0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что вдохновило на создание картины крик. Крик

Суржик Эдуард

Суржик Эдуард искусство

  • Home
  • Картины
  • Эдвард Мунк «Крик»

Эдвард Мунк «Крик»

Самое знаменитое полотно, которое написал норвежский художник Эдвард Мунк — «Крик»: история создания картины так же многозначительна, как и ее название. Это одна из самых знаменитых картин в мире, которая даже вдохновила создателей известного одноименного фильма «Крик» 1983 года в жанре триллер.

Описание картины «Крик» различными искусствоведами часто включает самые разнообразные предположения о том, что хотел выразить автор своим крайне необычным сюжетом. И до сих пор полностью сойтись во мнениях знатокам не удается. Но есть несколько фактов об истории создания картины, а так же достаточно достоверных предположений о деталях изображения.

«Крик» — что вдохновило художника?

Полотно Эдварда Мунка бесспорно выражает крайнюю степень отчаяния одного персонажа, который на нем изображен. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. Воспроизведение сюжета, изображенного на наиболее узнаваемом полотне, было его навязчивой идеей, от которой он смог избавиться только после прохождения курса лечения в клинике. Но до этого художник успел создать 40 экземпляров картины, испытывая нездоровую необходимость рисовать это изображение снова и снова.

Крик 1893

На полотне изображено существо, которое сложно с уверенностью назвать человеком, так же сложно точно сказать, к какому полу это существо принадлежит. У него голова в форме груши, которую он обхватывает руками, стараясь как бы закрыть уши от собственного крика. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. И нельзя точно утверждать, являются ли эти эмоции причиной или следствием крика, ведь в позе персонажа отчетливо видна напряженность, с которой он закрывает свои уши стараясь спрятаться от своего же крика.

Крик 1895

Изначально полотно называлось «Крик природы». В этом контексте достаточно правдоподобным кажется предположение, что центральная фигура полотна символизирует самого автора, который старается защититься от крика природы, закрывая уши от существующего или вымышленного шума, который мучает его.

По версии одного из исследователей творчества Мунка — Роберта Розенблюма — прототипом персонажа, которого изобразил художник на переднем плане, стала мумия. Эдвард Мунк видел мумию, которая была экспонатом Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Этот же экспонат выставки считают предметом, который поразил воображение друга Мунка — Поля Гогена.

«Крик»: сюжет картины

Автор применил экспрессионизм, чтобы выразить сложность и остроту переживаний персонажа. Размытые линии как бы вибрируют, они нечеткие, перетекают одна в другую. Создается впечатление, что у смотрящего на картину немного нечеткое зрение. Такой эффект полностью погружает зрителя в сюжет: переживания персонажа. Зритель сам погружается в туман отчаяния и горя, которые испытывает центральная фигура, начинает испытывать напряжение, от которого страдает герой, как видно на фото картины Эдварда Мунка «Крик».

Что заставляет кричать героя картины, или какие крики природы он сам слышит, удается отгадать по изображению пейзажа, на фоне которого изображен центральный персонаж. Помимо нечетких линий, которые передают напряженное состояние героя и его переживания, можно обнаружить, что центральная фигура и изображение героя находятся в резонансе. Линии, которые их изображают, практически сливаются в единое целое, обнаружить границы между ними практически невозможно.

Контекст

«Крик» входит в цикл картин Эдварда Мунка о жизни, смерти, любви. Поэтому некоторые эксперты приписывают мистическое значение изображенной на картине центральной фигуре: якобы — это собственное видение образа смерти художником. Но в этом случае еще более необъяснимым оказывается то, почему персонаж находится в том отчаянии. В этот же цикл картин вошли полотна художника, на которых центральные персонажи изменены, но изображены на фоне того же пейзажа с кроваво-багровым закатом.

Отчаяние 1892

На первой выставке, где полотно было представлено публике в составе фриза, зрители его не приняли. Картина была встречена протестами, которые владельцам галереи удалось разрешить только с помощью полиции, так как разочарованная толпа была готова устроить погром.

Читать еще:  «Огненный ангел. Валерий брюсов огненный ангел

Тревога 1894

Мистически настроенными поклонниками искусства считается, что «Крик» — это проклятая картина. На такие мысли наводит ряд совпадений, в ходе которых люди, контактировавшие с полотном, сталкивались с несчастьями, неудачами, начинали болеть.

Крик 1893

Поклонникам творчества художника, которых интересует, где находится картина «Крик», сложно дать однозначный ответ, ведь полотно представлено более чем в 40 экземплярах. Но его первая версия, написанная в 1893 году, хранится в Национальной галерее в Осло.

Вдохновляющий крик

«Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».

Так записано в дневнике норвежского художника Эдварда Мунка за 22 января 1892 года в Ницце.

Вчера был день рождения Мунка. О его знаменитой картине «Крик», вдохновившей голливудских продюсеров на создание одноименного ужастика и авторов «ужасного» смайлика, в этом посте.

«Крик» — настолько узнаваемая картина, что ее ставят в один ряд с «Подсолнухами» Ван Гога или «Черным квадратом» Малевича. Это не одна, а целая группа картин, изображающих человека в полном отчаянии на фоне жуткого кроваво-красного неба с видом Осло-Фьорда с холма Экеберг. Всего картин четыре, и все они выполнены разными техниками. В музее Мунка находятся две из них, выполненные маслом.

Есть версия, что красноватое небо могло быть вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году, когда вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884. А, как известно, Эдвард Мунк работал над «Криком» в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м. То есть увиденная им картина кроваво-красного неба, о которой он написал в дневнике, более десяти лет не отпускала его, и чтобы избавиться от мучивших его кошмаров, Мунк решил выплеснуть свои эмоции на полотно.

Существует версия, что «Крик»— частично плод психического расстройства художника. По некоторым данным, у Мунка был маниакально-депрессивный психоз, связанный с его сильными переживаниями в детстве — сначала умерла его мать, затем и его любимая сестра (ей он посвятит знаменитую картину «Больная девочка» ), а позже у другой сестры обнаружится шизофрения.

«Болезнь, безумие и смерть — черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», — написал Мунк о себе.

В те же годы он работал над похожими по настроению картинами, например, над «Тревогой» (1894), изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом, и «Вечером на улице Карла Иоанна» (1892). Многие искусствоведы считают, что, таким образом он пытался избавиться от «Крика» и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике.

Картина «Тревога»

«Вечером на улице Карла Иоанна»

На сайте «Энциклопедия искусства» говорится: «Мунк неустанно воспроизводил «Крик», словно таким образом пытаясь избавиться от него, — до тех пор, пока не прошёл курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это».

Критики и эксперты любят рассуждать на тему взаимоотношений Мунка с его знаменитой картиной и ее трактовок. Одни считает, что на ней изображена реакция человека, охваченного ужасом, на крик природы о помощи. Другие убеждены, что художник, как пророк, предвидел катастрофы и потрясения, которые ждали человечество в 20 веке – две мировые войны, холокост, ядерное оружие, экологические катастрофы, и изобразил ужас перед будущим, безысходность и невозможность их предотвратить.

«Крик» обращается к коллективному, бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциальное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание», — сказал сопредседатель совета директоров Sotheby’s Дэвид Норман накануне торгов 2012 года.

После прихода к власти Гитлера работы Мунка были признаны «дегенеративными» и запрещены. Норвежский судовладелец Олсен смог выкупить холсты Мунка у Германии и спасти их от уничтожения. У Томаса Олсена имелась и версия 1895 года, выполненная пастелью. Ему ее продал сам Мунк. Они не только жили по соседству, но и дружили.

Читать еще:  Где будет проходить евровидение в году.

В 2012 году этот вариант «Крика» был единственным, принадлежащим частному лицу, другие три принадлежат музем Норвегии. Ее владельцем был сын Томаса Олсена Петтер. В интервью газете New York Times он сказал «Крик — это уникальная картина. Ее знают все, но немногие видели ее собственными глазами. Стоя перед полотном, ощущаешь сильный страх. Оно действительно шокирует».

В 2012 году Петтер Олсен решил продать картину, которая ранее никогда не демонстрировалась широкой публике. «Крик» висел в столовой его дома вместе с другими работам Мунка, в том числе портретом его матери, выполненным художником в 1932 году. Свое решение расстаться с картиной Олсен объяснил так: «Владение столь ценным предметом искусства — это огромная ответственность». Вырученные деньги он решил потратить на строительство культурного центра в 25 милях к югу от Осло, где Мунк жил с 1910 по 1944 год до самой смерти, и привести в порядок дом и мастерскую художника для публичного посещения.

Перед началом торгов стоимость картины, которая, кстати, по-прежнему находилась в своей родной простой рамке, которую смастерил сам Мунк, оценивалась в 80 миллионов долларов. Всего за 12 минут цена выросла до 119,9 миллиона и тем самым установила абсолютный рекорд по стоимости когда-либо ранее проданных произведений искусства, побив рекорд картины Пабло Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст», которая была продана в 2010 году за 106,5 миллиона долларов. На тот момент «Крик» стал самой дорогой картиной в мире. На данный момент она занимает 6 место после «Трех набросков к портрету Люсьена Фрейда» Фрэнсиса Бэкона (продана в 2013 году за $142,4 млн), двух «Лежащей обнаженной» Амедео Модильяни (проданы в 2015 году за $170,4 млн и в 2018 году за $157,2), «Алжирских женщин» Пабло Пикассо (продана тоже в 2015 году за $179,3 млн) и, наконец, самой дорогой картины «Спасителю мира» Леонардо да Винчи, которую менее месяца назад российский бизнесмен Дмитрий Рыболовлев продал за $450,3 млн.

«Спаситель мира» Леонардо да Винчи

Первое время имя покупателя «Крика» скрывали. Позже стало известно, что это Леон Б. Мне кажется, это синхроничность – когда-то в Париже один Леон Б давал Мунку уроки рисования, а теперь другой Леон Б выкупил его картину по рекордной цене. В первом случае речь идет о французском живописце Леоне Бонне, а во втором о американском бизнесмене Леоне Блэке.

Вообще у «Крика» недобрая слава – с давних пор существуют слухи о том, что картины «Крик» связаны с проклятиями, но даже это не помешало его продаже. Хотя некоторые искусствоведы верят, что это не просто сплетни, а истории, подтвержденные фактами. Десятки людей, входившие в контакт с полотном, заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Поэтому многие посетители музея в Осло с опаской поглядывают на эти картины.

Три другие версии «Крика» не раз похищали из музеев. Правда, они всегда возвращались владельцам. Так, в 1994 году картина была украдена из Национальной галереи и несколькими месяцами позже была возвращена на своё место, а в 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были украдены из музея Мунка. Обе картины были возвращены в 2006 году. Они получили некоторые повреждения, но в мае 2006 году после реставрации снова были выставлены на показ.

«Мадонна»

Ко второй половине XX века «Крик» стал настолько известен, что на него даже появились пародии. Энди Уорхол выполнил серию принтов-копий «Крика» в нескольких цветах.

Исландский художник Эрро создал два коллажа, пародийно переиначивающих работу Мунка («Второй крик», 1967, и «Дин-дон», 1979). Этот образ много раз использовался в рекламе, комиксах, теле- и мультсериалах и кино. Внешность представителей инопланетной расы Тишина (Silence) из культового сериала «Доктор Кто» тоже была навеяна персонажем с картины Мунка. Репродукция картины использовалась для обложки книги Артура Янова «Первичный крик», в дизайне альбомов групп Morgen, Red Lorry Yellow Lorry, Clair Obscur и других.

Обложка книги «Первичный крик» Артура Янова

И, наконец, самая узнаваемая маска из ужастиков «Крик» появилась благодаря тому, что ее создатели были вдохновлены картиной Мунка.

Читать еще:  Пьер корнель пьесы. Корнель, пьер

В 1996 году триллер «Крик» наделал много шума. После выхода фильма появилось множество подобных ужастиков, да и у самого «Крика» вышло несколько продолжений. Интересно, что главную роль должна была исполнять Дрю Бэрримор, но в итоге рабочий график актрисы позволил ей сняться в этом проекте только в эпизодической роли. Также роль предлагалась Риз Уизерспун, которая, как я поняла, от нее отказалась, и в итоге звездой после выхода «Крика» проснулась канадская актриса Нив Кемпбелл.

Еще один интересный факт – на съемках этого фильма познакомились Кортни Кокс, сыгравшая журналистку и Дэвид Аркетт, брат актрис Патрисии и Розанны Аркетт. В итоге пара поженилась. И уже развелись.

Приятного пятничного вечера и отличных выходных!))

Картина Мунка Крик

Картина «Крик» Эдварда Мунка на сегодня считается одной из самых тревожных картин в истории живописи. На протяжении многих десятилетий она вызывает особые эмоции у зрителя и считается настоящим шедевром экспрессионизма.

Кто написал картину «Крик»

Картина, которая остаётся одной из самых странных и пугающих, была написана норвежским художником Эдвардом Мунком (1863-1944). Мунк стал одним из самых первых представителей экспрессионизма в живописи. За свою творческую жизнь написал немало картин, которые сегодня считаются бесценными произведениями искусства, однако именно картина, которую мы здесь рассматриваем, стала ключевой в его живописи, настоящей «визитной карточкой» художника, прославившей его на весь мир.

История написания картины «Крик»

Картина «Крик» была написана в 1893 году. Картон, масло, темпера, пастель. Размеры: 91 × 73,5 см. В настоящее время находится в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, Норвегия.

Изначально картина называлась «Крик природы», затем «Отчаяние» и только потом «Крик». Впервые была представлена в декабре 1893 года на выставке в Берлине. Тогда картина вызвала неоднозначную реакцию у зрителей. Большинство отзывались о картине с непониманием и даже осуждением. Стоит признать, что и сегодня, когда картина признана шедевром мирового значения, отношение к ней, как и ко многим произведениям авангардного искусства, остаётся неоднозначным. Одни видят в ней бушующее море эмоций и переживаний, особую красоту и мощь, а другие считают, что картина не стоит внимания.

Считается, что на картине представлен вид с холма Экеберг в Осло на Осло-фьорд.

Сам Эдвард Мунк рассказывал, что идея картины к нему пришла во время наблюдения кроваво-красного заката, когда он гулял с друзьями. Тогда его вдохновили ярко-красные цвета заката над тёмным фьордом: «я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Однако история создания картины не столь однозначная. Многие искусствоведы выдвигают свои точки зрения относительно истории задумки и создания картины.

Картина «Крик» описание

На картине мы можем увидеть написанные в экспрессионистской манере красные сполохи заката, иссине-чёрные цвета фьорда. На переднем плане находится нечто. Человекообразная фигура похожа на скелет, эмбрион и призрак одновременно. Это нечто прижимает руки к голове будто от страха и ужаса. Об этих же чувствах говорят широко раскрытые глаза и разинутый в крике рот. На заднем плане идут два человека.

В своей картине Мунк выразил своё впечатление страха перед ликом природы на закате. Сама природа будто бы кричит от ужаса, предрекая собой все трагедия и несчастья этого мира. Эмоции здесь выражены настолько ярко, что вызывают у зрителя самые глубокие переживания. Картина характеризуется беспросветным одиночеством и страшным отчаянием.

По поводу картины выдвигаются разные версии. Например, биограф Эдварда Мунка Сью Придо предположил, что на изображение отчаяния и ужаса Мунка подтолкнули располагающиеся близ этого места скотобойня и психиатрическая клиника, откуда доносились невыносимые крики животных и душевнобольных.

Также есть предположение, что яркий кроваво-красный закат, который наблюдал художник, был вызван извержением вулкана Кракатау, которое произошло в 1883 году.

Есть предположение и по поводу призрачной фигуры на переднем плане. Так, существует мнение, что это не просто фигура из головы и фантазии художника, а образ мумии, которую Мунк наблюдал на парижской выставке в 1889 году. Та самая мумия, которую мог увидеть художник, находится в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками.

Источники:

http://surzhyk.org/edvard-munk-krik/
http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/175402_vdokhnovlyayushciy-krik
http://art-assorty.ru/58727-kartina-munka-krik.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector