприимчивостью Штольца, но не надо забывать о хитрости и изворотливости, качествах, необходимых для успеха. Умело используя прием антитезы, Гончаров оставил грядущим поколениям великолепный роман о тайнах и тонкостях человеческой души — самого сложного и загадочного явления прошлого, настоящего и будущего.

В чем символика «сквозных» деталей: халат Обломова, ветка сирени?

26. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», его авторская оценка. (Билет 12)

Вариант 1

И. С. Тургенев писал А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу».
В романе «Отцы и дети» изображается эпоха 50-х годов XIX века. Два лагеря: дворян и разночинцев. Острая идейная борьба сменяющих друг друга общественных сил. По своим убеждениям Тургенев был сторонником реформистского преобразования России. Но как большой художник он не мог не нарисовать портрет зарождающегося в России социального типа.
Д. И. Писарев: «Сам Тургенев никогда не будет Базаровым, но он вдумался в этот тип и понял его так, как не поймет ни один из наших реалистов». Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель». Базаров — личность яркая, покоряющая окружающих своей незаурядностью. Несмотря на напускную развязность, в нем угадывается характер энергичный, мужественный и в то же время искренний и добрый. На фоне бездеятельного Павла Петровича, непрактичного Николая Петровича и «сибаритствующего» Аркадия Базаров выделяется любовью к труду, упорством в достижении цели, стремлением принести России реальную пользу.
Но с другой стороны, Тургенев наделил Базарова чертами, снижающими его образ. Базаров цинично относится к женщинам, любви, браку, семье. Он говорит об Одинцовой: «баба с мозгом» и «богатым телом». Базаров не принимает искусства. По его мнению, «Рафаэль гроша медного не стоит», а всякое искусство есть «искусство наживать деньги». Он признает только естественные науки в силу их полезности для настоящего России.
Базаров отступает от многих своих убеждений. Встреча с Одинцовой обнаруживает в Базарове «романтизм», способность любить. Герой начинает сомневаться, действительно ли он «нужен России». Перед лицом смерти Базаров начинает понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия и красота.
История Базарова иллюстрирует философскую идею Тургенева: какие бы люди ни приходили в мир, как бы страстно они ни желали перевернуть жизнь, как бы ни отрицали духовное начало жизни, они уходят, исчезают, а остается то, что вечно — любовь, дети, земля, небо. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами. они говорят. о вечном примирении и о жизни бесконечной».
«Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий все художественное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона — не из нелепого желания оскорбить молодое поколение (. ), а просто вследствие наблюдений над моим знакомцем, доктором Д. и подобными ему лицами. «Эта жизнь так складывалась, — опять говорил мне опыт, — может быть, ошибочный, но, повторяю, добросовестный; мне нечего было мудрить — и я должен был именно так нарисовать его фигуру. вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что за исключением воззрений на художества, — я разделяю почти все его убеждения. А меня уверяют, что я на стороне «отцов». я, который в фигуре Павла Кирсанова даже погрешил против художественной правды и пересолил, довел до карикатурности его недостатки, сделал его смешным!
Вся причина недоразумений, вся, как говорится, «беда» состояла в том, что воспроизведенный мною базаровский тип не успел пройти чрез постепенные фазисы, через которые обыкновенно проходят литературные типы.
В самый момент появления нового человека — Базарова — автор отнесся к нему критически. объективно. Это многих сбило с толку. » (И. С. Тургенев).

Читать еще:  «Всадница». Художественный анализ картины

Антитеза как композиционная основа романа И. А. Гончарова «Обломов» (Школьные сочинения)

Антитеза — это противопоставление каких-либо объектов, героев и характеристик персонажей. Она используется авторами произведений для того, чтобы показать читателям всю многогранность жизни людей.

В романе И. А. Гончарова «Обломов» антитеза является композиционной основой произведения. Автор противопоставляет все: от характеров героев и до восприятия ими окружающего мира. Основным идейным противостоянием является борьба характеров Обломова и Штольца.Обломов — «естественный человек», «хрустальная душа», а Андрей Штольц — рационалист и прагматик.

Причина различий их характеров заключается в воспитании.

Так, у Обломова «все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить», а у Штольца все наоборот: он все умеет и везде успевает благодаря правильному воспитанию, которое дал ему отец-немец. Андрей Иванович Штольц не единственный человек, кому можно противопоставить Илью Обломова.

Все люди, с которыми общается герой — его антиподы. Внутренний мир Ильи Ильича Обломова очень богат и прекрасен, а все гости, приходившие к нему — суетливые жители Санкт-Петербурга. Каждый из них олицетворяет какую-то отдельную черту характера жизни Петербурга, не присущую характеру Обломова.

Так, Волков — франт, Судьбинский — трудоголик, Пенкин — журналист, Алексеев — «серая мышь», а Тарантьев — грубиян.

Большинству вышеперечисленных героев был выгоден тот образ жизни, который вел Обломов, потому что Илья Ильич не хотел принимать самостоятельных решений, чем потом воспользовался Тарантьев, совершив с ним сделку.

Однако, в жизнь Ильи Обломова пришел человек, попытавшийся поменять его образ жизни в лучшую сторону. Этот человек — Ольга Ильинская. Это сильная женщина с огромной жаждой жизни и познания. Сила, с помощью которой она хотела изменить Обломова — любовь.

Любовь Ольги была направлена на то, чтобы сделать Илью Обломова деятельным человеком, вытянуть его из «обломовщины». Встретив Ольгу, Обломов на время забыл о своем любимом халате, стал вести активный образ жизни.

Вместе они читали книги, ходили гулять. Однако, все хорошее когда — нибудь заканчивается, как закончился роман Ольги Ильинской и Ильи Обломова. Причиной их разрыва стало нежелание Обломова принимать серьезные решения.

После их разрыва в жизнь Ильи Обломова пришла Агафья Пшеницына — полный антипод Ольги. Агафья Матвеевна — простая русская женщина, которая полюбила Обломова ни за что, просто так. Она не говорила герою о своих чувствах, а просто проявляла заботу: готовила обед, ставила за него свечу в храме, ухаживала за ним, когда тот был болен, и при этом ничего не требовала взамен.

С приходом Агафьи Пшеницыной Обломов снова начинает вести пассивный образ жизни, есть много вредной пищи. Любовь Обломова с Агафьей Пшеницыной и его любовь с Ольгой Ильинской — две разные вещи, как и характеры обеих женщин. Ольга вытянула Обломова из «обломовщины», а Агафья Матвеевна затянула обратно. Поэтому, жизнь Обломова тоже построена на антитезе.

Итак, весь роман И. А. Гончарова «Обломов» основан на противопоставлениях. В основном, это характеры героев-антиподов: Ильи Обломова и Андрея Штольца, Агафьи Пшеницыной и Ольги Ильинской. Противопоставление героев дает нам понять их внутренний мир, причины тех или иных поступков.

Источники:

http://mysoch.ru/sochineniya/goncharov/_story/oblomov/antiteza_oblomov/
http://lektsii.org/12-79393.html
http://www.kritika24.ru/page.php?id=32584

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector