0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что значит увертюра. Музыкальные жанры: Увертюра

Увертюра

(франц. ouverture, от лат. apertura — открытие, начало) — инстр. вступление к театр. спектаклю с музыкой (опера, балет, оперетта, драма), к вокально-инстр. произв. типа кантаты и оратории или к серии инстр. пьес типа сюиты, в 20 в. — также к кинофильмам. Особая разновидность У. — конц. пьеса с нек-рыми чертами театр. прототипа. Два осн. типа У. — пьеса, имеющая вступит. функцию, и самостоят. произв. с определ. образными и композиц. свойствами — взаимодействуют в процессе развития жанра (начиная с 19 в.). Общей особенностью является в той или иной степени выраженная театр. природа У., «соединение наиболее характерных черт замысла в наиболее ярком их виде» (Б. В. Асафьев, «Избранные труды», т. 1, с. 352).

История У. восходит к начальным этапам развития оперы (Италия, рубеж 16-17 вв.), хотя самый термин утвердился во 2-й пол. 17 в. во Франции и затем получил всеобщее распространение. Первой У. принято считать токкату в опере «Орфей» Монтеверди (1607), фанфарная музыка к-рой отразила старую традицию начинать спектакли призывными фанфарами. Позднее итал. оперные вступления, представляющие собой последование 3 разделов — быстрого, медленного и быстрого, под назв. «симфонии» (sinfonia) закрепились в операх неаполитанской оперной школы (А. Страделла, А. Скарлатти). Крайние разделы нередко включают фугированные построения, однако третий чаще имеет жанрово-бытовой, танц. характер, тогда как средний отличается певучестью, лиризмом. Подобные оперные симфонии принято называть итальянскими У. Параллельно во Франции развивался иной тип 3-частной У., классич. образцы к-рой были созданы Ж. Б. Люлли. Для франц. У. типично последование медленного, величавого вступления, быстрой фугированной части и завершающего медленного построения, сжато повторяющего материал вступления или напоминающего в общих чертах его характер. В нек-рых более поздних образцах завершающий раздел опускался, заменяясь каденционным построением в медленном темпе. Помимо франц. композиторов, тип франц. У. использовали нем. композиторы 1-й пол. 18 в. (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Г. Ф. Телеман и др.), предваряя ею не только оперы, кантаты и оратории, но и инстр. сюиты (в последнем случае название У. иногда распространялось на весь сюитный цикл). Ведущее значение сохраняла оперная У., определение функций к-рой вызывало много разноречивых мнений. Нек-рые муз. деятели (И. Маттезон, И. А. Шайбе, Ф. Альгаротти) выдвигали требование идейной и муз.-образной связи У. с оперой; в отд. случаях композиторы осуществляли подобного рода связь в своих У. (Гендель, особенно Ж. Ф. Рамо). Решающий перелом в развитии У. наступил во 2-й пол. 18 в. благодаря утверждению сонатно-симф. принципов развития, а также реформаторской деятельности К. В. Глюка, трактовавшего У. как «вступит. обзор содержания» оперы. Циклич. тип уступил место одночастной У. в сонатной форме (иногда с кратким медленным вступлением), обобщённо передававшей господствующий тон драмы и характер осн. конфликта («Альцеста» Глюка), что в отд. случаях конкретизируется использованием в У. музыки соответств. оперы («Ифигения в Авлиде» Глюка, «Похищение из сераля», «Дон Жуан» Моцарта). Значит. вклад в развитие оперной У. внесли композиторы периода Великой франц. революции, в первую очередь Л. Керубини.

Исключит. роль в развитии жанра У. сыграло творчество Л. Бетховена. Усилив муз.-тематич. связь с оперой в 2 наиболее ярких вариантах У. к «Фиделио», он отразил в их муз. развитии важнейшие моменты драматургии (более прямолинейно в «Леоноре No 2», с учётом специфики симф. формы — в «Леоноре No 3»). Подобный тип героико-драм. программной увертюры Бетховен закрепил в музыке к драмам («Кориолан», «Эгмонт»). Нем. композиторы-романтики, развивая традиции Бетховена, насыщали У. тематизмом оперы. При отборе для У. наиболее важных муз. образов оперы (часто — лейтмотивов) и при соответствии её симф. развития общему ходу оперного сюжета У. становится относительно самостоятельной «инструментальной драмой» (напр., У. к операм «Вольный стрелок» Вебера, «Летучий голландец» и «Тангейзер» Вагнера). В итал. музыке, в т. ч. у Дж. Россини, в основном сохраняется старый тип У. — без непосредств. связи с тематизмом и сюжетным развитием оперы; исключение составляет У. к опере Россини «Вильгельм Телль» (1829) с её слитно-сюитной композицией и обобщением важнейших муз.-образных моментов оперы.

Достижения европ. симфонизма в целом и, в частности, рост самостоятельности, концепционной законченности оперных У. способствовали возникновению её особой жанровой разновидности — концертной программной У. (важную роль в этом процессе сыграли произв. Г. Берлиоза и Ф. Мендельсона-Бартольди). В сонатной форме таких У. заметна тенденция к развёрнутому симф. развитию (ранее оперные У. нередко писались в сонатной форме без разработки), что в дальнейшем привело к появлению жанра симфонической поэмы в творчестве Ф. Листа; позднее этот жанр встречается у Б. Сметаны, Р. Штрауса и др. В 19 в. получают распространение У. прикладного характера — «торжественные», «приветственные», «юбилейные» (один из первых образцов — «Именинная» увертюра Бетховена, 1815). Жанр У. явился важнейшим источником симфонизма в рус. музыке до М. И. Глинки (в 18 в. увертюры Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, в нач. 19 в. — О. А. Козловского, С. И. Давыдова). Ценный вклад в развитие разл. видов У. внесли М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев и др., к-рые создали особый тип национальной характеристической У., часто с использованием народных тем (например, «испанские» увертюры Глинки, «Увертюра на темы трёх русских песен» Балакирева и др.). Эта разновидность продолжает развиваться в творчестве советских композиторов.

Читать еще:  Иван бунин рассказы. Мотивы разлуки и смерти

Во 2-й пол. 19 в. к жанру У. композиторы обращаются значительно реже. В опере её постепенно вытесняет более краткое, не основанное на сонатных принципах вступление. Оно обычно выдержано в одном характере, связано с образом одного из героев оперы («Лоэнгрин» Вагнера, «Евгений Онегин» Чайковского) или в чисто экспозиционном плане знакомит с несколькими ведущими образами («Кармен» Визе); сходные явления наблюдаются и в балетах («Коппелия» Делиба, «Лебединое озеро» Чайковского). Вступит. часть в опере и балете этого времени часто называется вступлением, интродукцией, прелюдией и т. д. Идея подготовки к восприятию оперы вытесняет идею симф. пересказа её содержания, об этом неоднократно писал Р. Вагнер, постепенно отошедший в своём творчестве от принципа развёрнутой программной У. Однако наряду с короткими вступлениями отд. яркие образцы сонатной У. продолжают появляться в муз. театре 2-й пол. 19 в. («Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, «Сила судьбы» Верди, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина). Основываясь на закономерностях сонатной формы, У. превращается в более или менее свободную фантазию на темы оперы, иногда типа попурри (последнее более типично для оперетты; классич. образец — «Летучая мышь» Штрауса). Изредка возникают У. на самостоят. тематич. материале (балет «Щелкунчик» Чайковского). На конц. эстраде У. всё чаще уступает место симф. поэме, симфонической картине или фантазии, но и здесь конкретные особенности замысла иногда вызывают к жизни близкий театр. разновидностям жанр У. («Родина» Бизе, У.-фантазии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» Чайковского).

В 20 в. У. в сонатной форме встречаются редко (напр., увертюра Дж. Барбера к «Школе злословия» Шеридана). Конц. разновидности, однако, продолжают тяготеть к сонатности. Среди них наибольшее распространение имеют нац.-характеристич. (на нар. темы) и торжественные У. (образец последней — «Праздничная увертюра» Шостаковича, 1954).

Литература: Sеrоff A., Der Thcmatismus der Leonoren-Ouvertьre. Eine Beethoven-Studie, «NZfM», 1861, Bd 54, No 10-13 (рус. пер. — Тематизм (Thematismus) увертюры к опере «Леонора». Этюд о Бетховене, в кн.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895, то же, в кн.: Серов А. Н., Избр. статьи, т. 1, М. -Л., 1950); Игорь Глебов (Б. В. Асафьев), Увертюра «Руслан и Людмила» Глинки, в кн.: Музыкальная летопись, сб. 2, П., 1923, то же, в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 1, М., 1952; его же, О французской классической увертюре и в особенности об увертюрах Керубини, в кн.: Асафьев Б. В., Глинка, М., 1947, то же, в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 1, М., 1952; Кенигсберг A., Увертюры Мендельсона, М., 1961; Крауклис Г. В., Оперные увертюры Р. Вагнера, М., 1964; Цендровский В., Увертюры и вступления к операм Римского-Корсакова, М., 1974; Wagner R., De l’ouverture, «Revue et Gazette musicale de Paris», 1841, Janvier, Ks 3-5 (рус. пер.- Вагнер Р., Об увертюре, «Репертуар русского театра», 1841, No 5; то же, в кн.: Рихард Вагнер. Статьи и материалы, М., 1974); Botstiber H., Geschichte der Ouvertьre und der freien Orchesterformen, Lpz., 1913; Masson P. M., L’Opйra de Rameau, P., 1930; List1 P., C. M. von Weber als Ouvertьrenkomponist, Wьrzburg, 1936; Sandfоrd G. Th., The ouvertьres of H. Berlioz: a study in. musical style, Toronto, 1964.

Увертюра

Увертю́ра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке.

В истории оперы увертюры писались поначалу для того, чтобы дать публике время занять места в зале. Во времена Моцарта традиция изменилась, и увертюра стала полноправной частью композиции. Многие композиторы использовали в увертюре мелодии из оперы, для которой увертюра писалась. Рихард Вагнер и Иоганн Штраус-младший делали свои увертюры программными, то есть передавали в них, вкратце, сюжет последующего драматического действия.

Читать еще:  Тре кул. Смотреть что такое "кул" в других словарях

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Увертюра» в других словарях:

увертюра — ы, ж. ouverture f., > нем. Ouvertüre. 1. един., воен. Незанятое противником пространство; промежуток, проход. Кавалерия правого крыла имеет быть постирована от Флемгудена к Швартенбергу и Кронсгагену, дабы она у Кварнбека через увертуру… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

УВЕРТЮРА — (фр. ouverture, от ouvrir открывать). Симфония, служащая началом или как бы введением в оперу или балет. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УВЕРТЮРА вступительная часть какого нибудь музыкального… … Словарь иностранных слов русского языка

увертюра — См … Словарь синонимов

УВЕРТЮРА — УВЕРТЮРА, увертюры, жен. (франц. ouverture, букв. открытие) (муз.). 1. Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету. 2. Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

увертюра — УВЕРТЮРА, ы, ж. Сверхурочная работа. Крутить увертюру работать сверхурочно. Возм. от общеупотр. «увертюра» оркестровое вступление к опере, балету и т. п., одночастное музыкальное произведение; Возм. также окказиональное наложение англ. overtime… … Словарь русского арго

УВЕРТЮРА — (французское ouverture, от латинского apertura открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету (смотри Интродукция), оперетте, драматическому спектаклю, оратории. В 19 20 вв. также оркестровая пьеса, близкая симфонической поэме … Современная энциклопедия

УВЕРТЮРА — (франц. ouverture от лат. apertura открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п. (часто в сонатной форме), а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера … Большой Энциклопедический словарь

Увертюра — (иноск.) начало (намекъ на увертюру введеніе, начало оперы). Ср. Ну, вотъ, и разскажите всю эту увертюру (вашей жизни): какого вы роду и племени и что вы занапрасно терпѣли. Лѣсковъ. Полунощники. 3. Ср. Въ увертюрѣ замѣтно притязаніе живописать… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

УВЕРТЮРА — УВЕРТЮРА, ы, жен. 1. Оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, фильму. Оперная у. 2. Одночастное музыкальное произведение (обычно относящееся к программной музыке). | прил. увертюрный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И … Толковый словарь Ожегова

УВЕРТЮРА — жен., франц. музыка для оркестра, перед начало, открытием зрелища. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

УВЕРТЮРА — «УВЕРТЮРА», Украина, АЭРОСИСТЕМЫ/АВГУСТ, 1994, цв., 45 мин. Фильм балет. Балетная феерия на темы зарождения стихий в начале времен. В ролях: Софья Штейнбак, Юлия Штейнбак, Яна Штейнбак, Зиновий Гердт (см. ГЕРДТ Зиновий Ефимович), Махмуд Эсамбаев… … Энциклопедия кино

Увертюра

Увертюра — инструментальная оркестровая пьеса, служащая вступлением к музыкальным (и не только) произведениям. Увертюра может открывать оперу, балет, хоровые выступления, кинофильм, драматическую театральную постановку, инструментальные композиции и др. Термин «увертюра» происходит от французского ouverture, означающего открытие, начало, вступление. Также увертюра означает самостоятельное инструментальное концертное произведение.

Оперная увертюра.
Идея инструментального вступления оперы существовала с самого рождения этого жанра в начале 17-го века, первая опера «Эвредика» (1600) Якопо Пери начиналась с короткой инструментальной ритурнели. Клаудио Монтеверди в начале свого «Орфея» (1607) использовал токкату — фанфару для духовых инструментов. Однако в начале становления оперы более важным был пролог, который включал вокальный диалог, раскрывающий в аллегорической форме тему произведения.

Как самостоятельная музыкальная форма так называемая французская увертюра впервые появилась в работах Жана-Батиста Люли, которые он сочинял для французского двора. Он развил похожую двухчастную форму, которая называлась увертюра и использовалась во французских балетах ещё в 1640-х годах. Она состояла из медленного вступления, затем быстрая фуга и иногда добавлялось медленное заключение и часто следовала за серией танцевальных мелодий до поднятия занавеса и возвращалась после пролога.

Этот отличительный стиль французской увертюры также использовался в английской опере, к примеру у Генри Персела в опере «Дидона и Эней» (1689), и содержится в работах композиторов позднего Барокко, таких как И.С.Бах. Стиль чаще всего используется в прелюдии сюит и в непостановочных вокальных работах, например в начале хорала Баха «Nun komm, der Heiden Heiland».

В Италии различные формы, которые назывались «увертюра», возникли в 1680-х годах и утвердились в операх Алессандро Скарлатти. Обычная форма итальянского вида увертюры состоит из трёх частей: быстрая первая часть в основном ключе, короткая медленная вторая часть, последняя часть в танцевальных ритмах жиги или менуэта и возвращение к основной теме. К середине 18-го века оперная итальянская увертюра распространилась по всей Европе, практически полностью вытеснив французский стиль. С эволюцией формы первая часть часто стала включать фанфаро-подобные элементы и приняла структуры «сонатины» (сонатная форма без развития), медленная часть стала более расширенной и лирической. Итальянские увертюры часто отделены от свих опер и играются как независимые концертные произведения, с этой точки зрения они стали важным элементом в ранней истории развития симфонии.

Читать еще:  С а баруздин биография. Сергей баруздин

Во второй половине 18-го века композиторы стали использовать увертюру в качестве симфонического пролога к опере, раскрывая её содержание. Важное исследование значения увертюры произвёл Кристоф Виллибальд Глюк в предисловии к опере «Альцеста», отведя ей роль «вступительного обзора содержания».
Одновременно происходит четкое разделение увертюры в сонатной форме и симфонии, это видно у Вольфганга Амадея Моцарта в зингшпиле «Похищение из сераля» и незаконченной «Обманутый жених». Последняя увертюра Моцарта к опере «Волшебная флейта» (1791), предворяет модель увертюры 19-го века, которую установит Джоаккино Россини, с торжественным открытием и медленным, тяжелым введением, ведущим к весёлой основной теме. В работах Бетховена ещё больше увеличился разрыв между формой и стилем увертюры и симфонии.

В начале девятнадцатого века Дж.Россини разработал и усовершенствовал форму увертюры, в первую очередь для итальянской оперы-буффа, и заслужил репутацию грандмастера увертюры. «Вексель на брак» (1810) был первым опытом, где композитор обошёл строгие сонатные формы и использовал торжественное открытие, медленное вступление, первую основную тему, расширенный переход ко второй основной теме, крещендо и финал.
Продолжение этого стиля можно услышать в произведениях Карла Мария фон Вебера, Джузеппе Верди, Гектора Берлиоза и других. Конечной точкой развития этого стиля стала опера «Вильгельм Телль» (1829), ознаменовавшая конец классической эпохи в опере и послужившая моделью романтической увертюры 19-го века с революционными четырьмя частями, достигающей эффекта мини-симфонии. Влияние Россини слышится в творчестве Джакомо Мейербера и Рихарда Вагнера и дальше в увертюрах П.И.Чайковского «1812» и Оффенбаха «Орфей в преисподней».

Уветрюра к опере «Вильгельм Телль» Дж.Россини

В середине 19-го века получили распространение увертюры в форме попурри на основе главных мелодий, звучащих в основном произведении, с этой задачей мог справиться даже не композитор, а опытный оркестратор.

Концертная увертюра.

Хотя к концу восемнадцатого века оперные увертюры уже начали исполняться в качестве отдельных произведений в концертном зале, концертная увертюра, предназначенная специально для исполнения на концерте и в целом основанная на некоторых литературных темах, начала появляться в начале романтического периода.

Уже у Л.Бетховена увертюра складывается как самостоятельный жанр инструментальной программной музыки, предшествующий симфонической поэме. Увертюры Бетховена, в особенности увертюра к драме И.В.Гёте «Эгмонт» (1810), представляют собой законченные, предельно насыщенные развитием музыкальные драмы, накалом и активностью мысли не уступающие его симфониям.

Увертюра Л.Бетховена «Эгмонд»

Карл Мария фон Вебер написал две концертные увертюры: «Властелин духов» (Der Beherrscher дер Geister, 1811, переработка его увертюры к неоконченной опере «Рюбецаль») и «Юбилейная увертюра» (1818).
Однако, как правило, первой концертной увертюрой принято считать «Сон в летнюю ночь» (1826) Феликса Мендельсона, другими его работами в этом жанре являются «Морская тишь и счастливое путешествие» (Meeresstille und gluckliche Fahrt, 1828), «Гебриды, или Фингалова пещера» (1830), «Прекрасная Мелузина» (1834) и «Рюи Блаз» (1839).
Другие заметные ранние концертные увертюры: «Тайные судьи» (1826) и «Корсар» (1828) Гектора Берлиоза; Роберт Шуман создавал свои увертюры по произведениям Шекспира, Шиллера и Гете — «Мессинская невеста», «Юлий Цезарь» и «Герман и Доротея»; увертюры Михаила Ивановича Глинки «Арагонская охота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848), явившиеся творческим результатом поездки в Испанию и написанные на испанские народные темы.

Во второй половине 19-го века концертные увертюры стали вытесняться симфоническими поэмами, форму которых разработал Ференц Лист. Различие между этими двумя жанрами было в свободе формирования музыкальной формы в зависимости от внешних программных требований. Симфоническая поэма стала предпочтительной формой для более «прогрессивных» композиторов, таких как Рихард Штраус, Сезар Франк, Александр Скрябин и Арнольд Шенберг, в то время как более консервативные композиторы, как А.Рубинштейн, П.И.Чайковский, М.А.Балакирев, И.Брамс остались верны увертюре. В период, когда симфоническая поэма уже стала популярной, Балакирев написал «Увертюру на темы трех русских песен» (1858), Брамс создал «Академическую фестивальную» и «Трагическую» увертюры (1880), Чайковский фантазию-увертюру «Ромео и Джульетта» (1869) и торжественную увертюру «1812 год» (1882).

В 20-м веке увертюрой стала одним из названий одночастных, средней продолжительности оркестровых произведений, без определённой формы (точнее не в сонатной форме), зачастую написанные для праздничных мероприятий. Заметными прозведениями в этом жанре в 20-м веке являются «Приветственная увертюра» (1958) А. И. Хачатуряна, «Праздничная увертюра» (1954) Д.И.Шостаковича, которая продолжает традиционную форму увертюры и состоит из двух взаимосвязанных частей.

Источники:

http://gufo.me/dict/music_encyclopedia/%D0%A3%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%B0
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/104523
http://www.olofmp3.ru/index.php/Uvertyura.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector