0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое увертюра определение кратко. П

что такое увертюра

5 ответов

Увертю́ра — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям

Оценка: 3.7 ( 11 голосов)

Как я помню музыкальное сопровождение к началу спектакля или , говоря по человечески музыкальное начало спектакля.

Вступление к спектаклю

Если кратко -вступление к опере или балету

Оркестровое вступление к спектаклю.

  • 1. Чайковский “Ромео и Джульетта”, история создания
  • 2. Северная Аврора – что это у Пушкина?
  • 3. Пухлой пеленою – что такое?
  • 4. Что такое рекультивация в географии?
  • 5. Что такое спряжение?
  • 6. Цель искусства, сочинение
  • 7. Повесть это… в литературе, определение слова

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. марьям дибиргаджиева 332
  2. 2. Игорь Проскуренко 316
  3. 3. Ольга Жаркова 254
  4. 4. Таня Хмелевская 243
  5. 5. Надежда Лопина 204
  6. 6. антон воевод 180
  7. 7. Елжан Джалшора 166
  8. 8. Лада Шадрова 151
  9. 9. Дмитрий Гагарин 138
  10. 10. Amir Abdulaev 128
  1. 1. Юлия Бронникова 16,560
  2. 2. Кристина Волосочева 16,445
  3. 3. Алина Сайбель 16,229
  4. 4. Ekaterina 16,171
  5. 5. Мария Николаевна 15,755
  6. 6. Лариса Самодурова 15,695
  7. 7. Darth Vader 15,311
  8. 8. Liza 14,940
  9. 9. TorkMen 14,651
  10. 10. Влад Лубенков 13,435

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Увертюра

(франц. ouverture, от лат. apertura — открытие, начало) — инстр. вступление к театр. спектаклю с музыкой (опера, балет, оперетта, драма), к вокально-инстр. произв. типа кантаты и оратории или к серии инстр. пьес типа сюиты, в 20 в. — также к кинофильмам. Особая разновидность У. — конц. пьеса с нек-рыми чертами театр. прототипа. Два осн. типа У. — пьеса, имеющая вступит. функцию, и самостоят. произв. с определ. образными и композиц. свойствами — взаимодействуют в процессе развития жанра (начиная с 19 в.). Общей особенностью является в той или иной степени выраженная театр. природа У., «соединение наиболее характерных черт замысла в наиболее ярком их виде» (Б. В. Асафьев, «Избранные труды», т. 1, с. 352).

История У. восходит к начальным этапам развития оперы (Италия, рубеж 16-17 вв.), хотя самый термин утвердился во 2-й пол. 17 в. во Франции и затем получил всеобщее распространение. Первой У. принято считать токкату в опере «Орфей» Монтеверди (1607), фанфарная музыка к-рой отразила старую традицию начинать спектакли призывными фанфарами. Позднее итал. оперные вступления, представляющие собой последование 3 разделов — быстрого, медленного и быстрого, под назв. «симфонии» (sinfonia) закрепились в операх неаполитанской оперной школы (А. Страделла, А. Скарлатти). Крайние разделы нередко включают фугированные построения, однако третий чаще имеет жанрово-бытовой, танц. характер, тогда как средний отличается певучестью, лиризмом. Подобные оперные симфонии принято называть итальянскими У. Параллельно во Франции развивался иной тип 3-частной У., классич. образцы к-рой были созданы Ж. Б. Люлли. Для франц. У. типично последование медленного, величавого вступления, быстрой фугированной части и завершающего медленного построения, сжато повторяющего материал вступления или напоминающего в общих чертах его характер. В нек-рых более поздних образцах завершающий раздел опускался, заменяясь каденционным построением в медленном темпе. Помимо франц. композиторов, тип франц. У. использовали нем. композиторы 1-й пол. 18 в. (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Г. Ф. Телеман и др.), предваряя ею не только оперы, кантаты и оратории, но и инстр. сюиты (в последнем случае название У. иногда распространялось на весь сюитный цикл). Ведущее значение сохраняла оперная У., определение функций к-рой вызывало много разноречивых мнений. Нек-рые муз. деятели (И. Маттезон, И. А. Шайбе, Ф. Альгаротти) выдвигали требование идейной и муз.-образной связи У. с оперой; в отд. случаях композиторы осуществляли подобного рода связь в своих У. (Гендель, особенно Ж. Ф. Рамо). Решающий перелом в развитии У. наступил во 2-й пол. 18 в. благодаря утверждению сонатно-симф. принципов развития, а также реформаторской деятельности К. В. Глюка, трактовавшего У. как «вступит. обзор содержания» оперы. Циклич. тип уступил место одночастной У. в сонатной форме (иногда с кратким медленным вступлением), обобщённо передававшей господствующий тон драмы и характер осн. конфликта («Альцеста» Глюка), что в отд. случаях конкретизируется использованием в У. музыки соответств. оперы («Ифигения в Авлиде» Глюка, «Похищение из сераля», «Дон Жуан» Моцарта). Значит. вклад в развитие оперной У. внесли композиторы периода Великой франц. революции, в первую очередь Л. Керубини.

Читать еще:  «Человек-паук. Нуар»: обзор комикса

Исключит. роль в развитии жанра У. сыграло творчество Л. Бетховена. Усилив муз.-тематич. связь с оперой в 2 наиболее ярких вариантах У. к «Фиделио», он отразил в их муз. развитии важнейшие моменты драматургии (более прямолинейно в «Леоноре No 2», с учётом специфики симф. формы — в «Леоноре No 3»). Подобный тип героико-драм. программной увертюры Бетховен закрепил в музыке к драмам («Кориолан», «Эгмонт»). Нем. композиторы-романтики, развивая традиции Бетховена, насыщали У. тематизмом оперы. При отборе для У. наиболее важных муз. образов оперы (часто — лейтмотивов) и при соответствии её симф. развития общему ходу оперного сюжета У. становится относительно самостоятельной «инструментальной драмой» (напр., У. к операм «Вольный стрелок» Вебера, «Летучий голландец» и «Тангейзер» Вагнера). В итал. музыке, в т. ч. у Дж. Россини, в основном сохраняется старый тип У. — без непосредств. связи с тематизмом и сюжетным развитием оперы; исключение составляет У. к опере Россини «Вильгельм Телль» (1829) с её слитно-сюитной композицией и обобщением важнейших муз.-образных моментов оперы.

Достижения европ. симфонизма в целом и, в частности, рост самостоятельности, концепционной законченности оперных У. способствовали возникновению её особой жанровой разновидности — концертной программной У. (важную роль в этом процессе сыграли произв. Г. Берлиоза и Ф. Мендельсона-Бартольди). В сонатной форме таких У. заметна тенденция к развёрнутому симф. развитию (ранее оперные У. нередко писались в сонатной форме без разработки), что в дальнейшем привело к появлению жанра симфонической поэмы в творчестве Ф. Листа; позднее этот жанр встречается у Б. Сметаны, Р. Штрауса и др. В 19 в. получают распространение У. прикладного характера — «торжественные», «приветственные», «юбилейные» (один из первых образцов — «Именинная» увертюра Бетховена, 1815). Жанр У. явился важнейшим источником симфонизма в рус. музыке до М. И. Глинки (в 18 в. увертюры Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, в нач. 19 в. — О. А. Козловского, С. И. Давыдова). Ценный вклад в развитие разл. видов У. внесли М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев и др., к-рые создали особый тип национальной характеристической У., часто с использованием народных тем (например, «испанские» увертюры Глинки, «Увертюра на темы трёх русских песен» Балакирева и др.). Эта разновидность продолжает развиваться в творчестве советских композиторов.

Читать еще:  Самое чистое в мире море. Самая прозрачная вода

Во 2-й пол. 19 в. к жанру У. композиторы обращаются значительно реже. В опере её постепенно вытесняет более краткое, не основанное на сонатных принципах вступление. Оно обычно выдержано в одном характере, связано с образом одного из героев оперы («Лоэнгрин» Вагнера, «Евгений Онегин» Чайковского) или в чисто экспозиционном плане знакомит с несколькими ведущими образами («Кармен» Визе); сходные явления наблюдаются и в балетах («Коппелия» Делиба, «Лебединое озеро» Чайковского). Вступит. часть в опере и балете этого времени часто называется вступлением, интродукцией, прелюдией и т. д. Идея подготовки к восприятию оперы вытесняет идею симф. пересказа её содержания, об этом неоднократно писал Р. Вагнер, постепенно отошедший в своём творчестве от принципа развёрнутой программной У. Однако наряду с короткими вступлениями отд. яркие образцы сонатной У. продолжают появляться в муз. театре 2-й пол. 19 в. («Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, «Сила судьбы» Верди, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина). Основываясь на закономерностях сонатной формы, У. превращается в более или менее свободную фантазию на темы оперы, иногда типа попурри (последнее более типично для оперетты; классич. образец — «Летучая мышь» Штрауса). Изредка возникают У. на самостоят. тематич. материале (балет «Щелкунчик» Чайковского). На конц. эстраде У. всё чаще уступает место симф. поэме, симфонической картине или фантазии, но и здесь конкретные особенности замысла иногда вызывают к жизни близкий театр. разновидностям жанр У. («Родина» Бизе, У.-фантазии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» Чайковского).

В 20 в. У. в сонатной форме встречаются редко (напр., увертюра Дж. Барбера к «Школе злословия» Шеридана). Конц. разновидности, однако, продолжают тяготеть к сонатности. Среди них наибольшее распространение имеют нац.-характеристич. (на нар. темы) и торжественные У. (образец последней — «Праздничная увертюра» Шостаковича, 1954).

Литература: Sеrоff A., Der Thcmatismus der Leonoren-Ouvertьre. Eine Beethoven-Studie, «NZfM», 1861, Bd 54, No 10-13 (рус. пер. — Тематизм (Thematismus) увертюры к опере «Леонора». Этюд о Бетховене, в кн.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895, то же, в кн.: Серов А. Н., Избр. статьи, т. 1, М. -Л., 1950); Игорь Глебов (Б. В. Асафьев), Увертюра «Руслан и Людмила» Глинки, в кн.: Музыкальная летопись, сб. 2, П., 1923, то же, в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 1, М., 1952; его же, О французской классической увертюре и в особенности об увертюрах Керубини, в кн.: Асафьев Б. В., Глинка, М., 1947, то же, в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 1, М., 1952; Кенигсберг A., Увертюры Мендельсона, М., 1961; Крауклис Г. В., Оперные увертюры Р. Вагнера, М., 1964; Цендровский В., Увертюры и вступления к операм Римского-Корсакова, М., 1974; Wagner R., De l’ouverture, «Revue et Gazette musicale de Paris», 1841, Janvier, Ks 3-5 (рус. пер.- Вагнер Р., Об увертюре, «Репертуар русского театра», 1841, No 5; то же, в кн.: Рихард Вагнер. Статьи и материалы, М., 1974); Botstiber H., Geschichte der Ouvertьre und der freien Orchesterformen, Lpz., 1913; Masson P. M., L’Opйra de Rameau, P., 1930; List1 P., C. M. von Weber als Ouvertьrenkomponist, Wьrzburg, 1936; Sandfоrd G. Th., The ouvertьres of H. Berlioz: a study in. musical style, Toronto, 1964.

Читать еще:  Тема урока: "И.С. Тургенев

Увертюра

Увертю́ра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке.

В истории оперы увертюры писались поначалу для того, чтобы дать публике время занять места в зале. Во времена Моцарта традиция изменилась, и увертюра стала полноправной частью композиции. Многие композиторы использовали в увертюре мелодии из оперы, для которой увертюра писалась. Рихард Вагнер и Иоганн Штраус-младший делали свои увертюры программными, то есть передавали в них, вкратце, сюжет последующего драматического действия.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Увертюра» в других словарях:

увертюра — ы, ж. ouverture f., > нем. Ouvertüre. 1. един., воен. Незанятое противником пространство; промежуток, проход. Кавалерия правого крыла имеет быть постирована от Флемгудена к Швартенбергу и Кронсгагену, дабы она у Кварнбека через увертуру… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

УВЕРТЮРА — (фр. ouverture, от ouvrir открывать). Симфония, служащая началом или как бы введением в оперу или балет. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УВЕРТЮРА вступительная часть какого нибудь музыкального… … Словарь иностранных слов русского языка

увертюра — См … Словарь синонимов

УВЕРТЮРА — УВЕРТЮРА, увертюры, жен. (франц. ouverture, букв. открытие) (муз.). 1. Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету. 2. Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

увертюра — УВЕРТЮРА, ы, ж. Сверхурочная работа. Крутить увертюру работать сверхурочно. Возм. от общеупотр. «увертюра» оркестровое вступление к опере, балету и т. п., одночастное музыкальное произведение; Возм. также окказиональное наложение англ. overtime… … Словарь русского арго

УВЕРТЮРА — (французское ouverture, от латинского apertura открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету (смотри Интродукция), оперетте, драматическому спектаклю, оратории. В 19 20 вв. также оркестровая пьеса, близкая симфонической поэме … Современная энциклопедия

УВЕРТЮРА — (франц. ouverture от лат. apertura открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п. (часто в сонатной форме), а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера … Большой Энциклопедический словарь

Увертюра — (иноск.) начало (намекъ на увертюру введеніе, начало оперы). Ср. Ну, вотъ, и разскажите всю эту увертюру (вашей жизни): какого вы роду и племени и что вы занапрасно терпѣли. Лѣсковъ. Полунощники. 3. Ср. Въ увертюрѣ замѣтно притязаніе живописать… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

УВЕРТЮРА — УВЕРТЮРА, ы, жен. 1. Оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, фильму. Оперная у. 2. Одночастное музыкальное произведение (обычно относящееся к программной музыке). | прил. увертюрный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И … Толковый словарь Ожегова

УВЕРТЮРА — жен., франц. музыка для оркестра, перед начало, открытием зрелища. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

УВЕРТЮРА — «УВЕРТЮРА», Украина, АЭРОСИСТЕМЫ/АВГУСТ, 1994, цв., 45 мин. Фильм балет. Балетная феерия на темы зарождения стихий в начале времен. В ролях: Софья Штейнбак, Юлия Штейнбак, Яна Штейнбак, Зиновий Гердт (см. ГЕРДТ Зиновий Ефимович), Махмуд Эсамбаев… … Энциклопедия кино

Источники:

http://obrazovaka.ru/question/chto-takoe-uvertyura-29522
http://gufo.me/dict/music_encyclopedia/%D0%A3%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%B0
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/104523

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector