19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое пейзаж в литературе. Пейзаж в литературе

Что такое пейзаж в литературном произведении? Какие функции он выполняет? Назовите типы пейзажей в литературных произведениях. Приведите примеры.

3 ответа

М. Н. Эпштейн, известный литературовед XX-XXI вв. считает, что литературные пейзажи могут классифицироваться по 4 основополагающим признакам (создано на основе поэтических произведений): 1. Сезонность и ландшафтность (например, зимний горный, весенний степной). 2. Масштабность (например, сельский, городской, национальный, планетарный). 3. Принадлежность к жанру и стилю (например, захватывающий или незаметный, пустынный или живой, унылый или буйный). 4. Особняком стоят фантастический и идеальный пейзаж. В литературоведении существует несколько других классификаций пейзажей. Традиционное деление пейзажей на типы: 1. Лирический. К сюжету не имеет прямого отношения. Создается метафоричностью, риторическими приемами и гиперболизацией. Делится на два подтипа: — собственно лирический (выражает чувства повествователя); — настроения (создает у читателя эмоциональный фон). 2. Пейзаж действия. Отражает внутренний мир героев и развивается вместе с фабулой. Характеризуется и персонажем, и повествователем. 3. Самоценный. Призван создавать иллюзию реальности. Широко распространен в романтизме. 4. Символичный. Обобщенный пейзаж без локализации. Яркий пример – целина в романе М. Шолохова «Поднятая целина».

Пейзаж в литературном произведении представляет собой образ окружения героя, любого открытого пространства. Способ изображения пейзажа и его характер – принципиальные моменты для произведения. Пейзаж является способом раскрытия души героя или его мировосприятия. Например, Татьяна в «Евгении Онегине» А. Пушкина, посредством описания русской природы, предстает перед читателем барышней с «русскою душою». Дискуссионные беседы о природе Аркадия и Базарова в «Отцах и детях» И. Тургенева на фоне прекрасного пейзажа подчеркивают эстетическую значимость окружающего мира. И. Тургенев использует пейзаж как аргумент и контраргумент в разговорах героев. Функции пейзажа в литературе: 1. Выступает одним из элементов формирования образа персонажа. 2. Характеризует местность и особенности колорита. 3. Представляет фон, на котором развиваются события. 4. Выступает «зеркалом» душевного состояния героев: подчеркивает или демонстрирует эмоциональную картину. 5. Представляет собой источник философских размышлений автора. 6. Указывает на специфичность восприятия мира персонажем или самим автором. 7. Выступает призмой при размытости границ между природным и человеческим. 8. Характеризует социальные условия существования персонажей. 9. Символизирует фабульные и сюжетные особенности.

Слово «пейзаж» переводится с французского как «местность». В литературном произведении представляет собой описание окружающей природы, в которой происходит фабульное действие. Как правило, пейзаж имеет прямое отношение к конкретному персонажу или группе персонажей, отражая их душевное состояние или контрастируя с ним. Функции пейзажа классифицируются в зависимости от объекта описания, литературного стиля и особенностей образного отражения жизни в произведении. Например, в сентиментализме персонажи «живут» среди умиротворенных пейзажей, в романтизме природа отражает страстные переживания героев, а в модернизме и импрессионизме часто становится отдельным действующим лицом. Пример пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса . стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей.

Пейзаж в литературном произведении.
материал (9 класс) по теме

Виды и функции пейзажа в литературном произведении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Пейзаж — изображение картин природы в литературном произведении.

Неразрывная связь человека с природой всегда волновала художников. Поэтому пейзажу в литературе отводится особое, почетное место.

В литературе пейзаж — одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления (романтический пейзаж, сентименталистский пейзаж, натуралистический или символистический пейзаж и т.д.)

или жанра ( городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж и т.п.),

так и целям автора : раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения, отразить загадку природы и ее отчужденность от цивилизации и т.д.

Лирический пейзаж
(не связан напрямую с развитием сюжета)

Собственно лирический (выражение чувств автора)

Пейзаж настроения (обращение к эмоциям читателя; использование литературных реминисценций)

Метафоричность и гиперболизация.

Использование риторических приёмов и ритмизированной прозы.

Создает атмосферу, настроение.

Пейзаж, необходимый для развития действия

Сопровождает развитие внешних событий.

Играет роль в духовной жизни персонажей.

Исследовательский подход «натуральной школы»

Экзотический пейзаж романтиков

Создание иллюзии достоверности, реальности.

Предельно обобщенный пейзаж

Поднятая целина в р-не М.Шолохова

Создание вымышленного художественного мира.

Сны и иллюзии персонажей

Салтыков-Щедрин, Н.Г. Чернышевский
Ф.М. Достоевский

Пейзаж (по объекту изображения)

а) Необходимый для характеристики персонажа («Подросток» Достоевского)

б)необходим для развития действия

в) Лирический (Москва в «Евгении Онегине»)

г) Вымышленный («История Одного города»Салтыкова-Щедрина

Пейзаж в литературном произведении

  1. 1)способствует созданию образа лирического героя;

2) служит одним из средств создания местного колорита;

3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;

4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;

5) является источником философских рассуждений писателя;

6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;

Читать еще:  Стивен кинг зеленая. Зеленая миля (книга)

7) служит средством характеристики социальных условий жизни;

8) может приобретать символическое значение.

Пейзаж как средство создания характеристики

Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определенный момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало ясно, что пугачевцы Гринева не казнят).

Характеристика места и времени сюжетного действия,.

Пейзаж, открывающий повествование, “привязывает” его к определенному месту (России, Италии, городу или деревне) и времени (историческому и природному). Так, пейзаж осуществляет ввод читателя в художественный мир. (“Рудин” Тургенева: “Было тихое летнее утро. Солнце уже давно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из давно проснувшейся долины веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали весенние птички…”

Пейзаж в начале произведения создает определенный эмоциональный настрой у

читателя. Иногда пейзаж в начале произведения играет роль экспозиции, намечает

проблематику. Например, 3 глава “Отцы и дети” Тургенева – безотрадная картина пореформенной России.

Психологическая функция пейзажа

Cостоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа).

Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”.

В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.

Пейзаж как средство выражения авторской позиции

Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя.

Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении.

В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.

План анализа пейзажа в литературном произведении

1/ Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения.

2/ Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления).

3/ В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор.

4/ Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности.

5/ Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа.

6/ Выявить отношение психологизма и изобразительности.

7/ Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в .

Данная презентация может помочь учителю при объяснении темы » Роль пейзажа в художественном произведении».

Как правило, о роли пейзажа в худо­жественном произведении мы говорим с учащимися еще в среднем звене, во вре­мя изучения повести А.С.Пушкина «Дуб­ровский», затем, обращаясь к тургенев­ской «Асе», к п.

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве.

Создание сочинения-описания на основе произведений разных видов искусств.

Наши ребята любят все таинственное, любят искать вопрос, спрятанный в кабинете, чтобы потом ответить на него. Всё зависит от мастерства человека, который прячет вопрос: долго ли продлятся поиски.Мы бы.

Виды и функции пейзажных описаний в литературе

Рубрика: 1. Общие вопросы литературоведения. Теория литературы

Дата публикации: 03.06.2017

Статья просмотрена: 6612 раз

Библиографическое описание:

Воронин Р. А. Виды и функции пейзажных описаний в литературе [Текст] // Филология и лингвистика в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12589/ (дата обращения: 11.02.2020).

В настоящее время объектом значительного числа филологических работ становится литературный пейзаж как комплексный художественный феномен, рождающийся на пересечении культурно-специфического и индивидуально-авторского видения природы. В данной статье представлен обзор основных подходов к классификации многообразия литературных пейзажей, а также описаны ведущие функции литературных пейзажей в произведении.

Ключевые слова: пейзаж, литературный пейзаж, классификация, функция

1. Виды литературного пейзажа

Литературный пейзаж можно трактовать как создаваемое при помощи языковых средств визуальное или мультисенсорное (при обязательном наличии визуального компонента) изображение первозданного или содержащего следы человеческого присутствия открытого природного пространства, несущее информационную и эмоционально-эстетическую нагрузку [3; 2].

Как мы можем видеть из данного определения, литературный пейзаж как художественное явление глубок и многогранен, поэтому в научной литературе неоднократно предпринимались попытки создания классификаций литературных пейзажей по различным основаниям. Рассмотрим наиболее часто упоминаемые из таких классификаций.

Одной из наиболее часто встречающихся является классификация пейзажей по локальному признаку, то есть по географическому расположению изображаемых природных объектов или общему характеру местности [6, с. 30]. По данному критерию выделяют такие пейзажи, как степной, лесной, морской (марина), горный, городской/урбанистический, деревенский и так далее [6, с. 30]. По сезонному критерию пейзажи легко поделить на весенний, летний, осенний и зимний. Темпоральный критерий, то есть учёт времени суток, позволяет говорить об утреннем, дневном, вечернем и ночном пейзажах [6, с. 30].

Литературные пейзажи могут также классифицироваться с учётом позиции, которую они занимают в структуре и композиции художественного произведения. На основании этого признака выделяют инициальные, интертекстуальные и финальные пейзажи [11; 15].

Читать еще:  Что значит фулл в аниме. Термины аниме

Интерес представляет классификация литературных пейзажей, построенная на базе анализа объёма и локального расположения пейзажа в тексте. В данном случае выделяются следующие виды пейзажей: контурный, или штриховой (пейзаж представляет собой краткое описание, к которому автор обращается лишь единожды); дисперсивно-штриховой (несколько штриховых пейзажных описаний распределены по всему произведению); компактно-дескриптивный (пейзаж представлен одной объёмной текстовой единицей); дисперсивно-дескриптивный (по всему повествованию рассеяны подробные ёмкие пейзажные описания) [1, с. 190–194; 5].

Одним из наиболее содержательных критериев для выделения пейзажа служит также его жанровая принадлежность. Так, можно говорить о лирическом, драматическом, идиллическом, историческом, утопическом пейзажах [6, с. 31]. Возможно также выделение описаний природы по их принадлежности к произведениям, созданным в рамках того или иного художественного метода — сентименталистский, романтический и реалистический пейзажи [6, с. 31].

Наряду с упомянутыми классификациями пейзажа, носящими более или менее универсальный и общепризнанный характер, существует и ряд индивидуально-авторских типологий.

Так, К. В. Пигарев, избирая в качестве основы классификации пейзажей жанровый и идейно-тематический признаки, рассматривает такие виды пейзажных описаний, как эпические, драматические, лирико-психологические, социально-направленные, исторические, национальные и философские. По мнению учёного, выделять типы пейзажей следует в зависимости от того, какие характеристики являются преобладающими в том или ином образе природы [12, с. 8].

Е. Н. Себина в зависимости от предмета и фактуры описания предлагает разграничивать следующие виды пейзажа: деревенский и городской/урбанистический, степной, морской, лесной, горный, северный и южный, а также экзотический, контрастным фоном для которого служит флора и фауна родной автору местности [13, с. 272].

Развёрнутую классификацию пейзажей предлагает М. Н. Эпштейн в работе, посвящённой системе пейзажных образов в русской поэзии [16]. Среди эстетических разновидностей пейзажа исследователь выделяет идеальный, бурный и унылый пейзажи. Идеальный пейзаж сформировался в рамках античной литературы и впоследствии постоянно развивался и трансформировался. Неотъемлемыми составляющими идеального пейзажа являются ветерок, источник воды, цветы, деревья и птицы, вместе образующие то, что в латинской терминологии обозначается как locus amoenus, то есть приятноеместо [16, с. 131]. Бурный, или грозный, пейзаж отличается динамикой и смещением основных его составляющих частей с привычных позиций, в чём находит выражение непреодолимое могущество сил природы. Унылый, или мрачный, пейзаж ориентирован на трансляцию грустно-мечтательных мотивов, составляющих жанровую особенность элегии [16, с. 148].

Наряду с эстетическими разновидностями пейзажа М. Н. Эпштейн выделяет национальный и экзотический пейзажи, а также зимний и летний пейзажи. Особой разновидностью пейзажа являются фантастические пейзажи, передающие максимальную степень эмоциональной насыщенности [16].

По мнению Н. Мурадалиевой, на основании объёма и функциональной нагрузки следует различать три типа пейзажа: пейзажную деталь, пейзажную картину и пейзажное произведение. Пейзажная деталь не составляет объекта изображения, а является средством изображения. Как правило, под ней подразумевается какой-либо троп, выражающий эстетическую оценку и позицию автора. Пейзажная картина есть пейзаж в традиционном понимании, то есть является самоценным объектом описания. Что касается пейзажного произведения, оно представляет собой самостоятельную жанровую форму в поэзии [11].

Р. С. Луценко в основу своей классификации кладёт степень полноты и развёрнутости пейзажа, выделяя пейзажный штрих (упоминание элемента пейзажа без дальнейшей конкретизации и детализации), пейзажное вкрапление (более протяжённое по сравнению с пейзажным штрихом описание отображаемой местности), пейзажный сюжет (пространные описания составляющих пейзаж элементов) и пейзажную зарисовку (полноценное описание местности, которое может корректировать архитектонику произведения, замедляя повествование и реализуя функцию ретардации) [9, с. 11].

Пейзажи также можно классифицировать на основании родов литературы, в которых они фигурируют. Так, лирический пейзаж отличается значительной психологической нагрузкой, он подчёркнуто экспрессивен и часто символичен: при его создании часто используются психологический параллелизм, персонификации, метафоры и другие тропы [13]. Кроме того, в некоторых произведениях пейзажные описания могут выходить на передний план и приобретать самоценность [4]. В произведениях эпического характера пейзаж может изображать часть действительности как фон разворачивающихся действий, либо быть самостоятельным объектом изображения. Кроме того, в эпосе пейзажные описания часто выполняют сюжетную функцию, влияя на ход событий. Что касается драматического пейзажа, он по сравнению с лирическим и эпическим пейзажами обычно значительно редуцирован [13], а функцию фактографического описания выполняют образы замкнутого пространства.

Очевидно, что сегодня в науке отсутствует единая исчерпывающая классификация литературных пейзажей, что объясняется комплексностью и многоликостью пейзажа как жанра словесного искусства и возможностью различных подходов к его изучению.

2. Функции литературного пейзажа

Как отмечает Л. М. Крупчанов, пейзаж как один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения выполняет многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), метода писателя, а также рода и жанра произведения [7]. Действительно, в художественном произведении картины природы появляются неслучайно и всегда несут значительную смысловую нагрузку, обычно выступая либо в качестве эмоционально насыщенного фона разворачивающихся действий, либо как форма отражения внутреннего мира автора или персонажа. Однако этим перечень выполняемых пейзажем в структуре литературного произведения функций не исчерпывается. Рассмотрим подробнее наиболее значимые функции пейзажа.

  1. Большинство исследователей ведущей функцией пейзажа в литературном произведении считают психологическую функцию [6, с. 37; 8, с. 138; 14, с. 161; 13, с. 268]. Данная точка зрения представляется вполне правомерной, поскольку пейзаж по своей природе антропоцентричен и выступает не как цель, а как средство характеристики персонажа и его состояния [8, с. 138]. Искусно созданный пейзаж позволяет передать душевное состояние героя, в некоторой степени постичь его внутренний мир, эмпатически прочувствовать испытываемые им эмоции. Кроме того, пейзаж может оказывать психологическое воздействие на читателя, настраивая его на определённую эмоциональную волну восприятия художественного текста.
  2. Одной из ведущих функций пейзажа является хронотопическая функция, состоящая в указании на место и время действия, а также на обстановку действия [13, с. 265; 14, с. 160]. Пейзаж в данном случае служит для читателя своеобразным ориентиром, благодаря которому можно наглядно представить, где и когда разворачиваются описываемые события.
  3. Функция развития действия [7, с. 233], или сюжетной мотивировки, заключается в том, что отражённые в пейзажных описаниях природные и в особенности метеорологические явления могут потенциально направить развитие сюжета в ту или иную сторону, послужить переломным моментом повествования, мотивировав героев на то или иное действие. Пейзаж также может на некоторое время прерывать повествование, предоставляя читателю обдумать происходящие в произведении события и осознать их глубину и значимость [10, с. 15].
  4. Пейзаж может выполнять функцию акцентуации кульминации. Подобная функция свойственна пейзажам, которые вводятся в текст в самый торжественный и важный момент и, тем самым, придают своеобразие композиции произведения [10, с. 15].
  5. Нередко пейзаж выступает как форма присутствия автора [13, с. 268]. Являясь продуктом субъективного творчества, пейзаж не может не выражать позицию автора, его отношение к происходящему и оценку разворачивающихся событий.
  6. Идейно-художественная функция пейзажа состоит в выражении философских, социальных, эстетических и этических взглядов. Пейзаж как полноценный компонент произведения принимает участие в раскрытии его темы и идейного содержания. Созерцание и вдумчивый анализ видов природы побуждают автора и его героев к размышлению о различных аспектах природы и её взаимоотношений с человеком. Так, предметом рассуждения может становиться роль природы в жизни человека, первопричина природы, соотношение жизни и смерти, проблемы природопользования и защиты природы, законы взаимоотношений в природной и человеческой среде и так далее. Как отмечает С. В. Зеленцова, в подобных рассуждениях раскрывается не только система представлений автора и персонажей, их взгляд на мир, но и идейно-художественный уровень произведения в целом [6, с. 38].
  7. Функция создания национального колорита заключается в том, что пейзаж редко носит максимально отвлечённый характер, изображая, как правило, виды конкретной географической местности и обладая поэтому национальным своеобразием. Примечательно, что художественное воссоздание свойственных определённой территории природных особенностей может становиться выражением патриотических чувств [13, с. 269].
  8. Следует также выделить эстетическую функцию пейзажей, состоящую в отражении глобальных представлений о мире природы в целом, который во все времена рассматривался как мерило ценностей и категорий прекрасного, возвышенного [5, с. 64].
Читать еще:  В какой стране находится бавария. Бавария — Bayern

Итак, литературный пейзаж предстаёт как пёстрый многофункциональный феномен, впечатляющий своей полифоничностью. Несомненно, дальнейшие исследования различных аспектов литературного пейзажа являются в высшей степени перспективными.

  1. Боева, Н. Б. Особенности синтаксической организации пейзажных контекстов в современных английских и американских рассказах // Научная мысль Кавказа. — 2004. — № 12. — С. 190–194.
  2. Воронин, Р. А. Арктический пейзаж в произведении Джека Лондона «Белый клык» // Актуальные проблемы современной науки. — 2016. — С. 5–9.
  3. Воронин, Р. А. Пейзаж как объект филологического исследования // Актуальные проблемы современной науки. — 2015. — С. 165–167.
  4. Горкин, А. Н. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн, 2006. — 984 с.
  5. Гостева, Т. Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX-XXI вв.: дис. на соискан. учён. степ. канд. филол. наук. — Барнаул, 2007. — 237 с.
  6. Зеленцова, С. В. Функции пейзажа в малой прозе И. А. Бунина: на материале произведений 1892–1916 гг.: дис. на соискан. учён. степ. канд. филол. наук. — Орёл, 2013. — 192 с.
  7. Крупчанов, Л. М. Введение в литературоведение: учеб. пособие. — М.: Оникс, 2005. — 413 с.
  8. Кухаренко, В. А. Интерпретация текста: учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  9. Луценко, Р. С. Концепт «пейзаж» в структуре англоязычного прозаического текста: автореф. дис. на соискан. учён. степ. канд. филол. наук. — Саранск, 2007. — 21 с.
  10. Мельникова, Л. В. Пейзаж как средство воплощения эстетического идеала в поэзии М. В. Ломоносова // Пейзаж как развивающаяся форма авторской концепции. — М., 1984. — С. 3–17.
  11. Мурадалиева, Н. Романтический пейзаж в литературе. — Баку: Язычы, 1991. — 204 с.
  12. Пигарев, К. В. Русская литература и изобразительное искусство: очерки о русском национальном пейзаже середины XIX в. — М.: Наука, 1972. — 125 с.
  13. Себина, Е. Н. Пейзаж // Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др. / под ред. Л. В. Чернец. — М.: Высшая школа, 2004. — С. 264–275.
  14. Тамарченко, Н. Д. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. — М.: Издательство Кулагиной, 2008. — 358 с.
  15. Толова, Г. Н. Пейзаж в литературе и искусстве // Пейзаж в литературе и живописи. — Пермь: Издательство Пермского государственного педагогического института, 1993. — 52 с.
  16. Эпштейн, М. Н. Природа, мир, тайник вселенной: система пейзажных образов в русской поэзии. — М.: Высшая школа, 1990. — 303 с.

Источники:

http://spravochnick.ru/vopros/3566/
http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2012/10/28/peyzazh-v-literaturnom-proizvedenii
http://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12589/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector